Факультатив.
Факультатив.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 36.84 КБ | |
| 39.63 КБ | |
| 36.14 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования и молодежной политики
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
Муниципальное образование Советский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2г. Советский»
РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей начальных классов __________ Протокол от «» августа 2024 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _________ от «» августа 2024 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор школы ___________ Приказ № от «» августа 2024 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Факультатив «Здорово быть здоровым»
для обучающихся 3 классов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «Здорово быть здоровым» для обучающихся 3 классов на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО), а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в программе воспитания.
Цель программы: формирование культуры безопасной жизнедеятельности, навыков ведения здорового образа жизни и принципов здоровьесбережения.
Основные задачи: формирование у школьников ключевых компетенций ведения здорового образа жизни за счёт:
- формирования способности формулировать и формировать навыки здоровьесбережения;
- понимания необходимости сохранить своё здоровье как общественную и индивидуальную ценность;
- формирования отрицательного отношения к приёму вредных веществ, в том числе профилактики вредных привычек;
- формирование навыков безопасного поведения в повседневной жизни;
- формирования привычки правильного питания;
- формирование привычки соблюдения режима дня и личной гигиены;
- формирование умения бороться со стрессовыми ситуациями;
- формирование умения грамотно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми; ведения активного здорового образа жизни.
Содержание обучения завершатся перечнем универсальных учебных действий (УУД) – познавательных, коммуникативных и регулятивных, которые возможно формировать средствами курса с учётом возрастных особенностей младших школьников. С учётом того, что выполнение правил совместной деятельности строится на интеграции регулятивных (определенные волевые усилия, саморегуляция, самоконтроль, проявление терпения и доброжелательности при налаживании отношений) и коммуникативных (способность вербальными средствами устанавливать взаимоотношения) универсальных учебных действий, их перечень дан в специальном разделе – «Совместная деятельность».
Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период обучения. В тематическом планировании описывается программное содержание курса, а также раскрываются методы и формы организации обучения и характеристика деятельностей, которые целесообразно использовать при изучении той или иной программной темы. Представлены также способы организации дифференцированного обучения.
Рабочая программа курса интегрирует знания о физкультуре и спорте, предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям и интересам детей младшего школьного возраста.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения является раскрытие роли человека в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах «Человек и его здоровье», «Человек и спорт», «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и познание». Важнейшей составляющей всех указанных систем является содержание, усвоение которого гарантирует формирование у обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе развивающейся способности предвидеть результаты своих поступков и оценки возникшей ситуации. Отбор содержания курса осуществлён на основе следующих ведущих идей:
– раскрытие роли человека в природе и обществе;
– освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах «Человек и его здоровье» «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и его самость», «Человек и познание».
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «ЗДОРОВО БЫТЬ ЗДОРОВЫМ»
Построение программного материала направлено на реализацию системно-деятельностного подхода, как основного механизма достижения личностных, метапредметных результатов освоения программы в контексте ФГОС. Обучающиеся учатся выполнять задания по заданным темам, практические задания. Занятия факультатива строятся в соответствии со следующими этапами системно-деятельностного подхода:
- Мобилизующий этап – включение воспитанников в активную деятельность.
- Целеполагание – формулирование целей занятия по схеме: вспомнить – узнать – научиться.
- Момент осознания недостаточности имеющихся знаний.
- Коммуникация.
- Рефлексия – осознание и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился.
Используемые технологии обучения:
Информационно-коммуникационные технологии (электронные презентации, мультимедийные тренировочные упражнения).
Технология мини-исследования (постановка проблемы исследования, определение темы исследования, формулирование цели исследования, выдвижение гипотезы, проверка гипотезы, интерпретация полученных данных, выводы по результатам исследовательской работы, применение новых знаний в учебной деятельности).
Игровые технологии спортивные и подвижные игры, дидактические игры, ролевые игры.
Виды деятельности:
- игровая;
- познавательная;
- частично-поисковая;
- социальное творчество.
Формы организации деятельности:
- познавательная беседа;
- экскурсия;
- игра (спортивная, ролевая, сюжетно-ролевая, игра-рассуждение, организационно-деятельностная).
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
СОДЕРЖАНИЕ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «ЗДОРОВО БЫТЬ ЗДОРОВЫМ»
ТЕМА 1. КАК СОХРАНИТЬ ЗДОРОВЬЕ? (6 часов)
Мои помощники. Здоровый образ жизни. Правила безопасности в быту. Правила безопасности в лесу. Кибербезопасность. Правила безопасности в Интернете. Движение. Игры.
Виды деятельности: беседа, игровые занятия, арт-технологии.
ТЕМА 2. ДВИЖЕНИЕ - ЭТО ЖИЗНЬ (3 часа)
Опора и движение. Твоя осанка. Травмы. Праздник «Папа, мама и я – спортивная семья». Что такое правильной дыхание? Что такое закаливание? Что такое закаливание? Физкультура в школе. ГТО.
Виды деятельности: интерактивные игры, практические занятия, решение ситуативных задач, замеры собственной физической подготовленности, оценка результатов подготовки. Движение. Игры.
ТЕМА 3. ПОЛЕЗНАЯ И ЗДОРОВАЯ ЕДА (3 часа)
Как еда путешествует по нашему организму. «Стройматериалы» для организма. Пирамида здорового питания. Режим питания. Готовим вместе с родителями. Спортивные игры.
Виды деятельности: практические занятия, решение ситуативных задач, оценка результатов подготовки.
ТЕМА 4. ТЫ И ДРУГИЕ ЛЮДИ (3 часа)
Правила для всех. Человек и общество. Игры на свежем воздухе.
Виды деятельности: практические занятия, дискуссионные мероприятия, занятия коммуникативного характера, решение ситуативных задач, оценка результатов подготовки, подвижные игры.
ТЕМА 5. НЕ ТОЛЬКО ШКОЛА (2 часа)
Школы бывают разные (хобби, увлечения). Сила ума (умение учиться). Праздник «Здорово быть здоровым».
Виды деятельности: практические занятия, занятия коммуникативного характера, решение ситуативных задач, оценка результатов подготовки. Игры.
ТЕМА 6. ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ (17 часов)
Подвижные игры. Игры народов России. Игры народов Севера.
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Общее число часов, отведённых на изучение факультативного курса в 3 классе составляет 34 часа (1 час в неделю).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения курса «Здорово быть здоровым» в у обучающегося будут с формированы следующие личностные результаты при реализации основных направлений воспитательной деятельности:
формирование ценностного отношения к своему здоровью;
формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты;
формирование активной жизненной позиции и мотивации в отношении ведения здорового образа жизни.
Метапредметные результаты:
Познавательные универсальные учебные действия:
понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности;
на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и зависимости между объектами (часть – целое; причина – следствие; изменения во времени и в пространстве);
устанавливать аналогии;
объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты.
понимать физическую культуру как явление культуры, способствующее развитию целостной личности человека, сознания и мышления, физических, психических и нравственных качеств;
поддерживать оптимальный уровень работоспособности в процессе образовательной деятельности, активно использовать занятия физической культурой для профилактики психического и физического утомления.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения;
признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты;
соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику;
конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений.
Регулятивные универсальные учебные действия:
1) Самоорганизация:
планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи;
выстраивать последовательность выбранных действий и операций.
2) Самоконтроль и самооценка:
осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины;
корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя);
предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни.
объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой учителя;
оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости корректировать их.
Совместная деятельность:
понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной (практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности;
коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их возникновении мирно разрешать без участия взрослого;
ответственно выполнять свою часть работы.
Предметные результаты обучения нацелены на решение прежде всего образовательных задач:
- осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
- расширение знаний о правилах поведения в среде обитания;
- знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение режима дня;
- расширение кругозора и культурного опыта школьника;
- формирование культуры безопасной жизнедеятельности, навыков ведения здорового образа жизни и принципов здоровьесбережения.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 класс
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Дата изучения | Виды деятельности | Виды, формы контроля | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
ТЕМА 1. КАК СОХРАНИТЬ ЗДОРОВЬЕ? (6 часов) | ||||||
Мои помощники. Здоровый образ жизни. Правила безопасности в быту. Правила безопасности в лесу. Кибербезопасность. Правила безопасности в Интернете. Движение. Игры. | 6 | Учебный диалог о здоровом образе жизни. Анализ информации, представленных в разных формах. Принятие и сохранение учебной задачи, соответствующей этапу обучения. |
|
| ||
ТЕМА 2. ДВИЖЕНИЕ - ЭТО ЖИЗНЬ (3 часа) | ||||||
Опора и движение. Твоя осанка. Травмы. Праздник «Папа, мама и я – спортивная семья». Что такое правильной дыхание? Что такое закаливание? Что такое закаливание? Физкультура в школе. ГТО. | 3 | Учебный диалог о здоровом образом жизни: продолжение разговора, начатого на вводном уроке, подробнее гигиена, физическая активность. Принятие и сохранение учебной задачи, соответствующей этапу обучения Парная/групповая работа: планирование и оценивание собственных действий. Решение проблемной ситуации после просмотра мультфильма «Три кота. Микробы Серия110». Практическая работа Игра «Ручеёк», «Выдуй шарик из чашки» | Практическая работа |
| ||
ТЕМА 3. ПОЛЕЗНАЯ И ЗДОРОВАЯ ЕДА (3 часа) | ||||||
Как еда путешествует по нашему организму. «Стройматериалы» для организма. Пирамида здорового питания. Режим питания. Готовим вместе с родителями. Спортивные игры. | 3 | Учебный диалог о режиме дня. Формулирование своего мнения при учебном диалоге. Практическая групповая работа: составление режима питания, Игра «Море волнуется» |
|
| ||
ТЕМА 4. ТЫ И ДРУГИЕ ЛЮДИ (3 часа) | ||||||
Правила для всех. Человек и общество. Игры на свежем воздухе. | 3 | Учебный диалог о помощи взрослым, о помощи дома, в школе, о поручениях дома. Учебный диалог о правилах для всех, что они означают, какие это правила.Парная работа: обсуждение для чего придумали правила для всех, о помощи этих правил и т.д. Практическая работа. | Практическая работа |
| ||
ТЕМА 5. НЕ ТОЛЬКО ШКОЛА (2 часа) | ||||||
Школы бывают разные (хобби, увлечения). Сила ума (умение учиться). Праздник «Здорово быть здоровым». | 2 | Учебный диалог о хобби, интересах, увлечениях каждого. Творческая работа по группам: презентация своего хобби, увлечения в свободной форме. | Творческая работа | |||
ТЕМА 6. ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ (17 часов) | ||||||
Подвижные игры. Игры народов России. Игры народов Севера. | 17 | Играть в подвижные игры, осуществлять взаимодействие с одноклассниками. | ||||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | |||||
Виды и формы деятельности по реализации воспитательного потенциала |
| |||||
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования и молодежной политики
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
Муниципальное образование Советский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2г. Советский»
РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей начальных классов __________ Протокол от «» августа 2024 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _________ от «» августа 2024 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор школы ___________ Приказ от «» августа 2023 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Факультатив «Азбука здоровья»
для обучающихся 2 классов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа факультатива «Азбука здоровья» для обучающихся 2 классов на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО), а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в программе воспитания.
Цель программы: формирование культуры безопасности как качества личности, представленное в виде совокупности знаний и осознанных действий, направленных на понимание опасных и безопасных факторов окружающей действительности, готовности к адекватной оценке опасной ситуации и способности выстраивать социальные взаимоотношения по обеспечению безопасных действий на уровне личности и группы, потребности младших школьников в двигательной активности.
Содержание обучения завершатся перечнем универсальных учебных действий (УУД) – познавательных, коммуникативных и регулятивных, которые возможно формировать средствами факультативного курса с учётом возрастных особенностей младших школьников. С учётом того, что выполнение правил совместной деятельности строится на интеграции регулятивных (определенные волевые усилия, саморегуляция, самоконтроль, проявление терпения и доброжелательности при налаживании отношений) и коммуникативных (способность вербальными средствами устанавливать взаимоотношения) универсальных учебных действий, их перечень дан в специальном разделе – «Совместная деятельность».
Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период обучения. В тематическом планировании описывается программное содержание курса, а также раскрываются методы и формы организации обучения и характеристика деятельностей, которые целесообразно использовать при изучении той или иной программной темы. Представлены также способы организации дифференцированного обучения.
Рабочая программа факультативного курса интегрирует знания о физкультуре и спорте, предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям и интересам детей младшего школьного возраста.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения является раскрытие роли человека в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах «Человек и его здоровье», «Человек и спорт», «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и познание». Важнейшей составляющей всех указанных систем является содержание, усвоение которого гарантирует формирование у обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе развивающейся способности предвидеть результаты своих поступков и оценки возникшей ситуации. Отбор содержания курса осуществлён на основе следующих ведущих идей:
– раскрытие роли человека в природе и обществе;
– освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах «Человек и его здоровье» «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и его самость», «Человек и познание».
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «Азбука здоровья»
Построение программного материала направлено на реализацию системно-деятельностного подхода, как основного механизма достижения личностных, метапредметных результатов освоения программы в контексте ФГОС. Обучающиеся учатся выполнять задания по заданным темам, практические задания. Занятия факультатива строятся в соответствии со следующими этапами системно-деятельностного подхода:
- Мобилизующий этап – включение воспитанников в активную деятельность.
- Целеполагание – формулирование целей занятия по схеме: вспомнить – узнать – научиться.
- Момент осознания недостаточности имеющихся знаний.
- Коммуникация.
- Рефлексия – осознание и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился.
Используемые технологии обучения:
Информационно-коммуникационные технологии (электронные презентации, мультимедийные тренировочные упражнения).
Технология мини-исследования (постановка проблемы исследования, определение темы исследования, формулирование цели исследования, выдвижение гипотезы, проверка гипотезы, интерпретация полученных данных, выводы по результатам исследовательской работы, применение новых знаний в учебной деятельности).
Игровые технологии спортивные и подвижные игры, дидактические игры, ролевые игры.
Виды деятельности:
- игровая;
- познавательная;
- частично-поисковая;
- социальное творчество.
Формы организации деятельности:
- познавательная беседа;
- экскурсия;
- игра (спортивная, ролевая, сюжетно-ролевая, игра-рассуждение, организационно-деятельностная).
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Реализация рабочей программы предполагает включение обучающихся в такие виды деятельности, как игровая, познавательная, социально-значимая, ценностно-ориентированная, спортивно-оздоровительная.
Занятия факультативного курса проводятся в форме бесед, рассказов, подвижных игр и игровых ситуаций, экскурсий, весёлых спортивных стартов.
Физическое воспитание младших школьников, процесс формирования у них здорового образа жизни предполагает усиление внимания к формированию представлений о культуре здоровья и физической культуры, наличие у детей первоначального опыта самостоятельного выбора в пользу здорового образа жизни, интереса к физическому развитию, спорту посредствам включения в такие виды деятельности, как игровая, познавательная, социально значимая деятельность, ценностно-ориентированная, спортивно-оздоровительная, которые предполагают:
- начальное самоопределение младших школьников в сфере здорового образа жизни (организация исследований, обмена мнениями учеников о здоровье человека, биологических основах деятельности организма, различных оздоровительных системах и системах физических упражнений для поддержания здоровья, традициях физического воспитания и здоровьесбережения в культуре народов России, ХМАО-Югры и других стран);
- предоставление школьникам возможностей предъявления сверстникам индивидуальных достижений в различных видах спортивных состязаний, подвижных играх, демонстрация успехов деятельности спортивных и туристической секций;
- предъявление примеров ведения здорового образа жизни из жизни жителей края (олимпийские чемпионы);
- ознакомление обучающихся с основами ведения здорового образа жизни, физической культуры, с народными играми ХМАО-Югры, со спортивно-оздоровительной инфраструктурой ближайшего социума;
- включение младших школьников в санитарно-просветительскую деятельность и пропаганда занятий физической культурой в ходе детско-родительских и семейных соревнований;
- коллективные прогулки;
- фотовыставки, конкурсы;
- дискуссии и беседы по проблемам здорового образа жизни современного ученика (о режиме дня, труда и отдыха, питания, сна, о субъективном отношении к физической культуре);
- разработка обучающимися памяток и информационных листовок о нормативно-правовом обеспечении права граждан на сохранение здоровья, о возможностях получения медицинской помощи, об отечественной системе медицинского страхования;
- выступление перед одноклассниками по вопросам заботы о собственном здоровье, истории международного и отечественного спорта;
- спортивные соревнования для детей и родителей.
Содержание курса включает:
1 модуль «Безопасность в квартире»
Дом как среда обитания человека и возможные способы защиты человека от экстремальных воздействий в жилище.
Среда обитания человека и её факторы, влияющие на безопасность. Возможные неблагоприятные факторы жилища (нарушение температурного режима, сквозняки, чрезмерный наружный шум и др.). Способы защиты человека от неблагоприятных факторов в жилище.
Формы организации: беседа, путешествие, сказка, практическая работа.
Виды деятельности:
- участвовать в беседе, задавать вопросы, вступать в диалог, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения, формулировать правила;
- применять правила пользования острыми, колющими и режущими предметами: ножницами, ножом, иголкой, отвёрткой, булавкой, спицей. Соблюдать правила безопасного поведения. Объяснять правила противопожарной безопасности при использовании утюга, плиты, ёлочных гирлянд, бенгальских огней. Объяснять правила поведения при открытых окнах, балконах. Осваивать правила поведения в разных ситуациях: как вести себя дома.
- Пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративноприкладного искусства, художественного конструирования в собственной художественнотворческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы.
- Находить сведения, факты, заданные в явном виде. Формулировать несложные выводы, основываясь на тексте. Находить аргументы, подтверждающие вывод.
- Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
2 модуль «Безопасность на улице и на дороге»
Поведение на улице. Безопасность на детской площадке. Безопасность на спортивной площадке. Опасные места на улице. Что делать если потерялся в городе? Переходим улицу.
Формы организации: беседа, игра, выставка рисунков, самостоятельная работа.
Виды деятельности:
- объяснять элементарные правила поведения на проезжей части, игровой площадке, при пользовании мячом, велосипедом, роликами;
- объяснять и применять правила поведения на детской площадке, при пользовании качелями, горками, каруселями;
- соблюдать правила безопасного поведения на спортивной площадке; различать опасные места на улице: открытый колодец, гаражи, линии электропередач; применять правила безопасного поведения на улице, при общении с незнакомыми людьми; соблюдать правила дорожного движения при переходе через улицу;
- участвовать в беседе, задавать вопросы, вступать в диалог, формулировать правила;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
- выполнять на основе знакомства с персональным компьютером (другими средствами ИКТ) как техническим средством, его основными устройствами и их назначением базовые действия, используя безопасные для органов зрения, нервной системы, опорнодвигательного аппарата эргономичные приёмы работы; выполнять компенсирующие физические упражнения (минизарядку). Пользоваться компьютером для поиска и воспроизведения необходимой информации. Пользоваться компьютером для решения доступных учебных задач с простыми информационными объектами (текстом, рисунками, доступными электронными ресурсами).
3 модуль «Безопасность на природе »
Ядовитые растения. Ядовитые и съедобные ягоды. Ядовитые и съедобные грибы. Опасные насекомые.
Формы организации: беседа, исследование, проект, самостоятельная работа.
Виды деятельности:
- различать съедобные и ядовитые растения на примере своей местности;
- различать опасных насекомых;
- наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательной организации, социума, этноса, страны;
- участвовать в беседе, задавать вопросы; вступать в диалог; формулировать правила.
4 модуль «Безопасность и еда»
Зачем нужно мытье рук? Чем опасны немытые овощи? Гигиена питания.
Функции питания. Основные типы питательных веществ, необходимых организму. Рациональный режим питания. Основные правила приёма пищи. Фастфуды и правильное питание.
Формы организации: беседа, викторина, игра, самостоятельная работа.
Виды деятельности:
- применять на практике элементарные правила гигиены; моделировать в ходе практических работ ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья; знать элементарные правила гигиены;
- формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- участвовать в беседе, задавать вопросы; вступать в диалог; отвечать на вопросы и оценивать свои достижения, формулировать правила.
5 модуль «Здоровье и полезные привычки»
Распорядок дня и здоровье. Умывание. Выбор одежды по сезону.
Распорядок дня и чувство времени. Влияние выполнения распорядка дня на самочувствие и здоровье. Наиболее оптимальный распорядок дня для ученика второго класса.
Формы организации: беседа, самостоятельная работа, игра.
Виды деятельности:
- участвовать в беседе, задавать вопросы, вступать в диалог, отвечать на вопросы, оценивать свои достижения, формулировать правила;
- моделировать в ходе практических работ ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья; моделировать в ходе практических работ ситуации по здоровому питанию; моделировать в ходе практических работ ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья;
- формулировать собственное мнение и позицию. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
6 модуль «Человек и движение»
Подвижные игры, подвижные игры с элементами спортивных игр. Влияние двигательной активности на здоровье человека.
Формы организации: игра
Виды деятельности:
- формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- играть в подвижные игры.
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Общее число часов, отведённых на изучение факультатива «Азбука здоровья» во 2 классе составляет 34 часа (1 час в неделю).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностными результатами изучения данного курса являются:
- формирование у детей необходимых умений и навыков безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций;
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый и безопасный образ жизни;
- социальная культура: ценностное отношение к значимым нормам и правилам поведения;
- воспитание чувства справедливости, ответственности;
- развитие самостоятельности суждений;
- осознание ответственности человека за общее благополучие;
- навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты:
Познавательные универсальные учебные действия:
- понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности;
- на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и зависимости между объектами (часть – целое; причина – следствие; изменения во времени и в пространстве);
- сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;
- объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
- определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;
- формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
- моделировать ситуации на основе изученного материала.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения;
- признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты;
- соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику;
- конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений.
Регулятивные универсальные учебные действия:
1) Самоорганизация:
- планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи;
- выстраивать последовательность выбранных действий и операций.
2) Самоконтроль и самооценка:
- осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
- находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины;
- корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя);
- предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни.
- объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой учителя;
- оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости корректировать их.
Совместная деятельность:
- понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной (практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности;
- коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
- проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
- выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их возникновении мирно разрешать без участия взрослого;
- ответственно выполнять свою часть работы.
Предметные результаты обучения нацелены на решение прежде всего образовательных задач:
- осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
- расширение знаний о правилах поведения в среде обитания, на дорогах и в транспорте;
- знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение режима дня;
- расширение кругозора и культурного опыта школьника.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 класс
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Дата изучения | Виды деятельности | Виды, формы контроля | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
Модуль 1. Безопасность в квартире | ||||||
Среда обитания человека и её факторы, влияющие на безопасность. Правила пользования острыми, колющими и режущими предметами | 2 | Участвовать в беседе, задавать вопросы, вступать в диалог, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения, осуществлять взаимодействие с одноклассниками. |
|
| ||
Модуль 2. «Безопасность на улице и на дороге» | ||||||
Поведение на улице. Безопасность на детской площадке. Опасные места на улице. Правила пешеходного перехода улицы. Правила дорожного движения. | 5 | Участвовать в беседе, задавать вопросы, вступать в диалог, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения, осуществлять взаимодействие с одноклассниками. | Практическая работа |
| ||
Модуль 3. Безопасность на природе | ||||||
Ядовитые растения. Ядовитые и съедобные ягоды. Ядовитые и съедобные грибы. Опасные насекомые. | 2 | Участвовать в беседе, задавать вопросы, вступать в диалог, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения, осуществлять взаимодействие с одноклассниками. |
|
| ||
Модуль 4. Безопасность и еда | ||||||
Зачем нужно мытье рук? Чем опасны немытые овощи? Гигиена питания. Функции питания. Основные типы питательных веществ, необходимых организму. Рациональный режим питания. Основные правила приёма пищи. Фастфуды и правильное питание. | 2 | Участвовать в беседе, задавать вопросы, вступать в диалог, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения, осуществлять взаимодействие с одноклассниками. | Творческая работа |
| ||
Модуль 5. Здоровье и полезные привычки | ||||||
Распорядок дня и здоровье. Умывание. Выбор одежды по сезону. Распорядок дня и чувство времени. Влияние выполнения распорядка дня на самочувствие и здоровье. Наиболее оптимальный распорядок дня для ученика второго класса. | 3 | Оценивать свои достижения, осуществлять взаимодействие с одноклассниками. | Практическая | |||
Модуль 6. Человек и движение | 20 | |||||
Подвижные игры, подвижные игры с элементами спортивных игр. Влияние двигательной активности на здоровье человека. | Играть в подвижные игры, осуществлять взаимодействие с одноклассниками. | |||||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | |||||
Виды и формы деятельности по реализации воспитательного потенциала |
| |||||
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования и молодежной политики
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
Муниципальное образование Советский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2г. Советский»
РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей начальных классов __________ Протокол от «» августа 2024 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _________ от «» августа 2024 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор школы ___________ Приказ № от «31» августа 2023 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Факультатив «Я и мир вокруг меня»
для обучающихся 1 классов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа факультатива «Я и мир вокруг меня» для обучающихся 1 классов на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО), а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в программе воспитания.
Цель программы: приобщение детей к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям здоровому образу жизни.
Задачи:
- формирование основ гражданской идентичности: чувства сопричасности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа;
- воспитание в каждом ученике трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
- воспитание здорового образа жизни, нравственных качеств личности ребёнка;
- освоение ребёнком основных социальных ролей, моральных и этических норм.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «Я и мир вокруг меня»
Построение программного материала направлено на реализацию системно-деятельностного подхода, как основного механизма достижения личностных, метапредметных результатов освоения программы в контексте ФГОС. Обучающиеся учатся выполнять задания по заданным темам, практические задания. Занятия факультатива строятся в соответствии со следующими этапами системно-деятельностного подхода:
- Мобилизующий этап – включение воспитанников в активную деятельность.
- Целеполагание – формулирование целей занятия по схеме: вспомнить – узнать – научиться.
- Момент осознания недостаточности имеющихся знаний.
- Коммуникация.
- Рефлексия – осознание и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился.
Используемые технологии обучения:
Информационно-коммуникационные технологии (электронные презентации, мультимедийные тренировочные упражнения).
Технология мини-исследования (постановка проблемы исследования, определение темы исследования, формулирование цели исследования, выдвижение гипотезы, проверка гипотезы, интерпретация полученных данных, выводы по результатам исследовательской работы, применение новых знаний в учебной деятельности).
Игровые технологии спортивные и подвижные игры, дидактические игры, ролевые игры.
Виды деятельности:
- игровая;
- познавательная;
- частично-поисковая;
- социальное творчество.
Формы организации деятельности:
- познавательная беседа;
- экскурсия;
- игра (спортивная, ролевая, сюжетно-ролевая, игра-рассуждение, организационно-деятельностная);
- художественного творчество (тематическое рисование, аппликация).
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Основными темами программы «Я и мир вокруг меня» являются: игры, семья, дружба, Родина, национальные традиции, природа родного края.
- Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству;
- Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Ценности: ценность труда и творчества; ценность познания мира; ценность таких качеств личности как целеустремленность и настойчивость, бережливость.
- Формирование ценностного отношения к семье. Ценности: ценность семьи, уважение родителей, забота о старших и младших.
- Воспитание ценностного отношения к природе. Ценности: ценность природы, родной земли, родной природы, заповедной природы; ответственность человека за окружающую среду.
- Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). Ценности: дар слова, ценность красоты в различных её проявлениях, ценность труда – как условия достижения мастерства, ценность творчества.
Содержание обучения в 1 классе завершатся перечнем универсальных учебных действий (УУД) — познавательных, коммуникативных и регулятивных, которые возможно формировать средствами факультативного курса с учётом возрастных особенностей младших школьников. В первом классе предлагается пропедевтический уровень формирования УУД, поскольку становление универсальности действий на этом этапе обучения только начинается. С учётом того, что выполнение правил совместной деятельности строится на интеграции регулятивных (определенные волевые усилия, саморегуляция, самоконтроль, проявление терпения и доброжелательности при налаживании отношений) и коммуникативных (способность вербальными средствами устанавливать взаимоотношения) универсальных учебных действий, их перечень дан в специальном разделе — «Совместная деятельность».
Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период обучения. В тематическом планировании описывается программное содержание курса, а также раскрываются методы и формы организации обучения и характеристика деятельностей, которые целесообразно использовать при изучении той или иной программной темы.
Рабочая программа факультативного курса на уровне 1 класса начального общего образования интегрирует знания о природе, предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям и интересам детей младшего школьного возраста.
РАЗДЕЛ 1. Я и моя семья (6 часов)
Кто я? Рассказ о себе. Мое имя. Значение имен. Происхождение имен, фамилий, отчеств. Однофамильцы.
Моя семья. Как появилась моя семья. Кто такие мои предки? Связь поколений. Любовь детей, уважение и почитание старших. Профессии родителей. Домашние обязанности взрослых и родителей. Взаимопомощь членов семьи. Забота.
Совместный досуг и отдых в семье. Любимые занятия ребят и родителей. Хобби. Какие традиции рождаются и чтутся в семье. Семейные праздники. Семейные реликвии. Любимые игры моей семьи.
РАЗДЕЛ 2. Мои друзья (3 часа)
Знакомство с понятиями «дружба», «настоящий друг». Роль дружбы в жизни человека. Как я провожу время с друзьями. Рассказ о любимых занятиях с друзьями.
Рассказ о первом дне в школе. Рассказ о первой учительнице. Правила поведения в школе. Школьная жизнь.
Достопримечательности нашего города. Игры с друзьями.
РАЗДЕЛ 3. Мой край – Ханты – Мансийская земля! (4 часа)
Города Югры. Наша столица – Ханты – Мансийск. История и достопримечательности столицы Югры.
Природа моего края. Животный и растительный мир Югры. Богатства Югры. Бережное отношение к природе.
История моего края. Кто такие ханты и манси. Культура, жилище, одежда, праздники коренных народов Сибири. Сказки народов ханты и манси.
Достопримечательности ХМАО. Памятники архитектуры. Игры народов севера.
РАЗДЕЛ 4. Моя страна – моя Россия (4 часа)
Моя Родина – Российская Федерация. Государственные символы (герб, флаг, гимн). Я – россиянин.
История России. Памятные места России. Достопримечательности России. История России в лицах. Мы – граждане великой страны. Игры народов России.
РАЗДЕЛ 5. Здоровый образ жизни. Полезные привычки (16 часов)
Режим дня.
Зарядка. Информация нужная и полезная. Подвижные игры. Спортивные игры.
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Общее число часов, отведённых на изучение факультативного курса в 1 классе составляет 33 часа (1 час в неделю).
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
- Применять правила совместной деятельности, проявлять способность договариваться.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия:
- понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности;
- на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и зависимости между объектами (часть – целое; причина – следствие; изменения во времени и в пространстве);
- сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;
- объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
- определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;
- формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
- моделировать ситуации на основе изученного материала.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения;
- признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты;
- соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику;
- конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений.
Регулятивные универсальные учебные действия:
1) Самоорганизация:
- планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи;
- выстраивать последовательность выбранных действий и операций.
2) Самоконтроль и самооценка:
- осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
- находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины;
- корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя);
- предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни.
- объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой учителя;
- оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости корректировать их.
Совместная деятельность:
- понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной (практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности;
- коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
- проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
- выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их возникновении мирно разрешать без участия взрослого;
- ответственно выполнять свою часть работы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:
- называть себя и членов своей семьи по фамилии, имени, отчеству, профессии членов своей семьи, домашний адрес и адрес своей школы; проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, соблюдать правила нравственного поведения в социуме и на природе;
- воспроизводить название своего населённого пункта, региона, страны;
- приводить примеры культурных объектов родного края, школьных традиций и праздников, традиций и ценностей своей семьи, профессий;
- проводить, соблюдая правила безопасного труда, несложные групповые и индивидуальные наблюдения;
- оценивать ситуации, раскрывающие положительное и негативное отношение к природе; правила поведения в быту, в общественных местах;
- соблюдать правила безопасности на учебном месте школьника;
- соблюдать правила здорового питания и личной гигиены;
- соблюдать правила безопасного поведения пешехода;
- соблюдать правила безопасного поведения в природе;
- соблюдать правила изученных подвижных игр;
- с помощью взрослых (учителя, родители) пользоваться электронным дневником и электронными ресурсами школы.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Дата изучения | Виды деятельности | Виды, формы контроля | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | ||||
Раздел 1. Я и моя семья. | ||||||||||
Вводное занятие. Кто я? Моя семья. Что такое родословное дерево? Семейные традиции. Семейный отдых. Поколение первопроходцев Югры. Любимые игры моей семьи. | 6 | Участвовать в беседе, задавать вопросы, вступать в диалог, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения, осуществлять взаимодействие с одноклассниками. | Практическая |
| ||||||
Раздел 2. Мои друзья. | Практическая работа; | |||||||||
Мои друзья, мой двор, мой дом, мои соседи Моя школа. Мой класс. Мой родной город. Любимые игры моих друзей. | 3 | Участвовать в беседе, задавать вопросы, вступать в диалог, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения, осуществлять взаимодействие с одноклассниками. | Творческая работа |
| ||||||
Раздел 3. Мой край - Ханты-Мансийская земля! | ||||||||||
Города Югры. Наша столица – Ханты-Мансийск. Мой любимый край – ХМАО – Югра. Моя Родина – Российская Федерация. Игры народов севера. | 4 | Участвовать в беседе, задавать вопросы, вступать в диалог, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения, осуществлять взаимодействие с одноклассниками. | Творческая работа |
| ||||||
Раздел 4. Моя страна – моя Россия | ||||||||||
Памятные места России. Природа России. Животный мир. О России с любовью. Игры народов России. | 4 | Участвовать в беседе, задавать вопросы, вступать в диалог, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения, осуществлять взаимодействие с одноклассниками. | Творческая работа |
| ||||||
Раздел 5. Здоровый образ жизни. Полезные привычки | ||||||||||
Режим дня. Зарядка. Информация нужная и полезная. Подвижные игры. Спортивные игры. | 16 | Оценивать свои достижения, осуществлять взаимодействие с одноклассниками. | Практическая | |||||||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 33 | |||||||||
Виды и формы деятельности по реализации воспитательного потенциала |
| |||||||||
