Конспекты уроков, презентации

Талмаза Светлана Александровна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка УМК «Школа России» 4 класс

Слайд 2

Тема «Наречие»

Слайд 3

Морфология — это наука, которая изучает части речи.

Слайд 4

Знания + старание + интерес = успех старание подсказка разговор интерес знания Формула успеха

Слайд 5

Чистописание ч е м о дан

Слайд 6

Было тихо, очень тихо: Тихий час теней... Лишь будильник робко тикал, Мышь скреблась, Сверчок пиликал, Козлик мекал, Кот мяукал, Поросёнок дерзко хрюкал. Владимир Орлов

Слайд 7

Было тихо, очень тихо: Тихий час теней ... Лишь будильник робко тикал, Мышь скреблась, Сверчок пиликал, Козлик мекал, Кот мяукал, Поросёнок дерзко хрюкал. Владимир Орлов - Найдите в стихотворении имена существительные. - Что такое имя существительное?

Слайд 8

Было тихо, очень тихо: Тихий час теней... Лишь будильник робко тикал , Мышь скреблась , Сверчок пиликал , Козлик мекал , Кот мяукал , Поросёнок дерзко хрюкал . Владимир Орлов - Найдите глаголы. Что такое глагол?

Слайд 9

Было тихо, очень тихо: Тихий час теней... Лишь будильник робко тикал, Мышь скреблась, Сверчок пиликал, Козлик мекал, Кот мяукал, Поросёнок дерзко хрюкал. Владимир Орлов - Найдите имена прилагательные. Что такое имя прилагательное?

Слайд 10

Было тихо , очень тихо : Тихий час теней... Лишь будильник робко тикал, Мышь скреблась, Сверчок пиликал, Козлик мекал, Кот мяукал, Поросёнок дерзко хрюкал. Владимир Орлов Назовите остальные слова. Предположите, к какой части речи они относятся

Слайд 11

Тема урока: Наречие познакомимся с особенностями наречий; узнаем, что они обозначают; на какие вопросы отвечают; какие грамматические признаки имеют; какова их синтаксическая роль. Задачи урока:

Слайд 12

Какую роль наречие играет в речи? Был хоккей. Дождь прекратился. На экране телевизора мелькали кадры. ВЧЕРА был хоккей. Дождь ВСКОРЕ прекратился. На экране телевизора БЫСТРО мелькали кадры. Вывод: наречия дают дополнительную информацию, уточняют, где, когда, как происходит действие. Работа в группах

Слайд 13

На какие вопросы отвечает наречие? Впишите вопросы, на которые отвечают наречия: наверху _____________________ вниз _______________________ издалека _______________________ вечером ______________________ интересно ____________________ Вывод: в предложении наречие является обстоятельством. где? куда? откуда? когда? как? Работа в группах

Слайд 14

Вывод: наречие не изменяется по числам. Проверим, изменяется ли наречие по числам. Измените наречие «красиво» по числам. Роза распускается (как?) _________ . Розы распускаются (как?) ________ . красиво красиво Работа в группах

Слайд 15

Вывод: наречие не изменяется по временам. Проверим, изменяется ли наречие по временам. Измените наречие «быстро» по временам. Спортсмен бежал __________ Спортсмен бежит___________ Спортсмен побежит ________ быстро быстро быстро Работа в группах

Слайд 16

Вывод: наречие не склоняется по падежам. Проверим, склоняется ли наречие по падежам. И.п. прогулка пешком Р.п. у прогулки ______________ Д.п. к прогулке ______________ В.п. прогулку _______________ Т.п. с прогулкой _____________ П.п. о прогулке пешком пешком пешком пешком пешком Работа в группах

Слайд 17

Вывод: наречие не изменяется по родам. Проверим, изменяется ли наречие по родам. очень высокое здание __________________ высокая стена _________________ высокий дом очень очень Работа в группах

Слайд 18

Какая часть слова указывает на изменяемость слов? Наречия не изменяются, п оэтому у наречия не может быть окончания.

Слайд 19

Наречие — это неизменяемая часть речи. Обозначает признак действия . Отвечает на вопросы как? где? куда? когда? откуда? Петь громко , идти вперёд , вернуться вчера , прийти издалека. В предложении является второстепенным членом.

Слайд 20

Напишите предложения, заменяя рисунки названиями изображённых на них предметов и вставляя вместо точек наречия. передвигается (как?) … прыгает (как?) … едет (как?)… поёт (как?) … светит (как?) … Лампочка светит ярко.

Слайд 21

Проверь себя. Черепаха передвигается медленно . Кенгуру прыгает высоко . Машина едет быстро . Петух поёт громко .

Слайд 22

Наречие — это неизменяемая часть речи. Наречия обозначают признак действия и отвечают на вопросы как? где? куда? когда? откуда? почему? зачем?

Слайд 23

— хорошо — тепло — уютно — интересно — весело --- грустно



Предварительный просмотр:

Занятие по курсу «Социокультурные истоки»

Класс : 2

Тема:  Слово

(Раздел «Труд души»)

Цель: наполнение  социокультурным содержанием категории «Слово»;

вызвать у учащихся желание говорить только добрые слова и совершать добрые поступки.

Задачи:

1.Развитие коммуникативных способностей (работа в паре, работа в группе, ориентация на взаимопонимание)

2.Развитие способностей осуществлять выбор.

3. Помочь детям увидеть и понять, что слова бывают разные: слово может ранить, а может и вылечить.

3.Пополнить словарный запас.

Оборудование: проектор, презентация, рабочая  тетрадь «Истоки – 2», лепестки для учащихся, цветок добра.

Ход занятия

I Организационный этап.

II Присоединение к теме.

- Поднимите руки, кто любит играть?

- В какие игры вы любите играть?

- Вспомните игру «Молчанка . В чём её особенность?

- В чём трудность игры «Молчанка»?  (нельзя произносить слова)

- Какова тема нашего занятия?

III Работа по теме.

  1. Вступительная беседа

- Что проще уметь сказать или уметь услышать?  Объясните своё мнение?

- В русском языке много разных слов. Какие бывают слова?

(добрые и злые, хорошие и плохие, умные и не очень, и т.д.)

- Кто из вас получал доброе слово? Что вы при этом чувствовали?

- А может быть слово «волшебным»?

  1. Работа по произведению В. Осеевой «Волшебное слово»

А) Чтение рассказа В. Осеевой «Волшебное слово»

Б) Анализ произведения.

– Кто главные герои рассказа «Волшебное слово»?

-  Кто помог Павлику?

- Можно ли старика назвать волшебником, колдуном?

- Какой совет старик дал Павлику?

- Как поменялось отношение близких к  Павлику?

- Какую силу имеют волшебные слова?

- Как по-другому можно назвать волшебные слова?    (вежливые)

3.Виды слов

- Какое слово может поддержать человека в трудную минуту?

Например?    

- Какие слова мы используем, если в чём то провинились или совершили проступок?  (слова прощения)

Например?

- А может ли слово исцелить?   Пример?

- С какой целью человек молится? Какие слова он использует?  (слова молитвы)

4.Активные формы обучения  «Какое бывает слово»

А) Индивидуальная работа.

(Работа в тетрадях «Истоки – 2»)

- Записать на лепестках виды слов, которые полезно знать человеку. Определить, какой лепесток оторвался от цветка.

  1. мудрое
  2. доброе
  3. вежливое
  4. прощения
  5. молитвы
  6. благодарности
  7. злое

Б) Работа в парах «Какое бывает слово»

- Обсудите с другом, какие виды слов можно записать на лепестках цветка. Определите, какой лепесток оторвался от цветка?

В) Проверка и обсуждение работы.

5.Ресурсный круг «Подари доброе слово»

- Подумайте и напишите на листочках, какое доброе слово вы хотели бы подарить своим одноклассникам, друзьям?

- Как необходимо говорить добрые слова?

- Учащиеся по кругу дарят друг другу добрые слова.

- Прикрепите свои добрые слова на лепестки цветка на доске.

В нашем классе будет расти цветок добра. Пусть он помогает вам выбирать нужные слова в общении друг другом и прорастёт добрыми делами в ваших душах.

VI Рефлексия.

- Какие чувства вы испытали, услышав в свой адрес добрые слова?

- Приятно ли было дарить доброе слово?

- Для чего необходимо это людям?

V  Итог занятия.

-  Что нового вы узнали на занятии?

- Что вам захотелось сделать?

- Дарите людям, родным, близким, друзья, одноклассникам,  как можно больше добрых слов. Это доставит им радость, поможет, поддержит в трудную минуту.

- Я хочу, чтобы каждый новый день своей жизни вы начинали с улыбки и доброго слова маме, папе, учительнице, одноклассникам и всем окружающим.

Спасибо за работу!



Предварительный просмотр:

Конструкт урока русского языка

Предмет – русский язык  3 класс

 УМК «Школа России»

Тип урока - урок усвоения новых знаний

Тема урока

Изменение имён прилагательных по числам.

Цель урока

способствовать ознакомлению с единственным и множественным числом имён прилагательных; формировать умения определять число имён прилагательных; создать условия для развития речи, умения работать с текстом, для развития орфографической зоркости.

Планируемый результат

Предметный результат

Метапредметный результат / УУД

Личностные УУД

Учащиеся научатся определять число имён прилагательных, отличать по вопросам и окончаниям имена прилагательные единственного числа от прилагательных множественного числа, будут учиться употреблять имена прилагательные в речи.

Регулятивные: умеют формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из текста; логические – владеют основами смыслового чтения художественного и учебного текста.

Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, строят понятные для партнера высказывания.

осознают эстетические потребности и ценности.

Ход урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность детей

1.Организационный момент.                                                    

- Как вы думаете, какая часть речи могла рассуждать вот так:

У существительных подчас

Не жизнь, а просто скука!

Ни цвета нет у них без нас,

Ни запаха, ни звука!

Но если нас к ним приложить,

Им веселее станет жить.

- С какой частью речи будем работать сегодня на уроке?

- Что такое имя прилагательное? Что знаете о прилагательном?

Проверка готовности рабочего места. Настрой на работу.

Повторение пройденного.

Определяют часть речи – имя прилагательное, вспоминают определение имени прилагательного, его грамматические признаки.

II. Актуализация знаний

1.Словарно-орфографическая работа

- Сегодня продолжим работу с именами прилагательными, но сначала познакомимся с новым словарным словом.

- Прочитайте пары слов

Песня – композитор

Картина – художник

Стихи - ?

- Новое словарное слово вы узнаете, если определите смысловую связь в данных парах слов. С каким,  словом мы познакомимся на уроке?

- Кого называют поэтом? ( писатель, создающий произведения в стихах)

- Каких известных поэтов вы знаете?

- Что вы можете сказать о написании слова? ( в слове поэт – непроверяемая безударная гласная о)

- Запишите слово, поставьте ударение, подчеркните орфограмму.

Анализируют пары слов, определяют какое слово пропущено. Знакомятся с правописанием нового словарного слова – поэт.

2. Повторение изученного

- Распространите предложение

Поэт написал стихотворение о весне,

 вставляя перед каждым существительным подходящее по смыслу прилагательное.

- Записать предложение ( на доске). Определить род прилагательных.

- Что надо сделать, чтобы определить род прилагательных?

Составляют предложение

( Известный поэт написал хорошее стихотворение о ранней весне.)

Определяют род прилагательных.

3.Орфографическая минутка

- Как вы думаете, что необходимо поэту, чтобы получились стихи?

- Чтобы ответить на этот вопрос, вам помогут рассыпанные слова.

- Составьте их из слогов.  ( рифма, чувство, фантазия,  хорошие)

- Объясните орфограммы, запишите слова  в тетрадь.

- Какое слово лишнее? Почему?

Составляют из слогов рассыпанные слова (рифма, чувство, фантазия, хорошие)

Записывают слова в тетрадь, подчёркивают орфограммы.

Находят лишнее слово? (хорошие – это имя прилагательное)

III . Самоопределение к деятельности. Постановка проблемы

- Определите число у записанных слов.

- Какое слово вызвало затруднение? Почему?

- Определите тему урока.

- Исходя из темы урока,  сформулируйте  учебные цели

( учимся определять….,  окончания….., как ещё изменяются ……)

Определяют число имён существительных.

Формулируют тему и учебные задачи урока с помощью опорных слов.

IV Работа по теме

1.Решение проблемы(работа в группах)

2.Вывод. Составление схемы

Возьмите карточки.  

 Подберите к существительным  прилагательные, запишите с вопросом, выделите окончание.

             Ед.ч.                                    Мн.ч.

 Берёза  (……….)                      Берёзы(      ?)  ……..

 Облако  (………..)                  Облака (       ?) ……...

  День (………..)                       Дни (          ?)..........

             Ед.ч.                                      Мн.ч.

 Река  (……….)                        Реки (          ?)…..

 Озеро   (………..)                   Озёра(         ?) ……...

  Пруд  (………..)                     Пруды (         ?)...........

             Ед.ч.                                       Мн.ч.

 Бабочка  (……….)                 Бабочки(             ?) …………

 Облако  (………..)                 Облака (            ?)………….

 Сосна (………..)                    Сосны(         ?).............

Проверка.

- Определите число существительных в первом столбике и во втором? ( подпишите)

- Какое число имеют существительные первого столбика? Определите  число существительных второго столбика?

Подумайте над вопросами:

- Изменяются ли имена прилагательные по числам?

-  На какие вопросы отвечают и какие окончания имеют имена прилагательные?

- Как определить число прилагательных?

2. - Какой вывод можете сделать?

Формулировка правила и проверка его по учебнику. ( стр. 78-79)

3. Составление схемы

- Как изменяются имена прилагательные?

- На какие вопросы отвечают имена прилагательные в единственном числе? Какие имеют окончания?

- На какие вопросы отвечают имена прилагательные во множественном числе? Какие имеют окончания?

Выполняют задания по карточкам

Определяют число имён существительных.

Отвечают на вопросы.

Проверяют свой вывод по учебнику.

Составляют схему.

V Физкультминутка

Я буду называть словосочетания. Если в словосочетании прилагательное единственного числа – приседаете, если прилагательное множественного числа – хлопаете. Мальчики считают сколько будет названо прилагательных единственного числа, а девочки - множественного числа.

Новое здание, новые здания, стройное дерево, стройные деревья, лесная поляна, пушистые ели, старые друзья, подъёмный кран, чистый воздух, великие дела. ( 5 – ед. ч, 4 - мн. ч)

Выполняют задания. Считают количество прилагательных единственного и множественного числа.

VI Закрепление пройденного

1.Составление текста (работа в парах)

Поэты описывают увиденное словами, композиторы передают увиденное звуками, а художники пишут картины.

- Рассмотрите картину Константина Фёдоровича Юона «Мартовское солнце».

К.Ф. Юон любил писать солнечные пейзажи, и эта картина не стала исключением. На картине «Мартовское солнце» изображен теплый день в обычной деревушке. Хоть март и считается весенним месяцем, но у нас на улицах все еще зима. Снег только чуть-чуть начинает подтаивать, и солнышко дарит свое тепло. Небо становится каким-то легким и невесомым, совсем не как зимой, когда оно пасмурное и тяжелое. Природа просыпается от зимней спячки, и весна вступает в свои права. К.Ф. Юон удивительно точно сумел передать такое состояние природы.

- Этот текст описывает картину К.Ф. Юона «Мартовское солнце». Прочитаем его.

На картине изображена _____________весна. ___________солнце освещает деревню. По __________небу плывут __________облака. ______________берёзы и _____________тополя тянут свои ветви к ____________небу. Радуются _________солнцу и теплу люди и животные. Весело бегут лошади по __________дорожке.

Резвится ___________жеребёнок. Все почувствовали наступление ___________весны.

- Вставить пропущенные имена прилагательные.

- Проверка.

Рассматривают репродукцию картины К.Ф.Юона «Мартовское солце»

Читают текст.

Обсуждают, какие имена прилагательные можно вставить в предложения.

2. Самостоятельная работа

- Выписать из текста словосочетания, определить число прилагательных.

_ Взаимопроверка.

Записывают словосочетания, определяют число прилагательных.

Взаимопроверка.

3. Задания для смекалистых.

Вопросы для любознательных:

- Каким ключом нельзя отвернуть гайку? (скрипичным)

- Какую соль не кладут в суп?( морскую)

- Из каких кранов не льется вода?     (подъемных)

- Записать слова и определить число.

- Проверка ( слайд)

Записывают слова и определят число прилагательных.

VII Итоги. Рефлексия.

1.- Что узнали о прилагательных?

- Как определить число имён прилагательных?

- Какие задания было интересно выполнять?

2. Побудь учителем минутку,

Поставь оценку, но не в шутку!

Задание

Успешность

+ или -

1

Работа с предложением

2

Орфографическая минутка

3

Знание правил

4

Участие в работе группы

5

Работа с текстом

6

Самостоятельная работа

- Кто «отлично» поработал?

- Кто поработал «хорошо»?

- Кто не доволен своей работой?                                                                                                                                          

Анализ своей работы, знаний. Оценка по параметрам: оценочный лист.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Урок русского языка УМК «Школа России» 3 класс Тема «Изменение имён прилагательных по числам»

Слайд 3

Имя прилагательное

Слайд 4

песня - композитор картина - художник стихи - ? поэт

Слайд 5

Поэт написал стихотворение о весне. п о эт

Слайд 6

Составь слова риф ма фан та зия чув ство хоро шие

Слайд 7

Какое слово лишнее? Ри ф ма, чу в ство, ф а нтазия, х о рош и е.

Слайд 8

Число имён прилагательных Узнаем, как ещё изменяются …….. Будем учиться определять ….. Окончания …….

Слайд 9

Подумайте! Изменяются ли имена прилагательные по числам? Как определить число имён прилагательных? На какие вопросы отвечают и какие имеют окончания?

Слайд 10

Берёза ( ?)….. Берёзы( ?)…… Облако ( ?)…. Облака ( ?) …… День ( ?)…… Дни ( ?)..........

Слайд 11

Река ( ?)…… Реки ( ?)….. Озеро ( ?)…. Озёра( ?)……. Рисунок ( ?)….. Рисунки ( ?)......

Слайд 12

Бабочка ( ?) …. Бабочки( ?) … Облако ( ?)… Облака ( ?)… Сосна ( ?) …. Сосны ( ?)......

Слайд 13

Подумайте! Изменяются ли имена прилагательные по числам? Как определить число имён прилагательных? На какие вопросы отвечают и какие имеют окончания?

Слайд 14

Число имён прилагательных ед. ч. мн. ч. Какой? Какая? Какое? ой ый ий ая яя ое ее Какие? ые ие

Слайд 16

На картине изображена __________весна. ___________солнце освещает деревню. По __________небу плывут _________облака. ___________берёзы и _____________тополя тянут свои ветви к ____________небу. Радуются _________солнцу и теплу люди и животные. Весело бегут лошади по __________дорожке. Резвится ___________жеребёнок. Все почувствовали наступление ___________весны.

Слайд 17

Занимательный русский язык

Слайд 18

ед. ч. ед. ч. мн. ч. Проверь себя! ! + -

Слайд 19

Побудь учителем минутку, поставь оценку, но не в шутку! Задание 1. Работа с предложением. 2. Орфографическая минутка. 3. Знание правил. 4. Участие в работе группы. 5. Работа с текстом. 6. Самостоятельная работа. Успешность +, -

Слайд 20

Домашнее задание Сочинить стихотворение, определить число прилагательных. С. 80 упр. 138 Выучить правила на с. 78, 79.

Слайд 21

СПАСИБО ЗА УРОК



Предварительный просмотр:

Конструкт урока по русскому языку  в 3  классе

 УМК «Школа России»,    «Русский язык» 3 класс –В.П.  Канакина, В.Г. Горецкий. 2019 г.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Тема

 Корень слова. Однокоренные слова.

Цель урока

формировать понятие корня слова, умения подбирать однокоренные слова, выделять в них корень.

Планируемый результат:

 

Предметные

УУД

Личностные:  - прививать интерес к родному языку, к слову;

- научатся быть терпимым и внимательным к мнению и высказываниями других учащихся

Научатся находить корень в слове,  распознавать однокоренные слова и группировать их, различать однокоренные слова и слова-синонимы.

Регулятивные: обучающиеся осознают, принимают и сохраняют познавательную цель, охотно осуществляют решение познавательной задачи, самостоятельно контролируют свою деятельность по конечному результату, обнаруживают допущенные ошибки, вносят коррективы и оценивают свою деятельность 

Метапредметные: Поиск и извлечение значимой информации

Познавательные: обучающиеся осуществляют анализ и синтез объектов на основе языкового материала, строят логические цепи рассуждений, выдвигают доказательства 

Межпредметные : чтение, окружающий мир

Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию, создавать проблемную ситуацию, осуществляют рефлексию своих действий 

Организация пространства

Форма работы

Ресурсы

Фронтальная, работа в парах, индивидуальная, самостоятельная работа.

Учебник .Тетрадь. Линейка. Простой карандаш.   Доска интерактивная. Презентация.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организация, мотивация.

- Начинаем наш урок. Прочитаем девиз урока.

Работаем старательно, слушаем внимательно.

С мАлой удачи начинается большой успех.

- Поднимите руку, кто любит цирк?

- Какой артист в цирке самый весёлый?

Загадка:

В цирке он смешнее всех.

У него – большой успех.

Только вспомнить остаётся,

Весельчак тот как зовётся?     (клоун)

- К нам на урок пришёл клоун, он приготовил много фокусов и загадок. И поможет открыть тайны русского языка.

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются

Читают  вместе стихотворение

2.Актуализация опорных знаний.

1. Чистописание

2. Повторение

- Запишите дату, слова – классная работа.

- Подумайте,  какую букву мы будем приписывать на минутке чистописания. Для этого вам надо расшифровать, как составлены схемы и определить , какая буква стоит на месте вопросительного знака.

( Письмо заглавной и строчной букв ц)

- Запишем слова:

А) Где работает клоун?

Б) Как называют человека, работающего в цирке?

В) Номер в цирке называется?

Запись слов : цирк, циркач, цирковой.

- Что общего у записанных слов?

- Как называются такие слова?

- Какие слова называются однокоренными?

Вывод: однокоренные (родственные) слова – это слова с одинаковой частью (корнем), близкие по смыслу.

Анализируют схемы, определяют букву – вместо вопросительного знака.

Прописывают  буквы ц, Ц.

Записывают слова, объясняют орфограмму,

Определяют, как называются слова с одинаковой частью слова – корнем. Вспоминают, какие слова называются однокоренными.

3. Самоопределение к деятельности

  1. – Любимое занятие клоуна – жонглировать мячами. А на мячах специальные значки. Как вы думаете, что они означают?

- Есть знакомый знак – корень. Корень – это часть чего?  (слова)

- Значит другие значки – это тоже части слов.

2. Знакомство с разделом «Состав слов»  стр. 73 – в учебнике

- Прочитайте название раздела, чему будем учиться.

- Определим, какую часть слова показывают значки на мячах клоуна.

    Приставка                      суффикс                         основа

    Корень                            окончание

3. -Послушайте загадку:

Я у дуба, я у зуба,

Я у слов и у цветов.

Я упрятан в темноту

Я не вверх, а вниз расту. (Корень)

- О каких значениях корня говорится в загадке?

1) подземная часть растения;

2) внутренняя, находящаяся в теле часть зуба, волоса, ногтя;

3) часть слова.

- Как вы думаете, какое значение имеет корень для растения, для зуба ?

- Это важная, необходимая часть.

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

Тема урока: Корень слова. Однокоренные слова.

Сформулируйте учебные задачи урока с помощью опорных слов :

1. Повторим что такое …..

2. Будем учиться подбирать ….. слова.

3. Определим, всегда ли слова с одинаковым корнем являются ………..

Знакомятся с новым разделом учебника «Состав слова», определяют , какие части есть в слове.

Отгадывают загадку. Определяют значения слова – корень.

Формулируют тему и учебные задачи урока.

4. Работа по теме урока.

  1.  Клоун приготовил для вас сказку.

Жило-было слово ход

В слове выход, в слове вход,

В слове ходики стучало

И в походе вдаль шагало.

- Итак,  посмотрите на слова, которые «выросли» на этом дереве.

- Как в сказке  называются эти слова?(родственниками). Близки ли по значению эти слова? Что общего у этих слов (общая часть – ход)

- Попробуйте прочитать только корень.

- Вы  поняли,  что  обозначает  это  слово?

-А  попробуйте    закрыть  корень  и  прочитать  оставшиеся  части.

-Ясен  ли  смысл?

-Правильно,  корень  -  это  главная  часть.  В  корне  заключён  смысл  слова.  От  него  «растут»  другие  слова.

-Дополним  схему.  Корень – это…

 

- Как называется эта часть? (корнем).

Итак, сформулируйте вывод о том, что такое корень.

2. Работа по учебнику.

- Проверьте свои предположения по учебнику стр. 74

3.- Как найти корень слова?

Сначала надо определить  значение  слова.

Затем подобрать родственные слова.

Найти общую часть слова – корень.

Слушают сказку, отвечают на вопросы. Делают вывод, что корень – это главная значимая часть слова.

Составляют алгоритм: как найти корень слова.

7. Закрепление пройденного.

  1. Подберите однокоренные слова в таком порядке:

Имя существительное ~ – имя прилагательное ~ –  глагол.

(Работа в парах)

Образец: ~ соль ~ – солонка ~ – солёный ~ – солить.

Звон – ~~   звонок – ~ ~ звонкий – ~ ~ звонить.

Боль – ~  ~ болезнь –~ ~  больной – ~ ~ болеть.

Проверка

  1. – Как пишется корень в однокоренных словах?

Запомните. Корень в однокоренных словах пишется одинаково. Например, ~ Лес – ~ лесной        

вода – ~ водичка

море – ~ моряк        

дерево – ~ деревянный

тяжесть –  ~ тяжёлый

холод – ~ холодный

Подберите к этим словам другие однокоренные слова.

3.- Как вы думаете, всегда ли слова с одинаковым корнем являются однокоренными?

Клоун придумал фокус . Вы, ребята, ему поможете.

Задание для работы в группах.

- Вспомним правила работы в группах.

Прибавляя, по одной букве к слову, можно получить другие слова.

  1. Газообразное состояние воды.
  2. Место отдыха.
  3. Театральная принадлежность.
  4. Другое название теплицы.

 Ответ: пар – парк – парик – парник.

- Назовите общую часть этих слов.

- Являются ли эти слова однокоренными?

-Какой  вывод  можно  сделать?

При  подборе  однокоренных  слов  нужно  обращать  внимание  на  значение  слов,  так  как  иногда  корень  в  словах  может  совпадать,  а  значение  нет,  и  тогда  такие  слова  не  будут  однокоренными.

Работают в парах. Подбирают и записывают однокоренные слова.

Запоминают правило, подбирают другие однокоренные слова.

Выполняют задание в группах. Составляют слова.

Делаю вывод.

8. Физкультминутка.

  Клоун предлагает поиграть. Игра  «Ловушка».

-Если  вы  услышали  пару  однокоренных  слов,  то  хлопаете  в  ладоши.  Если  пару  слов,  которые  не  являются  однокоренными,  то  приседаете.

Лес – лесник,  река – ручей,  стена – потолок,  кот – котик,  сад – садовый,  дом – домашний,  дом – дым,  желток – жёлтый,  вода – водичка,  хлеб – батон,  ветер – ветка.

Играют, выполняют задания. Учатся отличать однокоренные слова от слов-синонимов.

9. Закрепление пройденного.

Игра «Четвёртый лишний».

(Работа в группах – по карточкам)

В каждой цепочке слов найдите лишнее слово.

Час, часок, часовщик, часть.  

Морозный, холодный, мороз, морозить. 

Вода, водный, водить, водичка.

Улететь, полёт, летучий, летний.

Соринка, сор, сорвал, насорил. 

- Запишите две группы однокоренных слов по выбору. Выделите корень в словах.

Работают в группах, находят в каждой цепочке лишнее слово, объясняя свой выбор.

Записывают две группы однокоренных слов, выделяют корень.

10. Итоги урока. Рефлексия.

  1. Подведём итоги. Закончите фразу.

Корень – это … часть слова.   

Корень выражает … .   

Корень в слове выделяется с помощью подбора … .   

Корень в однокоренных словах пишется ………..

  1. Клоун предлагает выбрать мяч, соответствующий вашему настроению:

- отлично;

- я старался, но не всё получилось;

- нужно ещё поработать.

Отвечают на вопросы, продолжая предложение.

Выбирают предложение. Оценивают свою работу на уроке.



Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по курсу

 «Основы религиозных культур и светской этики»

(модуль «Основы светской этики»)

4-й класс

Тема урока: Совесть 

Тип урока: ОНЗ

Цель урока: формирование представления о  совести, как нравственной категории.

Задачи:

- создать условия для расширения у школьников образного представления о морально-этическом понятии “совесть” с опорой на имеющие знания и жизненный опыт;

- формировать умения самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях с учетом своего индивидуального познавательного стиля

Личностные результаты: ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей , развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов поведения, знание основных моральных норм(справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность), формирование моральной самооценки, проявление  в конкретных ситуациях доброжелательности, доверия, внимательности, помощи ,соотношение  поступка с моральной нормой.

Предметные результаты: понимание значения нравственности в жизни человека и общества; развитие представлений младшего школьника о значении норм морали, общечеловеческих ценностей в жизни людей, о совести, как нравственной категории; готовность к нравственному самосовершенствованию и духовному развитию.

Регулятивные УУД: постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения, мобилизация сил и энергии к волевому усилию к преодолению препятствий.

Познавательные УУД:

умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, овладение логическими действиями ,сравнения, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами  родного языка.

Основные понятия: стыд, вина, ответственность, совесть,  внутреннее самосознание,  самооценка, удовлетворённость, неудовлетворённость.

Оборудование:

мультимедийная презентация,  ноутбук, учебник, словари,  раздаточный материал – высказывания известных людей (на листочках), копии рассказа Н.Артюховой «Совесть заговорила».

                                                            Ход урока

I Организационный момент

II Актуализация знаний

- На прошлых уроках мы говорили о главных ценностях нашей жизни. Перечислите их.

- Представьте, что у нас всё есть: мы здоровы, есть семья, Родина, мир на Земле.

- Тогда возникает вопрос, каким должен быть человек, чтобы всё это сохранить?

- Что самое главное в человеке?

III Самоопределение к деятельности Постановка проблемы

1. - Послушайте интересный случай, который произошёл в школе.

В одном классе дружили два мальчика. Всюду они были вместе. Все считали их настоящими друзьями. Витя учился хорошо, а Гена немного хуже, особенно по математике. У Гены долгое время болела мам, и он старался, как мог, не огорчать её. И в это время по математике должна быть контрольная. Учитель вошёл в класс, записал задание на доске, дети начали работать. Витя быстро справился с работой, и, видя, что Гена не решил задачу, написал на бумажке и бросил ему. Гена, увидев шпаргалку, быстро поднял её, прочитал – вся задача была решена. Долгое время Гена не знал, как поступить, но мысль о больной маме поборола его совесть. Он списал работу и сдал тетрадь. Целый день у Гены было плохое настроение, мама заметила это, но  ничего ей не сказал. Наступил следующий день. Учитель стал объявлять оценки. Она похвалила детей, которые хорошо написали работу, особенно была довольна Геной: «Ты очень меня порадовал, Гена», - сказала учитель и отдала ему тетрадь. Гена взял тетрадь, но посмотреть в глаза учителю не смог, стыдно ему было. А за соседней партой тихо всхлипывала девочка Катя, она за контрольную работу получила «2». Урок уже почти закончился, Гена вдруг встал, подошёл к учителю и сказал: «Поставьте мне «2», пятёрка – это не моя оценка, я работу списал». Учительница посмотрела добрыми, ласковыми глазами и сказала: «За правду спасибо, Гена, это очень хорошо, что ты всё понял». Она исправила оценку «2» , а Гена нёс тетрадь так, будто он получил «5», а не «2».

- Как вы оцениваете поступок Гены?

- Всякий ли школьник может поступить так, как Гена?

2. Проблема: Что помогает человеку поступать хорошо, правильно?

- Тема урока «Совесть»

- Сформулируйте учебные задачи урока, в соответствии с темой урока?

( Что такое совесть? Зачем человеку совесть? Чем отличаются стыд и совесть?)

IV Работа по теме урока

  1. Исследуем слово – совесть.

Работа по словарям (в группах)

1 группа – толковый словарь (значение слова совесть)

2 группа – словообразовательный словарь (происхождение слова совесть)

3 группа – словарь синонимов (подобрать синонимы к слову совесть)

- Проверка. Сообщение результатов работы каждой группы.

2.         Искренне переживая последствия плохого поступка, обвиняя себя, раскаиваясь, давая зарок не совершать ничего подобного впредь, человек чаще всего не понимает, не отдает себе отчета, что в этот момент звучит голос его собственной совести, не знает, как назвать происходящее с ним.

 Совесть – это голос, звучащий внутри нас. Он говорит, что можно делать и чего нельзя. Это очень важная штука. Если что-то не так сделал, тебя совесть мучает, говорит: пойди и извинись. Тебе стыдно. Совесть и стыд – близкие вещи.

3. Разобраться чем отличаются понятия «стыд»  и  «совесть» нам поможет учебник. Чтение стать учебника «ОСЭ» стр. 48-49

- Чем отличаются стыд и совесть?

Совесть – это переживание осуждения или одобрения собственного поступка.

Стыд – это тяжёлое подавленное состояние человека, которое появляется после осуждения его поведения окружающими людьми.

- Изменилось ли представление о совести в наши дни?

- Приведите примеры проявления  чистой совести.

4. Работа с афоризмами известных людей (в парах)

-  Перед вами высказывания (на листочках) известных людей, посвященные этому понятию. Выберите ключевое слово-синоним из каждого высказывания, подчеркните его.

  1.  « Совесть — лучшая нравоучительная книга из всех, которыми мы обладаем, в нее следует чаще всего заглядывать» Паскаль Блез
  2. «Законживущий в нас, называется совестью. Совесть есть, собственно, применение наших поступков к этому закону» Кант И.
  3.  «Совесть — это наш внутренний судья, безошибочно свидетельствующий о том, насколько наши поступки заслуживают уважения или порицания наших близких» Гольбах П.
  4.  «Совесть – это внутренний голос, предупреждающий о том, что за  

            нами кто-то следит. Генри Луис Менкен

5. – Какие два чувства сопутствую совести?  (удовлетворённость и неудовлетворённость)

Удовлетворённость - вызывает спокойную, чистую совесть. Человек осознает, что он справляется со своими моральными обязанностями, нет нарушений долга, отступлений от нравственных правил.

Неудовлетворённость - рождает собой муки совести, раскаяние. Человек сожалеет о случившемся, хочет исправить ошибку и не совершать подобного в будущем. Здесь совесть соединяется с чувством вины и стыда.

V Закрепление

Работа над произведением  Н.Артюховой «Совесть заговорила»

 Сейчас мы познакомимся с замечательным произведением детской писательницы Нины Михайловны Артюховой – советской писательницы, посвятившей свою жизнь созданию произведений для детей. Читать будем по очереди «цепочкой».

Вопросы для обсуждения:

  • Почему Дима перестал списывать у товарищей?
  • Кто,  как вы думаете, разговаривал с ним?
  • Чем честный человек отличается от обманщика?
  • Можно ли услышать совесть другого человека?
  • Как ты понимаешь слова «голос совести»?
  • Можно ли увидеть совесть?
  • Как проявляется совесть?
  • Может ли бессовестный человек быть хорошим человеком? А добрым?
  • Зачем людям нужна совесть?
  • Есть ли совесть у плохих людей?

VI Рефлексия   Итоги

 - Случалось ли вам испытывать угрызения совести?

- Было ли стыдно за свои поступки?

- Всегда ли вы поступали по совести?

Домашнее задание: подобрать пословицы и поговорки про совесть.

 Литература:

1. А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. Пособие для учителя. М.: Просвещение-2008 (Стандарты второго поколения)

2. Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: учебник для общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение-2010

3. «Основы религиозных культур и светской этики», книга для учителя М.     Просвещение -2010

4. Дик Н.Ф. Классные часы в 3-4 классах Ростов н| Д «Феникс»-2003

5. Copyright © 2012. В чем смысл жизни человека? Притчи, цитаты, афоризмы и высказывания о смысле жизни.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка УМК «Школа России» 3 класс

Слайд 2

Тема урока: Корень слова. Однокоренные слова.

Слайд 3

Работаем старательно, слушаем внимательно. С мАлой удачи начинается большой успех.

Слайд 4

В цирке он смешнее всех. У него – большой успех. Только вспомнить остаётся, Весельчак тот как зовётся?

Слайд 5

Чистописание а в б ж и з х ч ?

Слайд 6

© InfoUrok.ru Чистописание Ц ц цы ци ц и рк ц и ркач ц и рковой

Слайд 7

Родственные слова общая часть (корень ) близкие по смыслу однокоренные

Слайд 9

корень приставка суффикс окончание основа слова Части слова

Слайд 10

корень подземная часть растений внутренняя, находящаяся в теле, часть зуба, волоса, ногтя часть слова

Слайд 11

Тема урока: Корень слова. Однокоренные слова.

Слайд 12

1 . Повторим что такое ….. 2. Будем учиться подбирать ….. слова. 3. Определим, всегда ли слова с одинаковым корнем являются ……….. Задачи урока

Слайд 13

вход -ход поход ходики ходьба походка уходить выход

Слайд 14

корень Часть слова Значимая часть Общая часть однокоренн ых слов

Слайд 15

Как найти корень ? 1 . Определить значение слова. 2. Подобрать родственные слова. 3. Найти общую часть слова – корень.

Слайд 16

Существительное прилагательное глагол Звон – звонок – звонкий – звонить. Боль – болезнь – больной – болеть. Соль – солонка – солёный – солить.

Слайд 17

лес – лес ной вод а – вод ичка мор е – мор як дерев о – дерев янный холод – холод ный Корень в однокоренных словах пишется одинаково !

Слайд 18

Соблюдай простые правила: 1. Уважай своего товарища. 2. Умей каждого выслушать. 3. Не согласен – предлагай! Работа в группах

Слайд 19

1. Газообразное состояние воды. 2. Место отдыха. 3. Театральная принадлежность. 4. Другое название теплицы.

Слайд 20

При подборе однокоренных слов нужно обращать внимание на значение слов, так как иногда корень в словах может совпадать, а значение нет, и тогда такие слова не будут однокоренными.

Слайд 21

Игра «Ловушка»

Слайд 22

Час, часок, часовщик, часть. Морозный, холодный, мороз, морозить. Вода, водный, водить, водичка. Улететь, полёт, летучий, летний. Соринка, сор, сорвал, насорил. Игра « Четвёртый лишний » Час, часок, часовщик, часть. Морозный, холодный, мороз, морозить. Вода, водный, водить, водичка . Улететь, полёт, летучий, летний. Соринка, сор, сорвал, насорил.

Слайд 23

1.Корень - это … 2. В корне заключено… 3.Корень в слове находят с помощь подбора… 4. Корень в однокоренных словах пишут…

Слайд 24

Нужно ещё поработать. Я старался, но не всё получилось. Отлично!