Проект Конский волос в детских руках

Потехина Людмила Владимировна

работа с конским волосом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл проект32.41 КБ
Файл может ли еж жить в неволе..17.31 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Конский волос в детских руках.

Цель: Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста на основе работы с конским волосом, как средства воспитания таких логических качеств, как трудолюбие, усидчивость, взаимопомощь, любовь и уважение к родному краю.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

  1. Изучить традиционные технологии плетения из конского волоса.
  2. Развивать эстетическое восприятие, образное мышление, воображение, мелкую моторику рук.
  3. Воспитать самостоятельность, целеустремленность, волевые качества.

Проблема: Сохранение национальных художественных традиций –  долг современного поколения. Приобщение детей к национальным духовным ценностям, включать их в трудовые операции, исконно практикуемые в народе будет положительно влиять на их воспитание, уважительному отношению к природе, нравственному качеству, наличием гуманности.

Новизна работы: внедрение в практику нового решения в технологии плетения из конского волоса.

Актуальность: Интерес к изготовлению изделий из конского волоса связан с широкими возможностями для проявления творчества, доступностью и экологической чистотой этого материала. Ручные работы всегда ценятся очень высоко, особенно в наше время, когда техника полностью заменила ручной труд.

Возможности работы с конским волосомв ДОУ.

Аппликация, мозаика, плетение.

Звездочка обдумывания:  

                         

 Такое планирование позволяет не только расширить кругозор ребенка, но и каждому дошкольнику раскрыть свои индивидуальные способности, найти свой материал, свою технику.

Концептуальные основы формирования этнокультурной компетентности ребенка в технологии работы с конским волосом в дошкольном образовательном учреждении.

Сегодня дошкольники испытывают влияние различных национальных культур. Поэтому для равноправного и безопасного развития жизнедеятельности в обществе дошкольники нуждаются в мультикультурном образовании, которое поможет понимать других людей и адаптироваться к условиям жизни в многонациональном обществе. К нам возвращается национальная память, и мы по новому начинаем относиться к старинным обычаям, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков. Преобщение детей через участие в проводимых традиционных и обрядовых традициях, различных мероприятиях направлено на «врастание» ребенка в культуру родного народа (Л.С. Выготский).

Основной задачей воспитателей было не создание музейной атмосферы, а дать детям возможность войти в особый самобытный мир путоем его действенного познания окружающего мира. Методически очень значима организация условий для творческого самовыражения с целью применения детьми полученных умений и опыта в непосредственно детских видах деятельности. Это становится предпосылкой формирования устойчивого интереса к народной культуре, лучшему пониманию детьми его необходимости и ценности, уважения к труду и таланту народных мастеров. Одним из важных положений концепции является понимание того, что каждый ребенок обладает особой индивидуальностью, которую он реализует в своей жизни, в пространстве исторических сложившейся культуры с помощью способов вхождения в культуру, заложенных, в первую очередь, в традициях и обычаях этноса, проявляемых в народном творчестве.

В основу предлагаемого проекта была заложена идея культуротворчества дошкольника, где развитие и духовное становление ребенка рассматривается, как форма культурного творчества, как активный процесс выстраивания культуры отношений с окружающим миром (или, как про-живание или пере-живание культуры по Л.С. Выготскому). Проект направлен на «обновление содержания образования, основанного на этнопедагогических подходах, амплификации детского развития – обогащение развития на счет использования специфических детских видов деятельности» (А.В. Запорожец).

Основное содержание: прикладное искусство по своей природе национально, оно рождается из обычаев, привычек, верований народа и непосредственно приближено к его производственной деятельности, его быту. В век высоких технологий и применения разнообразных современных материалов человечество вновь обращается к истокам древних ремесел, культурным и историческим ценностям. Изделия из конского волоса демонстрируют не только эстетический вкус и фантазию художника, в них отражаются материальные и духовные интересы людей многих поколений.

Наиболее удобная форма освоения воспитанниками азов искусства конского волоса – мини проекты. Воспитатели ДОУ при организации работы учитывают возрастные особенности детей. Для детей дошкольного возраста свойственно увлечение самим технологическим процессом работы, например, освоение скручивания и вытягивания волос из прядей. Воспитанники 5-6 лет ориентированы также на результат творческой деятельности, проявляют активность в поиске образного решения. Детей старшего дошкольного возраста можно привлечь к исследовательской, экспериментальной стороне ремесла конского волоса. Процесс создания изделий из конского волоса чаще всего носит творческий характер. Перед началом занятий необходимо ознакомить детей с техникой безопасности. Для занятия с конским волосом необходимо организовать рабочее место в мастерской, предварительно заготовить материалы, подготовить инструменты и приспособления. В воспитательно-образовательном процессе освоение искусства изделий из конского волоса помогает решению таких важных задач, как: 1) приобщение детей к этнической культуре народов региона, что расширяет кругозор детей, позволяет им органично воспринимать как произведения современного искусства, так и культурное наследие прошлого; 2) изучение образного языка, приемов и средств выразительности народного искусства, что является важным фактором в стимулировании творческой активности детей и помогает им решать вопросы синтеза традиций и новаторства в собственном творчестве.

Наиболее значимые мероприятия и механизмы их реализации:

Мероприятие,

деятельность

Срок проведения

Краткое описание

Повышение квалификации по технике работы с конским волосом с Ага-Хангил, мастер Цыпелма Эрденеева

I этап

Январь

2019 г

Проведение мастер класса

Внутрифирменное обучение педагогов в ДОУ по технике работы с конским волосом с целью мотивации педагогов по инновации проекта

Февраль

Март

2019 г

Просмотр видеоматериала и проведение мастер-класса по использованию техники работы с конским волосом

Мониторинг отклика родителей на участие в проекте «Конский волос в детских руках». Игра викторина для детей

Апрель

Выявить отношение родителей воспитанников к участию в проекте

Проводится с целью выявления знаний о народном искусстве

Создание стратегической команды для разработки и реализации проекта

Май

Стратегическая команда из творческих специалистов для работы по проекту

Организация работы творческих мастерских

II этап

Сентябрь

Октябрь

Разработка инновационного проекта по технике работы с конским волосом

Реализация проекта

Ноябрь

Экскурсия на ферму. Анкетирование родителей «Приобщение детей к народному искусству» в семье

Привлечение родителей к сотрудничеству по реализации проекта

Декабрь

Создание сувениров, массажных ковриков, аппликаций, мозаик

Создание в рекреациях ДОУ выставки изделий из конского волоса

Январь 2020.

Февраль

Выставка творческой мастерской.

Анализ результатов реализации проекта в ДОУ, корректировка содержания, подведение итогов

III этап

Март

Апрель

2020 год

Обобщение опыта педагогов , трансляция педагогического опыта на мероприятиях разного уровня на сайте ОО.

Май 2020

Кадровое обеспечение.

В ДОУ создана стратегическая команда из творческих специалистов для работы по проекту, через внутрифирменное обучение повышен уровень профессионального мастерства педагогических работников по технологии работы с конским волосом, разработан комплекс мероприятий по внедрению проекта.

Перспектива развития проекта.

Данный проект направлен на совершенствование технологий проектирования, новых подходов работы с одарёнными детьми и их родителями. Кроме того, внедрение инновации в систему образования учреждения будет способствовать его дальнейшему развитию.

В случае успешной реализации проекта можно использовать его как одну из вариативных моделей оказания дополнительных услугсемьям ДОУ.

Опыт реализации проекта может быть использован другими учреждениями в качестве реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы по технике работы с конским волосом.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад “Далай” ГО “Поселок Агинское”

Исследовательский проект
Тема: “Может ли ёж жить в неволе”

Автор: Зоригто Васильев, 6 лет

Руководитель: Л.В. Потехина, воспитатель

Цель исследования:

  • Узнать, может ли ёж жить в неволе?

Задачи:

  • Подробно изучить жизнь и повадки ежа;
  • Выяснить, смогут ли они жить в домашних условиях;
  • Собрать много познавательного материала и поделиться своими открытиями о жизни ежей, с друзьями в детском саду.

Объект исследования: ёж.

Предмет исследования: образ жизни ежа, его питание и привычки.

Гипотеза исследования: при хорошем уходе, заботе и ласке ежи могут стать замечательными домашними любимцами.

Этапы исследования:

1 этап – подготовительный

Сходить вместе с мамой в библиотеку и приобрести энциклопедию о ежах.

Вместе с папой поискать информацию о жизни ежей в интернете.

Подумать, какие вопросы задать ребятам группы.

2 этап – основной

Наблюдение за ежом.

3 этап – заключительный

Мои наблюдения

  1.  Ёж – единственное дикое животное, которое может подпустить человека довольно близко.
  2.  Ежи производят очень много шума: чиханье, визг, мурлыканье, фырканье, как котята.
  3.  Иглы у ежа – это колючий панцирь, который защищает зверька от опасности.
  4.  Ежа можно погладить с безопасностью для себя, для этого нужно гладить в направлении от мордочки к спине.
  5.  Ежи – наземные животные, но хорошо лазают и плавают. Когда ёжик находится в воде, то не может свернуться в свой колючий клубок – основную защиту. Этим часто пользуются его враги, чтобы он развернулся.
  6.  Враги ежей – филин, лиса, волк.
  7.  Ежи очень любят молоко.
  8.  Зимой ежи забираются в норы и погружаются в спячку.

Вывод

В своих выводах и мальчики и девочки оказались правы. Другом для ежей может стать каждый, если будет соблюдать правила.

Если за ежом хорошо ухаживать, он может прожить очень долго в домашних условиях. Перед приобретением питомца надо учесть, что ёж – ночное животное, которое ночью будет гулять, есть, шуметь, двигаться, а днем он будет довольно вялым, зимой уйдет в спячку на несколько дней или даже месяцев. Перевести ежа на дневной образ жизни невозможно. Поэтому лучшее место для ежей это естественная среда обитания – лес.