Главные вкладки
Конспекты уроков русского языка и литературы
Здесь вы можете познакомиться с разработками уроков учителей, которыми я пользуюсь, а также с моими разработками уроков.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.31 КБ | |
| 17.15 КБ | |
| 26.54 КБ | |
| 83 КБ | |
| 20.58 КБ | |
| 16.95 КБ | |
| 18.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 6 классе по теме: "Имя прилагательное. Повторение"
Цели:
- Повторение и обобщение изученного материала по теме “Имя прилагательное” Закрепление изученных орфограмм.
- Умение находить прилагательные в предложении и словосочетании; определять их грамматические признаки; разряд по значению; выражать свои мысли.
- Воспитание интереса к изучению русского языка.
Оборудование:
- План темы “Имя прилагательное”
- Таблицы с изученными орфограммами
- Карточки
- Тесты
- Текст о феврале
- Иллюстрации картин (И.Э. Грабарь “Февральская лазурь”; Г. Г. Нисский “Февраль. Подмосковье”)
ХОД УРОКА
1. Сообщение темы и целей урока.
Сегодня на уроке мы повторим и обобщим всё, что изучили в теме “Имя прилагательное”.
Итак, что же на уроке мы должны знать и уметь?
Знать:
- что такое имя прилагательное;
- его грамматические признаки;
- правописание прилагательных;
Уметь:
- находить имена прилагательные;
- определять грамматические признаки;
- правильно писать имена прилагательные с изученными орфограммами;
2. Индивидуальная работа по карточкам
3. Фронтальный опрос
- Какую часть речи закончили изучать?
- Что нового о прилагательном в 6 классе узнали?
- Составьте связный рассказ на тему “Что я знаю об имени прилагательном” по данному плану.
План.
1. Имя прилагательное как часть речи.
2. Степени сравнения прилагательных.
3. Разряды прилагательных по значению.
4. Орфограммы, изученные в теме «Имя прилагательное»
5. Роль прилагательных в тексте.
4. Комментированное письмо.
На стёклах, сплошь заиндевелых,
Февральский выписал мороз
Сплетенье трав молочно-белых
И серебристо-синих роз.
Пейзаж тропического лета
Рисует стужа на окне.
Зачем ей розы? Видно, это
Зима тоскует о весне.
Д. Кедрин
- О чём говорится в этом четверостишье?
- Какую картину вы себе представили?
- Как вы понимаете значение слова заиндевелых?
- Подберите и запишите синонимы к слову выписал;
- Назовите прилагательные;
- Найдите орфограммы в прилагательных;
- Как мы различаем на письме суффиксы прилагательных –к- и –ск-;
- Какие прилагательные называются сложными?
- Расскажите правило, приведите примеры;
- Рифмованное правило;
- Подчеркните грамматическую основу предложения.
5. Творческое задание:
К прилагательным подобрать и записать синонимичные сложные прилагательные.
изумрудный –
салатный -
бирюзовый -
багровый -
индиговый -
стальной -
6. Историческая справка
Название месяца “февраль” - латинское по происхождению. Февраль в Древнем Риме заканчивал год, поэтому в конце месяца древние римляне устраивали большой праздник, на котором приносили жертвы покровителю стад богу Фебресу.
Отсюда и название месяца – февраль. Древнерусское название февраля - “лютый”. Как вы думаете, почему? В феврале выпадает много снега, стоят лютые морозы.
С 24 февраля начнутся так называемые Власьевские морозы – последние, завершающие зиму.
Какие ещё знаете названия у февраля? (лютень, снежень, бокогрей, вьюговей.)
Знаете ли вы приметы, связанные с февралём?
В феврале сильные морозы – короткая зима.
Тёплый февраль приносит холодную весну.
Чем холоднее последняя неделя февраля, тем теплее в марте.
Послушайте, как описывает февраль писатель Николай Сладков
Тексты на столах “Круговерть”
Свистит косая метель – белая метла дороги метёт. Дымятся сугробы и крыши. Рушатся с сосен белые водопады. Скользит по дорогам злая позёмка. Февраль летит на всех парусах. Гонятся вихри за санями и машинами, кружат хороводы вокруг домов, заметают пути- дороги. Тонут в белых волнах заборы. За каждым столбом – снеговорот. Над каждой елью – белые флаги. Завевает, кружит, заносит. Свистит, скулит, воет. Лепит в глаза, в спину толкает, дышать не даёт. Тучи-снегосыпы сыплют снег сверху. Сугробы-снеговеи веют снег снизу. Солнце запуталось в вихрях, как золотая рыба в белой сети. Круговерть от земли и до неба!
(Н. Сладков)
7. Морфологический разбор
Февральский (мороз)
8. Творческое задание:
Вспомните и назовите картины, связанные с описанием природы в феврале. (И. Э. Грабарь “Февральская лазурь”, Г. Г. Нисский “Февраль. Подмосковье”)
По данным картинам составьте и запишите пять словосочетаний, используя в них качественные и относительные прилагательные.
- Давайте вспомним, какие прилагательные называются качественными, а какие относительными.
- Какие прилагательные не имеют степеней сравнения?
9. Словарный диктант
Назовите орфограммы, изученные в теме “Имя прилагательное”.
Словарный диктант проводит заранее подготовленный ученик.
2 ученика у доски работают (взаимопроверка).
10. Игра “Четвёртое лишнее”
дремуч(?), из-за туч(?), свеж(?), горяч(?)
(не)взрачный, (не)настный, (не)внимательный, (не)брежный
- спишите, раскрыв скобки;
- найдите и объясните “лишнее” слово;
- рифмованное правило.
11. Буквенный диктант
(Н и НН в прилагательных)
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
нн | н | нн | н | нн | нн | н | н | нн | н |
- торжественный
- ледяной
- туманный
- ветреный
- законный
- организационный
- лебединый
- кожаный
- стеклянный
- соколиный
12. Работа с тестом
Тест
- Определите нужный вопрос к именам прилагательным:
- Отцов участок;
- Книжный шкаф;
- Забавный малыш.
- Какие признаки имени прилагательного согласуются с грамматическими
признаками имени существительного?
- Род;
- Число;
- Падеж;
- Склонение.
- В какой строке все прилагательные являются качественными?
- Чистый, сельский, волчий, золотой, умный;
- Глубокий, старый, горячий, острый, резкий;
- Комариный, богатырский, белый, московский, аккуратный;
- Большой, лисий, подземный, красивый, синий.
- В какой строке все прилагательные являются относительными?
- Серебряный, маленький, медвежий, якутский;
- Кожаный, мышиный, высокий, шерстяной;
- Прохладный, европейский, волчий, жёлтый;
- Верхний, московский, вчерашний, глиняный.
- Притяжательные прилагательные обозначают:
- Признак предмета, который может быть в этом предмете в большей или меньшей степени;
- Принадлежность чего-либо лицу или животному и отвечает на вопросы чей? чья? чьё?
- Материал, из которого сделан предмет.
- Все слова в строке пишутся с суффиксом –ск-:
- Кавказ…кий, кузнец…кий, богатыр…кий, матрос…кий;
- Журналист…кий, француз…кий, одес…кий, киргиз…кий.
- Ткац…кий, древнерус…кий, рез…кий, белорус…кий;
- Тбилис…кий, кузнец…кий, февраль…кий, немец…кий.
- Укажите строку, в которой прилагательные написаны с ошибкой:
- Отечественый, костяной, лимонный, песчаный;
- Лунный, львиный, бездонный, стеклянный;
- Торжественный, карманный, деревянный, организационный;
- Пчелиный, кожаный, клюквенный, оловянный.
- Частица НЕ пишется раздельно в предложении:
- Каменный уголь для домны (не) чёрный, а светло-серый.
- Для (не) внимательного взора природа севера бедна.
- Комендант отвечал (не) брежным кивком головы.
- Впереди показалась (не) большая деревушка.
- В какой строке все прилагательные пишутся через дефис?
- (Древне)русский, (тёмно)каштановый, (железно)дорожный, (северо)восточный;
- (светло)коричневый, (юго)западный, (взлётно)посадочный, (русско)немецкий;
- (двух)комнатный, (ярко)жёлтый, (мясо)молочный.
- Буква О после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных пишется:
- Од ударением;
- В безударном положении.
13. Подведение итогов
- Посмотрите в тетради и скажите, что мы на уроке повторили?
- Всё ли было понятно?
- Узнали на уроке что-нибудь новое?
- Комментирование оценок.
- Чья работа на уроке вам понравилась?
14. Домашнее задание:
- подготовиться к контрольному диктанту;
- написать мини-сочинение на тему “Зима”, указать разряды прилагательных.
Сухоненко Наталья Анатольевна, учитель русского языка и литературы
Предварительный просмотр:
Тема: Глагол
Цель: обобщение и систематизация полученных знаний по теме «Глагол».
Задачи:
обучающие: закрепить и обобщить знания о значении, грамматических признаках, правописании, образовании и произношении глаголов;
развивающие: совершенствовать умение анализировать языковой материал при разрешении
учебных проблемных ситуаций;
воспитательные: развивать коммуникативную культуру учащихся, воспитывать интерес к
предмету.
Тип урока: закрепление и обобщение изученного материала.
Вид урока: обобщающий урок русского языка в 6 классе
Формы работы учащихся: парная, индивидуальная
Педагогические технологии: игровые (цель использования – повышают эффективности
урока, создают ситуации успеха, развивают интерес к предмету), информационно-
коммуникативные (цель использования – наглядность позволяет сформулировать тему
урока, облегчает повторение объёмного теоретического материала, дает возможность
проверить усвоенные учащимися знания, повышает мотивацию учащихся), технология
дифференцированного обучения (цель – повышает мотивацию к обучению, дает
возможность реализоваться всем учащимся), здоровьесберегающие технологии.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент, приветствие.
2. Актуализация знаний
Я буду читать вам, какие действия совершают звери, а вы угадывайте, что за животное их
совершает.
1. Шипит, ползает, извивается.
2. Хрюкает, чавкает, пачкается.
3. Блеет, бодается, даёт молоко.
4. Мяукает, мурлычет, ловит мышей.
5. Сторожит, лает, кусается.
6. Кричит, топает, свистит, толкается, плюётся, грубит, дерётся.
7. как думаете, что это за существо? Конечно же, такого нет в природе, и мы с вами не будем
стремиться быть на него похожими. Скажите, какая часть речи помогла нам вычислить наших
животных? Глагол!
Глагол. Давайте попробуем сформулировать цели, которые мы должны достигнуть
на сегодняшнем уроке.
- обобщить знания о глаголе;
- привести знания, умения и навыки в систему.
Сделаем вывод:
Без глагола бы, друзья,
Скучной жизнь наша была!
Ни читать и ни писать, ни гулять, ни танцевать
Не смогли б ни ты, ни я
Грустен стал и одинок день без действия, дружок!
Итак, откройте тетради, запишите число, классная работа и тему урока.
3. Проверка знаний и умений по теме.
1. Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: что
делать? что сделать?
2. Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида. Глаголы совершенного вида отвечают на
вопросы: что сделать? Несовершенного – что делать.
3. Переходность глагола определяется сочетанием глагола с формой винительного падежа
существительного. Если такое сочетание невозможно, глагол непереходный.
4. Возвратность глагола определяется наличием суффикса -ся. Если суффикса –ся нет, значит,
глагол невозвратный.
5. Спряжение глагола зависит от гласной в личных окончаниях. Гласная Е пишется в окончаниях 1
спряжения, а гласная И – в окончаниях 2 спряжения.
( учащимся прямо на слайдах представлены слова, где нужно определить все эти характеристики).
Объяснительный диктант. (Вставьте пропущенные буквы, объясните условие выбора
орфограммы в окончании глагола (глаголы в 1 л. мн.ч.).
Пиш…м, дума…м, смотр…м, се…м, вер…м, отвеча…м, рису…м, задерж…м, пол…м, доверя…м.
Игра-физминутка. Хлопните в ладоши, если услышите частицу НЕ.
Завести велели мне новые привычки –
Никогда девчонок НЕ дёргать за косички!
Никогда с братишкой НЕ драться за обедом,
На уроках больше НЕ говорить с соседом.
Я согласен даже НЕ рисовать на карте,
Я согласен даже НЕ танцевать на парте.
Но НЕ делайте вы мне никаких упрёков,
Даже если я и НЕ выучу уроков!
4.Тренировочные упражнения.
Вставьте пропущенные буквы (чередование букв е-и).
Бл…стеть, бл…стать, выж…гание, наст…лать, расст…лить, зам..рать, отт…рать.
Вставьте, где нужно Ь.
Боит…ся волков, вернет…ся домой, хлеб не уродит…ся, мастерством гордят…ся, книга
пригодит…ся, хвалят…ся успехом, воды напит…ся.
Игра « Ромашка». На доске цветок ромашки, под каждым лепестком скрыто задание. Дети по
желанию выходят к доске и работают по заданиям.
1 лепесток – Запишите предложение, расставьте необходимые знаки препинания,
прокомментируйте их постановку, составьте схему. Выполните морфологический разбор глагола.
Ты ____________позвонишь мне друг сегодня спросил Митя
2 лепесток - Образуйте формы повелительного наклонения ед. и мн. ч. от глаголов: положить,
класть, бриться, ехать, лечь.
3 лепесток - Образуйте формы прошедшего времени муж.и жен. рода от следующих
инфинитивов, объясните их произношение: убежать, начать, класть, послать,принять,
продать.
4 лепесток – Выполните морфологический разбор глагола из предложения:
Ох, лето красное! Любил бы я тебя…
5 лепесток - Выполните морфологический разбор глагола из предложения:
Берегите самых родных и близких людей!
6 лепесток – Запишите слова, объясняя правила написания. Найдите лишнее слово,
аргументируйте свой ответ:
пишеш…, отвечаеш…, улыбаеш…ся, реж…те, (не)плач…, намаж…те, позвониш…,
пряч…ся, печалиш..ся, детский плач…
7 лепесток – Выполните морфемный разбор глаголов: записала, упирался, соберет, угонишь,
пролетите, сломаешь.
8 лепесток – Подчеркните грамматические основы, составьте схему прдложения, охарактеризуйте
его.
Бобка мой озорной щенок и я его очень люблю.
5.Постановка Д/з
Дифференцированный д/з.
6. Рефлексия
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 6в классе
И.С.Тургенев «Бежин луг»: образы крестьянских мальчиков,
их портреты, рассказы, духовный мир.
Тип урока: постановка и решение учебных задач.
Планируемые результаты обучения:
Предметные:
познавательная сфера: показать богатство духовного мира крестьянских детей, мастерство Тургенева в создании портретных и сравнительных характеристик героев; обобщение и углубление изученного по творчеству И.С.Тургенева; владеть навыками составления устной и письменной характеристики героя, работы со словарем литературоведческих терминов; составлять словесный портрет на основе полученных знаний и представлений; создавать презентацию и проводить защиту собственных иллюстраций;
ценностно-ориентационная сфера: давать оценку выразительного чтения одноклассников; формировать собственное отношение к произведениям И.С.Тургенева; приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы;
коммуникативная сфера: владеть навыками пересказа с сохранением стиля художественного произведения, с изменением лица рассказчика, выразительного чтения; уметь строить устный ответ с использованием цитирования.
Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов УУД):
познавательные: ориентироваться в справочной литературе, отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, справочнике, ресурсах Интернета;
регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;
коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение; проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению.
Методы и формы обучения: фронтальная (беседа), индивидуальная, групповая.
Оборудование: портрет И.С.Тургенева, выставка рисунков «Мы – художники-иллюстраторы рассказа «Бежин луг»»; эпиграф урока записан на доске: «С каким участием и добродушием автор описывает нам своих героев, как умеет он заставить читателей полюбить их от всей души!» (В.Г.Белинский).
Основные понятия и термины: портрет в литературе.
Сценарий урока.
- Оргмомент. Постановка целей и задач урока.
- (Слайд № 1)Вступление в урок. Создание настроя учащихся на творческую работу с текстом рассказа «Бежин луг». Совместно с учителем трое учащихся разыгрывают стихотворение Ивана Захаровича Сурикова «В ночном»
Учитель: Летний вечер.
Ученик 1: За лесами
Солнышко уж село;
На краю далеком неба
Зорька заалела;
Но и та потухла.
Ученик 2: Топот
В поле раздается.
То табун коней в ночное
По лугам несется.
Ухватя коней за гриву,
Скачут дети в поле.
То-то радость и веселье,
То-то детям воля!
Ученик 3: По траве высокой кони
На просторе бродят;
Собралися дети в кучку,
Разговор заводят…
Учитель: И на ум приходят детям
Бабушкины сказки:
1: Вот с метлой несётся ведьма
На ночные пляски;
2: Вот над лесом мчится леший
С головой косматой,
3: А по небу, сыпля искры,
Змей летит крылатый;
Хором: И какие – то все в белом
Тени в поле ходят…
Учитель: Детям боязно – и дети
Огонёк разводят.
- Определение темы и целей урока.
- Ребята, как вы думаете: это стихотворение как-то связано с нашим сегодняшним уроком? (в рассказе Тургенева мы знакомимся с деревенскими мальчиками, которые вышли в ночное).
- Что значит выйти в «ночное»? (пастьба лошадей ночью).
- Как вы думаете, что значит для мальчиков «ночное»? (свобода, самостоятельность).
- Как относится герой-рассказчик к ребятам, которых он случайно встретил в ночной степи? Как мы об этом узнаём? (свое отношение автор и герой-рассказчик передает с помощью описания ).
3. Знакомство с темой урока. (слайд №2 ).
- Итак, о чем мы будем сегодня говорить? Чему посвятим урок?
-Молодцы, правильно узнали тему и цель урока.
II. Изучение нового материала
1. Работа в группах.
- У вас на столах лежит текст. Что это за текст? (описание, портрет)
- А что такое портрет? (изображение внешности героя (его лица, фигуры, одежды)
- Что можно узнать по портрету?
- Можем ли мы по портрету сказать о внутренних качествах человека? (да, например, добрые глаза)
Тексты на листах А4
- Это был стройный мальчик четырнадцати лет, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувесёлой, полурассеянной улыбкой. (Федя).
- У него всклокоченные чёрные волосы, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный; вся голова огромная, как говорится, с пивной котёл; тело приземистое, неуклюжее. (Павлуша).
- Лицо у него было довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, сжатые губы не шевелились, сдвинутые брови не расходились. Его жёлтые, почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапочки. (Илюша)
- Это мальчик лет десяти…Всё лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва был можно различить; но странное впечатление производили его большие, чёрные, жидким блеском блестевшие глаза. (Костя).
- Ваша задача – определить, о ком идёт речь. Посмотрите на мальчиков (портрет Феди, портрет Вани, портрет Кости, портрет Илюши, портрет Павлуши на каждом столе) и определитесь с героем.
- Пройдите к доске и вывесьте портрет своего героя, зачитайте портреты мальчиков друг другу. Согласны, что правильно определили героя?
- Описания какого мальчика не хватает? Как вы думаете, почему?
2. Составление плана-характеристики героя (на примере одного из мальчиков)
- Вам дана таблица (приложение №2), которую вы должны заполнить и подготовить связный рассказ о том герое, которого вы нашли в предыдущем задании. На работу 5 минут, выступление – 2-3 минуты.
Персонаж | возраст | Семья, положение | Одежда | Выражение лица | Характер | Впечатление автора | Мое мнение о мальчике |
- Спасибо за ответы.
Вывод: (Слайд №3)Портрет в литературе – одно из средств художественной характеристики, состоящей в том, что писатель раскрывает типический характер своих героев и выражает свое идейное отношение к ним через изображение внешности героев: их фигуры, лица, одежды, движений, жестов, манер.
- Ребята, что общего у этих детей? (мальчики дружны, не избалованы, все умеют хорошо рассказывать, они деревенские дети, почти все они бедны)
- В чем отличие этих мальчиков? (у них разные характеры)
2. (Слайд №4)Инсценирование отрывка (со слов «Костя вздрогнул» до слов «Настало опять молчание»)
- Как открылись вам мальчики в этом отрывке?
- Обратимся к словам эпиграфа. Кого из мальчиков вы успели полюбить, кто вызвал наибольшую симпатию и интерес, почему?
- Есть истории, вызывающие у вас улыбку, какие?
- обратили ли вы внимание на то, каким словом называет Тургенев рассказы мальчиков? Может, россказни, или предания, или былички? (поверья)
3. (Слайд №5)Работа со словарем.
Поверье – это идущее из старины и живущее в народе убеждение, примета.
Россказни – измышления, выдумки.
Предание – переходящий из уст в уста, из поколения в поколение рассказ о былом, легенда.
Быличка – это рассказ о фантастическом событии, участником или свидетелем которого считает себя рассказчик.
- Что же вы услышали из уст мальчишек?
- Как вы думаете, а сами мальчишки верили в то, что рассказывали?
4. Сообщение учащегося «Иллюстрация А.Ф. Пахомова к рассказу И.С.Тургенева «Бежин луг»».
5. Презентация и защита собственных иллюстраций.
III. (Слайд №6)Итог урока. Рефлексия деятельности.
- Какие выводы из нашего сегодняшнего разговора можно сделать? (высказывания уч-ся)
- Что нового вы узнали на уроке?
- Какую тему разговора вы хотели бы продолжить?
(В каждом портрете есть загадка. Мы чувствуем, что Тургенев словно бы зовет нас вглядываться и вдумываться, не останавливаясь на первом впечатлении. И хотя он и показывает какие-то недостатки внешности мальчиков, но с симпатией относится к детям. В изображении Тургенева это даровитые, способные дети. Каждый из них отличается своим, особым характером).
- А теперь я хотела бы услышать, как вы оцениваете свою работу на уроке? (в группе и свою личную), заполните лист самооценки.
Моя самооценка и оценка работы группы
Вопросы ученику | Ответ «Да» | Ответ «Нет» |
Был я активен на уроке? | ||
Мои ответы были оригинальными? | ||
Я внёс свой вклад в работу группы? | ||
Я чувствовал поддержку своей группы? | ||
В моей группе было интересно и познавательно работать? |
Домашнее задание.
- Проанализируйте образ одного из мальчиков (на выбор) при помощи синквейна.
- Найти в тексте описания природы, подумать, какую роль они играют в рассказе.
Федя
Федя был одним из заводил, сын зажиточного крестьянина. Феде, вы бы дали лет четырнадцать. Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой. Держится сдержанно, немного снисходительно – положение обязывает. Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал-то в поле не по нужде, а так, для забавы. На нем была пестрая ситцевая рубаха с желтой каемкой; небольшой новый армячок, надетый внакидку,чуть держался на его узеньких плечиках; на голубеньком поясе висел гребешок.Сапоги его с низкими голенищами были точно его сапоги - не отцовские.
Федя лежал, опершись на локоть и раскинув полы своего армяка. покровительственно относится к другим мальчикам. Федя покровительственно относится к другим мальчикам.
Он внимательно слушал всех мальчиков, но всем видом показывал, что не верит в их рассказы. Чувствуется, что он получил хорошее домашнее образование и поэтому ему не свойственна та наивность, которая присуща остальным детям.
2 пара
Павлуша
У второго мальчика, Павлуши, волосы были всклоченные, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная, как говорится с пивной котел, тело приземистое, неуклюжее. Малый был неказистый - что и говорить! - а все-таки он мне понравился: глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила. Одеждой своей он щеголять не мог: вся она состояла из простой замашной (домотканой) рубахи да из заплатанных портов.
Павлуша наблюдал за картошкой и, стоя на коленях, тыкал щепкой в закипавшую воду.
Рассказывает Павлуша три истории: о небесном предвидЕнье, о Тришке, о голосе Васи.
Павлуша отличается деловитостью, смелостью. Он не побоялся пойти посмотреть, отчего собаки забеспокоились.
3 пара
Ильюша - некрасивый, но опрятный мальчик. Его лицо горбоносое, вытянутое, подслеповатое, о выражало какую-то тупую, болезненную заботливость. Желтые, почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапочки, которую он обеими руками то и дело надвигал себе на уши. На нем были новые лапти и онучи; толстая веревка, три раза перевитая вокруг стана, тщательно стягивала его опрятную черную свитку. И ему и Павлуше на вид было не более двенадцати лет.
Рассказывает Ильюша 7 историй: историю о домовом, которая случилась с ним и с его товарищами, про оборотня, о покойном барине Иване Ивановиче, о гаданье в родительскую субботу, о Тришке-антихисте, о мужике и лешем, и про водяного. Ильюша отличается от всех деревенских мальчиков умением увлекательно рассказывать страшные истории.
4 пара
Костя В описании Кости, мальчика лет десяти, автор отмечает задумчивый и печальный взор. Все лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва было можно различить, но странное впечатление производили его большие, черные, жидким блеском блестевшие глаза; они, казалось, хотели что то высказать, но у него не было слов. Он был маленького роста, сложения тщедушного и одет довольно бедно.
Костя понурил немного голову и глядел куда-то вдаль. Он задумчив и печален.
Костя пересказывает историю о русалке, которую слышал от отца, о голосе из бучила и о мальчике Васе из его деревни.
5 пара
Ваня Портретной характеристики Вани автор не дает, только пишет, что ему было всего лет семь. Он лежал и не шевелился под своей рогожей. Ваня робок и молчалив, он не рассказывает никаких историй, потому что мал, однако он смотрит на небо и восхищается божьими звездочками. Ваня очень добрый мальчик. Он с любовью говорит о своей сестре.
-Вы очень хорошо поработали, видно, что читали произведение, а вот внимательно или нет, мы сейчас узнаем. Сейчас мы поиграем в викторину «Кто быстрее и правильнее».
Короткий вопрос – быстрый ответ.
-Что висело на голубеньком поясе пестрой ситцевой рубахи с жёлтой каемкой. (гребешок)
-Клички собак, которые вдруг с лаем ринулись прочь от огня….(Серый, Жучка)
-Кто был назван трусишкой? (Костя)
-Отчего раскашлялся домовой? (от сырости)
- Как звали слободского плотника? (Гаврила)
-Зачем (с какой целью) пошёл раз Гаврила в лес? (по орехи)
-Как звали брата Илюши, с которым ему пришлось в рольне заночевать? (Авдюшкой)
-Назовите имя псаря, которого приказчик на почту отправил (Ермил)
- Кто раз повстречал старого барина? (дедушка Трофимыч)
- Имя, отчество покойного барина? (Иван Иваныч)
-Кто лучше других знал сельские поверья? (Илюша)
-Кто в прошлом году на паперть ходил? (баба Ульяна)
-Где было также видать предвиденье небесное? (в Шаламове)
-Лукавый, удивительный человек? (Тришка)
-Откуда шел какой – то человек, такой мудреный, голова такая удивительная? (от Слободки)
-Кого приняли за Тришку? /»Ой, Тришка идет!»/ (бочара Вавилу)
-Откуда и куда шел Костя «сперва все нашим орешником, а потом лужком…» (из Каменной гряды в Шашкино)
- Почему не кричит леший? (он немой)
- Кто пошел к реке водицы зачерпнуть? /»водицы захотелось испить» (Павел)/
-Кого звала мать: «Вернись, мой светик! Ох, вернись, мой соколик!» (Васю)
-Как звали сестру Вани? (Анюшка)
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
Предварительный просмотр:
Урок № 1.
Историческая основа «Слова о полку Игореве».
Русь времен «Слова о полку Игореве».
Цели: 1.Создать представление об исторической обстановке на Руси в 11-12 веке, послужившей основой для «Слова», рассказать об истории «Слова».
2.Развивать навыки работы с художественным текстом, мышление учащихся, способность пользоваться различными источниками для получения информации, вырабатывать свою точку зрения, рефлексировать собственную деятельность.
3.Воспитывать интерес к истории страны, чувство патриотизма.
Оборудование, наглядность: текст «Слово о полку Игореве» в переводе Д.С.Лихачева, слайдовая презентация.
Ход урока:
I.ВЫЗОВ. Слайд№1
1) Вступительное слово учителя.
«Человека создает земля. Без нее он ничто, но и землю создает человек. От человека зависит ее сохранность, мир на земле, умножение ее богатства. От человека зависит создать условия, при которых будут сохраняться, расти, умножаться ценности культуры, когда все люди будут интеллектуально богатыми и интеллектуально здоровыми. Слайд№2,3. Ценя прекрасное в прошлом, защищая его, мы тем самым как бы следуем завету А.С.Пушкина: «Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образование от дикости». Эти слова принадлежат величайшему ученому 20 века Д.С.Лихачеву, сделавшему так много для русской культуры. И в частности для того, чтобы древнерусская литература стала доступна современному читателю и засверкала перед ним во всем своем величии. 2006 год был объявлен по Указу Президента РФ годом гуманитарных наук, годом Д.С.Лихачева.
• Так прав ли великий академик, считавший, что, ценя прекрасное в прошлом, мы становимся интеллектуально богатыми и здоровыми? Почему?
• А в чем ценность «Слова» для современного человека?
2) Задание на первичное восприятие текста.
«Слово о полку Игореве» иллюстрировали разные художники. Из предложенных репродукций выберите ту, которая, на ваш взгляд, наиболее полно отражает идею «Слова». Слайд№4,5,6. (дети выбирают иллюстрацию, объясняют свой выбор, Слайд№7 – работа при помощи управляющих кнопок).
II.РЕАЛИЗАЦИЯ СМЫСЛА.
1) Работа с таблицей «Знаю – хочу узнать – узнал».
Работа в паре: учащиеся совещаются и, пользуясь текстом «Слова», заполняют
первую графу таблицы. Слайд № 8.
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
1.Главные герои – исторические лица. 2.Другие исторические лица, упоминаемые в «Слове». 3.Города. 4.Реки. 5.Исторические события. 6.Предзнаменования. 7.Идея «Слова» |
После обсуждения в классе (дети рассказывают, в каком контексте упоминаются герои и географические названия, читают небольшие отрывки из текста, идет работа по содержанию) учитель демонстрирует Слайд № 9, на котором представлены правильные ответы, кроме вопроса №7, он только обсуждается, окончательного ответа пока нет.
Следующий этап – заполнение второй графы таблицы (целеполагание), затем демонстрация Слайда № 10, на котором представлены цели урока. Дети могут поставить цели, соответствующие всему циклу уроков по «Слову», поэтому учителю необходимо разграничить цели данного урока и последующих.
2) Лекция учителя,
заполнение третьей графы таблицы «Знаю – хочу узнать – узнал».
«Слово о полку Игореве» выросло на плодородной почве русской культуры 12 века, глубокими корнями связано с народной культурой, с народным языком, с народным мировоззрением и отвечало народным чаяниям. Вместе с тем в нем достигли расцвета лучшие стороны русской культуры. «Слово» создано в годы, когда процесс феодального дробления Руси достиг своей наибольшей силы. Множество мелких феодальных полугосударств-княжеств враждуют между собой. Падает значение Киева как центра Русской земли. Распад Киевского государства Владимира I Святославовича начался уже при его сыне – Ярославе Мудром в первой половине 11 века, когда обособилась Полоцкая земля, оставшаяся во владении его сына Изяслава. Слайд № 11. Смерть Ярослава Мудрого повела к дальнейшему разделению Русской земли. По завещанию Ярослава его старший сын Изяслав получил Киев, Святослав – Чернигов, Всеволод – Переяславль, Игорь – Владимир-Волынский, Вячеслав – Смоленск. В конце 11 века Черниговское княжество окончательно закрепляется за сыном Святослава Ярославича – Олегом и его потомством. Этого Олега Святославовича автор «Слова» назвал Олегом Гориславовичем, правильно указав в нем одного из тех князей, от которых «съяшется и растяшеть усобицами» Русская земля. Олег Гориславович был дедом Игоря Святославовича, князя Новгород-Северского, героя «Слова».
Междоусобная борьба князей была трагически осложнена нависшей над Русью половецкой опасностью. Кыпчаки, а по-русски половцы, народ тюркского происхождения, заняли степи между Волгой и Днепром еще в середине 11 века. Они представляли собой такую мощную военную силу, что не раз грозили самому существованию Византийской империи. Последняя не раз обращалась к русским князьям за помощью. Русским князьям в начале 12 века удается одержать крупные победы над половцами, однако внезапные набеги половцев уничтожали сельское хозяйство, грабили города, избивали и угоняли в рабство мирных жителей. Раздоры русских княжеств создавали удобные проходы для новых вторжений. Князья призывали половцев себе в помощь, расшатывая тем самым веками слагавшееся здание русской независимости.
«Слово о полку Игореве» (время создания, по мнению большинства исследователей - 1185-1188 г.г.) - великая патриотическая поэма Древней Руси, скорбный зов гениального поэта к единству русского народа в дни вражеских нашествий, непревзойденной красоты и мощи произведение последней четверти XII века. В основе сюжета — неудачный половецкий поход Игоря Святославовича 1185 года, который он совершил в союзе с другими князьями: братом Всеволодом из Трубежа, племянником Святославом Ольговичем из Рыльска, сыном Владимиром из Путивля. Князья Новгород-Северской земли не принимали участия в успешном походе в 1184 году князей киевских Святослава Всеволодовича (двоюродного брата Игоря) и Рюрика Ростиславича против половецкого хана Кобяка. Слайд № 12. На следующий год князь Игорь Святославович решил пойти с малыми силами в безрассудно смелый поход на своего бывшего союзника половецкого хана Кончака, боясь, что его могут обвинить в умышленном бездействии. На пути войско Игоря было напугано затмением солнца, но князь не обратил внимания на дурное предзнаменование. В первом бою русские князья разбили половцев, но, углубившись в степи, потерпели поражение у речки Каялы, в Донской степи и были пленены. Князь Игорь получил рану в руку. Русское войско, сильно утомленное и не имевшее доступа к воде, потерпело решительное поражение, а князья были захвачены в плен. Немногие спасшиеся воины принесли домой печальную весть о поражении. Великий князь Киевский Святослав Всеволодович, ожидая нападения половцев, имевших обыкновение после каждого неудачного похода русских вторгаться в Русскую землю, стал просить князей о помощи, но, впрочем, скоро распустил пришедшие дружины. Тогда половцы двумя отрядами совершили нападение на Северскую область, разграбили ее и разорили города Римов (Ромны) и Путивль. Развязкой похода служит бегство Игоря из плена при помощи крещеного половчанина Лавра (в “Слове” — Овлур). Затем бежал на Русь и сын Игоря при помощи дочери хана Кончака. Современники по-разному оценивали события похода Игоря. Ипатьевская и Лаврентьевская летопись – основные документальные источники, по-разному оценивающие этот поход. Лаврентьевская летопись этот поход резко осуждает.
Частный эпизод русско-половецких войн претворен в «Слове» в событие общерусского масштаба, что придало монументальное звучание основной идее — призыву к князьям прекратить усобицы и объединиться перед лицом внешнего врага.
Рукопись "Слова" была обнаружена в Спасо-Преображенском монастыре (г.Ярославль) 1795г. одним из наиболее известных и удачливых коллекционеров письменных и вещественных памятников русской старины - графом А.И.Мусиным-Пушкиным (1744-1817+). Подлинная рукопись "Слова" погибла в огне московского пожара 1812 года, что дало скептикам повод сомневаться в подлинности произведения. Благодаря усилиям ученых на протяжении вот уже почти двухсот лет первоначальный текст памятника был почти восстановлен и тщательно прокомментирован. Библиография работ по "Слову" насчитывает многие тысячи названий. Опубликованное в 1800 году, «Слово о полку Игореве» оказало влияние на русскую литературу (переводы В.А.Жуковского, А.Н.Майкова, Н.А.Заболоцкого, Д.С.Лихачева), искусство (В.М.Васнецов, И.Глазунов, В.Г.Перов, В.А.Фаворский), музыку (опера "Князь Игорь" А.П.Бородина). Д.С.Лихачев назвал «Слово» «золотым словом русской литературы».
III.РЕФЛЕКСИЯ
1) Устная рефлексия.
• Что же узнали мы сегодня на уроке?
• Что показалось наиболее интересным?
• Что непонятным? Над чем вы хотели бы поразмышлять в дальнейшем?
• Что из того, что вы узнали, пригодится в жизни?
2) Работа с репродукциями.
• Какова же идея «Слова о полку Игореве»?
• Какую из предложенных репродукций вы выбрали бы теперь? Изменил ли кто-нибудь свое мнение или нет? Почему? Слайд № 13,14,15,16.
3) Слайд №17. Домашнее задание: 1.составить план событий «Слова»;
2.перечитать фрагменты о походе князя Игоря;
3.найти дополнительный материал о князе Игоре (инд.задание).
УРОК 2
Жанр. Сюжет и композиция «Слова о полку Игореве».
Образ князя Игоря.
Цели: 1.Дать понятие о жанре, сюжете и композиции «Слова», проанализировать образ князя Игоря, сравнить собственные представления о князе Игоре с представлениями художников и композитора, попробовать дать оценку действиям князя Игоря.
2.Развивать навыки работы с художественным текстом, навыки выразительного чтения, мышление учащихся, способность пользоваться различными источниками для получения информации, вырабатывать свою точку зрения, рефлексировать собственную деятельность.
3.Воспитывать интерес и уважение к истории страны, чувство патриотизма, ответственности за свои поступки.
Оборудование, наглядность: текст «Слово о полку Игореве» в переводе Д.С.Лихачева, слайдовая презентация, ария князя Игоря из оперы А.Бородина «Князь Игорь», репродукции картин И.Глазунова, Н.Рериха, В.Фаворского.
Ход урока:
I.ВЫЗОВ
1) Слайд №2. Прием «Верные – неверные утверждения»: какие из предложенных утверждений являются, на ваш взгляд, верными?
• Жанр «Слова» - житие.
• Сюжетом «Слова» является неудачный поход князя Игоря в 1185 году против половцев.
• События в «Слове» расположены не в хронологической последовательности.
• Князь Игорь был потомком Ярослава Мудрого.
• Князь Игорь правил в Киеве.
• Цель похода – завоевание новых земель.
• Перед походом князь Игорь увидел вещий сон с дурным предзнаменованием.
• Войско князя Игоря было разгромлено на реке Каяле.
• Князь Игорь был ранен в ногу.
• Бежать из плена Игорю помог половец Овлур.
2) Слайд №3. Прослушивание арии князя Игоря из оперы «Князь Игорь».
Эссе «Каким я представляю себе князя Игоря» (можно устно).
Учитель. Под впечатлением от «Слова» Александром Порфирьевичем Бородиным была написана опера «Князь Игорь». А.П.Бородин – профессор химии, академик военно-медицинской академии, доктор медицины и композитор – работал над оперой 18 лет (1869 – 1886), но так и не закончил ее. После смерти композитора опера была закончена Н.Римским-Корсаковым и А.Глазуновым и впервые поставлена в Петербурге в 1890 году. Слайд №4,5,6.
Задание: прослушайте арию князя Игоря и
напишите небольшое эссе «Каким я представляю себе князя Игоря».
Дети слушают отрывок из оперы, затем пишут эссе, после этого несколько вариантов зачитывается вслух.
II.РЕАЛИЗАЦИЯ СМЫСЛА.
1)Проверка домашнего задания. Слайд №7.
■ Дополнительный материал о князе Игоре (примерно).
ИГОРЬ (в крещении Георгий) СВЯТОСЛАВИЧ (03.04.1151-29.12.1202), великий черниговский князь. Сын великого черниговского князя Святослава Ольговича. Главный герой “Слова о полку Игореве”.
В 1180-98 княжил в Новгороде-Северском, в 1198-1202 владел Черниговским княжеством. Игорь был участником многих усобиц, воевал с половцами. В 1185 он вместе с тремя другими князьями совершил поход в глубь степей, намереваясь разгромить половецкие орды, обитавшие в Северном Причерноморье и Подонье, и вернуть утраченный город Тмутаракань на Таманском полуострове. Но войско Игоря потерпело поражение, а сам он попал в плен к половцам. Вернувшись на Русь, он с помощью великого киевского князя Святослава Всеволодовича пытался организовать отпор кочевникам.
Игорь сознавал гибельность для Руси феодальных усобиц. Находясь в плену, он с болью вспоминал, как сам разорял русские земли: “...много убийств и кровопролития совершил я в земле христианской... взял на щит город Глебов у Переяславля. Тогда немало зла приняли безвинные христиане, разлучаемые отец с детьми своими, брат с братом, друг с другом своим, жены с мужьями своими и дочери с матерями своими, а подруга с подругой своей. И все было сметено пленом и бывшей тогда скорбью. Живые мертвым завидовали, а мертвые радовались, ибо, как мученики, святым огнем от жизни этой приняли испытание. Старцы умерщвлялись, юноши же лютые и тяжелые раны принимали, мужей же отделяли одного от другого и рассекали на части. И то все сотворил я”.
Некоторые исследователи высказывали предположение, что Игорь является автором “Слова о полку Игореве”.
О. М. Рапов
■ План событий «Слова».
Один из вариантов – Слайд №8.
-Вступление (зачин). Боян.
-Сборы Игоря в поход. Затмение солнца.
-Диалог на расстоянии между Игорем и Всеволодом Буй Туром
-Выезд Игоря. Зловещие знамения.
-Отрывочные сведения о походе и битве, перемежающиеся с воспоминаниями об Олеге Гориславовиче и судьбе его гнезда.
-Поражение князя Игоря. Сон Святослава.
-Обращение к князьям. Золотое слово Святослава.
-Плач Ярославны.
-Побег Игоря из плена.
-Возвращение на Русь. Боян. Слава князьям!
2)Беседа по вопросам.
▪ В чем особенности композиции «Слова»? Хронологически ли расположены события? Почему автор не придает значения хронологии? Что для него важнее: хронологическая, документальная точность или чувства, эмоции?
▪ Слайд №9. Найдите композиционные части. Какое событие является кульминацией «Слова»? Катарсисом? (плач Ярославны) Какие этапы отсутствуют? Какие фрагменты «Слова» нельзя отнести ни к какому этапу?
Вывод о композиции: композиция. «Слова» подчинена эмоционально-лирическим требованиям и не имеет отношения к исторической или иной повествовательности, в которой соблюдалась именно хронологическая последовательность описываемых событий.
▪ Какие жанры древнерусской литературы вы знаете? Какие жанры устного народного творчества? Слайд №10.
▪ Каким жанрам близко «Слово»? Слайд №11.
Вывод о жанре: «Слово» сочетает разные жанры древнерусской литературы и УНТ, это эпические и лирические жанры, преобладает лирическое начало.
Обратимся к тексту.
▪ Чтение вступления. Слайд №12.
Не пристало ли нам, братья,
начать старыми словами
печальные повести о походе Игоревом,
Игоря Святославича?
Пусть начнется же песнь эта
по былинам нашего времени,
а не по замышлению Бояна.
Боян же вещий,
если хотел кому песнь воспеть,
то растекался мыслию по древу,
серым волком по земле,
сизым орлом под облаками.
Вспоминал он, как говорил,
первых времен усобицы.
Тогда напускал десять соколов на стадо лебедей:
какую лебедь настигали,
та первой и пела песнь -
старому Ярославу,
храброму Мстиславу,
что зарезал Редедю пред полками касожскими,
красному Роману Святославичу.
Боян же, братья, не десять соколов
на стадо лебедей напускал,
но свои вещие персты
на живые струны воскладал;
они же сами князьям славу рокотали.
Начнем же, братья, повесть эту
от старого Владимира до нынешнего Игоря,
который скрепил ум силою своею
и поострил сердце свое мужеством;
исполнившись ратного духа, навел свои храбрые полки
на землю Половецкую
за землю Русскую.
▪ Как автор характеризует манеру повествования Бояна? Слайд №13.
▪ Какая из предложенных репродукций соответствует вступлению?
▪ Какова цель похода князя Игоря?
▪ Как природа откликается на поход Игоря? Какие зловещие предзнаменования, предостережения дает она Игорю? Слайд №14 (чтение отрывков)
▪ Как отображено на картинах Рериха и Глазунова действие сил природы?
▪ Какая репродукция точнее передает впечатление от затмения?
▪ Как ведет себя Игорь во время затмения? Как характеризует его такое поведение (не забывайте, что он человек языческой эпохи)?
▪ Какие еще зловещие предзнаменования посылает природа?
▪ Слайд №15. Какую роль играет размышление об Олеге Гориславовиче и судьбе «Олегова гнезда»?
▪ Слайд №16. О походе князя Игоря современники и исследователи «Слова» отзывались по-разному:
«Игорь - сын эпохи. Это князь своего времени: храбрый, мужественный, в известной степени любящий родину, но безрассудный и недальновидный, заботящийся о своей чести больше, чем о чести родины» (Д.С.Лихачев).
«Высокое чувство воинской чести, раскаяние в своей прежней политике, преданность новой — общерусской, ненависть к своим бывшим союзникам — свидетелям его позора, муки страдающего самолюбия — все это двигало им в походе» (Д.С.Лихачев).
«Образ солнечного затмения — поэтический прием автора «Слова», с помощью которого он стремится оправдать Игоря и его поход. Игорь идет навстречу гибели, чтобы отвести беду от родной земли... Как считает автор «Слова», поход Игоря был предпринят в целях обороны, «за землю Русскую» (Б.И.Яценко. Солнечное затмение в «Слове о полку Игореве»).
«Когда русские воины увидели себя со всех сторон окруженными половцами, князь Игорь, посоветовавшись с князьями, сказал: «Если поскачем, спасемся сами, а простых людей оставим, а это будет нам перед Богом грех: предав их, уйдем. Но либо умрем, либо вместе живы останемся» (Ипатьевская летопись).
▪ Какое из высказываний, на ваш взгляд, точнее передает образ князя Игоря?
▪ Соответствует ли ваше представление о князе Игоре художественному образу Игоря И.Глазунова? Репродукции, казалось бы, похожи, но какая из них ближе вам? Чем отличаются?
III.РЕФЛЕКСИЯ
1)Прием «Телеграмма»: составьте текст телеграммы, которую мог бы отправить из плена князь Игорь.
2)Прием «Верные – неверные утверждения» (обсуждение ответов). Слайд №17.
• Жанр «Слова» - житие. НЕТ
• Сюжетом «Слова» является неудачный поход князя Игоря в 1185 году против половцев. ДА
• События в «Слове» расположены не в хронологической последовательности. ДА
• Князь Игорь был потомком Ярослава Мудрого. ДА
• Князь Игорь правил в Киеве. НЕТ
• Цель похода – завоевание новых земель. НЕТ
• Перед походом князь Игорь увидел вещий сон с дурным предзнаменованием. НЕТ
• Войско князя Игоря было разгромлено на реке Каяле. ДА
• Князь Игорь был ранен в ногу. НЕТ
• Бежать из плена Игорю помог половец Овлур. ДА
3)Слайд №18. Домашнее задание: 1)выразительное чтение «Плач Ярославны» и «Золотое слово Святослава»; 2)ответить на вопрос: кто мог быть автором «Слова», подобрать аргументы (возможно использование ресурсов Интернета).
Урок № 4.
«…за землю Русскую!».
Повторительно-обобщающий урок по «Слову о полку Игореве».
Цели: 1.Обобщение знаний, обсуждение идеи «Слова», проследить связь идеи единения с главными героями, автором, подготовка к сочинению.
2.Развивать навыки работы с художественным текстом, мышление учащихся, умение представлять информацию схематично, творческие способности, коммуникативную компетенцию.
3.Воспитывать интерес к истории страны, чувство патриотизма. Оборудование, наглядность: текст «Слово о полку Игореве» в переводе Д.С.Лихачева, слайдовая презентация, обложки «Слова» разных изданий, выставка творческих работ учащихся (д/з к уроку – нарисовать обложку к новому изданию «Слова»), основа кластера (Слайд №5, распечатанные заготовки на каждую парту).
Ход урока:
I.ВЫЗОВ.
Контрольный письменный опрос. Слайд №2.
-Какие исторические события легли в основу «Слова»?
-Назовите автора «Слова».
-Кем и когда было найдено «Слово»?
-Что является политическим центром «Слова»?
-Что является лирическим центром «Слова»?
-Кто написал оперу «Князь Игорь»? Сколько лет создавалась опера?
-Какие художники оставили репродукции к «Слову»?
-Чьи переводы «Слова» вы знаете?
-С какой птицей сравнивает себя Ярославна?
-Кого автор «Слова» называет Гориславичем? Почему?
-Определите жанр «Слова».
-Какова идея «Слова»?
Можно расширить круг вопросов.
Слайд №3 – самопроверка, за каждый правильный ответ – 1балл, т.о. за ответ на вопрос, предполагающий несколько вариантов ответа, учащийся получает несколько баллов.
II.РЕАЛИЗАЦИЯ СМЫСЛА.
1)Проверка домашнего задания: нарисовать обложку к новому изданию «Слова», подготовить комментарий. Слайд №4 – образцы разных обложек.
Учащиеся комментируют свою обложку, рассказывают о героях, фрагментах «Слова», показанных на обложке, идее, которую они хотели выразить.
2)Составление кластера.
• Какое слово отражает центральную идею «Слова»? Слайд №5 (единение).
• Какие герои «Слова» несут, выражают эту идею? Слайд №5 (Святослав, Ярославна, Игорь, автор).
• На слайде – основа кластера (схемы). Ваша задача, закончить кластер, показав в нем, как выражена идея единения в каждом герое. Работа в парах на заготовках.
Учащиеся дополняют кластер, обсуждают в парах, проговаривают основные положения, основываясь на материале, изученном на предыдущих уроках. Затем – обсуждение в классе.
III.РЕФЛЕКСИЯ.
1)Эссе «Мое золотое слово».
2)Домашнее задание: сочинение (или проект) на одну из тем.
-Каким я представляю себе автора «Слова».
-Как изменилась литература с появлением «Слова».
-«Слово» - величайший памятник прошлого.
-Жизнь «Слова» в других видах искусства.
Предварительный просмотр:
Конспект урокапо произведению
М.А. Булгакова «Собачье сердце» -
Тема урока: «Собачье сердце» - сатирическая повесть М.А.Булгакова. (Авторская позиция и способы её выражения. Особенности стилистики Булгакова.)
Цели урока: - проанализировать содержание, стиль повести; выявить основные идеи повести; показать актуальность произведения М.А.Булгакова; - привлечь внимание учащихся к проблемам ответственности человека за свои идеи и поступки; вести разговор о страшной сущности шариковщины и опасности её; - развивать умения и навыки работы с текстом.
Ход урока.
I. Проверка домашнего задания.
На прошлом уроке мы начали знакомство с творчеством великого писателя – М.А. Булгакова, который создал особый, неповторимый художественный мир.
Дома вы должны были прочитать по учебнику разделы «Биография писателя» и «Художественный мир писателя». Я хочу, чтобы вы ответили на несколько вопросов.
- Назовите известные вам произведения Булгакова.
- Какие основные проблемы ставит автор в своих произведениях
(Извечная борьба добра и зла, нравственности и аморальности, свободы и несвободы, проблема ответственности человека за свои поступки – это всё вечные, основные проблемы человеческой жизни.)
3) Как называются такие произведения, в которых затронуты общечеловеческие проблемы?
( Такие произведения называются философскими)
4) В чем особенность, необходимость творческой манеры писателя Булгакова?
( В его произведениях – сочетание реального и фантастического, чудовищного гротеска и реальной нормы; стремительность сюжета; гибкость живой разговорной речи.)
В литературе Булгаков выступил сначала как газетчик, писал фельетоны. До середины 20-х годов он писатель-сатирик, автор повестей «Дьяволиада», «Роковые яйца», «Собачье сердце».
Повесть «Собачье сердце» написана в 1925 г., и она завершает цикл сатирических произведений автора.
5) Почему именно в это время Булгаков пишет сатирические произведения? Чтобы ответить на этот вопрос, вспомните, как Булгаков воспринял Октябрьскую революцию.
(Всё, что происходило вокруг, что именовалось строительством социализма, воспринималось писателем как опасный и огромный по масштабам эксперимент. Булгаков считал, что ситуация, сложившаяся в первые десятилетия после Октябрьской революции, трагична. Люди превращены в серую, однородную, безликую массу. Извращены понятия о вечных ценностях. Преобладают тупость, убогость, бездуховность, примитивность. Всё это вызывает у писателя чувство неприязни, возмущения. Видимо, это способствовало тому, что в первые десятилетия после Октябрьской революции появились сатирические произведения.)
II. Сообщение целей урока, эпиграфа урока.
Сегодня на уроке мы будем работать с текстом повести «Собачье сердце», анализировать его, будем постепенно входить в своеобразный, необычный мир Булгакова, обратим внимание на особенности его стиля.
Эпиграфом к сегодняшнему уроку мы возьмем слова Л.Н. Толстого:
«Все великие положения в жизни одного человека, а также и всего человечества начинаются и совершаются в мысли. Для того чтобы могла произойти перемена чувств и поступков, должна произойти прежде всего перемена мысли.»
На протяжении всего урока вы должны будете подумать, почему мы взяли этот эпиграф, как он связан с содержанием повести. Основная проблема нашего урока – выяснение вопроса: против чего направлена сатира Булгакова и в чём своеобразие сатирического стиля писателя, каковы способы выражения авторской позиции.
III. Аналитическая беседа.
В первых четырёх главах повести главный герой – это бездомный пёс Шарик. Казалось бы, что может быть примечательного в этом псе. Оказывается, в первых главах окружающий мир мы видим глазами Шарика. Точно так же, как и самому Булгакову, ему противна опасная, жуткая жизнь. Её пагубность, жестокость осознаёт и чувствует на себе даже жалкая дворняга.
Булгаков использует в описание Шарика приём сатиры: сочетание реального и фантастичного
- В чём фантастичность этого образа?
( Шарик – разумное существо, он способен рассуждать, делать выводы, он даже умеет читать.)
- Ему присущи чисто человеческие черты. Какие?
(Сострадание. Увидев на улице замёрзшую женщину, он рассуждает: «Жаль мне её, жаль» (глава I).
Он способен глубоко чувствовать: «На душе у него было до того горько и больно, одиноко и страшно, что мелкие собачьи слёзы … вылезли из глаз».
Он испытывает чувство благодарности за то, что профессор спас ему жизнь (глава 4).
И, наконец, он обладает каким-то секретом покорять сердца людей: «Через два дня он уже лежал рядом с корзиной углей и смотрел, как работает Дарья Петровна».)
Именно глазами этого умного пса видим мы, читатели, уродливые картины пролетарской жизни страны.
- Каким же предстаёт перед читателями мир, увиденный глазами шарика?
(«Негодяй в грязном колпаке, повар в столовой нормального питания обварил левый бок … а ещё пролетарий!»
«До чего бессмысленны, тупы и жестоки повара».
«А что они там вытворяют в нормальном питании, уму собачьему непостижимо! Ведь они же, мерзавцы, из вонючей солонины щи варят, а те бедняги ничего не знают! Бегут, жрут, лакают!»
«Блюда в столовой пятиалтынного не стоят, потому что 25 копеек из них заведующий хозяйством уворовал».
А сколько раз Шарик получал а бок сапогом, «кирпичом по рёбрам получал», «щёткой сколька раз морду уродовали».)
Всех этих грязных, жестоких, бездушных пролетариев Шарик хочет «тяпнуть за мозолистую пролетарскую ногу. За все издевательства вашего брата».
Своеобразный приём использует Булгаков, показывая то, что он не приемлет, высмеивает. Использует все приёмы сатирического изображения: гротеск, гиперболу.
Использует он и приём противопоставления.
Основной темой повести является изображение трагической стороны тупого, серого, убогого общества и яркой человеческой личности.
- Кто противопоставляется жестоким, тупым, серым пролетариям, «товарищам»?
(«Из дверей магазина вышел гражданин, а не товарищ, и даже вернее всего – господин. Вы думаете, я сужу по пальто? – рассуждает Шарик. – Вздор».)
Обратите внимание на фамилию персонажа. Преображенский (от слов «преображать», «улучшать») – человек, который должен, по мысли автора, преображать, улучшать мир, и он, действительно, занимается проблемами омоложения людей.
- Как определил Шарик, что перед ним не товарищ, а гражданин, господин?
(«А вот пот глазам – тут уж ни вблизи, ни издали не спутаешь! О, глаза – значительная вещь! Вроде барометра».)
- В чем же его непохожесть на остальных людей, встречавшихся на пути Шарика.
(Он проявил исключительную заботу и доброту по отношению к бродячей собаке: «Он наклонился к Шарику, пытливо глянул ему в глаза и … провёл рукой … ласково по Шарикову животу».
Внешность профессора говорила о его достоинстве, значимости: «Хозяин вваливался в чёрно-бурой лисе, сверкая миллионами снежных блёсток, пахнущий мандаринами, сигарами, духами, лимонами, и голос его, как командная труба, разносился по всему жилищу».
Люди, которые окружали Преображенского, тоже красивы: «Дверь совершенно бесшумно раскрылась, и молодая красивая женщина в белом фартучке и кружевной наколочке предстала перед псом».
«Вошёл тот, тяпнутый, оказавшийся теперь в ярком свете, очень красивым, молодым».
Поражает Шарика удивительно роскошная квартира (глава 2), кабинет, ужин профессора (глава 3).
Вывод: Преображенский – это профессор медицины. Он врач, делающий уникальные операции по омоложению людей. Его жизнь посвящена науке, он честно служит своему делу, и люди благодарны ему за это. Можно сказать, что перед нами яркая, неординарная, талантливая личность.
Что же оказывается? Эта талантливая личность не может работать в полную силу. Ей мешают. Мешают люди, которые ничего из себя не представляют: серые, безмозглые, тупые. Занимая невысокую должность, они возомнили себя чем-то важным, значительным, потому что они «защитники революционного интереса».
В эпизоде встречи Преображенского со Швондером и его товарищами сатира Булгакова на социалистическое общество достигает своего апогея.
7) Прокомментируйте этот эпизод. Оцените поведение Швондера.
(Швондер со свитой – это манекены, у которых за душой нет ничего: они жалкие, хотя у них амбиции; значительные, злобные, они считают себя устроителями новой жизни.
Их принцип – отобрать и поделить Они хотят получать от жизни всё, ничего не делая, мешая работать таким, как Борменталь и Преображенский.
Булгаков в этой сцене сатирически рисует всю пролетарскую власть, которая считает в праве нагло распоряжаться собственностью людей, диктовать, где им работать, спать, принимать пищу.)
Большой смелостью нужно обладать писателю чтобы, а 1925 г. так язвительно высменять то, что считали правильным – уравниловку в подходе к жилищному вопросу. И вовсе не справедливость движет Швондером и его товарищами, а зависть бездарей к человеку, добившемуся благосостояния благодаря своему уму и таланту.
Довольно смелыми являются и слова Преображенского, брошенные в адрес членов домкома: «Да, я не люблю пролетариат».
Скептически относится Преображенский и к советской власти (глава 3, стр. 113 советские газеты).
Именно советская власть довела страну до разрухи (нравственной и духовной). Процветает воровство, нечистоплотность, напрочь исчезла красота и внешняя, и душевная (глава 3 стр.134).
Вывод: в повести Булгаков наглядно показал современное ему общество, все безобразные явления жизни; людские пороки доведены автором сознательно до гротеска. Они просматриваются «через увеличительное стекло». Одна яркая деталь в портрете, в образе, поведении героя даёт возможность составить представление о нём.
В этом заключается неповторимое мастерство Булгакова.
Упрятанный от читателя Булгаков, войдя в свет с огромной задержкой, ничуть не опоздал, и через 60 лет после своей смерти актуален.
Домашнее задание: глава 4-9 (перечитать эпизод операции и превращения собаки в человекообразное существо), ответить на вопрос: «Почему Преображенский снова превратил Шарикова в собаку?»
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Встать! Суд идёт!»
Деловая игра по пьесе А.Н.Островского «Гроза».
Цели урока: -обобщить знания учащихся о пьесе А.Н.Островского «Гроза», помочь им осознать и сформулировать своё отношение к героям пьесы,
- развивать навыки правильного построения моно- и диалогической речи, умение аргументировано отстаивать свою точку зрения,
- воспитывать вдумчивое отношение к прочитанному, к судьбам героев произведения.
Тип урока: деловая игра.
Межпредметные связи: Русский язык «Монолог. Диалог», Основы Российского законодательства.
Методическое обеспечение: Тест, кроссворд, костюмы героев.
Ход урока.
I. Организационный момент:
- объявление темы, цели и порядка проведения урока,
- разъяснение критериев оценок.
II. Вступительное слово преподавателя:
Сегодняшний урок будет проходить в форме деловой игры – суда над виновниками гибели Катерины, героини драмы А.Н.Островского «Гроза». Такая форма как нельзя лучше подходит к пьесам А.Н.Островского, ведь он их писал по материалам судебных дел, разбиравшихся в суде, где писатель работал писцом. И сегодня мы проведём судебное заседание по материалам его пьесы.
Во времена Островского и вплоть до XX века считалось, что «Гроза» написана по следам одного реального нашумевшего дела в Костроме. Сюжет пьесы очень похож на этот случай: в Волге был найден труп молодой женщины, которая покончила с собой, не выдержав издевательств свекрови и безразличия мужа. Однако потом выяснилось, что пьеса была написана раньше этого происшествия. Это говорит о том, что пьесы А.Н.Островского жизненны и их не зря называли «Пьесами жизни». Вот о жизни купцов того времени мы и будем с вами говорить на сегодняшнем уроке. Но прежде чем приступить к судебному заседанию, мы должны проверить, а знаем ли мы то, о чём собираемся судить можно ли нам доверить решение этого вопроса, компетентны ли мы в нём. А проверим мы это с помощью викторины, теста и кроссворда.
III. Викторина: / Учащиеся, ответившие правильно на большее количество вопросов, будут выбраны присяжными./
- По репликам определите героя пьесы:
а) «Ветры буйные, перенесите вы ему мою печаль-тоску!»
б) «Не слыхала, друг мой, не слыхала. Лгать не хочу. Уж как бы я слышала, я бы с тобой, мой милый, не так тогда разговаривала».
в) «Благ-алепие» В обетованной земле живете! И купечество всё народ благочестивый…»
г) «Я, кажется, маменька, из вашей воли ни на шаг… Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить».
д) «Красота! А ты молись Богу, чтобы отнял красоту-то! В омут лучше с красотой-то!»
- Один из героев пьесы отличается от всех остальных своей образованностью. Кто это? Какое образование он получил»
- О чём просит Бога Борис Григорьевич после последнего свидания с Катериной?
- Феклуша, странница, по её словам ведёт праведную жизнь. Но признаёт за собой один- единственный грех. Какой?
- Один из героев пьесы ищет перпетуум-мобиле. Кто это? Что он ищет? Зачем ему это? Зачем ему деньги?
- Чем ещё кроме изобретательства увлекается данный герой?
- Герой пьесы, фамилия которого отражает его нрав.
- Провозвестница «последних времён» в «Грозе». В чём она видит проявление конца света?
- Герой пьесы, о котором Борис с завистью говорит: «Мечтает себе – и счастлив».
IV. Тест. /Над ним работают учащиеся, играющие роли Бориса и Дикого/.
V. Кроссворд по творчеству А.Н.Островского. /Отгадывают учащиеся, играющие роли Кабанова, Кабановой, Варвары/.
/ Над тестом и кроссвордом учащиеся работают во время викторины/.
VI. Судебное заседание:
-Слово судье: Встать! Суд идёт!
Заседание посвящено расследованию причин гибели Катерины Кабановой. В заседании участвуют присяжные заседатели, следователь, свидетели, родственники покойной, приглашённые.
Излагаю суть дела. В Волге найден труп молодой женщины. Как установлено следствием, тело принадлежит Катерине Кабановой, проживающей в городе Калинове совместно с мужем, свекровью и сестрой мужа. Просьба к присяжным зачитать заключение судебной экспертизы.
-Присяжный: «Высоко бросилась-то, должно быть на якорь попала, ушиблась. А точно… как живая! Только на виске маленькая ранка, и одна только, как есть одна, капелька крови».
-Судья: Что привело молодую женщину к такому решению – броситься с обрыва в Волгу? На это вопрос мы и должны сегодня ответить. Для дачи показаний вызывается свидетель Тихон Иванович Кабанов, муж покойной. Допрос ведёт следователь.
-Допрос Тихона.
- Очная ставка свидетелей Марфы Игнатьевны Кабановой и Тихона Ивановича Кабанова.
/ Сцена наставлений Кабановой Катерине перед отъездом Тихона/.
- Судья: Для дачи показаний вызывается племянник Дикого Савёла Прокофьевича Борис Григорьевич.
В ходе расследования установлено, что Катерина Кабанова имела с вами тайную любовную связь. Что вы можете рассказать суду о ваших отношениях с Катериной Кабановой?
Допрос Бориса Григорьевича.
-Судья: Для дачи показаний вызывается сестра мужа покойной Варвара Ивановна Кабанова.
Допрос Варвары.
- Судья: В суд присяжных поступила записка от свидетеля Кулигина, который сам не смог явиться в суд. /Зачитывается монолог Кулигина «Жестокие нравы царят в нашем городе, сударь, жестокие»/.
- В зал суда врывается Дикой с криком и бранью.
- Судья: Савёл Прокофьевич, вам никто слова не давал, сядьте, пожалуйста. Итак, суд допросил основных свидетелей, следователь дал свои заключения. И прежде чем мы передадим слово суду присяжных для вынесения основного заключения, у нас есть возможность услышать монолог покойной, подслушанный в последние минуты её жизни одной из прохожих. /Монолог Катерины (д. 5, яв. 4)
- Присяжный: Итак, перед нами предстала страшная картина жестоких нравов, царящих как в семье Кабановых, так и в целом в наших городах. Что мы видим? Невежество, стяжательство, грубость, серость, дикие ханжество, самодурство и деспотизм. В семьях насаждается домострой, при котором у женщины нет никаких прав. Право на свой выбор, право любить, жить по своим убеждениям – ничего этого нет. И жить в этом обществе душе свободолюбивой, гордой, независимой, честной, любящей, так, как у Катерины? Смириться? «Лучше могила», - говорит Катерина. Лучше смерть, чем рабство. Такому сердцу душно и тошно жить в этом обществе. И для такого характера один выход – смерть. И вина тому – жестокие нравы, царящие в купеческих семьях, в купеческих городах!
- Судья: На этом заседание объявляется закрытым.
VII. Беседа с учащимися и приглашёнными:
- Ваше отношение к поступку Катерины с позиций человека нашего времени.
VIII. Задание на дом:
Вы – корреспондент – и должны написать статью (выберите название статьи из перечисленных):
- «Жестокие нравы города Калинова»
- «Кабановское царство»
- «Эмоции Бориса»
- «За высоким забором»
- «Жизнь в доме с нелюбимым мужем».
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в 9 классе.
Деловая игра на тему:
«Культура речи - культура общения»
Цели урока:
(образовательная) совершенствовать речевую культуру учащихся;
(развивающая) формировать у учащихся представления о необходимости соблюдения норм литературного языка;
(воспитательная) воспитывать отношение к русской речи как к нашему национальному достоянию, чувство патриотизма.
Педагогические технологии: игровые технологии, работа в группах
Оборудование: на стенах развешены высказывания великих писателей, философов о слове и языке:
1. «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести». В. Шефнер
2. «В ответ на бранные слова с улыбкой промолчи и сделай вид, что вообще таких не знаешь слов». Г. Остер
3. «Слова – это то единственное, что остается на века». Э.Хэмингуэй
МОТИВАЦИЯ:
«Очень красивая молодая женщина взошла на палубу парохода. Пассажиры всех классов замерли от восторга и восхищения, глядя на нее. Молодые мужчины ждали ее улыбки и момента, когда она заговорит… И она, потерев спину о косяк двери, вытерев белоснежным платком прекрасное разгоряченное лицо, заговорила:
- Уф, жаришша какая! Да ишо карасином ваняит…
Люди, восхищенные и одухотворенные красотой женщины, вдруг поникли и, разочарованные, вернулись к своим делам.»
М.Горького
Как Вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на нашем мастер – классе?
Вступление
Сегодня мы с вами проведем деловую игру, посвященную очень важной проблеме - культуре речи.
• Что, по-вашему, включает в себя понятие «культура речи»?
• Почему эта проблема так актуальна в последнее время?
В последнее время мы видим падение уровня культуры речи из-за того, что в газетах, СМИ, телевизионных программах допускается все больше речевых и грамматических ошибок, не следят за своей речью.
• Что нужно делать, чтобы совершенствовать свою речь?
Вывод: От того, насколько грамотно человек говорит, как высока его культура общения, зависит впечатление, которое он производит на окружающих!
Как вы правильно заметили, для культуры общения необходимо говорить правильно, грамотно, выразительно, быть вежливым.
Сейчас я вам предложу 2 очень распространенные ситуации, в которые может попасть каждый из вас, а кто-то и попадал неоднократно. Проинсценируйте эти ситуации
1. Ученик опоздал на урок, который уже начался, к тому же произошла еще одна знакомая ситуация - забыл тетрадь. Как в такой ситуации ведет себя учитель и ученик
2. Предположим, вам необходимо посетить районную библиотеку, а вы не знаете, где она находится. Поэтому вы спрашиваете прохожего незнакомого человека о том, как туда пройти....
(Участники игры анализируют действия учащихся
Таким образом, мы вспомнили еще раз слова вежливого обращения, а главный вывод заключается в том, что в нашем языке нет слов-обращений к незнакомому человеку. Для того, чтобы к нему обратиться, необходимо использовать слова-извинения для привлечения внимания: простите, пожалуйста, будьте добры, извините, будьте любезны и т.п. Ни в коем случае нельзя говорить «женщина», «мужчина».
Так как важнейшим качеством речевой культуры является грамотность, правильность произнесения слов, сейчас мы проверим, насколько вы правильно ставите ударения в словах.
Каждая группа получает 5 предложения со словами, которые нужно правильно прочитать.
1. Очень жаль, что Вы редко балуете нас своими новыми ролями.
2. Наша компания заключила в этом году самое большое количество договоров.
3. Если ты несколько раз повторишь это правило, то обязательно вспомнишь его на экзамене.
4. В цирк постоянно звонят и интересуются выступлением африканских слонов.
5. Если включить в Вашу речь пословицы, поговорки, афоризмы, то она зазвучит ярче, станет образнее и красивее.
****
1 Я только мельком взглянул на этих людей и понял, что у нас нет ничего общего.
3. Обеспечение всеобщей безопасности - одна из главных задач в современном мире.
4. В домах в следующем квартале будут установлены новые мусоропроводы.
5. Полине было завидно смотреть на чужое счастье.
6. На день рождения сына мама купила несколько кремовых тортов.
Вывод: постановка ударения в часто встречающихся словах тоже иногда вызывает затруднения.
Необыкновенно важным для общения является богатство языка, богатый лексикон.
Давайте посмотрим фрагмент фильма, поставленного по этому замечательному произведению Ильфа и Петрова « 12 стульев» режиссером Л. Гайдаем (Смотрим фрагмент).
- Да, это довольно смешно. А как вы думаете, что хотел сказать автор о своей героине, изобразив ее таким образом?
(Она ограниченная, глупая, у нее примитивное мышление)
Ну, конечно, наш с вами лексикон не в пример богаче Эллочкиного, но все же, уверена, многим не помешает его расширить.
• Как вы думаете, что надо для этого делать? Что делает нашу речь богаче, образнее?
Каждая группа получает конверт с заданием: собрать фразеологизм
Мы поговорили о том, что украшает нашу речь, делает ее грамотной, выразительной, обогащает язык.
А теперь поговорим о том, что его засоряет, от каких явлений нам нужно избавляться?
Сейчас мы посмотрим фрагмент замечательного художественного фильма «Джентльмены удачи».
Приятно ли вам было слушать такие слова?
- Жаргонизмы, сленг, ненормативная лексика, брань, нецензурные выражения, слова-паразиты.
Все эти явления, хотя и существуют в языке, но выходят за рамки русского литературного языка, поэтому в речи культурного, интеллигентного человека их должно быть как можно меньше и надо стараться от этого избавиться.
Естественно, жаргонизмы - это слова, употребляемые людьми той или иной социальной группы. Очень часто наше молодое поколение использует эти слова в своей речи. Давайте попробуем обойтись без них.
Замените, пожалуйста, сленговые выражения в предложенных текстах стилистически нейтральными синонимами, литературными словами. (задания получает каждая группа)
1. - Да перестань тупить, ты не врубаешься. У меня сломалась тачка. Надо поставить ее на колеса.
2. - В магазине перед кассой выстроился такой хвост! Кассирша выносила кому-то мозг. Пришлось наехать на обеих. Не слабо так.
3. - Ты не догоняешь! Рванем ко мне! Мои предки уперлись на дачу, так что можно затусить на нашей хате. Будет прикольно!
4. - Давай сегодня прошвырнемся по магазинам. Я вчера такую кофточку оторвала на распродаже. Полный улет! Можно закосить последний урок!
Но самое отвратительное явление в языке — это нецензурная брань или, как это называли раньше, сквернословие.
Цитата из Библии:
«Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе, дабы оно доставляет благодать слушающим»
Сейчас мат, как джин из бутылки, буквально вырвался на волю.По данным социологических опросов, в России используют ненормативную лексику 70% населения, независимо от социального и образовательного статуса, но при этом подавляющее большинство россиян негативно относятся к использованию подобных выражений в общественных местах.
Так как ни для кого не секрет, что это негативное явление существует, к сожалению, и в школьной среде.
Как бороться с этим уродливым явлением?
• каждому самому следить за своей речью;
• принять закон, запрещающий сквернословить;
• прививать культуру речи;
• не общаться с теми, кто ругается, сделать их изгоями
Издревле мат именуется сквернословием - «скверно»
В словаре Даля сказано: «Скверна - мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное, непотребное; это нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина... нравственное растление».
Так давайте всеми силами стараться избавиться от этого позорного явления.
Заключение
Сегодня мы поговорили об очень важных, на мой взгляд, проблемах, еще раз постарались понять, как важна речевая культура в человеческом общении. И закончить мне бы хотелось всем известным, но не устаревающим призывом, который принадлежит И.С. Тургеневу «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием»
