мои публикации

Мухаметшина Самия Минсалиховна

мои публикации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsii.docx18.45 КБ

Предварительный просмотр:

Мухаметшина Самия Минсалиховна Духовно-нравственное воспитание в современном образовательном пространстве ДОУ………………………………………………………………………………………………...7

Мухаметшина Самия Минсалиховна, воспитатель по обучению татарскому и русскому языкам, МАДОУ №15, г. Нижнекамск

 Духовно-нравственное воспитание в современном образовательном пространстве ДОУ

 Духовно-нравственный кризис общества всегда порождает кризисные явления в политике, экономике, социальной сфере. В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость, одну из приоритетных в современной образовательной организации. Под духовно-нравственным воспитанием подрастающего поколения понимается процесс формирования у него нравственных качеств: совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма, терпения, милосердия, способности отличать добро от зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний и служению людям и Отечеству. “Нравственность – разум сердца”. Г.Гейне Нравственное воспитание предполагает организованное, целенаправленное воздействие на личность с целью формирования нравственного сознания, развития нравственных чувств и выработки навыков и умений нравственного поведения. Формирование нравственных принципов начинается с детского сада, когда взрослые дают первые уроки дошкольникам. Воспитатель детского сада с ранних лет прививает детям любовь к Родине, бережливость и уважение к человеческому труду, доброжелательность в отношениях, учит активности и инициативности, самостоятельности в действиях, взаимопомощи и взаимовыручке, бескорыстности. Исследовательская работа учёных по изучению психологии и возможностей дошкольников показывает, что у детей дошкольного возраста большой потенциал в вопросах воспитания их нравственности. Детское сознание способно управлять своими поведенческими способностями, такими как активность поведения, самостоятельность в своих действиях и выборе, проявление определённого интереса к окружению. В современной педагогической литературе, образовательных материалах, учебных стандартах, программах, пособиях используются широкие и строго не определенные понятия 8 духовной жизни человека, общества. Так, в духовную жизнь общества включают науку, образование, искусство. Цель воспитания духовно-нравственной личности для педагога определяется осознанием необходимости духовного развития личности воспитанника и привитие ему основополагающих принципов нравственности на основе патриотических, культурноисторических традиций. Содержательный компонент методической системы определяется с учетом государственных документов и корректируется с учетом личностных особенностей воспитанников. Представлен он совокупностью дел, способствующих формированию духовно-нравственной личности. Старшие дошкольники способны к коллективизации, где уже в их совместных действиях проявляются чувства дружбы и товарищества. Чем больше ребёнок видит правильных действий и поступков, а также чаще слышит положительного, тем выше его нравственное воспитание. Всё, что ребёнок видит и слышит, несущее негативный характер и отрицательные действия, также откладывается в детском сознании и вредит его нравственности.Большое внимание в православной педагогике отводится роли матери и отца в воспитательном процессе. В процессе воспитания чрезвычайно важен пример матери, так как он является первым для ребенка. Нравственная сила женщин в деле воспитания вообще очень велика. Детям нравится общаться со взрослыми, у них при частом общении возникает чувство любви и привязанности, дети с радостью выполняют поручения, стараются понравиться и сделать что-то приятное для взрослых. Дошкольникам свойственно проявлять эмоциональную отзывчивость в отношении реакции взрослых на хорошие и плохие детские поступки. Когда детей ругают, они волнуются и огорчаются, когда хвалят – улыбаются и радуются. Такая отзывчивость является основой формирования духовно-нравственных чувств ребёнка. Дошкольники, в силу своего возраста, испытывают радостные или грустные чувства не только за себя, но и за сверстников. Они способны радоваться и грустить за товарищей из чувства солидарности, что приводит к действенным поступкам по оказанию моральной поддержки. Дошкольники не умеют хитрить или лукавить, их чувства искренни и не подложны. Нравственные чувства приобретают свою сознательность ближе к среднему возрасту, они способны оценить труд других людей, способны проявлять чувства любви к родному дому и краю. К шести годам у детей начинается формирование чувства собственного достоинства, чувство долга, они распознают справедливость поступков, проявляются чувства уважения по отношению к другим людям. Дети этого возраста начинают с полной ответственностью подходить к заданиям и поручениям. Задачей воспитателей детского сада не упустить время, когда у детей проявляются способности к воспитанию нравственных чувств, привить к детям любовь к родному краю и стране, в которой дети родились и живут, также научить их уважать людей других национальностей и их культуру. Очень важно научить ребёнка простым вещам, таким как: доброжелательность — уважать взрослых, поддерживать хорошие отношения со сверстниками, бережливости, вежливости, приветливости, культурному поведению. При полученных первоначальных навыках, ребёнок ближе к старшему дошкольному возрасту, научится осмысливать свои поступки и поведение, нравственное поведение станет нормой жизни дошкольника и станет его спутником в дальнейшем развитии. В татарском детском фольклоре, лучших произведениях татарской детской поэзии заключены большие возможности для умственного, нравственного и эстетического развития дошкольников. Они способствуют формированию у детей таких ценных качеств характера, 9 как трудолюбие, честность, смелость, скромность, ответственность, зачатки чувства патриотизма, учат детей глубже и тоньше разбираться в жизни, в окружающих явлениях, воспитывают восприимчивость к прекрасному. Живой мир ребенка с его большой любознательностью и жаждой познания отражается в стихах Мусы Джалиля, Бари Рахмата, Заки Нури, Шауката Галиева, Джавдата Тарджеманова, Марзии Файзуллиной, Гульшат Зайнашевой, Хакимзяна Халикова, Роберта Миннуллина и других. При ознакомлении дошкольников с произведениями татарских поэтов необходимо учитывать возрастные особенности восприятия ребят. Дети младшего и среднего дошкольного возраста хорошо воспринимают стихотворения с интересной фабулой. Герои таких произведений, предметы и явления близки и хорошо знакомы ребятам – это в основном куклы, зайчики, собачки, цыплята и т.п. Сами стихи, как правило, короткие, с легко воспринимающейся рифмой, с небольшим объемом стихотворной строки (два-тричетыре слова). Например, стихотворения «Золотые листья», «Зима», «Дождик идет», Д.Тарджеманова, «В лесу», «Зарядка» М.Файзуллиной и др. Они очень удобны и для заучивания. Детям старшего дошкольного возраста доступны стихотворения более сложные по содержанию и форме. Сюда могут войти стихотворения, отображающие окружающую жизнь, труд взрослых, детские интересы и взаимоотношения. Такие стихи больше по объему и с большей стихотворной строкой (четыре-пять слов), с более сложной рифмой. Читая стихотворение, необходимо доводить до сознания детей смысл произведения, показывать отношение автора к изображаемому, обращать внимание на образность и выразительность языка произведения. При ознакомлении ребят с татарской детской поэзией можно в доступной форме рассказывать им биографию поэтов, привлекая при этом дополнительную литературу, который способствует развитию нравственного сознания детей также способствует их знакомство с жизнью, деятельностью, нравственными позициями выдающихся людей. Так, в ходе беседы со старшими дошкольниками о Габдулле Тукае можно обратиться к поэме Сибгата Хакима «Детство поэта», зачитать отрывки из нее. Говоря о Мусе Джалиле, нужно сказать детям , что он Герой Советского Союза, поэт-патриот, стихи которого, как и его подвиг, облетели весь мир. Целесообразно при этом использовать книгу его сестры Хадичи Джалиловой «О моем брате», в которой рассказывается о детских годах М.Джалиля. Сказка как своеобразная художественная форма наиболее доступна детям, знакомит их с жизнью народа в прошлом, его бытом, обычаями, красотой родной природы и с животным миром. Татарские народные сказки глубоко оптимистичны, они воспевают победу добра над злом, мир и дружбу, прославляют благородство простого народа. Примером тому служат такие сказки, как «Бедняк и два бая», «Саран и юмарт», «Гульчечек» и др. Много татарских сказок с мудрой ненавязчивой поучительностью, с глубоким духовно-нравственным содержанием, отражающим мораль народа («Гульназек», «Зилян», «Портной», «Бесенок и медведь» и др.) Через них дети познают веками сложившиеся красивые традиции народа, его душу – глубокую почтительность и уважение к родителям, младших к старшим, доброту и отзывчивость, сострадание к ближнему. При первоначальном знакомстве детей с татарской народной сказкой следует объяснить им, что у каждого народа есть свои сказки. При чтении сказок следует обращать внимание детей на их содержание, на отображение в них быта, деятельности и обычаев, на особенности характера татарского народа. В процессе ознакомления детей со сказками необходимо как можно шире использовать возможности кукольного театра и фланелеграфа. Изготовленные к сказкам куклы и предметы (одежда персонажей, украшенная татарскими узорами, предметы быта, выполненные по народным мотивам) вызывают дополнительный интерес к сказке, способствуют наглядному представлению ее национального колорита. 10 При чтении сказок уместно и нужно знакомить детей с народными пословицами и поговорками. Ярко иллюстрирующими на конкретных примерах взаимоотношения персонажей сказок. Слушая их, ребенок воспринимает мелодию и гармонию рифмующихся звуков, красоту и богатство родного языка, с малых лет усваивает духовно- нравственные принципы народа. Для более полного эмоционального и образного восприятия детьми сказок, стихов следует использовать произведения татарских художников: Х.Якупова, Л.Фаттахова, Т.Хазиахметова, Б.Альменова, М.Усманова и других. То есть приобщение подрастающего поколения к искусству, живописи, музыке, театру, а также к различным видам творческой деятельности должно быть разнообразным и постоянным, пронизывать всю жизнь ребенка, насыщать его душу сопереживанием другим людям. Искусство совершенно незаменимо в воспитании, оно расширяет, углубляет и организует нравственный опыт человек, сталкивает ребенка с такой нравственной ситуацией, с которой в жизни он может и не встретиться, в учебном процессе не создать, а в формировании нравственных качеств является важным. Незаменима роль искусства в накоплении опыта сопереживания. Искусство позволяет пережить то, что каждый человек в силу ограниченности его опыта пережить не может. Сострадая героям художественных произведений, радуясь их успехам, болея их невзгодами, человек становится эмоционально богаче, отзывчивее, проницательнее, мудрее. В нравственном опыте ребенка немаловажную роль выполняет вещно-предметное пространство, в котором он находиться. Порядок и чистота, удобство и красота создают благоприятное психологическое состояние. При полученных первоначальных навыках, ребёнок научится осмысливать свои поступки и поведение, нравственное поведение станет нормой жизни его и станет его спутником в дальнейшем развитии.