Уроки

Верхотурова Наталья Ивановна

Открытые уроки

Скачать:


Предварительный просмотр:

Возняк Н.И.

Образовательная программа «Школа 2100»

Класс 1 г

СТРОЧНАЯ ГЛАСНАЯ БУКВА «Е».
УПРАЖНЕНИЯ В ЧТЕНИИ И ПИСЬМЕ
(«Б
укварь», с. 102–103, Прописи № 4, с. 22–23)

2 УРОКА

Цели: познакомить с новой буквой и звуком, который она обозначает, научить писать строчную «е»; формировать навык орфоэпического правильного, слогового, сознательного, выразительного чтения; воспитывать любовь к природе, развивать любознательность и кругозор.

Оборудование: песня «В лесу родилась елочка», предметные картинки, сюжетная картина зимнего леса, звуковички.

Ход урока

1. Организационный момент. Звучит песня «В лесу родилась елочка»

- Вы хотели бы отправиться в зимний лес?

- Зачем?

Здравствуй лес, дремучий лес! Полный сказок и чудес!

(На доске смоделирована ситуация. Еловый лес, звуковички гуляют по лесу, один из них заблудился, он без ботиночек и шапочки)

- Что такое? Не одни мы в лес захотели отправиться. Там уже наши звуковички гуляют.  А что же у них случилось? (Предположения детей)

2. Постановка целей, определение темы урока.

- Нам нужно помочь звуковичкам отыскать пропавшего. А как это сделать.

(Предположения детей)

- Должны прийти на помощь буквы, ведь  звуки без букв не справятся. Давайте поможем нашим звуковичкам. Мы организуем отряды спасателей.

(У детей на партах буквы)

- Буквы отправятся в разных направлениях.

Север – буквы, которые обозначают согласные глухие звуки. Главным будет звук, который обозначает всегда твердый согласный звук.

Запад - буквы, которые обозначают согласные звонкие звуки.

Юг – буквы, обозначающие гласные звуки. Главной будет буква, обозначающая мягкость согласных.

Настоящие спасатели!

IV. Изучение нового материала.

-Надо позвать потерявшегося звуковичка. Он услышит и отзовется. Но мы же не знаем какой он обозначает звук.

Сориентируемся на местности! Что перед нами? ЛЕС Какие деревья растут в хвойном лесу?          ЕЛИ

 Выделение звуков[л,эс] [йэл,и]

Знакомство с печатной буквой «е».

 Совсем запутались. Нам нужна фотография! На фотографии можно изобразить звук или букву?(Букву)

Может быть поищем ее в секретных материалах? Букварь с. 102.

Итак, как выглядит пропавший знаем. Нужно расклеить фото в лесу и тогда мы сможем рассчитывать на помощь белок. Они точно помогут нам в поисках.

– На что похожа буква? Нарисуйте в парах.(У детей листочки бумаги с печатной буквой е, в парах они дорисовывают букву до образа, который она им напоминает)

 Распределение слогов по группам

Хорошо бы найти следы. Наши буквы уже в пути. Прошел сильный снегопад. Но мы попытаемся их обнаружить. Можно найти несколько групп следов.

(На доске за сугробом спрятаны слоги. Три желающих распределяют слоги по группам.

НИ ПО ТЕ ЕР ЛИ КИ ЕВ БЕ РЕ СЕ МИ ЕМ и т.д.)

 Чтение слогов Букварь с. 102

  А какие ботиночки оставили эти следы?

ЛЕС  ЕЛИ

Определение звуковых точек гласной е

– Найдите в лесу слова, в которых «е» обозначает гласный [э] и мягкость предшествующего согласного. ( «Лес» – дерево, цветы, река, пень и др.)

– А это кто отдыхает под кустом? (Это лень.)

– Как вы себе представляете лень?

 «Она была такой худенькой, что помещалась в детской коляске. Она почти ничего не ела. Во-первых, ей было лень жевать и глотать, а во-вторых, ей хотелось, чтобы у нее была самая тонкая талия.

У Лени было всегда плохое настроение».

 Работа по Прописи, с. 22.

– Какую букву мы нашли в лесу?

 Письмо строчной «е», слогов.

 Работа по учебнику, с. 102. Чтение столбиков слов с ответами на вопросы по пониманию смыслового значения, определению однокоренных слов, нахождению суффиксов, орфограмм)

Физкультминутка

 «Колокольчики»

Пальцы поочередно ударяют по большому пальцу:

                Динь-динь-динь-динь,

                Колокольчик, поскорей,

                Динь-динь-динь-динь,

                Ты зови моих друзей.

                Динь-динь-динь-динь,

                Будет вместе веселей.

 Чтение и письмо слогов с «е», «и».

(Показ на доске учителем обязателен.)

 Списывание слов с письменного образца.

 Чтение печатных слов.

– Поставьте в словах ударение.

– Подчеркните безударные гласные – «опасные места».

– Спишите слова с проговариванием.

(Самопроверка.)

– Работа над предложением.

(Списывание с образца.)

                Здравствуй, светлая лужайка,

                Чем богата, угощай-ка.

– Ребята, чем нас может угостить лесная поляна?

(Ответы детей.)

(Показ иллюстрации «Лесная фея».)

– Ребята, посмотрите, это Лесная фея. Ей нравится, как вы ведете себя в лесу. Прочитайте, как она вас называет?

Как называются такие слова?

Выделите корень.

– Запишите однокоренные слова к слову «лес».

Выделите корень.

(Лес – лесок – лесник.)

 Работа по учебнику, с. 102.

 Чтение слов с буквой «е».

– Давайте устроим привал.

 Игра «Кто больше?»

Составьте из букв «а», «о», «е», «д», «л», «т», «м» как можно больше слов. Буквы, данные изначально, могут повторяться, а другие добавлять нельзя.

Соедините однокоренные слова и прочитайте:

        шест – шесток

        терем – теремок

        кустик – кусток

        свет – светло – светла

        лес – лесник – перелесок

– Какую ловушку поставил для вас Леший? («Леска» – не однокоренное слово к слову «лес», другое лексическое значение.)

 Знакомство с текстом «Мои сны о лете».

– Прочитайте название, предположите, о чем будет текст.

 Работа с текстом по ходу чтения: после первого абзаца.

– Где был пруд?

– Почему пруд был маленьким?

– Какая в пруду вода?

– Что делает ветерок?

 Работа с текстом по ходу чтения: после второго абзаца.

– Что растет у пруда?

– Что плавает по воде?

Прочитайте последнее предложение.

 Работа с текстом после чтения всего текста.

– Кому понравился сон?

– Зачем автор нам о нем рассказал?

– Какое бы название вы дали этому тексту?

(Дети обсуждают варианты названий и готовятся к выразительному чтению текста.)

 Работа в Прописи, с. 23.

– Рассмотрите иллюстрацию.

– Назовите одним словом.

– Посчитайте животных. Соотнесите картинку и название.

– Спишите слова с проговариванием.

– Подчеркните букву «е».

– В каком случае «е» обозначает два звука?

– Какую работу она выполняет в остальных словах?

 Работа над лексическим значением слов.

– Прочитайте  слова,  которые  можно  назвать  одним словом «люди». (Негр, депутат.)

– Прочитайте слова, относящиеся к искусству. (Опера, театр.)

– Что такое метро?

– Корешок?

Физкультминутка

                Много трав растет полезных

                На земле страны родной.

                Помогают от болезней

                Подорожник, зверобой.

                Из даров лесного царства

                Люди делают лекарства.

 Работа с текстом «Душа природы» Г. Сапгира, с. 103.

(На доске иллюстрации цветов.)

– Назовите эти цветы. (Ромашка, колокольчик, репейник, василек, одуванчик.)

– Прочитайте название.

– Прочитайте ключевые слова: цветы, веселая, легкая, простая, добрая, дикая, задумчиво.

– По иллюстрациям, названию и ключевым словам сделайте предположение, о чем будет текст.

 Чтение текста учителем вслух. Вопросы по ходу чтения.

– О чем размышлял писатель?

– Какая душа у ромашки?

– Какая – у колокольчика?

– У какого цветка две души?

– Какая душа у анютиных глазок?

– У каких цветов душа простая, неприхотливая?

– Почему шиповник радуется? (Приносит пользу людям.)

– У кого непокорная душа? Как вы это понимаете?

 Беседа после чтения.

– Что нового узнали?

– Какова же, по-вашему, главная мысль текста?

(В каждом цветке своя красота, своя особенность.)

– Автор рассказал о цветах как о людях. Он наделил их характером.

– Каким вы себе представляете автора? (Наблюдательным, любящим природу.)

 Творческая работа в группах.

– Рассмотрите иллюстрации деревьев. Прочитайте о них стихи. Попробуйте определить душу.

(У каждой группы набор карточек.)

1) Дуб.

Дуб дождя и ветра

Вовсе не боится.

Кто сказал, что дубу

Страшно простудиться?

Ведь до поздней осени

Он стоит зеленый.

Значит, дуб выносливый,

Значит, закаленный!

И. Токмакова

2) Береза.

Деревце Аленушка – платок зеленый,

Тонкий стан, белый сарафан.

3) Ива.

Кудри в речку опустила

И о чем-то загрустила.

(Взаимопроверка.)

На опушке посидели,

Все вокруг мы поглядели.

А теперь давай с тобой

Мы отправимся домой.

V. Закрепление изученного.

– Какая буква сломалась в пишущей машинке (на клавиатуре компьютера)?

(Текст записан на доске.)

                Сид..л мой зяблик в кл..тке

                И з..рнышки кл..вал,

                И, как в л..су на в..тк.. ,

                Все п..л и расп..вал.

                (Буква «е».)

VI. Итог урока.

– Сегодня мы познакомились с одной необычной волшебной буквой. В русском языке она выполняет большую и важную работу.

А почему она такая необычная?

– Что было интересно?

– Что трудно?

 Игра «Любопытный». Ответ на вопрос должен начинаться с буквы «е».

– На каком дереве растут шишки?

(На ели.)

– Какие вы знаете имена на букву «Е»?

(Елена, Ева, Егор, Елизавета, Ефросинья, Екатерина.)

– Каких вы знаете животных на букву «Е»?

(Енот, ехидна.)

– Что говорит мама, когда тебя кормит?

(«Ешь».)

– Кто ездил на печи?

(Емеля.)

– Отметка, которую не любят школьники.

(Единица.)

– Ягода, похожая на малину.

(Ежевика.)