В помощь педагогу

Кирилова Инна Андреевна

Полезная информация для педагогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие активного словаря дошкольников посредством дидактических игр.



Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем больше его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Целью  работы по развитию речи детей дошкольного возраста является становление начальной коммуникативной компетентности ребенка.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте»

 Для создания оптимальных условий развития активного словаря детей дошкольного возраста, мы используем проекты, которые проводятся как увлекательная игровая, творческая деятельность. Речевое развитие в интеграции с другими образовательными областями позволяет развивать в единстве речевую, познавательную активность, творческие способности, навыки общения, эмоциональную отзывчивость детей, формируются нравственные привычки, создается возможность для проявления инициативы, самостоятельности, активности при решении игровых задач, выполнении игровых действий.

Кроме речевого развития, в игре осуществляется познавательное развитие, поскольку она способствует расширению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления.

В реализации проектов принимают участие воспитатели, специалисты ДОУ, дети и родители, так как в речевом развитии ребенка они играют колоссальную роль.

Специально для родителей разработала и подобрала цикл консультаций, которые помогают родителям узнать о разнообразии дидактических игр и их значимости в речевом развитии дошкольников: «Речевая азбука для родителей и дошкольников», «Играйте вместе с детьми»,  «Пальчиковые игры», «Давайте поиграем» и другие.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка, и эффективным средством умственного развития.

 Игры и занятия  начинаются с артикуляционных упражнений, проговаривания всевозможных скороговорок, чистоговорок, рифмованных строчек для развития речевого аппарата. Используя метод проектов, мы с детьми познакомились с разнообразием дидактических игр и создали новые.

Таким образом, у нас обновились игры по следующим направлениям: Игры с игрушками или с картинками. Из мелких игрушек и картинок, принесенных детьми, создаются игры и т.п.

 Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством; совершенствуют умение сравнивать, классифицировать, устанавливать последовательность в решении задач. Лексико-грамматические и словесные игры.

Среди словесных игр много народных, связанных с потешками и прибаутками, загадками и перевертышами.

Игры – путешествия и игры – поручения усиливают впечатление, обращают внимание детей на то, что находится рядом, обостряют наблюдательность, активизируют умение преодолевать трудности.

Игры-загадки развивают способность к анализу, обобщению, формируют умение рассуждать, делать выводы. Все дети любят загадки, с восторгом стараются их разгадать. Поэтому я предлагала детям игры, где требуется отгадать различные загадки. И совсем не важно, что некоторые из них не отгадываются детьми самостоятельно. Ведь главное в загадках, то, что они развивают воображение, помогают освоить умение характеризовать кого - либо или что - либо, формируют быструю реакцию на слово.

Настольные печатные игры уточняют и расширяют представления детей об окружающем мире, систематизируют знания, развивают мыслительные процессы. В результате проектной деятельности дети активно принимают участие в создании самодельных игр, поэтапно распределяя свою работу и ставя перед собой определённые задачи.

Игры – беседы. В основе их лежит общение. Основным является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность. Игра – беседа предъявляет требования к активизации эмоциональных и мыслительных процессов. Она воспитывает умение слушать вопросы и ответы, сосредоточить внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать свои суждения. В своей работе  использую презентации и картотеки бесед, которые создаются в соответствии с календарно – тематическим планом.

 В процессе изготовления уже идет работа над развитием активного словаря, мы с детьми вспоминаем и придумываем загадки, считалочки. Чтобы привлечь их внимание к игре используем сюрпризный момент, интригующий вопрос, сговор на игру, напоминание об игре, в которую дети охотно играли раньше. Чтобы игра была успешной и решала поставленные дидактические задачи, мы всегда участвуем в ходе игры (отмечаем удачные решения, поддерживаем шутку, подбадриваем неуверенных в своих силах). Речь – инструмент развития высших отделов психики растущего человека. По мере развития ребёнка увеличивается его пассивный и активный словарь, увеличивается потребность в общении со взрослыми и сверстниками, что стимулирует развитие у него речевых навыков. Поскольку игра является ведущей деятельностью дошкольника, в развитии словаря ребенка необходимо использовать различные дидактические игры, в ходе которых происходит обогащение, закрепление и активизация словаря дошкольников. К концу дошкольного возраста ребёнок достигает такого уровня речевых умений и навыков, который обеспечивает ему необходимое структурное и смысловое оформление высказываний в разных формах, что способствует развитию его интеллекта и высших эмоций, готовит почву для успешного его учения в школе, для творческой и трудовой деятельности.

Использование дидактических игр при развитии речи в дошкольном возрасте является актуальным в связи с тем, что игра, являясь простым и близким ребенку способом познания окружающей действительности.

В дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. Дидактическая игра выступает одновременно как вид игровой деятельности и форма организации взаимодействия педагога с ребенком. В этом и состоит ее своеобразие.

Таким образом, использование дидактических игр в работе, способствуют и развитию речевой активности детей, и повышению результативности работы, а также обеспечивается психологический комфорт; дети запоминают большое количество речевого материала и активизируются высшие психические функции .

Закончить хочется словами Сухомлинского «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается жизненный поток представлений, понятий.



Предварительный просмотр:

«Использование игровой технологии в образовательном процессе»

 «Ребенок должен играть,

  даже когда делает серьезное дело.

 Вся его жизнь – это игра»

А.С. Макаренко

Игровые технологии - являются фундаментом всего дошкольного образования. В свете ФГОС личность ребенка выводится на первый план и все дошкольное детство должно быть посвящено игре.

Виды педагогических игр очень разнообразны. Они могут различаться:

По виду деятельности - двигательные, интеллектуальные, психологические и т. д.;

По характеру педагогического процесса - обучающие, тренировочные, контролирующие, познавательные, воспитательные, развивающие, диагностические.

По характеру игровой методики - игры с правилами; игры с правилами, устанавливаемыми по ходу игры; игры, где одна часть правил задана условиями игры, а устанавливается в зависимости от её хода.

По содержанию - музыкальные, математические, социализирующие, логические и т. д.

По игровому оборудованию - настольные, компьютерные, театрализованные, сюжетно-ролевые, режиссёрские и т. д.

Воспитательное и обучающее значение игры зависит от:

- знания методики игровой деятельности;

- профессионального мастерства педагога при организации и руководства различными видами игр;

- учёт возрастных и индивидуальных возможностей.

Цель игровой технологии- не менять ребѐнка и не переделывать его,

не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам , а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

Значение игровой технологии не в том, что она является развлечением и отдыхом, а в том, что при правильном руководстве становится: способом обучения; деятельностью для реализации творчества; методом терапии; первым шагом социализации ребёнка в обществе.

Реализация игровых приемов и ситуаций в образовательном процессе происходит по следующим основным направлениям:

  • дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;
  • деятельность подчиняется правилам игры;
  • учебный материал используется в качестве еѐ средства;
  • в деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
  • успешное выполнение дидактического заданиясвязывается с игровым результатом.

Функции игровой технологии:

  • развлекательная (это основная функция - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
  • коммуникативная: освоение диалектики общения;
  • самореализация в игре как полигоне человеческой практики;
  • игротерапевтическая: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
  • диагностическая: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
  • функция коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
  • межнациональная коммуникация: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
  • функция социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общения

Используя игровые технологии в образовательном процессе, взрослому необходимо обладать доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку. Только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества с взрослым.



Предварительный просмотр:

                     Пока идёшь за кем-то вслед,

Дорога не запомнится.

Зато, куда б ты не попал,

И по какой распутице

Дорога та, что сам искал

Вовек не позабудется.

Добрый день, уважаемые коллеги!

Я, Кирилова Инна Андреевна – воспитатель высшей квалификационной категории, работаю в МДОУ «Малыш» п. Железнодорожный.

Тема моего М.К. звучит так: Мотивация как эффективный способ вовлечения ребенка в образовательную деятельность.

Цель: Побудить педагогов использовать в практической деятельности приемы разнообразной мотивации детей при  вовлечении их в образовательную деятельность.

Для проведения своего мастер-класса я выбрала палубу комфортабельного теплохода VIP-класса  (выставляю макет теплохода)

Сегодня, Вам представляется уникальная возможность, предлагаю всем желающим  совершить увлекательное путешествие  на удобном теплоходе, насладиться красотами природы (из окна)  в ходе которого мы с вами, постараемся определить

 насколько важно создание игровой мотивации, с целью вовлечения детей к образовательной деятельности.

Предлагаю разместиться на борту нашего гостеприимного лайнера, согласно с  цветом двух зон (красной и зеленой), как и цвет вашего пригласительного билета. (рассаживаются коллеги)

На обратной стороне вашего билета обозначен взятый вами с собой педагогический багаж, попрошу вас его озвучить, начнем с красной зоны.

(Участники по очереди читают фразы с обратной стороны своего пригласительного билета)

-Внимательность к интересам ребенка;

-Великодушие и желание учиться новому;

-Стремление к самосовершенствованию;

- Позитивный настрой в работе;  

-Трудолюбие и уверенность в успехе;

 -Способность находить компромисс, в спорных ситуациях;

 -Эмоциональность и доброжелательность;

-Умение встать на сторону собеседника;

 -Чувство юмора и легкость в общении.

Несомненно, вы взяли самый необходимый багаж, который помогает каждому современному педагогу в его работе!

2 часть –теоретическая

Сегодня, на этапе реализации ФГОС ДО, слова К. Д. Ушинского звучат актуально и современно. «Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить".

По Стандарту дошкольного образования, построение образовательной деятельности должно осуществляться на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования; способствовать формированию познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; активизировать развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.

Анализируя перечисленное, можно сделать вывод, что основная задача педагога — создать условия, «провоцирующие» игровой интерес, любопытство, желание действовать и быть похожим на взрослого.

Многие исследователи (В. С. Юркевич, А. Л. Венгер, М. И. Лисина, Е. О. Смирнова) считают, что у дошкольников еще не сформирована внутренняя познавательная мотивация, она только активно развивается, а формирование ее происходит в совместной деятельности со взрослым или сверстниками.

Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение цели.

Сегодня мы не будем углубляться в теорию, я постараюсь поделиться с вами практическими способами мотивации дошкольника к образовательной деятельности.  

 Я работаю с детьми подготовительной к школе группе.

В своей деятельности, использую разнообразные приемы мотивации,  стараюсь детям  дать понятия о тех или иных законах  в активной деятельности вместе с ребёнком.

Помогая сказочным персонажам или  реальным людям, соревнуется  с друзьями, выполняя игровые задания, дети  сами пробует законы окружающего мира на вкус, на ощупь, учится анализировать, делать выводы, и в итоге применять полученные знания и навыки в повседневной жизни.  

И тогда дошкольное детство становится временем открытий, чудес, восторга и удивления.

При появлении в ДОУ педагога психолога, нам пришлось делить детей на подгруппы, а чтобы этот процесс был более естественным, и позволил нам заинтересовать, привлечь внимание детей, удержать его на протяжении всего времени образовательной деятельности.

В своей практике использую некоторые способы мотивации при делении детей на подгруппы;

-«Секретный конверт»

- «пароль» или «секретное словечко»;

 -цветовая или другая любая другая символика;

 - короткая дидактическая игра.

Считаю, что именно этот процесс (деление на подгруппы) может также стать мотивацией к предстоящей учебной деятельности при правильной его организации.

Предлагаю,  рассмотрим несколько вариантов для детей старшего дошкольного возраста, но личный опыт показал, что использование последних двух возможно и с детьми младшего дошкольного возраста.

 Итак, первый способ — «секретный конверт».

Тематическая неделя «Я Россиянин» Педагог-психолог приходит в группу за своей подгруппой воспитанников.

 У детей в это время свободная деятельность, они рассредоточены по групповой комнате. Чтобы привлечь их внимание, переключить от игры к занятию,  беру  в руки рупор (скрученный трубочкой журнал). Внимание! Внимание! Срочное сообщение! Сегодня утром я увидела у двери нашей группы вот этот конверт. Мне было очень интересно, что же там, но я подумала, что и вам было бы интересно узнать, что это за конверт, почему это письмо пришло именно к нам, поэтому я дождалась вас.

Но сегодня утром, такой же конверт, обнаружила у своего кабинета Лилия Вадимовна.

 Предлагаю разделиться,  части детей пойти  в кабинет психолога и там узнать, что в этом загадочном конверте, другие ребята узнают, что за секрет хранит их конвертик, а потом мы вернемся в группу и поделимся секретами (в конвертах — ребусы со словом «Россия»).

Таким образом, дети уже заинтересованы, настроены на занятие, на то, что узнают, что‑то новое и интересное!

Так, после занятия у психолога дети возвращаются в группу, выясняют, что в конвертах лежали ребусы, обмениваются ребусами, отгадывают новые, делают вывод, что ребусы составлены по - разному, а слово, зашифрованное в них, одинаковое.

Содержимое «секретного конверта»  может быть самым разным: ребус, разрезная картинка,  цифры, буквы, и т.п.

2 способ.

Не менее интересный способ- «пароль», или «секретное словечко».  

Утром, встречая детей, каждому шепчу на ушко «пароль» или «секретное словечко» — на все вопросы отвечаю, что обо всем узнают позже.

Например, изучая тему «Овощи и фрукты»,  говорю ребенку название либо овоща, либо фрукта.

 Психолог, приходит в группу с корзиной с овощами и говорит, что сегодня утром каждому было дано секретное словечко, просит вспомнить и подойти к нему всех, у кого было название овоща, а я, воспитатель, держу корзину с фруктами и зову всех детей, у которых секретные слова — название фрукта.

Такого рода мотивация уже содержит в себе учебную задачу — владение обобщающими понятиями, умение классифицировать, относить предмет к той или иной группе. Естественно, что этот вариант легко трансформируется под любую  тематику.

3.Способ:

Использование цветовой или другой символики- это более простой вариант, который можно использовать в работе с детьми начиная со средней группы, а если уровень развития детей позволяет, то и с конца второй младшей.

Например, до занятия прикрепляю к одежде ребенка эмблему, значок, ит.п. На вопрос, для чего это и зачем, отвечает, что пока это секретик, но скоро вы все узнаете.

Например,  прикрепляю детям  звездочки красного и синего цвета. Перед занятием незаметно прикрепляет звездочку красного цвета себе, а психолог, приходит в группу также с прикрепленной звездочкой, но другого цвета. Дети соотносят свои эмблемы по цвету с эмблемами педагогов.

Так как, наш детский сад с 2018 года является участником Всероссийского исследовательского проекта «РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННЫХ МЕХАНИЗМОВ И ТЕХНОЛОГИЙ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО МЕТОДА Людмила Георгиевна ПЕТЕРСОН.

В занятия по познавательному развитию, мы применяем технологию «Ситуациия», в которой обязательным является этап «Введение в ситуацию» (создание условий к возникновению внутренней мотивации, включения в познавательную деятельность, через которую дети фиксируют то, что они хотят сделать в данный момент, формируют свою «детскую цель» )

Например «Введение в ситуацию» в средней группе: необходимо помочь сказочному персонажу, вношу конверт с письмом, выясняю, интересно ли ребятам узнать, кто написал им письмо? Выслушав варианты ответов, показываю фотографию Снежной королевы, и: читаем письмо: «Добрый день, ребята! Я проезжала по улицам вашего поселка Железнодорожный  и нечаянно потеряла свои бусы. Очень прошу вас: «Помогите мне! Сделайте для меня бусы»

В завершении этапа задаю детям систему вопросов:

-Вы хотите помочь Снежной королеве, сделать для нее бусы?  

-Сможете ей помочь?

 Таким образом, мотивация, заданная вначале, не обрывается, а имеет логическое завершение, мотивируя воспитанников к разным видам детской деятельности. Использование разнообразных способов мотивации дошкольников является мощным активизатором  детского внимания, стимулирует у ребенка желание узнать, догадаться, придумать.

3 часть Практическая

 Придумайте или предложите свой вариант вовлечения детей  в образовательную деятельность: 

1. Привлечение к дидактической игре

2. чтение художественной литературы

Зеленая зона лайнера, и красная представят свои варианты.

(время на размышление и представление 3 мин)

Рефлексия.

По окончании любого путешествия в копилку  нашего личного опыта мы откладываем самые яркие воспоминания и впечатления, чтобы обращаться к ним в будущем.

Пополнился ли сегодня ваш педагогический багаж какими-то идеями, приемами, которые бы вы могли применить для организации будущих путешествий с вашими детьми?

Я уверена. Что ваши воспитанники будут ждать встречи с вами с огромным нетерпением и участвовать в них с желанием и интересом!

А наш гостеприимный лайнер прощается с вами и желает вам новых путешествий.

Спасибо, уважаемые коллеги, за сотрудничество!



Предварительный просмотр:

Семинар практикум для педагогов

 «Индивидуализация образовательного процесса в ДОУ»

Цель:

Совершенствовать профессиональное мастерство педагогов по теме «Индивидуализация образовательного процесса».

Познакомить педагогов с понятиями «индивидуальный подход в образовании» и «индивидуализация в образовании» и разграничить их путем сравнения.

Ход:

Вступление.

Наш Семинар – практикум посвящен теме  «Индивидуализации образовательного процесса в ДОУ».

1. «Методическая сказка «Индивидуализация образовательного процесса в ДОУ»»,

Расскажу я вам сказку дивную – не очень короткую, да и не очень длинную, а такую, как от меня до вас! А вы мне помогайте, подыграйте

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был Педагог.

 Долго работал он в детском саду. Всего у него вдоволь: и знаний, и умений. Слыл он человеком компетентным, имел большой опыт и был рад дарить тепло своей души детям малым. 

Педагог был уверен в себе, знал, что он мастер своего дела, и гордился этим.

Как-то раз сидел Педагог под Дубом мудрости, наслаждался звуками природы, журчаньем ручья, щебетанием птиц – и был в самом лучшем расположении духа. Думу думал Педагог, как же ему сотворить диво дивное – сделать педагогический процесс еще интереснее и увлекательнее.

Но тут над Дубом собрались тучи, подул ветер перемен и принес ФГОС.

От неожиданности вскочил Педагог, а ФГОС говорит ему строго – при строго,

«Пойди туда, не зная куда, и сделай так, не зная как»

Испугался Педагог обрушившихся на него перемен, растерялся, плечами пожимает в недоумении, а ФГОС начал его успокаивать, говорит

«Не кручинься, опыта и знаний у тебя вдоволь».

И дал он ему в помощь чудо - чудное – свиток новшеств, которые являются основой образовательного процесса,  очки дивные, креативные, что позволяют рассмотреть вопросы сложные (ст. воспитатель показывает очки и клубочек) и клубочек волшебный, что верный путь к решению этих вопросов показывает.

А ФГОС пошел дальше по стране дошкольного образования.

Педагог заглянул в свиток новшеств, а оттуда как выскочат, как выпрыгнут принципы необычные, как разбегутся в стороны разные! Запаниковал тут Педагог, не знает, что и делать ему, за голову схватился, мысли в кучу собирает. Боятся глаза Педагога, а руки дело делают. Схватили они Индивидуализацию и поставили перед глазами Педагога. Бери мол, разбирайся и внедряй.

Опомнился Педагог и смотрит на Индивидуализацию и говорит:

 «Что же за имя то такое заморскоеИндивидуализация?

- Что за принцип эдакий и как строить педагогический процесс в соответствии с этим принципом? Зачем нужна ты мне?».

А Индивидуализация дивным да сладким-сладким голоском ему и отвечает:

 «Принцип я, являющийся основополагающим ФГОС ДО. А загадки мои, добрый и умный Педагог, разгадай ты сам, потрудись, не ленись и службу верную послужу я тебе».

Много вопросов возникло у Педагога. В каком направлении ему идти? Вспомнил он о клубочке волшебном, указывающем правильную дорогу. Бросил его перед собой, и открылись ему дорогою страницы стандарта.

ФГОС ДО, сохраняя индивидуальный подход, смещается акцент образования на индивидуализацию. Поэтому, необходимо различать два понятияиндивидуальный подход и индивидуализация. Прежде чем начать работу мы хотим вам показать притчу.

Просмотр притчи о индивидуальном подходе  (интернет ресурс)

Давайте попробуем определить понятия самостоятельно индивидуальный подход и индивидуализация.

Задание 1.

И чтобы нам выбрать путь, необходимо подобрать «следы» - определения к    словаминдивидуальный подход и индивидуализация. Проверяем по слайду.

Индивидуальный подход

Индивидуализация

  1. организация педагогом учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Выявление проблемных или сильных сторон в развитии ребенка и определение путей коррекции или дальнейшего развития.
  2. наиболее эффективен в ситуации, когда индивидуальная особенность (проблема) и ее первопричина диагностированы точно.
  3. Психолого - педагогический принцип, согласно которому в учебно-воспитательной работе с детьми учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка.
  4. обеспечивает индивидуальное своеобразие в развитии детей, дает возможность максимального развития всех имеющихся у ребенка способностей;
  1. процесс создания и осознания индивидом собственного опыта, в котором он проявляет себя в качестве субъекта собственной деятельности, свободно определяющего и реализующего собственные цели, добровольно возлагающего на себя ответственность за результаты своей деятельности.
  2. это "процесс порождения и рефлексии человеком собственного опыта, в котором он признаёт себя в качестве субъекта, свободно определяющего и реализующего собственные цели, добровольно возлагающего на себя ответственность за результаты как следствие своей целенаправленной деятельности"
  3. построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.
  4. деятельность, связанная с поиском и приобретением конкретным человеком своего "человеческого образа", требующая от него не подражания, а выбора, конструирования, проектирования этого образа и самовоспитания в соответствии с ним.

Вы правы, два этих понятия имеют как сходства, так и различия.

Краткий сравнительный анализ по Л.В. Свирской

От педагога требуется умение выявить стороны, требующие усиленного внимания  и знание нормы. Ожидается большая гибкость и открытость новым идеям, способность к импровизации, постоянное осмысление происходящего, высокий уровень профессионализма.

Воспитание личности, разносторонне и гармонично развитой, самостоятельной, деятельностной.Ребенок должен быть субъектом собственной деятельности. Он  должен совершать ту или иную деятельность, творчески преобразовывать ее не вследствие влияния на него обстоятельств, а вследствие внутреннего побуждения, исходящего из осознанной необходимости данного действия.

К. Д. Ушинский писал«Деятельность должна быть моя, увлекать меня, исходить из души моей».

 «Виды детской деятельности»

Задание 2.

Педагогам  предлагается вытянуть лист с названием вида деятельности.

Приведите пример, где ребенок в контексте его деятельности выступает как субъект, и как объект. Определитесь, при каких условиях ребенок в них станет субъектом деятельности, перестав быть объектом нашей с вами педагогической деятельности?

 (Вопросы в помощь)

  1. В чем дети могут быть в ней активны и инициативны?
  2. Как педагог может поддержать детскую инициативу?
  3. Какую свободу выбора можно в ней предоставить каждому ребенку?
  4. Смогут ли дети осуществить деятельность без помощи взрослого или с минимальной помощью?
  5. В чем в ней может проявиться уникальность ребенка?
  6. Что в этой деятельности зависит от взрослого и что не должно зависеть от него?

Итак, нельзя делать, чтобы дети не превратились из субъектов деятельности в объект нашей с вами педагогической деятельности.

Обсуждение результатов работы групп.

Задание 3.

Обсудите в компаниях, как можно реализовать принцип индивидуализации на группе? (группам выдается плакат формата А3 «Индивидуализация», где  изображены рисунки мальчика и девочки)

Результаты индивидуализации ребенка:

1. Диагностика траектории успешности

2. Детское портфолио, копилка личных достижений

3. Детские проекты

4. Родительско – детские проекты

5. Презентация продуктов детской деятельности (выставка детских работ)

6. Панорамам добрых дел

7. Здравствуйте, я пришел! (Уголок настроения)

8. Групповой сбор

9. Доска выбора, Цветок выбора, Картограф с обозначенными центрами (Планирование дня)

10. «Волшебный сундучок»

11. Использование различных технологий

12. Рефлексия.

Реализуя на практике принцип индивидуализации, необходимо помнить, что для ребенка важно, чтобы его услышали и поняли, приняли таким, какой он есть, с его особенностями и интересами. Поэтому, чтобы помочь дошкольнику вырасти творческим, инициативным и самостоятельным человеком, взрослым членам семьи и педагогам нужно поощрять его за инициативность, создавать условия для проявления ребенком своей индивидуальности.

Домашнее задание педагогам на группы:

Какие условия для индивидуализации образовательного процесса уже есть в вашей группе, а что следует сделать (раздается таблица для заполнения) и сдать вам нужно до 25.02.2019 г., а также изучите сей важный документ и применяйте его в работе. Как памятку.

Долго ли, коротко ли шел Педагог, разгадал тайну Индивидуализации. Диву дается, как же все ладно получилось. Много он нового узнал, много интересного открыл, да понял, что одному ему все это не осилить.

Задумался Педагог и не заметил, как очутились перед ним ФГОС.

А ФГОС глянули на Педагога ласково, одобрили его деяния.

 «Для воплощения в жизнь замечательных идей не обойтись тебе без помощи Родителей и специалистов узких, да органов вышестоящих, а уж заручившись их поддержкой, можно творить в свое удовольствие и во благо детей малых! И результат деяний всегда будет превосходным».

Стал Педагог приглядываться - так и есть.

Но опять задумался Педагог«Надобно условия создать для принципа такого чудного!»

Но это уже другая история….

На этом сказка об индивидуализации не кончается

Это только начало нового пути.

А я желаю Вам удачи и творческих идей,

Чтобы этот путь достойно пройти!

А в помощь Вам видеофрагмент Шалвы Александровича Амонашвили «3 главных заповеди воспитания детей».



Предварительный просмотр:

Мастер-класс с педагогами по экспериментированию
«Интересные опыты с детьми»

 

Цель мастер-класса: продемонстрировать некоторые виды экспериментирования с бумагой, водой, магнитом.

Задачи:

1. Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности детей.

2. Развивать познавательный интерес к окружающему миру, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми.

Ход мастер-класса (научная обоснованность, практическая часть):

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Рада приветствовать Вас на мастер-классе по теме «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников». Думаю, что педагоги, использующие экспериментирование в своей работе, найдут для себя что-то новое, а начинающие – поймут, насколько это интересное и увлекательное занятие. В ходе проведения мастер класса будут продемонстрированы опыты с некоторыми материалами.

Мы знаем, что детство, это пора поисков и ответов на самые разные вопросы. Исследовательская активность — естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию. Китайская пословица гласит «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Именно это отражает всю сущность познания окружающего мира дошкольниками.

На данном этапе, внедряя ФГОС, я использую деятельностный подход к детям, так как он является ведущим, основным в полноценном развитии дошкольников, и именно данный подход как раз и включает в себя и эксперимент, и исследование, и поисковую деятельность. А также я считаю, что немаловажно придать процессу экспериментирования творческий характер. И сейчас я предлагаю вам окунуться в мир детства и приглашаю в сказку.

Сказка «Путешествие утенка, или мир за забором птичьего двора».

В деревушке, на птичьем дворе жил очень любопытный утенок. Его братья и сестры были очень послушными, а он хотел все знать. Однажды ему захотелось узнать, что же там за забором птичьего двора, и он пошел открывать мир.

 Выйдя за забор, он отправился по тропинке, и вдруг он заметил красивых насекомых. Ему захотелось разглядеть их поближе. Как можно это сделать? (Предположения педагогов.)

Опыт №1.

Поместим их в емкость. Сверху наденьте на горлышко пищевую пленку, натяните, и аккуратно сделайте пальцами небольшое углубление и в углубление налейте воды. Что вы видите? Почему это произошло?

Вывод: если смотреть на божью - коровку через воду сквозь пищевую пленку, то получим эффект увеличительного стекла.

Продолжаю сказку.

Неподалеку он увидел небольшое озеро, в нем плавало много загадочных цветов. Утенок думал, как же до них добраться? На берегу озера он заметил, качающуюся на волнах небольшую лодочку. Он очень хотел добраться, но боялся не утонет ли лодочка. Ваши предположения. Почему лодка не тонет?

(Предположения педагогов.)

Соленая вода имеет еще большую плотность и сейчас мы это увидим в следующем опыте.

Опыт №2

Перед вами 2 емкости с водой. Аккуратно, при помощи ложки опустите сырое яйцо в одну емкость, а затем в другую. Что вы видите? Почему оно плавает?

Вывод: Это объясняется тем, что соленая вода тяжелее, поэтому и плавать в море легче, чем в реке. И лодка не тонет.

Сказка продолжается.

Солнышко уже начало всходить, когда добравшись на лодке до середины озера, утенок увидел, как распускаются эти прекрасные цветы. Какие это были цветы? (кувшинки). Почему это происходит? (Предположения педагогов.)

Опыт № 3.

На столах у вас лежат заготовки кувшинок, при помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Почему это происходит?

Вывод: это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

Опыт № 4

Утенок качаясь на лодочке, не заметил, как обронил булавочки в воду, которые хотел вам подарить, уважаемые коллеги, как мы можем достать не замочив рук? (ваши способы очень интересные, предлагаю магниты) я дарю вам булавочки и хочу, чтобы прикрепили на них свое мастерство, творчество, удачу. Спасибо за участие.

Итог:

Уважаемые коллеги! Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом приобретение знаний через эксперимент, самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. И в этом мы сейчас с вами убедились.

Считаю, что участие педагогов  в мастер – классе способствовало повышению их профессионального мастерства по данной теме и полученный опыт надеюсь, будет использоваться ими в практической работе с детьми.

Спасибо за внимание!

.