Народный фольклор в логопедической работе с дошкольниками

Буянова Ирина Николаевна

В дошкольном возрасте малыш овладевает важнейшим человеческим достижением- речью. Огромная роль в формировании речевого развития детей отводится народному фольклору. Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование его в работе с детьми создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях.

Ценность обучающего воздействия фольклора давно подмечена народом.

С давних времен живут в народном быту колыбельные песни, сказки, загадки, потешки, которые не только забавляют, но, самое главное, учат малыша, вызывают у него положительные эмоции, укрепляют светлое восприятие жизни, помогают понять, что хорошо, а что плохо.

Народные песенки, пестушки, пословицы, поговорки и т.д. представляю собой прекрасный материал для использования в логопедической работе с детьми дошкольного возраста. Они помогают обогащать словарь, развивать фонематический слух, грамматический строй речи, связную речь, формировать правильное звукопроизношение.

Произведения народного творчества обогащают чувственный опыт малышей, формируют отношение к окружающему миру, играют неоценимую роль в их речевом развитии. Кроме того, произведения устного народного творчества, имеют огромное познавательное и воспитательное значение. Народный фольклор - это история народа, его духовное богатство.

Весёлые песенки, замысловатые загадки, пословицы, приговорки, потешки, прибаутки, считалки, скороговорки, дразнилки, смешные сказочки сочинил великий и бессмертный русский народ.

В логопедической работе с детьми дошкольного возраста широко используются все жанры устного народного творчества.

Хорошо подобранная и выразительно рассказанная потешка помогает логопеду установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции.

Используя в своей речи пословицы и поговорки педагог учит своих воспитанников ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивать свою речь, развивает умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет.

Разгадывание загадок развивает у ребенка способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, , развивает у детей "поэтический взгляд на действительность"

Скороговорки способствуют развитию правильной речи, закрепляют правильное произношение звуков, используются для тренировки и совершенствования голосового аппарата, развивают фонематический слух у ребёнка.

Для упражнения в скором и чистом произношении слагаются и широко используются чистоговорки.

Нелепецы, небылицы, - прекрасное средство для воспитания и развития чувства юмора, удовлетворяющее ненасытную потребность ребёнка в смехе, веселье, радости.

Гениальными произведениями народного творчества являются народные сказки. Они издавна составляют элемент народной педагогики. Выполняют для ребенка роль учителя и толкователя основных нравственных заповедей. В образной форме сказки показывают детям сущность явлений, формируют мышление, подготавливают научное миропонимание, учат беречь вещи, созданные человеческим трудом, любить и охранять окружающую природу. Яркая наглядность художественных образов, совершенство и простота композиции, богатство языка сказок способствуют глубокому и устойчивому восприятию ребенком идей народа, отразившихся в них, его представлений о добре и зле, о правде и несправедливости, о человеческой красоте.

Сказки развивают личность ребенка, они пробуждают его фантазию, учат мечтать.

Таким образом, влияние народного фольклора на развитие речи детей неоспоримо. С помощью различных форм устного народного творчества можно решать практически все задачи развития речи. Этот богатейший материал словесного творчества народа, несомненно, можно и нужно использовать всеми, кто причастен к развитию речи детей дошкольного возраста.