Мое портфолио

Сарапульцев Валерий Анатольевич

Мой небольшой опыт работы преподавателем-организатором ОБЖ подтверждает, что на сегодня, пожалуй, нет такого сложного и до конца ещё не освоенного предмета в отечественной системе образования каким является курс ОБЖ. Каждый из нас в любой момент может оказаться в сложной и опасной ситуации, и тогда от грамотных действий может зависеть наша жизнь и здоровье. Поэтому, на первый план выходит качество преподавания курса ОБЖ в школе.

        Главной целью обучения «Основам безопасности жизнедеятельности» является подготовка человека к успешным действиям по обеспечению безопасности личности, общества, государства.
  Основными задачами в преподавании предмета для меня являются:
- овладение учащимися системой практических знаний и умений,   необходимых для сохранения жизни и здоровья в повседневной, учебной и трудовой деятельности;
- формирование и развитие средствами предмета необходимости ведения здорового образа жизни;
-  воспитание патриотического сознания учащихся как одного из основных гражданских качеств. 
Анализируя содержание программы курса ОБЖ и учебников по предмету, я пришёл к выводу, что они предусматривают, в основном, проведение занятий информационного характера. В учебниках отведено недостаточно количество часов для уроков – практикумов. Учебник стандартен. По нему обучаются все регионы, хотя каждый регион отличается своим географическим положением (сейсмоактивность, пожароопасность, сезонные наводнения). Я считаю, что нужно пересмотреть учебник, и часть материала составить в соответствии с географическим положением региона.    
Из всех существующих методов, на мой взгляд, особого внимания при преподавании курса ОБЖ заслуживает метод ситуационного обучения, конечной целью которого является воспитание у каждого школьника потребности предвидеть возможные опасные жизненные ситуации, выработка навыков правильного анализа экстремальных ситуаций и адекватность поведения, обучения грамотным действиям.
Положительным моментом данного метода является и то, что, решая проблемы, поставленные в ситуационных заданиях, обучающийся становится как бы непосредственным участником ситуации. У него подсознательно возникает мысль «Это может случиться со мной!» При составлении ситуационных заданий я придерживаюсь следующих принципов:
- моделирование ситуаций, ведущих к частичной неудаче и требующих в дальнейшем повышения активности;
- постановка задачи и создание ситуаций, требующих немедленного перехода к смелым, самостоятельным и организованным действиям;
- создание ситуации с элементами риска и опасности.
Эффективность подготовки учащихся по ОБЖ довольно высока при использовании в учебном процессе специальных алгоритмов поведения в ЧС, которые легко запоминаются и воспроизводятся. , в форме групповой работы, когда перед каждой группой ставятся определенные задачи, в ходе решения которых не только находятся правильные ответы, но и формируется коммуникативная культура.
     Во всех классах уроки проводятся с применением мультимедийных и интерактивных средств обучения, позволяющие в действии показать ту или иную ситуацию, найти из неё выход
Ситуационные задачи  и алгоритмы оформляю в виде презентаций.  
В системе использую материалы Интернет сайтов, порталов учителей, методических разработок, что позволяет активизировать деятельность учащихся на каждом этапе урока и повысить качество обучения.
Подготовил группу учащихся страрших классов, которые помогают в проведении практических занятий и внеклассных мероприятий.
  Итоговую проверку знаний осуществляю в традиционных формах и  с помощью электронных тестов.
     Кабинет ОБЖ.- мастерская учителя, есть компьютер, учебные диски для 1-11 классов, таблицы «Правила поведения на дороге» «Противопожарная безопасность», «Безопасность на воде», «Безопасность в общественных местах», «Структура РСЧС», «Безопасность при террористических актах» и «Основы военной службы». Для проведения практических занятий в наличии имеются средства оказания первой медицинской помощи.
          В течение 7 лет качество обучения по предмету составляет от   85 до 100%.        
       Обучение школьников безопасности жизнедеятельности неразрывно связано с формированием нравственных ценностей, патриотического сознания.
       Патриотическое воспитание в МАОУ СОШ №7 является одной из главных и реализуемых задач. С 2014 года на базе школы созданы кадетские классы, основной целью обучения в кадетском классе является воспитание высоко нравственных членов нашего общества, физически подготовленных к службе в ВС РФ и государственной службе, также большое внимание уделяется эстетическому и духовному воспитанию кадетов. Кроме того реализацияпатриотического направления осуществляется через внеклассные мероприятия.
В школе работает клуб “Патриот”. Целью работы клуба является пропаганда здорового образа жизни, популяризация службы в рядах Вооруженных сил. Работа клуба – это не разовое эпизодическое мероприятие, а массовая форма систематической военно-патриотической и спортивной работы. Она включает в себя: занятия по ОБЖ,   соревнования, эстафеты, конкурсы, викторины, походы, тактические игры на местности и другие мероприятия, которые закладывают основы морально-психологической подготовки, способствуют физической закалке и совершенствованию военных знаний и навыков.
В период проведения месячника  посвященного «Дню защитника Отечества» члены клуба  и кадеты встречаются с участниками локальных войн, ветеранами Великой Отечественной войны, проживающими в нашем городе,, которые  рассказывают ребятам о службе в армии, военном времени, о тягостях и горестях солдатской жизни.
        В рамках месячника на протяжении нескольких лет проводятся военно-патриотические игра «Зарница и Орленок», в которой участвуют учащиеся 9-11 классов и кадеты.
Клуб «Патриот» поддерживает тесные отношения с военно-патриотическим клубом «Возрождение». В ходе подготовки к районным соревнованиям проводились совместные тренировки по стрельбе, тактическому ориентированию, строевой подготовке.
Члены клуба и кадеты  представляют школу на районных мероприятиях, посвящённых   Дню Защитника Отечества, Дню Победы.
 C 2014 года по настоящее время команда школьников участвовала в военно-спортивных соревнованиях и заняла призовые места.  
Ежегодно учащиеся принимают участие в летнем районном туристическом слёте, в 2015 году команда заняла 1 место общекомандное, и 1 места в номинациях «Туристские навыки и быт», «Определение местоположения».
        В школе создан отряд юных инспекторов дорожного движения. Члены отряда проводят викторины и конкурсы, среди учащихся начальных классов,  посвященные знаниям в области безопасности дорожного движения.