Работа по теме самообразования

Беспалов Анатолий Игоревич

Работа по теме самообразования

Скачать:


Предварительный просмотр:

Этапы   работы  над темой самообразования

" Самооценка  деятельности обучающихся на уроках физической культуры.

"

Цель: Повышение качества и эффективности образовательного процесса за счет реализации системно – деятельностного подхода в урочной и внеурочной деятельности.

Год

Этап

Содержание

Форма представления результатов

2018 -2019 уч. г.

Установочный

Определение и формулирование  индивидуальной  темы самообразования.

Постановка целей и задач.

Знакомство  с психолого-педагогической и методической литературой по выбранной проблеме.

Подбор методов  и приемов, реализующих данную технологию.  
Прогнозирование   новых результатов,  которые могут быть достигнуты с помощью данной технологии.

План работы по теме самообразования

2019 -2020 уч.г.

Практический

Адаптация теоретического материала к конкретной ситуации (классу, предмету)..

Апробирование на практике выбранных методов.

Коррекция, отслеживание результативности.

Планирование работы с обучающимися, имеющими повышенную мотивацию. Обучение  их новым приемам учебной деятельности.

Подготовка обучающихся к конкурсам по предмету.

Участие в конкурсах педагогического мастерства

Выступление  на педсовете, ШМО.

Разработка методических рекомендаций для педагогов  или учащихся.

2020-2021 уч. г.

Анализ и обобщение

Открытые уроки в рамках ШМО.

Создание собственных наработок в контексте  выбранной темы с опорой на теоретический материал и практический опыт.

Создание «копилки» развивающих творческих заданий  для обучающихся

Участие в конкурсах педагогического мастерства

Выступление на РМО

Представление опыта работы в сетевых сообществах педагогов



Предварительный просмотр:

Самооценка  деятельности обучающихся на уроках физической культуры.

      Раньше работа учителя основывалась на принципе «Делай, как Я!». В основе лежали методы: рассказа, показа, повторения. В соответствии с новыми ФГОС учителю пришлось выстраивать новую модель работы, взаимодействия и оценивания обучающихся. Федеральный государственный образовательный стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника. Самооценка – это важнейший психологический фактор формирования учебной деятельности учащегося, поэтому она играет значимую роль в становлении его индивидуальных особенностей и возрастных характеристик. 

Основные функции самооценки:

- констатирующая – на основе самоконтроля (что из изученного материала я знаю хорошо, а что недостаточно?);

- мобилизационно-побудительная (мне многое удалось в работе, но в этом вопросе я разобрался не до конца);

- проектировочная (чтобы не испытывать затруднений в дальнейшей работе, я обязательно должен повторить…).

Данный подход к оцениванию позволяет устранить негативные моменты в обучении, способствует индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации,  сохранению и укреплению здоровья.

Доминирующие функции самооценки таковы: констатирующая - на основе самоконтроля (что из изученного материала я знаю хорошо, а что недостаточно?); мобилизационно-побудительная (мне многое удалось в работе, но в этом вопросе я разобрался не до конца); проектировочная (чтобы не испытывать затруднений в дальнейшей работе, я обязательно должен повторить ...).

Разумеется, ввести процедуру самооценки в педагогический процесс простым распоряжением нельзя. Ее применение требует кропотливой, основательной, достаточно продолжительной профессиональной работы. Для детализации этого компонента педагогического процесса и для его методической характеристики выделяют три составляющие.

Первая составляющая связана с содержанием оценочной деятельности учителя. Самооценка у учащегося успешно формируется и развивается, если учитель демонстрирует положительное отношение к нему, веру в его возможности, желание всеми способами помочь ему учиться.

Второй составляющей процесса самооценки является развитие у школьника умения дать самому себе содержательную характеристику, самому регулировать свой учебный труд. Основу для оценочной деятельности учащихся создает умелая организация их самостоятельной умственной и практической деятельности, активизация мыслительных процессов, развитие аналитического, критического подхода к явлениям.

В такой системе обучения приоритетной становится самооценка как результат  оценочной деятельности ученика.  

Включение ученика в оценивающую деятельность будет способствовать формированию у него критического отношения к полученным результатам, поможет ему составить верное представление об уровне своих возможностей, более точно соотнести оценку со стороны и самооценку. Все это и позволит исключить взаимонепонимание между учителем и учащимися. Учитель должен прийти к такому уровню, когда самооценка становится механизмом, корректирующим деятельность, создающим условия, в которых и возникает ситуация-стимул, позволяющая учащемуся самоопределиться и выстроить самостоятельный план действий.

Третьей составляющей процедуры самооценки является работа по воспитанию у учащихся реалистического уровня притязаний, сформированных навыков самоконтроля.

Самооценка применяется на разных этапах обучения.

Все, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка в сознательной внутренней рефлексии развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.

Принципиально новым становится сам порядок действий, выполняемых обучающимися на уроке. Теперь они сами должны вычленить проблему, поставить цель и определиться со способами и методами достижения желаемого результата. При этом ребята учатся анализировать выполняемые действия, то есть обучаются самооценке и взаимооценке.

Самооценивание – это процесс применения определенных критериев к данным, полученным в самовосприятии. В результате каждого отдельного акта самооценивания выносится суждение о степени достижения ожидаемого результата. На основе самооценивания строится самоподкрепление.

В настоящее время вопрос самооценивания обсуждается очень широко. Дело в том, что Самоконтроль - один из важнейших факторов, обеспечивающих самостоятельную деятельность учащихся. Его назначение заключается в своевременном обнаружении уже совершенных ошибок и их предотвращении.

Самоконтроль позволяет проследить за ходом своих действий и оценить их результаты,  планировать действия, прогнозировать результаты, перестраивать план действий в зависимости от изменения условий, что в конечном итоге может оказать значительное воздействие на совершенствование знаний школьников.

Но самоконтроль невозможен без правильной оценки результатов своей деятельности. Для того чтобы ребенок не остался зависимым от чужого мнения необходимо развивать, совершенствовать умение оценивать себя самостоятельно.Если посмотреть ФГОС, то очевидно, что на первом месте стоят именно личностные результаты развития ученика.

Самооценивание на уроке физической культуры это результат познания двигательной активности, техники выполнения двигательных умений и навыков, адекватного оценивания индивидуальных возможностей на уроке. Преимущество самооценки заключается в том, что она позволяет увидеть школьнику свои слабые и сильные стороны.

Главная задача учителя –научить учеников самостоятельно оценивать свой труд, так как формирование самооценки - залог успешности ученика. Система самооценивания позволяет сравнить оценку, проанализировать ее и понять свои недочеты, но перед этим необходимо обсудить с учеником критерии оценивания.

Оценивание одноклассниками – это процесс оценивания друг друга во время урочной деятельности. Выполняя такой вид оценивания ученики учатся взаимодействию, уважать и принимать мнение другого человека, становиться партнерами, доверять друг другу.

В процессе обучения, формирование оценивания следует выстраивать в определенном порядке:

  1. Самооценка обучающегося;
  2. Внешняя оценка как взаимооценка одноклассниками;
  3. Внешняя оценка как оценка учителя.

Немаловажная роль это работа над ошибками,  которая может проводиться следующим образом:

1. ребята сразу же по ходу выполнения упражнения обращают внимание своих товарищей,  на допущенные ошибки и помогают в их исправлении;

2. выбирают того учащегося, у которого лучше всех получилось выполнить определенное задание, чтобы на следующем уроке этот обучающийся возглавил микрогруппу по устранению недочетов.

Таким образом, самооценка – гибкий инструмент, который учитель использует для управления учебной деятельностью. Самооценка позволяет человеку увидеть сильные и слабые стороны своей работы и выстроить на основе осмысления этих результатов собственную программу дальнейшей деятельности, что удовлетворяет требованиям сегодняшнего дня.