ДОО "Зелёная планета"

Бирюкова Светлана Валерьевна    sveta-m-73@mail.ru

Детское движение, являясь выражением общественно направленной организованной самодеятельности детей, обладает огромным социальным и воспитательным потенциалом. Детские общественные организации являются наиболее стабильной и структурированной частью детского движения, представляя собой особый социальный институт воспитания. ДОО обладает специфическими возможностями, к которым относятся:

социальная сущность детской общественной организации, включающей детей в широкий спектр общественных отношений;

общественная направленность деятельности, в которой реализуются важнейшие потребности детей, отражающие их стремление к взрослению;

самодеятельный характер жизнедеятельности детей в организации, предполагающий саморазвитие личности;

субъект-субъектный характер отношений в детской общественной организации, предполагающий реализацию воспитательных функций в системе взаимодействия детей друг с другом.

Объединяясь в различные группы, компании, команды и т. д., чаще с участием взрослых, дети сосредоточивают свои силы для достижения конкретных целей в разнообразных видах деятельности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Огромную значимость приобретает система экологического образования и экологического воспитания, которая призвана дать необходимые представления и навыки для безопасного взаимодействия людей с окружающей средой. Введение новых образовательных стандартов обозначило проблему организации внеурочной деятельности школьников. Перед нами встал вопрос выбора новых практико-ориентированных форм внеурочной деятельности, необходимость разнообразить формы и виды деятельности школьников по изучению природы. Поиск решения обозначенных вопросов, а также необходимость модернизации экологической культуры учащихся привели нас к идее создания ДОО «Зелёная планета» на базе экологического кружка.

Сегодня государство признало воспитание необходимым, и стало обозначать - какие ценности следует воспитывать. Модернизация общеобразовательной школы как базового звена образования предполагает ориентацию образования на развитие личности учащегося, а не только на усвоение суммы знаний. На современном этапе развития образования в России, остро стоит проблема оценки качества образования. Но не меньший интерес вызывает и оценка качества воспитания подрастающего поколения, а в частности формирование их ценностных ориентаций. В данной статье описывается структура воспитательного потенциала детского общественного объединения экологической направленности «Зелёная планета», способы его реализации и результаты воспитания, роль ДОО в формировании экологической культуры учащихся.

Ключевые слова: 

Экологическое образование – это непрерывный процесс обучения, образования, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентации и прав, этических и эстетических отношений, обеспечивающих формирование экологического сознания и экологической ответственности личности за состояние и улучшение социоприродной среды.

Экологическое воспитание – целенаправленное развитие у подрастающего поколения высокой экологической культуры, включающей в себя знания о природе, гуманное, ответственное отношение к ней как к наивысшей национальной и общечеловеческой ценности и готовность к природоохранительной деятельности.

Сущность экологической культуры – органическое единство экологически развитого сознания и поведения. Экологическое воспитание осуществляется в результате целенаправленного обучения.

Качество воспитания - интегральная характеристика системы воспитания, отражающая степень соответствия ресурсного обеспечения, воспитательного процесса, воспитательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.

Оценка качества воспитания - определение степени соответствия ресурсного обеспечения, воспитательного процесса, воспитательных результатов, нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.

Ценностные ориентации – это избирательное отношение человека к материальным и духовным ценностям, система его установок, убеждений, предпочтений, выраженная в сознании и поведении, способ дифференциации человеком объектов по их значимости.

Оценка достижений учащихся в ДОО «Зелёная планета» складывается из их активной вовлечённости в экологическую природоохранную деятельность, преобразующего характера этой деятельности, формирования портфолио личностных и коллективных достижений участников ДОО, личностного роста подростка в ДОО.

Критериальная база оценки воспитательных ресурсов ДОО и личностного роста участников складываются из:

-динамики личностного роста каждого ученика (наличие достижений, наград, усложнения обязанностей, уровня самостоятельности, уровня ответственности, масштаба социальной инициативы, инициирования проектов и др.);

-критерия качества организации социального партнёрства (вхождение ДОО в Межригиональную общественную организацию Зелёного движения России «ЭКА» и программы «Зелёные школы России» - федеральная партнёрская общественная программа с международным участием; публикации о ДОО в местной прессе – газете «Берегиня», благотворительное некоммерческое издание; наличие собственного сайта http://ecamir.ru/division_103/ - штаб лицея № 87;

-критерия качества условий развития и различных видов поддержки ДОО со стороны образовательной организации (система поощрений – грамоты, подарки, использование материально-технической базы лицея – компьютеров, интернета, научно-методическое сопровождение деятельности ДОО – выступление на семинарах, педагогических чтениях, наличие документов, определяющих деятельность ДОО – программы, паспорта ДОО.)

Структура воспитательного потенциала ДОО содержит следующие компоненты: социальная активность, самореализация личности и позитивно направленная деятельность детей и подростков. Осознание того, что является ценностью, является одним из самых важных и решающих факторов, предопределяющих развитие личности.

В подростковый период осуществляется переход от сознания к самосознанию, «выкристаллизовывается» личность. Поэтому возникает задача такой целостной организации образовательного пространства, которая создавала бы условия для наполнения внутреннего мира подростка ценностным содержанием. Так у меня возникла идея создания разновозрастной детской организации, рассматривающей школу как пространство социального действия, которая решает по возможности, задачи, стоящие перед школой в организации внеурочной деятельности школьников. В то же время она не замыкается рамками школьной жизни.

Воспитательный потенциал детского общественного объединения экологической направленности реализовывается в результате:

а) целенаправленного обеспечения в процессе руководства многообразия видов и форм коллективной деятельности, создающего содержательное и ролевое пространство самореализации личности;

б) организации совместной деятельности школьников как экологически ориентированной субкультурной микросреды;

в) позиционирования через формы социального признания общественно полезного характера экологической деятельности школьников, стимулирующего мотивацию участия.

Цель ДОО «Зелёная планета»: дать обучающимся возможность реализовать потребность в самовыражении и творчестве в области экологической деятельности, тем самым создать благоприятную почву  для проявления у учащихся мотивации к углублению своих знаний в области экологии.

Результатом воспитания учащихся в ДОО является в первую очередь формирование у них личностных универсальных учебных действий:

  • бережного и ответственного отношения к объектам окружающей среды;

 восприятия природы как объекта охраны и защиты;

  • выработку гражданской позиции, связанной с ответственностью за состояние окружающей среды, своего здоровья и здоровья других людей;
  • приобретение коммуникативных умений и опыта сотрудничества для выявления социально-экологических проблем и путей их решения;
  • адекватную самооценку учебной и социально значимой деятельности, уровня сформированности ключевых образовательных компетентностей.

Программа ДОО позволяет решать важные учебно-воспитательные задачи, углубляя и расширяя биологические и экологические знания учащихся. Дети активно проявляют интерес к познанию окружающего мира, стремятся к самостоятельной работе.

Природоохранная направленность программы способствует формированию осознанного отношения к природе родного края, а также формированию исследовательских навыков.

Воспитание ученика – исследователя – это процесс, который открывает широкие возможности для развития активной и творческой личности, способной вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения  и нести за них ответственность.

Принципы ДОО «Зелёная планета» основываются на связи обучения с жизнью. Основными мотивами деятельности детей в ДОО «Зелёная планета» является самоактуализация и самореализация личности ребенка.

Системно-деятельностный характер  ДОО обеспечивается основными формами и методами работы с детьми, которые подчиняются следующим методическим подходам: теоретическому и практическому. Теоретический подход обеспечивается такими формами и методами обучения, как рассказ, дискуссия, экологическая беседа. На практических занятиях ребята  занимаются изучением флоры и фауны своей местности, проводят экологические рейды по наведению порядка на территории школы и района.

На занятиях применяются различные формы деятельности: ручной труд, викторины, выставки, конкурсы, семинары, обобщающие занятия, занятия-путешествия, выступление агитбригад и др.

Виды деятельности:

Игровая деятельность реализуется через самостоятельную  работу  с информацией при подготовке детей к викторинам, играм-конкурсам;

Проектная деятельность осуществляется путем реализации учебных или социально значимых целей;

Научная деятельность осуществляется совместно с научным обществом учащихся и выражается в написании научно-исследовательских работ, проектов, рефератов по темам эколого-биологической направленности;

Досуговая деятельность реализуется через проведение праздников, связанных с основными экологическими датами;

Олимпиадная деятельность реализуется через программу подготовки к олимпиадам по экологии и биологии.

Развитие личности учащихся осуществляется через личностно – ориентированный подход к проведению занятий: самостоятельная подготовка к играм, конкурсам; презентация деятельности ДОО «Зелёная планета», проведение дискуссий, круглых столов, конференций, подготовка и проведение экскурсий, защита проектов и научно-исследовательских работ, проведение викторин, конкурсов, публикации детских работ, участие в олимпиадах различного уровня с помощью методических приемов обучения, которые стимулируют учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде, способствуют развитию творческого мышления, обеспечивают формирование интеллектуальных умений, исследовательских навыков и умений; основ проектного мышления, вовлекают учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения, агитационную деятельность. Принимая участие во всероссийской уборке «Сделаем!» и общероссийской программе «Больше кислорода!», осуществляется трудовое воспитание участников ДОО, которое является неотъемлемой частью экологического образования и воспитания, и может быть представлено практической деятельностью детей, направленной на охрану природы родного края. Одновременно с трудовым воспитанием происходит воспитание экологического сознания среди школьников, которые под руководством учителя сажают свое дерево, возможно, первое в жизни. Экологическое воспитание ориентирует человека на бережное отношение к природе, ее ресурсам и полезным ископаемым, флоре и фауне. Этому способствуют экологические акции «ПЕРЕрождение отходов», «Сдай батарейку – спаси планету!», фестивали экологических агитбригад «Наш дом – Нижний Новгород», конкурсы «Природоохранное законодательство глазами молодёжи», "В лесу родилась ёлочка - там ей и расти" Дружины Охраны Природы ННГУ им. Лобачевского, сбор макулатуры в рамках всероссийской акции «Субботка–переработка», организатором которой является Движение ЭКА.

Целью эстетического воспитания в ДОО является развитие эстетического отношения к действительности. Эстетическое отношение предполагает способность к эмоциональному восприятию прекрасного. Оно проявляется по отношению к природе или произведению искусства. Например, участвуя в конкурсе рисунков «Животные Красной книги», дети рисовали своих любимых животных, нуждающихся в охране и защите.

Духовно-нравственное воспитание учащихся в ДОО «Зелёная планета» осуществляется через Единые дни действий и акции «Птицы в городе» по изготовлению кормушек и «Птицеград», посвящённой Международному дню птиц. Учащиеся изготавливали скворечники, синичники, кормушки. Акции способствовали привлечению обучающихся к проведению практических мероприятий по увеличению и сохранению численности и видового состава птиц, направлены на воспитание у детей любви к родной природе, навыков бережного и ответственного отношения к её обитателям.

В рамках ДОО «Зелёная планета» интеллектуальное воспитание осуществляется активным участием ребят в областной конференции школьных исследовательских проектов «Молодёжный мониторинг природных объектов», городском конкурсе экологических научно–исследовательских проектов «Наш дом - Нижний Новгород», областном конкурсе учебно-исследовательских работ школьников «Юный исследователь», городской конференции школьников «Экология и здоровье», городской конференции НОУ «Эврика», экологической олимпиаде для учащихся 6-х классов «Подрост» Нижегородского университетского округа НИУ ВШЭ и др.

Уже 5 лет участники ДОО «Зелёная планета» и экологического кружка принимают участие в летней экологической экспедиции на базе учебно-исследовательского полевого стационара «Сережа» в селе Пустынь Арзамасского района Нижегородской области, осваивая навыки экологических полевых исследований и получая знания о природе и экологии животных и растений Нижегородского края.

Исследовательская работа в природе поднимает экологическое образование и воспитание на более высокий уровень, способствует закреплению полученных знаний, формированию субъектного, нравственно-эмоционального отношения к природе.

Результаты экспедиции используются далее в учебно-исследовательской работе школьников.

Формы подведения итогов работы ДОО

  1. Отражение деятельности ДОО на сайте Движения ЭКА (межрегиональная общественная организация) - Штаб лицея № 87 имени Л.И.Новиковой http://ecamir.ru/division_103/ и на сайте лицея http://lyceum87.nnov.ru/svetlana-valerevna-biryukova/blog.html

2.   Тематические выставки – фотоотчеты о проведенных мероприятиях, муниципальных, региональных, федеральных конкурсах, участии в олимпиадах и НОУ.