В помощь родителям

Соловьева Ирина Владимировна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Родительское собрание. Подготовила Соловьева И.В.

Слайд 2

Анкета «Ребёнок – родитель» Допустимые ответы: да, нет, иногда, отчасти 1.Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с детьми? 2. Говорят ли с вами дети по душам, советуются ли по своим личным делам? 3. Интересуются ли дети вашей работой? 4. Знаете ли вы друзей ваших детей? 5. Участвуют ли дети вместе с вами в хозяйственных делах? 6. Проверяте ли вы, как они готовят домашнее задание? 7. Есть ли у вас с ними общие занятия, увлечения? 8. Участвуют ли дети в подготовке семейных праздников? 10. Хотят ли ребята, чтобы вы были с ними в их праздники или препочитают проводить время без взрослых? 10. Обсуждаете ли вы с детьми прочитанные книги, газеты, журналы? 11. Обсуждаете ли вы в семье участием детей телевизионные передачи, фильмы? 12. Бываете ли вы вместе с детьми в кино, театре, музеях, на концертах? 13. Совершаете ли вместе с детьми прогулки, ходите ли в походы? 14. Стремитесь ли вы проводить отпуск вместе с детьми? За каждое «да» - 2 балла, «отчасти, иногда» - 1 балл, «нет» - 0 баллов

Слайд 3

Результат Более 20 баллов . Ваши отношения с детьми можно считать благополучными. От 10 до 20 баллов. Отношения можно оценить как удовлетворительные и недостаточно многосторонние. Менее 10 баллов . Контактов с детьми явно не хватает. Необходимо принимать срочные меры для их улучшения.

Слайд 4

Что же нужно делать взрослым, чтобы избежать конфликтов в общении с подростком? Правила поведения для родителей: Дайте свободу. Никаких нотаций. Идите на компромисс. Уступает тот, кто умнее. Не надо обижать. Будьте тверды и последовательны.

Слайд 5

Следуйте следующим принципам : 1 . Безусловно принимать его. 2. Активно слушать его переживания и потребности. 3. Бывать (читать, заниматься) вместе. 4. Не вмешиваться в те его занятия, с которыми он справляется сам. 5. Помогать, когда просит. 6. Поддерживать успехи. 7. Делиться своими чувствами (значит доверять). 8. Конструктивно решать конфликты. 9. Использовать в повседневном общении приветливые фразы. Например: “Мне хорошо с тобой...”, “Мне нравится, как ты...”, “ Ты, конечно, справишься...”, “Как хорошо, что ты у нас есть...” и другие. 10.Как можно чаще обнимать его, но не “затискивать”.

Слайд 6

Любите вашего ребенка таким, какой он есть, и забудьте о качествах, которых у него нет... Результат воспитания зависит не от степени строгости или мягкости, а от ваших чувств к ребенку и от тех жизненных принципов, которые вы ему прививаете”. Бенджамин Спок


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«На пороге взрослой жизни…» Рекомендации родителям семиклассников Подготовила Соловьева И.В.

Слайд 2

Особенности подросткового возраста Половое созревание и неравномерное физиологическое развитие, обуславливающие эмоциональную неустойчивость и резкие колебания настроения. 2) Изменение социальной ситуации развития: переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости. 3) Появление «чувства взрослости», желание подростка признания своей «взрослости». 4) Смена ведущей деятельности: учебную деятельность вытесняет интимно-личностное общение со сверстниками. 5) Познание себя через противопоставление миру взрослых и через чувство принадлежности к миру сверстников.

Слайд 3

Рекомендации: Интересуйтесь мнением подростка. Предоставляйте ему право выбора. Передавайте взрослеющему ребенку полномочия, с которыми он может справиться. Помогайте подростку обходиться правильно с его самостоятельностью. Передавайте ответственность.

Слайд 4

Уровни ответственности: Первый уровень: ребенок в качестве помощника. Родитель обучает, выделяет главные моменты задачи, рассказывает об ожидаемом результате; Второй уровень: ребенок нуждается в напоминании и контроле. Но контроль и наставление должно проходить в спокойной и терпеливой манере. Третий уровень: ребенок выполняет задание самостоятельно. (Если родитель хорошо выполнил условия первых двух уровней).

Слайд 5

- Помните, что подросток - личность , претендующая на равные со взрослыми отношения и права. Уважайте его право выбора , в том числе право на совершение ошибки. - Общение должно быть в виде диалога , где существует равенство позиций взрослого и подростка. - Будьте более внимательным к проблемам ребенка , ведь в его восприятии они имеют не меньшую значимость, чем проблемы взрослых. - Старайтесь осознавать, что мир взрослого и мир ребенка - два разных мира , что система их ценностей может отличаться. Нужно, чтобы он чувствовал, что взрослые уважают его как личность. - Предмет разговора с ребенком должен быть конкретным, затрагивающим суть дела. При этом нельзя касаться личности («ты такой, сякой»), т.к. возникает «круговая оборона», защита своей чести, своего «Я», особенно это касается ситуаций конфликтов, споров, ссор. Разбирая конфликтные ситуации, оценивайте только действия, демонстрируя, что не нравятся именно они, а не сам ребенок как личность. 1. Уважение.

Слайд 6

Разработайте систему последовательных требований, правил и санкций за их нарушение, а также поощрений. Необходимо, чтобы ребенок принимал участие в обсуждении, был в курсе этих правил и согласился с мерами наказаний. Требования и правила должны быть хорошо аргументированы и понятны ребенку. Наказания должны применяться последовательно, а не быть угрозой только на словах. - Правил (ограничений, требований, запретов) не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими. 2. Разумные ограничения.

Слайд 7

- Принимая самостоятельность ребенка, не сводите ее к вседозволенности. Пусть он определит время возвращения домой, объем задания. Тогда вам легче будет контролировать принятое самим ребенком решение. - Постепенно учите ребенка самого справляться со своими трудностями. Пусть самостоятельно ставит цели и определяет пути их достижения. - Помогайте ребенку выстраивать собственный путь, а не ведите его за собой. - Позволяйте вашему ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть и становиться «сознательным», ответственным за свои решения и поступки. 3. Продолжительность и постепенность.

Слайд 8

- Чтобы избегать излишних проблем и конфликтов, соразмеряйте собственные ожидания с возможностями ребенка. - Показывайте ребенку, что его любят таким, каков он есть , а не его достижения. - Старайтесь никогда не сравнивать ребенка с окружающими или с собой (даже в сердцах), особенно если это сравнение не в его пользу. - Не стесняйтесь подчеркивать, что вы им гордитесь. 4. Учет возрастных и индивидуальных особенностей.

Слайд 9

- Вспомните, вы тоже когда-то были подростками, вам тоже как-то приходилось справляться с трудностями взросления. Когда вы говорите о своих чувствах ребенку, говорите от ПЕРВОГО ЛИЦА . О СЕБЕ, О СВОЕМ переживании, а не о нем, не о его поведении. И не стесняйтесь предлагать помощь. Например, вместо того, чтобы сказать «Ты опять получил в «двойку» («тройку») по русскому языку! Ты меня расстраиваешь», лучше сформулируйте свое послание следующим образом: «Я очень переживаю за твои оценки, мне кажется, что ты можешь учиться гораздо лучше. Может быть, я могу тебе чем-то помочь?». 5. Учет личного опыта.

Слайд 10

Таким образом, приучение детей к ответственности происходит - как и все в воспитании, - в форме обмена между родителем и ребенком. Дети могут взять на себя ответственности ровно столько, сколько отец или мать готовы отдать.



Предварительный просмотр:

Отношение родителей к «двойке».

Беседы, консультации для родителей


Начнем с родителей - от их отношения к проблеме во многом зависит, будет ли она когда-нибудь решена. Реакция на «двойки» бывает самой разной, но в основном всех мам и пап можно разделить на три группы.


От «гиперактивных» родителей (это те, которые следят за каждым шагом своего чада и стремятся всегда и во всем его проконтролировать) за «двойку» непременно «достанется на орехи». Ребенку припомнят, сколько времени, денег, нервов, внимания, любви и всего остального было на него потрачено, сколько сделано для того, чтобы он хорошо учился. И то, что он, такой-сякой -разгильдяй, родительской заботы не ценит и родительских надежд не оправдывает. Поскольку в этом случае родители вряд ли когда-либо узнают, что на самом деле с продуктом их воспитания происходит, искоренить плохие отметки им будет не просто. Кроме того, подобный стиль воспитания подавляет в ребенке самостоятельность. Может случиться и так, что со временем «двойки» будут приноситься исключительно из чувства протеста и желания утвердить себя.
Возможен другой вариант: родители бурно во всем винят школу и учителей - дитя же, что бы оно ни сделало, непременно пожалеют. Обычно в таких семьях все чрезмерно эмоциональны и сильно привязаны друг к другу. Внешне все выглядит замечательно: не семья, а идиллия. Вот только «двойки» ребенок носит и носит - чего из кожи лезть, когда всегда поймут и пожалеют? Выпорхнув из теплого родительского гнездышка в достаточно холодный мир, такое тепличное дитя закономерно оказывается неудачником - самые простенькие житейские проблемы ему не по зубам.
Оптимальный вариант - третий: относиться к ребенку как к маленькому, но равноценному человеку. Со всем возможным приятием и уважением. Родитель, который именно так понимает свою роль, обязательно поинтересуется у сына его мнением: за дело ли поставили «двойку», как можно исправить ситуацию. Разговор такой, конечно, требует изрядного терпения. Зато потом всем будет легче. Родителям -понятнее, что нужно делать. Дети же не наживут лишних комплексов, а заодно и думать научатся.
Что стоит иметь в виду, прежде чем делать работу над ошибками
Допустим, правильно реагировать на «двойки» вы научились. Осталась малость - их исправить. Большинство родителей стараются непременно загрузить своего отпрыска дополнительными упражнениями. Помогает это не всегда, а иногда даже и вредит. Если ребенок плохо усваивает материал или чересчур медлителен, таким образом у него легко вызвать полное отвращение к учебе и неверие в свое силы -ему и от обычной школьной нагрузки тяжело, а тут еще сверху чего-то навешивают. Лучше вернуться к упражнению, которое он не смог или не успел выполнить на уроке.
«Двойки»-«тройки» не всегда означают отсутствие способностей. Причины могут быть самыми разными.
В начале каждого учебного года бывает адаптационный период. Особенно если ребенок идет и первый, пятый, десятый класс да к тому же, чего доброго, еще и в новую школу.
Не слабая психологическая нагрузка получается: к новым друзьям надо привыкнуть, к новым учителям. При этом на голову бедного школьника еще и массу новых учебных предметов наваливают. Вот и появляются плохие отметки. Давить на ребенка и создавать ему дополнительные трудности в такой ситуации не слишком разумно. К концу первой - самое большое, второй четверти период адаптации закончится, и он снова будет в норме.
И еще один момент. Обычно родители любят воспитывать свое дитя с учетом тех трудностей и проблем, которые у них самих были в детстве. Были когда-то у папы «двойки» по геометрии - засаживает сына решать задачки в удвоенном количестве. Родители! Ваши проблемы - не лучший ориентир для воспитания детей. Хоть и говорят, что яблочко от яблони недалеко падает, двух одинаковых людей в мире не существует. Поэтому решайте проблемы по мере поступления, а то за выдуманными настоящих не заметите.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

 «Как правильно кричать на ребенка…»

Зачем мы ругаем детей? Трудно представить, что громкий голос, угрозы и многословные причитания имеют какой-то педагогический эффект. Но сдержаться не всегда получается. Раздражение, бессилие, обида, злость, усталость вырываются наружу. Сегодня мы поговорим о том, как не превратиться в монстра, убивающего все вокруг своим криком.

  1. Если вам так уж хочется обозвать ребенка, оставьте при себе слова «балбес», «бестолочь» и т.п. и придумайте свое ругательство, не дающее отрицательной оценки ребенку. Например, скажите: «Ах ты, трикапулька!»
  2. Всегда есть опасность обидеть, сказать в сердцах что-то опасное, что ребенок примет как правду. Разозлившись, лучше рычите или войте. Удивительно, но такой способ выражения злости и раздражения выходит более человечным.
  3. Попробуйте ругаться тихо или шепотом, не кричите.
  4. Уйдите в другую комнату и там выскажите все, что думаете дивану или табуретке.
  5. Дойдя до точки кипения, стучите по кастрюле или столу. Это может быть не только сигналом ребенку, что вы недовольны его поведением, но и хорошим способом избавиться от негативных эмоций.
  6. Вспомните, сколько раз в жизни вы сдерживали злость и раздражение из-за страха увольнения, боязни одиночества, общественного мнения. Теперь сделайте это из-за ЛЮБВИ.


Предварительный просмотр:

Памятка для родителей по повышению мотивации обучения у подростка.

1. Учите ребенка  ставить определенную цель: чего хочет добиться, какими знаниями обладать.

 2. Помогайте подростку определить и обговаривайте сроки выполнения поставленной цели (например, когда я  исправлю эту оценку, выучу).

3. Помогайте увидеть прикладную направленность обучения. ( Зачем мне это надо знать, где это пригодится в жизни?).

4. Систематически, а не от одного раза к другому отслеживайте результаты деятельности  ребёнка в процессе какой-либо работы, учёбы.

5. Предъявляйте посильные требования к подростку. (Зато ты можешь …).

 6. Разработайте приемы поощрения (похвала при всей семье). Хвалите заслуженно, за дело – стимулируйте мотивацию. Когда вы хвалите подростка, важны два фактора. Первый и самый главный  фактор — это искренность. Второй важный фактор, который надо учитывать, хваля подростков: похвала должна быть конкретной.  Если  вы не можете похвалить за результаты, хвалите за старание. 

Используйте фразы: «Я горжусь тобой». «Если бы мог выбирать из всех детей мира, я выбрал бы тебя». «Ты такой чудесный». «Я каждое утро просыпаюсь с мыслью: „Как мне повезло, что я твой отец/мать!"».

 7. Позитивно, регулярно поддерживайте подростка. Доброе слово и дельный совет лучше порицания.

8. Формируйте положительный стимул. Наказание положительных эмоций не вызывает.

а) выучишься- поступишь в ВУЗ;

б) «ты же не хочешь огорчить родителей»;

 в) «ты же хочешь, чтобы тебя уважали»;

 г) «ты способен» (сдать, выучить, написать ).

9. Так как ведущая деятельность подростка – общение, группирование, обучение должно происходить через общение. Оцените положительные действия ребёнка, спросите мнение по предмету, обсудите с ним предмет.

10. Не сравнивайте результаты обучения вашего подростка с ребятами из класса, это может привести к раздражению.



Предварительный просмотр:

Родительский лекторий

«Культура межличностных отношений детей и родителей»

«Там, где нет мудрости родительского воспитания,

любовь матери и отца к детям уродует их».

Уважаемые родители, давайте сегодня поговорим о ваших детях, о том, какую роль в их воспитании играет семья и школа, так как семья и школа—это два социальных института, от согласованности действий, которых зависит эффективность процесса воспитания. 

Чтобы вырастить полноценного человека, культурную, высоконравственную творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы учителя и родители действовали как союзники, делясь с детьми добротой, опытом, знаниями. 

Взаимоотношения семьи и школы важны не только впервые годы пребывания ребенка в школе, когда он еще не приобрел нужной способности к самоуправлению своими чувствами и поведением. Актуальными они остаются и в  старшем возрасте, ведь именно в школе у ребенка появляется шанс для самовыражения. 

У школы три задачи: воспитание, обучение, просветительство. Школа может помочь иногда при решении многих вопросов воспитания. Но она никогда не сможет конкурировать с семьей. Именно семья является самым мощным средством в формировании личности. 

Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых, объясняются ошибками семейного воспитания, главная из которых отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей.

Самое главное для ребенка — чтобы его любили таким, какой он есть.

В подростковом и старшем возрасте требования к культуре поведения возрастают. Теперь уже родители вместе с учителями могут помочь своим старшим детям уяснить, что внешнее поведение должно быть выражением его внутреннего мира, внутренней культуры.

Бичом в семейном воспитании, является грубая, бранная речь взрослых. К сожалению, такую речь можно слышать и от детей. 

Ведь взрослые забывают, что зоркие, пытливые глаза детей всегда наблюдают за ними. Дети замечают и воспринимают всё, чем занимаются взрослые, о чём и как говорят, какую музыку слушают, какой образ жизни ведут. 

Ну, а что же делать, спрашивают родители, если у ребёнка в силу той или иной причины всё-таки выработалась какая-то дурная манера? Можно ли её искоренить? Можно. Но только надо набраться терпения твёрдо помнить. 
«Если бы для искоренения вредной привычки достаточно было одновременного, хотя самого энергичного усилия над собой, тогда нетрудно было бы от неё избавится. Но в том то и беда, что привычка, устанавливается понемногу и после продолжительной борьбы с нею также в течении времени искореняется».

Вы хотите, чтобы ваши дети были лучше вас, так не растите и не воспитывайте себе подобных, не топчитесь на месте, дети это податливая глина, только нужны умелые руки мастера, будьте этими мастерами.

Каким вырастет ребенок, во многом зависит, какое он занимает положение в семье. Благополучное воспитание, когда семья проявляет разумную заботу о ребенке с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, когда заботятся не только о нем, но и он  уважает других;

Неблагополучное, когда он баловень семьи, а затем нередко – деспот семьи, либо изгой и растет как сорная трава, либо он – «квартирант».

Как часто мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: читаем детям нотации, как нужно вести себя, даем им полезные советы, предостерегаем от ошибок, а в итоге получаем противоположные результаты. Может быть, наши поступки не всегда соответствуют тому, о чем мы говорим? Дети – свидетели. А может  они учатся жить у жизни.

Недостатки, которые встречаются в воспитании.

Любовь умиления – самое печальное, что можно представить себе в отношениях родителей и детей. Это инстинктивная, неразумная, иногда наивная любовь. К чему она может привести? Ребенок, воспитанный в атмосфере умиления, не знает, что в человеческом общежитии есть понятия «можно», «нельзя», «надо». Ему кажется, что ему все можно. Он не знает своего  долга перед родителями, не умеет и не хочет трудиться, потому что не видит людей и не чувствует сердцем, что у тех, кто его окружает, есть свои желания, свои потребности, свой духовный мир. У него  складывается твердое убеждение в том, что он приносит счастье, радость родителям и другим людям уже тем, что он просто живет на свете.

Деспотическая любовь – одна из причин того, что у ребенка с малых лет извращается представление о добром начале в человеке, он перестает верить в человека и человечность. В обстановке  деспотического самодурства, мелочных придирок, постоянных упреков человек ожесточается. Все это происходит из-за неумения родителей пользоваться своей властью. Родительская власть должна не подавлять волю ребенка, а поощрять, одухотворять его внутренний мир, силы, желания быть хорошим. Уважайте детское желание быть хорошим и помните, что ваш сын, ваша дочь – такой же человек, как и вы, его душа явно протестует, когда кто-то пытается сделать его игрушкой своего произвола.

Любовь откупа. Она состоит в том, что родительский долг заключается в обеспечении всех материальных потребностей детей. Это взгляд на воспитание детей как на что-то совершенно обособленное, отдалённое забором от общественных обязанностей. Если в такой семье ни один родитель не уделяет достаточно  внимания детям, то их окружает атмосфера духовной пустоты, убожества. Они живут среди людей и не знают людей, их сердцам совершенно незнакомы такие чувства, как ласка, сострадание, милосердие.

Ребенка постоянно критикуют, он учится ... (ненавидеть).

Ребенок живет во вражде, он учится... (быть агрессивным).

Ребенок живет в упреках, он учится... (жить с чувством вины).

Ребенок растет в терпимости, он учится... (понимать других).   

Ребенка хвалят, он учится ... (быть благородным).

Ребенок растет в честности, он учится ... (быть  справедливым).

Ребенок растет в безопасности, он учится ... (верить в людей).

Ребенка поддерживают, он учится ... (ценить себя).

Ребенка высмеивают, он учится ... (быть замкнутым).

Живет в понимании и дружбе, он учится ... (находить любовь в мире).

Рекомендации

1.Начинайте с похвалы и искреннего признания достоинств человека.

2.Обращая внимание на их ошибки, делайте это в косвенной форме

3.Прежде, чем критиковать другого, скажите о своих собственных ошибках.

4.Задавайте вопросы, вместо того, чтобы отдавать приказания.

5.Хвалите человека за каждый, даже скромный его успех и будьте при этом искренними в своём признании и щедры в похвалах.

7.Создайте доброе имя, чтобы он стал жить в соответствии с ним.

8.Пользуйтесь поощрением, сделайте так, чтобы недостаток, который вы хотите исправить, выглядел легко исправимым, а дело, которым вы хотите его увлечь, легко выполнимым.

9.Делайте так, чтобы было приятно исполнить то, что вы хотите.

У нас у всех есть возможность выбора. Но именно от вас зависит, каким вырастет ваш ребенок. Школа – что-то скорректирует, но мы лепим из того, что уже замешано. Реальные поступки – вот что формирует поведение ребенка, а не слова и  нравоучения.

Тест «Детей воспитывают родители. А родителей?».

Внимательно прочтите предложенные вопросы. Постарайтесь ответить на них откровенно. Тест дополнит ваше представление о себе как о воспитателе, поможет сделать выводы относительно проблем воспитания.

Считайте только ответы «могу».

Можете ли вы:

Да, могу

Не всегда

Не могу

1

В любой момент оставить все свои дела и заняться ребёнком?

2

Признаться ребёнку в своей ошибке, совершённой по отношению к нему?

3

Извиниться перед ребёнком в случае своей неправоты?

4

Овладеть собой и сохранить самообладание, даже если поступок ребёнка вывел вас из себя?

5

Поставить себя на место ребёнка?

6

Рассказать ребёнку поучительный случай из детства, предоставляющий вас в невыгодном свете?

7

Всегда воздержаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребёнка?

8

Пообещать ребёнку, исполнить его желание за хорошее поведение?

9

Устоять против детских просьб и слёз, если вы уверены, что это каприз?

10

Посоветоваться с ребёнком, невзирая на его возраст?

11

Если бы придумали робота-воспитателя способного воспитывать идеально. Смогли бы вы его себе купить?

13

Можете ли вы требовать от ребёнка то, что сами иногда не выполняете?

РЕЗУЛЬТАТ:

Если вы на 8-12 вопросов ответили «могу» это значит, что ребёнок – самая большая ценность в вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением. Следите за постоянной линией поведения. Вы можете надеяться на хорошие результаты.

Если вы ответили «Могу» на 5-7 вопросов – забота о ребёнке для вас вопрос важный. Вы имеете способности воспитателя, но на практике их применяете непоследовательно. Порой вы очень строги, или же чересчур добры. Вам следует серьёзно задуматься над своим подходом к воспитанию ребёнка.

Если вы ответили «Могу» на 1-4 вопроса – У вас серьёзная проблема с воспитанием ребёнка. Вам не достаточно либо знаний, либо желания, стремления сделать ребёнка культурной личностью. Советую обратиться к психологам, специальной литературе.