Региональный этап Всероссийского конкурса педагогических работников «Воспитать человека»-2021

Арькова Наталья Геннадьевна

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад № 12

Авторское эссе

«Моя профессиональная позиция»

Арькова Наталья Геннадьевна,

учитель-логопед

2021 год

Еще в 2016 году министр Просвещения Ольга Васильева говорила о «не очень утешительных» данных, по которым 58% детей, идущих в школу, имеют фонематические проблемы. И за последние 4 года эта цифра только выросла.

На логопункт нашего детского сада ежегодно зачисляется от 30 до 42 детей. Их логопедические заключения различны, но всех объединяет одно – слабая мотивация. Поэтому, исходя из того, что ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра, и с помощью нее проще всего поднять мотивацию, свои занятия я стараюсь превратить в увлекательные приключения.

В ход идут сундуки сокровищ, карты путешественников, письма от друзей-зверей и многое другое. Развивая фонематический слух, мы сортируем драгоценные камни, автоматизируя звуки – варим супы, собираем коробки с подарками, выстраивая моторную программу – работаем над слоговой структурой. Также стараюсь, чтобы дети как можно меньше сидели за столом – они прыгают по коврикам, представляя, что это льдины, строят дома из блоков и одновременно выполняют задания на развитие грамматического строя речи, идут по канату, проговаривая звуки.

Все эти задания многофункциональны. Мы не только развиваем речь, но и работаем с вестибулярной системой, слухо-речевой памятью, общей и мелкой моторикой, развиваем межполушарное взаимодействие, внимание, мышление ребенка. Зачем я это делаю на своих занятиях?

 Одной из причин является то, что зачастую нарушение речи является следствием снижения уровня когнитивных функций, затруднения в переключении с одной моторной программы на другую, нарушения соматогнозиса. А еще я это делаю для того, чтобы детям было интересно. Ведь прыгая, раскладывая листочки и шишки, выстраивая дорожку из фасоли, заниматься логопедией намного интереснее, чем просто сидя за столом проговаривать слоги и слова.  

Особенно важно это для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Если ребенок склонен к аффективным вспышкам, имеет слабую мотивацию, с трудом формирует новые навыки, если он совсем не говорит, то работа за столом и рассматривание картинок не заинтересует и не поможет ребенку. И тут опять выходит на первый план разноплановость занятий. Например, сенсорные дорожки помогут снять напряженность ребенка и отработать слоговую структуру. С этими же целями мы играем с водой. Сортируя цвета – строим простую фразу. Ведь для того, чтобы успешно развиваться детям необходимо много нового опыта, новых ощущений, много возможностей для познания мира. Бегая, прыгая и ползая на логопедических занятиях мы формируем предпосылки речи, интегрируем ее с другими процессами.

В своей работе я придерживаюсь позиции не научить ребенка говорить здесь и сейчас, а научить пользоваться речью во время прогулки, в общественном месте и так далее, то есть взаимодействовать с внешним миром. Для меня значимо, когда дети с удовольствием идут на мои занятия. Поэтому я бесконечно учусь, ищу новые игры, черпаю идеи у коллег.

Работая логопедом, я в полной мере смогла прочувствовать слова замечательного педагога Шалвы Амонашвили: «…Главный метод гуманистического воспитания — доставлять ребенку радость общения с нами: радость совместного познания, совместного труда, игры, отдыха».



Предварительный просмотр:

Информационная карта участника регионального этапа

Всероссийского конкурса «Воспитать человека»

  1. Общие сведения

Город / район

г. Зея

Фамилия

Арькова

Имя

Наталья

Отчество

Геннадьевна

Дата рождения (день, месяц, год)

24.08.1985 год

Место рождения

г. Благовещенск

Адрес интернет-ресурса (личный сайт, страница на сайте образовательной организации, блог сайта образовательной организации, на котором можно познакомиться с участником конкурса и публикуемыми им материалами)

https://nsportal.ru/natalya-arkova

  1. Трудовая деятельность

Название образовательной организации (по уставу)

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад № 12

Должность (по штатному расписанию)

Учитель-логопед

Преподаваемые предметы (если ведёте)

В каких возрастных группах в настоящее время работаете

средняя группа, старшая группа, подготовительная группа

Квалификационная категория

не имею

Почётные звания и награды (наименования и даты получения)

Почетная грамота отдела образования администрации города Зеи, 17.08.2018 год

Общий трудовой и педагогический стаж (полных лет на момент заполнения анкеты)

общий трудовой стаж – 6 лет

педагогический стаж – 5 лет

Послужной список (места и стаж работы за последние 5 лет)

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад № 12

Стаж работы – 5 лет

  1. Образование

Образование (укажите название и год окончания учебного заведения, факультет)

Специальность, квалификация по диплому

ГОУ ВПО «Благовещенский педагогический университет», 2007 г.

Факультет: ПиМНО

Специальность: «Логопедия»

Квалификация: «Учитель-логопед»

Дополнительное образование (указать какое)

2018 г. – АНО «Логопед плюс» г. Москва

Программа КПК: «Инновационные подходы к коррекции дефектов произношения» - 72 ч.

Основные публикации (в т.ч. брошюры, книги) за последние 3 года

нет

  1. Общественная деятельность

Участие в общественных организациях (укажите название, направление деятельности и дату вступления)

Городская психолого-медико-педагогическая комиссия,

член комиссии,

дата вступления – 24.08.2018 г.

Участие в деятельности управляющего совета образовательной организации  

нет

Работа в органах государственной власти, муниципалитетах (укажите название, годы работы, должность)

нет

Участие в разработке и реализации муниципальных, региональных, федеральных, международных программ и проектов (с указанием статуса участия)

нет

Являетесь ли членом профсоюзной организации работников образования

нет

  1. Досуг

Хобби

кулинария

Спортивные увлечения

нет

Сценические таланты

нет

  1. Контакты

Рабочий адрес с индексом

676244, Амурская область, город Зея, мкр. Светлый, д. 4/1

Домашний адрес с индексом

676244, Амурская область, город Зея, мкр. Светлый, д. 8, кв.80

Рабочий телефон с междугородным кодом

8(416)583-13-54

Домашний телефон с междугородным кодом

нет

Мобильный телефон

8-924-140-15-59

Рабочая электронная почта

detcad12zeya@yandex.ru

Личная электронная почта

khitrov85@mail.ru

Адрес личного сайта в интернете

https://nsportal.ru/natalya-arkova

Адрес школьного сайта в интернете

http://kolokolchik.wmsite.ru/

Адрес (-а) в социальной (-ых) сети (-ях)

@logoped.arkova

  1. Профессиональные ценности

Ваше заветное желание

Помогать как можно больше и лучше. 

Ваши кумиры в профессии

Е.Ф. Архипова, М.И. Лынская

Ваше педагогическое кредо

«Ребенок безграничен – ищите ключ к нему, и он удивит вас» Ш. А. Амонашвили.

Профессиональные и личностные ценности, наиболее близкие Вам

Ответственность, любознательность, гибкость и постоянный педагогический поиск, уважение и любовь к каждому ребенку, принятие особенностей ребенка и индивидуальный подход к каждому.

Инновации, которыми Вы можете поделиться с коллегами

Развитие межполушарного взаимодействия через приемы кинезиологии и нейрогимнастики.

8.Приложения

Интересные сведения об участниках, не раскрытые предыдущими разделами (не более 500 слов)

9. Подпись

Правильность сведений, представленных в информационной карте, подтверждаю:

_______________________________________________________________________

(подпись) (фамилия, имя, отчество участника)

«____» __________ 2021г.



Предварительный просмотр:

Аналитические записки

о включенности обучающихся в социально значимую деятельность

Одной из составляющих единого образовательного пространства в дошкольной образовательной организации является воспитательная работа с воспитанниками в форме социальных акций. На протяжении трех лет под моим руководством воспитанники принимают участие в различных акциях: «Коробка добра», «Помоги книге», «Подари книжку малышке».

В марте 2018 года в рамках всероссийской недели детской и юношеской книги мной была организована акция «Помоги книге». В акцию были вовлечены воспитанник подготовительных групп. Вместе с детьми мы прошли по группам и отобрали книги, нуждающиеся в ремонте. Затем ребята постепенно приводили в порядок книги, подклеивали страницы, форзацы. Благодаря акции продлена жизнь нескольким десяткам книг. Надо отметить, что дети выполняли работу с удовольствием. Акция помогла старшим дошкольникам осознать значимость книги, необходимость бережного отношения к ней.

В декабре 2019 года под моим руководством воспитанники подготовительной группы приняли участие в акции «Коробка добра», направленная на оказание адресной помощи детям оставшихся без попечения родителей. Участие в акции также приняли родители воспитанников. На призыв собрать «Коробку добра» откликнулось 16 семей. В итоге детьми были принесены игрушки, наборы для творчества, книги. Таким образом, была собрана целая коробка. В канун нового года, все собранные вещи были переданы детям социального приюта «Солнечный».

В феврале 2020 года в рамках общероссийской акции «Дарите книги с любовью - 2020» мной была организована акция «Подари книжку малышке». В ней приняли участие родители (законные представители) и воспитанники старшей группы. Всего в акции было задействовано 38 человек.  Условия акции: принести в подарок книгу для детей младшего возраста. Детская книга должна быть с четкими, яркими, доступными иллюстрациями для понимания ребенка. Это книги, которые уже не соответствуют возрасту детей (книжки-малышки с фольклорным содержанием и т.д.). Все принесенные книги были подарены детям групп раннего и младшего дошкольного возраста. Благодаря данному мероприятию родители и воспитанники приобщились к традиции книгодарения, а книжный фонда детского сада пополнился новыми книгами.  

Привлечение воспитанников дошкольного учреждения к социально-значимой деятельности позволяет формировать у них отзывчивость, способность сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительные функции в совместной деятельности. Все это дает детям установку положительного отношения к миру, другим людям и самому себе.



Предварительный просмотр:

Аннотация

реализуемых программ и проектов учителем-логопедом

Арьковой Натальей Геннадьевной

Название программы: Дополнительная общеразвивающая программа по подготовке к обучению грамоте «АБВГДейка» 

Возраст обучающихся: 5-7 лет

Автор-составитель: Арькова Н.Г.

Краткая аннотация программы:

Основная цель программы - обучение детей чтению в игровой форме.

Задачи программы:

1.Знакомить детей с понятиями «звук», «слово», «предложение».

2. Развивать у детей фонематический и речевой слух, формировать ориентировку в звуковой системе языка.

3. Обучать звуковому анализу слов, учить определять место звука в трёх позициях (в начале, середине и конце слова)

4. Познакомить с гласными, твёрдыми и мягкими согласными звуками.

 5. Развивать мелкую моторику - как показатель интеллектуальной готовности к школьному обучению

6. Формировать интерес и потребность в словотворчестве, играх со звуками и рифмами, экспериментировании со словами.

7. Прививать любовь и интерес к чтению.

Разработана на основе программы по подготовке к обучению грамоте Е.В. Колесниковой «От звука к букве». В программе соблюдается преемственность не только с последующим обучением, но и с предыдущим.

Название проекта: проект «Маленькие блогеры»

Краткая аннотация проекта:

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, учитель-логопед, воспитатели, родители.

Тип проекта: познавательно-творческий, долгосрочный.

Цель: развитие качеств речевой коммуникации в процессе составления тематических блогов.

Задачи:

  1. Развивать познавательную активность, коммуникативные навыки и творческий потенциал детей дошкольного возраста.
  2. Развивать связную диалогическую и монологическую речь, интонационную выразительность речи.
  3. Поддерживать проявление детской инициативы и самостоятельности в разных видах речевой деятельности.
  4. Развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе общего творческого дела.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад № 12

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПОРТФОЛИО

Арьковой Натальи Геннадьевны

учителя-логопеда

город Зея, 2021 год

СОДЕРЖАНИЕ

1.

Сведения о профессиональном и дополнительном образовании

3

2.

Сведения об особенностях организации (место работы) и об особенностях субъектов образовательных отношений, включенных в программу профессиональной деятельности конкурсанта, сведения о контингенте обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, с которыми непосредственно работает участник Конкурса

3

3.

Сведения о цели, задачах и основных направлениях профессиональной деятельности

5

4.

Сведения о нормативно-правовых документах (федерального, регионального и муниципального уровней) и локальных актов организации, регламентирующих образование обучающихся с ОВЗ и инвалидностью

5

5.

Сведения о ресурсном (материально-техническом, программно-методическом, информационном) обеспечении обучения, воспитания, коррекции нарушений развития и социальной адаптации обучающихся с ОВЗ и инвалидностью

6

6.

Краткое описание существующей педагогической практики организации образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в организации

10

7.

Сведения о взаимодействии с коллегами, в том числе членами психолого-медико-педагогического консилиума и (или) логопункта организации, родителями обучающихся с ОВЗ и инвалидностью

11

8.

Сведения о взаимодействии с внешними организациями, психолого-медико-педагогической комиссией, центром психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи в процессе образования обучающихся ОВЗ и инвалидностью

13

Приложение 1.  Информация об обучающих мероприятиях

14

Приложение 2. Публикации и публичные выступления участника

Конкурса

15

1. Сведения о профессиональном и дополнительном образовании

  • Образование:

Наименование образовательной

организации

Дата окончания обучения

Специальность, указанная

в дипломе

Квалификация,

указанная

в дипломе

1.

ГОУ ВПО «Благовещенский государственный педагогический университет»

02.06.2007

Логопедия

Учитель - логопед

  • Сведения о повышении квалификации (за последние 3 года)

Наименование образовательной организации

Тематика

Сроки обучения

Кол-во часов

1.

АНО «Логопед плюс» г. Москва

«Инновационные подходы к коррекции дефектов произношения»

20.12.2017 по 20.01.2018

72 часа

2. Сведения об особенностях организации (место работы) и об особенностях субъектов образовательных отношений, включенных в программу профессиональной деятельности конкурсанта, сведения о контингенте обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, с которыми непосредственно работает участник Конкурса

В дошкольном учреждении, в котором я работаю учителем-логопедом, функционирует: 7 групп общеразвивающей направленности, для детей от 1 года до 6 лет и 1 группа комбинированной направленности для детей от 6 до 7 лет. В группе комбинированной направленности реализуется адаптированная образовательная программа для детей с задержкой психического развития.

Контингент обучающихся с ОВЗ и инвалидностью выглядит следующим образом:

Категория воспитанников

1-3 лет

3-7 лет

Всего детей с ОВЗ

0

1

из них: с ЗПР и ТНР

0

1

Количество детей-инвалидов

0

3

из них:

с нарушение опорно-двигательного аппарата

0

1

с сахарным диабетом

0

1

с нарушением сердечно-сосудистой системы

0

1

Контингент обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, с которыми ведется работа на логопункте, выглядит следующим образом:

Категория воспитанников

от 5 до 6 лет

от 6 до 7 лет

Всего детей с ОВЗ

0

1

из них: с ЗПР и СНР

0

1

Количество детей-инвалидов

1

0

из них:

с нарушение опорно-двигательного аппарата

1

0

Контингент обучающихся, посещающих логопедический пункт, выглядит следующим образом:

ФНР, дислалия

ФФНР, дислалия,

ФФНР, стертая форма дизартрии

ОНР 3-4 уровень, стертая форма дизартрии; сл.  дислалия

ОНР 1-2 уровня по типу ЗРР

Заикание

Всего

9 чел.

9 чел.

3 чел.

18 чел.

1 чел. при ЗПР

3 чел.

42 чел.

ОНР 1-3 уровня

Дети с ОВЗ

СНР при ЗПР

Дети с инвалидностью

18 чел.

1 чел.

1 чел.

К сожалению, в нашем дошкольном учреждении нет узких специалистов (педагога-психолога, учителя-дефектолога) для успешной реализации инклюзивной практики и эффективной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам. Поэтому работа по созданию необходимых условий ведется в следующих направлениях:

 тесное сотрудничество со специалистами Зейского комплексного центра социального обслуживания населения «Родник» (далее – центр «Родник»). Дети-инвалиды, посещающие наше дошкольное учреждение, находятся на реабилитации в данном центре. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) посещает индивидуальные занятия психолога центра «Родник»;

- функционирование логопедического пункта – коррекционная работа с детьми, имеющих речевые нарушения, в том числе с детьми-инвалидами и ОВЗ в соответствии с рекомендациями городской психолого-медико- педагогической комиссии (ПМПК);

- повышение квалификации педагогических работников по программе «Особенности организации образования детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольной образовательной организации»;

- функционирование психолого-педагогического консилиума.

3. Сведения о цели, задачах и основных направлениях профессиональной деятельности

Цель моей педагогической деятельности – создание условий, способствующих выявлению и преодолению нарушений речевого развития, дальнейшему развитию устной и письменной речи, совершенствованию коммуникации обучающихся, обогащению детского развития.

Задачи педагогической деятельности:

1. Формировать полноценную фонетическую систему языка, развивать фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать произносительные умения и навыки.

2. Укреплять и развивать здоровье детей.

3. Обеспечивать гибкость и пластичность общей системы педагогических воздействий в соответствии с изменяющимися возможностями детей.

4. Индивидуализировать и дифференцировать педагогические методы, приемы и средства, которые применяются к каждому конкретному ребенку.

5. Развивать познавательные интересы, познавательную активность в освоении окружающей действительности.

6. Развивать мелкую моторику рук.

7. Развивать регулирующую функцию речи, способствовать овладению коммуникативно-речевыми средствами общения.

 В соответствии с приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» я выделила основные направления профессиональной деятельности:

  1. Диагностическая и коррекционная работа с учетом индивидуальных особенностей развития каждой категории детей.
  2. Консультативная поддержка педагогических работников и родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
  3. Организация предметно-пространственной среды с учетом особенностей каждого ребенка и коррекции недостатков их развития.

4. Сведения о нормативно-правовых документах (федерального, регионального и муниципального уровней) и локальных актов организации, регламентирующих образование обучающихся с ОВЗ и инвалидностью

При организации коррекционной работы руководствуюсь следующими нормативными документами:

- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

- Приказом Минпросвещения России от 31.07.2020 № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;

- Распоряжением Минпросвещения России от 06.08.2020 № Р-75 «Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность»;

- Положением «О психолого-педагогическом консилиуме», утвержденное приказом заведующего МДОАУ д/с № 12 от 28.11.2019 № 62-од;

- Положением «Об оказании логопедической помощи», утвержденное приказом заведующего МДОАУ д/с № 12от 31.08.2020 № 58-од;

- Положением «О группе (группах) комбинированной направленности», утвержденное приказом заведующего МДОАУ д/с № 12 от 30.08.2019 № 38/3-од;

5. Сведения о ресурсном (материально-техническом, программно-методическом, информационном) обеспечении обучения, воспитания, коррекции нарушений развития и социальной адаптации обучающихся с ОВЗ и инвалидностью

Материально-техническое обеспечение

Логопедический пункт дошкольного учреждения оснащен:

- мебелью: детскими столами, стульями, настенным зеркалом для индивидуальных занятий с воспитанниками, магнитной доской;

- учебным оборудованием: зеркалами, комплектами зондов для постановки звуков и для артикуляционного массажа, картотеками игр (игры на развитие речевого дыхания, мелкой моторики), предметными и сюжетными картинками по лексическим темам, картами-схемами для обучения рассказыванию и описанию предметов, шнуровками, вкладышами, мозаиками, наборами материалов для автоматизации и дифференциации звуков, планшетами межполушарного развития, визуально-ритмическим кругом, визуально-ритмической парковкой и другими пособиями для построения визуально-ритмического ряда, сенсорным кубом,  балансировочной доской, сухими бассейнами, пособием на пространственную ориентировку «Волшебные стрелочки», массажными ковриками, тактильным набором: ладони и стопы.

Программно-методическое обеспечение

На базе логопедического пункта мною реализуется рабочая коррекционная программа «Коррекция звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопедического пункта», которая ежегодно утверждается заведующим детским садом.

Программа разработана с учетом опыта работы дошкольного логопункта, а также на основе программ дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи «Коррекция нарушений речи» составитель Г. В. Чиркина.

Работая с детьми с ограниченными возможностями здоровья, участвую в разработке и реализации адаптированной основной образовательной программы для детей с задержкой психического развития. Для детей-инвалидов, по рекомендациям городской ПМПК, составляю индивидуальный образовательный маршрут.

В процессе коррекционной работы использую научно-обоснованные логопедические методики.

Логопедические технологии формирования и обследования произносительной стороны речи:

– Громова О. Е., Соломатина Г.Н. Логопедическое обследование детей 2—4 лет: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2005.

– Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: методическое пособие// Фотекова Т. А., Ахутина Т. В. - 2-е изд., испр. и доп.: Айрис-пресс, 2007.

– Коноваленко С. В., Коноваленко В. В. Экспресс-обследование звукопроизношения у дошкольников и младших школьников. Пособие для логопедов. - М.: «Гном-Пресс», 2000.

– Логопедический альбом для обследования лексико-грамматического строя и связной речи детей. И. А. Смирнова. СПб.: Детство-Пресс, - 2006.

– Логопедический альбом для обследования звукопроизношения. И. А. Смирнова. СПб.: Детство-Пресс, - 2006.

– Глозман Ж.М., Потанина А.Ю., Соболева А.Е. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте. – СПб.: Питер, 2008.

– Лылова Л.Е. Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия с детьми дошкольного возраста. Воронеж, 2012.

– Лылова Л.Е. Фронтальные логопедические занятия с детьми дошкольного возраста. Воронеж, 2012.

– Кыласова Л.Е. Коррекция звукопроизношения у детей. Издательство «Учитель», 2009.

– Азова Е. А., Чернова О. О. Учим звуки. Домашние логопедические тетради для детей 5-7 лет.- М.: ТЦ Сфера, 2010

– Анищенкова Е. С. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов. – М.: АСТ. Астрель, 2007

– Гадасина Л. Я., Николаева Т. В., Ивановская О. Г. Эффективное поурочное планирование коррекции произношения звуков на лексическом материале и дифференциации звуков и букв. СПб.: КАРО, 2009.

– Грецкая Т. В. Учим звуки: задания на автоматизацию произношения. М. – ТЦ Сфера, 2009

– Коноваленко В. В. Автоматизация звуков у детей. Комплект из 4 альбомов. – М. Изд. ГНОМ и Д, 2006.

Технологии коррекции фонематической стороны речи:

- Алтухова Н.Г. Научите слышать звуки. – СПб.: «Лань», 1999

- Гомзяк О.С. Говорим правильно в 6-7 лет Альбомы 1, 2 упражнений по обучению грамоте детей подготовительной к школе логогруппы. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009

- Дьякова Н.И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников. — М.: ТЦ Сфера, 2010.

- Колесникова Е. В. Развитие звуко-буквенного анализа у дошкольников. Опорные конспекты 18 занятий. Комплект листов для выполнения заданий. – М.: Издат-во «АКАЛИС», 1996.

- Миронова Н.М. Развиваем фонематическое восприятие. Планы-конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007

- Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. – СПб., 1998

Технологии формирования слоговой структуры слова:

– Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушения слоговой структуры слов у детей. — С - Пб. 2000.

– Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей: Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2007

– Ткаченко Т.А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова. — М., 2001.

– Четверушкина Н.С. Слоговая структура слова: система коррекционных упражнений для детей 5-7 лет. Практическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей. – М.: «Издательство Гном и Д», 2001.

Технологии формирования грамматического строя речи и обогащения и активизации словарного запаса:

- Александрова Т.В. Практические задания по формированию грамматического строя речи у дошкольников. 2007.

- Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2002.

- Филичева Т.Б. Устранение ОНР у дошкольников. 2007.

Технологии формирования связной речи:

- Коноваленко В.В. Развитие связной речи. (Зима; Осень; Весна) - М. 2001

- Коноваленко С.В., Коноваленко В.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей с ОНР. 2010

- Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. - 352 с.

- Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. 4-5 лет. М.: 2007.

- Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. 5-6 лет. М.: 2007.

- Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. 6-7 лет. М.: 2007.

- Ткаченко Т.А. Схемы для составлений дошкольниками описательных и сравнительных рассказов.- М. 1981.

Технологии работы с неговорящими детьми и детьми с ОВЗ:

  • Башинская Т.В.  Пятница Т.В. Как превратить «неговорящего» ребенка в болтуна (Из опыта преодоления моторной алалии). – Белый ветер, 2008.
  • Жукова Н.С. Развитие речи: мир вокруг тебя. – М.: Эксмо, 2017
  • Корсакова Ю. В. Руководство по запуску речи ребенка. – Ростов н/Д: Феникс, 2019.
  • Косинова Е.М. Моя первая книга знаний. Обо всем на свете. Упражнения для развития речи. – М.: Изд-во Эксмо, 2006.
  • Кучмезова Н.В., Лигостаева И.А. По ступенькам к звуку. Формирование звукопроизношения у ребенка с ОВЗ. М.: ТЦ Сфера, 2015.
  • Кучмезова Н.В., Лигостаева И.А. Формирование элементарных навыков звукопроизношения у ребенка с ОВЗ: Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2015.
  • Лынская М.И. Преодоление алалии и задержки речевого развития у детей. Метод сенсорно-интегративной логотерапии. Конспекты занятий. – М.: ЛОГОМАГ, 2015.
  • Лынская М.И. Сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика: Комплексы упражнений для преодоления артикуляционной апраксии у детей дошкольного возраста / М.И. Лынская. — М.: ПАРАДИГМА, 2016.
  • Лынская, Марианна Ильинична. Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий: /М.И. Лынская; под ред. С.Н. Шаховской. — М.: ПАРАДИГМА, 2015.
  • Нищева Н.В. Блокнот логопеда. Секреты работы с неговорящим ребенком. Вызывание простых звуков. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018.
  • Новикова-Иванцова Т.Н. От слова к фразе. Методическое пособие для работы логопедов по формированию фразы у детей с тяжелой речевой патологией. М.: «Специальная (коррекционная) начальная школа - детский сад V вида №1708», 2011.

Информационное обеспечение

Для организации коррекционной работы с детьми на логопунке имеется: компьютер, цветной принтер.

В работе мною используются электронные образовательные ресурсы:

Лицензионные:

- компьютерная программа «Логоблиц» от компании «Мерсибо»;

- КИМП от интернет-портала «Мерсибо». Конструктор для создания индивидуального образовательного маршрута и программы для дошкольников с ОВЗ.

Созданные самостоятельно:

 - игры и демонстрационный материал, созданные в презентации Microsoft PowerPoint.

6. Краткое описание существующей педагогической практики организации образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в организации

Ежегодно первые две недели сентября отводятся для проведения комплексного логопедического обследования детей старшего дошкольного возраста, с целью выявления у них нарушения речи.

На протяжении всей работы в дошкольном учреждении нахожусь в поиске оптимальных методик речевой диагностики детей. Мною используются:

- классические диагностические альбомы Смирновой И.А. Коноваленко В.В.;

- модифицированная методика обследования речи Фотековой Т.А., к которой я сначала создала наглядный материал, а затем информационную систему проведения и обработки результатов тестирования (на базе сервисов Google формы и Google таблицы);

- компьютерная программа «Логоблиц» от компании «Мерсибо».

Для исследования речи неговорящих детей, обследования их высших психических функций и уровня знаний, использую карточки с заданиями «4 лишний», «Назови фигуру», «Угадай цвет» и т.д.

В условиях переориентации системы образования лиц с ОВЗ и детей-инвалидов на инклюзивную модель, особую значимость приобретают вопросы, связанные с обеспечением раннего начала и эффективного достижения результатов коррекционно-логопедического воздействия. Исходя из этого, активно внедряю в свою работу нейропсихологическое обследование речи детей, имеющих комплексное нарушение здоровья. Расширенная диагностика необходима для построения оптимального индивидуального маршрута ребенка и для более информативного логопедического представления на консультацию ПМПК.

На основании результатов углубленного логопедического обследования всех компонентов речи на логопедический пункт зачисляются дети-логопаты подготовительных к школе групп, дети старших групп, имеющих общее недоразвитие речи (ОНР) 3 – 4 уровня, зачисляются по результатам обследования психолого-педагогического консилиума МДОАУ д/с № 12, дети с ОВЗ и дети-инвалиды – по рекомендации ПМПК.

По результатам логопедического обследования формируются группы в соответствии с выявленными нарушениями звукопроизношения и с учетом психолого-педагогических особенностей детей.

На каждого ребенка заполняю речевые карты, пишу индивидуальные маршруты коррекции речевого развития, составляю годовой план работы.

Вся коррекционная работа (коррекционно-развивающие занятия, индивидуальная работа с детьми по постановке и автоматизации звуков, развитие фонематического слуха, формирование лексико-грамматического строя речи и т.д.) строится с учетом степени тяжести речевого нарушения, индивидуальных и психолого-педагогических особенностей детей-логопатов, в соответствии с календарно-тематическим планированием. Для оптимизации рабочего времени ведется ежедневное планирование коррекционной работы.

В запланированные сроки (декабрь-январь) проводится логопедический мониторинг с целью выявления динамики развития речи в коррекционно-образовательном процессе каждого ребенка, занимающегося на логопедическом пункте.

Логопедическая работа направлена на преодоление речевых и психофизических нарушений путём проведения индивидуальных и подгрупповых занятий.

На индивидуальных занятиях работа ведется по развитию артикуляционной моторики, постановке звуков, развитию фонематического восприятия, коррекции нарушенных функций с учётом возможностей каждого ребёнка. На этапе автоматизации звука реализуется комплексный метод, так как одновременно ведётся работа над просодией и мимикой. Дети перевоплощаются в героев любимых сказок, зверят и, таким образом, развивается воображение, творческая фантазия, отрабатывается интонационная выразительность речи, укрепляется лицевая мускулатура.

На подгрупповых занятиях дети со сходными речевыми нарушениями объединяются. С ними проводится работа по автоматизации звуков, расширению словаря, развитию связной речи. В каждое занятие на развитие лексико-грамматических форм языка включаются задания на формирование психофизической сферы детей, высших психических функций. Это психогимнастика, нейрогимнастика, релаксация, игры на развитие мелкой и общей моторики, голосовые и дыхательные упражнения, игры на внимание, память, мышление. Все задания объединяются одной лексической темой или сюжетом сказки, рассказа.

Для того чтобы коррекционная работа имела системный характер, разработала для воспитателей групп тетради взаимодействия. Тетради имеют кармашки, в которые вкладываю различные речевые упражнения, артикуляционную гимнастику для детей и т.д. Для каждого ребенка определенный набор упражнений. Таким образом, воспитатели в течение недели индивидуально занимаются с каждым ребенком, закрепляют правильное звукопроизношение, развивают артикуляционный аппарат.

7. Сведения о взаимодействии с коллегами, в том числе членами психолого-медико-педагогического консилиума и (или) логопункта организации, родителями обучающихся с ОВЗ и инвалидностью

Просветительская работа с педагогами и родителями по распространению специальных знаний проводится систематически, согласно плану, по запросам родителей и педагогов. Темы родительских собраний и консультаций меняются, в соответствии с актуальностью.

В начале учебного года для родителей проводится родительское собрание, на котором рассказывается о развитие речи детей данного возраста в норме, о речевых нарушениях и их причинах, о содержании и построении логопедических занятий, какие стороны речи развиваются в процессе коррекционных занятий.

Ежегодно в начале учебного года реализуется проект «Артикуляционная гимнастика», где дети, зачисленные на логопункт, совместно с родителями выполняют различные упражнения: рисуют, раскрашивают, выполняют артикуляционные упражнения.

Проводятся индивидуальные консультации для родителей. В течение года мы обсуждаем динамику речевого развития, затруднения, вызванные выполнением упражнений дома. Консультации проводятся либо по приглашению, либо по инициативе родителей. Совместно с родителями мною было проведено занятие по постановке звука [Р], где разбирались все подготовительные упражнения для более быстрой и качественной постановки звука.

Познавательная информация для родителей размещается в логопедическом кабинете и на сайте дошкольного учреждения. В группах информация представлена в виде информационных планшетов и газет. Для педагогического просвещения родителей и проведения индивидуальной работы с ребенком в домашних условиях создала аккаунт в Instagram @arkova_logoped, где представлены логопедические игры и упражнения, домашние задания по лексическим темам. На страничке персонального интернет-ресурса (https://nsportal.ru/natalya-arkova) размещаю консультации, советы, артикуляционную гимнастику. На сайте дошкольного учреждения создана страничка «Виртуальный детский сад» (http://kolokolchik.wmsite.ru/rekomendacii-roditeljam/virtualnyj-detskij-sad/), где размещаю логопедические офлайн занятия для детей и родителей.

Для достижения положительных и стабильных результатов в работе с детьми, еженедельно рекомендую родителям игры и упражнения для закрепления речевых навыков в домашних условиях. Формы этих рекомендаций разнообразны: упражнения в тетрадях для домашних занятий, видео домашних заданий, которые пересылаю по WhatsApp.

В работе с детьми-логопатами важна системность, поэтому в коррекционный процесс, помимо родителей, активно привлекаю педагогов дошкольного учреждения. Провожу консультации, семинары-практикумы, мастер-классы, кружок качества «Развитие сенсомоторной сферы дошкольников», открытые логопедические занятия, индивидуальные беседы, помогаю в составлении картотек, речевых уголков, подборе речевого материала к занятиям (приложение 1).

Делюсь опытом работы с коллегами на страничке персонального интернет-ресурса, в рамках городского методического объединения учителей-логопедов (приложение 2).

Для ускорения автоматизации звуков введены тетради взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя, где предлагаю различные задания для закрепления правильного звукопроизношения и развития речи. В тетрадях взаимодействия имеются: экран звукопроизношения группы, материал для речевых пятиминуток, элементы нейрогимнастики для развития межполушарного взаимодействия у дошкольников.

Эффективно и технологично вся система психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ может осуществляться только при наличии команды специалистов, объединенных в психолого-педагогический консилиум образовательного учреждения. Это является одним из организационно-педагогических условий реализации инклюзивного образования[1].

Каждый специалист психолого-педагогического консилиума оценивает состояние психофизического развития ребенка и дает прогноз его возможностей в плане обучения, воспитания и социализации, в соответствии со своей специальностью. Я являюсь постоянным членом психолого-педагогического консилиума образовательной организации: определяю характер речевого недоразвития, участвую в выработке рекомендации, разработке индивидуальных образовательных маршрутов и адаптированных образовательных программ.

8. Сведения о взаимодействии с внешними организациями, психолого-медико-педагогической комиссией, центром психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи в процессе образования обучающихся ОВЗ и инвалидностью

В процессе образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью взаимодействую со специалистами детской поликлиники и психологом центра «Родник»: получаю консультационную помощь и направляю детей для получения квалифицированной помощи узких специалистов – педагога-психолога, учителя-дефектолога.

Являюсь членом городской психолого-медико-педагогической комиссии, что позволяет мне более эффективно выстраивать свою педагогическую деятельность.

Приложение 1

Информация об обучающих мероприятиях

Год

Наименование мероприятия

Форма распространения, тема

Уровень

2016

Методическое объединение учителей-логопедов

Открытое логопедическое занятие (НОД) «Освободите Деда Мороза!»

Городской

2017

Методическая неделя «Использование современных образовательных технологий в ранней профориентации дошкольников»

Открытое логопедическое занятие «Профессии»

ДОО

2018

Методическое объединение учителей-логопедов

Открытое логопедическое занятие (НОД) «Поможем роботу Феде»

Городской

2019

Семинар-практикум «Пути формирования связной речи дошкольников в современных условиях»

Мастер-класс «Интеллект-карта как средство развития связной речи дошкольников»

ДОО

2019

Педагогический совет «Формирование звуковой культуры речи дошкольников: проблемы, пути решения»

Мастер-класс «Логоритмика как эффективный метод по преодолению речевых нарушений»

ДОО

2020

Кружок качества «Развитие сенсомоторной сферы детей дошкольного возраста»

Мастер-класс «Игровые приемы развития графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста»

ДОО

Приложение 2

Публикации и публичные выступления участника Конкурса

Публикации участника Конкурса

Год

Наименование публикаций

Место публикации

2016

Фонематический слух и фонематическое восприятие. Картотека игр

https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2016/01/18/fonematicheskiy-sluh-i-fonematicheskoe-vospriyatie-kartoteka-igr

2016

«Зрительные дорожки»

https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2016/01/18/zritelnye-dorozhki

2017

Конспект занятия по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи в подготовительной к школе группе «Профессии»

https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2017/03/29/konspekt-zanyatiya-po-razvitiyu-leksiko-grammaticheskih

2018

Настольная игра для учителей-логопедов «Самый умный логопед»

https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2018/03/28/nastolnaya-igra-dlya-uchiteley-logopedov-samyy-umnyy-logoped

2019

Дидактические игры на формирование слоговой структуры слова (1-8 тип)

https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2019/03/25/didakticheskie-igry-na-formirovanie-slogovoy-struktury-slova-1

2020

Конспект логопедического занятия по теме «Освободите Деда Мороза»

https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2020/03/23/konspekt-logopedicheskogo-zanyatiya-po-teme-osvobodite-deda-moroza

2020

Консультация для воспитателей «Интеллект-карта как средство развития связной речи дошкольников»

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2020/03/12/konsultatsiya-dlya-vospitateley-intellekt-karta-kak-sredstvo-razvitiya

2020

Опыт работы «Использование современных образовательных технологий в логопедической работе с детьми с ОНР»

https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2020/03/24/opyt-raboty-ispolzovanie-sovremennyh-obrazovatelnyh-tehnologiy-v

2021

Артикуляционная диспраксия как причина отсутствия речи у детей

https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2021/03/17/artikulyatsionnaya-dispraksiya-kak-prichina-otsutstviya-rechi-u

2021

Коррекционная работа с неговорящим ребенком при артикуляционной диспраксии

https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2021/03/17/korrektsionnaya-rabota-s-negovoryashchim-rebenkom-pri

Публичные выступления участника Конкурса

Год

Наименование мероприятия

Форма распространения, тема

Уровень

2017

Методическое объединение учителей-логопедов

Опыт работы по теме «Горловое произношение звука Р и его коррекция»

Городской

2017

Методическое объединение учителей-логопедов

Опыт работы по теме «Обследование речи детей по методике Фотековой Т.А.»

Городской

2017

Методическое объединение учителей-логопедов

Опыт работы по теме «Игры и упражнения, направленные на профилактику аграмматической дисграфии и дислексии на почве нарушения звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями»

Городской

2017

Творческая площадка «Современное дошкольное образование: стратегии развития»

Педагогический опыт «Формирование интереса к книге и духовное обогащение семьи через реализацию проекта «Семейное чтение»»

Городской

2018

Методическое объединение учителей-логопедов

Выступление по теме «Характеристика слоговой структуры слова у детей с ОНР»

Городской

2019

Методическое объединение учителей-логопедов

Выступление по теме «Проектирование логопедического занятия в соответствии с требованиями ФГОС ДО»

Городской

2019

Методическое объединение учителей-логопедов

Выступление по теме «Технология и методика формирования слоговой структуры слова у дошкольников на этапе слов»

Городской

2019

Методическое объединение учителей-логопедов

Выступление по теме «Обзор современных технологий логопедического обследования»

Городской

2020

Методическое объединение учителей-логопедов

Выступление по теме: «Артикуляционная диспраксия как причина отсутствия речи у ребенка»

Городской

2021

Методическое объединение учителей-логопедов

Выступление по теме: «Маршрут коррекционной работы с неговорящим ребенком при артикуляционной диспраксии»

Городской


[1]Создание и апробация модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики: Методическое пособие / Под общ.ред. С.В. Алехиной, М.М. Семаго. — М.: МГППУ, 2012. — 156 с.