Музыкальная страничка для 2 а класса

Грахова Елена Вячеславовна

    Здравствуйте, мои дорогие ребята! На уроках мы говорили с вами о музыке, слушали и исполняли разные музыкальные произведения. Давайте подумаем и постараемся ответить на волнующие людей вопросы:"Как живёт музыка? Как думать музыкой? "Почему же множество людей во всём мире на протяжении столетий восхищаются музыкой композиторов, преклоняются перед их величием, называют их титанами и ставят им памятники?". Попробуйте найти на них ответы и поделиться с близкими людьми. Очень хочется, чтобы вы высказали им своё мнение и послушали их размышления о данном виде искусства. Послушайте музыкальное произведение и прислушайтесь к своему сердцу...: https://youtu.be/CoEy_zn_8as  ("Ноктюрн" Ф. Шопен).  Что у вас на душе? Правда ведь, одним словом выразить сложно? Сложное и отличается от простого тем, что оно сложено из многого. А если попытаться свои чувства передать не словами? Говорят, музыка начинается там, где кончаются слова. Подумай об этом. 

     Урок № 1.  Откуда музыка берёт своё начало? Конечно из жизни! Значит Источником музыки является сама Жизнь! Чья? Народа. Все мелодии, интонации композиторы черпают из народного фольклора. Фольклор - это "народная мудрость". Песни, танцы, прибаутки, заклички - всё это народный фольклор (устное народное творчество). С ними мы можем встретиться на народных праздниках. А сейчас посмотрите фрагмент народного обряда https://www.youtube.com/watch?v=F16h5pqL8bQ . Что это за обряд? Свадебный. Почему одни девушки? Это "девичник". Девушка прощается с подружками, с родителями, со старой жизнью, так как после свадьбы начнётся новая, жизнь в доме жениха. Это народная музыка. Многие композиторы в больших произведениях (операх, балетах) тоже показывают народные обряды, используя народные мелодии, мотивы. Такую мызыку мы назовём композиторская в народном стиле (духе). Сейчас вы познакомитесь с музыкой русского композитора М.И. Глинки https://schoolglinka1.edusite.ru/p40aa1.html В опере "Иван Сусанин" (первое название "Жизнь за царя") Антонида (дочь Ивана Сусанина) готовится к  свадьбе. Посмотрите сцену Антониды с девушками: https://www.youtube.com/watch?v=-8mC-sa3E7I. Похожа ли эта сцена с народной обрядовой? Похожа. М.И. Глинка использовал в сцене мелодии, взятые из песен, сочиненных народом и реальные сцены из народного обряда. Сегодня вы познакомились с новым видом музыки-композиторская в народном стиле (духе). 

Дз:  Письменно ответьте на вопросы:

  1.   Что такое фольклор?
  2.   Кто главные герои в народном "девичнике"?
  3.   Какой композитор использовал сцену "девичника" в своей опере? Дайте название опере.
  4.   Какую музыку он использовал в сцене у Антониды?      Можно сделать рисунок.

    Урок № 2  https://youtu.be/lw808Ek0_wM   Здравствуйте! Давайте вспомним с вами, о чём шла речь на прошлом уроке? ...... Мы побывали в большом музыкальном спектакле - опере. Какой? "Иван Сусанин" ("Жизнь за царя") М.И. Глинки. Какую сцену вы смотрели? Из ваших работ я узнала, что невеста на девичнике должна спеть песню - плач, где она горюет, что уходит из дома, рассказывает о любви к родителям, прощается с подружками. Это сцена из народного обряда. А как эта сцена звучит в опере? Прошлый раз вы смотрели сцену с девушками, которые пришли к Антониде. Услышали их пение, ощутили их настроение. А вот что происходит с Антонидой, вы узнаете из следующего фрагмента. Слушаем.   https://youtu.be/KjfNimSiTIk   Рада Антонида девичнику? А печалится она не о том, что уйдёт в другой дом, а о том, что она больше не увидит отца. А что же произошло?  https://youtu.be/rjQyO6II62M    Антонида  в  своей песне думает об отце, проклинает врагов, называя их "злыми воронами". И такую песню композитор назвал "Романс Антониды".  Романс - лирическая песня под гитару, фортепиано. А что происходит с Иваном Сусаниным? Представьте картину: зимний лес, ночь, польское войско уснуло. Только один Иван Сусанин не спит. Почему? Послушайте "Арию Ивана Сусанина"    https://youtu.be/lAv7c5pd0sc     Как звучит его мелодия, какие у неё темп, динамика? Он тоже горюет.  Ария - песня главного героя в опере, где он рассказывает о себе, своих чувствах.  Слушая арию, мы понимаем, что наш герой размышляет о жизни, семье, ожидая рассвет.  А заканчивается опера  вот таким  Финалом,    https://youtu.be/UAiDbvknUPA.  Как звучит Финал? Кто исполняет? Это гимн! 

Дз  Запишите в тетрадь:. 1)  Напишите название оперы и её композитора.

                                           2)  Что такое романс? Кто исполнял романс в опере?

                                           3)   Что такое ария? Какой герой исполнял арию в опере?

                                           4)   Как звучит Финал? 

А теперь споём!   https://youtu.be/KHryBEtiDU0       

https://x-minus.me/track/49023/%D0%B0%D1%85-%D0%B2%D1%8B-%D1%81%D0%B5%D0%BD%D0%B8-%D0%BC%D0%BE%D0%B8-%D1%81%D0%B5%D0%BD%D0%B8

 

   Урок № 3.  Развитие в музыке.   https://youtu.be/lw808Ek0_wM  Здравствуйте, ребята! Сегодня вы познакомитесь с Волшебным цветком. Почему он волшебный? Он музыкальный. Мы попадём в страну, где живут  мелодия, темп, ритм. А называется она средства выразительности! Необычное название для страны, правда? Но это же музыка и в ней всё возможно. Этими средствами пользуются все композиторы. А слушатели по ним узнают музыкальные произведения и запоминают их. О средствах выразительности  вам расскажут в видеофильме. Возьмите тетрадь и  запишите названия и значение всех средств выразительности, о которых будет идти речь.  А в конце работы нарисуйте свой цветок и не забудьте написать на лепестках названия всех этих средств.  И так, будьте внимательными  https://youtu.be/jz7dIupGaTU   Теста нет!    Этими средствами выразительности пользуются все композиторы. А слушатели по ним узнают музыкальные произведения и запоминают их. 

Вывод: благодаря средствам выразительности композиторы пишут разную музыку, а мы, слушатели, понимаем как она развивается!  В фильме звучала музыка И.С. Баха? Похожа она на музыку В.А. Моцарта? А вам понравилась она?  Напишите свои впечатления в тетрадь.

 

                                               Спасибо всем за работу! Следующий материал только просматриваете. С праздниками! Хороших каникул! До встречи в сентябре!

 

Урок № 4   Вспомним, друзья, военные песни.   

 9 мая 2020 года наша страна и весь мир будут отмечать 75-летие Великой Победы

      С первого дня войны и до праздничного победного салюта рядом с солдатами всегда были Песни. Они помогали преодолевать трудности, поднимали боевой дух воинов, сплачивали их. Как верный друг, песня не покидала фронтовика, она шла с солдатом в бой!

Прослушивая песни о Великой Отечественной войне, мы словно переживаем чувства солдат, защищавших Родину в боях, чувства их матерей и детей, ожидавших их возвращения, и то неописуемое состояние счастья, которое испытали все жители Советского Союза 9 мая 1945 года. 

Предлагаем посмотреть концерт, организованный учащимися 2,4 классов нашего лицея.

https://youtu.be/FcPObFSt35c

Почему мы вновь и вновь вспоминаем о минувшей войне? Потому что беспокоимся о будущем. Мы должны помнить о прошлом – это наш долг перед мужеством защитников прошедшей войны, ощутить ответственность перед памятью этих людей. Склоним головы перед величием их подвига. Они никогда не забудутся нами. 

Споём вместе песню А. Островского и Л. Ошанина "Солнечный круг"!        https://youtu.be/R9U6aKZ5t5g   https://youtu.be/7JITW2_Y9n8    (можно сделать запись вашего исполнения и прислать на почту, по желанию!)

С праздником! С Днём Победы!

 

              Урок № 5  Два лада. Музыкальное путешествие.

              Здравствуйте, ребята! Сегодня вы отправитесь в путешествие в музыкальную страну под названием «Лад».  Напомню, лад – это окраска музыки! Очень удобный транспорт           для передвижения – паровозик. Наш паровозик имеет название «Букашка». И так, отправляемся! Можно подпевать и танцевать!   https://youtu.be/lC6tcHqb-VQ   

            А вот и остановка! Её название «Два лада»!    https://youtu.be/exyhauQoADM  

                  Теперь, я думаю, вам понятно, почему «Два лада».  Две окраски– светлая и тёмная. Мажор – светлый лад, придающий радость и минор – тёмный, придающий грусть.

        А сейчас вы побываете в деревеньке, где живут Мажор и Минор.  https://youtu.be/JApPCSsNypw  

              Вот и заканчивается наше путешествие. Думаю, что вы его запомните и расскажете о ваших впечатлениях на уроках музыки! Наш паровозик «Букашка» отправляется в         лето! Желаю хороших каникул и до встречи!  https://youtu.be/WCi0uv39kUU