Работа учителя-логопеда на ПМПК

Арькова Наталья Геннадьевна

Документы, разработки в рамках работы на территориальной ПМПК

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл protokoly_obsledovaniya_detey.docx39.27 КБ

Предварительный просмотр:

Протокол логопедического обследования (1 класс)

Фамилия, имя ребенка____________________________________класс______________

Год рождения______________________________________________________________

Обследование артикуляционной моторики

а) «Трубочка»

б) «Дудочка»

в) « Заборчик»

Отмечается: Выполнение правильное, диапазон движений невелик; наличие содружественных движений; чрезмерное напряжение мышц; истощаемость движений; наличие тремора, саливации, гиперкинезов, движение не удается

а) «Лопата»

б) «Иголочка»

в) «Вкусное варенье»

г) «Качели»

д) «Лошадка»

Обследование звукопроизношения

2. Исследование звукопроизношения.

звонкие

свистящие

шипящие

соноры

заднеязычные

мягкие

в

б

д

г

с

сь

з

зь

ц

ш

ж

ч

щ

л

ль

р

рь

й

к

кь

г

гь

х

хь

ть

дь

нь

Обследование слоговой структуры слова

Инструкция: повторяй слова, предложения

- тротуар, градусник, фотоаппарат, экскаватор, регулировщик

- У фотографа фотоаппарат со вспышкой.

Обследование состояния функций фонематического слуха

Инструкция:

А) придумай слово со звуком [ч]

Б) какой звук чаще всего встречается  в этом стихотворении:

Жук упал и встать не может.

Ждет он, кто ему поможет.


Обследование звукового анализа слова

Содержание задания

Используемый речевой материал

1. Назови третий звук

сосна

2. Назови гласные и согласные в этом слове

сосна

3.Выделить последовательно каждый звук в словах

зонт, крыша, танкист, самолет

4. назвать слово со звуком [ш] в конце слова

5. Сказать, в чем отличие этих слов

Оля-Коля, крыша - крыса

6. Закончить слова

Бара…, пету…, само…

7. Объяснить смысл предложений

На грядке лук. За рекой зеленый луг.

Обследование понимания речи

Цель обследования: Выявление сформированности импресивной стороны речи

Содержание задания

Используемый наглядный материал

Обследование понимания номинативной стороны речи

1. Понимание действий, изображенных на картинках: «Покажи где ...»

Сюжетные картинки: девочка шьёт, стирает, спит, читает

2. Понимание слов, обозначающих признаки: «Покажи где ...»

большой медведь — маленький медведь;  длинный карандаш  -  короткий карандаш;  тонкий-толстый (карандаш); узкая-широкая (лента); высокий – низкий (забор)

Обследование понимание предложений.

 Понимание инверсионных конструкций типа:

а. «Послушай предложение. Что было сделано раньше?»

Карточка с предложением: «Я умылся после того, как сделал зарядку»

«Я позавтракал после того, как нарубил дров»

б. «Прочитай (послушай) предложение  и ответь на вопрос»

1 класс:

  • Маша старше Юли. Кто из девочек младше?
  • Сережа выше Юры. Кто из мальчиков ниже?
  • Мальчик спасен девочкой. Кто кого спас?

2 класс:

  • Маша старше Юли. Кто из девочек младше?
  • В корзине яблок меньше, чем в ведре. Где яблок больше?

 Исправить предложение: «Послушай предложение, исправь предложение»

Карточка с предложением: «Коза принесла корм девочке»

4. Понимание сравнительных конструкций: «Какое из 2 предложений правильное»

Карточки с предложениями: «Слон больше мухи», «Муха больше слона».

Солнце освещается землей или земля освещается солнцем.

Обследование понимание грамматических форм

1. Понимание отношений, выраженных предлогами: «Покажи, где»

Птичка сидит на клетке, под клеткой, около клетки, перед клеткой, за клеткой, в клетке (ребенок должен показать соответствующую картинку)

2. Понимание падежных окончаний существительных. Предлагают показать: 1.линейку ручкой, 2.карандашом ручку  

3. карандаш линейкой

Перед ребенком кладут ручку, линейку, карандаш

3. Понимание префиксальных изменений глагольных форм: «Покажи где …?»

Сюжетные картинки с изображением соответствующих действий (мальчик входит - выходит; девочка наливает воду - выливает)

4. Понимание глаголов совершенного и несовершенного вида: «Покажи где»

Пары картинок с изображением совершенных и совершаемых действий (девочка моет руки, а где вымыла (снимает-снял, льет-разлил)

Обследование активного словаря

Цель исследования: Выявление способностей подбора слов, употребления обобщающих слов.

1. Номинативная сторона речи.

Инструкция: «Как называют человека, который фотографируют, подстригает, разносит почту. Как можно назвать одним словом?»

2. Атрибутивный словарь.

Инструкция: Подбери однокоренные (родственные) слова:

Рыба (рыбак, рыбный, рыбачить), сад (посадки, садовник, рассада, садовод)

3. Антонимы.

 Инструкция: подбери слова, противоположные по смыслу: Добрый, Громкий, Светлый, Низкий

4. Номинативный и атрибутивный словарь.  Название времен года, их последовательности, признаков

Инструкция: Какое сейчас время года? В какое время года листья желтеют и опадают, а в какое на деревьях появляются почки на деревьях?


Обследование грамматического строя

Цель исследования: Выявление уровня  владения грамматическими конструкциями, умения самостоятельно образовывать и изменять слова.

1. Словообразование.

а.  Образование имени прилагательного от имени существительного.

Инструкция: Назови как называется сок из помидоров, груши, винограда, сливы; суп из кабачков

б. Образование притяжательных от существительных.

Инструкция: Чья это тень? (Ежовая, Верблюжья, Птичья)

в. Образование существительных с уменьшительно — ласкательными суффиксами

Инструкция: «Я буду говорить про большие предметы, а ты про маленькие»

гнездо, голова, сумка, ведро, птица, трава, ухо, лоб, воробей, стул, дерево.

2. Словоизменение.

а. Согласование числительных с существительными.

Инструкция: Посчитай — 1 молоток, 2 молотка, …

б.  Образование имён существительных родительного падежа множественного числа.

Инструкция: я буду говорить в единственном числе, а ты во множественном

Окно, дождь,  коза,  волна, гроза, дерево, перо,  крыло, воробей

  1. Составление предложений из слов в начальной форме.

Инструкция: Из этих слов составь предложение

- Собака, пушистому, снегу, по, бежит

- Лужах, в, воробьи, купаются, весной

Обследование связной речи

        Составление рассказа по серии сюжетных картинок (пять картинок) или по сюжетной картинке.

Инструкция. «Посмотри на картинки, разложи их по порядку и составить рассказ».

Обследование чтения

Цель исследования: определение освоения грамматического строя речи. Выявление освоения букв, определение характера чтения.

1. Назвать буквы, перечеркнутую дополнительными штрихами

2. Назвать недописанные буквы

3. Чтение рассказа «Лев и лиса»


Обследование письма

Цель исследования: Выявление сформированности анализа звуковой структуры слова, умения выделять из слова фонему.

Инструкция: запиши слова  повар, машина

Инструкция: прочитай слова, составь предложение . Запиши.

Инструкция: послушай предложение, — Миша спит, запиши.

Сколько слов в предложении?

Инструкция: придумай предложение из трёх слов.  

Запиши:

На ветках красные розы.

У Ани живёт кот Мурзик.

Логопедическое заключение:

При нарушении интеллектуального развития (умственная отсталость)

Несформированности языковых и речевых средств.

При нарушении психологического развития (задержка психического развития)

Несформированность языковых и речевых средств у ребёнка с … (фонетическим недоразвитием речи, фонематическим недоразвитием речи, фонетико-фонематическим недоразвитием речи).

Соответствие интеллектуального развития возрастным нормам

Фонетическое недоразвитие речи;

Фонематическое недоразвитие речи;

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у ребенка с … (дислалией, дизартрией, алалией, анартрией, заиканием, афазией);

Общее недоразвитие речи I,  II,  III уровня у ребёнка с … (дислалией, дизартрией, алалией, анартрией, заиканием, афазией).

Дисграфия, дислексия


Протокол логопедического обследования (4 класс)

Фамилия, имя ребенка____________________________________класс______________

Год рождения______________________________________________________________

Обследование артикуляционной моторики

а) «Трубочка»

б) «Дудочка»

в) « Заборчик»

Отмечается: Выполнение правильное, диапазон движений невелик; наличие содружественных движений; чрезмерное напряжение мышц; истощаемость движений; наличие тремора, саливации, гиперкинезов, движение не удается

а) «Лопата»

б) «Иголочка»

в) «Вкусное варенье»

г) «Качели»

д) «Лошадка»

Обследование звукопроизношения

2. Исследование звукопроизношения.

звонкие

свистящие

шипящие

соноры

заднеязычные

мягкие

в

б

д

г

с

сь

з

зь

ц

ш

ж

ч

щ

л

ль

р

рь

й

к

кь

г

гь

х

хь

ть

дь

нь

Обследование слоговой структуры слова

Цель исследования: выявления владения проговаривания слов со сложной слоговой структурой

Инструкция: повторяй за мной предложения

  • Регулировщик руководит движением на перекрёстке.

Обследование состояния функций фонематического слуха

Инструкция:

А) придумай слово со звуком [ч]

Б) какой звук чаще всего встречается  в этом стихотворении:

Жук упал и встать не может.

Ждет он, кто ему поможет.


Обследование звукового анализа слова

Содержание задания

Используемый речевой материал

1. Назови третий звук

сосна

2. Назови гласные и согласные в этом слове

сосна

3.Выделить последовательно каждый звук в словах

зонт, крыша, танкист, самолет

4. назвать слово со звуком [ш] в конце слова

5. Сказать, в чем отличие этих слов

Оля-Коля, крыша - крыса

6. Закончить слова

Бара…, пету…, само…

7. Объяснить смысл предложений

На грядке лук. За рекой зеленый луг.

Обследование понимания речи

Цель обследования: Выявление сформированности импресивной стороны речи

Содержание задания

Используемый наглядный материал

Обследование понимания номинативной стороны речи

1. Понимание действий, изображенных на картинках: «Покажи где ...»

Сюжетные картинки: девочка шьёт, стирает, спит, читает

2. Понимание слов, обозначающих признаки: «Покажи где ...»

большой медведь — маленький медведь;  длинный карандаш  -  короткий карандаш;  тонкий-толстый (карандаш); узкая-широкая (лента); высокий – низкий (забор)

Обследование понимание предложений.

 Понимание инверсионных конструкций типа:

а. «Послушай предложение. Что было сделано раньше?»

Карточка с предложением: «Я умылся после того, как сделал зарядку»

«Я позавтракал после того, как нарубил дров»

б. «Прочитай (послушай) предложение  и ответь на вопрос»

1 класс:

  • Маша старше Юли. Кто из девочек младше?
  • Сережа выше Юры. Кто из мальчиков ниже?
  • Мальчик спасен девочкой. Кто кого спас?

2 класс:

  • Маша старше Юли. Кто из девочек младше?
  • В корзине яблок меньше, чем в ведре. Где яблок больше?

 Исправить предложение: «Послушай предложение, исправь предложение»

Карточка с предложением: «Коза принесла корм девочке»

4. Понимание сравнительных конструкций: «Какое из 2 предложений правильное»

Карточки с предложениями: «Слон больше мухи», «Муха больше слона».

Солнце освещается землей или земля освещается солнцем.

Обследование понимание грамматических форм

1. Понимание отношений, выраженных предлогами: «Покажи, где»

Птичка сидит на клетке, под клеткой, около клетки, перед клеткой, за клеткой, в клетке (ребенок должен показать соответствующую картинку)

2. Понимание падежных окончаний существительных. Предлагают показать: 1.линейку ручкой, 2.карандашом ручку  

3. карандаш линейкой

Перед ребенком кладут ручку, линейку, карандаш

3. Понимание префиксальных изменений глагольных форм: «Покажи где …?»

Сюжетные картинки с изображением соответствующих действий (мальчик входит - выходит; девочка наливает воду - выливает)

4. Понимание глаголов совершенного и несовершенного вида: «Покажи где»

Пары картинок с изображением совершенных и совершаемых действий (девочка моет руки, а где вымыла (снимает-снял, льет-разлил)

Обследование активной речи

Номинативный словарь.

Инструкция: подбери к этому слову, часть этого предмета:

Платье – рукав; Дверь, Забор, Дом.

2. Антонимы.

Инструкция: подбери слова противоположные по смыслу (антонимы):

Поднимать, поздний, прозрачный, далеко

3. Синонимы.

Инструкция: подбери слова близкие по значению (синонимы):

Красивый, добрый, холодный

Обследование грамматического строя

1. Словоизменение.

а. Образование имён существительных родительного падежа множественного числа.

Инструкция: я буду говорить в единственном числе, а ты во множественном (плащ – плащи, рукав, глаз, лоб, ухо, дерево, рот, перо)

б. Образование имён прилагательных от имени существительного

Инструкция: образуй от существительных имена прилагательные :

Радость – радостный; Честь, Интерес, Чудеса, Вкус

в. Образование однокоренных слов

Инструкция: Подбери однокоренные (родственные) слова:

Белый (беленький, белизна, белить, побелка);

Вода (подводный, водный, подводник)      

Холод (холодить,  холодильник, холодный).

Обследование связной речи

        Составление рассказа по серии сюжетных картинок  (пять картинок) или по сюжетной картинке.

Инструкция. «Посмотри на картинки, разложи их по порядку и составить рассказ».

Обследование чтения

Чтение рассказа «Лев и лиса»

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Обследование письма

Инструкция: прочитай слова. Составь из слов предложение и напиши его.

Устно составь еще одно предложение, чтобы получился текст:

помогает, книги, выбирать, библиотекарь, ребятам;

припорошил, мелкий, снег, степь, едва;

Инструкция: Придумай предложение на свободную тему;

Инструкция: Послушай предложение и запиши.

Настала чудесная летняя пора.

Белочки в рыжих шубках делают лёгкие прыжки.

 

Логопедическое заключение: ______________________________________________

_________________________________________________________________________

При нарушении интеллектуального развития (умственная отсталость)

Несформированности языковых и речевых средств.

При нарушении психологического развития (задержка психического развития)

Несформированность языковых и речевых средств у ребёнка с … (фонетическим недоразвитием речи, фонематическим недоразвитием речи, фонетико-фонематическим недоразвитием речи).

Соответствие интеллектуального развития возрастным нормам

Фонетическое недоразвитие речи;

Фонематическое недоразвитие речи;

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у ребенка с … (дислалией, дизартрией, алалией, анартрией, заиканием, афазией);

Общее недоразвитие речи I,  II,  III уровня у ребёнка с … (дислалией, дизартрией, алалией, анартрией, заиканием, афазией).

Дисграфия, дислексия

Протокол обследования детей 5-6 лет

  1. Общее развитие ребёнка

Разговорно-описательная беседа.

Цель: выявить общий кругозор ребёнка, уровень связного высказывания.

Как тебя зовут? _____________________________________________________

Какая у тебя фамилия? ______________________________________________

Сколько тебе лет? ___________________________________________________

Где ты живёшь? ____________________________________________________

Как зовут твоих маму, папу? _________________________________________

Есть ли брат, сестра? ________________________________________________

Кто старше, моложе? ________________________________________________

Помогаешь ли ты взрослым дома? ____________________________________

Был ли ты в зоопарке? ______________________________________________

Видел ли слона? ____________________________________________________

Какой он? _________________________________________________________

Вывод (знания достаточно развернуты, конкретны: может рассказать о стране, городе, в котором живет, о животных, растениях, временах года; называет своё имя, фамилию, возраст; знает состав семьи, перечисляет всех. Знания конкретны, но ограничены непосредственным окружением. Кругозор ограничен. Низкий уровень общей осведомленности).

  1. Артикуляционная моторика
  2. Мелкая моторика, проба Хэда
  1. динамический праксис (воспроизведение ритмических рисунков):

от 5 до 7 лет (5 элементов): - - - . . ; ____________________________________

(воспроизводит, воспроизводит простой ритмический рисунок, нарушение оценки и воспроизведения ритмов, не может определить количество ударов, сравнить 2 серии ударов)

  1. Состояние звукопроизношения
  2. Слоговая структура слова
  3. Состояние фонематического слуха, анализа и синтеза
  4. Состояние словаря
  5. Навыки словоизменения и словообразования
  6.  Связная речь: составление рассказа

Обследование учащегося 3 класса

  1. Артикуляционная моторика___________________________________________
  2. Звукопроизношение_________________________________________________
  3. Исследование фонематических процессов

Дифференциация в слогах

Ба-па-ба         со-зо-цо         тя-ча-тя

Та-тя-та          ца-са-ца         ща-ча-ща

Ка-га-ка          шу-су-жу       ще-се-че

Дифференциация в словах

Ветка – сетка – детка

Белка - балка – булка

Бабочка – папочка – тапочка – шапочка

Дифференциация в предложениях

Исправь ошибку в предложении.

Воду хранили в почке.

На лугу росла густая  драва.

Футболисты забили кол.

Собака грызла гости.

Фонематический анализ

•        Сколько звуков в слове «бабушка» («дружба», «щипцы»)?

•        Сколько гласных?

•        Сколько согласных?

•        Назови их по порядку.

•        Какой звук перед звуком [ш]?

•        Какой звук после звука [ш]?

Фонематический синтез

Составь слово из названных звуков

  1. Исследование сформированности звуко-слоговой структуры слова

Инструкция: Повторяй за мной слова.

                  Тротуар                                            

                  фотоаппарат

                  экскаватор

                  виолончелист

                  регулировщик

                  милиционер

                  термометр

                  библиотекарь

                  стихотворение

                  эквилибрист

Инструкция: Повторяй за мной предложения.

  Регулировщик руководит движением на перекрёстке.

  Дрессировщик дрессирует животных.

  Экскурсовод проводит экскурсию.

  Виолончелист укладывает инструмент в футляр.

  У фотографа фотоаппарат со вспышкой

  1. Исследование импрессивной речи

 Понимание сложных конструкций

- Восприятие флективных отношений

Инструкция: Выполни то, о чем я попрошу.

Покажи  левой  рукой  правое  ухо.

Покажи  правой  рукой - левое колено.

Покажи  мизинцем  своей  правой руки  локоть  моей  левой  руки.

Покажи  ручкой  тетрадь, которая  видна  из-под  книги (на  столе  лежат  книги  и  тетради: тетрадь  на  книге, тетрадь  в  книге, тетрадь  под  книгой).

- Восприятие предложных отношений

Инструкция: Покажи такую комбинацию фигур (приложение А).

треугольник перед  кругом (А 1)

ромб между  кругом  и  треугольником (А 2)

круг за  квадратом, но  перед  прямоугольником (А 3).

- Понимание  инвертированных  конструкций

Инструкция: Ответь на вопросы.

Лес  позади  дома. Что  впереди?

Колю  сфотографировал  Петя. Кто  на  фотографии?

Собака  бежала  за  кошкой, а  мальчик  шёл  сзади  собаки. Кто  был  впереди?

Кружка  стояла  перед  тарелкой, а  стакан – перед  кружкой. Что  стояло  посередине?

Мальчик  пошёл  в  школу  после  того, как  сделал  уроки. Что  было  раньше?  

- Понимание  сравнительных  конструкций

Инструкция: Ответь, какая  фраза  правильная?

Понедельник  перед  воскресеньем. Воскресенье  перед  понедельником.

Декабрь  после  ноября. Ноябрь  после  декабря.

Дерево  выше  куста. Куст  выше  дерева.

Пошёл  дождь, поэтому  Коля  открыл  зонт. Коля  открыл  зонт, поэтому  пошёл  дождь.  

День  был  жаркий, потому  что  ребята  пошли  купаться. Ребята  пошли  купаться, потому  что  день  был  жаркий.

  1. Исследование словообразования и словоизменения
  2. Исследование письменной речи

Птицы

Наступил декабрь. Выпал пушистый снег. Он покрыл всю землю белым ковром. Замерзла речка. Птицам голодно. Они ищут себе пищу. Дети кладут в кормушку хлеб и зерна.

Чтение