Взаимодействие с родителями.

Умнова Елена Александровна

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Перспективный план работы

с детьми-мигрантами

на 2017-2018 учебный год

Актуальность: продиктована изменениями, происходящими в миграционных процессах на территории бывшего Союза, что привело к появлению в российских садах детей мигрантов. Дети, резко изменившие среду проживания, языковую среду, испытывают трудности в общении со сверстниками и воспитателями, трудности в обучении, сложности в социальной и психологической адаптации к новой культуре, новым привычкам, традициям и обычаям, новым ценностным ориентирам, новым отношениям в коллективе. 

Цель: Создание благоприятных условий для наиболее полной социокультурной адаптации детей мигрантов в поликультурной среде, формирования навыков культуры речи, творческого развития личности обучающихся.

Задачи:

  • Дать родителям полезную информацию о содержании работы с детьми в ДОУ;
  • Формирование положительного имиджа детского сада в сознании родителей;
  • Демонстрация видов воспитательно-образовательной работы коллектива ДОУ с детьми;
  •  Установление партнерских отношений с семьями воспитанников;
  • Воспитание уважения к культурной самобытности и национальным ценностям разных народов;
  • Совершенствование речевых навыков детей – мигрантов;
  • Повышение педагогической грамотности родителей в воспитании детей в другой этнокультуре;
  • Воспитание уважительного отношения к национальным ценностям;
  • Закрепление творческого взаимодействия детского сада и семьи.

Планирование содержит три блока:

I блок – «Семья. Мы все такие разные, но все похожи»

II блок – «Культурно-этнический. Культура моего народа»

III блок – «История родного края»

Ожидаемые результаты:

  • Усвоение детьми мигрантами основных культурных традиций и особенностей коммуникации страны проживания;
  • Создание условий для обеспечения необходимого минимума равенства воспитанников в многонациональной группе и обязательный учёт их различий;
  • Формирование адаптивных навыков к постоянно меняющемуся миру;
  • Создание предпосылок для успешной социализации представителей разных культурных традиций в среде доминирующей русскоязычной культуры;
  • Овладение практическими навыками рационального общения и самопознания;
  • Повышение речевой культуры детей мигрантов;
  • Повышение мотивации к творчеству;
  • Формирование позитивного уважительного отношения к многообразию культур и их представителям на основе усвоения знаний об иных культурах, осознания различий и сходств, общего и особенного между культурами, традициями, образом жизни. 

Название мероприятия

Цель проведения

Сроки

Участники

I блок – «Семья. Мы все такие разные, но все похожи»

Анкетирование родителей

«Давайте познакомимся»

Получение и анализ первичной информации о ребенке и его семье, изучение потребностей родителей в образовательных услугах.

Сентябрь

Родители

День открытых дверей для родителей детей-мигрантов

«Наш дом – детский сад»

Дать родителям полезную информацию о содержании работы с детьми в ДОУ

Формирование положительного имиджа детского сада в сознании родителей. Демонстрация видов воспитательно-образовательной работы коллектива ДОУ с детьми. Установление партнерских отношений с семьями воспитанников.

Родители,

дети,

 воспитатели всех возрастных групп

Круглый стол

«Расскажи мне о себе»

Воспитание уважения к культурной самобытности и национальным ценностям разных народов

Октябрь

Родители,

дети, воспитатели

Вечер досуга

 «А у нас во дворе…»

Знакомство с национальными играми детей разного этноса, проведение параллели с русскими народными играми

Родители,

дети, воспитатели

Фотогалерея: «Родные, близкие, любимые»  

Развивать коммуникативные навыки, вырабатывать доброжелательное отношение друг к другу,

Ноябрь

Родители, воспитатели

Заседание родительского клуба «Счастлив тот, кто счастлив дома».

Выставка картин «Образ семьи глазами художников»; тематическая выставка книг «Семья вместе, так и душа на месте»

Знакомство с особенностями семейного воспитания у народов различных этносов. Воспитание уважительного отношения к близким людям.

Родители, воспитатели, дети

Конкурс  творческих семейных работ «Зимняя сказка» (Работы с элементами национального творчества)

Привлечение родителей к работе детского сада. Взаимодействие родителей и детей.

Декабрь

Родители, воспитатели, дети

Консультация «Что подарит Дед Мороз?» (Как дарить новогодние подарки)

Знакомство родителей с интересными вариантами оформления и вручения новогодних подарков. Обогащение отношений детей и родителей  опытом эмоционального общения.

Родители, воспитатели

Круглый стол: «Новый год шагает по планете» (заседание родительского клуба)

Знакомство с традициями встречи нового года представителями различных народностей.

Родители, воспитатели, дети

Заседание  детско-  родительского клуба «Культура родного края»

Сбор материала для народного уголка.

Январь

Родители, воспитатели, дети

Занятие-игра «А как речь то говорит, словно реченька журчит»

Посвящено Международному дню родного языка.

Февраль

Родители, воспитатели, дети

Выставка детских книг «Моя любимая книга»

Посвящено Международному дню детской книги.

Родители, воспитатели, дети

Выставка рисунков «Культура моего народа»

Воспитывать уважительное отношение к национальным ценностям

Родители, воспитатели

Консультация «Первый раз в театре»

Повышение педагогической грамотности родителей в воспитании у детей культуры поведения.

Март

Родители, воспитатели

Выставка детских работ или фотогалерея «Мама, мамочка, мамуля»

Учить выражать свои чувства, эмоции посредством изодеятельности

Родители, дети

Фольклорный праздник «Как на масляной неделе из печи блины летели»

Привлечение родителей к активному участию в фольклорном празднике.

Развитие эмоционально   насыщенного взаимодействия родителей, детей , работников ДОУ.

Формирование положительного имиджа детского сада  через демонстрацию досуговой деятельности

Родители, воспитатели, дети

Коллаж «7 чудес моего края»

Воспитывать уважительное отношение к национальным ценностям

Апрель

Родители, воспитатели, дети

Интерактивная игра «Мы живем в Санкт-Петербурге»

Обогащение педагогических знаний родителей о том , как знакомить детей с достопримечательностями Санкт-Петербурга

Знакомство детей с памятными , историческими местами

Родители, воспитатели, дети

Конкурс работ (сотворчество детей и родителей к всемирному дню Земли) «Дружат дети всей Земли»

Привлечение родителей к детскому творчеству.

Развитие позитивного взаимодействия взрослого и ребенка.

Обогащение родительского опыта выполнением совместных работ

Май

Родители, дети

Концертная программа с использованием национального фольклора «Дружат дети всей земли»

Привлечение родителей к участию проведения детского праздника.

Закрепление творческого взаимодействия детского сада и семьи

Родители, воспитатели, дети


ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Анкета для родителей

“Давайте познакомимся”

(адаптация детей – мигрантов)

1. Ребенок

а) фамилия, имя

б) сколько полных лет

2. Мать

а) фамилия, имя, отчество

б) год рождения

в) образование, специальность, место работы

3. Отец

а) фамилия, имя, отчество

б) год рождения

в) образование, специальность, место работы

4. Структура  семьи, разряд семьи. Есть ли другие дети, их возраст.

5. Как давно проживаете на территории России?

6. Кто из членов семьи владеет русским языком и на каком уровне

- совсем не владеет

- понимает речь, но не говорит

- бытовой уровень

- свободно владеет устной и письменной

7. Этап речевого развития ребёнка (уровень владения родным языком и уровень владения русским языком)

8. На каком языке общаетесь дома?

9. Посещал ли ранее ребенок детский сад,  сколько времени?

10. Есть ли у ребенка у ребенка трудности в общении со сверстниками?

11. Каково общение со взрослыми? (боится, легко вступает в контакт и т.д.)

12. Каковы традиции в вашей семье?

13. Чем любит заниматься ребенок дома?

14. Нуждаетесь ли Вы в консультативной помощи сотрудников ГБДОУ (педагоги, логопед, психолог, дефектолог)?

15. Какую помощь могли бы оказать в вопросе ознакомления с традициями и обычаями своего народа.

Благодарим Вас за участие!


ПРИЛОЖЕНИ №2


ПРОГРАММА ГРУППОВОГО ТРЕНИНГА ДЛЯ ДЕТЕЙ МИГРАНТОВ

И ДЕТЕЙ ВЫНУЖДЕННЫХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


ПРОГРАММА 1. «ЗДРАВСТВУЙ, ЭТО Я»


Цель занятия: знакомство детей друг с другом, снятие коммуникативных барьеров, сплочение детского коллектива.

Ход занятия:

Упражнение «Градусник настроения»

Цель: Определить эмоциональное состояние ребенка, его желание участвовать в работе, следовательно, в общении.

Каждому раздается вырезанный из бумаги градусник, на котором просится отметить уровень своего настроения на данный момент. Чем лучше настроение, тем выше поднимается столбик.

^ Упражнение «Мое имя»

Цель: знакомство участников группы.

Все участники располагаются по кругу, и им предлагается представиться: назвать свое имя, рассказать, нравится ли оно, и сказать, каким именем ему хотелось бы, чтобы его называли в группе.

Многие дети часто недовольны своим именем. Они предпочитают, чтобы их называли в группе их полным или другим именем.

^ Упражнение «Связующая нить»

Цель: Знакомство детей друг с другом, формирование чувства близости с другими людьми.

Дети сидят, по кругу передавая клубок ниток так, чтобы все, кто уже держал клубок, взялся за нить. Начинает взрослый, показывая тем самым пример. Он говорит свое имя и передает клубок следующему, прося его назвать свое имя и имя предыдущего. Последний называет все имена, свое и затем передает клубок предпоследнему. Начинается «сматывание» клубка в обратном порядке, чтобы все оказались в одинаковых условиях и первый смог повторить все имена.

^ Упражнение «Расскажи о настроении цветом»

Цель: формирование у ребенка представления о себе как уникальной, неповторимой личности. Познакомить детей с возможностью выражать свои мысли и чувства при помощи цвета.

Попросите детей при помощи круга, изображенного на листе, передать свое сегодняшнее настроение разноцветными красками (карандашами или мелками). Попросите дать название своей работе. Обсудите получившийся рисунок.

Обратите внимание детей на то, что заполнять круг можно так, как захочется автору. Если автор захочет выйти за рамки круга, он может это сделать, если ему не захочется заполнять весь круг – это тоже его право.

По окончании работы над рисунком педагогу стоит отметить для себя цветовую гамму произведения, наполненность круга, а также насколько соответствуют слова ребенка о его настроении реальному изображению.

^ Упражнение «Волшебный мешок»

Цель: Умение осознавать свое эмоциональное состояние и освобождаться от негативных эмоций.

Детям предлагается сложить в волшебный мешок свои отрицательные эмоции: злость, обиду, грусть и т.п. Взрослый тоже складывает в этот мешок свои негативные эмоции, после чего мешок выбрасывается (можно использовать мусорный пакет).

Можно использовать еще один, специально заготовленный яркий, красивый «волшебный» мешок, из которого дети могут взять себе те положительные эмоции, которые они хотят.


^ ПРОГРАММА 2. «НАШ ДОМ – ДЕТСКИЙ САД»


Цель занятия: знакомство детей с детским садом, освоение детьми его пространства, снятие коммуникативных барьеров, сплочение детского коллектива, развитие чувства сопричастности и взаимопомощи друг другу.

^ Ход занятия:

Упражнение «Градусник настроения».

Упражнение «Шагни в круг»

Цель: знакомство членов группы.

Участники стоят в кругу. Один человек называет свое имя и делает шаг в круг. Группа хором повторяет его имя и делает тоже шаг в круг. Затем вся группа, снова произнося это имя, делает шаг назад уже в полном составе.

^ Упражнение «Я могу в детском саду… Я люблю в детском саду»

Цель: закрепить представления детей о том, чем можно заниматься в детском саду, выявить наиболее любимые занятия детей.

Педагог закрепляет два ватманских листа, один с надписью «Я могу в детском саду…», второй «Я люблю в детском саду…».

Дети по очереди продолжают фразу «Я могу в детском саду…», например, гулять, кушать, спать, играть, гулять и т.д., и схематично рисуют это занятие на ватмане.

Затем дети так же продолжают фразу «Я люблю в детском саду…» и заполняют второй лист ватмана.


^ Беседа «Наш детский сад»

Педагог обобщает высказывания детей о том, чем они могут и любят заниматься в детском саду, а затем составляется перечень мест детского сада, где эти можно заниматься.

Например, мы можем гулять – в детском саду есть детская игровая площадка, мы любим заниматься спортом – в детском саду есть спортивный зал, нам нравится петь и танцевать – для этого есть музыкальный зал, если у нас заболит голова, то мы можем принять таблетку в медицинском кабинете, мы любим кушать – в детском саду есть столовая, а еду нам готовит повар на пищеблоке, мы любим играть с малышами – в детском саду есть ясельная группа для самых маленьких и т.д.

На отдельном листе педагог составляет перечень мест детского сада, которые имеются в нем и с которыми предстоит познакомиться. Список распределяется между детьми. Каждого ребенка просят на отдельном листе нарисовать схематичное изображение того или иного места (спортзала, игровой площадки, столовой и т.д.)

Дети презентуют свои схематичные рисунки и объясняют, почему они изобразили именно это.

^ Игра-квест «Поисковая экспедиция»

Цель: освоение детьми пространства детского сада, воспитание взаимопомощи и чувства сопричастности друг к другу.

Педагог заранее готовит на большом листе четкий схематичный поэтажный план детского сада. На плане не стоит детализировать и изображать маленькие вспомогательные и производственные помещения.

Педагог говорит детям о том, что сейчас они отправляются в поисковую экспедицию. Им необходимо найти все места детского сада, которые есть в их списке.

Цель детей совместно со взрослым совершить экскурсию по детскому саду, найти помещения из составленного списка и помочь каждому отметить на карте свою схему. Каждый ребенок рисует символ на карте в том месте, которое для него нашли его товарищи.

^ Упражнение «Волшебный мешок»

Цель: Умение осознать свое эмоциональное состояние и освобождаться от негативных эмоций.

В один мешок дети складывают те затруднения, негативные эмоции, сложности, которые возникли у них во время встречи.

Из второго мешка дети достают то положительное, что они почерпнули из встречи, что наиболее понравилось и что может им пригодиться.


^ ПРОГРАММА 3. «ПРАЗДНИК НЕПОСЛУШАНИЯ»


Цель занятия: знакомство детей с режимом дня детского сада, нормами и правилами, формирование умений договариваться друг с другом, вырабатывать общие правила.


^ Ход занятия:

Упражнение «Градусник настроения»

Игра «Сборщики»

Цель: Развитие навыков совместной деятельности, умение договариваться и соотносить свои действия с действиями других детей. Преодоление конфликтных ситуаций, которые возникают внутри одной группы и между ними.

Участники игры разбиваются на группы по 2–4 человека и берутся за руки. По сигналу двумя свободными руками начинают собирать мелкие игрушки, которые разбросаны по полу. После того как все предметы собраны, каждая тройка подсчитывает число имеющихся у них предметов.

^ Упражнение «Идеальный день в детском саду»

Педагог обсуждает с детьми, что в течение дня они делают в детском саду (гуляют, играют в различные игры, занимаются, поют, танцуют, спят, лепят, рисуют и т. Д.).

Детям предлагается подумать, как бы они хотели проводить время в детском саду и чем заниматься. Представьте, что вы можете делать все, что хотите и когда хотите. Например, целый день гулять, не спать днем или, наоборот, спать целый день.

А теперь изобразите «Мой идеальный день в детском саду», используя три листа «Утро», «День», «Вечер». Педагог помогает детям выразить свои идеи на листах, придерживаясь их хронологии. Педагог также может мягко провоцировать ребенка на более абсурдные вещи, для того чтобы максимально отойти от принятого и ставшего стереотипным для детей режима дня.

Затем дети по очереди рассказывают о том, чем и когда они хотели бы заниматься в детском саду. В ходе презентации педагог обращает внимание детей на то, какие разные у них желания, что каждый любит что-то свое.

^ Игра «Праздник непослушания»

Педагог предлагает детям некоторое время делать именно то, что они изобразили в своих работах «Мой идеальный день в детском саду».

Например, педагог дает команду «Утро» и дети в течение 5 минут проигрывают свои ситуации. Кто-то садится завтракать, кто-то ложится спать, кто-то поет песни, кто-то делает вид, что гуляет на детской площадке.

Затем следуют команды «День» и «Вечер».

После окончания игры педагог проводит беседу с детьми, насколько им было удобно и комфортно, когда каждый делал только то, что хотел. Могла ли Машенька хорошо спать, пока Петя пел, а Миша играл в мяч (который угодил в тарелку к Кате). Дети приходят к выводу о том, что это было не очень удобно и многие мешали друг другу.

Следует обсудить, как можно поступить, чтобы всем было удобно, для чего нужно договариваться и думать друг о друге. Подвести детей к мысли, что традиции и правила вырабатываются совместно и существуют для того, чтобы всем было комфортно и легко существовать вместе.

^ Упражнение «Мы разные, но нам вместе хорошо»

Цель: осознание детьми целесообразности существующего режима дня, выработка общих правил и традиций.

Вместе с детьми педагог собирает копилку дел на «Утро», «День» и «Вечер». Детям предлагается подумать и вместе определить, какие дела нам лучше оставить на утро, например, завтрак, занятия, прогулку и т. Д., что можно сделать днем (обед, сон, послушать сказку и т. Д.), а какие дела оставить на вечер.

Это можно провести в ходе подвижной игры. В группе раскладываются цветные обручи. Педагог предлагает детям быстро собраться и взяться за обруч, если они согласны с определенным высказыванием. Например, к синему обручу бегут дети, которые утром будет завтракать. Затем у красного обруча собираются дети, которые будут заниматься лепкой, и т. Д. Как правило, дети начинают собираться по очереди у каждого обруча все вместе.

В конце игры педагог вместе с детьми составляет общий режим дня для детского сада (который, как правило, существенно не отличается от уже существующего).

Далее можно составить определенный свод норм и правил, который позволил бы каждому себя чувствовать комфортно в детском саду. Например, не болтать во время тихого часа, чтобы не мешать другим отдыхать; аккуратно сидеть за столом и не толкать соседа и т. Д. Лист со сводом правил может все время висеть в группе и постепенно дополняться.

Упражнение «Волшебный мешок»


^ ПРОГРАММА 4. «СКАЗКА ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЕК»


Цель занятия: знакомство детей со сказками разных народов, осознание общего и различного, формирование представления об общих нравственных представлениях, выявление индивидуальных проблем детей, воспитание навыков конструктивного взаимодействия.

Ход занятия:

Упражнение «Градусник настроения»

Упражнение «Комплименты»

Цель: научиться замечать позитивное в другом.

Вспомогательные материалы: мяч.

Ведущий предлагает участникам придумывать комплименты друг другу. Он бросает мяч одному из участников и говорит ему комплимент. Например, «Даша, у тебя очень хороший вкус в одежде (или Вера, ты, очень обаятельный человек и т. Д.)». Получивший мяч участник бросает его тому, кому хочет сказать свой комплимент. Упражнение считается завершенным, когда каждый участник получит комплимент.

^ Упражнение «Моя любимая сказка»

Цель: знакомство со сказками людей разных национальностей, определение круга проблем, которые волнуют ребенка, осознание того, что все сказки разные, но учат они похожим вещам (дружбе, взаимопомощи, смелости и т. Д.)

Любимая сказка есть практически у каждого ребенка. И эта сказка может дать много информации о том, что беспокоит ребенка, о том, что необходимо делать, чтобы помочь ему.

Детям предлагается коротко рассказать свою любимую сказку, какие положительные и отрицательные герои в ней присутствуют.

Вместе с детьми определяется, какие национальные особенности отражены в той или иной сказке (герои, быт, культура).

Педагог обсуждает с детьми, какие сказки похожи между собой, есть ли одинаковые сказки у разных народов, чему учат эти сказки. В ходе беседы дети приходят к выводу о том, что смысл многих сказок похож, и учат они добру, дружбе, взаимопомощи.

^ Игра «Изобрази сказку»

Цель: Развитие умения передавать свои мысли и чувства с помощью мимики и различных движений. Закрепить навыки невербального общения. Развитие умения прийти к единому мнению в результате обсуждения, а потом координирования своих действий друг с другом без слов.

Группа делится на две команды. Одна команда задумывает какую-либо сказку, с которой они сегодня познакомились, и пытается изобразить ее без слов. Другая группа пытается догадаться, какая это сказка и кто кого изображает.

^ Упражнение «В гости в сказку»

Цель: выработка навыков конструктивного взаимодействия, умение сочетать и гибко действовать в различных ситуациях.

Детям предлагается выбрать несколько сюжетов из наиболее понравившихся сказок, которые они сегодня услышали. Педагог предлагает представить ситуацию, что в какую-то сказку попадает герой из другой сказки. Как могли бы развиваться действия в этой сказке, как поведут себя герои сказки, смогут ли они договориться. Что им помешает, а что поможет.

^ Упражнение «Книга сказок»

Детям предлагается на отдельных листах нарисовать несколько сюжетов из любимой сказки. Все рисунки сшиваются в общую книгу «Наши любимые сказки». Эта книга может храниться на видном месте в группе, и каждый ребенок сможет еще раз ее перелистать, вспомнить любимые сказки своих товарищей.

Упражнение «Волшебный мешок»


^ ПРОГРАММА 5. «ЗДРАВСТВУЙТЕ, ЭТО Я»


Цель занятия: знакомство детей с личными качествами друг друга, осознание собственных положительных и отрицательных качеств, формирование положительной самооценки, принятия себя.

^ Ход занятия:

Упражнение «Градусник настроения»

Упражнение «Приятные слова»

Цель: Помочь ребенку увидеть свои положительные стороны, почувствовать, что он принимаем и ценим другими детьми.

Каждый из участников по очереди обращается к каждому со словами: «Мне нравится в тебе…» и говорит комплимент, стараясь, чтобы они не повторялись. После упражнения желательно обсудить, что чувствовали участники, что нового они узнали о себе, понравилось ли им говорить комплименты.

^ Упражнение «На какого сказочного героя я похож?»

Цель: осознать те качества личности, которые нравятся каждому из ребят больше всего. Расширить представление участников о самих себе как о людях с большим количеством положительных качеств.

Предложить детям вспомнить свои любимые сказки и истории. Обсудить какой герой нравится каждому в его любимом произведении больше всего и почему.

Попросите детей нарисовать своего любимого героя и описать в нескольких словах (4–7 слов), какой он.

Предложите подумать, похож ли автор на любимого героя, изображенного на рисунке. Какие положительные черты сказочного персонажа есть и у самого автора? Если вам кажется, что ребенку трудно найти в себе качества изображенного персонажа, то можно помочь ему формулировкой: «Ты хотел бы быть таким… (добрым, сильным, храбрым)».

Представьте желающим показать свои работы другим ребятам. Обратитесь к детям с просьбой помочь отыскать еще какие-то качества героя сказки, которые нравятся ребятам. Может быть, какие-нибудь из перечисленных качеств есть у автора рассматриваемого рисунка.

Обязательно обратите внимание детей на то, что вы обсуждаете лишь те качества, которые им нравятся. Старайтесь не говорить о недостатках. Для этого лучше сначала перечислить качества персонажа, а уже затем находить эти достоинства в ребенке.

^ Игра «Самый особенный»

Цель: помочь детям осознать собственную уникальность и уникальность других людей.

Педагог просит детей подумать о чем-то, что отличает их от всех остальных. Ребенок говорит, например, «У меня пять братьев и сестер». Если никто в группе не может сказать «У меня тоже», ребенок получает жетон, если же кто-то из группы может сказать «У меня тоже», то ход переходит к этому ребенку.

В конце игры подсчитываются жетончики у каждого участника.

Обсуждение: Хорошо ли быть особенным? Каждый ли человек уникален? Почему? Что делает нас уникальными? Что мешает нам оставаться уникальными?

^ Игра «Никто не знает»

Детям предлагается несколько минут подумать над тем, что хорошего в них есть или что они умеют делать лучше других. Дети становятся в круг, и им бросается мяч. Тот, у кого окажется мяч, должен продолжить фразу: «Никто не знает, что я (или у меня)….».

Обсуждение: О каких достоинствах друг друга дети не знали? Какие высказывания особенно запомнились (понравились)? Хорошо ли, когда люди умеют рассказывать про свои достоинства?

Следует обратить внимание на то, что при проведении упражнения у некоторых детей могут возникнуть трудности. Необходимо предложить остальным детям помочь в определении уникальности такого ребенка вместе.

Упражнение «Волшебный мешок»


^ ПРОГРАММА 6. «МЫ ПОНЯТНЫ ДРУГ ДРУГУ БЕЗ СЛОВ»


Цель занятия: знакомство детей с конструктивными способами общения, формирование у детей умения выражать свои чувства и эмоции различными способами, знакомство с основами коммуникативной культуры.

^ Ход занятия:

Упражнение «Градусник настроения»

Упражнение «Построиться по росту»

Цель: повышение уровня сплоченности, взаимопонимания и согласованности действий в группе.

Детям предлагается закрыть глаза и построиться по росту (возможны также другие варианты – встать в круг, построиться по датам или месяцам рождения, цвету волос, тонам одежды и т. П.). Группа может сделать несколько попыток.

^ Беседа «Как можно общаться без слов»

Обсудить с детьми, с помощью каких средств они могут общаться друг с другом. Первое, что обычно называется, – это речь. Спросить, как можно без слов объясниться с человеком, как с помощью жеста, мимики передать свое эмоциональное состояние

^ Игра «Через стекло»

Цель: Развитие умения передавать свои мысли и чувства с помощью мимики и различных движений.

Детям предлагается сказать что- либо друг другу жестами, представив, что они отделены друг от друга стеклом, через которое не проникают звуки.

Занятие может проводиться парами, или один ведущий загадывает, а группа пытается угадать.

^ Игра «Испорченный телефон»

Цель: Способствует пониманию важности правильной, грамотной речи для общения с собеседником.

Дети садятся в одну линию. Первый ребенок задумывает слова. Задача – передать слово по цепочке как можно быстрее, говоря шепотом на ухо друг другу. В конце игры первый и последний участники произносят первый вариант слова и то, что услышал последний. Дети сравнивают, насколько изменился смысл слова. Можно проследить те изменения, которые происходили при передаче слова, для этого каждый ребенок сообщает, что послышалось ему.

^ Беседа «Зачем нужна речь»

Побеседовать с детьми, насколько важна речь для общения с другими людьми, как важно говорить правильно. Можно побеседовать о тех людях, которые говорят слишком много (болтуны) и слишком мало (молчуны), для чего нам нужно говорить, умеем ли мы слушать другого, как легко мы можем ранить словом.

^ Упражнение «Ролевая гимнастика»

Цель: Снятие напряжения, эмоциональное оживление, расширение поведенческого репертуара.

а) Рассказать известное стихотворение: шепотом, с пулеметной скоростью, как робот, как иностранец.

б) Походить так, как ходят младенец, глубокий старик, лев.

в) Улыбнуться так, как улыбаются кот на солнышке, само солнышко.

г) Посидеть так, как сидит пчела на цветке, наездник на лошади, Карабас-Барабас.

д) Попрыгать как кузнечик, козлик, кенгуру.

е) Нахмуриться как осенняя туча, рассерженная мама, разъяренный лев.

^ Игра «Телепередача»

Цель: Развить уверенность в себе, освоить некоторые способы общения в присутствии большого количества людей, тренировка умения вести разговор и строить диалог.

Дети разбиваются парами. Каждой паре предлагается показать известную телепередачу или придумать свою. Ведущим телепередачи может быть один ребенок из пары или взрослый, если это необходимо. Пока одна из пар демонстрирует телепередачу, остальные дети являются телезрителями или участниками студии. Для игры можно использовать любые подсобные материалы.

Упражнение «Волшебный мешок»


^ ПРОГРАММА 7. «ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ!»


Цель занятия: знакомство детей с конструктивными способами решения проблем, формирование навыков общения, развитие эмпатии, чувства сопереживания и взаимопомощи.

^ Ход занятия:

Упражнение «Градусник настроения»

Упражнение «Поводырь»

Цель: Развитие чувства ответственности за другого человека, доверительного отношения друг к другу.

Упражнение проводится в парах. Сначала ведущий ведет ведомого с повязкой на глазах, испытывая чувство руководства и ответственности за его благополучие. Затем дети меняются.

После упражнения с детьми обсуждается: как они себя чувствовали в роли ведущего и ведомого; осознавали ли свою ответственность за товарища, насколько они были внимательны и заботливы к ведомому; доверял ли ведомый своему товарищу, что помогало и что мешало полностью довериться поводырю.

^ Упражнение «Подари другому радость»

Цель: познакомить детей с возможностью демонстрировать поддерживать других, открыто демонстрировать свое отношение, научить детей показывать свою симпатию и доброжелательное отношение.

С детьми обсуждается, кому бы они хотели поднять настроение, кого хотели бы порадовать или просто поддержать. Вспомните вместе с детьми, какие подарки получать приятнее всего, какие момента в жизни вспоминаются как самые приятные.

Попробуйте придумать вместе с детьми, что может порадовать, поднять настроение разным людям.

Детям предлагается, используя разные материалы (пластилин, цветная бумага, краски, карандаши, клей и т. Д.) изготовить друг другу подарки.

После того как подарки готовы, дети начинают обмениваться ими, причем каждый ребенок комментирует свой подарок. Почему именно такой подарок он решил подарить своему товарищу, что он хотел сказать этим подарком.

Главное условие этого упражнения – каждый ребенок должен получить подарок.

^ Упражнение «Испуганный ежик»

Цель: развитие эмпатии.

Все дети разбиваются на пары. Один участник изображает испуганного ежика, свернувшегося в клубок. Задача другого – пытаться соответствующими жестами, словами установить контакт с «ежиком», успокоить его и заслужить доверие, чтобы он развернулся. Можно использовать вербальные и невербальные средства. Затем участники меняются ролями.

Вопросы для обсуждения: Что вы чувствовали, когда были ежиками и когда были детьми? Как пытались установить контакт, вызвать доверие ежика? Что было трудным? Что помогло? В каких ситуациях ты ведешь себя подобно ежику? Что тебе помогает установить контакт в реальных ситуациях?

^ Упражнение «Весы удовлетворенности»

Цель: осознание сложности собственной личности.

Детям предлагается закрыть глаза и представить, что их руки – это чаши весов, на одной из которых находится их полная удовлетворенность занятием, а на другой – абсолютная неудовлетворенность. Нужно подобрать такое положение «весов», которое отражало бы соотношение удовлетворенной и неудовлетворенной части личности участников. Когда все участники подберут это положение, ведущий предлагает им открыть глаза, внимательно посмотреть на чаши весов участников и сделать вывод об эффективности данного занятия.

^ Упражнение «Волшебный мешок»


ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Советы родителям
10 шагов к билингвизму (двуязычные)

1. Будьте постоянны. Выбрав стратегию «один родитель – один язык», «место и время», «домашний язык», последовательно воплощайте ее в жизнь.

2. Будьте настойчивы. Чаще напоминайте ребенку о том, как это полезно и хорошо знать два языка.

3. Сделайте обучение приятным, покупайте книги на втором языке, интересные фильмы. Хвалите ребенка за достижения, новые выученные слова.

4. Используйте различные источники: песни, книги, видеоигры.

5. Ищите живого общения с другими носителями языка – детьми и взрослыми. Приглашайте иностранцев в гости, путешествуйте, ходите на двуязычные группы, заведите друзей по скайпу и общайтесь с ними на другом языке.

6. Не замечайте ошибок ребенка, фокусируйтесь на беглости и расширении словарного запаса.

7. Рассмотрите вариант двуязычного обучения: летние языковые лагеря, игровые группы, воскресные школы.

8. Не ограничивайтесь языком, поместите язык в более широкий – культурный контекст.

9. В обучении второму языку имеет значение, как вы говорите и что говорите. Говорить с малышом нужно много, давая ему возможность отвечать (так же, как и при обучении родному языку


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Памятка  для  родителей

Питание детей больных сахарным диабетом

  • Диетолечение предусматривает ограничение жиров и углеводов за счет сахара и сладостей, создает условия, способствующие:
  • Режим питания 5-6 раз в сутки, примерно каждые 3 часа, небольшими порциями, для предупреждения большой нагрузки на грудную клетку поджелудочной железы. Температура пищи обычная.
  • Необходимо употреблять продукты, содержащие повышенное количество витаминов группы В,С. Полезен шиповник, отруби.
  • Из питания исключаются продукты содержащие много сахара: сахар, варенье, кондитерские изделия. Сахар заменяется фруктозой, ксилитом, сорбитом, медом в небольших количествах.
  • Хлеб, преимущественно черный употребляется несколько раз в день.
  • Необходимо употреблять в пищу большое количество овощей в сыром, вареном и печеном виде.
  • Фрукты и ягоды - преимущественно кислых и кисло-сладких сортов до 200 граммов в день в сыром виде и в виде компотов.
  • Молоко, молочные продукты: - молоко, кефир, творог используется как в натуральном виде так и в виде сырников, пудингов, запеканок. Сыр, сметана, сливки - в ограниченном виде. Масло сливочное практически полностью заменяется на растительное.
  • Супы преимущественно вегетарианские или на слабом мясном или рыбном бульоне 1-2 раза в неделю.
  • Мясные и рыбные продукты жирных сортов лучше в отварном виде.
  • Крупы, бобовые, макаронные изделия в ограниченном
  • виде 1 раз в день.
  •  Яйца не более 2 штук, в виде вареных, омлетов, и добавления в другие блюда.
  • Чай, чай с молоком, кофе, како с молоком некрепкий.
  • Главную массу углеводов рекомендуется давать за первым завтраком и обедом.
  • Вся пища готовится в основном в отварном и запеченном виде.

ПИРАМИДА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ПРИ САХАРНОМ ДИАБЕТЕ

C:\Users\NATALI\Desktop\ПИРАМИДА - копия.jpg



Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ  ДЛЯ  РОДИТЕЛЕЙ  ДЕТЕЙ C ОВЗ

Роль семьи в воспитании детей с ОВЗ

Для полноценного и гармонического развития личности, ребенку необходимо расти в теплом семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. Особенно это важно для ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Такой ребенок нуждается в усиленной поддержке и помощи близких ему людей. Создание и подержание в семье здорового психологического климата служит гарантией правильного развития ребенка и позволяет полнее раскрыть его потенциальные возможности.

Результат воспитания зависит от отношения родителей к самому факту рождения «особого» ребенка, выбора стиля и тактики его воспитания, понимания особенностей заболевания на всех этапах развития ребенка и сохранения уважительных отношений между всеми членами семьи. Даже само понимание того, в каком состоянии родители находятся, производит терапевтический эффект. Все негативные переживания имеют право на существование, человек не робот, и он не может реагировать по-другому. Эмоции, которые испытывают родители, очень неприятные и тяжелые, но все, же они имеют право на существование потому, что они попали в ситуацию психологической травмы, а при этом возникают именно такие переживания.

Принять ситуацию, это не значит бездействовать, напротив, это означает действовать, исходя из тех условий, в которые они попали, искать оптимальное взвешенное решение. Родители должны осознать истинное состояние ребёнка, принять и осуществить, рекомендованные врачом, психологом, педагогом-дефектологом, логопедом меры по дальнейшему воспитанию и обучению их ребёнка. Семьям, воспитывающим ребёнка с ОВЗ, необходимо понять себя, свои переживания, не загонять эти переживания в «угол». Обратиться за помощью к специалисту – не малодушие, а знак того, что человек хочет изменить свое состояние, хочет успешно действовать в сложившейся ситуации. Как помочь родителям в сложившейся ситуации?

Для того что бы помочь себе справиться с этим тяжелым эмоциональным состоянием, следуйте некоторым советам.• Примите ситуацию как данность, не думайте о том, как и почему это случилось, размышляйте о том, как с этим дальше жить. Помните, что все ваши страхи и «черные мысли» ребенок чувствует на интуитивном уровне. Ради успешного будущего Вашего ребенка постарайтесь найти в себе силы с оптимизмом смотреть в будущее.• Никогда не жалейте ребёнка из-за того, что он не такой, как все.• Дарите ребёнку свою любовь и внимание, но помните, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются.• Стремитесь к тому, чтобы у всех членов семьи была возможность саморазвития и полноценной жизни. Помните, ребенку с первых месяцев жизни важно ощущать стабильность и спокойствие своего окружения.

• Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя «жертвой», отказываясь от своей личной жизни.• Не ограждайте ребёнка от обязанностей и проблем. Если состояние ребенка позволяет, придумайте ему простенькие домашние обязанности, постарайтесь научить ребенка заботиться о других. Решайте все дела вместе с ним.• Предоставьте ребёнку самостоятельность в действиях и принятии решений. Стимулируйте его приспособительную активность; помогайте в поиске своих скрытых возможностей. Развивайте умения и навыки по самообслуживанию.• Учитесь отказывать ребёнку в чём-либо, если считаете его требования чрезмерными. Однако проанализируйте количество запретов, с которыми сталкивается ваш ребенок. Продумайте, все ли они обоснованы, нет ли возможности сократить ограничения, лишний раз проконсультируйтесь с врачом или психологом.• Чаще разговаривайте с ребёнком. Помните, что ни телевизор, ни компьютер не заменят вас.• Создавайте условия для общения ребёнка со сверстниками.• Стремитесь к встречам и общению с друзьями, приглашайте их в гости. Пусть в вашей жизни найдется место и высоким чувствам, и маленьким радостям.• Чаще прибегайте к советам педагогов и психологов. Каждое определенное заболевание ребенка-инвалида требует специфического ухода, а также специальных знаний и умений.• Больше читайте, и не только специальную литературу, но и художественную.• Общайтесь с семьями, где есть дети-инвалиды. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой. Это важно не только для вас, но и для ребенка, которому вы можете оказать услугу на всю жизнь, найдя для него друзей или (что очень часто бывает) спутника жизни. Помогая друг другу, вы, прежде всего, помогаете себе!• Находите в себе силы и сохраняйте душевное равновесие. Не изводите себя упрёками.• Старайтесь чувствовать себя спокойно и уверенно с ребенком-инвалидом на людях. Доброжелательно реагируйте на проявления интереса со стороны посторонних, не отталкивайте их от себя жалобами, раздражением, проявлением озлобления.• Ведите дневник наблюдений за ребенком, отмечая малейшие перемены в его состоянии. Дневник с одной стороны, помогает, успокаивая Вас, с другой –способствует правильной организации всей лечебно-коррекционной работы.

• Помните, что будущее вашего ребенка во многом зависит от того, насколько он социализирован, адаптирован в обществе. Делайте все возможное, чтобы он привык находиться среди людей и при этом не концентрироваться на себе, умел и любил общаться, мог попросить о помощи.

• Помните, что ребёнок повзрослеет и ему придётся жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите о ней. В результате следования этим простым советам произойдёт трансформация негативных родительских ожиданий и представлений о ребенке в позитивные. Постепенно устранятся чувства вины, депрессивного фона настроения, страхи и комплексы.

Информация подготовлена по материалам

 Н.М. Борозинец, Е. В. Евмененко "В семье воспитывается ребёнок с ограниченными возможностями здоровья". Методическое пособие для родителей.-Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2010. иО. В. Солодянкиной "Воспитание ребёнка с ОВЗ", М.:АРКТИ, 200



Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям,

имеющим детей-инвалидов:

Примите ситуацию как данность, не думайте о том, как и почему это случилось, размышляйте о том, как с этим дальше жить. Помните, что все ваши страхи и «черные мысли» ребенок чувствует на интуитивном уровне. Ради успешного будущего Вашего ребенка постарайтесь найти в себе силы с оптимизмом смотреть в будущее.

Никогда не жалейте ребёнка из-за того, что он не такой, как все.

Дарите ребёнку свою любовь и внимание, но помните, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются.

Стремитесь к тому, чтобы у всех членов семьи была возможность саморазвития и полноценной жизни. Помните, ребенку с первых месяцев жизни важно ощущать стабильность и спокойствие своего окружения.

Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя «жертвой», отказываясь от своей личной жизни.

Не ограждайте ребёнка от обязанностей и проблем. Если состояние ребенка позволяет, придумайте ему простенькие домашние обязанности, постарайтесь научить ребенка заботиться о других.

Решайте все дела вместе с ним.

Предоставьте ребёнку самостоятельность в действиях и принятии решений. Стимулируйте его приспособительную активность; помогайте в поиске своих скрытых возможностей. Развивайте умения и навыки по самообслуживанию.

Следите за своей внешностью и поведением. Ребёнок должен гордиться вами.

Учитесь отказывать ребёнку в чём-либо, если считаете его требования чрезмерными. Однако проанализируйте количество запретов, с которыми сталкивается ваш ребенок. Продумайте, все ли они обоснованы, нет ли возможности сократить ограничения, лишний раз проконсультируйтесь с врачом или психологом.

Чаще разговаривайте с ребёнком. Помните, что ни телевизор, ни компьютер не заменят вас.

Создавайте условия для общения ребёнка со сверстниками. Стремитесь к встречам и общению с друзьями, приглашайте их в гости. Пусть в вашей жизни найдется место и высоким чувствам, и маленьким радостям.

Чаще прибегайте к советам педагогов и психологов. Каждое определенное заболевание ребенка-инвалида требует специфического ухода, а также специальных знаний и умений.

Больше читайте, и не только специальную литературу, но и художественную.

Общайтесь с семьями, где есть дети-инвалиды. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой. Это важно не только для вас, но и для ребенка, которому вы можете оказать услугу на всю жизнь, найдя для него друзей или (что очень часто бывает) спутника жизни. Помогая друг другу, вы, прежде всего, помогаете себе!

Находите в себе силы и сохраняйте душевное равновесие. Не изводите себя упрёками. В противном случае велика вероятность того, что ребенок вырастет психологическом монстром, а это неизбежно усилит его социальную дезадаптацию и усугубит страдания. В том, что у вас больной ребёнок, вы не виноваты.

Воспитывайте в себе новые качества, прежде всего наблюдательность, терпение, самообладание.

Ведите дневник наблюдений за ребенком, отмечая малейшие перемены в его состоянии. Дневник с одной стороны, помогает, успокаивая Вас, с другой – способствует правильной организации всей лечебно-коррекционной работы.

Помните, что будущее вашего ребенка во многом зависит от того, насколько он социализирован, адаптирован в обществе. Делайте все возможное, чтобы он привык находиться среди людей и при этом не концентрироваться на себе, умел и любил общаться, мог попросить о помощи.

Старайтесь чувствовать себя спокойно и уверенно с ребенком-инвалидом на людях.

Доброжелательно реагируйте на проявления интереса со стороны посторонних, не отталкивайте их от себя жалобами, раздражением, проявлением озлобления. Если ребенок переймет от вас подобный стиль общения с окружающими, его шансы найти себе друзей резко возрастут.

Постарайтесь научить ребенка быть самим собой – и дома, и на людях. Чем раньше ребенок начнет общаться с другими детьми, тем больше шансов, что он сможет вести себя как все.

Помните, что ребёнок повзрослеет и ему придётся жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите о ней.



Предварительный просмотр:

C:\Documents and Settings\Админ\Рабочий стол\ребенок защизается.jpg

В России телесные наказания запрещены. Но детям от этого не легче. Конечно, никто не будет привлекать родителей к уголовной ответственности за каждый шлепок, но если случаи избиения или жестокого отношения повторяются изо дня в день, то здесь речь уже идет о факте насилия над ребенком.

Согласно предположительным подсчетам, ежегодно в России более двух миллионов детей до 14 лет становятся жертвами домашнего насилия.

Насилие происходит, когда взрослые причиняют боль или наносят вред детям и подросткам. Это может происходить или путем физического насилия или каким-либо другим способом.

C:\Documents and Settings\Админ\Рабочий стол\ремень.jpg

Существует четыре вида насилия:

- физическое

- эмоциональное

- сексуальное

- пренебрежение нуждами

C:\Documents and Settings\Админ\Рабочий стол\наказание ребенка.jpg

Все формы насилия являются недопустимыми и оказывают вредное воздействие на жизнь и здоровье детей.

C:\Documents and Settings\Админ\Рабочий стол\кулак над ребенком.jpg

Почему взрослые бывают  жестоки?

  • из-за стресса;
  • потери авторитета;
  • денежных затруднений;
  • потери контроля и власти;
  • пережитого насилия в детстве.

Вот несколько советов, как можно избежать насилия:

  1. Если тебе придется идти позд
    ним вечером по ули це одному,
    выбирай оживленный, хорошо ос
    вещенный путь.
  2. Общаясь с людьми, доверяй
    своему инстинкту. Если у тебя воз
    никают хоть малейшие сомнения

в отношении какого-то человека, не ходи с ними, особенно если ты один.

  1. Если кто-то на тебя напал, можешь смело кричать, брыкаться, кусаться, делай что угодно, что поможет тебе спастись.
  2. Никогда не садись в машину с незнакомыми или малознакомыми людьми, даже если ты устал, и они предлагают тебя подвезти.
  3. Если кто-то пытается вовлечь тебя в сексуальные действия или принудить делать то, что кажется тебе неправильным, ты имеешь право сказать им НЕТ, даже если ты знаешь этого человека и любишь его.
  4. Если тебя пытаются втянуть в непристойный разговор по телефону, положи трубку и сообщи обязательно родителям.
  5. Если тебя пытаются спровоцировать на необдуманное действие, говоря и дразня тебя тем, что ты еще маленький, ты должен сообщить родителям, куда и с кем ты идешь.
  6. Ты должен знать, куда можно обратиться в случае опасности.

C:\Documents and Settings\Админ\Рабочий стол\звонить надо.jpg

Куда можно позвонить  в трудную минуту:

  • Телефон доверия   для   детей и

подростков   (круглосуточно и бесплатно)     8-800-2000-122

  • 8-800-101-12-12, 8-800-101-12-00
  • Телефон единой службы «ДЕТСКИЙ ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ» Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

получение анонимной консультации специалиста по личным вопросам, касающихся взаимоотношений с родителями, сверстниками, противоположным полом

8-800-200-01-22

Защити себя от насилия

C:\Documents and Settings\Админ\Рабочий стол\защити меня.jpg



Предварительный просмотр:

Защитим детей от насилия.

Насилие над детьми - это проявление эмоционального, физического или сексуального доминирования по отношению к несовершеннолетним лицам. 
Сексуальное насилие подразумевает незаконное вовлечение несовершеннолетнего лица в прямые, либо непрямые сексуальные действия с целью получения выгоды, либо удовлетворения. Сексуальным насилием является демонстрация ребенку эротических и порнографических фото и видеозаписей. Обнажение перед ребенком своих гениталий, вовлечение несовершеннолетнего лица в изготовление порнографии, а также принуждение ребенка к показу интимных органов и подглядывание за ребенком в момент совершения им гигиенических процедур.
Физическое насилие над детьми.
Признаками физического насилия могут быть:
синяки, порезы и раны на теле и лице ребенка;
страх ребенка перед физическим контактом с взрослыми. Например, ребенок панически боится даже малейших прикосновений к себе, попытка взять его за руку может закончиться истерикой;
пассивное поведение ребенка в школе. Он начинает внезапно отставать в знаниях, не принимает участия в школьных мероприятиях, отказывается контактировать с окружающими
Психологическое насилие. 
Как не странно, но именно эмоциональное насилие над ребенком является самым страшным и жестоким. 
Формы эмоционального насилия:
Отталкивание ребенка. Зачастую происходит, когда ребенок в семье нежелателен. Малышу всячески показывают, что он никому не нужен, к нему не проявляют любви, должного внимания, нежности, заботы. Его стараются не слышать, не замечают.
Игнорирование ребенка

 Пониженный интерес к чаду, а временами и полное его отсутствие, равнодушие и безынициативность вгоняют ребенка в тоску, одиночество и депрессивное состояние.
Изолирование ребенка. Принуждение ребенка отправляться в свою комнату каждый раз после непослушания, провинности и прочих неугодных родителям действий вызывает социальную деградацию малыша. Если после малейшего нарушения правил установленных родителями ребенку приходится сидеть взаперти, а на прогулки с друзьями накладывается запрет, постепенно он теряет способность к общению.
Эксплуатация ребенка. Дети, подвергшиеся насилию методом эксплуатации, лишаются детства, положенного им развлечения и радости. Они рано становятся взрослыми. Эксплуатация ребенка подразумевает собой использование детских сил для выполнения взрослых обязанностей, например ведения домашнего хозяйства, воспитание младших братьев и сестер, тяжелый физический труд.
Запугивание ребенка. Постоянные угрозы со стороны взрослых делают ребенка пугливым и недоверчивым. Как правило, малыш носит все свои эмоции и переживания глубоко в себе и боится рассказать кому- либо о том, что ему угрожают. Угрозы могут быть самого разного характера – угроза убить, покалечить, отправить в детский дом. 
                                                           
Это важно помнить родителям!
•• Уважайте своего ребенка, не делайте сами и не позволяйте другим заставлять ребёнка делать что-то против своей воли.
•• Если вы знаете, что ребёнок соседей подвергается насилию, избиению со стороны родителей, немедленно сообщите об этом в милицию.
•• Если ваш ребёнок говорит о нездоровом интересе к нему вашего мужа, прислушайтесь к его словам, поговорите с мужем, не оставляйте ребёнка один на один с ним, и если отношения зашли слишком далеко, расстаньтесь с этим человеком, нет ничего дороже счастья собственного ребенка.
•• Отец должен поговорить обо всех интересующих сына вопросах относительно половой жизни, объяснить, как предохраняться.
•• Мать должна объяснить девочке, как ей вести себя с противоположным полом, о средствах контрацепции.
•• Если вы заметили странность в поведении ребенка, поговорите с ним, что его беспокоит. В разговоре с мальчиком лучше участвовать отцу, без присутствия матери.
Наблюдайте за своим ребенком!
Консультируйтесь со специалистами, если в чем-то сомневаетесь!
Телефон единой службы «ДЕТСКИЙ ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ» Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации получение анонимной консультации специалиста по личным вопросам, касающихся взаимоотношений с родителями, сверстниками, противоположным полом

8-800-200-01-22

 Телефоны доверия: 8-800-2000-122, 8 (3467) 397-777

Любовь, доверие, внимание, понимание, нежность, родительская забота – это и есть защита детей от насилия.