семейный театр

Потехина Людмила Владимировна

консультативный центр

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл консультативный центр26.31 КБ
Файл kons_tsentr.docx26.31 КБ

Предварительный просмотр:


Проект для педагогов и родителей на тему:

«Создание консультативного центра "Семейный театр"

Значимость дошкольного образования обусловлена множеством причин: это социализация в среде ровесников, сохранение здоровья детей, работа специалистов с семьёй, доступность качественного образования для всех нуждающихся в нём. Поэтому и прецеденты, возникающие в системе дошкольного образования, требуют не только исправления, но и нивелирования причин, вызывающих эти проблемы.

Помимо традиционных форм деятельности (строительство новых ДОУ, реконструкция и возврат зданий, перепрофилирование учреждений в ДОУ, открытие дополнительных групп в ДОУ и школах), развиваются вариативные формы дошкольного образования. Муниципальные модели: группа кратковременного пребывания; консультативный пункт; семейная группа; центр игровой поддержки и др.

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и, в том числе, к первой ее ступени – к системе дошкольного образования. Уже вошли в жизнь принципы гуманизации и вариативности дошкольного образования. Появилось множество образовательных программ с обновленным содержанием для детских садов. Очередная насущная задача – введение вариативных организационных форм дошкольного образования и разработка основ нормативного и методического обеспечения образовательного процесса для этих форм.

Одним из важнейших направлений работы с детьми-дошкольниками является работа с теми из них, кто не посещает дошкольные образовательные учреждения. Учитывая тот факт, что в настоящее время существует явный дефицит мест в дошкольные образовательные учреждения, это направление приобретает особую актуальность. В этой связи возникла необходимость в организации вариативных форм дошкольного образования, которые наравне с традиционными дошкольными учреждениями могли бы оказывать помощь семье в воспитании ребёнка и подготовки его к обучению в школе.

Для решения этой проблемы в нашем саду создается новая форма дошкольного образования: консультативный центр на базе ДОУ для семей, воспитывающих детей в возрасте от 1 года до 7 лет, не посещающих образовательные учреждения

На базе такого центра может осуществляться методическая и диагностическая помощь семье, предусматривающая: наличие библиотеки и видеотеки для родителей, банка методических и дидактических материалов для организации семейного воспитания; возможность работы под патронатом специалистов системы дошкольного образования; индивидуальную подготовку детей силами квалифицированных специалистов и (или) родителей.

Содержание и методы деятельности консультативного центра определяется программой образовательного учреждения, в котором он находится, программами дополнительного образования, индивидуально - ориентированными программами, разрабатываемыми и реализуемыми ДОУ.

Вид проекта: информационный.

Образовательная область: работа с родителями.

Участники проекта

  • Администрация
  • Специалисты
  • Воспитатели
  • Родители
  • Дети

Продолжительность: долгосрочный.

Проблема:  Сложности родителей в воспитании детей дошкольного возраста во многом связаны с их недостаточной психолого-педагогической компетентностью. Несмотря на большое количество существующих на сегодняшний день пособий по вопросам развития и воспитания дошкольников, они не могут решить проблемы каждой конкретной семьи, требующей индивидуального подхода. Поэтому семьям необходима консультативная помощь специалистов. Особенно эта помощь нужна родителям детей, которые не посещают детский сад. Более компетентны в этом специалисты дошкольных образовательных учреждений. Они могут осуществлять прямой контакт с родителями, наблюдать развитие ребенка, получать “обратную связь” от родителей.

Основная цель его деятельности состоит в обеспечении единства и преемственности семейного и общественного воспитания, оказание психолого - педагогической помощи родителям (законным представителям) в поддержке всестороннего развития личности ребёнка.

 

На Консультативный центр возлагаются следующие задачи:

- оказание всесторонней помощи родителям (законным представителям) и детям, не посещающим образовательные учреждения, в обеспечении равных стартовых возможностей при поступлении в школу;

- оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) по различным вопросам воспитания, обучения и развития ребенка дошкольного возраста;

- проведение комплексной профилактики различных отклонений в физическом, психическом и социальном развитии детей дошкольного возраста, не посещающих образовательные учреждения.

Гипотеза: Работа консультативного центра поможет обеспечить максимальное сокращение социальной изоляции семей, не посещающих детский сад, предоставляя им квалифицированную помощь специалистов.

Срок реализации: 2019 – 2020 учебный год.

Ожидаемый результат:

Благодаря работе консультативного центра произойдет:

1. Безболезненная адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада.

2. Успешная социализация дошкольников, не посещающих детский сад.

3. Тесное сотрудничество между родителями и ДОУ.

Этапы деятельности.

№ п/п

Этапы

Задача

Технологии, методы, приёмы деятельности

Содержание этапа деятельности

Подготовительный

Адаптировать педагогов к деятельности, организовать межличностное взаимодействие, создать проблемную ситуацию, создать условия для формулирования задач педагогами самостоятельно или под руководством старшего воспитателя.

Сбор информации. Определение цели и задач проекта. Разработка мониторинга.


1.Изучение возможности для организации консультативного центра;

2. Создание и изучение Положения о работе консультативного центра.

3.Изучение спроса родителей, посредством анкетирования, на организацию консультативного центра.

4.Выбор творческой группы, разработка плана работы консультативного центра.

5.Создание пакета документов, регулирующих работу консультативного центра.

6.Информационное оповещение через СМИ, сайт ДОУ.

Основной

Организовать деятельность педагогов, направленную на преобразование условий задачи с целью обнаружения всеобщего отношения, решение проблемной ситуации, моделирование, построение системы частных задач, поисковая, проектная и другие виды деятельности.

Разработка и накопление научно-методического материала, его применение на практике, апробация новых технологий и внедрение практического опыта, который представлен различными формами взаимодействия с родителями.

1.Работа с детской поликлиникой, службой соцзащиты по выявлению семей, удовлетворяющих условиям проекта.

2.Посещение семей, чьи дети не охвачены дошкольным образовательным учреждением.

3.Работа по созданию клиентской базы (СМИ, сайт ДОУ).

4.Деятельность рабочей группы по реализации проекта.

5.Ведение соответствующей документации.

Заключительный

Организовать деятельность педагогов, направленную на соотнесение исполнения действия, последовательности операций результату, цели, задачам, т.е. реально последовательным выполненным операциям.

Возможен рефлексивный контроль.

Сравнительный анализ ожидаемых результатов. Определение финансовой стороны проекта и сметы расходов.

  1. Мониторинг результативности работы консультативного центра в ДОУ.

2.Обобщение опыта.


Для обеспечения деятельности консультативного центра был разработан перечень документов:

  • Приказ об открытии консультативного центра;
  • Положение о Консультативном центре;
  • Годовой план работы консультативного центра;
  • Должностные инструкции сотрудников;
  • Заявление и договор о сотрудничестве ДОУ и родителей (законных представителей) детей, посещающих консультативный центр;
  • Договор с детской поликлиникой;
  • Анкета для родителей;
  • Карта индивидуального развития ребенка 2 -3 лет;
  • Журнал предварительной записи родителей на консультацию к специалистам;
  • Журнал учета проведенной работы;
  • График работы специалистов.

Основные блоки и содержание консультативного центра:

1. Психолого-педагогическая помощь семьям в подготовке к поступлению в дошкольное учреждение.

2. Консультативная помощь родителям по вопросам воспитания, развития детей раннего возраста при адаптации к ДОУ.

3. Помощь семьям в вопросах социализации детей.

4. Профилактика различных отклонений в развитии ребёнка.

5. Психолого-педагогическая помощь родителям по подготовке детей к школе.

6. Консультативная помощь родителям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья.

Услуги:

  • Индивидуальное консультирование взрослых в отсутствии ребёнка;
  • Семейное консультирование родителей в сочетании с индивидуальными занятиями ребёнка со специалистами (по запросу родителей);
  • Использование ключевых ситуаций по созданию условий для игровой деятельности и воспитанию детей;
  • Подгрупповое консультирование семей с одинаковыми эмоционально нейтральными проблемами;
  • Семинары и семинары-практикумы;
  • Обучающие игровые сеансы;
  • Тематические выставки методической и научно-популярной литературы;
  • Ответы на обращения родителей, присланные по электронной почте или заданные по телефону доверия.

ПЛАН РАБОТЫ

консультативного центра "Семейный театр"

( на базе детского сада)

Сроки

Мероприятия, темы

Ответственный

Сентябрь

Семинар – практикум ««Семья и детский сад: преемственность в адаптационный период»

Старший воспитатель

Педагог – психолог

Октябрь

Консультация для родителей «Влияние музыки на эмоциональный мир ребенка»

Муз. руководитель

Ноябрь

Тематический час «Консультация для родителей «Как укрепить здоровье детей, избежать болезней?»

Ст. медсестра

Декабрь

Патриотическое воспитание дошкольников. Рекомендации для родителей «Как воспитать у детей любовь к Родине»

Старший воспитатель

Январь

Лекторий "Нетрадиционные и инновационные методики дошкольного воспитания"

Старший воспитатель

Февраль

Консультация "Режим дня дошкольника и его роль в охране здоровья детей".

Старший воспитатель

Март

Практикум для родителей. Тема практикума: «Игры направленные на развитие фантазии и словесного творчества, способствующие развитию связной речи у дошкольников»

Логопед

Апрель

Духовно-нравственное воспитание дошкольников. Консультация для родителей «Воспитание детей средствами фольклора»

Муз. руководитель

Май

Круглый стол для родителей: "«Влияние семейного воспитания на психическое развитие ребенка»

Педагог – психолог

Июнь

Подведение итогов работы по взаимодействию МОУ и родителей, перспективы работы на будущее.

Заведующий

Проект Консультативного центра будет успешно реализован при соблюдении следующих условий:

1. Тесное сотрудничество всех специалистов.

2. Привлечение спонсорских средств для реализации проекта;

3. Заинтересованность в реализации проекта всех участников.

Заключение:

Практика свидетельствует о том, что встреча родителей со специалистами, включение в живой процесс взаимодействия «ребёнок – родитель – специалист» в условиях комфортной ситуации (в отдельном небольшом помещении со специально подготовленной предметной средой), оказываются наиболее полезными для родителей, которые чувствуют себя скованно или тревожно при обращении за помощью в лечебное учреждение или в семейную консультацию. Родители, которые неоднократно обращаются в центр, со временем раскрываются, охотно делятся с педагогами своими проблемами, мыслями, семейным опытом и впоследствии доверяют своих детей уже знакомому детскому саду.

Первая встреча с семьёй не всегда бывает последней. После получения ответа на один вопрос у родителей, как правило, возникает потребность во второй и третьей встрече. Поэтому основная задача деятельности специалистов консультационного пункта заключается не только и не столько в предоставлении родителям готовых рецептов по любой проблематике, но и в умении пробудить и поддержать у родителей интерес к совместной деятельности со своим ребёнком, в формировании практических навыков, в получении современной и достоверной педагогической информации.

Итоги работы консультативного центра:

-   родители умеют   устанавливать   доброжелательные,   доверительные
отношения с ребенком;

-  родители знают о возрастных психологических особенностях
детей – дошкольников.

- родители получают помощь в вопросах воспитания и развития детей, в подготовке к школьному обучению.

- родители обладают навыками эффективного общения с ребенком.





Список литературы:

  1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой и др.; Москва «Мозаики-Синтез» 2011г.
  2. Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребёнка. – М.: Линка-Пресс, 1993.
  3. Белая К.Ю. Методическая работа в дошкольном учреждении. М., 1991
  4. О. Л. Зверева, Т. В. Кротова «Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект». изд. Творческий центр «Сфера». М, 2005
  5. О. В. Солодянкина «Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. пособие для работников ДОУ». Изд. «Аркти», М. 2005
  6. Т. Н. Доронова «Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями». М., 2002





Предварительный просмотр:


Проект для педагогов и родителей на тему:

«Создание консультативного центра "Семейный театр"

Значимость дошкольного образования обусловлена множеством причин: это социализация в среде ровесников, сохранение здоровья детей, работа специалистов с семьёй, доступность качественного образования для всех нуждающихся в нём. Поэтому и прецеденты, возникающие в системе дошкольного образования, требуют не только исправления, но и нивелирования причин, вызывающих эти проблемы.

Помимо традиционных форм деятельности (строительство новых ДОУ, реконструкция и возврат зданий, перепрофилирование учреждений в ДОУ, открытие дополнительных групп в ДОУ и школах), развиваются вариативные формы дошкольного образования. Муниципальные модели: группа кратковременного пребывания; консультативный пункт; семейная группа; центр игровой поддержки и др.

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и, в том числе, к первой ее ступени – к системе дошкольного образования. Уже вошли в жизнь принципы гуманизации и вариативности дошкольного образования. Появилось множество образовательных программ с обновленным содержанием для детских садов. Очередная насущная задача – введение вариативных организационных форм дошкольного образования и разработка основ нормативного и методического обеспечения образовательного процесса для этих форм.

Одним из важнейших направлений работы с детьми-дошкольниками является работа с теми из них, кто не посещает дошкольные образовательные учреждения. Учитывая тот факт, что в настоящее время существует явный дефицит мест в дошкольные образовательные учреждения, это направление приобретает особую актуальность. В этой связи возникла необходимость в организации вариативных форм дошкольного образования, которые наравне с традиционными дошкольными учреждениями могли бы оказывать помощь семье в воспитании ребёнка и подготовки его к обучению в школе.

Для решения этой проблемы в нашем саду создается новая форма дошкольного образования: консультативный центр на базе ДОУ для семей, воспитывающих детей в возрасте от 1 года до 7 лет, не посещающих образовательные учреждения

На базе такого центра может осуществляться методическая и диагностическая помощь семье, предусматривающая: наличие библиотеки и видеотеки для родителей, банка методических и дидактических материалов для организации семейного воспитания; возможность работы под патронатом специалистов системы дошкольного образования; индивидуальную подготовку детей силами квалифицированных специалистов и (или) родителей.

Содержание и методы деятельности консультативного центра определяется программой образовательного учреждения, в котором он находится, программами дополнительного образования, индивидуально - ориентированными программами, разрабатываемыми и реализуемыми ДОУ.

Вид проекта: информационный.

Образовательная область: работа с родителями.

Участники проекта

  • Администрация
  • Специалисты
  • Воспитатели
  • Родители
  • Дети

Продолжительность: долгосрочный.

Проблема:  Сложности родителей в воспитании детей дошкольного возраста во многом связаны с их недостаточной психолого-педагогической компетентностью. Несмотря на большое количество существующих на сегодняшний день пособий по вопросам развития и воспитания дошкольников, они не могут решить проблемы каждой конкретной семьи, требующей индивидуального подхода. Поэтому семьям необходима консультативная помощь специалистов. Особенно эта помощь нужна родителям детей, которые не посещают детский сад. Более компетентны в этом специалисты дошкольных образовательных учреждений. Они могут осуществлять прямой контакт с родителями, наблюдать развитие ребенка, получать “обратную связь” от родителей.

Основная цель его деятельности состоит в обеспечении единства и преемственности семейного и общественного воспитания, оказание психолого - педагогической помощи родителям (законным представителям) в поддержке всестороннего развития личности ребёнка.

 

На Консультативный центр возлагаются следующие задачи:

- оказание всесторонней помощи родителям (законным представителям) и детям, не посещающим образовательные учреждения, в обеспечении равных стартовых возможностей при поступлении в школу;

- оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) по различным вопросам воспитания, обучения и развития ребенка дошкольного возраста;

- проведение комплексной профилактики различных отклонений в физическом, психическом и социальном развитии детей дошкольного возраста, не посещающих образовательные учреждения.

Гипотеза: Работа консультативного центра поможет обеспечить максимальное сокращение социальной изоляции семей, не посещающих детский сад, предоставляя им квалифицированную помощь специалистов.

Срок реализации: 2019 – 2020 учебный год.

Ожидаемый результат:

Благодаря работе консультативного центра произойдет:

1. Безболезненная адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада.

2. Успешная социализация дошкольников, не посещающих детский сад.

3. Тесное сотрудничество между родителями и ДОУ.

Этапы деятельности.

№ п/п

Этапы

Задача

Технологии, методы, приёмы деятельности

Содержание этапа деятельности

Подготовительный

Адаптировать педагогов к деятельности, организовать межличностное взаимодействие, создать проблемную ситуацию, создать условия для формулирования задач педагогами самостоятельно или под руководством старшего воспитателя.

Сбор информации. Определение цели и задач проекта. Разработка мониторинга.


1.Изучение возможности для организации консультативного центра;

2. Создание и изучение Положения о работе консультативного центра.

3.Изучение спроса родителей, посредством анкетирования, на организацию консультативного центра.

4.Выбор творческой группы, разработка плана работы консультативного центра.

5.Создание пакета документов, регулирующих работу консультативного центра.

6.Информационное оповещение через СМИ, сайт ДОУ.

Основной

Организовать деятельность педагогов, направленную на преобразование условий задачи с целью обнаружения всеобщего отношения, решение проблемной ситуации, моделирование, построение системы частных задач, поисковая, проектная и другие виды деятельности.

Разработка и накопление научно-методического материала, его применение на практике, апробация новых технологий и внедрение практического опыта, который представлен различными формами взаимодействия с родителями.

1.Работа с детской поликлиникой, службой соцзащиты по выявлению семей, удовлетворяющих условиям проекта.

2.Посещение семей, чьи дети не охвачены дошкольным образовательным учреждением.

3.Работа по созданию клиентской базы (СМИ, сайт ДОУ).

4.Деятельность рабочей группы по реализации проекта.

5.Ведение соответствующей документации.

Заключительный

Организовать деятельность педагогов, направленную на соотнесение исполнения действия, последовательности операций результату, цели, задачам, т.е. реально последовательным выполненным операциям.

Возможен рефлексивный контроль.

Сравнительный анализ ожидаемых результатов. Определение финансовой стороны проекта и сметы расходов.

  1. Мониторинг результативности работы консультативного центра в ДОУ.

2.Обобщение опыта.


Для обеспечения деятельности консультативного центра был разработан перечень документов:

  • Приказ об открытии консультативного центра;
  • Положение о Консультативном центре;
  • Годовой план работы консультативного центра;
  • Должностные инструкции сотрудников;
  • Заявление и договор о сотрудничестве ДОУ и родителей (законных представителей) детей, посещающих консультативный центр;
  • Договор с детской поликлиникой;
  • Анкета для родителей;
  • Карта индивидуального развития ребенка 2 -3 лет;
  • Журнал предварительной записи родителей на консультацию к специалистам;
  • Журнал учета проведенной работы;
  • График работы специалистов.

Основные блоки и содержание консультативного центра:

1. Психолого-педагогическая помощь семьям в подготовке к поступлению в дошкольное учреждение.

2. Консультативная помощь родителям по вопросам воспитания, развития детей раннего возраста при адаптации к ДОУ.

3. Помощь семьям в вопросах социализации детей.

4. Профилактика различных отклонений в развитии ребёнка.

5. Психолого-педагогическая помощь родителям по подготовке детей к школе.

6. Консультативная помощь родителям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья.

Услуги:

  • Индивидуальное консультирование взрослых в отсутствии ребёнка;
  • Семейное консультирование родителей в сочетании с индивидуальными занятиями ребёнка со специалистами (по запросу родителей);
  • Использование ключевых ситуаций по созданию условий для игровой деятельности и воспитанию детей;
  • Подгрупповое консультирование семей с одинаковыми эмоционально нейтральными проблемами;
  • Семинары и семинары-практикумы;
  • Обучающие игровые сеансы;
  • Тематические выставки методической и научно-популярной литературы;
  • Ответы на обращения родителей, присланные по электронной почте или заданные по телефону доверия.

ПЛАН РАБОТЫ

консультативного центра "Семейный театр"

( на базе детского сада)

Сроки

Мероприятия, темы

Ответственный

Сентябрь

Семинар – практикум ««Семья и детский сад: преемственность в адаптационный период»

Старший воспитатель

Педагог – психолог

Октябрь

Консультация для родителей «Влияние музыки на эмоциональный мир ребенка»

Муз. руководитель

Ноябрь

Тематический час «Консультация для родителей «Как укрепить здоровье детей, избежать болезней?»

Ст. медсестра

Декабрь

Патриотическое воспитание дошкольников. Рекомендации для родителей «Как воспитать у детей любовь к Родине»

Старший воспитатель

Январь

Лекторий "Нетрадиционные и инновационные методики дошкольного воспитания"

Старший воспитатель

Февраль

Консультация "Режим дня дошкольника и его роль в охране здоровья детей".

Старший воспитатель

Март

Практикум для родителей. Тема практикума: «Игры направленные на развитие фантазии и словесного творчества, способствующие развитию связной речи у дошкольников»

Логопед

Апрель

Духовно-нравственное воспитание дошкольников. Консультация для родителей «Воспитание детей средствами фольклора»

Муз. руководитель

Май

Круглый стол для родителей: "«Влияние семейного воспитания на психическое развитие ребенка»

Педагог – психолог

Июнь

Подведение итогов работы по взаимодействию МОУ и родителей, перспективы работы на будущее.

Заведующий

Проект Консультативного центра будет успешно реализован при соблюдении следующих условий:

1. Тесное сотрудничество всех специалистов.

2. Привлечение спонсорских средств для реализации проекта;

3. Заинтересованность в реализации проекта всех участников.

Заключение:

Практика свидетельствует о том, что встреча родителей со специалистами, включение в живой процесс взаимодействия «ребёнок – родитель – специалист» в условиях комфортной ситуации (в отдельном небольшом помещении со специально подготовленной предметной средой), оказываются наиболее полезными для родителей, которые чувствуют себя скованно или тревожно при обращении за помощью в лечебное учреждение или в семейную консультацию. Родители, которые неоднократно обращаются в центр, со временем раскрываются, охотно делятся с педагогами своими проблемами, мыслями, семейным опытом и впоследствии доверяют своих детей уже знакомому детскому саду.

Первая встреча с семьёй не всегда бывает последней. После получения ответа на один вопрос у родителей, как правило, возникает потребность во второй и третьей встрече. Поэтому основная задача деятельности специалистов консультационного пункта заключается не только и не столько в предоставлении родителям готовых рецептов по любой проблематике, но и в умении пробудить и поддержать у родителей интерес к совместной деятельности со своим ребёнком, в формировании практических навыков, в получении современной и достоверной педагогической информации.

Итоги работы консультативного центра:

-   родители умеют   устанавливать   доброжелательные,   доверительные
отношения с ребенком;

-  родители знают о возрастных психологических особенностях
детей – дошкольников.

- родители получают помощь в вопросах воспитания и развития детей, в подготовке к школьному обучению.

- родители обладают навыками эффективного общения с ребенком.





Список литературы:

  1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой и др.; Москва «Мозаики-Синтез» 2011г.
  2. Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребёнка. – М.: Линка-Пресс, 1993.
  3. Белая К.Ю. Методическая работа в дошкольном учреждении. М., 1991
  4. О. Л. Зверева, Т. В. Кротова «Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект». изд. Творческий центр «Сфера». М, 2005
  5. О. В. Солодянкина «Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. пособие для работников ДОУ». Изд. «Аркти», М. 2005
  6. Т. Н. Доронова «Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями». М., 2002