Логопедический самомассаж

Буянова Ирина Николаевна

Самомассаж – это массаж, который ребёнок, имеющий речевые нарушения, может выполнять сам. Самомассаж органов артикуляции активизирует кровообращение в области губ, языка, развивает круговую мышцу рта, мимико-артикуляционные мышцы, способствует активизации тех групп мышц периферического речевого аппарата, у которых имелась недостаточная сократительная активность, а также способствует увеличению объёма и амплитуды артикуляционных движений.

       Самомассаж можно рекомендовать использовать с детьми: 

·       родителям для проведения в домашних, привычных для ребёнка условиях; 

·       воспитателям на занятиях при проведении логопедического часа, индивидуальной и подгрупповой работы с детьми, имеющими нарушения речи; 

·       музыкальным руководителям при проведении логоритмики как части занятия; 

·       психологам; 

·       преподавателям физической культуры; 

 

При проведении самомассажа важно помнить о некоторых правилах: 

1)  самомассаж проводится чистыми руками, ребёнок должен быть умыт; 

2)  массажёры или другие используемые приспособления должны быть чистыми, промытыми горячей водой с мылом, все приспособления должны быть индивидуальными; 

3) нельзя проводить самомассаж, если ребёнок имеет какие-то кожные заболевания или поражения кожных покровов; 

4)  нельзя проводить самомассаж, если ребёнок имеет инфекционные заболевания; 

5) необходимо помнить об эмоциональном состоянии ребёнка; 

6) самомассаж должен доставлять удовольствие, быть интересным;

7) для детей дошкольного возраста во время организации самомассажа необходимо использовать стихи, потешки, прибаутки, песенки; 

8) в качестве речевой основы самомассажа можно взять лексические темы или автоматизируемый звук.

9) каждое движение повторяется 3-4 раза, длительность одного сеанса самомассажа для детей дошкольно­го возраста составляет 5-10 минут.

Начиная работу по обучению разным приёмам самомассажа, педагог или родитель показывает сначала всё на себе или на мягкой игрушке. В индивидуальной работе можно показать на самом ребенке, используя руки ребёнка. В дальнейшем знакомые упражнения выполняются ребенком самостоятельно по предлагаемой инструкции взрослого. Дошкольники выполняют массажные приемы самостоятельно, вначале при наличии зрительного контроля (зеркало), а затем и без него.

При проведении самомассажа используются те же приёмы, как и при массаже:  

1) поглаживание в определённом направлении (с этого обычно начинается самомассаж и им же заканчивается);  

2)  растирание прямолинейное, круговое, спиралевидное одной или обеими руками или массажёры, или другим приспособлением, например, зубной щёткой; 

3)  вибрация (различные постукивания, поколачивания, похлопывание, «пальцевый душ»), которую можно выполнять как кончиками пальцев, так и ладошкой, ребром ладони или массажёром; 

4) разминание – захватывание, сдавливание мышц.  

 

Самомассаж можно выполнять с помощью различных предметов таких как: зубная щетка, ложка, лопаточки, ватные палочки, шпажки, трубочки, шариками

                                                                      Самомассаж мышц головы, шеи, лица

1. «Молодец я». Расположить ладони обеих рук на области головы, ближе ко лбу, соединив пальцы в центре, и затем провести ладонями по волосам, опускаясь вниз через уши и боковые поверхности шеи к плечам. Движения рук должны быть одно­временными, медленными, поглаживающими.

Молодец я, молодец!

Съел всю кашу наконец!

2. «Горка». Исходное положение рук то же. Движения обеих ладо­ней вниз к ушам, а затем по переднебоковой части шеи к яремной ямке.

Мы на горку забрались,

А потом скатились вниз.

3.  «Помощники». Движение пальцев от середины лба к вискам.

По дорожкам мы пройдем

И порядок наведем.

4.  «Художники». Круговые движения пальцев от середины лба к вискам.

Достанем мы карандаши

И все раскрасим от души.

5.  «Иголочки для елочки». Движения пальцев от середины лба к вискам. Движение направлено не­сколько по диагонали.

Нарисуем елочке
Колкие иголочки.

6.  «Дождь». Пальчиковый «душ» (легкое посту­кивание или похлопывание кончиками пальцев по лбу).

Барабанит дождь по крыше

То погромче, то потише.

7.  «Улитки». Провести по бровям от переносицы к вискам каждым пальцем поочередно: указатель­ным, средним, безымянным и мизинцем.

Целый день ползли улитки

По дорожке до калитки.

8.   «Очки». Указательным пальцем провести легко от виска по краю скуловой кости к переносице, за­тем по брови к вискам.

Чтобы глазки не болели,

Мы очки с тобой надели.

9. «Молочные усы». Движение указательными и средними пальцами в направлении от середины верхней губы к углам рта.

Молоко с тобой мы пили

И усищи отрастили.

10.  «Весельчак». Движение указательными и сред­ними пальцами в направлении от середины ниж­ней губы к углам рта, а затем вверх к скуловой кости.

Чтобы было веселей,

Улыбнись друзьям скорей.

11.   «Грустный клоун». Движение указательными и средними пальцами от середины верхней губы к углам рта, а затем к углам нижней челюсти.

Клоун нас не веселит —

У него печальный вид.

12.  «Клювик». Движение указательным и средним пальцами от углов рта к середине верхней губы, а затем от углов рта к середине нижней губы.

Птенчик мамочку ждет —

Тянет клювик вперед.

13.  «Погладим подбородок». Поглаживание тыль­ной поверхностью пальцев от середины подбород­ка к ушам.

Не успел утюг пройти —

Все разгладил на пути.

14.  «Нарисуем кружочки». Круговые поглажива­ния кончиками пальцев по щекам.

Кошка с мышкой друг за другом

Быстро бегают по кругу.

15.  «Погреем щечки». Растирающие движения ла­донями по щекам в разных направлениях.

На дворе стоит мороз,

Мерзнут щечки, мерзнет нос.

16.  «Электрички». Сжать кулаки и приставить их тыльной стороной к щекам. Производить круго­вые движения, смещая мышцы щек сначала по ча­совой стрелке, а затем против часовой стрелки.

В метро под землей электрички гудят,

По кругу бегут то вперед, то назад.

17.  «Пальчиковый душ». Надуть щеки и легко постукивать по ним кончиками пальцев.

Чтобы щечки укрепить,

Надо пальцами побить.

18.  «Умыли личико». Ладонями обеих рук произ­водить легкие поглаживающие движения от сере­дины лба вниз по щекам к подбородку.

Чтобы чистым быть,

Надо личико

                                 Самомассаж   языка

1.  «Кто сильнее». Плюс выполняем движения языком вверх-вниз, при этом надавливаем пальцами или палочкой на язык.

2.  «Месим тесто». Покусывание кончика языка (тя-тя-тя), прижимаем язык губами (пя-пя-пя). 

3.  «Мясорубка». Сквозь зубы протискиваем язык.

4.  «Расческа». Высовываем язык и пропускаем сквозь зубы.

5.  «Краник».  Прокручиваем язык из стороны в сторону.

6.  «Щипцы». Пощипываем края языка с обеих сторон.

7.  Самомассаж коктейльными палочками или зубной щёткой.

8.  Самомассаж пищевыми продуктами – переворачивать во рту карамель, фасоль, горох (рекомендуется при вялом языке).

9.   Облизываем ложку, начиная с большой (работает вся поверхность языка), затем уменьшая её размер до десертной (тонкие дифференцированные движения языка). Часто использую термальный подход. 

10. Самомассаж спринцовкой, используется особенно, когда ребёнок смягчает согласные.

Использование приемов самомассажа при коррекции звукопроизношения дает положительный эффект. Особенно если воспитанники используют данные приемы не только в детском саду, но и в домашних условиях.