Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма

Умнова Елена Александровна

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА №52 «САМОЛЁТИК

Перспективное планирование

 по профилактике детского дорожно- транспортного травматизма.

ГРУППА КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ ОТ 3 ДО 4 ЛЕТ

20118-2019год.

        Воспитатели: 

       г. Нижневартовск                                                      Матвиенко Е.В.

Умнова Е.А

                                                           Пояснительная записка.

ГРУППА КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ ОТ 3 ДО 4 ЛЕТ

Задачи: Расширение ориентации в окружающем пространстве.

  • Знакомство с понятиями «улица», «дорога».
  • Знакомство со средствами передвижения.
  • Знакомство с работой водителей.
  • Знакомство со светофором.
  • Игры на ориентирование в окружающем пространстве.

Тема 1. Улица

Цель: познакомить с понятиями «улица», «дорога»; уточнить знания о местах, где едут машины, где ходят люди.

«Где мы гуляем? Где едут машины?» Воспитатель использует целевую прогулку, чтобы показать, где можно ходить людям, где можно ездить машинам. Дети отвечают на его вопросы. Воспитатель обращает внимание на то, что играть на дороге нельзя.

Игра па ориентировку в пространстве «Кот и мыши».

Тема 2. Транспорт

Цель: познакомить с различными видами транспорта (грузовик, легковой автомобиль, автобус, троллейбус;), уточнить знания о работе шофера (управляет автомобилем, перевозит людей и грузы).

«Какие машины едут?» Воспитатель, используя наглядность, знакомит детей, с транспортом, наиболее часто встречающимся в их населенном пункте.

«Рассматривание грузового автомобиля». Воспитатель показывает основные части автомобиля и предлагает детям назвать их (кабина, кузов, колеса, руль).

«Берегись автомобиля». Воспитатель обращает внимание детей на то, что машина не может остановиться сразу, а человек может.

«Кто управляет автомобилем?» Воспитатель показывает место водителя, объясняет, как нужно держать руль, сигналить.

Игра на внимание «Найди свой цвет».

Тема 3. Светофор

Цель: познакомить с понятием «светофор»; уточнить, что обозначают цвета светофора (красный, желтый, зеленый).

«Сигналы светофора». Воспитатель использует фланелеграф, на котором размещает кружки красного, желтого и зеленого цвета, и объясняет значение сигналов светофора.

Игра на быстроту реакции «Лови мяч».

Содержание и условия работы с детьми

Воспитатель продолжает расширять познания детей об окружающем мире, укреплять навыки ориентирования в нем.

Малыши приучаются употреблять пространственные понятия: тут, там, вверху, внизу, близко, далеко.

Во время целевой прогулки «знакомство с улицей» воспитатель рассказывает малышам о том, что они видят.

На улице выстроены дома. Они разные – большие, маленькие. И цвет их неодинаков: одни белые, другие желтые, третьи серые. Посередине улицы движутся машины навстречу друг другу, люди идут по дорожке. Эта дорожка называется тротуаром. Играть на улице очень опасно, можно попасть под машину.

В конце прогулки следует выяснить, как дети запомнили рассказ воспитателя. Он задает вопросы: где мы гуляем, где идут машины, где ходят люди, можно ли играть на улице?

Естественное любопытство детей к машинам легко удовлетворить во время целевой прогулки «Наблюдение за транспортом». Воспитатель рассказывает о проходящих по улице автомобилях. Затем он задает вопросы. По возвращении с прогулки дети рассматривают картинки с машинами и машины-игрушки, имеющиеся у них в группе. Вместе с воспитателем сравнивают их с увиденными на прогулке, вспоминают название машин и их частей.

На занятии по аппликации ребята учатся наклеивать на лист бумаги из готовых частей автомобиль или вагон.

Дети уже знают, что машины движутся по улице, а пешеходы - по тротуару.

Во время следующей прогулки «Знакомство с улицей» воспитатель подводит их к понятию о регулировании движения.

Для того, чтобы машины не мешали друг другу и людям, а люди машинам, вдоль улиц устанавливаются специальные знаки, а на перекрестках – светофоры. Они предназначены для регулирования движения.

На перекрестке дети вместе с воспитателем учит детей выкладывать из готовых деталей, а затем наклеивать светофор.

Предварительно дети вспоминают наблюдения за работой светофора, сделанные ими во время целевой прогулки. Воспитатель следит за правильным расположением цветных кружков, уточняет порядок их чередования, спрашивая о нем детей.

Для закрепления знаний об улице необходимо иметь специальную картину. Рассматривая ее, дети называют элементы улицы и их назначение. При этом воспитатель следит за точностью названий. В конце занятий детям предлагаются вопросы: что изображено на картине, кого вы видите, где ходят люди, какие машины нарисованы?

На занятиях по развитию элементарных математических представлений необходимо учить детей различать пространственные направления от себя – вперед, назад и т.д.

На физкультурных и музыкальных занятиях дети должны учиться находить свое место при совместных построениях. Это способствует воспитанию ориентировки.

Для закрепления знаний, полученных во время бесед и прогулок, используются сюжетно-ролевые игры. При игре «В улицу» применяется игровой транспорт, светофоры, фигурки людей.

В дидактических играх закрепляются и расширяются пространственные представления детей. Они учатся определять и называть изменения в окружающей обстановке, развивая тем самым свою наблюдательность, ориентироваться в направлении и местоположении предметов. С этой целью рекомендуется проводить игры: «Кто ушел?», «Что изменилось?» и подвижные типа «Трамвай», «Поезд».

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ДЕТСКОГО ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА

В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ ОТ 3 ДО 4 ЛЕТ

Цель: Дать первоначальные представления об улице, дороге, сигналах светофора, первоначальные знания о разных видах транспорта, о правилах перехода улицы

Тема

Задачи

Формы и методы проведения

Материалы и оборудование

Сентябрь

Путешествие в школу Незнайки

Познакомить детей с Городком безопасности. Дать представления об улице и дороге.

Знакомство с куклой Незнайкой, путешествие по Городку безопасности, обыгрывание ситуации с Незнайкой, подвижная игра «Воробушки и автомобиль»

Кукла Незнайка, Городок безопасности. Руль для игры

Октябрь.

В гости к Незнайке

Научить детей различать сигналы светофора

Подвижные игры: «Цветные автомобили», «В поезде с Незнайкой», знакомство со светофором, рассматривание, худ, слово.

Светофор, кукла «Незнайка», карточки (красная, зелёная, жёлтая для игры)

Ноябрь

Постройка машины

Знакомство детей с видами транспорта (машина, автобус), их основными частями (руль, кабина, колёса)

Моделирование машины на магнитной доске, постройка автобуса из модулей, сюжетно-ролевая игра «Автобус», пение песен «Автобус голубой» и др.

Магнитная доска с набором составных частей машины (руль, колёса, кабина, кузов), строительный материал, игрушки для обыгрывания, набор крупных модулей

Декабрь

Переходим улицу

Закрепить знания безопасного перехода улицы (по сигналам светофора, вместе со взрослыми), дать представления о «зебре»

Игра «Переходим улицу» с использованием светофора, подвижная игра «Найди свой свет»

Светофор, «зебра», цветные обручи и карточки для игр.

Январь

В гости к бабушке

Закреплять знания о разных видах транспорта (автобус, трамвай, грузовая и легковая машин)

Подвижная игра «Цветные автомобили», рассматривание иллюстраций из книги В. Берестова «По Городу», самостоятельные игры с разными видами транспорта)

Городок безопасности, светофор, книга В. Берестова «По городу», разнообразные виды машин.

Февраль

Едем на автобусе

Продолжать знакомить детей с разными видами транспорта

Рассматривание картины, обращение к личному опыту ребёнка, сюжетно-ролевая игра «Едем на автобусе»

Картина «Едем на автобусе» из серии «Мы играем», руль, модули.

Март

Правила малышам

Закрепить правила безопасного поведения на улице: держать взрослого за руку, ездить в транспорте только со взрослым.

Чтение отрывка из книги «Айболит» К. Чуковского (о зайчике), обыгрывание проблемных ситуаций, включение персонаж, вопросы к детям.

Книга К. Чуковского, заяц игрушка

Апрель

Для чего нам светофор

Закреплять знания детей о сигналах светофора и ориентировке в пространстве при переходе улицы

Подвижная игра «Стоп, красный свет», «Мы по улице идём», разрешение Незнайкиных путаниц.

Подбор иллюстраций

Май

Экскурсия в Городок безопасности

Закрепить представление детей о дороге, улице, разных видах транспорта. Закреплять знания безопасного перехода.

Сюжетно-ролевая игра со старшими дошкольниками

Атрибуты для сюжетно-ролевых игр: обручи-машины, светофор, игрушки: рули, куклы, мягкие игрушки, коляски и т.д.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА №52 «САМОЛЁТИК

МОНИТОРИНГ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

ПО ПРОГРАММЕ «ДЕТИ-ДОРОГА-БЕЗОПАСНОСТЬ»

ГРУППА КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ ОТ 3 ДО 4 ЛЕТ

                                                                                                                                                                                                                         Воспитатели:

        г. Нижневартовск

                Матвиенко Е.В.

Умнова Е,А,

         

МОНИТОРИНГ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

ПО ПРОГРАММЕ «ДЕТИ-ДОРОГА-БЕЗОПАСНОСТЬ»

Автор разработанной методики: Авторский коллектив дошкольного образовательного учреждения № 52 2Самолётик»;

Диагностику по определению уровня развития детей по теме: «Воспитание безопасного поведения детей в любой дорожной ситуации» рекомендуется проводить 2 раза в год, с проведением диагностических срезов в середине года.  

Контроль проводится, начиная с групп компенсирующей направленности от 3 до 4 лет.

Для каждой возрастной группы определяются показатели и задания, которые позволяют судить об уровне развития детей.

Результаты обследования заносятся в графы диагностических карт (Протокол обследования).

Цель: Выявить компетентность детей в области знаний по БДД

Метод: Диагностика проводится индивидуально с каждым ребёнком, с выполнением специально подобранных заданий

Оценка уровня развития детей:

Критериями оценки знаний выступают: объем, полнота знаний об источниках опасности, мерах предосторожности и действиях в опасных ситуациях.

Качественное описание уровней:

Оптимальный уровень – ребенок отвечает на основную часть вопросов правильно, полно, аргументировано. На небольшую часть вопросов ответы краткие, но правильные.

Достаточный уровень – ребенок отвечает на большую часть вопросов, но не всегда может объяснить свой ответ.

Недостаточный – ребенок отвечает лишь на часть вопросов, на большинство вопросов отвечает неверно или не отвечает вовсе.

Используемые обозначения:

Оптимальный уровень – красный кружок    

Достаточный уровень – синий кружок

Недостаточный уровень -  зелёный кружок

Педагогическая диагностика по определению уровня развития детей группы компенсирующей направленности от 3 до 4 лет

Критерии

Инструментарий

Методика проведения

1. Знает характеристику транспортных средств, их назначение (наземный, воздушный, водный)

Набор мелких игрушек «Транспорт», сюжетные и предметные картинки, крупные детали конструктора, модули.

Дидактическая игра «Что едет, что летает, что плавает».

«Постройка машины» - моделирование машины из основных частей на магнитной доске, из модулей

2. Знает цвета красный, жёлтый, зелёный

Игра «Светофорик» с выдвижными кружками разного цвета, флажки разного цвета.

Воспитатель предлагает ответить на вопрос «Какого цвета?»

Подвижная игра «Бегите к красному (жёлтому, зелёному) флажку»

3. Выполняет требования цвета светофора: красный – стоять, зелёный - идти.

Игрушка «Светофорик», флажки зелёные, красные, жёлтые

Подвижная игра «Стой – иди» по сигналу воспитателя дети выполняют соответствующие команды.

4. Рисует цветные картинки. Рассказывает, что нарисовал.

Цветные мелки, карандаши, краски, обои, листы, шаблоны светофора.

Дидактическая игра «Какой глаз у светофора не горит?»;

Рисование картинки по желанию детей

5. Различает элементы дорог: дорога – проезжая часть; обочина, тротуар – место для ходьбы пешеходов.

Атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Водитель и пешеходы»: руль, коляска, кукла, жезл, фуражка милиционер, Светофорик, зебра.

Организация и руководство сюжетно-ролевой игры «Водитель и пешеходы».

Наблюдение за транспортом.

Рассматривание иллюстраций.

6. Различает предметы справа, слева, впереди, сзади, вверху, внизу.

Игрушки: мишка, автомобиль, мостик.

Дидактическая игра «Спрячь мишку» (слева от автомобиля, справа, под мостиком, над мостиком)

7. Сравнивает различные предметы по размерам, ширине, длине, высоте.

Маленькие и большие машины, высокие и низкие дома, конструктор

Постройка улицы:

Задания:

-провести машину по широкой дорожке,

- провести машину по узкой дорожке,

- большую машину по длинной дорожке,

- маленькую по короткой.

8. Останавливается у проезжей части

Игрушка «Светофорик», «Зебра», цветные обручи, картинки

Игра «Красный, жёлтый, зелёный»

Игра «Переходим улицу»

Подвижная игра «Найди свой цвет»

9. Узнаёт предметы на дороге

Предметные картинки: человек – пешеход, светофор. Загадки.

Виды транспорта: велосипед, самолёт, поезд, автомобиль, автобус.

Задание: загадаю загадки, а вы найдите отгадки.

10. Отвечает на вопрос «Что это?»

Предметные, сюжетные картинки

Рассматривание картины, обращение к личному опыту ребёнка. Задавать вопрос «Что это?»

11.Играет в остановку на дороге, водителя за рулевым колесом автомобиля, за рулём мотоцикла, мопеда, велосипеда, в движение транспорта на проезжей части, выполняя обязанности его участников;

Атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Водитель и пешеходы»: руль, коляска, кукла, жезл, фуражка, милиционер, Светофорик, зебра.

Организация и руководство сюжетно ролевой игры «Водитель и пешеходы»

12. Строит дома, гаражи, дороги, школы, детские сады. Рассказывает, что построил.

Книги В.Берестова «По городу»

Мелкий, крупный, строительный материал, модули

Конструирование машин, домов, гаражей.

13. Умеет сравнивать предметы, окружающие его, их размеры, признаки, расположение в пространстве

Макет улицы – подиум, мяч

Игра «Скажи наоборот», «Где это спрятано?»

                                                                                                   Протокол обследования

ГКН от 3 до 4 лет «____»        Воспитатели: Матвиенко Е.В ,Умнова Е,А.     Дата проведения ____________

Ф.И. ребёнка

1.Знает характеристику транспортных средств, их назначение

2.Знает цвета красный, жёлтый, зелёный

3.Выполняет требования цвета светофора: красный – стоять, зелёный - идти.

4.Рисует цветные картинки. Рассказывает, что нарисовал.

5.Различает элементы дорог: дорога – проезжая часть; обочина, тротуар – место для ходьбы пешеходов.

6. Различает предметы справа, слева, впереди, сзади, вверху, внизу.

7. Умеет ориентироваться на местности вокруг детского сада

8. Останавливается у проезжей части.

9. Узнаёт предметы на дороге

10. Отвечает на вопрос «Что это?»

11.Играет в остановку на дороге, водителя за рулевым колесом автомобиля, и т.д.

12.Строит дома, гаражи, дороги, школы. Рассказывает, что построил.

13..Умение сравнивать предметы, окружающие его, их размеры, признаки, расположение в пространстве

Итог

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

                

.