Методическая работа
материалы методической работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методическая работа 2019-2022 | 23 КБ |
единство урока начального и среднего звена | 327.27 КБ |
презентация "Использование интерактивной доски в начальных классах" | 1.52 МБ |
современный урок | 110.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования, науки и молодежной политики Нижегородской области
Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Богородская школа № 8»
Участие в методической работе
№ | Уровень работы | Перечень выступлений и методических разработок |
1 | Участие в школьном методическом объединении учителей-предметников | 2019 – 2020 учебный год Выступление на заседании МО от 29.08.19г. «Использование нестандартных форм работы на уроке, способствующих эффективности обучения детей с ОВЗ». Выступление на заседании МО 31.10.19г. «Использование интерактивной доски в работе педагога» Выступление в методической декаде от 05.11.19г. «Гиперссылки в презентациях, наложение видео, звуковых файлов». 2020 – 2021 учебный год Выступление на заседании от 05.11.20 г. «Современный урок для обучающихся с ОВЗ в рамках реализации ФГОС». Выступление на заседании от 14.01.20г. «Применение проектной деятельности на уроках чтения как путь творческого развития учащихся с ОВЗ». Выступление на заседании от 09.02.20г. «Электронный дневник как информатизация образовательной системы. Работа с электронными образовательными ресурсами». 2021 – 2022 учебный год Выступление на заседании от 09.11.21г. «Использование современных образовательных технологий на уроках математики в условиях реализации ФГОС ОВЗ ». Выступление на заседании от 05.04.22г. «Активизация учебно-познавательной деятельности обучающихся через ЦОР». |
2 | Участие в педагогических советах | Выступления на педагогическом совете «Проектная деятельность во внеурочной работе» 24.05. 2021г. |
3 | Участие в спецсеминарах | Выступление на спецсеминаре по теме: «Использование цифровых образовательных ресурсов развивающего, развлекающего и коррекционного характера для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)». 22.03.2022 г. |
4 | Участие в РМЦ | Выступление на РМО: «Единство структуры урока начального и среднего звена » 31.08.2022 г. |
5 | Разработка программно-методического сопровождения образовательного процесса | Участие в разработке АООП ФГОС по учебным предметам для 1 - 4 классов. Разработка программы БУД. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Урок- это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции» В.А. Сухомлинский
Структура современного урока в рамках внедрения ФГОС О УО – это последовательность отдельных этапов урока, их логическое взаиморасположение, а также взаимосвязь этапов урока и варианты их взаимодействия между собой, возникающие в процессе обучения.
Тема: Цель : Задачи урока: Образовательные: Коррекционно – развивающие: Воспитательные : БУД, формируемые на уроке: Личностные: Предметные: Тип урока: Оборудование урока: Формы: Методы и приемы:
Цель , должна отличаться конкретностью , с указанием средств ее достижения и ее переводом в конкретные следующие задачи : образовательные задачи Чему нужно учить на уроке и что для этого нужно сделать, а именно: формировать (формирование) у учащихся представления о …; выявить (выявлять)…; знакомить, познакомить, продолжать знакомить…; уточнить…; расширить…; обобщить…; систематизировать…; дифференцировать…; учить применять на практике…; учить пользоваться…; тренировать…; проверить….
Коррекционно-развивающие задачи: коррекция внимания путем выполнения…; коррекция и развитие связной устной речи (правильное произношение, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическая и монологическая речь) через выполнение…; коррекция и развитие связной письменной речи (при работе над деформированными текстами, сочинением, изложением, творческим диктантом) через выполнение …; коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной) …; коррекция и развитие зрительных восприятий…; развитие слухового восприятия…; коррекция и развитие тактильного восприятия …; коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности, плавности движений, соразмерности движений) …; коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей, планирующая функция мышления)…; коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства…;
Воспитательные задачи: воспитывать интерес к учебе, предмету; воспитывать умение работать в парах, в команде; воспитывать самостоятельность; воспитывать нравственные качества (любовь, бережное отношение к …, трудолюбие, умение сопереживать и т.п.)
Типы уроков по ФГОС: 1. Урок «открытия» нового знания. Деятельностная цель : формирование способности учащихся к новому способу действия. Образовательная цель : расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов. 2. Урок рефлексии. Деятельностная цель : формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы . Образовательная цель : коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д. 3. Урок систематизации знаний . Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов. Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий. 4. Урок развивающего контроля. Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции. Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
Типы уроков по ФГОС и их структура: Урок открытия новых знаний Урок рефлексии Урок систематизации знаний Урок развивающего контроля Мотивационный этап Актуализация и осуществление первого пробного действия Актуализация и осуществление первичного действия Актуализация знаний и фиксирование затруднений Актуализация знаний и осуществление пробного действия Выявление затруднений Выявление затруднений Постановка учебной задачи, цели урока Фиксирование затруднений Построение плана по разрешению затруднений Реализация выбранного плана Первичное закрепление Обобщение затруднений Обобщение затруднений Самостоятельная работа и проверка по эталону Включение в систему знаний и умений Рефлексия Домашнее задание
Структура урока Структурные элементы урока Содержание Рекомендуемые педагогические приемы Мотивацион ный этап. Положительный эмоциональный настрой на урок , включение детей в деятельность Добрые пожелания детям; учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; девиз, эпиграф Актуализация ранее изученного материала. Выполнение пробной задачи, создание проблемной ситуации. Анализ домашнего задания, демонстрация видеоряда, проигрывание ролевых сюжетов, создание проблемной ситуации, игры в ассоциации. Выявление затруднений. Выделение проблемных моментов в ходе выполнения заданий по алгоритму. Все действия учащихся проговариваются вслух Прием «Знаю. Хочу. Умею», разыгрывание подводящего диалога, группировка информации, коллективное проговаривание ключевой информации хором.
Структура урока Структурные элементы урока Содержание Рекомендуемые педагогические приемы Построение плана решения проблемы. Обсуждение будущих учебных действий, в ходе которых при консультативной поддержке учителя ученики формируют тему, цели и задачи урока. Экспериментирование, деловая игра, диалог, групповая или парная работа. Реализация плана. Акцентирование внимания на способе решения проблемы и возможности его дальнейшего использования. Короткие сообщения, постановка конструктивных вопросов, деловые игры. Закрепление учебного опыта. Решение заданий по представленному алгоритму, проговаривая действия вслух или осуществляя коллективную проверку. Комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий.
Структура урока Структурные элементы урока Содержание Рекомендуемые педагогические приемы Самостоятельная работа. Индивидуальное выполнение заданий с последующей самопроверкой. Быстрые опросы (да-нет), поиск соответствий, прохождение тестов, написание цифровых диктантов и т.д. Закрепление. Учащиеся при поддержке педагога определяют место новых знаний в системе изученного, пути их применения в дальнейшем обучении и жизненных ситуациях. Короткое тестирование , поиск ошибок, т.д.. Рефлексия. Фиксирование достижений цели и задач урока, обсуждение домашнего задания. Самоанализ с использованием цветотехники, создание «лестницы успеха» и т.д.
Четкий, размеренный порядок работы, строгая дозировка умственной и физической нагрузок, наличие постоянно действующих педагогических стимулов, побуждающих к активной деятельности, свойственных хорошо организованному уроку, создают благоприятные и щадящие условия для обучения обучающихся с УО, предупреждают нервно-психические перенапряжения.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Применение ИД
Интерактивная доска Интерактивная доска - эффективный инструмент для проведения учебных занятий. Она совмещает функции трех видов оборудования: аудиторной доски с маркером, экрана для отображения информации интерактивного компьютерного монитора.
Интерактивная доска - это сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Достаточно только прикоснуться к поверхности доски, чтобы начать работу на компьютере. Интерактивная доска работает вместе с компьютером и видеопроектором, представляя собой единый комплекс. На ней можно делать все то же, что и на обычном компьютере.
Педагог может писать, чертить, рисовать и как на обычной доске, при помощи специальных маркеров, а также может вывести на доску изображение, слайды, чертежи, схемы, видео, материал можно сразу отправить на печать и раздать ученикам.
Интерактивная доска позволяет : структурировать весь урок или организовать его часть; работать с текстом, с медиаобъектами, перемещать объекты, вносить изменения и т.д.; может располагать необходимые материалы внутри одного файла, связывая их гиперссылками; воспроизводить аудио и видео материалы, причем доска позволяет контролировать их, проигрывая небольшие отрывки, если в этом есть необходимость замечания и добавления к файлу можно сохранять и использовать на следующих уроках; производить быструю смену дидактического материала
Инструменты ИД и направления их воздействия на учащихся. Цвет Разнообразие цветов позволяет учителям выделять важные области и привлекать внимание к ним, связывать общие идеи или показывать отличие, демонстрировать ход размышления. Фон страницы Выбор фона или фонового рисунка страницы из коллекции усиливает восприятие. Записи на экране Возможность делать записи позволяет добавлять информацию, вопросы и идеи к тексту, диаграммам или изображениям на экране. Аудио- и видео- вложения Зрительно усиливают подачу материала. Перемещение объектов Помогает учащимся группировать идеи, определять достоинства и недостатки, сходства и различия, подписывать карты, рисунки, схемы и многое другое. Поворот объекта Позволяет перемещать объекты, показывая симметрию, углы и отражения.
Выделение отдельных частей экрана Текст, схему или рисунок на ИД можно выделить. Это помогает учителям и учащимся фокусироваться на отдельных аспектах темы. Вырезать и вставить Объекты можно вырезать и стирать с экрана, копировать и вставлять, действия – отменять или возвращать. Это придает учащимся больше уверенности – они знают, что всегда могут вернуться на шаг назад или изменить что-нибудь. Страницы Страницы можно листать вперед и назад, демонстрируя определенные темы занятия или повторяя то, что некоторые из учеников не очень поняли. Страницы можно просматривать в любом порядке. Соединение с электронным микроскопом Позволяет рассматривать и исследовать микроскопические изображения. Временное скрытие части экрана Применение временного затенения экрана (шторки) для скрытия правильного ответа.
Преимущества использования для преподавателей Материалы к уроку можно приготовить заранее - это обеспечит хороший темп занятия и сохранит время на обсуждения. Можно создавать ссылки с одного файла на другой. Это позволяет не тратить время на поиск нужных ресурсов. позволяет сохранять и распечатывать изображения на доске, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил и упрощая проверку усвоенного материала; позволяет делиться материалами друг с другом и вновь использовать их; удобна при работе в большой аудитории; позволяют проводить проверку знаний обучающихся сразу во всем учебном классе, позволяет организовать грамотную обратную связь “ученик-учитель”.
Преимущества использования для учащихся делает занятия интересными и развивает мотивацию; предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков; эффективная и динамичная подача материала; позволяет использовать различные стили обучения, преподаватели могут обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям; учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе; не нужна клавиатура, чтобы работать с этим оборудованием, таким образом повышается вовлеченность учащихся начальных классов или детей с ограниченными возможностями; снижается уровень тревожности ребенка при работе у доски
Недостатки использования интерактивных досок Интерактивные доски намного дороже, чем стандартные доски или же проектор с экраном; Поверхность интерактивных досок может повредиться, замена поврежденной поверхности также очень дорогостоящая услуга; Временные затраты на подготовку урока очень велики. Необходимость временного ограничения работы с интерактивной доской на уроке из-за необходимости соблюдать санитарные нормы.
м о локо, обл а ко, о сина, м о рковь, р я бина
Главный член предложения, отвечающий на вопросы: Кто? Что? подлежащее сказуемое существительное
2+7= 3+6= 5+4= 6+2= 8+1= 9 9 9 ? 8 9
2+7= 9 3+6= 9 5+4= 9 6+2= 8 8+1= 9
9 10 8 + 1 7 + 2 5 + 5 4 + 4 6 + 4
Вставка звука Вставка видео (флеш) Гиперссылок на другие документы
Более подробно познакомиться с возможностями интерактивной доски, посмотреть разработки уроков для SMART Board можно, используя материалы: сайтов «Электронные интерактивные доски SMART Board – новые технологии в образовании» (http://www.smartboard.ru/), сообщества «Интерактивная доска для начинающих и не только…» (http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=105173&tmpl=com), действующего на федеральном педагогическом портале «Сеть творческих учителей» (http://www.it-n.ru/), «Умные уроки SMART» (http://metodisty.ru/m/groups/view/umnye_uroki_SMART )
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что такое урок? Принято считать, что урок — это система воздействия учителя на учащихся, ограниченная смысловым, временным, организационным показателями учебного процесса. Это целостная динамичная и вариативная форма организации процесса целенаправленного воздействия учителя на учащихся, включающихся в образовательный процесс .
- А что такое современный урок на сегодняшний день? - Каким должен быть современный урок? - Нужно ли на первое место поставить развитие ребёнка, его личностное "Я", а на второе обучение? - Нужно ли максимально индивидуализировать процесс обучения? - Нужно ли сообщить ребенку только те знания, которые ему понадобятся в жизни, и как узнать, что понадобится ему в жизни? - Нужно ли превратить урок в игру или просто использовать элементы игры? - Имеет ли смыл постановка проблемной ситуации?
Основные требования, которые предъявляются к уроку в специальной школе: - реализация на уроке всех дидактических принципов, как общедидактических, так и коррекционных; - создание условий для продуктивной деятельности учителя и учащихся; - использование достижений современной педагогической (коррекционной) теории и практики; - умелое использование педагогических средств воздействия на обучающихся; - учет индивидуальных и психологических особенностей учащихся; - научность и достоверность сообщаемых знаний, их практическая направленность; - рациональное использование на уроках наглядности; - формирование необходимых знаний, умений и навыков, формирование умения учиться.
В рамках введения новых Федеральных государственных образовательных стандартов современный урок в специальной (коррекционной) школе определяет цель , которая должна отличаться конкретностью , с указанием средств ее достижения и ее переводом в конкретные следующие задачи : дидактическую (общеобразовательную), воспитательную и коррекционную.
· конкретно определить тему, цели, тип урока и его место в рамках учебной программы; · определить содержание учебного материала, его объем, установить связь с ранее изученным материалом, систему упражнений для дифференцированной работы и домашнего задания; · выбрать разнообразные, наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе, сочетать разнообразные виды деятельности учащихся и учителя на всех этапах урока; · определить эффективные формы контроля за учебной деятельностью школьников; · продумать оптимальный темп урока, то есть рассчитать время на каждый его этап; · разнообразить формы рефлексии (подведения итогов урока: фронтальные, индивидуальные); · продумать содержание, объем и форму домашнего задания. При планировании урока необходимо:
Типы уроков по ФГОС: 1. Урок «открытия» нового знания. Деятельностная цель : формирование способности учащихся к новому способу действия. Образовательная цель : расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов. 2. Урок рефлексии. Деятельностная цель : формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.). Образовательная цель : коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д. 3. Урок общеметодологической направленности. Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов. Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий. 4. Урок развивающего контроля. Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции. Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
Формулируя образовательные задачи, необходимо помнить о том, чему нужно учить на уроке и что для этого нужно сделать, а именно: формировать (формирование) у учащихся представления о …; выявить (выявлять)…; знакомить, познакомить, продолжать знакомить…; уточнить…; расширить…; обобщить…; систематизировать…; дифференцировать…; учить применять на практике…; учить пользоваться…; тренировать…; проверить….
Коррекционно-развивающие задачи: корригировать внимание (произвольное, непроизвольное, устойчивое, переключение внимания, увеличение объема внимания) путем выполнения…; коррекция и развитие связной устной речи (регулирующая функция, планирующая функция, анализирующая функция, орфоэпически правильное произношение, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическая и монологическая речь) через выполнение…; коррекция и развитие связной письменной речи (при работе над деформированными текстами, сочинением, изложением, творческим диктантом)…; коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной) …; коррекция и развитие зрительных восприятий…; развитие слухового восприятия…; коррекция и развитие тактильного восприятия…;
коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности, плавности движений, соразмерности движений)…; коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей, планирующая функция мышления)…; коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства…;
Воспитательные задачи: воспитывать интерес к учебе, предмету; воспитывать умение работать в парах, в команде; воспитывать самостоятельность; воспитывать нравственные качества (любовь, бережное отношение к …, трудолюбие, умение сопереживать и т.п.)
Методы по характеру познавательной деятельности: объяснительно – иллюстрированный; репродуктивный; метод проблемного изложения; частично – поисковый; исследовательский .
Этапы урока. Цель первого этапа – настроить школьников на работу. Заинтересовать их. Этот этап задает тон всему уроку. Этап проверки домашнего задания не обязателен. Этап повторения и актуализации знаний является обязательным, именно на нем будет базироваться новый материал. На последнем этапе урока необходимо обратить внимание на форму задаваемых учащимся вопросов.
Классификация вопросов, разработанная М.Ф. Гнездиловым 1. Вопросы, требующие названия (Кто это? Что это?). 2. Вопросы, требующие воспроизведения фактов (Что делает? Как делает?). 3. Вопросы, требующие сопоставления предметов или явлений (Как делает, медленно или быстро? Чем отличается круг от квадрата?). 4. Вопросы, требующие выяснение причинно – следственных отношений (Почему? Зачем?). 5. Вопросы, требующие обсуждения и приведения доводов ( Нужно ли беречь природу? Докажите, почему вы так считаете?).
Современные технологии, элементы которых возможно применять на уроках в коррекционной школе: - технология разно уровневого обучения; - технология проблемного обучения; - метод проектов; - игровые технологии; - информационно-коммуникационные технологии; - нравственная технология; - здоровьесберегающие технологии;
«Четкий, размеренный порядок работы, строгая дозировка умственной и физической нагрузок, наличие постоянно действующих педагогических стимулов, побуждающих к активной деятельности, свойственных хорошо организованному уроку, создают благоприятные и щадящие условия для обучения учащихся с ОВЗ, предупреждают нервно-психические перенапряжения».