Методическая работа

Пантелеева Оксана Вячеславовна

enlightenedМетодическая работа


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Положение о ШМО21.76 КБ
Файл Положение о методсовете21.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Пригорская средняя школа Смоленского района Смоленской области

ПРИНЯТО

на педагогическом совете ОУ

Протокол от _____________ № ____

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ Пригорской СШ

______________ В.П. Понизовцев

Приказ ОУ от ______________ № _____

ПОЛОЖЕНИЕ

о школьных методических объединениях учителей

1. Общие положения

1.1. Методическое объединение является основным структурным подразделением методической службы общеобразовательного учреждения, осуществляющим проведение учебно-воспитательной, методической, опытно-экспериментальной и внеклассной работы по одному или нескольким родственным учебным предметам.

1.2. При наличии в общеобразовательном учреждении более 2 учителей, работающих по одной и той же специальности, или более трех учителей, работающих по одному циклу предметов, создается школьное методическое объединение учителей (далее – ШМО), совершенствующих свое методическое и профессиональное мастерство, организующих взаимопомощь для обеспечения современных требований к обучению и воспитанию молодежи, обеспечивающих творческие инициативы, разрабатывающих современные требования к обучению и воспитанию молодежи.

В общеобразовательном учреждении могут также создаваться методические объединения воспитателей, классных руководителей и т.п.

1.3. ШМО учителей создается в целях совершенствования профессиональной компетентности педагогического коллектива МБОУ Пригорской СШ.

1.4. Количество школьных методических объединений и их численность определяются исходя из необходимости комплексного решения поставленных перед общеобразовательным учреждением задач и устанавливаются приказом директора общеобразовательного учреждения и штатами.

1.5. Учителя, входящие в состав школьного методического объединения, осуществляют подготовку учащихся по предметам соответствующей образовательной области.

1.6. Школьные методические объединения создаются, реорганизуются и ликвидируются директором общеобразовательного учреждения.

1.7. ШМО может объединять педагогов одного предмета, цикла предметов, образовательной области, ступени обучения; педагогов, решающих задачи обеспечения развития одного из направлений обновления содержания образования.

1.8. Школьные методические объединения непосредственно подчиняются заместителю директора. Общее руководство деятельностью ШМО осуществляет методический совет общеобразовательного учреждения.

1.9. ШМО в своей деятельности соблюдают Конвенцию о правах ребенка, руководствуются Конституцией и законами Российской Федерации, Указами Президента Российской Федерации, решениями правительства Российской Федерации, органами управления образования всех уровней по вопросам образования и воспитания учащихся, а также Уставом и локальными правовыми актами общеобразовательного учреждения, приказами директора.

1.10. Учебно-воспитательную, методическую и опытно-экспериментальную работу ШМО осуществляют на основе настоящего Положения, приказов и директив Министра образования и науки Российской Федерации, а также рекомендаций Управления образования. По вопросам внутреннего порядка они руководствуются правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, Уставом общеобразовательного учреждения, Правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами (контрактами).

2. Задачи ШМО учителей

В работе ШМО учителей в различных видах деятельности предполагается решение следующих задач:

- изучение нормативно-информационной документации и методических писем по вопросам образования;

- формулированное содержание и составление учебных программ по предмету с учетом вариативности и разноуровневости;

- экспертная оценка индивидуальных планов работы по предмету; анализ авторских программ и методик;

- разработка аттестационного материала для проведения промежуточной аттестации;

- ознакомление с анализом состояния преподавания учебного предмета по итогам внутришкольного контроля;

- работа с учащимися по соблюдению норм и правил техники безопасности в процессе обучения; разработка соответствующих инструкций, охрана здоровья;

- взаимопосещение уроков по определенной тематике с последующим самоанализом и анализом достигнутых результатов;

- организация открытых уроков по определенной теме с целью ознакомления с методическими разработками сложных тем предмета;

- изучение передового педагогического опыта; экспериментальная работа по предмету;

- выработка единых подходов к оценке результатов освоения программы на основе разработанных образовательных стандартов по предмету;

- разработка системы текущей, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся (тематическая, семестровая, зачетная и т.п.);

- ознакомление с методическими разработками различных авторов по предмету; анализ методов преподавания предмета;

- отчеты о профессиональном самообразовании учителей; работа на курсах повышения квалификации в институтах; отчеты о творческих командировках;

- организация и проведение предметных недель в общеобразовательном учреждении; организация и проведение первого этапа предметных олимпиад, конкурсов, смотров; вопросы состояния внеклассной работы по предмету с учащимися;

- формирование заказов на укрепление материальной базы и приведение дидактических средств обучения, в том числе учебно-наглядных пособий по предмету в соответствие с современными требованиями к учебному кабинету, к оснащению урока.

3. Функции ШМО

3.1. Работа ШМО организуется на основе планирования, отражающего план работы данного общеобразовательного учреждения, рекомендаций СОИРО, методическую тему, принятую к разработке педагогическим коллективом, учитывающим индивидуальные планы профессионального самообразования учителей.

3.2. ШМО учителей осуществляет свою деятельность в разных формах, в том числе на заседаниях, где анализируется или принимается к сведению решения задач, изложенных в разделе 2 настоящего Положения.

3.3. ШМО учителей может организовать семинарские занятия, цикл открытых уроков по заданной и определенной тематике.

3.4. Одной из функциональных обязанностей ШМО является разработка системы внеклассной работы по предмету, определение ее ориентации, идеи.

4. Права ШМО учителей

4.1. ШМО имеет право рекомендовать руководству распределение учебной нагрузки педагогов по предмету при тарификации, производить оплату работы педагогическим сотрудникам отдельных предметных учебных кабинетов, предметных кружков, студий, распределять методическую работу отдельных педагогов.

4.2. ШМО учителей выбирает и рекомендует всему педагогическому коллективу систему промежуточной аттестации учащихся, определяет критерии оценок.

4.3. ШМО готовит предложения и рекомендует учителей для повышения квалификационной категории.

4.4. ШМО выдвигает предложения об улучшении учебного процесса в общеобразовательном учреждении.

4.5. ШМО ставит вопрос о публикации материалов о передовом педагогическом опыте, накопленном в методическом объединении.

4.6. ШМО ставит вопрос перед администрацией общеобразовательного учреждения о поощрении учителей методического объединения за активное участие в экспериментальной деятельности.

4.7. ШМО обращается за консультациями по проблемам учебной деятельности и воспитания учащихся к заместителям директора общеобразовательного учреждения.

4.8. ШМО вносит предложения по организации и содержанию аттестации учителей.

4.9. ШМО может выдвигать от методического объединения учителей для участия в конкурсах «Учитель года» и «Самый классный классный».

5. Обязанности учителей ШМО

5.1. Каждый педагог – член ШМО – обязан:

- участвовать в одном из ШМО, иметь собственную программу профессионального самообразования; участвовать в заседаниях ШМО, практических семинарах и т.п.;

- активно участвовать в разработке открытых мероприятий, стремиться к повышению уровня профессионального мастерства;

- каждому участнику ШМО необходимо знать тенденции развития методики преподавания предмета, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», нормативные документы, методические требования к категориям; владеть основами самоанализа педагогической деятельности.

6. Организация деятельности ШМО учителей

6.1. ШМО учителей избирает из своего состава руководителя на учебный год. Работа руководителя ШМО стимулируется добавкой к заработной плате.

6.2. ШМО работает по плану, утвержденному директором общеобразовательного учреждения, являющемуся составной частью плана работы общеобразовательного учреждения. План работы ШМО разрабатывается и рассматривается на первом заседании в текущем учебном году. План составляется в интересах всех учителей-предметников данного ШМО.

6.3. В течение учебного года проводится не менее 4-х заседаний ШМО учителей; практический семинар с организацией тематических открытых уроков, внеклассных мероприятий. Периодичность заседаний ШМО, занятий в других организационных формах определяется руководителем ШМО, методическим советом и должна обеспечивать качественное решение поставленных задач.

6.4. Заседания ШМО учителей оформляются в виде протоколов (указываются вопросы, обсуждаемые ШМО, фиксируются принимаемые решения, рекомендации). В конце учебного года председатель методического совета общеобразовательного учреждения анализирует работу ШМО, передает анализ работы ШМО учителей заместителю директора, который принимает на хранение, а также передает план работы, тетрадь протоколов заседаний ШМО, отчет о проделанной работе.

6.5. Работа ШМО планируется на основе изучения образовательных потребностей педагогов, уровня их квалификации.

6.6. Деятельность ШМО строится в различных организационных формах в соответствии с приоритетными направлениями работы:

- заседания, посвященные вопросам методики обучения учащихся;

- творческие отчеты педагогов;

- открытые уроки, мастер-классы, внеклассные мероприятия;

- творческие группы по отдельным направлениям работы;

- лекции, доклады, сообщения и дискуссии по методикам обучения и воспитания, вопросам общей педагогики и психологии;

- взаимопосещение уроков;

- консультации;

- школы педагогического опыта;

- педагогические мастерские и др.

6.7. ШМО подотчетно методической службе МБОУ Пригорской СШ.

7. Документация ШМО

Для нормальной работы в ШМО должны быть следующие документы:

- Приказ ОУ о создании ШМО.

- Приказ ОУ о назначении на должность руководителя ШМО;

- Положение ОУ о ШМО;

- функциональные обязанности учителей ШМО;

- анализ работы за прошедший год;

- тема методической работы, ее цель, приоритетные направления и задачи на новый учебный год;

- план работы ШМО на текущий учебный год;

- план-сетка работы ШМО на каждый месяц (по согласованию с председателем методического совета школы);

- банк данных об учителях ШМО: количественный и качественный состав (возраст, образование, специальность, преподаваемый предмет, общий стаж и педагогический, квалификационная категория, награды, звание, домашний телефон);

- сведения о темах самообразования учителей ШМО;

- график проведения совещаний, конференций, семинаров, круглых столов, творческих отчетов деловых игр и т.д. в ШМО;

- перспективный план аттестации учителей ШМО (по согласованию с председателем методического совета школы);

- график прохождения аттестации учителей ШМО на текущий год (по согласованию с председателем методического совета школы);

- перспективный план повышения квалификации учителей ШМО (по согласованию с председателем методического совета школы);

- график повышения квалификации учителей ШМО на текущий год (по согласованию с председателем методического совета школы);

- график проведения текущих контрольных работ (вносят сами учителя или руководители ШМО. Цель: предупреждение перегрузок учащихся – не более одной контрольной работы в день) (по согласованию с председателем методического совета школы);

- график административных контрольных работ на четверть;

- график проведения открытых уроков и внеклассных мероприятий по предмету учителями ШМО;

- план проведения методической недели (если ШМО проводит самостоятельно);

- программы по предмету, кружков, факультативов (по согласованию с председателем методического совета школы)

- информация об учебных программах и их учебно-методическом обеспечении по предмету;

- календарно-тематическое планирование (по предмету, по индивидуальным, факультативным занятиям, кружкам по предмету);

- план работы с молодыми и вновь прибывшими специалистами в ШМО;

- план проведения предметной недели;

- ВШК (экспресс, информационные и аналитические справки, диагностика);

- протоколы заседаний ШМО.

8. Контроль за деятельностью ШМО

Контроль за деятельностью ШМО осуществляется директором общеобразовательного учреждения, его заместителем в соответствии с планами методической работы общешкольного учреждения и внутришкольного контроля, утвержденным директором.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Пригорская средняя школа Смоленского района Смоленской области

ПРИНЯТО

на педагогическом совете ОУ

Протокол от _____________ № ____

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ Пригорской СШ

______________ В.П. Понизовцев

Приказ ОУ от ______________ № _____

ПОЛОЖЕНИЕ

о методическом совете МБОУ Пригорской СШ

  1. Общие положения
  1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Уставом МБОУ Пригорской СШ.
  2. Методический совет создается в целях координации деятельности всех структурных подразделений методической службы общеобразовательного учреждения (далее – ОУ).
  3. Методический совет является педагогическим коллегиальным органом внутришкольного управления, способствующим формированию творческого подхода к педагогической деятельности.
  4. Методический совет – коллективный общественный профессиональный орган, объединяющий на добровольной основе членов педагогического коллектива ОУ в целях осуществления руководства методической деятельностью.
  5. Методический совет ОУ является основным структурным подразделением методической службы школы, обеспечивающим сопровождение учебно-воспитательной, методической работы в ОУ.
  6. Методический совет в своей деятельности соблюдает Конвенцию о правах ребенка, руководствуется законами Российской Федерации и решениями Правительства Российской Федерации, органов управления образованием по вопросам учебно-воспитательной, методической, опытно-экспериментальной и проектной исследовательской деятельности, а также Уставом и локальными правовыми актами ОУ.
  1. Цель и задачи деятельности
  1. Цели деятельности методического совета:

- обеспечение гибкости и оперативности методической работы ОУ;

- координация деятельности школьных методических объединений и других структурных подразделений методической службы ОУ, направленной на развитие методического обеспечения образовательного процесса, повышение квалификации учителей, формирование профессионально значимых качеств учителя, классного руководителя, воспитателя, педагога дополнительного образования, рост их профессионального мастерства;

- организация опытно-поисковой, инновационной и исследовательской деятельности ОУ, направленной на освоение новых педагогических технологий, разработку авторских программ, апробацию учебно-методических комплексов, формирование ключевых компетентностей, сохранение и укрепление здоровья школьников и т.д.

2.2. Задачи методического совета:

- организация консультирования сотрудников ОУ по проблемам совершенствования профессионального мастерства, методики проведения различных видов занятий и их учебно-методического и материально-технического обеспечения;

- организация взаимодействия с другими учебными заведениями с целью обмена опытом и передовыми технологиями в области образования;

- внедрение в учебный процесс современных учебно-методических технологий;

- создание условий для поиска в воспитательно-образовательном процессе современных методик, форм, средств и методов преподавания, направленных на освоение новых педагогических технологий, разработку авторских программ, апробацию учебно-методических комплексов и т.д.;

- повышение качества образования в соответствии с современными требованиями к условиям осуществления образовательного процесса в рамках федеральных государственных образовательных стандартов начально, основного и среднего общего образования и формирование готовности и способности учащихся к саморазвитию и высокой социальной активности;

- изучение профессиональных достижений по обобщению и распространению педагогического опыта сотрудников ОУ в средствах массовой информации, Интернете; выявление, обобщение и распространение позитивного опыта творчески работающих учителей с целью использования имеющегося опыта другими образовательными организациями;

- организация консультирования сотрудников ОУ по проблемам совершенствования профессионального мастерства, методики проведения различных видов занятий и их учебно-методического и материально-технического обеспечения;

- создание условий для использования педагогами диагностических методик и мониторинговых программ по прогнозированию, обобщению и оценке результатов собственной деятельности;

- стимулирование инициативы и активизация творчества членов педагогического коллектива в научно-исследовательской и другой творческой деятельности, направленной на совершенствование, обновление и развитие воспитательно-образовательного процесса в ОУ и работы учителя;

- проведение первичной экспертизы стратегических документов ОУ (программ развития, образовательных и учебных программ, учебных планов);

- обеспечение методического сопровождения учебных программ, разработка учебных, методических и дидактических материалов;

- анализ результатов педагогической деятельности, выявление и предупреждение ошибок, затруднений, перегрузки учащихся и учителей;

- организация взаимодействия с другими учебными заведениями с целью обмена опытом и передовыми технологиями в области образования;

- внесение предложений по совершенствованию деятельности методических подструктур и участие в реализации этих предложений;

- использование системно-деятельностного подхода в деятельности, условий для самообразования, самосовершенствования и самореализации личности педагога.

3. Основные направления деятельности

3.1. Организация научно-исследовательской деятельности в ОУ; выработка и согласование подходов к организации, осуществлению и оценке инновационной деятельности.

3.2. Организация и проведение педагогических экспериментов по поиску и внедрению новых технологий обучения; осуществление контроля и оказание поддержки в апробации инновационных учебных программ и реализации новых педагогических методик, технологий.

3.3. Участие в разработке вариативной части учебных планов, внесение изменений в требования к минимальному объему и содержанию учебных программ; обсуждение рабочих, инновационных программ и рекомендация их педагогического совету для обсуждения и принятия решения для утверждения.

3.4. Анализ результатов образовательной деятельности по предметам.

3.5. Оценка и экспертиза результатов деятельности членов педагогического коллектива, рекомендации по повышению квалификации и квалификационной категории учителей, представлению к званиям, наградам и другим поощрениям.

3.6. Организация общего руководства методической, научной, инновационной деятельностью, проведение школьных научно-практических конференций, педагогических чтений, семинаров, смотров, недель, методических дней, декад и пр.

3.7. Обсуждение методики проведения отдельных видов учебных занятий и содержания дидактических материалов к ним. Анализ и рекомендации к внедрению методических пособий, программ и других наработок методической деятельности ОУ.

3.8. Планирование и организация работы временных творческих групп, которые создаются по инициативе учителей, руководителя ОУ с целью изучения, обобщения опыта и решения проблем развития ОУ, а также для разработки инновационных программ, организации диагностических и мониторинговых исследований, разработки новых технологий, стратегических направлений деятельности ОУ, изучения социальных запросов к ОУ.

3.9. Рассмотрение и оценка учебных программ по изучаемым предметам и согласование их с программами смежных дисциплин для более полного обеспечения усвоения учащимися требований ФГОС.

3.10. Подготовка и обсуждение докладов по вопросам методики преподавания учебных предметов, повышения квалификации и квалификационной категории учителей.

3.11. Обсуждение докладов по методике изложения принципиальных вопросов программы.

3.12. Обсуждение методики проведения отдельных видов учебных занятий и содержания дидактических материалов к ним.

3.13. Рассмотрение вопросов организации, руководства исследовательской работой учащихся и контроля.

3.14. Организация и проведение педагогических экспериментов по поиску и внедрению новых технологий обучения.

3.15. Изучение нормативной и методической документации по вопросам образования.

3.16. Анализ и первичная экспертиза программ курсов по выбору, элективных учебных предметов, их рекомендация на утверждение в установленном порядке в вышестоящих инстанциях.

3.17. Выработка единых требований к оценке результатов освоения учащимися учебных программ.

3.18. Обобщение и распространение передового педагогического опыта.

4. Структура и организация деятельности

4.1. Методический совет создается, реорганизуется и ликвидируется приказом директора общеобразовательного учреждения.

4.2. Методический совет подчиняется педагогическому совету общеобразовательного учреждения, строит свою работу с учетом решений педагогических советов.

4.3. Методический совет представлен следующим составом:

- лучшие, наиболее опытные учителя, добившиеся высоких показателей в обучении и воспитании учащихся;

- педагоги-мастера;

- руководители ШМО;

- лучшие классные руководители.

Состав методического совета обсуждается на педагогическом совете общеобразовательного учреждения.

4.4. Руководит методическим советом и несет ответственность за него за деятельность методического совета заместитель директора, либо учитель, имеющий высшую категорию.

Для обеспечения работы методический совет избирает секретаря, который избирается на год из числа членов методического совета на первом заседании открытым голосованием.

4.5. Работа методического совета осуществляется на основе годового плана, который составляется председателем методического совета, обсуждается на педагогическом совете общеобразовательного учреждения и утверждается приказом директора.

4.6. Основные формы работы методического совета:

- тематические и проблемные семинары;

- практикумы и организационно-деятельностные игры;

- консультации;

- круглые столы по обмену опытом;

- лекции, доклады и дискуссии по методике обучения и воспитания, вопросам общей педагогики и психологии;

- индивидуальная и коллективная исследовательская деятельность по разработке актуальных методических проблем.

4.7. Периодичность заседаний методического совета определяется его членами (рекомендуется проводить не реже одного раза в четверть). Заседание считается правомочным при наличии не менее 2/3 членов методического совета.

4.8. По каждому из обсуждаемых на заседании вопросов принимаются рекомендации, которые фиксируются в протоколах и подписываются председателем и секретарем методического совета.

Протоколы включены в номенклатуру дел общеобразовательного учреждения и хранятся в течение 5 лет.

4.9. Методический совет предоставляет ежегодный отчет о проделанной работе, анализ работы методического совета.

4.10. Решения методического совета принимаются в соответствии с существующим законодательством и могут быть обжалованы на педагогическом совете общеобразовательного учреждения. В случае юридической необходимости решения дублируются приказом по общеобразовательному учреждению.

5. Права методического совета

Методический совет имеет право:

- готовить предложения и рекомендовать учителей для повышения квалификационной категории, выдвигать от ШМО учителей для участия в профессиональных конкурсах «Учитель года»;

- выдвигать предложения об улучшении образовательного процесса в общеобразовательном учреждении;

- ставить вопрос о публикации материалов о передовом педагогическом опыте, накопленном в ШМО;

- ставить вопрос перед администрацией общеобразовательного учреждения о поощрении сотрудников за активное участие в экспериментальной и проектно-исследовательской деятельности.

6. Контроль деятельности методического совета

6.1. В своей деятельности методический совет подотчетен педагогическому совету общеобразовательного учреждения.

6.2. Контроль деятельности методического совета осуществляется директором (лицом, им назначенным) в соответствии с планами методической работы и внутришкольного контроля.

7. Взаимодействие методического совета общеобразовательного учреждения с органами внутришкольного управления

7.1. Методический совет и администрация общеобразовательного учреждения

7.1.1. Администрация общеобразовательного учреждения создает благоприятные условия для эффективной деятельности методического совета, содействует выполнению его решений, укрепляет его авторитет в педагогическом коллективе. Методический совет оказывает помощь администрации в управлении методической работой, в создании творческой обстановки в педагогическом коллективе.

7.1.2. Администрация содействует повышению управленческой компетентности членов методического совета.

7.1.3. В случае возникновения разногласий между администрацией и методическим советом спорный вопрос выносится на педагогический совет, решение которого является окончательным.

7.2. Методический совет и педагогический совет

7.2.1. Педагогический совет:

- при необходимости досрочно выводит членов методического совета из его состава или проводит довыборы;

- обсуждает и принимает для утверждения основные направления работы методического совета;

- заслушивает и оценивает ежегодный отчет председателя методического совета о проделанной работе;

- при необходимости на педагогическом совете заслушивается и оценивается отчет членов методического совета об их участии в работе методического совета.

7.2.2. Методический совет оказывает помощь инициативно-творческим группам при подготовке, проведении педагогических советов и выполнении его решений.

8. Документация методического совета

Для регламентации работы методического совета необходимы следующие документы:

- Положение о методическом совете;

- приказ директора общеобразовательного учреждения о составе методического совета и назначении на должность председателя методического совета;

- анализ работы методического совета за прошедший учебный год;

- план работы на текущий учебный год;

- картотека данных об учителях;

- сведения об индивидуальных темах методической работы учителей (темы по самообразованию);

- график проведения открытых уроков и внеклассных мероприятий;

- планы проведения тематических (предметных) недель;

- сроки проведения школьных, районных конкурсов, олимпиад;

- списки УМК по предметам;

- Положения о конкурсах и школьном туре олимпиад и т.п.;

- протоколы заседаний методического совета.