Работа в музее школы

Сидорова Марина Терентьевна

Этно- краеведческий музей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Страницы из истории Ташкирменской школы.

В 1869 году  началось строительство Миссионерской (инородческой) школы в с. Ташкирмень. Это  связано с образовательным проектом Н.И. Ильминского, который предусматривал обучение нерусских народов России на их языке. С этой целью был создан кряшенский алфавит.

Строительство школы началось на средства помещика А.А. Де-Ларю, который долгие годы был попечителем этого учебного заведение: предоставил мебель, учебники. Школа открылась в 1875 году.
В 1883 году на средства того же помещика пристроен пристрой для младшей группы. В советские времена в здании учились только начальные классы. Обучение в данном здании проходило  до 1984 года. В дальнейшем дети Ташкирмени и Макаровки курс начальной школы получали  в здании нынешнего сельского поселения. Дети 1975 года рождения заканчивали школу в здании бывшей сельской библиотеки.

В июне 1989 года по решению Лаишевского райисполкома строящееся здание сельского совета и контора совхоза «Мешенский» были переданы в ведомство Лаишевского РОНО.

Для оперативного управления и в целях открытия школы к первому  сентября исполняющим обязанности директора школы был назначен учитель НВП Атабаевской средней школы Кормилицын М.Н.

Под руководством начальника Макаровского рыбзавода Кузнецова В.М. к зданию будущей школы оперативно были пристроены столовая и мастерская. 1 сентября 1989 года была открыта Ташкирменская восьмилетняя школа, директором которой стал Кормилицын М.Н. Ребята, ранее учившиеся в Атабаевской школе, перешли учиться в школу по месту жительства. Однако, из-за нехватки места в новой школе,  обучение детей до 4 класса проводилось в том же здании нынешнего сельского поселения.

В 1992 году Ташкирменская средняя школа, по решению Лаишевского райисполкома, получает статус полной средней общеобразовательной школы. В 1992 году совхозом «Мешенским», которым руководил Кормачев В.В., на баланс школы было передано строящееся здание детского сада, обучение в котором началось в 1997 году.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Ташкирменская основная общеобразовательная школа Лаишевского муниципального района Республики Татарстан

«Пасха и качели»

Автор: Казанбаева Ксения Андреевна, ученица 7 класса МБОУ Ташкирменской ООШ Лаишевского  МР РТ

Руководитель: Сидорова Марина Терентьевна, учитель истории и обществознания МБОУ Ташкирменской ООШ Лаишевского  МР РТ

2017

Содержание.

Введение

  1. Праздник праздников.
  2. Качели и Пасха.
  3. Заключение.
  4. Список использованной литературы.

Введение.

Родной край. Такое простое и емкое понятие. Исток всех начал. Родина начинается с отчего дома, родной улицы, города, села. Родной край - частица Родины. Нужно хорошо знать свою малую родину. Знать, чтобы полюбить ее. А нельзя любить то, что не знаешь. «Без прошлого - нет будущего», - сказал однажды мудрый человек и к этому остаётся добавить: «Необходимо знать и ценить историю своей малой родины, только в этом случае можно принести пользу себе и своему отечеству!»

На мой взгляд, исследование истории родного села через истоки его возникновения, через историю жизни его жителей открывает новые перспективы для развития.

Цель исследования – рассмотреть особенности проведения пасхальных обрядов кряшен с. Ташкирмень.

В ходе работы были поставлены и решены следующие задачи:

  1. Выявить и описать основные традиции народа, связанные с проведения пасхальных обрядов
  2. Рассмотреть основные проблемы сохранения обрядов.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

  1. Изучение, сравнение исторических источников.
  2. Проведение опроса жителей села Ташкирмень.

Были исследованы материалы Ф.С.Баязитова «Говоры татар-кряшен в сравнительном освещении», Москва, «Наука», 1986г. Максим Глухов-Ногайбек «Судьба гвардейцев Сеюмбеки»  Казань, издательство «Ватан», 1993г. Ю.Г. Мухаметшин  «Татары-кряшены»,  Москва, издательство «Наука», 1977г.  Использованы интернет ресурсы.

 Проведенная мной работа показала, что источники описывают традиции проведения праздника в общих чертах, присущих кряшенам в целом. Мы хотим показать особенность проведения праздника в нашем селе. Это и обуславливает новизну нашего исследования.

Практическая значимость заключается в том, что материалы данного исследования могут быть использованы в учебно - воспитательном процессе школы.

  1. Праздник праздников.

В христианской традиции Пасха занимает особое место «Праздника праздников». Подготовка к нему предполагает последовательное соблюдение ряда религиозных предписаний. Но существует и иная, «народная», традиция отношения к Пасхе, в рамках которой множество примет, суеверий и обычаев сосуществуют, а порой и переплетаются, с элементами церковной традиции, и вместе с тем создают свою сеть значений.

С Пасхой, как и с предшествующим ей Великим четвергом, связывался комплекс очистительных обрядов. Утром было принято умываться водой, в которую были опущены серебряные крестики, - «лицо глаже будет». С Пасхой связывались представления о святости воды в этот день. Одной из особенностей подготовки к Пасхе было украшение божницы и дома на праздник. При этом дом украшали не как обычно, развешивая в простенках полотенца, но и изготавливали специальные атрибуты и украшения.

Изучая тему, я обратилась за помощью к старожилам села. Они много мне рассказали о том, как идет подготовка к празднованию Пасхи. Как оказалось, мы до сих пор придерживаемся тех обычаев, которые были заложены нашими предками.

В традиции кряшен нашего села наибольшую значимость имеет крестный ход вокруг церкви и «встреча Христа», время первого произнесения пасхального приветствия «Христос воскресе!». Моя бабушка, Кузнецова Мария Ивановна, рассказывает, что раньше, в годы ее детства, пасхальная ночь, единственная в течение года, на которую распространялся запрет спать. Нарушался обычный распорядок времени, что  имело особый символический характер. Праздничным обычно считалось всё время Пасхальной недели - от воскресенья до воскресенья. В Пасху запрещалась любая работа. Неделя перед пасхой  была особенной: нужно дом помыть, все вычистить. А еще в эту неделю, начиная с понедельника, хозяйка считала, сколько яиц снесут курицы в этот день. Каждый день отводился кому- нибудь из домочадцев и, если вдруг куры сносили больше яиц, чем обычно, говорили, что этого человека Бог любит и год у него сложиться хорошо. Для детей в любой исторический отрезок Пасха особенный праздник и детям в этот праздник отводится важная миссия. Начнем с того, что на Пасху дети одевали все новое. Затем мальчики и девочки обязательно собирали крашенные яйца в красивые мешочки, сшитые специально для этого праздника. А первых вошедших в дом детей хозяйка сажала на подушку и дети говорили: «Йомыркагыз күп булсын, тавыкларыгыз исен булсын, чыбышләрегез исен-сау, матур булсын». Хозяйкам особенно нравилось, когда первыми в дом приходили мальчики. Это сулило много яиц и хороший приплод цыплят. Когда дети обойдут всех родственников они собираются на пригорке, считают, кто сколько яиц собрал, обедают и начинают играть: катать яйца с горы: у кого дальше прокатится, тот и выиграл. Или  яйцом стараются сбить другие. Что заденешь - то твоё. Эти традиции в нашем селе поддерживаются до сих пор. Обычно до обеденного времени хозяйки ждут детей, а затем и сами начинают ходить друг к другу в гости.

  1. Качели и Пасха.

В моем родном селе Пасха не проходит без качелей. Качели устанавливают в день перед Пасхой. Занимаются этим молодые парни. Установка качелей дело сложное, сопряженное с тяжелой физической нагрузкой. Сегодня в селе Ташкирмень отведено специальное место для качелей, а раньше их устанавливали в разных местах и были они не такими большими, как сегодня. Катание на качелях – это забава молодежи. Но самое интересное, что качели ставили на определенный период. Вот меня и заинтересовало, как связаны качели и Пасха?  

Изучив литературу, интернет источники, я не нашла информации о том, какие еще народы ставят  качели на Пасху. Не найдя в литературе нужной  информации,  я опять обратилась к старожилам нашего села.

Самый старый житель нашего села Ануфриева Мария Ивановна, которой 93 года рассказала,  что качели были всегда. Ставили их даже вовремя Великой Отечественной войны, но были они небольшими. Назначение качелей доподлинно никто не помнит. Одни говорят, что качели – это всего лишь молодежная забава, другие - связывают качели с весной, с солнцем, а третьи утверждают, что качели это некий символ перехода природы из состояния зимы, и призыв солнца. Ведь катались на качелях отчаянно, выделывая «солнышко» или «полусолнце». Тем не менее, качели у кряшен нашего села это одновременно и символ Пасхи, хвала воскрешения Иисуса Христа и его вознесения, и символ весны.

Отрадно, что качели устанавливают и в наше время. Процесс это довольно трудоемкий. Необходимо подготовить 7 бревен, не толстые, но длинные. Самым подходящим деревом является сосна. Парни за неделю готовят бревна, обтесывают их.

C:\Users\Александра\Pictures\2016-05-03 фото\фото 089.jpg         C:\Users\Александра\Pictures\2016-05-03 фото\фото 091.jpg

А в субботу, перед Пасхой, весь день занимаются их установкой. С двух сторон устанавливают по три бревна, крепко связывают их сверху канатом.

  C:\Users\Александра\Pictures\2016-05-03 фото\фото 087.jpg     C:\Users\Александра\Pictures\2016-05-03 фото\фото 090.jpg    C:\Users\Александра\Pictures\2016-05-03 фото\фото 092.jpg

И начинается катание на качелях!!! Правда, бабушки предупреждают, что кататься на этих качелях нужно только в послепасхальную неделю. А дальше качели могут навредить духовному состоянию человека, ухудшить его благосостояние.

C:\Users\Александра\Pictures\2016-05-03 фото\фото 112.jpg

Заключение.

 Качели на Пасху – это отголосок язычества кряшен. Однако, сегодня этот символ стал атрибутом православного праздника Пасха в кряшенском селе Ташкирмень. В данной работе мной выявлено, что кряшены села Ташкирмень не просто помнят обычаи своих предков, но используют их в современной жизни. «Необходимо знать и ценить историю своей малой родины, только в этом случае можно принести пользу себе и своему отечеству!» Я полностью согласна с этим высказыванием. И для меня моя малая Родина – это качели на Пасху.

Список использованной литературы.

  1. Ф.С.Баязитова «Говоры татар-кряшен в сравнительном освещении», Москва, «Наука», 1986г.
  2.  Максим Глухов-Ногайбек «Судьба гвардейцев Сеюмбеки»  Казань, издательство «Ватан», 1993г. 
  3. Ю.Г. Мухаметшин  «Татары-кряшены»,  Москва, издательство «Наука», 1977г.  
  4. Интернет ресурсы
  5. Воспоминания старожилов села.