3 а,е класс 1-3 четверть

Грахова Елена Вячеславовна

Основой отбора содержания данного учебного курса является идея самоценности музыкального искусства как человеческого творения, помогающего ребенку познавать мир и самого себя в этом мире. Содержание музыкального образования в начальной школе — это запечатленный в музыке духовный опыт человечества , в котором отражены вопросы смысла жизни, существования человека на земле с эстетических и нравственных позиций. Основная идея содержания третьего года обучения отражение истории и души народа в музыке России. Вторая содержательная линия раскрывает соотношение народной и композиторской музыки как двух этапов становления национальной музыкальной культуры. Утверждается мысль, что «музыку создает народ, а мы, композиторы, ее только аранжируем» (М.И. Глинка). 

 I четверть:   Романсы:  Мелодия «Симфония № 4», II часть  П.И. Чайковский;   ''Жаворонок''  М.И. Глинка;   «Звонче жаворонка пенье»  Н.А. Римский - Корсаков. Кант 18 века «Виват» ; кант по случаю перемирия России и Швеции 1721 года   «Радуйся, Росско земле»;  Марш  Преображенского полка «Славны были наши деды»;  солдатская песня  «Солдатушки, браво, ребятушки»;  кантата "Александр Невский". С.С. Прокофьев  Хор «Вставайте люди русские».   

II четверть:       Мелодизм в "Концерте №3 для фортепиано с оркестром" С.В.Рахманинова. Мелодия, написанная самим композитором носит народный песенный характер. Связь композитора с народным фольклором ( народная мудрость). Древо русской музыки - музыка русского народа и русских композиторов. "Как Иван-то ходит, бродит" (Рязанской области). Жанры народной песни: хороводные ("На горе-то калина"); обрядовые ("Коляда-маляда"); свадебная ("Виноград в саду цветёт"); трудовая ("Эй, ухнем"), песня бурлаков; протяжная ("Как на матушке, на Неве"). Дописать самостоятельно: солдатская (военная) ("Солдатушки..."); колыбельная, лирическая, частушки. Записать в тетрадь слова песни "Надежда" А.Н. Пахмутовой, Н.Н. Добронравова. Выучить 1 куплет. Былинное народное творчество. Протяжная песня "Как на матушке, на Неве" близка к духовным знАменным распевам ("Тропарь к Рождеству" глас 8; "Достойно есть"). Былина-это повествования о богатырях, сказка-пения, рассказы-пения. Былина "О Микуле Селяниновиче и князе Вольге" (послушать). Какие особенности былины создают ощущения непрерывности, тягучести звучания? Плавные переходы от слова к слову, напев основан на короткой, повторяющей попевке, но фразы звучат слитно, как бы вытекают одна из другой. Это объединяет былину с протяжной песней и знаменным распевом. Выучить песню "Надежда" А.Н.Пахмутовой . Сделать 3 карточки жёлтого цвета (темп-быстрый, темп-умеренный, темп-медленный). Прослушали отрывок из концерта для фортепиано "Фантазия на тему И. Рябинина", в основе которого лежит былинный жанр. Композитор А.С. Аренский написал концерт под впечатлением услышанных былин сказителя Ивана Рябинина. Былина - повествования о богоырях, сказки-песни, рассказы-песни. Лирическая песня - песня о душевных переживанях человека.  Готовимся к тесту (жанры нар. песни и средства выразительности)и викторина!!!

Викторина:

«Виноград в саду цветёт»

Обрядовая

«На горе – то калина»

Хороводная

«Тропарь, глас 8»

Молитва

«Не одна во поле дороженька»

Лирическая

«Эй, ухнем»

Трудовая

«Фантазия на тему И. Рябинина»

Концерт для фортепианос оркестром

«Коляда - Маледа»

Обрядовая

«Как на матушке на Неве»

Протяжная

III четверть. "Частушка".  Частушка - фольклорный лирический жанр, истоки которого таятся в древнерусском стихе и, возможно, у скоморохов, короткая русская народная песня (четверостишие), юмористического содержания, исполняемая в быстром темпе. Это песенки - попевки на "злобу дня". Разновидности частушки: бытовые, лирические, военные, детские, страдания. Придумать семейные и школьные частушки. В фольклорной музыке есть жанры под которые народ плясал, показывая свои эмоции через движения. Это были  наигрыши (звучание одной мелодии в разных вариантах). Слушаем "Камаринскую" https://youtu.be/xljavy9NvEc. А исполнил её оркестр народных инструментов. И такую музыку мы называем народной. Но композиторы часто используют в своих произведениях мелодии, мотивы, интонации из народных песен, наигрышей. И такую музыку мы называем композиторская в народном стиле. Послушайте "Камаринскую" П.И. Чайковского: https://youtu.be/0aiQzFbYQ4g. Какие эмоции испытали? Похожи ли произведения? Решать вам! Послушайте и определите какая музыка, кто написал и какие инструменты звучат: https://youtu.be/dXHPqgd3lXI

    И так, музыка делится на 3 типа: композиторская, народная и композиторская в народном стиле. В 19 веке музыка русских композиторов вышла на высокий уровень в мировой культуре. Продвигали русскую музыку композиторы, участники кружка "Могучая кучка" (5 композиторов во главе с М. Балакиревым и в. Стасовым) Прочитать в интернете о данном содружестве. "Мусорянин пришёл"! Найди эту тему в учебнике и прочитай!.Так звали дети великого русского композитора М.П. Мусоргского. Он был 1-н из композиторов знаменитого кружка, он первый показал в музыке речь простого человека. Разговорная речь на фоне музыки называется речитатив. https://youtu.be/DNxFuRyTHyA. "В углу" из вокального цикла "Детская". Послушай как музыкальная речь похожа на разговорную! Почему альбом написан для детей, а исполняют взрослые?  "Кот Матрос" https://youtu.be/1HKuMF92R8Y. Какой тембр голоса исполнял? А как вы думаете, в царских палатах могла звучать народная музыка? Кто её мог исполнять? Конечно же мамушки, прислуга. Вот и в олпере "Борис Годунов" М.П. Мусоргский нам это показал (читаем в учебнике "Сцена Кормилицы, Фёдора и Ксении", где Кормилица поёт песню "Как комар дрова рубил", а царевич поёт "Песню про селезня"). Это шуточные песни для поднятия настроения. Вот так!

   Открываем страничку "Русский романс".   Это жанр городской песни. Романс - лирическая песня под гитару. Это сольная песня о своих чувствах. Петь по "романски" значит по испански. Одним из первых исполнителей русского романса считается Ф.И. Шаляпин (почитай дополнительно об этом выдающимся исполнителе). https://youtu.be/1x8quVa8zdg о чём так душевно поёт певец? Поделись своими ощущениями с родителями. Это лирическая песня, а вот это романс: https://youtu.be/RwQdRCEAXBg. какие мысли он вам навеял? Исполнял романс  советский и российский певец, исполнитель романсов Олег Погудин. Какие тембры у исполнителей? (Бас (низкий мужской голос) и тенор (высокий мужской голос).     https://fsd.multiurok.ru/html/2019/01/29/s_5c506c55206ca/1069047_14.jpeg