Выступления на педагогических советах

Соловьева Ирина Владимировна

Предварительный просмотр:

Если вспомним 18-19 века, гувернанток и гувернеров, то увидим, что без рекомендательного письма, в котором была отображена их трудовая деятельность, на новое место работы трудно было устроиться.

Отсюда возникает вопрос о разработке индивидуальной накопительной оценки, индивидуального профиля учебных достижений или, заимствуя распространённый в мире англоязычный термин, - «портфолио».

Идея портфолио – это совокупность сертифицированных индивидуальных достижений, выполняющих роль индивидуальной накопительной оценки. По общему мнению, сегодня необходимым представляется создание структур, механизмов и критериев для построения портфолио учителя, анализа и оценки его составляющих.
Потрфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные задачи:

  1. поддерживать высокий уровень мотивации;
  2. поощрять активность и самостоятельность;
  3. расширять возможности обучения и самообучения;
  4. развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности

Об окружном конкурсе лучший веб-портфолио педагога ХМАО-Югры я узнала от Меркуловой Г.В., которая предложила мне принять участие в данном конкурсе и помогла в создании веб-портфолио.

Основная  цель создания моего портфолио – проанализировать и представить значимые профессиональные результаты, достигнутые мной в разнообразных видах воспитательной, творческой, самообразовательной деятельности, обеспечить мониторинг профессионального роста.

Прежде чем подобрать материал, я проанализировала свою работу, собственные успехи, обобщила и систематизировала педагогические достижения, постаралась объективно оценить свои возможности. При этом увидела способы преодоления трудностей и способы достижения более высоких результатов.  Для меня портфолио – это не столько  способ зафиксировать профессиональные достижения, сколько  импульс к самореализации и саморазвитию.

При создании и наполнении электронного портфолио от меня требовались умения конструировать, моделировать и проектировать свою профессиональную деятельность, учитывать требования, предъявляемые к разработке программно-методических комплексов.

Наибольшую важность для меня при наполнении электронного портфолио содержанием представляют такие принципы дидактики, как научность, последовательность, системность, доступность, наглядность,  ориентированность на самостоятельную деятельность и т. д.

Мое портфолио включает:

1. Общие сведения об учителе
Данный раздел включает материалы, отражающие достижения  в различных областях:
1) фамилия, имя, отчество, год рождения;
2) образование (что и когда окончил, полученная специальность и квалификация по диплому);
3)трудовой и педагогический стаж работы в данном ОУ;
4) повышение квалификации (название структуры, где прослушаны курсы, год, месяц, проблематика курсов);
5) грамоты, благодарственные письма;
6) дипломы различных конкурсов

2. Методическая деятельность
В этот раздел помещаются методические материалы, свидетельствующие о профессионализме:
Модели уроков
Планы уроков
Методические разработки
Дидактический материал, раздаточный материал

3. Работа с учащимися

·      Описание творческих работ учащихся

·      Научно-исследовательские работы учащихся

·      Участие в школьных мероприятиях

·      Сценарии внеклассных мероприятий

4.     Творческая деятельность

·      Участие в семинарах, конкурсах

·      Участие в методическом объединении

·      Внеклассные мероприятия

       Фотографии

 

Материалы электронного портфолио легко редактируются и совершенствуются.

Поэтому в дальнейшем планирую добавить такие разделы:

Самоанализ педагогической деятельности (миссия учителя, цели педагогической деятельности, задачи педагогической деятельности, личностные качества, определяющие профессиональную деятельность).

3. Результативность педагогической деятельности (диагностика уровня обученности, успешности педагогического взаимодействия, затруднений и проблем в процессе личностного развития, образовательных достижений школьника).

При работе над портфолио я убедилась, что оно имеет преимущества:

    ☻современность;

    ☻оперативность (возможность быстро вносить необходимые изменения);

    ☻функциональность (возможность представить свой опыт большему числу экспертов,

        коллег-специалистов, любопытствующих);

    ☻эффективность (повышение самооценки учителя и позитивное влияние как на

        администрацию школы, так и на учащихся);

Во все времена было важно - не только обладать широкими знаниями и  прочными

    навыками, но и уметь "преподнести" себя, показать те самые знания и навыки. Вспомним мудрые слова А.П.Чехова "В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли".

Создание своего имиджа как учителя-профессионала, владеющего методикой преподавания, а также  современными инновационными технологиями, правильное оформление и представление своего наработанного педагогического опыта - всё это пора активно осваивать.

 

Поэтому создание своего портфолио, как одного из свидетельств профессионализма и результатов педагогической деятельности, как нельзя кстати сейчас:

    ☻для прохождения очередной аттестации,

       ☻для презентации на родительском собрании,

    ☻для саморазвития, самообразования и повышения самооценки.

Если вы еще сомневаетесь в том, что вам необходимо создать веб-портфолио, то обратите внимание на следующий слайд.

Учить сегодня- сложная задача,

Ученье, как вершина,  нас зовет

Быть современным, грамотным,

а это значит -

                          учить себя, чтоб двигаться вперед!




Предварительный просмотр:

Формирование навыков исследовательской деятельности учащихся.

                                                     

  Не существует сколько-нибудь достоверных          

                                        тестов на одарённость, кроме тех, которые проявляются  

                                        в результате активного участия хотя бы в самой

                                         маленькой поисковой работе.

                                                                                                            А.Н.Колмогоров

Живет человек, воспринимает мир вокруг себя как само собой разумеющееся и не подлежащее сомнению. Но однажды задается вопросом: “А почему это именно так, а не иначе?”. С этого момента человек, не довольствуясь уже готовыми схемами, пытается найти свой ответ. Вот оно – начало поиска, начало исследования…

Одной из наиболее адекватных организационных форм, позволяющих в рамках системы образования соблюдать заявленные приоритеты, является организация самостоятельной творческой и исследовательской деятельности учащихся. Формирование исследовательской позиции - задача нелегкая. Ребят к поисковой деятельности необходимо подготавливать годами, всегда помня, что в стенах школы «не мыслям надобно учить, а учить мыслить».

Учебно-исследовательская деятельность учащихся – это самостоятельная поисковая деятельность, направленная на создание качественно новых ценностей, важных для развития личности и ориентирующая каждого ученика на достижение индивидуально-личностных успехов.

Эффективность исследовательской работы  возможна лишь при выполнении определенных условий.

Немалую роль на первом этапе играет сам факт выявления учеников, желающих работать в Исследовательском обществе. Ведущая роль здесь отводится учителю-предметнику, который в процессе индивидуальной работы с учеником должен разглядеть "искру" исследовательского таланта.
Ученик должен хотеть проводить исследование.  Для этого я пытаюсь развивать инициативу ученика через организацию ярмарки ученических идей. Потом анализирую, кто из учащихся всегда выполняет творческие задания, подходит к ним с интересом. Стараюсь использовать и то, что у способных детей присутствует высокая требовательность к результатам собственного труда, стремление к совершенству.

 Также здесь важна и система мотивации. Чтобы привлечь внимание к какой-либо исследовательской теме, задаю  такой вопрос, на который ребята не смогут ответить в данный момент, но который  точно кого-либо заинтересует. Ведь одаренный ребенок стремится к новым познавательным ситуациям, они его не только не пугают, а напротив, вызывают у него чувство радости и желание изведать неопознанное им. Убеждена в том, что те, кто знает больше, становятся теми, кто знает лучше. Кроме того, совместная исследовательская работа с учителем делает ученика на уроке его сотрудником.

Например, я попросила объяснить учеников, что значит реклама «Кухня как эргогенная зона». Незнакомое слово заинтересовало одного из учащихся, так и началась наша работа по теме «Язык современной рекламы». Вообще, занимаясь уже много лет с детьми исследовательской работой,  пришла к выводу, что выбор формулировки темы – это  очень серьезный этап  исследования. Тема должна быть актуальной, т.е. практически полезной и представлять интерес в научном отношении.

Выбирая тему исследования, учащийся должен руководствоваться несколькими правилами.

Чтобы достичь четких результатов, необходимо:

  • сформулировать тему узко и конкретно;
  • тема должна быть интересна, должна увлекать, соответствовать склонностям учащегося;
  • тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу (получение новых полезных знаний, умений, навыков, развитие интеллекта, реализация исследовательской потребности);
  • тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности, способности нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления.

Также при выборе темы учитываю возрастные особенности интересов, индивидуальные познавательные потребности и возможности. У детей старшего возраста повышен интерес к проблемам взаимоотношений и внутреннему миру человека.

Состояние современного языка, процессы, которые в нем происходят, также интересны школьникам. Компьютерная лексика и жаргон на страницах молодежных изданий, внедрение латинских символов в русскую графику, бизнес-лексика, политическая метафора в зеркале времени – все это интересно старшеклассникам. Трактовка правил в веселой, запоминающейся форме (стихи, сказки, анекдоты) - все это интересно ученикам 5-6 классов.

 Процесс реализации творческих идей можно представить в виде технологической цепочки, каждый элемент которой призван решать четкие задачи. Исходя из практического опыта деятельности,  выделяю несколько  этапов.

Вся  поэтапная деятельность  формирует культуру умственного труда учащихся, приучая их самостоятельно добывать знания. Всему этому начинаю обучать детей не в  ходе подготовки конкретной работы, а заранее в ходе обучения предмету. Поэтому провожу уроки-исследования и уроки – проекты. Ведь они не только способствуют интенсификации учебного процесса, но и формируют культуру умственного труда учащихся, готовя их к созданию самостоятельных исследований. После того, как тема исследования определена, совместно с учащимся мы очень обстоятельно обсуждаем, что можно будет считать результатом, намечается гипотеза и логика исследовательской работы.

В зависимости от цели и предмета исследования выбираем методы исследования.

Обязательна работа с первоисточниками.  Знакомство с литературой не только избавит от опасности сделать работу, кем-то уже выполненную, но и может помочь уточнить задачу исследования и разработать его план. Можно использовать такой способ работы с научной литературой. Делим страницу тетради пополам вертикальной чертой. С одной стороны делаем выписки из прочитанного, с другой – записываем свои замечания, выделяя подчеркиванием слов особо важные места текста. Тогда собственные мысли, возникшие в ходе знакомства с чужими работами, послужат основой для получения новых знаний.

На втором этапе работы учащиеся проводят какие-либо эксперименты или предполагается другая деятельность практической направленности. Например, это может быть проведение собственных «общественных опросов», анкетирование одноклассников, других групп школьников или иных категорий людей, самостоятельный сбор фольклорного или этнографического материала и многое другое. На данном этапе формирую у ученика  определенные компетентности, способствующие выполнению данного вида работ. Важно, чтобы учащийся с первых шагов понял значимость своего исследования, возможность его использования (выступление на уроке, использование работы другими учащимися для подготовки домашних  заданий, докладов).

Бывало и так, что ученик после успешного подробного планирования терялся перед реальной работой. Он спрашивал: «Я собрал фольклорный материал, а что дальше?» И снова приходилось возвращаться к цели и предмету исследования, в очередной раз восстанавливать логику работы.

Третий этап исследовательской деятельности требует уже значительных усилий и со стороны учащегося, и со стороны педагога. Здесь нужна не только актуальность и практическая значимость выбранной темы, но и новизна в её разработке.  Для этого обращаю внимание учащихся на то, что исследовательская работа должна содержать авторские выводы и логические умозаключения, собственные предложения по проведению эксперимента, самостоятельные трактовки результатов.

 Не менее важным является и то, что ребенок  должен получить удовлетворение от своей работы. Для этого разработана система оценки. К числу важнейших внешних условий относится признание ценности творчества ребенка значимыми взрослыми (учителем или родителем). Поэтому я создаю ситуации предвосхищения будущего результата познания, не забываю отметить каждое достижение, поощряю к дальнейшим шагам в творческой работе.

Представление собранного материала происходит на заседании соответствующей секции Исследовательского общества, куда приглашаются учителя и ученики школы. Подобные секционные заседания, как показал опыт работы, целесообразно проводить 1 раз в месяц. Это позволяет, во-первых, более пристально осуществлять  контроль над процессом работы, во-вторых, позволяет оперативно решать возникающие проблемы, в-третьих, поддерживать интерес и уровень информированности о проводимых исследованиях среди ученической общественности учебного заведения. В процессе экспертизы выявляются "слабые" стороны исследования, оказывается помощь в решении возникших вопросов. Имеющийся опыт показал действенность подобной практики, повышающей уровень требовательности и ответственности к выполняемой работе среди учащихся. Как правило, ребята с большим интересом относятся к работам своих товарищей. Одновременно авторы проектов получают хорошую практику общения с большой аудиторией, имеют возможность полемизировать со сверстниками и педагогами, отстаивая собственную точку зрения.

По мере завершения исследовательской работы осуществляется ее независимая экспертиза, проводимая в рамках школы. Рецензенты и оппоненты из числа учащихся, учителей дают оценку проделанной работе. Работы, признанные лучшими, выносятся на заключительную научно-практическую конференцию. Проведение  научной конференции стало одной из лучших традиций школы № 6.

Таким образом, системная и целенаправленная работа по созданию условий для формирования навыков исследовательской деятельности позволила достичь положительных результатов. Во-первых, в конце учебного года учащиеся, участвующие в исследовательской деятельности, заполняют листы самооценки, и проводится семинар "Итоги исследовательской практики".  Результаты самооценки учащихся представлены вашему вниманию. Работа, проводимая в течение нескольких лет, дала возможность 80% учащихся научиться ориентироваться в выбранной сфере; 83% научились анализировать результаты своей работы; 87% получили практические навыки, и у 49% учащихся исследование повлияло на выбор профессии.

 Во-вторых, учащиеся активно участвуют в деятельности школьных, межшкольных научно-практических конференций. В 2007 учебном году мой ученик стал победителем III городского Слета научных обществ учащихся в номинации «Лучшая научная работа 2007», а в 2010 году выпускница 9 класса заняла первое место в Слете научных обществ.

Талант, безусловно, дар природы. Распространено мнение, что если дан человеку дар, то никуда он не денется, не исчезнет и обязательно проявится. Есть даже поговорка: «Талант всегда пробьется». Однако исследования последнего времени опровергают эту точку зрения. Одаренность существует лишь в постоянном движении, в развитии, она своего рода сад, который нужно неустанно возделывать. Мы помним, что попавшей в сказочную страну Алисе, необходимо было бежать, чтобы оставаться на месте, и бежать в два раза быстрее, чтобы продвигаться вперед. Точно так же и одаренность не терпит застоя и самоудовлетворенности. Она существует только в динамике: или развивается, или угасает.

 

Литература.

1.Я.М. Селина. Развитие творческого потенциала учащихся через интегрированные уроки психологии в инновационном учреждении. http://www.pglu.ru/lib/publications/University_Reading/2009/VIII/uch_2009_VIII_00068.pdf

2.Пятибратова С.И., к.п.н., зав. сектором общего образования отдела науки ГОУ "СПб ГДТЮ". Основы ученического исследования. 2005г. al@spbal.ru




Предварительный просмотр:

Взаимодействие классного руководителя с родителями как одно из условий  повышения качества образования

Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями». Поэтому ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от нашей работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагогов создаст благоприятные условия для развития ребенка.

Главными задачами для меня, как классного руководителя, в этом направлении являются способствование единению, сплочению семьи, установлений взаимоотношений родителей и детей, созданию комфортных условий для ребенка в семье, а также всестороннее систематическое изучение семьи, особенностей и условий воспитания ребенка.

В основе сотруднического взаимодействия семьи, школы  и классного руководителя должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

Немаловажной задачей является взаимодействие с родителями с целью повышения качества образования.

Свою  работу с родителями я условно могу разделить на две части:

  1. с частью родителей (индивидуальная работа)
  2. со всеми родителями класса в рамках родительских собраний

На современном этапе в работе с родителями большое значение имеет педагогический такт, требующий от классного руководителя учета жизненного опыта родителей, их эмоционального состояния, тонкого неторопливого анализа мотивов поступка, чуткого, мягкого прикосновения к внутреннему миру учащегося. Поэтому в индивидуальных беседах с родителями тактично обсуждаю проблемы, важные для конкретного ребенка и его семьи. А участие в беседе самого учащегося позволяет впоследствии избежать недоразумений и убедить его, что это не заговор против него, а проявление внимания и заботы о нем.   Главное условие – доброжелательный тон, радость общения. Индивидуальные беседы помогают добиться большего взаимодействия в поиске путей совместного влияния на ребенка, позволяют устранить отрицательные и укрепить положительные факторы семейного воспитания. Форму общения продумываю заранее, назначаю удобное для родителей время и место, и стараюсь дать родителям не только совет, но и подсказать, как его выполнить, стараюсь предостеречь от неверных шагов.

В моей работе имеется план  работы с родителями неуспевающих и слабоуспевающих учеников.

 Есть дети  Неуспевающие, которые « хотят, но не могут».

Я информирую родителей о проблемах ребенка.

 доверительно и серьёзно провожу беседы с родителями о видах контроля за работой учащегося, об организации режима дня, о воспитании культуры поведения; стараюсь организовать встречи с учителями – предметниками.

С родителями Неуспевающих, которые « могут, но не хотят», работаю примерно так же.

Здесь обязательно своевременное информирование родителей.  По возможности приглашение родителей на ликвидацию задолженностей их детьми и призыв к систематическому контролю родителями учебной деятельности детей.

Еще есть группа детей, которые не успевают или слабо успевают по состоянию здоровья. Такой ребенок  может хотеть хорошо учиться, но элементарно не справляться по причине физических проблем.  С такими родителями существует договоренность о своевременном оповещении родителей об ухудшении здоровья ребёнка, и наоборот;  ознакомление родителей с нормами оценок;  родители должны проводить профилактику заболевания.  

Одной из главных и наиболее распространённых форм взаимодействия классного руководителя с родителями является родительское собрание.

В своей работе я использую разные формы проведения родительских собраний: организационные, тематические, итоговые. Темы родительских собраний за три года  работы в классе:

Как правильно готовить домашнее задание с ребенком

«Свободное время в жизни школьника».

 «Роль семьи в успешном обучении ребёнка».

«Влияние семейной атмосферы на успеваемость ребёнка», 

«О трудностях учения».

 «Как помочь ребёнку стать уверенным».

Выступая перед родителями на собрании,  использую диалог,  втягиваю их в обсуждение и ставлю в позицию не учеников, а сотрудников, участников взаимной консультации, которые обмениваются мнениями на равноправной основе. Для этого часто перед собранием даю анкету по проблеме, которая выносится для беседы. По ответам  родителей я могу понять, какие именно вопросы по данной проблеме больше интересуют родителей, кто может поделиться опытом в данном вопросе и т.д.  Например, вопросник анкеты.

Ведь не секрет, что каждый взрослый норовит не только слушать других, но говорить сам. Поэтому  стараюсь организовать на родительском собрании такую жизнь, чтобы родители могли действительно учиться брать советы,  принимать решения, подпитываться оптимизмом – не только от классного руководителя, но и друг от друга (со – брание –“совместно брать”) и чем больше они унесут, тем богаче станут наши ученики и мы сами.

АНКЕТА
«Влияние семейной атмосферы на успеваемость ребёнка»
1. Знаете ли Вы, от чего зависит психологический настрой ребёнка на весь день. 
а) Да; 
б) Нет. 
2. Считаете ли Вы нужным использовать возможность дойти до школы 
вместе с ребёнком? 
а) Да, я часто так делаю; 
б) Нет, я не вижу в этом необходимости; 
в) Нет, но хотелось бы знать мнение других. 
3. Какой вопрос Вы задаёте ребёнку по возвращении его из школы?
а) «Какие оценки ты сегодня получил?»; 
б) «Что было интересного в школе?»; 
в) «Что ты сегодня натворил?». 
4. Что Вы знаете о том, как следует реагировать на успехи и неуда-чи ребёнка 
в школе? 
а) Я много об этом читал, знаю многое;
б) Я мало что знаю об этом; 
в) Не знаю ничего. 
5. Знаете ли Вы, что создаёт в семье обстановку сует, что служит перегрузкой 
для нервной системы ребёнка?
а) Да, я знаю;
б) Знаю, но хотелось бы знать больше;
в) Не знаю ничего. 
6. Нужен ли Вам совет на тему осуществления контроля за работой ребёнка дома и оказания разумной помощи? 
а) Да, он необходим; 
б) Нет. 
7. Считаете ли Вы, что агрессивные интонации являются неотъем-лемой 
частью воспитательного процесса в семье? 
а) Да, это единственный способ воздействия на ребёнка;
б) Да, но я избегаю этого; 
в) Нет, это неверно.

 В случае необходимости приглашаю учителей-предметников с целью совместного обсуждения проблемы и  поиска  путей  устранения её. Если посещение собрания учителем  невозможно ,то его рекомендации озвучиваю родителям.

Считаю недопустимым коллективное обсуждение неуспевающих  и слабоуспевающих учеников, это нужно делать в индивидуальном порядке. В противном случае у родителей может пропасть желание посещать родительские собрания, где прилюдно оглашаются плохие или слабые результаты ребенка. Я, несмотря на электронный дневник, делаю выписку с оценками из классного журнала по каждому ученику за текущую четверть или полугодие. Выводы родители сделают самостоятельно. 

Напоминаю родителям, что отношение к себе как к ученику в полноценной мере обусловливается семейными ценностями. На первый план у ребенка выходят те его особенности, которые главным образом тревожат его родителей. Например,  поддержание авторитета (дома задаются вопросы: «А еще кто заработал пятерку?»), повиновение («А тебя сегодня не ругали?») и т.д. В самосознании школьника смещаются ударения, когда родителей беспокоят не учебные, а повседневные обстоятельства в его школьной жизни («А в классе из окон не дует?», «А что вам подавали на обед?»). Или родителей вообще мало что волнует, школьная жизнь ребенка не обсуждается, а если и обсуждается то только формально. Часто взрослые задают безразличные вопросы: «А что было у вас сегодня в школе интересного?» скорее всего это приведет  к подобающему ответу: «Ничего необычного», «Все стандартно»

В ходе беседы рекомендую родителям принять меры, способствующие улучшению успеваемости детей, стараясь не ограничиваться общими пожеланиями, не учитывая индивидуальные и психологические особенности детей и родителей. Например, такие советы: "надо больше заниматься с ребенком дома"; "боритесь с его ленью";"усильте контроль выполнения учебных заданий";  и т. д. Невысокая эффективность таких рекомендаций является причиной разочарований и неудовлетворенности родителей общением с педагогами, недооценки своих возможностей по преодолению трудностей в учебе детей, безверия, а также неадекватности действий, к которым они прибегают. Нередко такие меры не помогают, а мешают, подрывают здоровье и психику ребенка, снижают и без того невысокий интерес к знаниям и учебе, инициативу и самостоятельность.

Стараюсь давать рекомендации следующего содержания:

 1. Постарайтесь создать условия, облегчающие учебу ребенка: бытовые: хорошее питание, щадящий режим, полноценный сон, спокойная обстановка, уютное и удобное место для занятий и т. п.; эмоциональные: проявляйте веру в возможности ребенка, не теряйте надежду на успех, радуйтесь малейшим достижениям, демонстрируйте любовь и терпение в ожидании успеха, не оскорбляйте его в случае неудачи и т. п.; культурные: обеспечьте ребенка справочниками, словарями, пособиями, атласами, книгами по школьной программе, дисками; используйте магнитофон для учебных занятий, вместе смотрите учебно-познавательные программы по ТВ, обсуждайте увиденное и т. п.

2. Слушайте своего ребенка: пусть он пересказывает то, что надо заучить, запомнить, периодически диктуйте тексты для записывания, спрашивайте по вопросам учебника и т. п.

3. Регулярно знакомьтесь с расписанием уроков, факультативов, кружков, дополнительных занятий для контроля и оказания возможной помощи.

4. Делитесь знаниями с детьми из области, в которой вы преуспели.

5. Помните, что не только оценки должны быть в центре внимания родителей, но и сами знания, даже если сегодня ими воспользоваться невозможно. Поэтому думайте о будущем и объясняйте детям, где и когда можно будет воспользоваться полученными знаниями.

 6. Помогите сделать свободное время ребенка содержательным, принимайте участие в его проведении.

7. Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми и их успехами, лучше сравнивать его с самим собой.

8. В средних классах подростки могут совместно выполнять домашнюю работу. Это повышает ответственность - ведь задания делают не только для себя, но и для других. Здесь имеются в виду групповые задания. Наберитесь терпения, когда они занимаются по телефону: уточняют, обсуждают, спорят.

9. Дайте почувствовать ребенку, что любите его независимо от успеваемости, замечаете познавательную активность.

 10. Помните, что по нормам над выполнением всех домашних заданий ученики 5-6-х классов должны работать до 2,5 ч, 7-8-х классов - до 3 ч, 8-9-х классов -до 4 ч. Старайтесь придерживаться рекомендаций: это важно для здоровья, психического равновесия и хорошего отношения ребенка к учебе.

11. Создавайте традиции и ритуалы семьи, которые будут стимулировать учебную деятельность детей. Используйте позитивный опыт ваших родителей, знакомых.

И еще важная проблема, на которую я обращаю внимание родителей - это перегруженность. Очень часто именно она является основной причиной неуспеваемости ребенка. Помимо школы многие родители записывают ребенка на массу кружков, секций и тренингов. Объясняю, что стремление к тому, чтобы Ваш ребенок выучил 2-3 языка, занимался спортом, музыкой и танцами одновременно, скорее всего, приведет его к нервному срыву и полному отставанию по всем параллелям. Напоминаю,  что нельзя отнимать у ребенка детство, надо оставлять ему время на ничегонеделание, на отдых, на спокойное времяпровождение. Особенно отмечаю, что у ребенка должны быть выходные дни – суббота и воскресенье, в которые он ничего не должен делать, и ни на какие занятия не должен ходить, максимум на спортивную секцию.

Не менее важная форма взаимодействия семьи и классного руководителя – это  связь с родителями  через  электронный дневник . При современной занятости родителей это очень удобно. В разделе отчет по классу я  смотрю сводный отчет по успеваемости класса за определенный интервал времени. 
Регулярное просматривание электронного  дневника, позволяет на ранних стадиях выявлять проблемы отдельных учеников и своевременно обращать внимание родителей на негативную ситуацию.

Итак, только в процессе взаимодействия классного руководителя и родителей можно успешно решать проблему развития личности ребенка

Взаимодействие с родителями должно носить характер встречного движения, совпадающего как по своей направленности и целевым установкам, так и по формам и методам реализации.



Предварительный просмотр:

Способы и приемы мотивации деятельности учащихся на уроках.

Древняя мудрость гласит: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Однако без пробуждения интереса к учению, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдет, это будет лишь видимость учебной деятельности.

2 слайд

Как же пробудить у ребят желание «напиться» из источника знаний? Как мотивировать познавательную деятельность школьников? Над этой проблемой настойчиво работают учителя, ученые, методисты, психологи. «Психологический закон гласит: прежде чем призвать ребенка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у  него напряжены все силы, необходимые для неё», - писал Л.С. Выготский. Другой известный психолог А.Н. Леонтьев подчеркивал: «Деятельности без мотива не бывает».

3 слайд

Мотивы (интересы, потребности, стремления, убеждения, идеалы, эмоции, влечения, инстинкты, установки) – это то, что побуждает человека к деятельности, ради чего она совершается.

Мотивацию надо специально формировать, развивать, стимулировать.

Но как это сделать?

4 слайд

Я всегда выбираю такой стиль общения с учащимися, чтобы они видели свои достижения,  а о  недостатках говорю в форме мягкого замечания. Они должны знать, что задачи, поставленные перед ними выполнимы, с удовольствием работать  в группе, а  общаясь с товарищами, оказывать помощь, уметь прислушиваться к их мнению, что очень важно для учащегося.

5 слайд

 Помогает поддержать интерес к предмету и нестандартное начало урока: загадка, шарада, чтение стихотворения, рифмованного правила по теме, необычное задание. Например, первый урок по теме «Имя числительное как часть речи» начинаю по рисунку «Незнайка у ворот Числограда». Ворота откроются тогда, когда учащиеся правильно определят, к какой части речи относятся слова, написанные на стене Числограда: два, двойной, второй, двойка, удвоить дважды, вдвоём. 

6 слайд

Хорошо работает  этап создания проблемной ситуации при подведении к теме

Так, урок русского языка в пятом классе. Приношу куклу, которая поёт. А кукла – это предмет одушевлённый? А как узнать одушевлённый предмет или нет?

В русском языке есть понятие грамматической одушевлённости. Если у существительных во множественном числе форма В. п. совпадает с формой Р. п., то это существительное одушевлённое, а если во множественном числе форма В. п. совпадает с формой И. п., то это существительное неодушевлённое. Давайте докажем это. Проверьте слова «девочка» и «ёлка»: девочки (И. п.) – девочек (В. п.) – девочек (Р. п), следовательно, это существительное одушевлённое, ёлки (И. п.) – ёлок (Р. П.) – ёлки (В. п.), следовательно, это существительное неодушевлённое. А теперь проверьте слово «кукла»: куклы (И. п.) – кукол (Р. п.) – кукол (В. п.), следовательно, это существительное одушевлённое, как и существительные «робот, мертвец, снеговик».

Или проблемная ситуация в 7 классе при изучении темы деепричастие. Предлагаю предложенные словосочетания, распределить на два столбика. Работают дети в парах или группах. Как им удобно.

Выкрашенный краской пол, устроенные по проекту, заперев дом, выкрасив краской, устроившись на ночлег, запертый дом.

Учащиеся предлагают классификацию по различным признакам: в левый столбик словосочетания со словами с двумя Н в суффиксах, в правый – остальные или в левый – словосочетания с причастиями, а в правый – остальные.

Задаю им вопрос: Сможете ли вы сказать, слова какой части речи предложены?

Дети легко определяют, что в одном столбике  сущ + причастие ( т.к. тема изучена), а в другом столбике решают, что это глаголы + сущ.

На вопрос: Почему вы решили, что слова правого столбика – глаголы, дети отвечают, что слова в правом столбике обозначают действие.

Тогда я уточняю, какой вопрос они задавали. При этом выясняется, что глагол не может отвечать на данные вопросы.

Тогда мы снова возвращаемся к вопросу: сможете ли вы сказать, слова какой части речи предложены в правом столбике?

И тогда дети отвечают, что им  неизвестна эта часть речи.

Я прошу их сформулировать проблему в виде вопроса и определить цель урока.

В процессе использования данного материала я обнаружила, что в тот момент, когда от столкновения с противоречием учащиеся испытали удивление или затруднение, у них рождается интерес к новой теме – та самая внутренняя познавательная мотивация, которая так нужна каждому педагогу для эффективной работы.

Возможен и такой вариант

         В конце урока детям предлагается задание, в ходе которого у них  должны возникнуть трудности с выполнением  из-за недостаточности знаний, что подразумевает продолжение работы на следующем уроке.

7 слайд

предъявляя новую тему или новый текст, предлагаю ученикам ответить на вопрос, что вы знаете о том или ином факте, реалии, личности. Очень важно не только записать на доске тему урока, но и вызвать у детей эмоциональный отклик, отношение к этой теме. Я это делаю через признание личности подростка, опираюсь на его жизненный опыт.

8 слайд

Научное сопровождение урока

Чтобы улучшить усвоение, осознание трудного материала, обращаю внимание учащихся на научное сопровождение урока: лингвопаузы, доклады юных лингвистов, работу с текстом – высказываниями ученых о русском языке, частях речи. Например, в 7-ом классе к уроку по теме «Причастие как самостоятельная часть речи» эпиграфом были взяты слова В.И. Даля: «Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного», и привлекалось высказывание В.М. Ломоносова: «Они (причастия) служат сокращением человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу».

Беседу поддерживали вопросы и задания:

Как вы понимаете выражение «причастная к глаголу»? Что значит быть причастным к чему-нибудь?

Почему в «образе прилагательного»?

Сравните словосочетания «веселый ветерок» и «веселящийся ветерок», просклоняйте их.

Что значит «заключают имени и глагола силу»?

Какую «силу глагола» имеют причастия?

Ученики сделают вывод о причастии, отвечая на вопросы:

Чем отличаются причастия от прилагательного?

Что общего у причастия и глагола?

Идет совместный поиск ответа. Вообще частично-поисковый метод, когда под руководством учителя ребята овладевают отдельными этапами научного познания, является ведущим элементом русского языка, особенно при изучении нового материала.

проблемно-поисковый метод является ценным стимулирующим элементом  в том случае, когда проблемные ситуации находятся в зоне реальных учебных возможностей школьников, т.е. доступны для самостоятельного разрешения.  В этом случае мотивом учебной деятельности учащихся является стремление решить поставленную задачу.

Неизменно воодушевляет школьников введение в учебный процесс элементов групповой самостоятельной работы, если, конечно, они обладают необходимыми умениями и навыками для ее успешного выполнения.  В данном случае у учащихся появляется стимул к выполнению задания правильно и лучше, чем у соседа.

Слайд 9

Прием «Лови ошибку»

Когда ко мне приходят пятиклассники, я всегда им говорю, что каждый человек может допустить ошибку. Мы с ними обсуждаем высказывания философов, учёных на эту тему. Например, Человек может допустить ошибку. Признание её облагораживает его, но дважды облагораживает, если человек исправит ошибку. А.Навои

2. Единственная настоящая ошибка – не исправлять своих прошлых ошибок. Конфуций

3. Совершить ошибку и осознать её – в этом заключается мудрость. Осознать ошибку и не скрыть её – это и есть честность. Цзи Юнь

4.Умение мужественно преодолевать самого себя – вот что всегда является одним из величайших достижений, которыми может гордиться человек. П.Бомарше

5. Зеркало отражает верно; оно не ошибается, ибо не думает. Думать – почти всегда значит ошибаться. Пауло Коэльо

Это необходимо для того, чтоб дети  выходили к доске, не боясь допустить ошибку.     Многие страшатся публичной проверки знаний. Тяжелые переживания здесь вызывает и сама ситуация оценивания (проверки), и то, что это оценивание происходит публично: все видят, все смотрят, все не упустят случая посмеяться, если что-то пойдет не так!

Допустить специально ошибку на уроке могу и я. Ученики в начале урока предупреждаются  об этом. Делается это на хорошо закрепленных темах. Ребенок замотивирован обнаружить ошибку раньше остальных. Сначала это были один-два ученика. А сейчас это может быть лес рук.

«Экзаменаторы». Учащиеся на дом получают задание подготовить ряд вопросов по теоретическому материалу. А на уроке они начинают «экзаменовать» учителя. И если при подобном опросе учитель «допустит ошибку», то радости учащихся не будет конца, хотя они и понимают, что это всего лишь игра и ошибка учителем была сделана намеренно. Практика показывает, что сначала это домашнее задание выполняют самые ответственные учащиеся. Но вскоре в «игру» включаются все.

Слайд 10

Хорошо зарекомендовал себя прием «Светофор».

это кружочек из бумаги, с одной стороны красная, с другой – зеленая. При опросе ученики сигнализируют о своей готовности к ответу, поднимая «светофор»  красной или зеленой стороной.

Детям нравится такой прием, как опрос по цепочке

рассказ одного ученика прерывается в любом месте и передается другому жестом учителя. И так несколько раз до завершения ответа.

Слайд 11

Даже самые старательные и целеустремлённые ученики без энтузиазма относятся к  словарным диктантам и тестам.

Для появления интереса у школьников к этим небольшим контрольным работам можно использовать следующий педагогический приём. В начале учебного года наклеить на внутреннюю сторону обложки рабочей тетради два конверта. Один называется «Касса моих успехов», другой «Касса моих ошибок». Словарные диктанты и мини тесты выполняются на маленьких листочках. 10-12 слов, вопросов – этого бывает вполне достаточно, чтобы убедиться,  понят ли ребятами материал урока. Весь учебный год идёт «коллекционирование»: накапливаются работы на «5» и на «4», которые составляют содержимое конверта «Мои успехи». Тем, кто написал плохо, тоже даётся шанс:  на обратной стороне листочка необходимо сделать работу над ошибками – это непременное условие для того, чтобы листочек перекочевал в  «Кассу успехов».

Предлагаю использовать и такой прием. «Защитный лист»

Перед каждым уроком на столе лежит этот лист, куда каждый ученик без объяснения причин может вписать свою фамилию и быть уверенным, что его сегодня не спросят. Зато, подшивая эти листы, учитель может держать ситуацию под контролем. Этот приём позволяет переложить ответственность за процесс обучения на самих учеников. Иногда набирается материал для индивидуальной беседы с подростком, родителями, коллегами.

 Использование на уроках современных информационных технологий, с одной стороны, способствуют повышению учебной мотивации учащихся, формированию ключевых компетенций, а с другой – организует работу учащегося и учителя. Компьютер используется с самыми разными целями: как средство обучения, источник информации, способ диагностирования учебных возможностей учащихся, средство контроля и оценивания качества обучения, для проведения интегрированных уроков.

Использование компонента ИКТ как для формирования положительной мотивации учащихся, так и достижения активного интереса к предмету может быть представлено в следующих видах деятельности, которые можно разделить на несколько блоков, включающих в себя теоретический, практический, поисково-исследовательский элементы с использованием локальной сети, сети Интернет, обучающих программ, учебно-игровых форм, СD-тетрадей:

1) Теоретический блок

8) Групповая работа: подготовка тестовых заданий для взаимопроверки;

10) Е-mail домашние задания ( в сети Интернет);

11) Работа над ошибками (как форма домашнего задания);

12) Практикум с тренировочными тестами и заданиями;

16) Контрольное тестирование;

18) Контрольно-зачётное тестирование формата ГИА и ЕГЭ с автоматической проверкой

результатов и указанием пробелов;

20) Практическая (работа с текстами);

24) Игровые формы деятельности с использованием ИКТ: соревнования на скорость и

качество выполнения заданий различных уровней сложности;

27) Подготовка тематических презентаций Power Point;

28) Конкурс на лучшую презентацию Power Point ( работа в группах).

Перечисленные формы деятельности, которые, конечно, не претендуют на роль исчерпывающих, по использованию ИКТ-технологий как для достижения положительной мотивации учащихся при обучении русскому языку учащихся среднего школьного звена, так и при подготовке к ГИА и ЕГЭ учащихся старшего звена предполагают активную деятельность школьников. Немаловажно и то, что таким образом у детей формируется заинтересованность в достижении положительного результата, развиваются навыки аналитической работы.

Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому ребенку ситуацию успеха на уроке и дать ему возможность пережить радость достижения, осознать свои способности, поверить в себя - т. е. мотив достижения успеха. Применение того или иного метода и приема при обучении школьников зависит от целей и задач урока; содержания учебного материала; возрастных особенностей учащихся.

Чтобы организовать ситуацию успеха можно использовать различные методы, способы и приемы.

  1. Игры-тренинги.

- Представьте, что вы редакторы газет, а в текст очередного номера вкрались ошибки - найдите их и исправьте.

- Представьте, что вы автор учебника. Как бы вы разъяснили эту тему ученикам?

4. Грамматической задачи:

  1. Петя Ошибкин утверждает, что в слове «сделал» надо писать букву «з», потому что после приставки идет звонкий согласный звук [д]. Прав ли Петя?
  2. Петя Ошибкин в слове «здесь» написал букву «эс» и рассуждал он при этом так: «Пишу букву «эс», потому что приставки «зэ» не бывает». Верно ли объяснил Петя Ошибкин?

Школьники учатся исследовать условия задачи, отыскивать связи между свойствами объекта и возможными способами его преобразования. При решении поисковых задач, когда нужно проанализировать новые языковые явления, учащиеся самостоятельно определяют проблему, сами намечают ход решения, подбирают дополнительные языковые факты, выбирают способ решения проблемы, т.е. осуществляют поиск.

Процесс выполнения заданий поискового характера, безусловно, творческий – это своеобразное лингвистическое исследование, рассуждение на лингвистическую тему.

Например, учащимся предлагается поисковая задача.

В чем своеобразие употребления местоимения свой в следующих выражениях: в своем роде, на своем месте, не своим голосом, поставить на своё место, мастер своего дела, идти своей дорогой?

В данном случае вопрос, являясь инструментом самостоятельного анализа языковых явления, играет существенную роль в процессе решения задачи: он направляет деятельность учащихся.

Прежде чем ответить на вопрос, школьники вспоминают сведения о значении, грамматических признаках и роли местоимения свой в речи, затем выявляют своеобразие приведенных примеров с точки зрения употребления в них этого местоимения.

В процессе решения поисковой задачи учащийся создает текст-рассуждение, что способствует не только выработке навыков анализа, исследования языковых явлений, но и развитию связной речи.

Следует учитывать, что самостоятельный анализ языковых явлений, т.е. поисковая деятельность, осуществляется именно в ходе решения поисковой задачи. Таким образом, применительно к русскому языку определение поисковой задачи можно сформулировать как задачу, в процессе решения которой, учащиеся, самостоятельно анализируя языковые явления, «открывают» новые знания и способы их добывания.

Ниже представлены упражнения с заданиями (непродуктивного и продуктивного характера) на определение функции местоимений в речи. Такие задания не только развивают творческую самостоятельность, но и способствуют формированию языковой компетенции учащихся как основы для формирования их коммуникативных умений, мотивации их учебной деятельности.

Когда я был маленький, меня отвезли жить к бабушке. У бабушки над столом была полка. А на полке пароходик. Я такого никогда не видел. Он был совсем настоящий, только маленький. У него труба была желтая, и на ней два черных пояса. И две мачты. А от мачт шли к бортам веревочные лесенки. На корме стояла будочка, как домик. Полированная, с окошечками и дверкой. А уж совсем на корме — медное рулевое колесо. Снизу под кормой руль. И блестел перед рулем винт, как медная розочка. На носу два якоря. Ах, какие замечательные! Если б хоть один такой у меня был! (По Житкову).

1-й уровень

Задания репродуктивного характера

  1. Выразительно прочитайте текст вслух.  Выделите интонацией два последних восклицательных предложения.
  2. Вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки.  (Учитель готовит это задание в  зависимости от темы изучаемого материала.)
  3. Произведите разбор выделенного предложения по частям речи и членам предложения.
  4. Выпишите из текста личные местоимения в два столбика: с предлогами и без предлогов. В скобках укажите начальную форму каждого местоимения. Определите род,  число, лицо
    местоимений, если это возможно.
  5. Прочитайте предложения:

Я такого никогда не видел.

Если б хоть один такой у меня был!

Задайте вопросы к выделенным местоимениям и подчеркните их как члены предложения. (Задание иллюстрирует функцию местоимений в речи.)

2-й уровень

Задания репродуктивно-продуктивного

характера (частично поисковые)

  1.  Прочитайте текст вслух.  С какой интонацией вы прочли два последних предложения?  Почему?
  2.  Обозначьте орфограммы в корнях тех слов, которые указывают на предметы,  признаки и количества,  но не называют их.
  3.  Произведите синтаксический разбор выделенного предложения.- Укажите морфологические признаки всех частей речи в этом предложении.
  4. Выпишите из текста личные местоимения с предлогами  и без  пред
    логов.  Сколько групп у вас получилось?   По  какому  принципу (как?)
    еще можно разделить местоимения на группы?
  5. Замените, где это возможно, местоимения словами других частей речи.
  6. Прочитайте предложения:

Я такого никогда не видел.

Если б хоть один такой у меня был!

ПЗ. Подберите синонимы к выделенным словам.  Сделайте вывод.

(Знакомство с указательными местоимениями даст возможность соотнести их с признаковыми словами.)

3-й уровень

Задания продуктивного характера
(поисковые)

  1. Как вы думаете, кто герой рассказа Житкова - мальчик или девочка? Почему? (ПЗ.) Дайте герою имя. Попробуйте передать рассказ героя от своего имени.
  2.  Нарисуйте пароходик таким,  каким вы его представили. Перечислите все предметы на вашем рисунке.  Запишите эти слова.  К каким частям речи они относятся?  Почему вы так думаете? На какие группы можно разделить выписанные слова? Обоснуйте свой ответ.
  1.  В какой части рисунка у вас находятся якорь и винт? Почему? Сравните,  как пишется и как звучит слово якоря в сочетании два якоря.  Какие звуки обозначает в слове  буква я. Сравните: якоря — якоря.  Что изменилось?  Сделайте вывод.
  2.  Как  вы думаете,  почему  автор сравнивает винт с медной розочкой?
    Запишите сочетание слов 
    медная розочка.  Укажите главное слово.  Какими частями речи выражены оба слова? По каким признакам вы это определили?

Сравните: медная розочка — розочка из меди. Что вы можете сказать об этих словосочетаниях? Приведите подобные примеры из текста.

5.        Прочитайте предложения:
Я такого никогда не видел.

Если б хоть один такой у меня был!

ПЗ. Можно ли заменить выделенные слова словами других частей речи? Обоснуйте свое мнение.

6.        Есть ли у вас любимая игрушка?
Запишите сочетания слов, из которых можно составить предложения для
рассказа о вашей любимой игрушке. Запишите рассказ.

Система «от простого к сложному» (работа по образцу — частично поисковая деятельность — поисковая деятельность) может иногда нарушаться. Такое нарушение допустимо в тех случаях, когда имеющиеся знания и умения    учащихся являются достаточной базой  для выполнения более сложной работы более раннем этапе. 

Итак, чтобы увлечь ребят предметом, мотивировать их учебную деятельность, необходимо умело подбирать дидактический материал, показывать жизненную необходимость той работы, которая ведется на занятии, создавать творческую обстановку, способствующую мыслительной деятельности учащихся, строить урок на основе научности, занимательности, стремиться пробудить способность чувствовать красоту языка, наслаждаться им.


Каждый из нас помногу лет осуществляя ежедневно свою профессиональную деятельность, в сущности, занимается творчеством.

Творчество педагога неповторимо, это такое же искусство, как творчество композитора и художника – а может быть и куда более сложное.

Вспомним? Как гордился своей работой Волшебник в “Обыкновенном чуде” Евгения Шварца, приговаривая: “Подумаешь сделать живое из мёртвого. А вот из живого, сделать ещё более живое...!”

Право выбора методик и форм обучения учащихся всегда остается за вами: будете ли вы просто носителями информации или вы создадите такие условия, которые помогут детям самим добывать информацию и приобретать новый опыт.

Вы, наверное, поняли, что я для себя выбрала. Конечно это активные и интерактивные формы обучения. Они активизируют деятельность учащихся на уроке, позволяют разнообразить деятельность на уроке, включить в неё всех учащихся, что повышают мотивацию и создают условия для более качественного обучения.

II. Заключение

Сегодня школа находится в неустанном поиске новых, более эффективных подходов, средств и форм обучения и воспитания учащихся.

Если раньше на уроках мы пробуждали интерес к учению, то теперь его надо развивать, а это значит разработать для занятий целую систему творческих заданий.

Система творческих заданий для развития мотивации к учебной деятельности - это комплект, в который входят творческие задачи с интересным содержанием из трех основных групп:

1) причинно-следственные связи,

2) комбинирование информации,

3) планирование и выполнение практической деятельности.

Применение системы творческих задач для развития мотивации у учащихся к учебной деятельности предполагает использование на каждом уроке, как минимум, по одной задаче из каждой группы.

Уроки, на которых осуществляется развитие мотивации к учебной деятельности, оцениваются по тем приемам, которые используются для мотивации и по специальным критериям.

Критерии (уровень)

Приемы мотивации

1. Низкий

1. Нет специальных заданий и информации для развития интереса к учебе

2. Критический

2. Учитель объясняет необходимость выполнения заданий

3. Удовлетворительный

3. Создание занимательных ситуаций с помощью ребусов, кроссвордов, пословиц, занимательных фактов

4. Хороший

4. Использование творческой задачи с интересным содержанием

5. Высокий

5. Использование системы творческих заданий с интересным содержанием

6. Оптимальный

6. Организация поиска и решения исследовательской задачи

Такой подход к проблеме развития мотивации требует от учителя затрат времени, но прежде всего творческого подхода к своей деятельности. Это возможно при овладении новым педагогическим мышлением, при переосмыслении и переосмотре технологии работы, при планомерном творческом росте. Творчески работающему учителю и коллективу всегда присущи исследовательская направленность педагогической деятельности.

По мнению Дистервега, «учитель деревенеет, каменеет, «опускается» без стремления к научной работе, потому что попадает под власть трех педагогических демонов: банальности, механичности, рутинности».

Кроме того, современное общество, наши родители и выпускники требуют от нас, преподавателей, качественного выполнения профессиональных обязанностей.



Предварительный просмотр:

Основным структурным элементом в школе является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися.

2 слайд

В классе осуществляется забота о социальном благополучии учащихся, решаются проблемы досуга школьников, первичного сплочения коллектива, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера. Конечно же, главную роль здесь играет классный руководитель.

За годы работы классным руководителем пришло понимание, что набором воспитательных мероприятий многого не добьешься, нужна воспитательная система класса, обеспечивающая создание благоприятных условий для развития личности ребенка, учитывающая  интересы, способности, потребности учащихся, их возможности и творческий потенциал. Я хочу представить некоторые технологии, педагогические приёмы, которые использую в своей работе.

3 слайд

Главная и основная форма работы с учеником по повышению качества — образования-это разъяснительная беседа об обязанностях школьников в учении, о культуре умственного труда.

По числу участников беседы провожу:

- индивидуальные (классный руководитель-ученик);

- групповые (классный руководитель - группа детей);

- массовые (классный руководитель - несколько групп, класс).

 По времени проведения формы беседы делю на:

- кратковременные (от нескольких минут до нескольких часов)

- продолжительные (от нескольких дней до нескольких недель)

- традиционные (регулярно повторяющиеся)

4 слайд

Эффективность воспитательного воздействия на учащихся во многом зависит от установления  правильного  контакта с классом.  Сразу найти общий язык и контакт с детьми бывает трудно.  В процессе работы возможны конфликтные ситуации. Использую тот факт, что подростки очень любопытны.  Они часто обращаются с вопросами по поводу новой книги, нового кинофильма. Их интересует, что происходит в нашей стране и за рубежом. Стараюсь удовлетворять эти запросы, для этого занимаюсь самообразованием, расширяю  кругозор.  

При беседе с подростком соблюдаю  педагогический такт, это позволяет найти правильную линию поведения и применить наиболее рациональные меры педагогического воздействия. Не злоупотребляю упрёками и нотациями. Терпеливо выясняю причины недостатков в учении и поведении ученика и стараюсь дать разумные советы, направленные на их устранение.

5 слайд

Не менее важным в работе  классного руководителя, желающего повысить качество обучения является создание условий для успешного обучения и воспитания.

В первую очередь прилагаю усилия для создания  атмосферы эмоционального комфорта.

 Всем нам ясно, что мы хорошо работаем только в том случае, если чувствуем себя эмоционально комфортно. Вот составляющие  элементы  атмосферы  эмоционального комфорта, над которыми я работаю как классный руководитель на классных часах либо при индивидуальной беседе:

  1.  “Я – слушаю, меня – слушают…” Ощущая свободу в выражении своих мыслей, желаний, стремлений, ребенок не боится быть услышанным, а значит и быть непонятым. Это придает уверенность в своих силах и делает ситуацию на уроках более комфортной.
  2. “Наша сила – в единстве” Воспринимая себя членом коллектива, объединенного общими целями и задачами, ощущая  постоянную поддержку со стороны товарищей, ребенок чувствует себя защищенным, а значит комфортно.
  3. “Не ошибается тот, кто ничего не делает” Ошибка – это не факт уличения в незнании; ошибка – показатель необходимости доработки материала, дополнительной практики; должно быть терпеливое и доброжелательное исправление ошибок друг друга. Не испытывая страха перед возможностью ошибиться и получить плохую оценку, ребенок чувствует себя спокойно, а значит комфортно.
  4. “Что потопали, то и полопали” объясняю, что при оценивании учитываются вложенные усилия (что одному дается легко и просто, другим достигается с помощью больших усилий); , то есть не даю ребенку привыкнуть к плохим оценкам и смириться с ними.
  5. “Хочу, а значит – могу” Работая над мотивацией учебной деятельности, не оказываю постоянного давления, в беседе мы приходим к пониманию того, где и как можно применить свои знания.
  6. “Жизнь после школы” Оказывается, что ребенка с его одноклассниками связывает гораздо больше, чем 6-7-ми часовое просиживание в кабинете. Во время проведения внеклассных мероприятий, дети находят друзей, близких себе по духу и интересам. А завтра, придя в класс, ребенок будет знать, что здесь, его окружают друзья

6 слайд

 Контроль за учёбой учащихся

Задача моя, как классного руководителя,  вовремя заметить отставание школьника в учении, выяснить причины и оказать ему действенную помощь. Для этого еженедельно пролистываю журнал. Предметы, выделенные красным цветом, говорят о том, что у кого-то возникли проблемы. Снижение  успеваемости  порой вовсе  не связано с работоспособностью ребёнка или его интеллектуальными возможностями. Зачастую это связано с резким падением интереса к учению, изменением учебной мотивации. Для того чтобы  вовремя исследовать причины учебных проблем ученика и использовать полученные результаты в работе с классом,  использую следующие методики.

7 слайд

Учащиеся заполняют предложенную таблицу для изучения отношения к учебе. Напротив записанного учебного предмета указывают причину , почему изучение этого предмета для него необходимо (1 часть таблицы) или интересно (2 часть таблицы). Заполнить таблицу нужно, используя предложенные варианты ответов.

Вопросы анкеты позволяют классному руководителю выяснить, что представляет собой познавательный интерес учащихся класса, какие предметы вызывают у учащихся трудности, с чем или с кем связаны учебные трудности детей. На основании данной таблицы так же можно помочь  организовать выбор элективных курсов.

8 слайд

Вторая методика: доминирующие мотивы

Учащиеся выполняют задания на листочках: ставят напротив перечня мотива балл, указанный в таблице.

Классному руководителю  очень важно изучить наиболее и наименее осознаваемые мотивы учения учащихся. Данная методика помогла мне организовать работу с семьёй и учеником для преодоления проблем в обучении.

9 слайд

Также нельзя забывать о поощрении детского стремления и интереса к учебе, т. к. от успешности ребенка зависит его авторитет среди педагогов и сверстников и, соответственно, отношение к себе, к своему “Я”. Стремление к успешной учебе и веру учащегося в себя поддерживаю, используя популярную сегодня рейтинговую систему, при этом результаты рейтинга можно наглядно оформлять различными способами, это могут быть:

  • графики;
  • диаграммы;
  • таблицы;
  • знаки поощрения для победителей рейтинга.

Но это эффективно только в среднем звене.

Я применяла следующую методику: считала средний балл полученных учеником  за неделю оценок (кроме неудовлетворительных), которые складывались независимо от предмета.. По каждому предмету  определялись лидеры. Возможно выделение лидеров по различным номинациям, но только позитивным, например: “открытие недели”, “стремительный взлет”, “стабильность”, “великая сила воли” и т. д. Также целесообразно отслеживать рост усилий ребенка в постижении учебных дисциплин, динамику его успехов.

Можно использовать и такую методику: в конце года, оформляя  в таблички итоговые оценки по всем предметам, рядом с оценкой за “текущий” год ставить оценки за предыдущие периоды обучения, начиная с 5-го класса, чтобы наглядно  продемонстрировать прогресс (или регресс) по каждому предмету. Такие таблички раздать  ребятам на итоговом классном часе  для размышлений о результативности и темпах учебы. Данная форма работы наглядна и достаточно эффективна.

10 слайд

Используя СЛОВО, ДЕЛО и НАБЛЮДЕНИЕ (диагностику), классный руководитель создает условия, чтобы ребенок проявил себя. Для того чтобы помочь ребенку, я определила для себя основное правило – «ПРАВИЛО 7 У».

  • Уверенность – знание своих прав и прав ребенка, способность защитить его. Классный руководитель – гарант соблюдения прав ребенка.
  • Успешность – берясь за любое дело, классный руководитель должен предвидеть положительный результат, то есть быть уверен, что оно под силу детям и ему.
  • Умение удивлять – надо развивать в себе незаурядность, дети не любят «никаких» .
  • Убедительность – уметь зажечь детские сердца, убедить их в важности дела.
  • Уважение – необходимо взаимное уважение: уважаешь мнение детей, – они уважают твое. Воспитание без уважения – подавление.
  • Уравновешенность – в классе нужно быть готовым ко всему, не падать в обморок, а анализировать и работать.
  • Улыбчивость – без чувства юмора в школе жить невозможно. Улыбка – это и оценка, и одобрение, и подбадривание.

Закончить хочу словами выдающегося польского педагога Януша Корчака:

«Педагог, который не сковывает, а освобождает, не подавляет, а возносит, не комкает, а формирует, не диктует, а учит, не требует, а спрашивает, переживёт вместе с ребёнком много вдохновляющих минут».



Предварительный просмотр:

1 слайд

В настоящее время в связи с переходом на  ФОГС второго поколения  особое внимание уделяется развитию творческой активности и интереса у школьников к предметам.  Любая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.

К таким технологиям можно отнести игровые технологии. Именно их я использую на уроках русского языка.

2 слайд

Игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние.

Возможно, именно поэтому дидактическая игра остается очень действенным методом для развития и совершенствования познавательных, умственных и творческих способностей детей. Игра приоткрывает ребенку незнакомые грани изучаемой науки, помогает по-новому взглянуть на привычный урок, способствует возникновению у школьников интереса к учебному предмету, значит, процесс обучения становится более эффективным.

Применение элементов занимательности на уроках русского языка возможно в любом возрасте и при изучении различных тем, но особенно это важно в начале изучения курса в 5-9 классах. Если учащиеся поймут всю важность задачи, поставленной перед ними, и полюбят предмет, то успех обеспечен.

3 слайд

Целью обращения к игре на уроке является приобретение конкретных практических навыков, закрепление их на уровне моторики, перевод знаний в опыт. При использовании дидактических игр решаются и воспитательные задачи, например, воспитание терпения и терпимости, формирование аккуратности и умения доводить начатое до конца; в групповой работе – развитие умения работать сообща, прислушиваться к мнению других учеников, терпимо относясь к критике в свой адрес и деликатно отзываясь об ошибках своих товарищей; приобретаются навыки публичных выступлений, желание и умение добиваться поставленной цели. . Кроме того, игра формирует фонематическое восприятие слова, активизирует познавательную и мыслительную деятельность, стимулирует развитие речи, потому что именно в игре возникает коммуникация.

4 слайд. 

Известный советский педагог и психолог Алексей Леонтьев утверждал, что задача в игре не выиграть, а играть. То есть важен сам процесс и эмоции, полученные в ходе игры, поэтому цель игры — пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению .

Во время игры происходит раскрепощение в поведении школьника, творческая самоактуализация  личности, создаются  различные ситуации (коммуникативные, проблемные, познавательные), через которые происходит развитие УУД учащихся,

развивается мышление.

5 слайд

Структура дидактической игры

Педагог для себя формулирует цель игры, так появляется дидактическая задача. А вот игровая задача озвучивается ученикам, это те цели, которых должны достичь дети в процессе игры («кто быстрее», «какая  команда лучше»). Правила игры устанавливаются педагогом и обязательно проговариваются учащимся. Важный момент в учебной дидактической игре — подведение итогов, причем с подробным их разбором. Детям важно услышать, почему их команда успешно дошла до финиша, или каких умений команде не хватило, чтобы победить.

 Когда играть?

 Можно играть по 5-7 минут на каждом уроке. Стоит учесть, что если выбирать эмоциональную игру, то лучше ее проводить в конце урока, поскольку возбужденные дети не смогут вернуться к учебным действиям. Главное правило — играть должен весь класс, даже если игра предусматривает работу у доски  лишь по 1-2 человека, остальные дети все равно должны быть включены в игру. Можно придумать им нейтральные роли — жюри, эксперты и т.д.

Также важно учесть возрастные и психологические особенности детей конкретного класса. Учитель как никто другой видит, в какое время урока какую по темпу игру проводить вместе с данными детьми.

Игрой можно завершить четверть и посвятить ей целое занятие, закрепляя пройденный материал в игровой форме.

6 слайд

Игры можно классифицировать по-разному. Сегодня я вам расскажу о том, какие игры применяю в работе, используя классификацию игр, основанную на тематическом принципе: игры распределены по разделам лингвистики. Такую классификацию предлагает Л.В. Петрановская.

а) Фонетические игры: фонемное различение слов.

б) Лексико-фразеологические игры: на значение слов.

в) Игры по морфемике и словообразованию: игры, развивающие умение делить слово на морфемы и выявлять способы словообразования.

г) Морфологические игры: способствуют освоению морфологии.

д) Синтаксические игры: способствуют освоению синтаксиса и пунктуации.

е) Игры по орфографии: закрепляют правила орфографии.

7 слайд

При изучении «Фонетики» с целью отличия понятий звук – буква можно использовать интересную игру «Читаем наоборот».

Прочитайте слова, потом произнесите звуки в обратном порядке, чтобы получить:

  1. Из слова лён – цифру
  2. Из слова лей – название дерева
  3. Из слова лоб – название настила
  4. Из слова ток- домашнее животное
  5. Из слова шел – неправду
  6. Из слова шей – просьбу
  7. Из слова куб – связку, охапку чего-либо

Слайд 8

Можно использовать метаграмммы.  Это загадки, в которых надо отгадать слово, заменяя один звук (букву) другим.

С глухим согласным

 Я зрею в поле.

А вот со звонким –

Звеню на просторе.

 Тут ответом будут слова "колос" и "голос.

9 слайд

Игры-соревнования  Кто больше? или Кто быстрее? помогают в игровой форме проверить знания, полученные на уроках.

  1. Записать 10-15 слов, в которых больше букв, чем звуков (конь), и наоборот – больше звуков, чем букв (ёж).
  2. Запишите за определенное время как можно больше слов, в которых:
    а) все буквы соответствуют звукам (мир, правда, работа и т.д.);

б) одна буква не соответствует звуку (труд);

в) больше букв, чем звуков (конь);

10 слайд

Достаточно актуальным является формирование акцентологических норм  у учащихся, начиная с 5 класса.

Предлагаю детям орфоэпическую игру-  разминку «Пригласи на обед»

Задача: Озвучить меню обеда, на который вы хотите пригласить своего друга . В меню, конечно, должны оказаться тЕфтели, щавЕль, свЁкла, торты , слИвовый или грУшевый компот и т.д. (другие слова, традиционно вызывающие трудности в произношении).

.

 Ученики очень любят сочинять стихи, подбирать рифмующиеся слова, но не всегда для такой работы имеется время на уроке., А читая подобные вирши,  ребёнок вольно или невольно правильно ставит ударения, так как без этого строчки не рифмуются.

 Например: Слышен в классе диалог: Обсуждают каталОг.

Детей не нужно баловАть, Чтоб зубки не пломбировАть.

Повторять такие рифмовки можно хором во время физкультминуток, подбирая различные упражнения на расслабление.

ДремОта и зевОта уходят за ворота. (потягивание) Если прикоснёшься к иве, Станешь ты ещё красИвей.(наклоны) и т. д.
На слайде вам представлены стихотворения для запоминания слов с коварным ударением.

11 слайд

Следующая группа игр –это лексико-фразеологические игры. Такие игры помогают развить языковое чутье, пополняют лексический запас, развивают понимание обобщенного смысла слов.

При изучении омонимов, детям нравится отгадывать загадки. 

Право, я прическа – чудо.

Заплести меня не худо.

И на лугу с шипеньем острым

Управляюсь с сенокосом.   (коса)

 

 

Я и шуба длинная до пят,

И в фигурном катанье меня

Всякий увидеть рад. (тулуп)

 

 

Я и приправа хорошая к столу

И в цель могу пустить певучую стрелу. (лук)

 

Таким образом у ребят в игровой форме формируется умение определять лексическое значение омонимов.

 

Отработать фразеологизмы можно при помощи игры «С ног до головы». Учащиеся разбиваются на три группы. Первая команда должна составить текст, употребляя фразеологизмы со словом голова, вторая со словом руки, третья – ноги. Побеждает команда, использовавшая наибольшее количество фразеологизмов.

Например: Когда-то я был с ним на короткой ноге. Но однажды он (с левой ноги встал, что ли?) полез ко мне драться. Я со всех ног домой. Еле ноги унес. Зато теперь к нему ни ногой. Ноги моей больше у него не будет.

В результате подобной работы речь учащихся обогащается, расширяется кругозор.

12 слайд

Можно применять словесные игры. Особенности их использования состоят в том, что игру вводят в определенную часть урока в соответствии с его задачами. В учебную деятельность вводится элемент состязания, а успешность выполнения задания связывается с игровым результатом. При это применяется только словесный реквизит.

Задание: Кто быстрее заменит все слова в предложении (кроме служебных) синонимами?

  • Доктор прописал пациенту инъекции.
  • Разъяренная вьюга замела тропинки.
  • Шофер вновь стал внимательно всматриваться во мрак.
  • Караульный спрятался от ливня под кровлей здания.

13 слайд

Любят ребята игру «Корректор». Им предлагается представить, что они  молодые специалисты, корректоры, пришли работать в нашу местную газету . Их много, а место всего одно. Чтобы выйти из затруднительного положения и принять хорошего специалиста, им будут устроены испытания.

Найди ошибку в выборе слова.

  • После теплых атмосферных осадков на листьях сверкали яркие капли.
  • В конструкции есть отрицательные и положительные дефекты.
  • Из передовой бригады он перешел в отсталую.
  • В центре города построен памятник герою.

 Кто быстрее и точнее отредактирует заметки?

  • В первой четверти работа нашего отряда шла плохо. Дисциплина в нашем классе тоже была плохая. Особенно плохо ведут себя на уроках рисования.
  • Сегодня на уроке биологии учитель говорил нам о Мичурине. Он много говорил о его жизни, а потом стал говорить о созданных ученым гибридах.

Найди лишнее слово.

  • Петя ушиб колено ноги.
  • Робинзоны ослабли от недоедания пищи.
  • Собрание будет в декабре месяце.
  • Многие города были превращены в руины и развалины.
  • Путь кораблю преградил ледяной айсберг.
  • Он написал свою автобиографию.

Такие игры обогащают словарный запас, воспитывают стремление к самосовершенствованию, развивают коммуникативную компетенцию через организацию диалога в парах.

14 слайд

При изучении темы «Наречие»  ученикам предлагается определить значение редких слов-наречий .
В нашем справочном бюро задумали издать на последней странице небольшой словарик, но перепутали все слова. Вам нужно «восстановить справедливость». Соотнесите наречия с их значением. Добавляется один балл за скорость!

1 команда
Вдребезги (на мелкие, очень маленькие кусочки; употребляется со словом «разбить»)
Загодя (заранее, употребляется со словами «сделать, подготовить»)
Доселе (до этого времени, до сих пор)
Припеваючи (хорошо, ни в чем не нуждаясь; употребляется со словом «жить»)

2 команда
Второпях (очень быстро, поспешно; употребляется со словом «собираться», «делать»)
Отродясь (ни разу, никогда ранее; употребляется со словами «не видеть», «не слышать»)
Исподтишка (скрытно, незаметно; употребляется со словами «наблюдать», «ударить»)
Вдосталь –(достаточно, больше, чем надо)

15 слайд

Игры по морфемике и словообразованию.

Игра «Чьё гнездо больше?» Цель: развитие навыка словообразования. В командах выбирается капитан. Каждая команда получает конверт с корнем слова. Задача – за определённое время составить гнездо однокоренных слов, определяя способ словообразования. О результатах докладывает капитан. Обычно даю корни с чередованием 1) –раст-/-ращ-/-рос-; 2)-лаг-/-лож-; 3)-кас-/-кос-; 4)-тир-/-тер- и др. Побеждает команда, уложившаяся в срок и давшая максимальный список слов

16 слайд

Игра «Не угоди в ловушку!» Проверяет умение выделять окончания различных частей речи и основу, определять грамматическое значение;

- Предлагается распределить слова в три столбика. Слова с падежным окончанием, с нулевым окончанием и без окончания. Работа проводится в группах.

Осенний, шиповник, травы, день, сырой, вдруг, холодок, шипы, туманный, неожиданно, канавы, расцвёл, цветок, сегодня, шиповника.

Ответы:

С падежным

окончанием

С нулевым

окончанием

Без окончания

(неизменяемые слова)

Осенний

шиповник

вдруг

травы

день

неожиданно

сырой

холодок

сегодня

шипы

расцвёл

туманный

цветок

канавы

шиповника


17 слайд

В данном разделе лингвистики тоже есть игры- соревнования под девизом  Кто больше? или Кто быстрее. Работают ребята в парах.

  1. Образуйте от слов с непроизводной основой наибольшее количество родственных слов (учитывая и сложные слова):
    Земля, мир, труд, дом, лес.
  2. Из каждого ряда слов выпишите только однокоренные, родственные. Докажите правильность своего выбора, составив с этими словами словосочетания:
    Горе, горький, гористый, горчить, пригорюниться, городской, пригорок, горчица, горемыка, пригореть, горбиться.
  3. С приставками, указанными ниже за определенное время запишите возможно большее количество пар слов любой части речи:

Без- (бес-), вз- (вс-), воз- (вос-), из- (ис-), раз- (рас-).

При выполнении данного задания формируются следующие метапредметные УУД:

 Регулятивные: проверять правильность выполненного задания при работе в паре.

Коммуникативные: комментировать собственные действия при выполнении задания; сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи.

18 слайд

Рассмотрим  игровые задания, направленные на отработку орфографических и пунктуационных норм.

«Мягкая посадка»

При отработке какой-либо орфограммы или темы эта игра пробуждает интерес, активизирует весь класс учащихся. Дети не знают, к кому полетит мяч и какое слово (какой вопрос) прозвучит.

Как проходит игра? Например, изучается тема «Спряжение глагола». Учитель бросает ученику мяч, называет какой-либо глагол. Ученик ловит мяч, называет спряжение глагола и возвращает мяч учителю. Ответивший на вопрос правильно может сесть на место, тот, кто не справился с заданием, продолжает стоять и пытается исправить свое положение.

«Третий лишний»

Необходимо найти слово, не соответствующее определенному правилу, части речи, смыслу и т. д.

Например:

• лимонный, карманный, соломенный (лишнее - соломенный); 
• горяч, могуч, плач (лишнее - плач, так как существительное); 
• революция, циркуль, нация (лишнее - циркуль).

Диктант-«молчанка»

Этот вид диктанта позволяет разнообразить деятельность учащихся на этапе контроля знаний. Он не может быть использован при изучении каждой темы, но там, где возможен, будет полезен учителю. Суть диктанта состоит в следующем: учитель показывает учащимся карточку с изображенной на ней орфограммой, например: пол-...., пол... Подождав одну-две минуты, пока учащиеся вспомнят соответствующее правило, он поочерёдно показывает набор иллюстраций, а ребята должны записывать слова, обозначающие изображенные па них предметы. В набор к данной орфограмме входят фотографии, журнальные вырезки, рисунки разрезанных пополам овощей и фруктов: капусты, лимона, дыни, яблока, сливы и т. д. Ученики, соответственно, должны написать: полкапусты, пол-лимона, полдыни, пол-яблока, полсливы и т. д.

Лингвистический футбол

Ученик приглашается к доске - «встает на ворота», класс учащихся всегда имеет в своем «арсенале» сформулированные вопросы. Ребятам разрешается «забить» вратарю пять «мячей»-вопросов. Сколько «голов» отбил вратарь, такую оценку и получил.

19 слайд

При изучении «Синтаксиса» часто использую игру «Серпантин одной фразы». В игре отрабатывается умение пользоваться распространенными предложениями, умение строить сложные предложения. Учитель предлагает фразу. Задача каждого следующего игрока – продолжить ее в пределах одного предложения. Проигрывает тот, кто не может продолжить фразу.

Например:

1-й -  Я смотрел фильм.

2-й – Я смотрел интересный фильм.

3-й - – Я смотрю интересный фильм вечером.

 4-й - Я смотрю интересный фильм каждый день вечером.

5-й - Я смотрю интересный фильм каждый день вечером, потому что это мое любимое занятие.

Кто лучше?

За условленное время на одну из предложенных тем напишите рассказ, состоящий из возможно большего количества односоставных предложений.

1. Утро в лесу. 2. Весна в деревне. 3. Золотая осень. 4. Строительство.

Игра «Выбери меня, выбери меня»

-  Перед  вами  лежат  фонарики.  На  какой  сигнал  светофора  можно

переходить  дорогу?    (На  зелёный).  На  какой  сигнал  светофора

нельзя переходить дорогу?  ( На красный)   Сейчас мы поиграем: я

называю  слова,  если  это  словосочетание,  вы  поднимаете  –  зелёный

фонарик (Да), если не словосочетание – красн

Игра «Выбери меня, выбери меня»

-  Перед  детьми  лежат  фонарики.  На  какой  сигнал  светофора  можно

переходить  дорогу?    (На  зелёный).  На  какой  сигнал  светофора

нельзя переходить дорогу?  ( На красный)   Сейчас мы поиграем: я

называю  слова,  если  это  словосочетание,  вы  поднимаете  –  зелёный

фонарик (Да), если не словосочетание – красный (нет)

Солнечный  день,  леса  и  парки,  ребята  трудятся, подъехать  к  станции,  после  уроков,  любимое  занятие, были  заняты,  открывая  дверь,  выбирать  профессию,

правильно  и  аккуратно,  урок  окончен,  стакан  молока, более  важный,  доволен  результатами,  заняты  делом, альбом  или  тетрадь,  книга  интересна,  двадцать  пять,

слово в слово, упорно учиться

Заключение.
Дидактические игры при правильном их использовании, грамотном  включении в учебный процесс могут стать эффективным средством активизации деятельности учащихся на уроках русского языка и помогают сформировать коммуникативные компетенции.

Как писал Даниил Борисович Эльконин, «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир человека вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. Так что нет ничего страшного, если на каком-то этапе интеллектуальная игра сочетается с трудом, ведь благодаря именно ей, дети овладевают новыми знаниями, умениями и навыками»