Контрольные работы


Предварительный просмотр:

Контрольная работа по истории России  в 7 классе (18 век).

1.   Соотнесите имена правителей и годы их царствования

Правители        Годы царствования
А) Павел I        1)173О-1740

Б) Петр III        2) 1727-1730

В) Анна Иоанновна        3) 1725-1727

Г) Елизавета Петровна        4) 1741 -1761

Д) Петр II                                                   5) 1796-1801

Е) Екатерина I        6) 1761-1762

2.  Крестьяне, временно уходившие из деревни на сезонные работы

А) посессионные                                       В) приписные

Б) отходники                                       Г) отшельники

3.  Восстание под предводительством Е .Пугачева произошло в

 А) 1773-1775гг                                       В) 1773- 1778гг                                                                                        

 Б) 1767-1770гг                                       Г) 1770-1773гг

4.  Кого Екатерина II назвала «бунтовщиком похуже Пугачева»

А) Н Карамзина                                        В) А Радищева

Б) Д Фонвизина                                       Г) Ф Волкова

5.  Кому принадлежат эти слова: « 24 часа на размышление - и воля; первые
мои выстрелы - уже неволя; штурм - смерть»

А) Ф. Ушакову     Б) М Кутузову       В) А Суворову           Г) Г Потемкину

6.   Разделы Речи Посполитой произошли в

А) 1771, 1773, 1795гг                               В) 1790, 1793, 1795гг

Б) 1772, 1793, 1795гг                              Г) 1775, 1795, 1798гг

7.  В результате Северной войны Россия получила
А) Финляндию                                          В) Смоленские земли                                                                                                              

Б) выход в балтийское море                    Г) выход в Черное море

8.   Как назывались в начале 18 века собрания-балы в домах российской знати?

А) резиденциями                                     В) магистратами

Б) ассамблеями                                       Г) сессиями

9.   Кто из перечисленных деятелей был сподвижником Петра I

А) А Радищев                                             В) Ф. Ушаков

Б) А Меньшиков                                      Г) В.Голицын

10.  Государственный орган управляющий церковными делами

А) сенат                                                       В) духовенство

Б) приказ                                                Г) синод

11.   Какую из битв Петр I назвал «Матерью Полтавской баталии»

А) у острова Гренгам                                 В) под Нарвой

Б) у деревни Лесная                                 Г) у мыса Гангут

12.   Реформа 1718-1720 годов упразднила приказы и ввела

А)  команды                                          В)  коллегии

Б)  воеводства                                            Г)  министерства

13.   Первая официальная русская печатная газета называлась

 А) Куранты                                                 В) Петр

 Б) Ведомости                                               Г) Ассамблеи

14.   Первый музей созданный при Петре I назывался

 А) Ассамблея                                             В) Клавикорд

 Б) Кунсткамера                                           Г) Коллегия

15.   Период правления Анны Иоанновны называется

А) «смута»                                                    В) «бироновщина»

Б) «хованщина»                                           Г) «пугачевщина»

16.   Эпохой дворцовых переворотов называют период:

А) 1725-1801                                                 В) 1725-1762

Б) 1727-1761                                               Г) 1730-1801

17.    Московский университет был открыт в        году

 А)1750                                                   В) 1755

 Б) 1743                                                               Г) 1765

18.     При Павле I барщина была ограничена
А) 5 днями                                                      В) 3 днями

Б) 4 днями                                                        Г) 2 днями

19.     Эпоха правления Екатерины II была для дворянства

А) «Серебряным веком»                               В) «Золотым веком»

 Б) «Железным веком»                                  Г) «Каменным веком»

20.      В 1773 году Е. Пугачев объявил себя

А) сыном Екатерины II                                   В) Петром III

Б) Петром II                                                     Г) Иваном VI



Предварительный просмотр:

Контрольная работа по истории России в 10 классе по темам:

Московская Русь, Эпоха Ивана Грозного.

1. Произведение древнерусской литературы, посвященное Куликовской битве, – это

1) "Слово о погибели Русской земли

2)  "Задонщина"

3)   "Повесть временных лет"

4)   "Русская правда"

2. О возвышении великокняжеской власти в XV – начале XVI вв. свидетельствовало

1) применение титула «государь всея Руси»

2) усиление роли Боярской думы

3) создание Земского собора

4) введение опричнины

3. Время перехода крестьян от одного владельца к другому, согласно Судебнику 1497 г., носило название

  1. урочных лет
  2. заповедных лет
  3. Юрьева дня
  4. отходничества

  1. «И летели стрелы их в город, словно дождь из бесчисленных туч», - так описывает летописец осаду Москвы в 1382 г. Ханом

  1. Батыем
  2. Мамаем
  3. Тохтамышем
  4. Ахматом

 5. Как называлась территория, выведенная в середине XVI в. из-под управления Земского собора и Боярской думы?

  1. опричнина
  2. Государев двор
  3. земщина
  4. посад

6. К XV в. относится

  1. окончание зависимости Руси от Золотой Орды
  2. Куликовская битва
  3. Ливонская война
  4. начало возвышения Москвы

7. В XV – XVI вв. Боярская дума была

  1. высшим совещательным органом при великом князе
  2. приказом, ведавшим внешней политикой
  3. приказом, управлявшим дворцовым хозяйством
  4. органом, ведавшим землями великого князя

8. В каком году, согласно летописям, монголо-татары, возглавляемые ханом Батыем, захватили Рязань?

  1. 1113 г
  2. 1237г
  3. 1380г
  4. 1480г

9. Что из названного было результатом утверждения патриаршества в России в конце XVI в.?

1) независимость Русской православной церкви от греческой

2) создание Синода

3) раскол Русской православной церкви

4)  открытие первых книгописных мастерских при монастырях

10. Наследственные земельные владения в Древней Руси назывались

  1. земщиной
  2. вотчиной
  3. слободой
  4. поместьем

11. Одним из результатов внешней политики Российского государства во второй половине XVI в. было

  1. присоединение к России Крыма
  2. присоединение к России Казанского и Астраханского ханств
  3. присоединение к России Левобережной Украины
  4. завоевание Россией выхода в Балтийское море

12. Условная форма землевладения, получаемая за службу

  1. вотчина
  2. земщина
  3. слобода
  4. поместье

13. Соотнесите правителей и годы их правления

1)   Иван Грозный                                              А)1584-1598 г

2)   Василий III                                                    Б)1533-1584 г

3)  Федор Иванович                                            В)1505-1533 г

4)  Иван III                                                           Г)1462-1505 г

14. Высший представительный орган при царе, созданный в 1549 году назывался ………………………………

15. Кружок, сложившийся в окружении Ивана IV назывался ………………………………



Предварительный просмотр:

Контрольная работа по истории России в 11 классе

1 Какое событие произошло в СССР в 1953 г.?

А  XX съезд КПСС

Б)  смерть И.В.Сталина

В) денежная реформа

Г)  школьная реформа

2 Что было главным последствием Московской битвы в ходе Великой Отечественной войны?

А срыв плана «молниеносной войны» Германии против СССР

Б) открытие второго фронта в Европе

В) завершение коренного перелома в войне

Г) переход стратегической инициативы в руки советского командования

3  СССР в результате боевых действий против Японии в 1945 г.

А) вернул территории , отошедшие от России к Японии по Портсмутскому миру.

Б) временно оккупировал остров Хоккайдо

В) добился выплаты компенсации за КВЖД

Г) заключил мирный договор с Японией

4    5 – 6 декабря 1941 г. началось контрнаступление Красной Армии под

А) Киевом

Б) Москвой

В) Ленинградом

Г) Сталинградом

5 Кто из названных лиц руководил проведением экономических реформ в 1965 году?

А) А Косыгин

Б) Н Хрущев

В) Ю Андропов

Г) Н Рыжков

6 Понятие «многопартийности» в отечественной истории второй половины ХХ в. связано с периодом

А) первого десятилетия после Великой Отечественной войны

Б) «оттепели»

В) «застоя»

Г) перестройки

7 В годы восстановления разрушенного в Великой Отечественной войне хозяйства в СССР по остаточному принципу финансировались

А) отрасли легкой и пищевой промышленности

Б) расходы на вооруженные силы

В) разработки в области ядерной энергетики

Г) предприятия тяжелой промышленности

8 Результатом процесса разрядки международной напряженности в 1970-е гг. было

А) установление сотрудничества с НАТО

Б) прекращение всех вооруженных конфликтов в мире

В) принятие резолюции ООН об уничтожении ядерного оружия

Г) проведение Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе

9 Прочтите отрывки из автобиографии одного из полководцев Великой Отечественной войны и укажите фамилию автора.  «…С первых дней до конца войны командовал войсками разных фронтов. В декабре месяце 1941 года, командуя войсками Западного фронта, успешно провел операции по разгрому немцев под Москвой… От имени Верховного главнокомандования и по его поручению принял 8 мая 1945 г. в Берлине капитуляцию немцев. 24 июня 1945 г. на Красной площади в Москве по приказу т. Сталина принимал парад Победы…»

10  К какому периоду относится начало десталинизации советского общества?

А) 1941-1945 гг

Б) 1945-1953  гг

В) 1953-1964  гг

Г) 1964-1982  гг

11 Какие из перечисленных законов и постановлений были приняты в период перестройки в СССР?

А) «Об улучшении управления промышленностью, совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства»
Б)  «О кооперации в СССР»
В)  «О преодолении последствий культа личности Сталина»
Г)  «Об аренде и арендных отношениях в СССР»
Д)  «Об опере «Великая дружба» В. Мурадели»
Е)  «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике»

1)  АБВ     2)  ВГД     3)  БГЕ     4) АВД

12  Установите соответствие между фамилиями государственных деятелей СССР и событиями, в которых эти деятели принимали активное участие.

ДЕЯТЕЛИ

СОБЫТИЯ

1)

Г.М. Маленков

А)

Проведение экономических реформ во второй половине 1960-х гг.

2)

А.А. Жданов

Б)

Представление правительственного плана поэтапного перехода к регулируемой рыночной экономике

3)

А.Н. Косыгин

В)

Издание постановлений партии с критикой деятелей культуры

4)

Г.К.Жуков

Г)

Участие во внутрипартийной борьбе за власть после смерти И.В. Сталина

Д)

Поддержка Н.Хрущева при попытке его смещения в 1957 году.

13 Прочтите отрывок из статьи историка Р.А. Медведева и напишите фамилию руководителя СССР, о котором идет речь.

«После смещения Хрущева высший партийно-государственный аппарат уже не хотел слишком сильного лидера. Эти люди хотели более спокойной жизни… стабильности в своем положении и уверенности в будущем… Их вполне устраивал именно слабый и доброжелательный руководитель, не обладавший ни сильным интеллектом, ни сильной волей. Эта жажда стабильности и выдвинутый (им) лозунг «стабильности» полностью совпадали…»

14 Прочтите отрывок из работы историка:

«В генеральном штабе, в штабах фронтов в глубокой тайне разрабатывался план (военной операции). Силами двух фронтов предполагалось окружить группировку врага и разгромить ее. Скрытно накапливались войска. На участках прорыва создавалось значительное превосходство в артиллерии и танках… 19 ноября сильный удар артиллерии ознаменовал начало наступления, а 23 ноября после ожесточенных боев войска двух фронтов сомкнули кольцо в районе г. Калач. В окружении оказалась вражеская группировка, насчитывавшая свыше 300 тысяч человек».

Укажите, о каком событии Великой Отечественной войны идет речь.

15 Организация Варшавского Договора была создана, когда руководителем СССР был

А) И Сталин

Б)  Н Хрущев

В) Л Брежнев

Г) М Горбачев

16 Установите соответствие между фамилиями государственных деятелей и их деятельностью

ФАМИЛИИ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

1)

А.А. Громыко

А)

в течение ряда лет министр внутренних дел, участник борьбы за высшую власть в СССР в 1953 г.

2)

Л.П. Берия

Б)

Генеральный секретарь ЦК КПСС в
1982 – 1984 гг.

3)

Ю.В. Андропов

В)

в 1992 г. – исполняющий обязанности председателя правительства, руководитель проведения радикальной рыночной реформы

4)

М С Горбачев

Г)

министр иностранных дел СССР в течение 30 лет

Д)

Президент СССР

17 Прочтите отрывок из послания Н.С. Хрущева Президенту США Дж. Кеннеди и напишите, какое название получило событие, о котором идет речь.

«…Мы с Вами подошли сейчас к завершающей стадии ликвидации напряженности вокруг Кубы… Мы, г-н Президент, уже выполнили свои обязательства относительно вывоза наших ракет и самолетов ИЛ-28 с Кубы и даже досрочно… От того, как Вы сейчас будете выполнять взятые на себя обязательства, зависит все, зависит стабильность в этом районе и не только в этом районе, но и во всем мире… Мы считаем, что данные Вами гарантии о невторжении на Кубу будут соблюдаться и притом не только во время Вашего пребывания в Белом Доме…»



Предварительный просмотр:

Контрольная работа в 9 классе по теме  «Политическая сфера».

Часть А.

А1 Что является функцией исполнительной власти?

1)  создание законов                        2) разработка государственного бюджета

3) осуществление правосудия        4) разработка предвыборных программ

А2 Что является характерной чертой тоталитарного политического режима?

1) концентрация власти в руках выборных органов

2) наличие единой идеологии, насаждаемой государством

3) свободные от цензуры средства массовой информации

4) развитое гражданское общество

А 3. Верны ли следующие суждения о политической партии?

А. В политическую партию обязательно входят представители одной социальной группы, класса.

Б. Политическая партия объединяет приверженцев близких идейных позиций.

1) Верно только А   2) Верно только Б    3) Верны оба суждения    4) Оба суждения неверны

А 4. Верховенство и полнота государственной власти внутри страны и ее независимость во внешней политике – это

1) политический режим   2) форма правления  

3) форма административного устройства

4) государственный суверенитет

А 5. К отличительным признакам правового государства относится

1) наличие армии и полиции        2) разделение и независимость ветвей власти

3) деятельность по поддержанию общественного порядка    4) суверенитет государства

А 6.Конституция РФ была принята

1) Федеральным Собранием    2) думским комитетом

3) Государственным Советом  4) всенародным референдумом

А 7  Функцией государства является

1) разделение властей    2) суверенитет    3) поддержание общественного порядка

4) наличие государственного аппарата

А 8. Отличительным признаком тоталитарного режима является

1) монополия на власть одной политической партии

2) обязанность граждан подчиняться законам

3) невмешательство государства в дела гражданского общества

4) осуществление выборов в органы государственной власти на альтернативной основе

А 9 Верны ли суждения о государстве?

А В любом государстве существует верховенство права.

Б. В правовом государстве гражданин и власть ответственны друг перед другом

1) верно только А   2) верно только Б   3) верны оба суждения  4) оба суждения не верны

А 10. Любое государство характеризуется

1) верховенством права   2)  наличием аппарата управления  

3)  политическим плюрализмом    4) соблюдением прав человека

А 11. Одной из ведущих черт демократического режима является

1) наличие одной партии, сросшейся с государством

2)  стремление государства регламентировать все стороны жизни общества и частную жизнь граждан

3) гарантированность прав и свобод человека законами государства

4) наличие органов судопроизводства

А 12.Верховная власть в государстве N . передается по наследству. Какая дополнительная  позволит сделать вывод о том, что государство N. Является абсолютной монархией?

1)  монарх утверждает главу кабинета министров

2)  парламент утверждает ежегодную сумму, выделяемую на содержание двора

3)  власть монарха  не имеет законодательных ограничений

4)  монарх является верховным главнокомандующим

А 13. Какая из названных функций является внешней функцией современного государства?

1) обеспечение участия граждан в управлении делами общества

2) организация воспитания подрастающего поколения в духе демократических ценностей

3) обеспечение законности и правопорядка

4) отстаивание государственных интересов на международной арене.

А 14. Объединением нескольких суверенных государств, созданным для решения общих проблем, является

1) федерация    2) конфедерация   3) унитарное государство   4) республика

А 15. Демократический режим характеризуется

1) господством исполнительной власти   2) защитой прав и свобод граждан

3) командно-административными методами управления 4) господством одной обязательной идеологии

А 16. Необходимым элементом какого политического режима является наличие независимой судебной ветви власти?

1) авторитарного   2) тоталитарного   3) теократического   4) демократического

А 17.К внешней функции государства относится функция

1) культурная  2) дипломатическая  3) политическая  4) экономическая

А 18. Подписывает и обнародует федеральные законы РФ

1) Президент РФ   2) Председатель Правительства РФ

3) Председатель Совета Федерации РФ  4) Председатель Государственной Думы

А 19. При характеристике человека как гражданина указывают на  его

1)  семейное положение   2) профессию   3) партийность   4) права и обязанности

А 20. Кто является источником власти в демократической стране

1) народ    2) передовой общественный класс

3) представители крупного бизнеса   4) интеллектуальная элита общества

Часть 2.

В 1 Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

« Большое распространение в политологии получила классификация, выделяющая в зависимости от оснований и условий приобретения партийного членства кадровые и массовые _____________(1). Первые отличаются тем, что они формируются вокруг группы политических ____________(2), а  основой их строения является комитет активистов. Кадровые партии формируются обычно «сверху» на базе различных  парламентских ________(3), объединений партийной бюрократии. Такие партии обычно активизируют свою деятельность только во время  ___________(4). Другие партии представляют собой централизованные, хорошо дисциплинированные организации. Большое значение в них придается идеологическому _________(5) членов партии. Такие партии чаще всего формируются «снизу», на основе профсоюзных и иных общественных ____________(6), отражающих интересы различных социальных групп.»

     Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

А) единство

Б) фракция

В) выборы

Г) движение

Д) лидер

1

2

3

4

5

6

Е) социум

Ж) партия

З) группа

И) членство                       Ответ:

В 2. Вставьте пропущенное слово: « На общенациональный __________ выносятся вопросы, касающиеся важнейших проблем политической жизни».

В 3. Ниже приведен перечень социальных групп. Все из них, за исключением одной, образованы по политико-идеологическому признаку.

   Коммунисты, социал-демократы, либералы, католики, консерваторы.

 Найдите и выпишите термин, выпадающий из этого рядя.

Часть С.

С 1 Покажите на трех примерах наличие многопартийной политической системы в современной России.

Тема: «Политическая сфера».

Часть 1.

А1 Что является функцией исполнительной власти?

1)  создание законов                        2) разработка государственного бюджета

3) осуществление правосудия        4) разработка предвыборных программ

А2 Что является характерной чертой тоталитарного политического режима?

1) концентрация власти в руках выборных органов

2) наличие единой идеологии, насаждаемой государством

3) свободные от цензуры средства массовой информации

4) развитое гражданское общество

А 3. Верны ли следующие суждения о политической партии?

А. В политическую партию обязательно входят представители одной социальной группы, класса.

Б. Политическая партия объединяет приверженцев близких идейных позиций.

1) Верно только А   2) Верно только Б    3) Верны оба суждения    4) Оба суждения неверны

А 4. Верховенство и полнота государственной власти внутри страны и ее независимость во внешней политике – это

1) политический режим   2) форма правления  

3) форма административного устройства

4) государственный суверенитет

А 5. К отличительным признакам правового государства относится

1) наличие армии и полиции        2) разделение и независимость ветвей власти

3) деятельность по поддержанию общественного порядка    4) суверенитет государства

А 6.Конституция РФ была принята

1) Федеральным Собранием    2) думским комитетом

3) Государственным Советом  4) всенародным референдумом

А 7  Функцией государства является

1) разделение властей    2) суверенитет    3) поддержание общественного порядка

4) наличие государственного аппарата

А 8. Отличительным признаком тоталитарного режима является

1) монополия на власть одной политической партии

2) обязанность граждан подчиняться законам

3) невмешательство государства в дела гражданского общества

4) осуществление выборов в органы государственной власти на альтернативной основе

А 9 Верны ли суждения о государстве?

А В любом государстве существует верховенство права.

Б. В правовом государстве гражданин и власть ответственны друг перед другом

1) верно только А   2) верно только Б   3) верны оба суждения  4) оба суждения не верны

А 10. Любое государство характеризуется

1) верховенством права   2)  наличием аппарата управления  

3)  политическим плюрализмом    4) соблюдением прав человека

А 11. Одной из ведущих черт демократического режима является

1) наличие одной партии, сросшейся с государством

2)  стремление государства регламентировать все стороны жизни общества и частную жизнь граждан

3) гарантированность прав и свобод человека законами государства

4) наличие органов судопроизводства

А 12.Верховная власть в государстве N . передается по наследству. Какая дополнительная  позволит сделать вывод о том, что государство N. Является абсолютной монархией?

1)  монарх утверждает главу кабинета министров

2)  парламент утверждает ежегодную сумму, выделяемую на содержание двора

3)  власть монарха  не имеет законодательных ограничений

4)  монарх является верховным главнокомандующим

А 13. Какая из названных функций является внешней функцией современного государства?

1) обеспечение участия граждан в управлении делами общества

2) организация воспитания подрастающего поколения в духе демократических ценностей

3) обеспечение законности и правопорядка

4) отстаивание государственных интересов на международной арене.

А 14. Объединением нескольких суверенных государств, созданным для решения общих проблем, является

1) федерация    2) конфедерация   3) унитарное государство   4) республика

А 15. Демократический режим характеризуется

1) господством исполнительной власти   2) защитой прав и свобод граждан

3) командно-административными методами управления 4) господством одной обязательной идеологии

А 16. Необходимым элементом какого политического режима является наличие независимой судебной ветви власти?

1) авторитарного   2) тоталитарного   3) теократического   4) демократического

А 17.К внешней функции государства относится функция

1) культурная  2) дипломатическая  3) политическая  4) экономическая

А 18. Подписывает и обнародует федеральные законы РФ

1) Президент РФ   2) Председатель Правительства РФ

3) Председатель Совета Федерации РФ  4) Председатель Государственной Думы

А 19. При характеристике человека как гражданина указывают на  его

1)  семейное положение   2) профессию   3) партийность   4) права и обязанности

А 20. Кто является источником власти в демократической стране

1) народ    2) передовой общественный класс

3) представители крупного бизнеса   4) интеллектуальная элита общества

Часть 2.

В 1. Восполните пробел в приведенной ниже схеме

В 2 Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

« Большое распространение в политологии получила классификация, выделяющая в зависимости от оснований и условий приобретения партийного членства кадровые и массовые _____________(1). Первые отличаются тем, что они формируются вокруг группы политических ____________(2), а  основой их строения является комитет активистов. Кадровые партии формируются обычно «сверху» на базе различных  парламентских ________(3), объединений партийной бюрократии. Такие партии обычно активизируют свою деятельность только во время  ___________(4). Другие партии представляют собой централизованные, хорошо дисциплинированные организации. Большое значение в них придается идеологическому _________(5) членов партии. Такие партии чаще всего формируются «снизу», на основе профсоюзных и иных общественных ____________(6), отражающих интересы различных социальных групп.»

     Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

А) единство

Б) фракция

В) выборы

Г) движение

Д) лидер

Е) социум

Ж) партия

З) группа

И) членство

В 3. Вставьте пропущенное слово: « На общенациональный __________ выносятся вопросы, касающиеся важнейших проблем политической жизни».

В 4. Ниже приведен перечень социальных групп. Все из них, за исключением одной, образованы по политико-идеологическому признаку.

   Коммунисты, социал-демократы, либералы, католики, консерваторы.

 Найдите и выпишите термин, выпадающий из этого рядя.

Часть 3.

С 1 Покажите на трех примерах наличие многопартийной политической системы в современной России.

С 2. Текст

« С появлением в теории правового государства принципа неотъемлемых естественных прав человека она обретает свое основное ценностное качество, становится высшим приоритетом. Для обеспечения этого  принципа необходимо разделение властей, призванное их уравновешивать, господство правового закона. Приоритет прав человека не снимает с него  ответственности за надлежащее использование своих прав и свобод  и одновременно возлагает ответственность за обеспечение этих прав на государство. Создается особая правовая связь : взаимная ответственность государства и гражданина … Правовое государство для выполнения своей основной функции – защиты и охраны прав и свобод граждан – должно быть оснащено системой процедур, механизмов, институтов, гарантирующих субъективных  прав человека… Важное значение  имеет принцип связанности законодателя  правами человека. Правовое государство невозможно создать  в обществе, раздираемом социальными противоречиями, политической борьбой, выходящей за пределы права. Правовое государство может существовать и успешно развиваться в обществе, где есть согласие граждан относительно принципов его устройства, целей его развития, где свобода и права человека сопряжены с уважением и доверием  сограждан к государственным  учреждениям и друг к другу. Нравственные факторы, солидарность, объединение вокруг общепризнанных ценностей – эти неправовые факторы оказывают неоценимое влияние на отношение к правам человека, праву, законности.  Как бы ни были прекрасны принципы правового государства, их никогда бы не удалось воплотить в жизнь в атмосфере нестабильности, безверия, нравственной  деградации общества. Цель правового государства – защищая права человека, обеспечить достоинство личности, как неотъемлемый компонент культуры общества, воплотившей многовековые представления о самоопределяющемся человеке, свободном от нищеты, насилия, угнетения, унижения. В обеспечении достоинства огромная роль принадлежит характеру  взаимоотношений человека и власти, при котором человек выступает не как объект команд , а как равноправный партнер государства, участвующий в принятии решений, осуществляющий в предусмотренных законом формах контроль за деятельностью властных структур, освобожденный от жесткой опеки государства.

                    Е.В. Лукашева.

1 Назовите принципы правового государства, приведенные автором

2 Автор перечисляет условия, которые необходимы для существования правового государства. Назовите три условия.

3 Автор утверждает, что «правовое государство невозможно создать в обществе, раздираемом социальным противоречиями, политической борьбой, выходящей за пределы права». Опираясь на текст и собственные знания, приведите три аргумента, доказывающие правоту утверждения автора.

4 Автор утверждает, что приоритетным принципом правового государства являются естественные права человека, для обеспечения которых необходимо разделение властей. Опираясь на знание обществоведческого курса и свой жизненный опыт, приведите три аргумента, доказывающих правоту утверждения автора.

Ответы

Часть 1 Уровень  А

№ задания

ответ

А1

1

А 2

2

А 3

3

А 4

2

А 5

2

А 6

4

А 7

1

А 8

2

А 9

3

А 10

1

А 11

4

А 12

3

А 13

3

А 14

1

А 15

2

А 16

4

А 17

2

А 18

1

А 19

3

А 20

3

А 21

1

А 22

4

А 23

4

А 24

1

А 25

2

А 26

3

А 27

1

А 28

4

А 29

2

А 30

2

А 31

4

А 32

2

А 33

4

А 34

4

А 35

2

А 36

1

А 37

3

А 38

1

А 39

3

А 40

2

А 41

4

А 42

3

А 43

4

А 44

2

А 45

2

А 46

3

А 47

2

А 48

2

А 49

1

А 50

3

А 51

1

А 52

1

А 53

1

А 54

3

А 55

4

А 56

1

А 57

3

А 58

3

А 59

2

А 60

3

         

Часть 2 . Уровень В.

№ задания

ответ

В 1

суверенность

В 2

правительство РФ

В3

2121

В4

21221

В5

3412

В6

ЖДБВАГ

В7

партии

В8

референдум или плебисцит

В9

власть или политическая власть.

В10

католики

В11

146

В12

ААББ

Часть 3. Уровень С.

С1

В ответе могут быть указаны следующие позиции:

В современной РФ

1) имеет значительное количество политических партий и движений (например, СПС, «Яблоко», ЛДПР, КПРФ и мн.др.)

2) половина депутатов Государственной Думы избирается по спискам политических партий, образуя впоследствии парламентские фракции;

3) периодически проходят встречи Президента РФ и членов Правительства РФ с лидерами политических партий и движений, парламентских фракций, т.е. налицо влияние политических партий и движений на принятие властных решений и определение направлений политического развития страны.

Возможны иные правильные позиции.

С2.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) смысл понятия, например

- многопартийность – сосуществование на политической арене страны различных партий, соперничающих друг с другом в борьбе за власть;

2) два предложения с информацией о многопартийности, опирающиеся на обществоведческие знания, например:

- «Становление многопартийности является неотъемлемым условием развития современной демократии».

- «Многопартийность -  одно из существенных проявлений политического плюрализма в современном обществе».

Могут быть составлены другие предложения.

С3.

В ответе могут быть названы следующие функции политической партии:

- представление общественных интересов

- участие в формировании политической элиты;

- разработка политических  программ;

- участие в избирательных компаниях;

- организация массовых политических действий.

  Могут быть названы и другие функции.

С 4

Текст

1)В ответе должны быть перечислены принципы:

- принцип неотъемлемых естественных прав человека;

- принцип связанности законодателя правами человека;

- принцип разделения властей;

- принцип взаимной ответственности государства и личности.

2) В ответе могут быть названы следующие условия:

- согласие граждан относительно принципов его устройства, целей его развития;

- уважение и доверие сограждан к государственным учреждениям и друг к другу;

- солидарность , объединение граждан вокруг общественных ценностей;

- человек выступает как равноправный партнер государства, участвующий в принятии решений, осуществляющий в предусмотренных законом формах контроль за деятельностью властных структур;

- человек освобожден от жестокой опеки государства.

3) В ответе могут быть приведены следующие аргументы:

1) социальные противоречия и политическая борьба свидетельствуют, что в обществе нет условий, необходимых для существования правового государства;

отсутствуют  общепризнанные ценности;

существует  неуважение к праву;

отсутствует гражданская солидарность;

отсутствует  доверие к государству;

отсутствует доверие граждан друг к другу;

2) социальная нестабильность заставляет государство использовать насильственные методы для ликвидации противоправных действий, что не способствует становлению и развитию партнерских отношений между государством и гражданами;

3) социальные противоречия и политическая борьба не дают государству возможности достигнуть главной цели правового государства – защитить права и свободы человека, обеспечить достоинство личности.

4) В ответе могут быть приведены следующие аргументы:

1) разделение властей позволяет создать систему сдержек и противовесов, обеспечивающих контроль за действиями каждой из ветвей власти;

2) система сдержек и противовесов позволяет контролировать качество принимаемых законов. Например, Конституция РФ предусматривает возможность обращения в Конституционный Суд для установления соответствия принятых нормативных актов Конституции РФ;

3) разделение властей обеспечивает независимость судебной власти от исполнительных и законодательных органов, что позволяет ей защищать права человека, опираясь на закон.

Государственная власть в РФ

……………

Федеральное Собрание РФ

Суды РФ



Предварительный просмотр:

Контрольная работа по истории России в 10 классе по темам:

Московская Русь, Эпоха Ивана Грозного.

1. Произведение древнерусской литературы, посвященное Куликовской битве, – это

1) "Слово о погибели Русской земли

2)  "Задонщина"

3)   "Повесть временных лет"

4)   "Русская правда"

2. О возвышении великокняжеской власти в XV – начале XVI вв. свидетельствовало

1) применение титула «государь всея Руси»

2) усиление роли Боярской думы

3) создание Земского собора

4) введение опричнины

3. Время перехода крестьян от одного владельца к другому, согласно Судебнику 1497 г., носило название

  1. урочных лет
  2. заповедных лет
  3. Юрьева дня
  4. отходничества

  1. «И летели стрелы их в город, словно дождь из бесчисленных туч», - так описывает летописец осаду Москвы в 1382 г. Ханом

  1. Батыем
  2. Мамаем
  3. Тохтамышем
  4. Ахматом

 5. Как называлась территория, выведенная в середине XVI в. из-под управления Земского собора и Боярской думы?

  1. опричнина
  2. Государев двор
  3. земщина
  4. посад

6. К XV в. относится

  1. окончание зависимости Руси от Золотой Орды
  2. Куликовская битва
  3. Ливонская война
  4. начало возвышения Москвы

7. В XV – XVI вв. Боярская дума была

  1. высшим совещательным органом при великом князе
  2. приказом, ведавшим внешней политикой
  3. приказом, управлявшим дворцовым хозяйством
  4. органом, ведавшим землями великого князя

8. В каком году, согласно летописям, монголо-татары, возглавляемые ханом Батыем, захватили Рязань?

  1. 1113 г
  2. 1237г
  3. 1380г
  4. 1480г

9. Что из названного было результатом утверждения патриаршества в России в конце XVI в.?

1) независимость Русской православной церкви от греческой

2) создание Синода

3) раскол Русской православной церкви

4)  открытие первых книгописных мастерских при монастырях

10. Наследственные земельные владения в Древней Руси назывались

  1. земщиной
  2. вотчиной
  3. слободой
  4. поместьем

11. Одним из результатов внешней политики Российского государства во второй половине XVI в. было

  1. присоединение к России Крыма
  2. присоединение к России Казанского и Астраханского ханств
  3. присоединение к России Левобережной Украины
  4. завоевание Россией выхода в Балтийское море

12. Условная форма землевладения, получаемая за службу

  1. вотчина
  2. земщина
  3. слобода
  4. поместье

13. Соотнесите правителей и годы их правления

1)   Иван Грозный                                              А)1584-1598 г

2)   Василий III                                                    Б)1533-1584 г

3)  Федор Иванович                                            В)1505-1533 г

4)  Иван III                                                           Г)1462-1505 г

14. Высший представительный орган при царе, созданный в 1549 году назывался ………………………………

15. Кружок, сложившийся в окружении Ивана IV назывался ………………………………



Предварительный просмотр:

Контрольная работа по истории России в 11 классе

1 Какое событие произошло в СССР в 1953 г.?

А  XX съезд КПСС

Б)  смерть И.В.Сталина

В) денежная реформа

Г)  школьная реформа

2 Что было главным последствием Московской битвы в ходе Великой Отечественной войны?

А срыв плана «молниеносной войны» Германии против СССР

Б) открытие второго фронта в Европе

В) завершение коренного перелома в войне

Г) переход стратегической инициативы в руки советского командования

3  СССР в результате боевых действий против Японии в 1945 г.

А) вернул территории , отошедшие от России к Японии по Портсмутскому миру.

Б) временно оккупировал остров Хоккайдо

В) добился выплаты компенсации за КВЖД

Г) заключил мирный договор с Японией

4    5 – 6 декабря 1941 г. началось контрнаступление Красной Армии под

А) Киевом

Б) Москвой

В) Ленинградом

Г) Сталинградом

5 Кто из названных лиц руководил проведением экономических реформ в 1965 году?

А) А Косыгин

Б) Н Хрущев

В) Ю Андропов

Г) Н Рыжков

6 Понятие «многопартийности» в отечественной истории второй половины ХХ в. связано с периодом

А) первого десятилетия после Великой Отечественной войны

Б) «оттепели»

В) «застоя»

Г) перестройки

7 В годы восстановления разрушенного в Великой Отечественной войне хозяйства в СССР по остаточному принципу финансировались

А) отрасли легкой и пищевой промышленности

Б) расходы на вооруженные силы

В) разработки в области ядерной энергетики

Г) предприятия тяжелой промышленности

8 Результатом процесса разрядки международной напряженности в 1970-е гг. было

А) установление сотрудничества с НАТО

Б) прекращение всех вооруженных конфликтов в мире

В) принятие резолюции ООН об уничтожении ядерного оружия

Г) проведение Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе

9 Прочтите отрывки из автобиографии одного из полководцев Великой Отечественной войны и укажите фамилию автора.  «…С первых дней до конца войны командовал войсками разных фронтов. В декабре месяце 1941 года, командуя войсками Западного фронта, успешно провел операции по разгрому немцев под Москвой… От имени Верховного главнокомандования и по его поручению принял 8 мая 1945 г. в Берлине капитуляцию немцев. 24 июня 1945 г. на Красной площади в Москве по приказу т. Сталина принимал парад Победы…»

10  К какому периоду относится начало десталинизации советского общества?

А) 1941-1945 гг

Б) 1945-1953  гг

В) 1953-1964  гг

Г) 1964-1982  гг

11 Какие из перечисленных законов и постановлений были приняты в период перестройки в СССР?

А) «Об улучшении управления промышленностью, совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства»
Б)  «О кооперации в СССР»
В)  «О преодолении последствий культа личности Сталина»
Г)  «Об аренде и арендных отношениях в СССР»
Д)  «Об опере «Великая дружба» В. Мурадели»
Е)  «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике»

1)  АБВ     2)  ВГД     3)  БГЕ     4) АВД

12  Установите соответствие между фамилиями государственных деятелей СССР и событиями, в которых эти деятели принимали активное участие.

ДЕЯТЕЛИ

СОБЫТИЯ

1)

Г.М. Маленков

А)

Проведение экономических реформ во второй половине 1960-х гг.

2)

А.А. Жданов

Б)

Представление правительственного плана поэтапного перехода к регулируемой рыночной экономике

3)

А.Н. Косыгин

В)

Издание постановлений партии с критикой деятелей культуры

4)

Г.К.Жуков

Г)

Участие во внутрипартийной борьбе за власть после смерти И.В. Сталина

Д)

Поддержка Н.Хрущева при попытке его смещения в 1957 году.

13 Прочтите отрывок из статьи историка Р.А. Медведева и напишите фамилию руководителя СССР, о котором идет речь.

«После смещения Хрущева высший партийно-государственный аппарат уже не хотел слишком сильного лидера. Эти люди хотели более спокойной жизни… стабильности в своем положении и уверенности в будущем… Их вполне устраивал именно слабый и доброжелательный руководитель, не обладавший ни сильным интеллектом, ни сильной волей. Эта жажда стабильности и выдвинутый (им) лозунг «стабильности» полностью совпадали…»

14 Прочтите отрывок из работы историка:

«В генеральном штабе, в штабах фронтов в глубокой тайне разрабатывался план (военной операции). Силами двух фронтов предполагалось окружить группировку врага и разгромить ее. Скрытно накапливались войска. На участках прорыва создавалось значительное превосходство в артиллерии и танках… 19 ноября сильный удар артиллерии ознаменовал начало наступления, а 23 ноября после ожесточенных боев войска двух фронтов сомкнули кольцо в районе г. Калач. В окружении оказалась вражеская группировка, насчитывавшая свыше 300 тысяч человек».

Укажите, о каком событии Великой Отечественной войны идет речь.

15 Организация Варшавского Договора была создана, когда руководителем СССР был

А) И Сталин

Б)  Н Хрущев

В) Л Брежнев

Г) М Горбачев

16 Установите соответствие между фамилиями государственных деятелей и их деятельностью

ФАМИЛИИ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

1)

А.А. Громыко

А)

в течение ряда лет министр внутренних дел, участник борьбы за высшую власть в СССР в 1953 г.

2)

Л.П. Берия

Б)

Генеральный секретарь ЦК КПСС в
1982 – 1984 гг.

3)

Ю.В. Андропов

В)

в 1992 г. – исполняющий обязанности председателя правительства, руководитель проведения радикальной рыночной реформы

4)

М С Горбачев

Г)

министр иностранных дел СССР в течение 30 лет

Д)

Президент СССР

17 Прочтите отрывок из послания Н.С. Хрущева Президенту США Дж. Кеннеди и напишите, какое название получило событие, о котором идет речь.

«…Мы с Вами подошли сейчас к завершающей стадии ликвидации напряженности вокруг Кубы… Мы, г-н Президент, уже выполнили свои обязательства относительно вывоза наших ракет и самолетов ИЛ-28 с Кубы и даже досрочно… От того, как Вы сейчас будете выполнять взятые на себя обязательства, зависит все, зависит стабильность в этом районе и не только в этом районе, но и во всем мире… Мы считаем, что данные Вами гарантии о невторжении на Кубу будут соблюдаться и притом не только во время Вашего пребывания в Белом Доме…»



Предварительный просмотр:

Контрольная работа по теме «Духовная сфера».

Часть1.

А 1 Культура, произведения  которой рассчитаны на узкий круг знатоков, называется

1) народной 2) массовой 3) национальной 4) элитарной

А 2. Искусство от других форм духовной деятельности отличает

1) влияние на все сферы общественной жизни

2) решение фундаментальных проблем бытия

3) выявление законов человеческой психики

4) образное восприятие окружающего мира

А 3. В ходе социологических опросов 2004 и 2005 гг. респондентам предложили ответить на вопрос: «Удовлетворены ли Вы нынешней системой образования в России?» Были получены следующие результаты:

Варианты ответов

% от числа опрошенных

2004

2005

Определенно да/ скорее да

23

18

Ни да, ни нет

20

22

Скорее нет/ определенно нет

50

50

Затруднились ответить

7

10

Какой вывод можно сделать на основе данных таблицы?

1)  Более половины  россиян не смогли определить свое отношение к проблеме.

2)  Значительно выросло количество россиян, удовлетворенных качеством образования

3)  По мнению половины опрошенных, качество образования в России остается неудовлетворительным.

4) Сокращается число россиян, которые не интересуются проблемами отечественного образования

А 4 Произведения создаваемые анонимными творцами, часто не имеющими профессиональной подготовки, относятся к культуре

1) экранной 2) народной  3) массовой 4) духовной

А 5. Закон РФ «Об образовании» называет следующие ступени образования

1) дошкольное общее образование

2) дошкольное, общее, профессиональное, дополнительное образование

3) дошкольное, начальное, профессиональное, дополнительное образование

4) основное, профессиональное образование

A 6. Реклама является неотъемлемой частью

1) элитарной культуры 2) народной культуры 3) массовой культуры 4) духовной культуры

А 7. Иван учится на первом курсе юридического колледжа. Это означает, что он получает

1) основное образование  2) полное (среднее) образование

3) среднее профессиональное образование 4) высшее профессиональное образование

А 8. Героический эпос, обрядовые танцы и песни относятся к

1) элитарной культуре 2) экранной культуре 3) народной культуре 4) массовой культуре

А 9. К мировым религиям относится

1) христианство 2) синтоизм 3) индуизм 4) конфуцианство

А 10 Продуктом массовой культуры является

1) симфония 2) фольклор 3) балетный спектакль 4) городской роман

Часть 2.

В 1 Завершите фразу

Система взглядов, последовательно отрицающая веру в существование Бога и сверхъестественных сил, -это _______________

В 2. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение  которого пронумеровано.

   (1) Элитарное  или «высокое» искусство сегодня находится  в упадке. (2) Упали тиражи литературной классики. (3) Современные композиторы редко создают оперные произведения. (4) Все это самым губительным образом отражается на эстетических вкусах и пристрастиях публики.

    Определите , какие положения текста носят

А. фактический характер

Б характер оценочных суждений

     Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер.

В 3. Установите соответствие между областями культуры и особенностями деятельности в этих областях: к каждой позиции, указанной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.


ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОБЛАСТИ

 КУЛЬТУРЫ

1)

стремление к достоверности

А)

наука

2)

обоснованность предположений

Б)

искусство

3)

субъективность

4)

образное отражение реальности

В4. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

« Ученые создали несколько классификаций религий. Самая простая из них объединяет религии в три группы.

   Примитивные родо - племенные верования. Они возникли в ___________(1), но со временем не исчезли из сознания людей, а сохранились и живут по сей день вместе с более сложными религиями. От них происходят многочисленные ___________(2)…

    Национально-государственные религии, которые составляют основу жизни целых народов и наций.

    Мировые религии, т.е. вышедшие за национально-государственные пределы и имеющие огромное число последователей во всем мире. Мировых религий три: христианство, __________(3),______________(4).

    Все религии можно также объединить в две большие группы __________(5), т.е. признающие существование единого Бога и ___________(6), признающее множество богов.»

    Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пробелов. Слова в списке даны в именительном падеже. Помните, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пробелов.

    Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пробел.

А) монотеизм

Б) политеизм

В) древность

Г) ислам

Д) культ

Е) буддизм

Ж) индуизм

З) суеверие

И) конфуцианство

К) миф

В 5 Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано

(1) Человек, сидящий на скудном «пайке» массовой культуры, существенно обедняет свою духовную жизнь. (2) Массовая культура зародилась почти столетие назад. (3) С  тех пор были значительно усовершенствованы технические средства, используемые при ее создании и тиражировании. (4) Однако продукты остались такими же примитивными, оскорбляющими вкус взыскательного читателя и зрителя.

  Определите, какие положения текста носят

А ) фактический характер

Б) характер оценочных суждений

  Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер.

В 6    Восполните пробел в приведенной ниже схеме

В 7 Какие из указанных примеров могут быть отнесены к народной культуре?

1) мюзикл 2) кино 3) пляски 4) анекдоты 5) сказки 6) поговорки 7) законы

В 8 Какие из приведенных примеров могут быть отнесены к массовой культуре?

1) фортепианный концерт 2) философское эссе 3) детективный роман 4) героическая былина

5) эпос 6) телевидение 7) радиотрансляция эстрадного концерта

Часть 3.

С 1   Прочитайте текст и выполните задания к нему.

Образование в обществе.

Образование получило широкое распространение в течение последних двух или трех веков. Почему это происходило так долго?...

    Первой из коренных перемен стала демократическая революция. Как видно на примере Французской революции конца XVIII в., она была вызвана растущим стремлением неаристократических классов…участвовать в политических делах. В ответ на это требование были прежде всего расширены возможности получения образования: ведь новые актеры на политической сцене должны представлять «невежественные народные массы». Поэтому в 30-е годы  XIX в. Реформаторов образования в США волновала проблема повышения грамотности будущих избирателей, их осведомленность в социальных вопросах и способность принимать разумное решение при голосовании…Идеал общества равных возможностей представляет собой другой аспект демократической революции…Равные социальные возможности стали почти синонимом равных возможностей получения образования…

     Важнейшим событием…стала промышленная революция…Развитие промышленности в широких масштабах потребовало расширения системы образования для подготовки квалифицированных работников, которые могли бы выполнять новые, более сложные виды деятельности…В странах, конкурирующих между собой в борьбе за мировой рынок, быстро осознали, что превосходство в промышленном развитии тесно связано с более высоким уровнем образования…

    Важная перемена…была связана с развитием самого института образования. Когда социальный институт укрепляет свое положение, его члены обычно образуют группу, объединенную общими законными интересами, и предъявляют  требования к обществу – например, относительно поддержания своего престижа или материальной поддержки со стороны государства…(К тому же) американцы всегда были склонны верить: чем выше уровень их образования, тем больше вероятность добиться успеха в жизни.

                                                                       Н.Смелзер.

1.С какими тремя изменениями в общественной жизни связывает автор становление современной системы образования?

2. В тексте упомянуты или охарактеризованы три задачи, которые было призвано решить образование в XIX – XX вв. Назовите их.

3. Автор характеризует систему образования как социальный институт. Опираясь на знание обществоведческого курса, назовите любые четыре социальных института (помимо института образования). Какие две особенности социальных групп, складывающихся вокруг социальных институтов, он упоминает?

 4. В тексте утверждается: американцам свойственно верить в то, что образование повышает шансы человека на «успех в жизни». Какое понятие следует употребить для характеристики движения человека к «успеху в жизни»? С какой функцией образования связаны эти надежды? Приведите термин, известный вам из курса обществознания, и назовите любые два других социальных института, выполняющих данную функцию.

………………в РФ

общее

дополнительное

профессиональное

дошкольное



Предварительный просмотр:

Контрольная работа по теме: «Социальная сфера»

Часть 1.

А1. В семье М. пятилетний ребенок. Бабушка готовит ребенка к школе. Какую функцию семьи иллюстрирует данный пример?

1) воспитательную   2) репродуктивную   3) хозяйственную     4) досуговую

А2. Социальное неравенство проявляется в:

1) различиях между людьми по природным данным   2) разном семейном положении

3) отсутствии частной собственности                           4) уровне получаемого дохода

А3.К числу отличительных признаков семьи как социальной группы относится:

1) совместная деятельность  2) общие политические взгляды

3) общий быт                          4) общая цель

А4. Принадлежность к семье Ф.предоставляет ее членам возможность получить работу в коммерческом банке. Данный пример отражает функцию семьи:

1) экономическую                                   2) социального контроля

3) эмоционально-психологическую      4) социально-статусную

А5.Найдите и укажите социальную группу, «выпадающую» из ряда, образованную не по этносоциальному признаку.

1) латыши  2) католики  3) эстонцы  4) литовцы

А6. Ниже перечислены четыре социальные группы. Три из них имеют общий социально значимый признак. Какая группа выпадает из этого ряда?

1) дети   2) пожилые люди  3) мужчины   4)молодежь

А7.В перечне социальных групп лишним являются:

1) сословия   2) касты   3) классы   4) партии.

А7. Какой признак лежит в основе объединения людей и их групп в такую социальную общность, как горожане?

1) политический;                           3)профессиональный;

2) социально-классовый;              4) территориальный.

А8.К достигаемому статусу человека не относится:

1) пол     2) образование     3) профессия     4)  материальное положение.

А9. Основанная на браке или кровном родстве  малая социальная группа, члены которой связаны общностью быта и взаимной ответственностью, - это:

1) род   2) сословие  3) семья  4) элита

А10. И для подростка, и для взрослого характерна социальная роль:

1) военнослужащего срочной службы;        

2) депутата городской думы;

3) учащегося средней общеобразовательной школы.

4) потребителя услуг мобильной связи.

А11. Сословное деление общества отражает

1) вид государственного устройства          2) тип социальной стратификации

3) характер экономических связей             4) особенность политической системы.

А12. Социальная роль, характерная и для подростка, и для взрослого:

1)  выпускник профессионального колледжа;                3) футбольный болельщик;

2)  кандидат в  депутаты законодательного собрания;  4) военнослужащий - контрактник

А13.Какая из перечисленных социальных групп выделена по экономическому признаку:

1) москвичи        2) инженеры   3) мусульмане     4) землевладельцы

А14. Верны ли следующие суждения о социальном статусе?

А. Социальный статус – это положение человека в обществе, дающее ему права и обязанности.

Б. Все социальные статусы люди приобретают от рождения.

1) верно только А   2) верно только Б     3) верны оба суждения        4) оба суждения неверны

А15. Верны ли следующие суждения о социальных конфликтах?

А. Несовпадение интересов социальных групп может привести к социальному конфликту.

Б. Межнациональный конфликт является разновидностью социального конфликта.

1) верно только А      2) верно только Б     3) верны оба суждения    4) оба суждения неверны

А16. Верны ли следующие суждения о семье?

А. Семья регулирует поведение членов семьи.

Б. Семья осуществляет экономическую поддержку несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.

1) верно только А  2) верно только Б    3) верны оба суждения      4) оба суждения неверны

Часть 2.

B1. Опишите социальный статус вашего знакомого

В2. Найдите  в приведенном ниже списке признаки нации.

  1. общность языка
  2. наличие гражданского общества
  3. общность исторического пути
  4. сходные условия жизни
  5. общность территории
  6. поглощение другой нации

В3. Социальную сферу характеризуют понятия:

  1. бюрократизм
  2. нация
  3. политические партии
  4. страта
  5. сословие

В4. Ниже приведен ряд примеров. Все они, за исключением одного, относятся к малым социальным группам. Найдите и выпишите номер примера, выпадающего из этого ряда.

1) семья, 2) футбольные фанаты, 3) бригада скорой помощи, 4)рок-группа, 5) группа близких друзей.

В5. Укажите правильную последовательность действий гражданина при урегулировании социального конфликта.

1) обсудить предмет спора

2) понять необходимость прекратить конфликт

3) встретиться с оппонентом

4) договориться о встрече с оппонентом

5) договорится о взаимных уступках.

Часть 3.

Прочитайте текст и выполните задания к нему.

«Современную демографическую революцию порой сводят к изменению баланса смертности и рождаемости, т.е. делают акцент на на механизмах демографического воспроизводства населения. Между тем демографическая революция- это и качественное изменение одного из важнейших общественных институтов- семьи. Для выявления социологических и социально- психологических последствий демографических революций нужно сопоставить две формы семьи- традиционную, патриархальную, существовавшую многие тысячи лет, и современную. Нуклеарную.

   Одной из наиболее ярких демографических характеристик патриархальной семьи была ее многодетность… патриархальная семья характеризовалась жесткой авторитарностью отношений, навязываемых мужчинами женщинам, старшими- младшим  членам семьи. Это означает, что в качестве социального института патриархальная семья поставляла обществу рабочую силу, ориентированную на слепое подчинение, на минимум профессиональной автономии и инициативы…

   Демографическая революция разрушила патриархальную семью и на ее место воздвигла новую, нуклеарную.  Начался процесс возрастающего общественного самоопределения новых поколений: достигшие совершеннолетия и вступающие в брак дети предпочитают жить отдельно от родителей и строить отношения по своему усмотрению..

  Не менее важными оказались и собственно демографические последствия, связанные с процессами сомоопределения женщин. Их стремление к равенству, профессиональному самоутверждению, образованию и культуре, досугу неизбежно отразились на процессе рождаемости, демографически необходимое( отданное родам, кормлению, воспитанию детей) время сократилось в пользу демографически свободного, предназначенного для удовлетворения других нужд.

  Так начала формироваться малодетная семья…  патриархальная семья давала количественный рост населения… нуклеарная семья делает акцент на качестве поколения.

                                          А.Ю.Лазебникова.

С1.На основе знаний курса и авторского текста назовите два типа семьи.

С2. какие факторы, по мнению автора, повлияли на переход от одного типа семьи к другому?

С3. Опираясь на текст и обществоведческие знания, назовите характерные черты нуклеарной семьи.

С4. Опираясь на текст и  обществоведческие знания, приведите не менее трех  характеристик положения женщины в современной семье.



Предварительный просмотр:

Контрольная работа в 10 классе по теме «Общество и человек»

Часть А

  1.  Выделяя основные элементы общества, их взаимосвязь и взаимодействие, учёные характеризуют общество         как

1)

систему

2)

часть природы

3)

материальный мир

4)

цивилизацию

  1.  К глобальным проблемам современного мира относится

1)

возникновение новых межгосударственных объединений

2)

завершение промышленного переворота

3)

существенный разрыв между уровнями развития регионов планеты

4)

интенсивное развитие науки

  1. Всё то, что создано человеком, в своей совокупности называется

1)

обществом

2)

культурой

3)

искусством

4)

социумом

  1.  Верны ли следующие суждения о различных типах обществ?

А.

В индустриальном обществе высоко ценятся индивидуальные особенности человека, поощряются инициатива и предприимчивость.

Б.

Уважение к обычаям, веками складывавшимся нормам, преобладание коллективного начала над частным отличают постиндустриальное общество от индустриального.

1)верно только А          2)верно только Б         3)верны оба суждения             4) оба суждения неверны

  1.  Какой из признаков присущ традиционному обществу?

1)

развитое фабричное производство

2)

создание основного продукта в сельском хозяйстве

3)

завершение промышленного переворота

4)

высокоразвитая инфраструктура

  1.  В отличие от природы, общество

1)

является системой

2)

находится в развитии

3)

выступает в качестве творца культуры

4)

развивается по собственным законам

  1.  Верны ли следующие суждения о взаимосвязи сфер общественной жизни?

А.

Рост государственных ассигнований на производство новых видов вооружения является примером связи политической и экономической сфер общества.

Б.

Финансирование меценатом деятельности музея является примером связи экономической и духовной сфер общества.

1)верно только А         2)верно только Б        3)верны оба суждения             4) оба суждения неверны

  1. Что из нижеприведенного является особенностью постиндустриального общества?
  1. религиозный характер культуры
  2. переход от натурального к товарному производству
  3. завершение промышленного переворота
  4. развитие информационных технологий

9.  В целях поддержки отечественного производителя правительство страны ограничило ввоз иностранных молочных продуктов и мяса. К каким сферам общественной жизни относится данный факт?

1)

экономической и социальной

2)

политической и экономической

3)

социальной и духовной

4)

экономической и духовной

 10   Быстрый скачкообразный переход от одного общественно-политического строя к другому называется

1) прогрессом        2) революцией         3) контрреформой           4) эволюцией

В1 . Установите соответствие между терминами и определениями. Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого.

 1) эволюция        А) радикальное, коренное, глубокое качественное изменение, скачок в развитии природы,      

                                  общества или познания

2) революция       Б) преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни      

                                     (экономики), порядков (институтов, учреждений)

3) реформа            В) процессы изменения (преимущественно необратимые) в природе и обществе

Ответ:     1               2             3            

В2.  Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют социальную динамику.

1) прогресс, 2) структура, 3) эволюция, 4) реформа, 5) спад,6) стратификация.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

С1   Укажите и проиллюстрируйте примерами любые три критерия  общественного прогресса.

С2   Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Традиционное общество и его особенности». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.