Внутришкольный контроль

Пантелеева Оксана Вячеславовна
enlightenedВнутришкольный контрольenlightened

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Пригорская средняя школа Смоленского района Смоленской области

ПРИНЯТО

на педагогическом совете ОУ

Протокол от _____________ № ____

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ Пригорской СШ

______________ В.П. Понизовцев

Приказ ОУ от ____________ № _____

ПОЛОЖЕНИЕ

о внутришкольном контроле

Настоящее Положение разработано и утверждено в соответствии с нормами Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»), положениями Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) и Устава школы.

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение о внутришкольном контроле в МБОУ Пригорской СШ (далее – Положение) разработано в соответствии с:

1.1.1. Нормативными правовыми документами федерального уровня:

- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (п. 1 ч. 3 ст. 28–30);

- федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 06.10.2009            № 373;

- федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 17.12.2010           № 1897;

- федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России                   от 17.05.2012 № 413;

•        федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, утвержденным приказом Минобразования России от 05.03.2004 № 1089;

•        федеральным базисным учебным планом, утвержденным приказом Минобразования России от 09.03.2004 № 1312;

1.1.2. Нормативными правовыми документами институционального уровня:

- Уставом МБОУ Пригорской СШ;

- основными образовательными программами начального, основного, среднего общего образования МБОУ Пригорской СШ;

- программой развития МБОУ Пригорской СШ;

- локальными нормативными актами МБОУ Пригорской СШ.

1.2. Настоящее Положение определяет содержание внутришкольного контроля (далее – ВШК) в МБОУ Пригорской СШ,регламентирует порядок его организации и проведение администрацией, а также лицами, имеющими соответствующие полномочия согласно должностным инструкциям и/или функциональным обязанностям.

1.3. ВШК представляет собой системный процесс всестороннего изучения и анализа образовательной деятельности в МБОУ Пригорской СШ с целью координации всей его работы согласно стоящими перед ним целями и задачами, предупреждения возможных ошибок и оказания необходимой научно-методической помощи участникам образовательных отношений для дальнейшего совершенствования и стимулирования их профессионального мастерства, образовательных достижений.

1.4. Под ВШК в МБОУ Пригорской СШ понимается проведение администрацией, а также лицами, имеющими соответствующие полномочия, наблюдение, изучение, анализ, диагностику, прогнозирование развития в пределах своей компетенции за соблюдением участниками образовательных отношений законодательных и иных нормативных актов Российской Федерации, Смоленской области.

1.5. Положение о ВШК разрабатывается, рассматривается педагогическим советом школы и утверждается приказом директора в соответствии с порядком, предусмотренным ч. 2–3 ст. 30 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», ТК РФ и Уставом школы.

1.6. В настоящее Положение в установленном порядке могут вноситься изменения и/или дополнения.

2. Цели, задачи и принципы ВШК

2.1. Главной целью ВШК в МБОУ Пригорской СШ является объективная оценка соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки учащихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня, соответствующей направленности (общеобразовательные программы, программы дополнительного образования), независимо от формы получения/предоставления образования и формы обучения в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

2.2. Достижение главной цели ВШК при осуществлении основной деятельности обеспечивается через решение следующих основных/сопровождающих целей контроля (выбор целей контроля зависит от общих задач общеобразовательного учреждения, объективной оценки образовательной деятельности и ее особенностей, специфики):

- совершенствование структуры, организации и содержания образовательной деятельности общеобразовательного учреждения;

- перевод общеобразовательного учреждения из режима функционирования в режим развития;

- повышение компетентностного уровня педагогов и учащихся;

- обеспечение положительной динамики результатов по основным направлениям деятельности общеобразовательного учреждения.

2.3. Задачи ВШК заключаются в осуществлении контроля:

2.3.1. Выполнения требований федерального государственного стандарта общего образования к:

- структуре основных образовательных программ начального, основного, среднего общего образования;

- условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям, определенных общеобразовательным учреждением;

- результатам освоения основных образовательных программ начального, основного, среднего общего образования;

2.3.2. Исполнения законодательства в сфере образования и иных нормативных правовых актов, выявления нарушений и неисполнения, принятие мер по их пресечению;

2.3.3. Осуществление анализа:

- реализации планов и программ, действующих в общеобразовательном учреждении (программа развития, основная образовательная программа соответствующей ступени образования и др.);

- причин, лежащих в основе допущенных нарушений и недостатков, принятие мер по их предупреждению;

- результатов выполнения приказов, решений педагогических советов, совещаний при директоре, рекомендаций по итогам ВШК;

- эффективности результатов деятельности педагогических работников;

2.3.4. Выявление нарушений и недостатков в деятельности общеобразовательного учреждения;

2.3.5. Изучение результатов управленческой и педагогической деятельности, выявление положительных и отрицательных тенденций в организации образовательной деятельности посредством проведения мониторинга (мониторинговых исследований) и диагностики;

2.3.6. Разработка предложений по распространению педагогического опыта и устранение негативных тенденций;

2.3.7. Оказание научно-методической помощи педагогическим работникам в процессе контроля;

2.3.8. Анализ и экспертная оценка эффективности результатов деятельности педагогических работников, повышение ответственности за внедрение передовых, инновационных технологий, методов и приемов обучения;

2.3.9. Изучение результатов педагогической деятельности, выявление положительных и отрицательных тенденций в организации образовательного процесса и разработка на этой основе предложений и рекомендаций по распространению педагогического опыта, устранению негативных тенденций;

2.3.10. Мониторинг достижений учащихся по отдельным предметам с целью определения качества усвоения учебного материала в соответствии с динамикой развития учащегося;

2.3.11. Диагностирование состояния отдельных структур учебно-воспитательного процесса с целью выявления отклонений от запрограммированного результата в работе педагогического и ученического коллективов;

2.3.12. Совершенствование системы контроля за состоянием и ведением школьной документации.

2.4. В основу ВШК в МБОУ Пригорской СШ положены следующие принципы:

- планомерность;

- обоснованность;

- полнота;

- теоретическая и методическая подготовленность контролируемых и контролирующих;

- открытость;

- результативность;

- непрерывность.

3. Функции и структура ВШК

3.1. Основными функциями ВШК в МБОУ Пригорской СОШ являются:

- информационно-аналитическая;

- контрольно-диагностическая;

- коррективно-регулятивная;

- стимулирующая.

3.2. Объекты ВШК:

- организационно-педагогические условия успешной работы общеобразовательного учреждения;

- образовательный процесс (урочная и внеурочная деятельность);

- воспитательный процесс (воспитательная работа, система дополнительного образования и др.);

- методическая работа.

3.3. Субъекты ВШК:

- члены администрации: руководитель образовательной организации и его заместители;

- лица, имеющие соответствующие полномочия согласно должностным инструкциям и/или функциональным обязанностям: руководители структурных подразделений (руководители ШМО), классные руководители, опытные педагоги.

3.4. Структура организации ВШК в МБОУ Пригорской СШ представляет собой модель, состоящая из двух блоков: базовый блок и инновационный блок.

За счет базового блока ВШК осуществляется контроль стабильных структур, обеспечивающих функционирование общеобразовательного учреждения, за счет инновационного блока осуществляется контроль мобильных структур, обеспечивающих модернизацию общеобразовательного учреждения и работу в режиме развития.

Базовый блок ВШК образовательной деятельности включает в себя контроль:

- за учебно-воспитательным процессом;

- внеурочной учебно-воспитательной деятельностью;

- методической работой;

- научно-исследовательской работой;

- ведением школьной документации.

Инновационный блок ВШК образовательной деятельности включает в себя контроль:

- за информатизацией образовательного процесса;

- внедрением инновационных технологий преподавания предметов, новым УМК;

- интеграцией общего, профильного и дополнительного образования.

Базовый блок ВШК обеспечения образовательной деятельности включает в себя контроль:

- за учебно-методическим и информационным обеспечением образовательной деятельности;

- материально-техническим обеспечением образовательной деятельности;

- санитарно-гигиеническим обеспечением образовательной деятельности;

- обеспечением безопасного режима обучения;

- укреплением материально-технической базы общеобразовательного учреждения.

Инновационный блок ВШК обеспечения образовательной деятельности включает в себя контроль за модернизацией материально-технической базы общеобразовательного учреждения.

3.5. Планирование ВШК является самостоятельным планом, разрабатываемым на учебный год, принимаемый на заседании коллегиального органа и утверждаемый приказом директора.

4. Виды, формы и методы ВШК

4.1. ВМБОУ Пригорской СШ ВШК осуществляется в виде плановых и оперативных проверок, мониторинга, проведения административных работ.

4.1.1. Внутришкольный контроль в виде плановых проверок осуществляется в соответствии с утвержденным планом внутришкольного контроля, который обеспечивает периодичность и исключает нерациональное дублирование в организации проверок. Он доводится до членов педагогического коллектива в начале учебного года на совещании при директоре, педагогическом совете.

4.1.2. Внутришкольный контроль в виде оперативных проверок осуществляется в целях установления фактов и проверки сведений о нарушениях, указанных в обращениях учащихся и их родителей (законных представителей), организаций, урегулирования конфликтных ситуаций в отношениях между участниками образовательных отношений.

4.1.3. Внутришкольный контроль в виде мониторинга предусматривает сбор, системный учет, обработку и анализ информации об организации и результатах образовательного процесса для эффективного решения задач управления качеством образования.

4.1.4. Внутришкольный контроль в виде административной работы осуществляется директором школы или его заместителями с целью проверки успешности обучения в рамках текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся.

4.2. Виды ВШК:

4.2.1. По объему показателей в МБОУ Пригорской СШ проводится фронтальный и тематический контроль в соответствии с планом.

4.2.1.1. Фронтальный контроль проводится не чаще двух-трех раз в год с целью одновременной всесторонней проверки объекта управления в целом (методическая работа, воспитательная работа, экспериментальная работа и т.п.) или отдельного подразделения (работа методического объединения, параллель классов и т.п.).

4.2.1.2. Тематический контроль осуществляется в течение всего учебного года в соответствии с планом с целью углубленного изучения объекта управления и получения информации о его состоянии.

Объектом тематического контроля может быть один учитель, методическое объединение, качество знаний учащихся по какой-то теме, формирование умений и навыков на уроках и т.д.

Тематический контроль осуществляется в любое время учебного года.

4.2.2. По периодичности:

- входной (в начале учебного года);

- текущий (результативность образовательного процесса в течение рубежных периодов);

- промежуточный (результативность образовательного процесса по итогам рубежных периодов);

- итоговый (изучение результатов образовательного процесса за учебный год, результативность государственной итоговой аттестации выпускников 9, 11 классов).

4.2.3. Разновидности внутришкольного контроля в связи с поставленной целью:

- сплошной контроль – предполагает проверку работы всех членов коллектива общеобразовательного учреждения, всей технологии процесса труда коллектива или личности;

- выборочный контроль – проведение периодических срезов всех видов деятельности в установленном планом порядке;

- пооперационный контроль – при новых видах работы личности или коллектива;

- предупредительный контроль – страховка контролируемого от возможных ошибок;

- конечный или итоговый контроль – получение достоверной информации о качестве и количестве результатов труда.

4.3. Методы ВШК в МБОУ Пригорской СШ выбираются оптимальные для контроля за деятельностью участников образовательных отношений:

4.3.1. Методы контроля за педагогическими работниками:

- анкетирование;

- тестирование;

- социальный опрос;

- мониторинг;

- наблюдение;

- изучение документации;

- анализ самоанализа уроков;

- беседа о деятельности учащихся;

- результаты учебной деятельности учащихся;

4.3.2. Методы контроля за учащимися:

- письменный опрос;

- письменная проверка знаний (контрольная работа);

- наблюдение;

- беседа;

- анкетирование;

- устный опрос;

- комбинированная проверка;

- тестирование;

- изучение школьной документации;

        4.3.3. Методы контроля за организацией образовательного процесса:

- наблюдение;

- мониторинг;

- изучение документации и т.п.

4.4. В МБОУ Пригорской СШ применяются следующие формы ВШК:

4.4.1. Персональный (имеет место как при тематическом, так и при фронтальном виде контроля) – это комплексный контроль работы одного учителя в разных классах. Он проводится в плановом порядке, с тем, чтобы оценить качество выполнения учителями своих обязанностей, выявить достижения, способствовать устранению ошибок, оказывать побуждающее влияние. Проводится в основном в период аттестации педагогов;

4.4.2. Классно-обобщающий – изучение состояния учебно-воспитательного процесса в одном классе по конкретному аспекту;

4.4.3. Тематически-обобщающий – изучение одного или нескольких аспектов педагогического процесса в разных классах и по разным предметам (формирование универсальных учебных действий, развития познавательных интересов школьников и др.);

4.4.4. Предметно-обобщающий – проверка качества преподавания определенного предмета в разных классах и разными учителями. Применяется в случаях, когда наблюдаются отклонения от запланированных результатов в успеваемости по определенному предмету;

4.4.5. Оперативный контроль – посещение урока, воспитательного мероприятия в связи с создавшейся ситуацией (просьба учителя, настораживающее поведение школьников, низкий уровень ЗУН, обращение родителей (законных представителей) и т.д.);

4.4.6. Текущий контроль – проводится в ходе выполнения работ. Объектом контроля являются промежуточные результаты деятельности исполнителей, их отношение к работе, сложившиеся межличностные отношения в совместно работающих группах. Текущий контроль проводится спустя определенное время после начала работ, когда можно подвести определенные итоги сделанного. Смысл текущего контроля состоит в выявлении возможных отклонений промежуточных результатов от запланированных;

4.4.7. Заключительный контроль – проводится после того, как работа выполнена. Объектом заключительного контроля являются результаты сделанного, которые сравниваются с требуемыми. Проводится в целях выявления степени достижения поставленных целей, сбора информации для планирования, если подобные работы будут проводиться в будущем. Данный контроль дает возможность лучше оценить, насколько реалистичными были первоначальные планы, и предотвратить в будущем возможные ошибки;

4.4.8. Коллективный контроль – осуществляется учительским коллективом в формах профессиональных дискуссий, творческих отчетов о работе. Проводится в целях оказания необходимой помощи в виде совета, рекомендаций, экспертного заключения компетентных специалистов и одновременно коллег, решающих с педагогом общие задачи;

4.4.9. Взаимоконтроль – является наиболее эффективным при передаче опыта и повышении квалификации, может быть между специалистами равной квалификации, а также между руководителями, имеющими в коллективе одинаковый статус (руководители ШМО);

4.4.10. Самоконтроль – проводится путем самостоятельного сопоставления учителем достигнутых результатов с требуемыми стандартами и нормами деятельности;

4.4.11. Общественный контроль – контроль по изучению общественного мнения о школе, оценка образовательного учреждения родителями и общественностью;

4.4.12. Административный контроль оказывает сильное влияние на работу сотрудников, проводится по четкому плану и регулярно;

4.4.13. Ученический контроль – это изучение мнения выпускников о школе, выявление их уровня удовлетворенности полученным образованием.

5. Порядок организации, осуществления и подведение итогов ВШК

5.1. ВШК в МБОУ Пригорской СШ осуществляется:

5.1.1. В соответствии с планом работы или планом ВШК по следующим направлениям:

- образовательная деятельность (контроль за выполнение Федерального закона «Закон об образовании в Российской Федерации» в части реализации доступности общего образования; контроль выполнения требований ФГОС нового поколения; контроль качества предметных знаний, умений; уровень сформированности УУД; контроль за преподаванием учебных предметов);

- внеурочная учебно-воспитательная деятельность;

- методическая работа;

- научно-исследовательская и инновационная деятельность;

- школьная документация;

- обеспечение образовательной деятельности.

5.1.2. На основании обращений участников образовательных отношений по поводу нарушений в сфере образования в виде оперативных проверок.

5.1.3. Заявление педагогического работника на аттестацию.

5.1.4. План внутришкольного контроля, утвержденный директором общеобразовательного учреждения.

5.1.5. Проверка состояния дел для подготовки управленческих решений.

5.2. Правила осуществления ВШК:

5.2.1. ВШК осуществляет директор общеобразовательного учреждения или по его поручению заместители, руководители ШМО, другие специалисты.

5.2.2. В качестве экспертов к участию во внутришкольном контроле могут привлекаться сторонние (компетентные) организации и отдельные специалисты.

5.2.3. Директор издает приказ (указание) о сроках и теме предстоящей проверки, устанавливает срок предоставления итоговых материалов, план-задание.

5.2.4. План-задание определяет вопросы конкретной проверки и должно обеспечить достаточную информированность и сравнимость результатов внутришкольного контроля для подготовки итогового документа по отдельным разделам деятельности школы или должностного лица.

5.2.5. Продолжительность тематических или комплексных проверок не должна превышать 10 дней с посещением не более 5 уроков, занятий и других мероприятий.

5.2.6. При обнаружении в ходе внутришкольного контроля нарушений законодательства Российской Федерации в области образования, о них сообщается директору общеобразовательного учреждения.

5.2.7. При проведении планового контроля не требуется дополнительного предупреждения педагогического работника, если в месячном плане указаны сроки контроля. В экстренных случаях директор и его заместители могут посещать уроки учителей школы без предварительного предупреждения.

5.2.8. При проведении оперативных проверок педагогический работник предупреждается не менее чем за 1 день до посещения уроков.

5.2.9. В экстренных случаях педагогический работник предупреждается не менее чем за 1 день до посещения уроков (экстренным случаем считается письменная жалоба нарушения прав ребенка, законодательства об образовании).

5.2.10. Функции субъекта (контролирующего).

Должностное лицо, осуществляющее ВШК, выполняет следующие функции:

- избирает методы проверки в соответствии с тематикой и объемом проверки;

- контролирует состояние преподавания учебных предметов;

- проверяет ведение школьной документации;

- координирует совместно с проверяемым педагогическим работником сроки и темпы освоения учащимися образовательных программ;

- организует письменные проверочные работы по учебным предметам и участвует в их проведении;

- контролирует состояние методического обеспечения образовательного процесса;

- применяет различные технологии контроля освоения учащимися программного материала;

- готовится к проведению проверки, при необходимости консультируется со специалистами, разрабатывает план-задания проверки;

- проводит предварительное собеседование с педагогическим работником по тематике проверки;

- запрашивает информацию у педагогического работника об уровне усвоения программного материала, обоснованность этой информации;

- контролирует внеклассную работу педагогического работника со способными (одаренными) учащимися;

- контролирует создание педагогическим работником безопасных условий проведения учебных и внеучебных занятий по предметам;

- оформляет в установленные сроки результат анализа проведенной проверки; разрабатывает экспертное заключение о деятельности педагогического работника для проведения аттестации;

- оказывает и организует методическую помощь педагогическому работнику в реализации предложений и рекомендаций, данных во время проверки;

- проводит повторный контроль за устранением данных во время проведения проверки замечаний, недостатков в работе;

- принимает управленческие решения по итогам проведенной проверки.

5.2.11. Права субъекта (контролирующего).

Контролирующий имеет права:

- привлекать к контролю специалистов учебного предмета для проведения качественного анализа деятельности проверяемого педагогического работника;

- разрабатывать тексты проверочных работ совместно с руководителями ШМО;

- использовать тексты, анкеты, согласованные с педагогом-психологом;

- по итогам проверки вносить предложение о поощрении педагогического работника, о направлении на курсы повышения квалификации;

- рекомендовать по итогам проверки изучение работы педагога в методическом объединении для дальнейшего использования другими педагогическими работниками;

- переносить сроки проверки по просьбе проверяемого, но не более чем на месяц;

- использовать результаты проверки для освещения деятельности общеобразовательного учреждения в СМИ.

5.2.12. Ответственность субъекта (контролирующего).

Контролирующий несет ответственность:

- за тактичное отношение к проверяемому работнику во время проведения контрольных мероприятий;

- качественную подготовку к проведению проверки деятельности педагогического работника;

- ознакомление с итогами проверки педагогического работника до вынесения результатов на широкое обсуждение;

- срыв сроков проведения контроля;

- качество проведения анализа деятельности педагогического работника;

- соблюдение конфиденциальности при обнаружении недостатков в работе педагогического работника при условии устранения их в процессе проверки;

- доказательность выводов по итогам проверки.

5.3. Результаты ВШК оформляются в виде итогового документа:

- аналитической справки;

- информационной справки-отчета;

- экспресс-анализа;

- доклада о состоянии дел по проверяемому вопросу на административном совещании и планерном совещании при директоре;

- доклада-обобщения на заседании ШМО.

Требования к итоговому документу:

- при оформлении результатов проверки в документах отчетности указываются:

-- цель проверки;

-- сроки;

-- состав комиссии;

-- какая работа проведена в процессе проверки (посещены уроки, проведены контрольные работы, просмотрена школьная документация, собеседования и т.д.);

-- констатация фактов (что выявлено);

-- выводы;

-- рекомендации и предложения;

-- место, где подведены итоги проверки (заседание ШМО, совещание педагогического коллектива, совещание при заместителе директора, Совет при директоре, индивидуально и т.д.);

-- дата и подпись лица, ответственного за составление справки.

5.4. Процедура представления результатов контроля:

5.4.1. Информация о результатах доводится до работников общеобразовательного учреждения в течение семи дней с момента завершения проверки.

5.4.2. Педагогические работники после ознакомления с результатами внутришкольного контроля должны поставить подпись под итоговым материалом, удостоверяющую то, что они поставлены в известность о результатах внутришкольного контроля.

При этом они вправе сделать запись в итоговом материале о несогласии с результатами контроля в целом или по отдельным фактам и выводам и обратиться в конфликтную комиссию общеобразовательного учреждения или вышестоящие органы управления образования.

5.4.3. По итогам внутришкольного контроля в зависимости от его формы, целей и задач, а также с учетом реального положения дел:

- проводятся заседания педагогического или методического советов, производственные совещания, рабочие совещания с педагогическим составом;

- сделанные замечания и предложения фиксируются в документации согласно номенклатуре дел школы;

- результаты внутришкольного контроля могут учитываться при проведении аттестации педагогических работников, но не являются основанием для заключения экспертной группы.

5.5. Процедура принятия управленческого решения по итогам ВШК осуществляется директором общеобразовательного учреждения и/или лицом, в соответствии с делегированием полномочий:

- об издании соответствующего приказа;

- об обсуждении итоговых материалов ВШК коллегиальным органом;

- о проведении повторного контроля с привлечением определенных специалистов (экспертов);

- о поощрении работников;

- о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц;

- иные решения в пределах своей компетенции.

5.6. О результатах проверки, сведений, изложенных в обращениях учащихся, их родителей (законных представителей), а также в обращениях и запросах других граждан и организаций, сообщается в установленном порядке и в установленные сроки.

6.Персональный контроль

6.1. Персональный контроль предполагает изучение и анализ педагогической деятельности отдельного учителя.

6.2. В ходе персонального контроля руководитель изучает:

- уровень знаний учителя в области современных достижений психологической и педагогической науки, профессиональное мастерство учителя;

- уровень овладения учителем технологиями развивающего обучения, наиболее эффективными формами, методами и приемами обучения;

- результаты работы учителя и пути их достижения;

- способы повышения профессиональной квалификации учителя.

6.3. При осуществлении персонального контроля руководитель имеет право:

- знакомиться с документацией в соответствии с функциональными обязанностями, рабочими программами (тематическим планированием, которое составляется учителем на учебный год, рассматривается и утверждается на заседании методического объединения и может корректироваться в процессе работы), поурочными планами, классными журналами, дневниками и тетрадями учащихся, протоколами родительских собраний, планами воспитательной работы, аналитическими материалами учителя;

- изучать практическую деятельность педагогических работников общеобразовательного учреждения через посещение и анализ уроков, внеклассных мероприятий, занятий кружков, факультативов, секций;

- проводить экспертизу педагогической деятельности;

- проводить мониторинг образовательного процесса с последующим анализом полученной информации;

- организовывать социологические, психологические, педагогические исследования: анкетирование, тестирование учащихся, родителей, учителей;

- делать выводы и принимать управленческие решения.

6.4. Проверяемый педагогический работник имеет право:

- знать сроки контроля и критерии оценки его деятельности;

- знать цель, содержание, виды, формы и методы контроля;

- своевременно знакомиться с выводами и рекомендациями администрации;

- обратиться в конфликтную комиссию общеобразовательного учреждения или вышестоящие органы управления образованием при несогласии с результатами контроля.

6.5. По результатам персонального контроля деятельности учителя оформляется справка.

7. Тематический контроль

7.1. Тематический контроль проводится по отдельным проблемам деятельности общеобразовательного учреждения.

7.2. Содержание тематического контроля может включать вопросы индивидуализации, дифференциации, коррекции обучения, устранения перегрузки учащихся, уровня сформированности общеучебных умений и навыков, активизации познавательной деятельности учащихся и другие вопросы.

7.3. Тематический контроль направлен не только на изучение фактического состояния дел по конкретному вопросу, но и на внедрение в существующую практику технологии развивающего обучения, новых форм и методов работы, опыта мастеров педагогического труда.

7.4. Темы контроля определяются в соответствии с Программой развития общеобразовательного учреждения, проблемно-ориентированным анализом работы общеобразовательного учреждения по итогам учебного года, основными тенденциями развития образования.

7.5. Члены педагогического коллектива должны быть ознакомлены с темами, сроками, целями, формами и методами контроля в соответствии с планом работы общеобразовательного учреждения.

7.6. В ходе тематического контроля:

- проводятся тематические исследования (анкетирование, тестирование);

- осуществляется анализ практической деятельности учителя, классного воспитателя, классного руководителя, руководителей кружков и секций, учащихся; посещение уроков, внеклассных мероприятий, занятий кружков, секций; анализ школьной и классной документации.

7.7. Результаты тематического контроля оформляются в виде заключения или справки.

7.8. Педагогический коллектив знакомится с результатами тематического контроля на заседаниях педсоветов, совещаниях при директоре или заместителях, заседаниях методических объединений.

7.9. По результатам тематического контроля принимаются меры, направленные на совершенствование учебно-воспитательного процесса и повышение качества знаний, уровня воспитанности и развития учащихся.

7.10. Результаты тематического контроля нескольких педагогов могут быть оформлены одним документом.

8. Классно-обобщающий контроль

8.1. Классно-обобщающий контроль осуществляется в конкретном классе или параллели.

8.2. Классно-обобщающий контроль направлен на получение информации о состоянии образовательного процесса в том или ином классе или параллели.

8.3. В ходе классно-обобщающего контроля руководитель изучает весь комплекс учебно-воспитательной работы в отдельном классе или классах:

- деятельность всех учителей;

- включение учащихся в познавательную деятельность;

- привитие интереса к знаниям;

- стимулирование потребности в самообразовании, самоанализе, самосовершенствовании, самоопределении;

- сотрудничество учителя и учащихся;

- социально-психологический климат в классном коллективе.

8.4. Классы для проведения классно-обобщающего контроля определяются по результатам проблемно-ориентированного анализа по итогам учебного года, полугодия или четверти.

8.5. Продолжительность классно-обобщающего контроля определяется необходимой глубиной изучения состояния дел в соответствии с выявленными проблемами.

8.6. Члены педагогического коллектива предварительно знакомятся с объектами, сроком, целями, формами и методами классно-обобщающего контроля в соответствии с планом работы общеобразовательного учреждения.

8.7. По результатам классно-обобщающего контроля проводятся мини-педсоветы, совещания при директоре или его заместителях, классные часы, родительские собрания,

9. Комплексный контроль

9.1. Комплексный контроль проводится с целью получения полной информации о состоянии образовательного процесса в общеобразовательном учреждении в целом или по конкретной проблеме.

9.2. Для проведения комплексного контроля создается группа, состоящая из членов администрации общеобразовательного учреждения, руководителей ШМО, эффективно работающих учителей общеобразовательного учреждения под руководством одного из членов администрации.

9.3. Члены группы должны четко определить цели, задачи, разработать план проверки, распределить обязанности между собой.

9.4. Перед каждым проверяющим ставится конкретная задача, устанавливаются сроки, формы обобщения итогов комплексной проверки.

9.5. Члены педагогического коллектива знакомятся с целями, задачами, планом проведения комплексной проверки в соответствии с планом работы общеобразовательного учреждения, но не менее чем за месяц до ее начала.

9.6. По результатам комплексной проверки готовится справка, на основании которой директором общеобразовательного учреждения издается приказ (контроль за исполнение которого возлагается на одного из членов администрации) и проводится заседание педагогического совета, совещание при директоре или его заместителях.

9.7. При получении положительных результатов данный приказ снимается с контроля.

10. Документационное сопровождение ВШК

10.1. Документационное сопровождение ВШК в МБОУ Пригорской СШ включает следующие организационно-распорядительные документы:

- план-задание на проведение контроля;

- итоговый документ (справку);

- приказ, издаваемый директором общеобразовательного учреждения.

10.2. Документация хранится в течение 3 лет в архиве общеобразовательного учреждения.