Печатные работы

Верхотурова Наталья Ивановна

Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации города Усть-Илимска

Муниципальное казенное учреждение «Центр развития образования»

Городские педагогические чтения «Инновационный  потенциал учителя. Его роль  в  моделировании школьного образовательного пространства»

Развитие личностных универсальных учебных действий

младших школьников в урочной деятельности

Возняк Н.И..,

учитель начальных классов

МБОУ «Средняя

общеобразовательная школа № 9»,

первая квалификационная категория

г. Усть-Илимск,

2014г.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………….

3

  1. Концептуальная часть …………………………………………………………...............

4

  1. Практическая часть ……………………………………………………………...............

6

Результативность опыта. Выводы …………………………………………………………...

11

Список литературы…………………………………………………………………………

13

Приложение 1. Схема формирования личностных УУД

Приложение 2. Практические методики выявления сформированности личностных УУД

Приложение 3. Бланк фиксации результатов

Приложение 4. Личностные УУД на разных этапах ОС «Школа 2100»

Приложение 5. Диагностические данные

Приложение 6. Участие в олимпиадах и конкурсах


Введение

Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. Каждые десять  лет объём информации в мире удваивается. Поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения не в  виде конкретных знаний, а в виде умения учиться, становятся  всё более востребованными.

Исходя из этого,  Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные -  универсальные учебные действия.

Учителю начальной школы необходимо создавать условия для формирования всех групп УУД (личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных), учитывая возрастные особенности младших школьников.  При этом именно личностные универсальные учебные действия определяют готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самосовершенствованию, формируют мотивацию к обучению, ценностно-смысловые установки, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества.

Объектом  исследования стали личностные УУД младших школьников.

Предметом  –  методы и приёмы  формирования личностных  универсальных учебных действий у младших школьников.

Цель работы: развитие личностных УУД у младших школьников в урочной деятельности и внеурочной деятельности.

Задачи:

  • изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования, систематизировать способы, методы и приемы формирования УУД младших школьников;
  • внедрить наиболее эффективные методы и приёмы развития личностных универсальных учебных действий обучающихся класса;
  • осуществить мониторинг сформированности и развития личностных универсальных учебных действий для обеспечения индивидуального продвижения обучающихся.

Поставленные задачи решались с помощью следующих методов: анализа учебной и научной психолого-педагогической литературы, систематизации теоретического материала, классификации и систематизации практического материала, педагогического  мониторинга (тестирование, наблюдение).

Гипотеза: формирование личностных УУД младших школьников будет эффективным, если:

  • осуществляется индивидуализация образовательного процесса на основе мониторинга сформированности личностных УУД школьников;
  • урочная и внеурочная деятельность осуществляется с применением технологий деятельностного типа;
  • ведется непрерывная работа по развитию ученического самоуправления.

Новизна и практическая значимость работы связана с использованием в практике методов и  приёмов, направленных на развитие личностных УУД обучающихся начальных классов  и актуальностью их применения  на уроке и во внеурочной деятельности в начальной школе с учетом особенностей класса.


  1. Концептуальная часть

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные – универсальные учебные действия (7; 7).

 В широком значении "универсальные учебные действия" - это действия, направленные на саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. 

В более узком (психологическом значении) "универсальные учебные действия" - это совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.  (1; 27). Универсальные учебные действия – это действия разнообразного назначения, необходимые в организации и осуществлении учебной деятельности.  

Особое место в системе УУД младшего школьника занимают личностные  учебные действия, обеспечивающие ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. (1; 28)

В начальной школе, согласно требованиям ФГОС НОО, содержанию ООП НОО МБОУ «СОШ № 9»,  у младших школьников необходимо сформировать личностные универсальные учебные действия, включаемые в следующие три основные блока:

  • самоопределение – сформированность  внутренней позиции школьника – принятие и освоение новой социальной роли ученика; становление основ российской гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;
  • смыслоообразование – поиск  и установление личностного смысла (т. е. «значения для себя») учения на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю» и того «что я не знаю» и стремления к преодолению этого разрыва;
  • морально-этическая ориентация – знание основных моральных норм и ориентация на выполнение норм на основе понимания их социальной необходимости; способность к моральной децентрации – учету позиций, мотивов и интересов участников моральной дилеммы при разрешении моральной дилеммы; развитие этических чувств – стыда, вины, совести, как регуляторов морального поведения.(4, 7)

По мнению А.А. Леонтьева личностные УУД формируются в процессе использования технологий деятельностного типа. В результате у каждого ребенка развивается интерес и стремление учиться, а также формируется совокупность универсальных учебных действий, которые позволят ему самостоятельно осуществлять процесс познания и обеспечат способность к организации самостоятельной учебной деятельности.(4)

Для развития личностных УУД возможно использование следующих образовательных технологий:

  • технология проблемного диалога стимулирует мотивацию учения; повышает познавательный интерес; формирует самостоятельность и убеждения;
  • проектная деятельность формирует накопление смыслов, оценок, отношений, позитивных поведенческих стереотипов;
  •  ИКТ-технологии позволяют формировать адекватную самооценку, осознанность учения и учебной мотивации, адекватное реагирование на трудности, критическое отношение к информации и избирательность её восприятия, уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей, формируется основа правовой культуры в области использования информации;
  • технология ситуативного обучения формирует умение демонстрировать свою позицию, нравственную оценку ситуации, принятие чужого мнения, адекватную оценку других, навыки конструктивного взаимодействия;
  • технология продуктивного чтения формирует личностные УУД, если анализ текста порождает оценочные суждения;
  • технология уровневой дифференциации формирует адекватную самооценку, саморазвитие и самосовершенствование, учебную мотивацию, умение ставить цели.
  • технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) направлена на развитие контрольно-оценочной самостоятельности  учеников за счёт изменения традиционной системы  оценивания.

Развитие личностных УУД на различных этапах во всех направлениях урочной и внеурочной деятельности посредством применения приведенных выше педагогических технологий позволяет повысить мотивацию обучающихся  и тем самым позитивно изменить эффективность образовательного процесса, заложить фундамент развития компетентной личности. (5)

Для формирования личностных УУД необходимо использовать различные технологии деятельностного типа в комплексе.


  1. Практическая часть

За три года работы по внедрению Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения накоплен определенный опыт обеспечения в образовательном процессе личностного развития учащихся. Он является результатом применения наиболее эффективных форм, методов и приемов работы в урочной и внеурочной деятельности и использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа.

В 1 класс поступили дети с разным уровнем готовности к школе, как интеллектуальной, так и психологической. В классе оказались дети из разных детских садов и разных микрорайонов города, практически незнакомые друг с другом. Первоочередной задачей стало создание условий для того, чтобы дети с желанием шли в школу и учиться,  и общаться. Следовательно, на первый план выходила работа по формированию личностных УУД обучающихся, обеспечивающих сформированность  внутренней позиции школьника, поиск  и установление личностного смысла учения, знание основных моральных норм поведения в обществе. Именно внеурочная деятельность помогает решить эти первоочередные задачи.

Развитие личностных УУД во внеурочной деятельности

«Важнейший результат воспитания – готовность и способность человека к самоизменению (самостроительству, самовоспитанию);  «…"выращивание" у него способности и потребности к творчеству, в первую очередь социальному и личностному – творчеству самого себя» (А.А. Леонтьев). Данный результат в основе своей предполагает ориентацию процессов обучения, воспитания и социализации личности на её  самоопределение – жизненное, ценностно-смысловое как основу духовно-нравственного;  социальное, национальное, религиозное, профессиональное, семейное и т.д., осуществляемое человеком на протяжении всего его жизненного пути, а в момент окончания школы выступающее «ядром» жизненной ситуации выпускника». (2; 5)

При таком подходе воспитательный процесс должен быть главным образом направлен не на проведение специальных воспитательных мероприятий, а на вовлечение учеников в практику больших и малых добрых дел, т.е. сами ученики организуются в своей деятельности для осуществления какого-либо важного с их точки зрения и полезного дела. Задача учителя как воспитателя поддерживать хорошие инициативы детей и обеспечивать возможности для их осуществления.

Известно, что на первых порах очень трудно создать детский коллектив класса. Чтобы привить правила моральных норм, нравственного поведения, наладить межличностные отношения нужно проводить большую работу: классные часы, индивидуальные беседы, праздники, внеклассные мероприятия, изучить интересы каждого ребенка.

Существенную роль в формировании личностных УУД  играет метод проектной деятельности. Работа над проектами гармонично дополняет в образовательном процессе классно-урочную деятельность и позволяет работать над получением личностных УУД в более комфортных для этого условиях, не ограниченных временными рамками отдельных уроков.

Личностные результаты при работе над проектами могут быть получены при выборе тематики проектов. Например, выбор темы проектов, связанной с историей и культурой своей страны, позволяет формировать самоопределение учащихся как граждан России, испытывать чувство гордости за свой народ, свою Родину.

Конечно, без помощи родителей не обходимся. А Федеральные государственные стандарты нового поколения и предполагают вовлечение родителей в школьную жизнь.

Ведущую роль в формировании личностных УУД играет организация детского самоуправления в классном коллективе.

Поиск и разработка оптимальной модели самоуправления в классе всегда является делом трудным, особенно в начальной школе. Это связано с возрастными психологическими особенностями младших школьников. Начальные   классы – это такая возрастная ступень, в которой игровые модели самоуправления просто незаменимы.

Игровая модель позволяет научить самоуправлению. Но получится это только в том случае, если организована такая игра грамотно. Нужно не только написать правила и распределить роли. Нужно грамотно руководить ходом игры: запустить игровые процессы на старте, затем поддерживать интерес к игре и, конечно же, вовремя и удачно её завершить. А главное – сделать так, чтобы ребята не только играли, но и анализировали то, что происходит в игре.

Ученики начальных классов очень любят выполнять в классе различные поручения. Они чувствуют себя значимыми, нужными, ждут возможности проявить себя. Детский коллектив - это маленькая страна, в которой необходимо построить жизнь так, чтобы каждый чувствовал необходимость и нужность другого.

 С этой целью и  вводится в классе самоуправление. В процессе самоуправления у детей воспитывается чувство коллективизма, ответственности друг за друга. Учащиеся сообща думают, как сделать свой класс более красивым, как добиться, чтобы все ребята были аккуратными и трудолюбивыми, как организовать жизнь в классе, чтобы она была весёлой и интересной. При самоуправлении школьники  выступают в качестве хозяев класса, организаторов своего совместного быта.

 В первом классе сначала используется простейшая форма самоуправления - это дежурство. Детям разъясняются  обязанности дежурных по классу, а они довольно разнообразны. Дежурные обеспечивают порядок в классе во время перемен, следят за чистотой парт, доски, готовят класс к урокам труда и рисования, раздают школьникам тетради, ухаживают за комнатными растениями.

 Во втором полугодии делим класс на  команды. В первом классе команды были лучиками, а весь класс – это Солнечная страна. И живут в этой Стране дружные сказочные герои. Сначала мы выбираем голосованием командира. Затем делимся на лучики. Обсуждаем, каким должен быть командир лучика. Решаем сформировать 5 лучиков. А названные ребята – наши командиры лучиков. Затем каждый командир выбирает друга. И вот в лучике уже по два человека. Теперь каждого нового будут выбирать вместе, совещаясь. Лучики сформированы. Все садятся по своим командам. Детям предлагаются названия поручений на листочках, а командиры выбирают, что им больше подходит. Напоминаю, что поручения через неделю будут меняться - значит, каждая  команда через неделю будет выполнять новое поручение.

На уроках также даю задания по командам. Командиры выбираются на четверть. 
Все стараются выполнять распоряжения актива. Актив, состоящий из командиров лучиков, в классе уважают.

В течение четверти проводятся несколько общих дел, к которым готовится каждая команда. Больше всего дети проявляют интерес к праздникам, спортивным делам и классным часам, которые проходят в виде игр. Подведение итогов после каждого мероприятия проводится по командам. В конце каждой недели  проводится рейтинг, как индивидуальный, так командный. При подведении итогов учитывается качество выполнения задания, активность членов команды и дисциплина. Фотографии членов команды-победителя появляются в классном уголке. Команда, которая по итогам вышла на первое место, на лестнице соревнования поднимается на ступеньку вверх и выбирает, чем будет заниматься на следующей неделе. Последней же достаётся то, что осталось, и они спускаются на ступеньку вниз. Такая форма работы активизирует ребят, вносит в работу элемент соревнования.

На протяжении обучения в начальной школе мы с детьми вырабатываем традиции жизни в классе. Такими традициями у нас стали:

  • помощь и поддержка тех ребят, которые часто болеют;
  • поздравление учащихся класса с днём рождения;
  • экскурсии, выходы в театр, кино, библиотеку, музей;
  • праздник «День рождения класса»;
  • написание «тёплых писем» друг другу;
  • поощрение лучших в учёбе, лучших по поведению и самых активных  учеников через стенгазету;
  • выступления перед родителями на родительском собрании.

Дети проживают в школе огромную часть своей жизни. Радости и горести каждого ученика переживаются совместно. От того как дети проживают каждый день своей жизни, какие эмоциональные впечатления остаются у них от каждого прожитого дня, зависит результат их дальнейшего продвижения вперёд по жизни. Надеюсь, что наша совместная деятельность помогает моим учащимся выработать своё «я», что проявляется в отношении к себе, товарищам, жизни, природе.

Посредством ученического самоуправления формируется  внутренняя позиция школьника, развивается самоуважение и способность адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности.

Школа – это маленькая модель общества. Поведение ребенка в школьном коллективе – это поведение взрослого в обществе. Если ребенок инициативен и самостоятелен в школьной жизни, то и во взрослой жизни будет инициативным и самостоятельным членом общества.

Диагностическое исследование по методике А.Н. Лутошкина показало, что за два с половиной года работы детский коллектив перешел с первой ступени «песчаная россыпь» на четвертую - «Алый парус». Эта ступень не является высшей, но она как символ устремленности вперед, дружеской верности для детей данного возраста является хорошим результатом.

Игровая модель позволяет научить самоуправлению. Но получится это только в том случае, если организована такая игра грамотно. Нужно не только написать правила и распределить роли. Нужно грамотно руководить ходом игры: запустить игровые процессы на старте, затем поддерживать интерес к игре и, конечно же, вовремя и удачно её завершить. А главное – сделать так, чтобы ребята не только играли, но и анализировали то, что происходит в игре.

Ученики начальных классов очень любят выполнять в классе различные поручения. Они чувствуют себя значимыми, нужными, ждут возможности проявить себя. Детский коллектив - это маленькая страна, в которой необходимо построить жизнь так, чтобы каждый чувствовал необходимость и нужность другого.

 С этой целью и  вводится в классе самоуправление. В процессе самоуправления у детей воспитывается чувство коллективизма, ответственности друг за друга. Учащиеся сообща думают, как сделать свой класс более красивым, как добиться, чтобы все ребята были аккуратными и трудолюбивыми, как организовать жизнь в классе, чтобы она была весёлой и интересной. При самоуправлении школьники  выступают в качестве хозяев класса, организаторов своего совместного быта.

 В первом классе сначала используется простейшая форма самоуправления - это дежурство. Детям разъясняются  обязанности дежурных по классу, а они довольно разнообразны. Дежурные обеспечивают порядок в классе во время перемен, следят за чистотой парт, доски, готовят класс к урокам труда и рисования, раздают школьникам тетради, ухаживают за комнатными растениями.

 Во втором полугодии делим класс на  команды. В первом классе команды были лучиками, а весь класс – это Солнечная страна. И живут в этой Стране дружные сказочные герои. Сначала мы выбираем голосованием командира. Затем делимся на лучики. Обсуждаем, каким должен быть командир лучика. Решаем сформировать 5 лучиков. А названные ребята – наши командиры лучиков. Затем каждый командир выбирает друга. И вот в лучике уже по два человека. Теперь каждого нового будут выбирать вместе, совещаясь. Лучики сформированы. Все садятся по своим командам. Детям предлагаются названия поручений на листочках, а командиры выбирают, что им больше подходит. Напоминаю, что поручения через неделю будут меняться - значит, каждая  команда через неделю будет выполнять новое поручение.

На уроках также даю задания по командам. Командиры выбираются на четверть. 
Все стараются выполнять распоряжения актива. Актив, состоящий из командиров лучиков, в классе уважают.

В течение четверти проводятся несколько общих дел, к которым готовится каждая команда. Больше всего дети проявляют интерес к праздникам, спортивным делам и классным часам, которые проходят в виде игр. Подведение итогов после каждого мероприятия проводится по командам. В конце каждой недели  проводится рейтинг, как индивидуальный, так командный. При подведении итогов учитывается качество выполнения задания, активность членов команды и дисциплина. Фотографии членов команды-победителя появляются в классном уголке. Команда, которая по итогам вышла на первое место, на лестнице соревнования поднимается на ступеньку вверх и выбирает, чем будет заниматься на следующей неделе. Последней же достаётся то, что осталось, и они спускаются на ступеньку вниз. Такая форма работы активизирует ребят, вносит в работу элемент соревнования.

На протяжении обучения в начальной школе мы с детьми вырабатываем традиции жизни в классе. Такими традициями у нас стали:

  • помощь и поддержка тех ребят, которые часто болеют;
  • поздравление учащихся класса с днём рождения;
  • экскурсии, выходы в театр, кино, библиотеку, музей;
  • праздник «День рождения класса»;
  • написание «тёплых писем» друг другу;
  • поощрение лучших в учёбе, лучших по поведению и самых активных  учеников через стенгазету;
  • выступления перед родителями на родительском собрании.

Дети проживают в школе огромную часть своей жизни. Радости и горести каждого ученика переживаются совместно. От того как дети проживают каждый день своей жизни, какие эмоциональные впечатления остаются у них от каждого прожитого дня, зависит результат их дальнейшего продвижения вперёд по жизни. Надеюсь, что наша совместная деятельность помогает моим учащимся выработать своё «я», что проявляется в отношении к себе, товарищам, жизни, природе.

Посредством ученического самоуправления формируется  внутренняя позиция школьника, развивается самоуважение и способность адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности.

Школа – это маленькая модель общества. Поведение ребенка в школьном коллективе – это поведение взрослого в обществе. Если ребенок инициативен и самостоятелен в школьной жизни, то и во взрослой жизни будет инициативным и самостоятельным членом общества.

Диагностическое исследование по методике А.Н. Лутошкина показало, что за два с половиной года работы детский коллектив перешел с первой ступени «песчаная россыпь» на четвертую - «Алый парус». Эта ступень не является высшей, но она как символ устремленности вперед, дружеской верности для детей данного возраста является хорошим результатом.

 



Предварительный просмотр:

Содержательный анализ работы по формированию педагогической культуры родителя в неполной семье в условиях деятельности образовательного учреждения

В данной статье раскрывается содержание работы по формированию педагогической культуры родителя в неполной семье. Для этого была разработана и реализована программа деятельности образовательного учреждения, которая предполагала изучение, коррекцию и совершенствование педагогической культуры родителей в неполных семьях.

Предваряла работу с неполной семьей диагностика, которая включала следующие направления:

  • изучение духовной и экономической жизни неполной семьи;
  • изучение нравственного уровня, микроклимата жизни неполной семьи;
  • изучение режимных моментов, досуга в неполной семье;
  • диагностика микроклимата, атмосферы в неполной семье;
  • изучение личностной и познавательной сферы ребенка.

     Диагностический этап, предшествующий этапу формирования педагогической культуры родителей в неполных семьях предполагал 5 занятий с семьей.

     1 занятие

     Уточнение целей коррекционной работы с неполной семьей.

     Выяснение жалоб родителей на определенные проблемы в воспитании, развитии и обучении детей.

     Сбор информации:

  • о ребенке, беседа с родителем, заполнение анкет для родителей;
  • о неполной семье в целом через составление «карты семьи»: состав семьи, характеристика семьи, типовое состояние неполной семьи (эмоционально-психологический комфорт-дискомфорт, нервно-психическое напряжение), особенности семейного воспитания.

     Рисуночный тест «Моя семья», беседа с ребенком по теме «Моя семья»,

     2 занятие

     Диагностика познавательной, эмоционально-волевой и личностной сфер ребенка.

     Уровни развития познавательных процессов ребенка:

     Памяти – «Методика 10 слов», опосредованное запоминание по Леонтьеву, запоминание текста, фраз, цифровых рядов в прямом и обратном порядке;

     Мышления – классификация, исключение четвертого, составление рассказа по картинкам;

     Написание итогового заключения по развитию ребенка.

     Работа с родителями по методике «Десять положительных и десять отрицательных качеств моего ребенка».

     3 занятие

     Диагностика родительского отношения в неполной семье с помощью «Теста-опросника родительских отношений», составленных А.Я. Варгой и В.В. Столиным, в котором родительские отношения понимаются как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия в понимании характера и личности ребенка, его поступков.

     Беседа о духовной жизни неполной семьи: что выписывают, читают, есть ли книги по педагогике и психологии?

     Родители пишут сочинение «Мой ребенок».

     4-ое занятие

     Анализ сочинений «Мой ребенок», обсуждение в родительской группе по желанию родителей, не называя имени автора. В ходе данной работы осуществляется выяснение проблем воспитания в неполной семье, отношения родителей к этому, совместный поиск возможных путей выхода из сложившейся ситуации.

     5-ое занятие

     Методика «Архитектор-строитель». Методика направлена на выявление уровня делового и личностного общения ребенка с родителем: кто является ведущим, а кто ведомым при выполнении задания, насколько это распределение ролей устойчиво, каковы типичные педагогические приемы родителя, каков уровень критичности каждого из партнеров при оценке качества выполненного задания.

     Тест-опросник «Анализ семейного воспитания», разработанный Э.Г. Эйдемиллером для анализа особенностей семейного воспитания.

     Обобщающая беседа по полученным диагностическим данным.

     Разработке алгоритма деятельности в данном направлении также предшествовало анкетирование родителей в неполных семьях, которое позволило выявить типичные ошибки в воспитании младших школьников.

     Наиболее часто встречающимися ошибками оказались следующие:

  • «слепая» материнская любовь к ребенку;
  • чрезмерная строгость;
  • перекладывание забот о воспитании ребенка на других;
  • недостаточное представление о целях, методах, задачах воспитания;
  • авторитарный стиль общения с ребенком.

     Перечисленные ошибки свидетельствовали о низкой в целом педагогической культуре родителей в неполных семьях.

     Цель программы деятельности – это педагогическая поддержка родителей в неполных семьях по формированию их педагогической культуры.

     Педагогическая поддержка в свою очередь включала две составляющие: образовательная составляющая и коррекционная составляющая.

     Для решения поставленных задач использовались разные формы обучения родителей: лекции, беседы, консультации, семинары-тренинги.

     1.Образовательная составляющая включала в себя помощь в обучении родителя в неполной семье.

     Помощь в обучении была направлена на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителя в неполной семье. Эта деятельность предусматривала проведение широкого просвещения по следующему кругу вопросов:

  • значение личного примера и авторитета родителей в воспитании ребенка;
  • воспитание с учетом пола и возраста;
  • поощрение и наказание в неполной семье;
  • трудовое воспитание в неполной семье;
  • нравственное, физическое, эстетическое, половое воспитание детей;

     Передача матерям такого рода знаний проводилось в виде лекций, круглых столов, педагогических мастерских.

     2. Коррекционная работа по формированию педагогической культуры родителя в неполной семье предполагала:

  • моделирование содержания и способов организации информирования родителей в неполных семьях по проблемам, связанным с воспитанием и развитием ребенка, с повышением уровня педагогической культуры родителя, нормализации семейной ситуации в целом и т.д.;
  • разработку системы конкретных мер, направленных на коррекцию взаимоотношений с ребенком, способов и приемов общения с ним.

     Для выполнения данной задачи использовались семинары  – тренинги, в ходе которых происходило обсуждение общих проблем по развитию и воспитанию детей младшего школьного возраста. В основе данных тренингов лежали педагогические задачи, которые вызывали особый интерес родителей в неполных семьях.

     Например, ситуация 1.

     Ваш ребенок не может выполнить домашнее задание, нервничает: «Надоело учиться! Больше в школу не пойду!»

     Ваши действия………………

     Ситуация 2.

     Ваш сын подрался в школе. Получил мелкие царапины, но при этом остался доволен: «Я получил, что хотел!»

     Ваши действия………………………..

     На семинарах-тренингах происходило обсуждение проблем по развитию и воспитанию детей на различные темы.

Например:

  1. Закономерности психического развития детей.
  2. Возрастные особенности детей.
  3. Способы общения с ребенком: показ понимания и родительского сообщения.
  4. Искусство поощрения: плюсы и минусы.
  5. Можно ли наказывать детей?
  6. Наши конфликты с детьми на данном этапе развития. Выходы из конфликтных ситуаций.

     Обсуждение прочитанной литературы: книг и статей о воспитании, развитии и обучении в семье, - также являлись формами групповой работы с родителями. В основном, это были научно-популярные книги, посвященные проблемам семейного воспитания, такие как Л.Ю. Гордин «Поощрения и наказания в воспитании детей», Ю.Н. Кандрашев «Как дети понимают мир взрослых?», А.М. Низова «Острые углы в воспитании,Л.Ф. Осторовский «Надо ли наказывать детей?», А.С. Спиваковская «Как быть родителями?», В.И. Столетова «Диалоги о воспитании. Наш ребенок: педагогика семейных отношений», В.А. Сухомлинский «Как воспитать настоящего человека» и другие.

     В процессе групповой работы родители, воспитывающие детей в неполных семьях, включались в интенсивное обсуждение, ориентированное на актуализацию собственного опыта воспитания. Родители начинали делать первые шаги по самосовершенствованию и старались преодолевать преграды, возникшие на этом пути, включая процесс перестройки и коррекции сложившегося личностного потенциала.

     Примерами работы являются упражнения, выполняемые на занятиях родительской группы «Вместе с тобой». Целью упражнений было научить матерей осознавать свою роль ответственного родительства.

     Упражнение 1.

     «Представление участников по именам».

     В начале работы родительской группы каждый участник рассказывает о том, что означает его имя, как оно было дано. Так участники группы получают представление друг о друге и своих семьях. Например, кто был более важным в семье родителей, какие темы обсуждались.

     Упражнение 2.

     «Обсуждение развития самого себя в собственной семье».

     Членам группы предлагалось обсуждать, как в семье растет и развивается ребенок. Каждый говорит о своей собственной родительской семье – ее правилах: писанных и неписанных.

     Во время общего обсуждения кто-то рассказывает о правилах в своих семьях, может быть, сравнивая, родительскую и собственную семью. Упражнение выявляет перенос правил родительской семьи в свою семью и может быть использовано в индивидуальной работе.

     Упражнение 3.

     «Ваши роли».

     Каждому участнику группы предлагалось подумать о собственной семейной ситуации и о тех ролях, которые на них она накладывает: какие четыре типа ролей наложены на вас и как вы жонглируете ими, как можно примирить все эти роли (например, женщина, мать, дочь, жена, служащая).

     Упражнение 4.

     «Окончание фраз».

     Упражнение выполняется в диаде. Сначала первый, а затем второй член группы должен закончить фразу первыми пришедшими в голову словами. Далее необходимо обсудить, почему именно эти слова заканчивают фразу.

  1. Семья, из которой я пришла, лучше всего может быть описана следующим образом…
  2. В моей семье мама всегда была тем человеком, который…
  3. Я в моей семье всегда была тем, кто…
  4. В моей семье отец был всегда таким человеком…
  5. Если и была тема, которая не могла обсуждаться в семье, это было…
  6. Самой сильной чертой моей семьи является…
  7. Разногласия в нашей семье всегда регулировались следующим образом…
  8. Я научилась у моей матери…
  9. Я научилась у моего отца…
  10. Мои близкие сверстники научили меня…
  11. Для меня семейные события, праздники, поездки за город были…
  12. Моменты приема пищи были для нас…
  13. Эмоция, которую редко выражали в нашей семье, была…
  14. В нашей семье я дальше всего от…
  15. В нашей семье мне больше всего нравится…
  16. Если бы я могла что-нибудь изменить в нашей семье, это было бы…

     Эта процедура вызывала сильные эмоции в родительской группе, так как была связана с воспоминаниями  о своей семье людей, теперь уже самих ставшими родителями, которые не всегда и не у всех бывают приятными.

     Упражнение 5.

     «Рисование плана своего дома».

     Задание состояло в том, чтобы родитель нарисовал свой дом по памяти из детства, который ему запомнился больше всего. Затем шло групповое обсуждение, по вопросу кто, какой дом нарисовал и почему.

     Другой формой была индивидуальная работа с неполной семьей.

     Индивидуальная помощь родителю в неполной семье в решении конкретных текущих педагогических проблем с ребенком по запросу родителя очень важна, так как позволяет выяснить все проблемы неполной семьи и наметить пути их решения. Помощь в данном случае носит в основном информационный характер.

       Таким образом,  программа действий по повышению педагогической культуры родителя в неполной семье была разработана на основе результатов диагностики уровней сформированности педагогической культуры родителя в неполной семье.

     Данная программа взаимодействия с неполной семьей позволила выполнить следующие задачи:

     - информировать родителей об общих закономерностях развития детей,  индивидуально-возрастных особенностях развития ребенка, о недостатках и проблемах воспитания, которые привели к определенному уровню развития;

     - обсудить проблемы родителей в отношениях с ребенком;

     - определить пути решения педагогических проблем неполных семей;

     - разработать совместно с родителями меры педагогической работы по формированию их педагогической культуры, нормализации семейной ситуации в целом.

     Программа взаимодействия содержала педагогическую поддержку родителей, воспитывающих детей в неполных семьях и включала индивидуальные и групповые формы работы с семьей, методы повседневного общения и воздействия на ребенка, а также приемы, через которые эти методы реализуются.