Рабочие программы по экономике

Здесь размещены рабочие программы по экономике

Скачать:


Предварительный просмотр:

« Согласовано»                                                     « Согласовано»                                              « Утверждаю»      

Руководитель МО                                               Заместитель                                                       Руководитель МОУ

______________________                                руководителя по УВР                                   «Старочурилинская СОШ»

Протокол № ________ от                               МОУ «Старочурилинская СОШ»                                          __________________________

«______»____________ 2011 г.                     ___________________________                      Приказ № __________________от

                                                                              «______»____________2011 г.                        «______»_____________2011 г.

Рабочая программа

учебного предмета

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Старочурилинская средняя общеобразовательная школа »

Арский муниципальный район Республика Татарстан

Гарифуллин Рамиль Харисович, учитель высшей категории

по экономике, 10-11 класс

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол №_____ от

    «______» _____________2011 г.

2011-2012 учебный год

Календарно-тематическое планирование

по экономике

Класс 11 , социально-экономический профиль

Учитель Гарифуллин Рамиль Харисович, высшая категория

Количество часов

Всего 68 часов; в неделю 2 часа

Плановых контрольных уроков _____ч

Административных контрольных уроков ___2_______ ч.

Планирование составлено на основе Примерной программы среднего( полного) общего образования по экономике (профильный уровень), ФГСО, Учебному плану МОУ «Старочурилинская СОШ», программы  для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (профильный уровень). Авторы: С.И. Иванов, М.А.Скляр.

Учебники

1. Основы экономической теории: учебник для 10-11 кл. общеобразоват. учрежд. с профильным уровнем изучением экономики  под ред. С.И.Иванова. - В 2-х книгах. - Книга 1. - М.: Вита-Пресс, 2009.

2. Основы экономической теории: учебник для 10-11 кл. общеобразоват. учрежд. с профильным уровнем изучением экономики  под ред. С.И.Иванова. - В 2-х книгах. - Книга 2. - М.: Вита-Пресс, 2009.

Дополнительная литература

 Пособия для учащихся:

1. Практикум  по  основам  экономической  теории:  Уч.пособие  для  10-11   кл. общеобразоват.учрежд. с углубленным изучением экономики / Гос.унив. Высшая школа экономики; под ред. С.И.Иванова. - М.: Вита-Пресс, 2009.

2. Мицкевич А.А. Сборник заданий по экономике: 9-11 кл. М.: Вита-Пресс, 1997.

3. Винокуров Е.Ф., Винокурова Н.А. Трудные задачи по экономике: Для старших классов. -М.: Вита-Пресс, 1999.

      4. Равичев С.А., Григорьев С.Э., Протасевич Т.А., Свахин А.С. Сборник задач по экономике (8-11 классы). - М.: МЦЭБО, 1999.

   

 Пособия для учителя:

1. Азимов Л.Б., Журавская Е.В. Уроки экономики в школе: Активные формы преподавания: Учеб.пособие. - М.: Аспект-Пресс, 1995.

2. Волков С.Д., Корнейчук Б.В., Любарский А.Н. Экономика: Сборник задач. - М.: Рольф, 2Ш.

3. Мицкевич А.А. Сборник заданий по экономике: Для учащихся 9-11 классов. - В 3-х книгах. Книга 1. Задачник по микроэкономике. - М.: Вита - Пресс, 1999.

4. Практикум по экономической теории: Учебное пособие для  10-11  классов общеобразовательных учреждений с углубленным изучением экономики / ГУ-ВШЭ; под ред. С.И.Иванова. - в 2-х книгах. -М.: Вита-Пресс,2009.

     5. Равичев С.А., Григорьев С.Э., Протасевич Т.А., Свахин А.С. Задачи по экономике с  решениями. - М.: МЦЭБО, 1999. - 112с.

6. Савицкая Е.В. Уроки экономики в школе: В 2 кн.Кн.1. Пособие для учителя. 2-е изд. -М.:Вита-пресс, 1998.

7. Савицкая Е.В., Серегина С.Ф. Уроки экономики в школе: В 2-х кн. Кн.2: Пособие для учителя. - М.: Вита-пресс, 1999.

8. Фирсов Е.Г. Экономика. Интеллектуальные игры для школьников. - Ярославль: «Академия   развития», 1998.-208с.

9. Экономическая теория в школе. Книга для учителя/ под ред.О.Ю.Мамедова. - Ростов- на-Дону: изд-во «Феникс», 1996.

10. Методические рекомендации для учителя: Книга для учителя /У-ВШЭ; под ред. С.И.Иванова. -М.: Вита-Пресс, 1999.

ТСО

  1. Ноутбук
  2. Проектор
  3. Электронное пособие «Экономика и право», для 9-11 классов
  4. Ресурсы Интернета

                          

Календарно-тематическое планирование

по экономике

Класс 10 , социально-экономический профиль

Учитель Гарифуллин Рамиль Харисович, высшая категория

Количество часов

Всего 70 часов; в неделю 2 час

Плановых контрольных уроков ______,  зачетов _______, тестов ________ ч.

Административных контрольных уроков ____2______ ч.

Планирование составлено на основе Примерной программы среднего( полного) общего образования по экономике (профильный уровень), ФГСО, Учебному плану МОУ «Старочурилинская СОШ», программы  для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (профильный уровень). Авторы: С.И. Иванов, М.А.Скляр.

Учебник

1. Основы экономической теории: учебник для 10-11 кл. общеобразоват. учрежд. с профильным уровнем изучением экономики  под ред. С.И.Иванова. - В 2-х книгах. - Книга 1. - М.: Вита-Пресс, 2009.

2. Основы экономической теории: учебник для 10-11 кл. общеобразоват. учрежд. с профильным уровнем изучением экономики  под ред. С.И.Иванова. - В 2-х книгах. - Книга 2. - М.: Вита-Пресс, 2009.

Дополнительная литература

 Пособия для учащихся:

1. Практикум  по  основам  экономической  теории:  Уч.пособие  для  10-11   кл. общеобразоват.учрежд. с углубленным изучением экономики / Гос.унив. Высшая школа экономики; под ред. С.И.Иванова. - М.: Вита-Пресс, 2009.

2. Мицкевич А.А. Сборник заданий по экономике: 9-11 кл. М.: Вита-Пресс, 1997.

3. Винокуров Е.Ф., Винокурова Н.А. Трудные задачи по экономике: Для старших классов. -М.: Вита-Пресс, 1999.

      4. Равичев С.А., Григорьев С.Э., Протасевич Т.А., Свахин А.С. Сборник задач по экономике (8-11 классы). - М.: МЦЭБО, 1999.

   

 Пособия для учителя:

1. Азимов Л.Б., Журавская Е.В. Уроки экономики в школе: Активные формы преподавания: Учеб.пособие. - М.: Аспект-Пресс, 1995.

2. Волков С.Д., Корнейчук Б.В., Любарский А.Н. Экономика: Сборник задач. - М.: Рольф, 2Ш.

3. Мицкевич А.А. Сборник заданий по экономике: Для учащихся 9-11 классов. - В 3-х книгах. Книга 1. Задачник по микроэкономике. - М.: Вита - Пресс, 1999.

4. Практикум по экономической теории: Учебное пособие для  10-11  классов общеобразовательных учреждений с углубленным изучением экономики / ГУ-ВШЭ; под ред. С.И.Иванова. - в 2-х книгах. -М.: Вита-Пресс,2009.

     5. Равичев С.А., Григорьев С.Э., Протасевич Т.А., Свахин А.С. Задачи по экономике с  решениями. - М.: МЦЭБО, 1999. - 112с.

6. Савицкая Е.В. Уроки экономики в школе: В 2 кн.Кн.1. Пособие для учителя. 2-е изд. -М.:Вита-пресс, 1998.

7. Савицкая Е.В., Серегина С.Ф. Уроки экономики в школе: В 2-х кн. Кн.2: Пособие для учителя. - М.: Вита-пресс, 1999.

8. Фирсов Е.Г. Экономика. Интеллектуальные игры для школьников. - Ярославль: «Академия   развития», 1998.-208с.

9. Экономическая теория в школе. Книга для учителя/ под ред.О.Ю.Мамедова. - Ростов- на-Дону: изд-во «Феникс», 1996.

10. Методические рекомендации для учителя: Книга для учителя /У-ВШЭ; под ред. С.И.Иванова. -М.: Вита-Пресс, 1999.

ТСО

  1. Ноутбук
  2. Проектор
  3. Электронное пособие «Экономика и право», для 9-11 классов
  4. Ресурсы Интернета

                          



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

                Учебная программа предназначена для изучения курса экономики в 10-11 классе на профильном уровне.  Настоящая программа содержит:

  1. пояснительную записку, в которой отражены цели курса, особенности его изучения;
  2. список литературы;
  3. календарно-тематический план для 10-11 класса;

 Изучение экономики в старшей школе направлено на достижение следующих целей:

  1. развитие гражданского образования, экономического образа мышления; потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин; способности к личному самоопределению и самореализации;
  2. воспитание ответственности за экономические решения; уважения к труду и предпринимательской деятельности;
  3. освоение системы знаний об экономической деятельности фирм и государства, об экономике России для последующего изучения экономических дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
  4. овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства; выносить аргументированные суждения по экономическим вопросам с применением элементов научного анализа;
  5. формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных экономических задач; освоения экономических знаний для будущей работы в качестве наемного работника и эффективной самореализации в экономической сфере.

         При этом в 10 классе главной задачей является овладение основами экономической теории и изучение микроэкономических процессов, прикладная экономика. В 11 классе объектом изучения является макроэкономика.

Изучение курса рассчитано на 70 учебных часов в 10 классе и 68 часов в 11 классе.

         Изучение курса спланировано на основе модифицированной рационализаторской  программы.         

Учебная программа разработана на основе

  1. БУП;
  2. учебного плана МОУ «Старочурилинская СОШ»
  3. федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по экономике;
  4. Примерной программы среднего ( полного) общего образования по экономике (профильный уровень)
  5. Программы  для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (профильный уровень). Авторы: С.И. Иванов, М.А.Скляр.

Модификация программы состоит в усовершенствовании уже существующей типовой программы – изменении её структуры, перегруппировке вопросов и тем, перераспределении учебных часов, обогащении компонентов методического аппарата за счет разработанных учителем дидактических, учебно-тренировочных и проверочных материалов, сценариев различных видов учебных игр, тренингов.

 Программа скорректирована с учетом межпредметных связей с историей, обществознанием, географией, правом, а также  познавательных возможностей учащихся 10-11  классов, в которых осуществляется преподавание данного курса.  Так, содержание тем «Государство и экономика», «Предпринимательство» частично является содержанием курса «Право», вопросы глобализации экономики рассматриваются также в курсе истории и обществознания. Данное обстоятельство обуславливает интегрированный подход к их изучению и высвобождает резервное время для более глубокого изучения других вопросов экономики.

      Учебно-технологическое обеспечение процесса реализации учебной программы:

  1. учебник - Экономика. Основы экономической теории: Учебник для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. профильный уровень образования /Под ред. Иванова С.И. – в 2-х книгах. – М.: Вита-пресс, 2009.
  2. тематическое планирование;
  3. Образовательный комплекс  «1С:Школа. Экономика и право, 9-11 кл. Практикум»
  4.  презентации уроков Microsoft PowerPoint;
  5. коллекция видео- и аудио- фрагментов, электронных схем, таблиц, диаграмм, иллюстраций ;
  6. наличие в учебном кабинете ноутбука, проектора, ПК, выхода в Интернет;
  7. проверочные и тестовые материалы, в том числе разработанные учителем на основе требований содержательной линии «Экономика» КИМов ЕГЭ и сориентированные на образовательные стандарты.

             

Не менее 25% учебного времени согласно типовой программе отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Набор выполняемых учащимися работ включает в себя:

  1. работу с источниками экономической информации, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);
  2. критическое осмысление актуальной экономической информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
  3. решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;
  4. освоение типичных экономических ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни (в школе, общественных местах и т.п.);
  5. применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения;
  6. аргументированную защиту своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;
  7. написание творческих работ по экономическим вопросам;
  8. подготовку к различным видам публичных выступлений;
  9. решение проблемных, логических, творческих задач, в том числе тренировочных заданий КИМов ЕГЭ;
  1. участие в дискуссиях, диспутах по актуальным социально-экономическим проблемам;
  2. Осуществление учебно-исследовательской работы по социально-экономической  проблематике и др.

       Результаты вышеперечисленных видов самостоятельной работы учащихся, представленные в виде сообщений, рефлексий, эссе, решений задач и ситуативных заданий, тестов и проч., являются основой для диагностики и контроля. По итогам изучения каждого раздела осуществляется контрольное тестирование, задания которого разрабатываются на основе контрольно-тренировочных заданий содержательной линии «Экономика» ЕГЭ и КИМов ЕГЭ прошлых лет, либо устный зачет по контрольным вопросам к каждому разделу учебника.

      Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Индикаторами их сформированности являются:

  1. объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
  2. решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;
  3. применение математических знаний в экономической сфере;
  4. применение полученных знаний для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
  5. умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
  6. поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
  7. выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
  8. работа с текстами экономического содержания различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
  9. самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
  10. участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);           
  11. пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
  12. владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

В результате изучения экономики на профильном уровне ученик должен

Знать/Понимать

  1.  смысл основных теоретических положений экономической науки;
  2. основные экономические принципы функционирования семьи, фирмы, рынка и государства, а также международных экономических отношений;

Уметь

  1. приводить примеры:  взаимодействия рынков;  прямых и косвенных налогов; взаимовыгодной международной торговли;
  2.  описывать: предмет и метод экономической науки, факторы производства, цели фирмы,   основные виды налогов, банковскую систему,  рынок труда,  экономические циклы, глобальные экономические проблемы;
  3. объяснять: экономические явления с помощью альтернативной стоимости;  выгоды обмена; закон спроса;  причины неравенства доходов;   роль минимальной оплаты труда;  последствия инфляции;
  4. сравнивать (различать):  спрос и величину спроса, предложение и величину предложения, рыночные структуры, безработных и незанятых,  организационно-правовые формы предприятий, акции и облигации;
  5. вычислять на условных примерах:  величину рыночного спроса и предложения, изменение спроса (предложения) в зависимости от изменения формирующих его факторов, равновесную цену и объем продаж;  экономические и бухгалтерские затраты и прибыль,  смету (бюджет) доходов и расходов, спрос фирмы на труд; реальный и номинальный ВВП, темп инфляции,  уровень безработицы;
  6. применять для экономического анализа: кривые спроса и предложения, графики изменений рыночной ситуации в результате изменения цен на факторы производства, товары-заменители и дополняющие товары;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. исполнения типичных экономических ролей;
  2. решения практических задач, связанных с жизненными ситуациями;
  3. совершенствования собственной познавательной деятельности;
  4. оценки происходящих событий и поведения людей с экономической точки зрения;
  5. осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования экономической информации. 

         Ведущими технологиями в преподавании курса являются личностно ориентированные технологии контекстного обучения: проблемное обучение, интегрированное обучение, технология критического мышления, кейс-стади, интерактивные технологии. В преподавании курса применяются как традиционные на старшей ступени формы (информационные, диалогические, проблемные, обзорные лекции, беседы), так и активные и интерактивные формы (круглый стол, дебаты, организационно-деятельностные игры (ОДИ), ролевые и деловые игры, пресс-конференции и т.д.) в целях содействия старшеклассникам в овладении ключевыми компетентностями. 



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Тип урока

Основные понятия и термины

Планируемые результаты освоения материала

Вид

контроля

Домашнее

задание

Дата проведения

Примечание

должны знать

должны уметь

 По плану

Фактически

1




2


3

Представление о системе национальных счетов. Валовой внутренний продукт

Метод суммирования потока затрат.

Метод суммирования потока доходов.

1




1


1

Урок изучения нового материала

Комбинированный урок.

Комбинированный урок.

Конечные товары и услуги. Промежуточный товар. ВВП. ВНП. Личные потребительские расходы. Государственные закупки товаров и услуг. Валовые внутренние частные инвестиции. Чистый экспорт товаров и услуг. Торговый баланс. Добавленная стоимость. Косвенные налоги.

Знать методы расчета ВВП и ВНП: суммирование потока доходов и потока  расходов.

Рассчитать личные потребительские расходы; ВВП.

Тестирование

Задачи

Упражнения

§11.2 выучить термины.

§11.3 страницы 13-17 задание №2 практикума

страницы 17-21 вопросы и задания № 1-3на странице 34

4



5

Национальный доход.


Располагаемый личный доход.

1



1

Комбинированные уроки

Прямые налоги. Факторные доходы. Трансферты. ЧНД. НД. Совокупный личный доход. Совокупный располагаемый доход. Личные налоги.

Знать пути расчета ЧНП, НД, ЛД.

Рассчитывать ЧНП, НД, ЛД.

Тестирование

Задачи

Упражнения

§11.4  вопросы и задания № 4-6 на странице35

§11.5  задание № 3 практикума

6


7

Номинальный и реальный ВВП.

Решение задач по теме « ВВП и ВНП»

1


1

Комбинированные уроки

Номинальный и реальный ВВП. Номинальный и реальный доходы. Индекс-дефлятор ВВП. Индекс цен.

Рассчитывать номинальный и реальный ВВП. Рассчитывать индекс-дефлятор.

Упражнения

Задачи

Таблица

§ 11.6 выучить термины и формулы.

8

 Обобщение темы «ВВП и ВНП».

1

Урок контроля, оценки и коррекции знаний и умений

Упражнения

Задачи

Тесты.

Повторить понятия и термины раздела

9



10



11

Доход. Потребление. Сбережения.


Совокупный спрос и совокупное предложение.


Обобщение темы «Доход, потребление и сбережения

1



1



1

Урок изучения нового материала

Комбинированный урок.


Урок обобщения и закрепления изученного мат-ла

Автономное и индуцированное потребление. Сбережения. Предельные склонности к потреблению и сбережению. Общее потребление. Функция потребления. Совокупный спрос и совокупное предложение. Равновесный уровень национального дохода.

Знать разницу между различными видами потребления; что представляет из себя функция потребления.

Рассчитывать предельные склонности к потреблению и сбережению. Строить график функции потребления. Определять аналитическим путем величину равновесного национального дохода. Указывать изменение положения графика функции потребления.

Задачи

Тесты.

§12.1  страницы 37-41 выучить формулы.

страницы 41-45 вопросы и задания №1-3 на странице 74.

задача №3 практикума

12



13


14

Сбережения и инвестиции.


Мультипликатор


Решение задач по теме « Сбережения и инвестиции»

1



1


1

Урок изучения нового материала

Комбинированный урок.

Практикум

Автономные и индуцированные инвестиции. Автономные затраты частного сектора. Общие автономные затраты. Общие сбережения. Индуцированные сбережения. Совокупный спрос. Мультипликатор.

Знать разницу между автономными и индуцированными инвестициями; формулы для расчета мультипликатора; равенства, характеризующие равновесное состояние экономики.

Рассчитать мультипликатор; уметь найти равновесный национальный доход.

Задачи

Тесты.

Построение графика

§12.2выучить формулы. построить график.

§12.3  вопросы и задания № 4-6 на странице 75.

задача№3 практикума

15



16



17



18

Равновесие на рынке товаров и услуг и процентная ставка


Процентная ставка и равновесие на денежном рынке


Общее равновесие на товарном и денежном рынках


Обобщение темы «Макроэкономическое равновесие».

1



1



1



1

Урок изучения нового материала


Комбинированный урок.


Комбинированный урок

Урок обобщения и закрепления изученного мат-ла

Процентное реагирование инвестиций и автономных затрат. Кривые IS и LM. Номинальное и реальное предложение денег. Номинальный и реальный спрос на деньги. Процентное реагирование спроса на деньги.

Знать разницу между реальным и номинальным предложением денег; а также между реальным и номинальным спросом на деньги.

Определить величину процентного реагирования инвестиций. Строить график, показывающий зависимость инвестиций от процентной ставки. Строить кривые IS и LM.   Определять процентную ставку, обеспечивающую равновесие спроса и предложения на товарном и денежном рынках.

Задачи

Тесты.

§12.4выучить формулы.


§12.5 построить график.

§12.6  вопросы и задания№ 7-8 на странице 75 Повторить Формулы.

задача № 4 практикума

19

Решение задач по теме «Макроэкономическое равновесие».

1

Практикум

Используя формулы уметь решать задачи.

Задачи.

Повторить формулы. Подготовиться к обобщающему уроку

20


 Особенности макроэкономического анализа.

1

Урок контроля, оценки и коррекции знаний и умений

Упражнения

Задачи

Тесты.

Повторить понятия и термины раздела

21


22

Экономические циклы.


Механизм экономического цикла

1


1

Урок изучения нового материала

Комбинированныйурок

Циклический подъем. Экономическая рецессия или спад. Пик и дно  экономического цикла. Экзогенные и эндогенные теории экономического цикла. Принцип акселерации. Потенциальный уровень ВВП.

Знать, что определяет продолжительность экономического цикла; в чем проявляется принцип акселерации; что называют потенциальным уровнем ВВП.

Определять размер инвестиций в некоторый период времени.

Терминологический диктант

Тесты

Задачи

§13.1выучить термины.

§13.2  вопросы и задания № 1-2 на странице 103

23


24




Занятые и безработные.

Измерение безработицы.

1


1

Комбинированный урок


Практикум

Трудоспособное и нетрудоспособное  население. Экономически активное население.

Рабочая сила. Добровольно занятые. Занятые. Безработные. Норма безработицы.

Знать кого относят к экономически активному,  занятому и

безработному населению.

Определять число трудоспособного, нетрудоспособного, занятого  населения, численность безработных. Рассчитывать норму безработицы.

Терминологический диктант

Тесты

Задачи

1§3.3  вопросы и задания № 3-7 на странице 104

страницы 90-91 задача№1 практикума

25


26





Виды безработицы.


Решение задач по теме «Безработица»

1


1

Комбинированные уроки

Фрикционная, структурная, технологическая, циклическая и сезонная безработицы. Естественный уровень безработицы. Полная занятость. Скрытая безработица.

Знать виды безработицы и уметь их различать.

Определять полную занятость, естественную безработицу, циклическую безработицу и фактическую занятость. Давать оценку уровня занятости и нормы скрытой безработицы.

Терминологический диктант


Задачи

§13.4  вопросы и задания № 8-11на странице 104


задача №2 практикума

27



28

Последствия безработицы.


Государственная политика в области занятости.

1



1

Комбинированные уроки

Закон Оукена.

Знать негативные последствия безработицы; методы борьбы с безработицей; реальное состояние рынка труда в Арском районе.


Тесты

Задачи

§13.5  вопросы и задания №12-14на странице104

страницы 97-102, подготовить информацию о рынке труда в Арском районе.

29


Административная контрольная работа.


1

Урок контроля и  оценки и знаний и умений

30


31




Инфляция и дефляция, виды инфляции.

Причины инфляции.

1


1

Урок изучения нового материала

Комбинированный урок

Инфляция. Дефляция. Дезинфляция. И6ндекс-дефлятор ВВП. Индекс потребительских цен. Норма инфляции. Инфляции спроса и предложения. Избыточный спрос. Инфляционные  спираль и ожидания. Ползучая, умеренная, галопирующая и гиперинфляции.

Знать причины инфляции.

Рассчитывать норму инфляции. Определять величину избыточного спроса.

Упражнения.

Тесты

Задачи

§14.1  вопросы и задания     № 1-2 на странице133

§14.2 задание № 2 практикума

32



33



Нормальная инфляция и гиперинфляция.


Галопирующая и умеренная инфляция

1



1

Комбинированные уроки

Ползучая, умеренная, галопирующая и гиперинфляции.

Знать и различать различные виды инфляции.

Рассчитывать процентные ставки в зависимости от нормы инфляции.

Упражнения.

Тесты

Задачи

§14.3 страницы 117-121 выучить термины

страницы121-124, вопросы№ 3-5 на странице 133,  задания №1-2  практикума

34




35

Последствия инфляции. Темп инфляции и покупательная способность денег.


Кривая Филипса

1




1

Комбинированные уроки

Перераспределение доходов. Ожидаемая норма инфляции. Кривая Филлипса. Стагфляция. Индексация.

Знать негативные последствия инфляции; методы борьбы с инфляцией.

Строить кривую Филипса.

Упражнения.

Тесты

Задачи

§14.4вопросы  и задания №6-8на странице 134

§14.5задание№2 практикума

36



37

Экономический рост, экономическое и общественное развитие.


 Измерение экономического роста


1



1

Урок изучения нового материала

Комбинированный урок

Экономический рост. Абсолютный прирост ВВП. Темп прироста ВВП. Среднегодовой темп прироста ВВП. Скорость экономического роста.

Знать, что может служить показателем экономического роста; значение экономического роста.

Рассчитать среднегодовой темп прироста фактического и потенциального ВВП.

Упражнения.

Тесты

Задачи

§15.1 вопросы и задания№ 1-2 на странице163


§15.2зад ания№2-3 практикума

38



39

Производственная функция и факторы роста.


Решение задач по теме «Производственная функция и факторы роста»

1




1

Комбинированные уроки

Производственная функция. Факторы производства. Совокупная факторная производительность. Производительность труда. Капиталоотдача.

Знать равенства, характеризующие наличие сбалансированности роста.

Рассчитывать темпы прироста национального дохода.

Упражнения.

Тесты

Задачи

§15.3  вопросы и задания№ 5-7на странице163

задача№3 практикума

40



41

Экстенсивные и интенсивные факторы  роста.

Что стоит за снижением темпов экономического роста в конце 20 века.

1



1

Комбинированные уроки

Экстенсивные и интенсивные факторы роста. НТП. Распределение ресурсов. Экономия от масштабов производства.

Знать и различать факторы роста.

Уметь объяснять влияние того или иного фактора на экономический рост.

Терминологический диктант

§15.4выучить термины.

§15.5 задания№6-8 на странице 163 Подготовиться к обобщающему уроку

42


Обобщение темы «Экономический рост».


1

Урок контроля, оценки и коррекции знаний и умений

Упражнения.

Тесты

Задачи

Повторить понятия и термины раздела

43

Политика экономической стабилизации.

1

Урок изучения нового материала

Знать основные направления экономической политики государства; что дает возможность государству проводить политику стабилизации экономики; что учитывается при разработке основных направлений экономической политики.

Анализировать конкретные ситуации и определять действия государства при достижении экономической стабилизации.

Тесты

§16.1  вопросы№ 1-2 на странице 200

44





45



Налоги. Государственный бюджет


 


Основы денежной политики.

1





1

Комбинированные уроки

Прямые и косвенные налоги. Дискреционная политика. Бюджетный дефицит. Бюджетный профицит. Обязательные резервы коммерческих банков. Учетная ставка. Политика «дешевых» и «дорогих» денег.

Знать основные элементы бюджетно-финансовой и кредитно-денежной политики; какие органы осуществляют и контролируют те или иные элементы бюджетно-финансовой и кредитно- денежной политики.

Анализировать конкретные ситуации и определять действия государства при осуществлении бюджетно-финансовой и кредитно-денежной политики.

Задачи Тесты


§6.2  вопросы и задания№ 3-5 на странице200


§16.3выучить термины.

46



47


Роль государства в стимулировании  экономического роста.

Фискальная политика государства.

1



1

Комбинированные уроки

Кривая Лаффера

Знать  о влиянии государства на экономический рост.

Строить кривую Лаффера.

Построение графика

Тест

§16.4  страницы185-190, вопросы 8-9 на странице201

страницы 190-193, построить график.

48




Государственный долг.

1

Комбинированный урок

Государственный долг. Внешний и внутренний долг. Дефолт.

Знать о том, кто может являться кредитором государства; знать основные пути снижения государственного долга.

Уметь рассчитывать  расходы и доходы государства. Анализировать приоритетные направления финансирование

Опрос по вопросам учебника

§16.5  вопросы№ 11-12 на странице201

Подготовиться к обобщающему  уроку.

49


Обобщение темы «Экономика и государство»


1

Урок контроля, оценки и коррекции знаний и умений

Упражнения.

Тесты

Задачи

Повторить понятия и термины раздела

50


Мировое хозяйство.


1

Урок изучения нового материала

Интернационализация экономики. Экспорт. Импорт. Экспортная и импортная доли.

Знать в чем проявляется международное разделение труда.

Терминологический диктант

§17.1  

выучить понятия и термины.

51



52



53




Абсолютные и сравнительные  преимущества. Выгоды обмена.

Международная торговля.



Государственная политика в области международной торговли.

1



1




1

Урок изучения нового материала


Комбинированный урок.



Комбинированный урок.

Абсолютное и сравнительное преимущество. Условия торговли. Встречная торговля. Бартер. Компенсационная сделка. Фьючерс. Хеджирование. Тендер. Пошлина. Демпинг. Квота. Протекционизм..

Знать причины появления и развития международной торговли.

Определять сравнительное и абсолютное преимущества того или иного государства; рассчитывать обменные коэффициенты торговли, эффект специализации, эффект отмены пошлины для тех или иных экономических субъектов.

Упражнения.

Тесты

Задачи

§17.2  вопросы и задания№1-3  на странице 240

§17.3 страницы 208-214 задание№2 практикума

§17.3  страницы 215-222, выучить термины.

54



55


Обменный курс валюты.


Валютная политика


1



1

Комбинированные уроки

Валюта. Валютный рынок. Валютный курс. Девальвация валюты. Ревальвация валюты. Валютная интервенция. Конвертируемость валют.

Знать каким образом находят курс валюты.

Рассчитать паритет покупательской способности валют. Определять форвардный курс валюты на определенный период времени.

Упражнения.

Тесты

Задачи

§17.4  страницы 225-232

страницы 232-238 задание№ 2 практикума

56


 Обобщение темы «Международная торговля и валютный рынок».

1

Урок контроля, оценки и коррекции знаний и умений

Упражнения.

Тесты

Задачи

Повторить понятия и термины раздела

57



58


Международное финансы.



Россия на мировом рынке ссудного капитала.

1




1

Урок изучения нового материала


Комбинированный урок

Рынок ссудных капиталов. Еврорынок. Рынок капиталов. Внешний долг. Прямые и портфельные капиталовложения. Плавающие процентные ставки. ЛИБОР. Синдицированные кредиты. Инвестиционный климат. СЭЗ.

Знать, что относят к внешним факторам кризиса платежеспособности, каким образом регулируется внешний долг государства.

Анализировать конкретную ситуацию в стране по статистическим данным.

Тестирование.

§18.1  вопросы и задания№ 1-3 на странице 268

страницы 248-254

59


60



61







Платежный баланс.


Международная экономическая интеграция.


Глобальные экономические проблемы.

1


1



1




Урок изучения нового материала


Комбинированный урок.

Платежный баланс. Кредит ПБ. Счет текущих операций. Счет операций с капиталом. Официальные резервы. Дебет платежного баланса. Экономический союз. Зона свободной торговли. Глобальные экономические проблемы.

Знать каким образом можно увеличить положительное сальдо ПБ, каким образом увеличить приток капитала в страну. Анализировать глобальные экономические проблемы.

Рассчитать платежный баланс страны. Отражать в платежном балансе те или иные действия правительства.

Упражнения.

Тесты

Задачи

§18.2

  вопросы и задания№ 4-6 на странице268

§18.3 подготовить сообщение на тему «Глобальные экономические проблемы.

Рассчитать  платежный баланс.

62



63

Основные предпосылки и направления рыночных реформ в России.

Либерализация экономики.

1



1

Урок изучения нового материала

Комбинированный урок

Системный кризис ЦПЭ, переходная экономика, . Шоковая терапия. Приватизация. Коммерциализация. демонополизация. Рыночная инфраструктура

Знать основные пути приватизации, каким образом проходил процесс приватизации в России; что привело к переходу России к рыночной экономике

Анализировать конкретные ситуации на конкретных рынках.

Тестирование

Обсуждение проблем из практикума

§19.1  



§19.2 подготовить сообщение по теме урока.

64


65

Макроэкономическая стабилизация.


Структурные преобразования.

1



1

Комбинированный урок

Комбинированный урок

Макроэкономическая стабилизация. Инфляция. Структурные преобразования. Естественные монополии

Уметь анализировать источники. Высказывать свою точку зрения и аргументировать ее.

Опрос по вопросам учебника

§19.3

выучить термины.

§19.4

66


Административная контрольная работа.

1

Урок контроля и  оценки знаний и умений

67



68

Институциональные преобразования.


 Реформы в социальной сфере.

1



1

Комбинированные уроки

«Социальная цена реформ» Институциональные преобразования. Адресность в социальной политике.

Знать правовые институты.

Приводить примеры институциональных реформ в России

Терминологический диктант

§19.5задание№3 на странице 290

§19.6.   вопросы и задания№ 4-5 на странице290

68



 Особенности современной экономики России.

1

Урок контроля, оценки и коррекции знаний и умений

Упражнения.

Тесты

Задачи

Повторить понятия и термины раздела



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к календарно-тематическому планированию 10-11-х классов

Актуальность проблем школьного экономического образования обусловлена как радикальными изменениями в политической и экономической жизни России, так и отсутствием единства в понимании предмета, целей и места экономики как учебной дисциплины в школьном образовании.

Исходя из концепции современной   школы,   не   столько   наделяющей выпускников конкретными знаниями и навыками, готовыми ответами, сколько закладывающей базу мышления и культуры, создающей условия для всестороннего развития личности, можно выделить следующие основные цели преподавания экономики:

  1. выработка адекватных представлений о сути экономических явлений   и их взаимосвязи, умения выносить аргументированные суждения по экономическим вопросам, обретение опыта в анализе экономических ситуаций и происходящих изменений в жизни общества (формирование общей экономической культуры);
  2. выработка функциональной экономической грамотности, необходимой для социальной адаптации учащихся к происходящим изменениям в жизни российского общества, а также профессиональной ориентации в сфере экономики (привитие функциональной экономической грамотности);
  3. воспитание у учащихся инициативы и активности, самостоятельности в принятии решений, способности к саморазвитию и самообразованию (формирование способности к развитию);
  4. выработка практических навыков принятия ответственных экономических решений в условиях заведомо ограниченной информации (выработка практических навыков хозяйственной деятельности).

Программа ориентирована на изучение российскими школьниками базовых экономических понятий и законов. Такая ориентация программы наиболее адекватна концепции современной школы, целям и задачам экономического образования, способствует обеспечению совместимости экономического образования российских школьников с теми знаниями по экономике, которые получают их сверстники за рубежом.

Программа рассчитана на изучение учащимися материала в течение 10-11 класса в учебном плане на изучении экономики в старших классах отведено 138 часов. ( 70 ч-10 класс, 68 ч-11 класс)

Настоящая программа раскрывает содержание общего курса экономических знаний, давая необходимые представления не только о современных экономических системах и основах хозяйственной деятельности, но и поведении и мотивациях индивидов и фирм общества в целом. Овладения основами экономических знаний даст ученику возможность понять:

- какую роль в рыночной экономике играют те, кто потребляет, и те, кто производит; те кто, нанимает работников, и те, кто нанимается для работы;

- кто и как принимает решения о том, что должно быть произведено, как это должно быть произведено и кто будет использовать произведенное;

- место государства в экономике, причины его участия в экономической жизни и пределы эффективности этого участия;

- механизмы экономической жизни, макроэкономические индикаторы экономики, рыночное равновесие и полную занятость ресурсов, зависимость между потреблением и доходами, доходами и производством, значением сбережений и инвестиций, налоговой системы;

- причины возникновения и виды безработицы, ее связь с инфляцией, с проблемами экономического роста;

- существо и механизм функционирования денежной системы, роль центрального банка, коммерческих банков, финансовых рынков;                                

- движущие силы и закономерности экономического роста, изменения главных факторов производства, повышения производительности, связи между потреблением и инвестициями;

- основные проблемы мировой экономики, международной торговли и системы платежей, протекционизма и либерализма, интеграции и интернационализации экономических связей, сравнительного анализа экономических систем;

- механизмы деятельности  отдельных  рынков,  функционирующих  на них индивидуумов, фирм и ассоциаций, торговых и финансовых посредников, значение суверенитета потребителей и производителей и последствий каждого из них;

- основ организации отраслевых рынков, значения и существа совершенной и несовершенной конкуренции, принципов применения факторных ресурсов, функционирования факторных рынков, закономерностей образования факторных доходов.

Полученная сумма элементарных экономических знаний важна для учащегося не только с информационной точки зрения. Она дает основу для понимания роли и прав человека в обществе, воспитывает рациональные ценностные ориентации. Экономические знания целенаправленно воздействуют и на нравственное развитие молодого человека. Школа должна опережать происходящие в обществе изменения, готовить учеников к адекватному восприятию общества и производства.

При работе по программе наряду с традиционными формами проведения уроков (фронтальные  беседы,  комбинированные  уроки,  уроки-беседы,  уроки-опросы, контрольные уроки, практические занятия, лекции) обязательным является широкое использование активных форм обучения (моделирующие экономические и компьютерные игры, нестандартные формы контроля, работа в малых группах, соревнования). Использование в процессе обучения активных форм обучения способствует более глубокому усвоению школьниками теоретических знаний, поддерживает у них высокий познавательный интерес к изучаемому предмету, облегчает и ускоряет усвоение предмета. Апробация программы показала, что использование активных форм проведения занятий требует достаточных затрат времени для объяснения правил деловых игр, условий проведения урока и, главное для анализа и интерпретации результатов игр, подведения итогов работы в малых группах и т.п. Предлагаемая сетка учебных часов приведена с учетом выделения 25% времени на активные формы проведения занятий.

В программу заложено использование разнообразных форм контроля: тестирование, решение экономических задач, экономические диктанты, рефераты, эссе и т.д.

Учебно-методический комплекс:

Учебники: 

1. Основы экономической теории: учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений с профильным уровнем изучением экономики  под ред. С.И.Иванова. - В 2-х книгах. - Книга 1. - М.: Вита-Пресс, 2009.

2. Основы экономической теории: учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений с профильным уровнем изучением экономики  под ред. С.И.Иванова. - В 2-х книгах. - Книга 2. - М.: Вита-Пресс, 2009.

Пособия для учащихся:

1. Практикум  по  основам  экономической  теории:  Учебное пособие  для  10-11 классов общеобразовательных учреждений  с углубленным изучением экономики / Государственный университет Высшая школа экономики; под редакцией С.И.Иванова. - М.: Вита-Пресс, 2009.

2. Мицкевич А.А. Сборник заданий по экономике: 9-11 классов М.: Вита-Пресс, 1997.

3. Винокуров Е.Ф., Винокурова Н.А. Трудные задачи по экономике: Для старших классов. -М.: Вита-Пресс, 1999.

4. Равичев С.А., Григорьев С.Э., Протасевич Т.А., Свахин А.С. Сборник задач по экономике (8-11 классы). - М.: МЦЭБО, 1999.

   

Пособия для учителя:

1. Азимов Л.Б., Журавская Е.В. Уроки экономики в школе: Активные формы преподавания: Учебное пособие. - М.: Аспект-Пресс, 1995.

2. Волков С.Д., Корнейчук Б.В., Любарский А.Н. Экономика: Сборник задач. - М.: Рольф, 2Ш.

3. Мицкевич А.А. Сборник заданий по экономике: Для учащихся 9-11 классов. - В 3-х книгах. Книга 1. Задачник по микроэкономике. - М.: Вита - Пресс, 1999.

4. Практикум по основам экономической теории: Учебное пособие для  10-11  классов общеобразовательных учреждений с углубленным изучением экономики ; под ред. С.И.Иванова. - в 2-х книгах. -М.: Вита-Пресс, 2007.

     5. Равичев С.А., Григорьев С.Э., Протасевич Т.А., Свахин А.С. Задачи по экономике с  решениями. - М.: МЦЭБО, 1999. - 112с.

6. Савицкая Е.В. Уроки экономики в школе: В 2 кн.Кн.1. Пособие для учителя. 2-е изд. -М.:Вита-пресс, 1998.

7. Савицкая Е.В., Серегина С.Ф. Уроки экономики в школе: В 2-х кн. Кн.2: Пособие для учителя. - М.: Вита-пресс, 1999.

8. Фирсов Е.Г. Экономика. Интеллектуальные игры для школьников. - Ярославль: «Академия   развития», 1998.-208с.

9. Экономическая теория в школе. Книга для учителя/ под ред.О.Ю.Мамедова. - Ростов- на-Дону: изд-во «Феникс», 1996.

10. Методические рекомендации для учителя: Книга для учителя /У-ВШЭ; под ред. С.И.Иванова. -М.: Вита-Пресс, 1999.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип

урока

Основные понятия

Планируемые результаты освоения материала.

Вид

контроля

Домашнее

задание

Дата проведения

Примечание

должны знать

должны уметь

План

Факт

1


2

Свободные и  экономические блага.

Факторы производства и факторные доходы.

1


1

Урок изучения нового материала

Комбинированный урок

Ограниченность ресурсов. Свободные и  экономические блага.  Факторы производства: труд, земля, предпринимательские способности, информация. Доходы факторов производства. Потребность.

Каким образом происходит  решение проблемы выбора. Знать отличия факторов производства друг от друга. Должны понимать проблему ограниченности ресурсов.

Отличать экономические и свободные блага друг от друга. Должны уметь относить ресурсы к тому или иному видов факторов производства. Должны уметь принимать решения.

Терминологический диктант.

§1 страницы 5-8,вопросы и задания №1-3 на странице 34

§1 страницы 8-10 вопросы № 1-3 практикума.

3



4

Рациональный потребитель и стимулы. Альтернативные затраты.

Кривая производственных возможностей

1



1

Комбинированные уроки

Рациональное поведение людей. Проблема выбора и альтернативная стоимость Альтернативная стоимость. Упущенная выгода. Кривая производственных возможностей

Знать каким образом строится КПВ. Что показывают точки на КПВ, под КПВ, над КПВ. Знать что такое альтернативная стоимость.

Рассчитывать упущенную выгоду, находить альтернативную стоимость. Оценивать влияние внешних факторов на КПВ.

Терминологический диктант

Составление графика

§ 2 страницы 10-14 вопросы и задания № 4-5  на странице 34

§2 страницы 14-18 задача № 2 практикума.

5



6

Микроэкономика, макроэкономика, прикладная экономика.

Измерение экономических величин. Реальные и номинальные доходы семьи.

1



1

Комбинированные уроки

Предмет экономической теории. Макроэкономика. Микроэкономика. Позитивная экономика. Прикладная экономика. Нормативная экономика.  Экономическая модель. Номинальные и реальные величины. Индексы.

Знать отличия нормативной экономики от позитивной, микроэкономики от макроэкономики. Знать основные вопросы экономики. Понимать смысл понятия экономическая модель.

Различать сферы изучения макро- и микроэкономики. Уметь отличать высказывания позитивной экономики от нормативной. Рассчитывать индексы, реальные и номинальные величины.

Тестирование.

 §3 вопросы и задания №7-8 на странице 34

§ 4 задание № 9 на странице 34  Подготовиться к обобщающему уроку

7

Предмет и метод экономической науки.

1

Урок обобщения и закрепления знаний.

Понятия и термины раздела.

Тестирование. Беседа.

Повторить понятия и термины раздела

8



9

 Традиционная и административно-плановая экономические системы.

Рыночная экономика

1



1

Урок изучения нового материала

Комбинированный урок

Экономическая система. Традиционная и административно-плановая экономические системы. Рынок. Разделение труда. Частная собственность. Конкуренция домашнее хозяйство. Фирма.

Знать два способа решения фундаментальных проблем экономики; основные черты КАС и РС; функции рынка; субъекты рыночной системы; процесс кругооборота доходов.

Отличать типы рыночных систем друг от друга.

Сравнивать и объяснять право собственности в различных экономических системах.

Сообщения

Тестирование

Таблица .

§ 2.1-2.2. вопросы и задания № 1-2 на странице 65

§2.3-2.4 вопросы  №3-6 на странице 65

10



11

Общественные блага и внешние эффекты.


 Роль государства в рыночной экономике. Ошибки рынка и ошибки государства. Распределение доходов.

1



1

Комбинированные уроки

Положительные и отрицательные внешние эффекты. Частные и общественные блага.  Смешанная экономика.

Знать виды внешних эффектов и благ; основные экономические цели в условиях смешанной экономики.

Отличать частные блага от общественных; приводить примеры положительных и отрицательных внешних эффектов.

Тестирование

Эссе.

§2.5 страницы 53-60 задания №7-12 на странице 65


 написать эссе «Вмешательство государства в экономику и его пределы»

12




13

Спрос. Величина спроса. Закон спроса.



Факторы  спроса. Эффекты Гиффена и Веблена.


1




1

Урок изучения нового материала

Комбинированный урок

Спрос. Величина спроса. Закон спроса. Эффекты доходов и замещения. Эффекты Гиффена и Веблена. Детерминанты спроса. Низшие товары. Нормальные товары. Товары-субституты. Товары-комплименты. Полезность.

Знать закон спроса; принцип убывания маржинальной полезности; детерминанты спроса.

Отличать понятия спрос и величина спроса; строить шкалу спроса и кривую спроса. Оценивать влияние детерминант на изменение спроса, отображать эти изменения графически.

Опрос, задачи. Построение кривых

 §3.1 страницы 66-71 вопросы и задания №1-5 на странице 90

§ 3.1 страницы 71-75 упражнения №1-2  практикума

14



15

Предложение. Величина предложения. Закон предложения.

Индивидуальное и рыночное предложение. Факторы предложения.

1




1

Комбинированные уроки

Предложение. Величина предложения. Закон предложения. Детерминанты предложения. Индивидуальное и рыночное предложение

Знать закон предложения.

Отличать понятия предложение и величина предложения; строить шкалу предложения и кривую предложения. Оценивать влияние детерминант на изменение предложения, отображать эти изменения графически.

Опрос, задачи. Построение кривых

 §3.2 страницы 75-78вопросы и задания№ 6-8 на странице 90


§3.2 страницы78-80 упражнения №1-2 практикума

16


17


18

Рыночное равновесие. Равновесная цена.

Реакция рынка на изменение спроса и предложения

Избыточное предложение и избыточный спрос. Излишки потребителя и производителя. Предельные и фиксированные цены.

1


1


1

Комбинированные уроки



Практикум

Рыночное равновесие. Равновесная цена. Равновесное количество. Воздействие внешних сил на рыночное равновесие. Предельные и фиксированные цены. Товарный дефицит. Излишек товаров.

Знать причины изменения рыночного равновесия.

Найти равновесную цену и равновесное количество товара. Находить величину товарного дефицита и излишка товаров.

Индивидуальное домашнее задание.

Решение задачи.

§3.3     упражнения №1 практикума.

§3.4 задание №5 практикума


§3.5 задания  №1-2 практикума

19

Функционирование рынка.

1

Урок обобщения и закрепления знаний и умений.

Понятия и термины раздела.

Тест

Решение задач.

Повторить понятия и термины раздела.

20



21

Эластичность спроса по цене, тест на эластичность.


Факторы влияющие на ценовую эластичность спроса

1




1

Урок изучения нового материала

Комбинированный урок

Понятие эластичности. Эластичность спроса по цене Виды спроса по эластичности: эластичный, неэластичный, единичная эластичность, абсолютно эластичный, абсолютно неэластичный. Измерение эластичности по цене.


 

Знать виды спроса по эластичности: эластичный, неэластичный, единичная эластичность, абсолютно эластичный, абсолютно неэластичный Детерминанты эластичности

Рассчитать коэффициент эластичности и объем выручки. Определить вид спроса по значению коэффициента эластичности

Терминологический диктант

Формулы

Решение задач

§4.1вопросы и задания № 1-2  на странице 116


§4.2 задания № 1-3 практикума

22





23

Эластичность спроса по доходу. Нормальные и инфериорные блага, товары первой необходимости и товары роскоши.

Перекрестная эластичность спроса. Заменяющие и дополняющие товары.

1





1

Комбинированные уроки

Эластичность спроса по доходу. Перекрестная эластичность. Нормальные и инфериорные блага, товары первой необходимости и товары роскоши. Заменяющие и дополняющие товары.

Знать отличия перекрестной эластичности для товаров-субститутов и товаров–комплиментов и нормальные, инфериорные блага, товары первой необходимости и товары роскоши.

Рассчитывать эластичность спроса по доходу и перекрестную эластичность. Определять характер взаимосвязи товаров по значению эластичности.

Терминологический диктант

Формулы

Решение задач

§4.3 страницы103-104 задания № 1-2 практикума



Задачи№ 5-6 практикума.

24


25

Эластичность предложения.

Эластичность предложения в среднесрочном и долгосрочном периоде

1



1

Комбинированные уроки

Эластичность предложения по цене.

Знать виды предложения по эластичности: эластичное, неэластичное.

Рассчитать коэффициент эластичности. Определить вид предложения по значению коэффициента эластичности

Формулы

Решение задач

 §4.4страницы 105-107 повторить термины

§4.4 страницы 107-110 задачи №2-3 практикума.

26

Налоговое бремя потребителя и производителя. Общественные выгоды и потери, связанные с введением потоварных налогов.

1

1

Комбинированный урок

Практическое значение теории эластичности.

Знать влияние эластичности спроса на поведение фирм.

Называть особенности налоговой политики при эластичном и неэластичном спросе. Определять общественные выгоды и потери, связанные с введением потоварных налогов.

 §4.5 вопросы и задания №10-12 на странице 116

27


28

Полезность и потребительский выбор.

Правило максимизации полезности

1


1

Комбинированные уроки

Полезность. Общая полезность. Предельная полезность.

Знать закон убывающей предельной полезности; кардиналистский подход измерения полезности; способы снижения и увеличения полезности.

Строить кривые общей и предельной полезности. Рассчитывать значение предельной полезности.

Формулы

Графики.

Задачи

§5.1  вопросы и задания №1-2 на странице 145

§5.2 заполнить  таблицу№ 3 практикума

29

Административная контрольная работа.

1

Урок контроля и оценки знаний и умений

30


31

Кривая безразличия и карта безразличия

Типы кривых безразличия

1


1

Комбинированные уроки

Кривая безразличия. Карта безразличия. Предельная норма замещения.

Знать ординалистский подход к характеристике кривых безразличия.

Давать экономическую интерпретацию четырем свойствам кривых безразличия. Построить кривую безразличия для двух товаров.

Построение графика.

Опрос.

 §5.3 страницы 126-131 построить график

 §5.3 страницы 131-134 задания № 2-3 практикума

32


33

Бюджетное ограничение и бюджетная линия.

Равновесие потребителя.

1


1

Комбинированные уроки

Бюджетное ограничение. Бюджетная линия. Реальный доход. Номинальный доход. Потребительское равновесие

Знать виды доходов.

Построить бюджетную линию. Найти точку равновесия потребителя. Отображать влияние изменения доходов потребителя на бюджетную линию графически.

Построение графика.

Тестирование

Задачи

§ 5.4 страницы 134-138 задание№ 1 практикума

§5.4страницы 138-142 задания№ 3-6 на странице 145

34

Индивидуальный и рыночный спрос.

1

Комбинированный урок

Индивидуальный и рыночный спрос.

Знать отличия двух видов спроса.

Строить кривую рыночного спроса на основе кривых индивидуального спроса.

Задачи

Терминологический диктант

§5.5 составить таблицу.

35

 Обобщение  темы «Поведение потребителя».

1

Урок контроля, оценки и коррекции знаний и умений

Понятия и термины раздела.

Тестирование

Задачи

Повторить понятия и термины раздела

36

Фирма  и ее цели.

1

Урок изучения нового материала

Фирма. Цели фирм. Юридическое лицо.  Трансакционные издержки. физические лица.

Знать основные признаки юридических и физических лиц

Называть основные формы обособления имущества.

 

Тестирование

Решение задач

§ 6.1  задание № 1на странице 177

37




38

Показатели выпуска фирмы: общий и средний продукт переменного фактора производства.

Предельный продукт переменного фактора производства. Закон убывающей отдачи.

1




1

Комбинированные уроки

Краткосрочный и долгосрочный периоды. Общий, средний и предельный продукты  переменного фактора производства Производительность и эффективность труда. Закон убывающей отдачи.

Знать периоды работы фирмы, закон убывающей отдачи.

Рассчитывать средние и предельный продукты переменного фактора производства

Тестирование

Решение задач

§6.2  вопросы и задания№ 2-3 на странице 177

Страницы 154-157. задача№4 практикума

39





40



41

Экономические и бухгалтерские затраты и прибыль. Амортизационные отчисления.


Необратимые, постоянные и переменные, средние и средние переменные затраты.

Решение задач на тему «Издержки фирмы».

1





1




1

Комбинированные уроки








Практикум

Издержки. Прибыль Амортизационные отчисления. Основной капитал и оборотный капитал. TC, FC, VC, AC, MC, AFC, AVC.

Знать различные виды издержек: TC, FC, VC, AC, MC, AFC, AVC.

Рассчитывать различные виды издержек.

Тестирование

Решение задач

 §6.3 выучить термины,





§6.4 выучить формулы.



Задача№3 практикума

42

Эффект масштаба.

1

Комбинированный урок

Положительный и отрицательный эффекты масштаба производства. Неизменный эффект масштаба производства. Минимально эффективный размер производства.

Знать преимущества и недостатки крупных фирм.

На основе данных об издержках определять положительный и отрицательный эффекты масштаба производства, неизменный эффект масштаба производства, минимально эффективный размер производства

Тестирование

 §6.5 вопросы и задания № 4-7на странице178

43

Обобщение  темы «Фирма. Производство и издержки».




1

Урок контроля, оценки и коррекции знаний и умений

Понятия и термины раздела.

Тестирование

Решение задач

Повторить понятия и термины раздела

44

Рыночные структуры и отрасли.

1

Урок изучения нового материала

Комбинированный урок

Совершенная и несовершенная конкуренция. Монополия. Олигополия. Монополистическая конкуренция.

Знать типы рыночных структур; барьеры вступления в отрасль.

Терминологический диктант.

Заполнение таблицы.

 §10.1 вопросы и задание №1 на странице 317

Заполнить таблицу «Типы рыночных структур»

45


46

Совершенная конкуренция.

Предельные издержки и предельная выручка фирмы. Максимизация прибыли. Нормальная прибыль.

1


1

Комбинированные уроки

Сущность совершенной конкуренции. Прайс-тейкеры. Прайс-мейкеры. Средний и предельные доходы фирм. Сопоставление предельного дохода с предельными издержками. Максимизация прибыли.

Знать  признаки совершенной конкуренции, отличия между прайс-тейкерами и прайс-мейкерами. Формулы.

Определять равновесное состояние фирмы и отрасли; объемы безубыточного производства.

Тест.

График

Решение задач

 §10.2 страницы 281-286 вопросы и задания №2-4 на странице317

страницы 287-294 задание № 1 практикума

47



48

Монополия, виды монополий. Ценовая дискриминация.

Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство.

1



1

Комбинированные уроки

Сущность монополии. Естественная монополия. Ценовая дискриминация. Виды монополий: картель, трест, синдикат, концерн, холдинг, конгломерат. Экономические последствия монополизации.

Знать недостатки монополий; основные направления государственной антимонопольной политики; характеристики доминирующего положения хозяйствующего субъекта.

Анализировать поведение фирмы-монополиста.

Терминологический диктант.

Задача.

§10.3 страницы 294-302 построить график

страницы 303-306 упражнение № 2 практикума

49


50

Олигополия.


Монополистическая конкуренция. Монопсония.

1


1

Комбинированные уроки

Сущность олигополии. Олигополистическая взаимозависимость Рыночное поведение олигополистов. Сущность монополистической конкуренции. Сущность монопсонии.

Знать о методах неценовой конкуренции; в чем проявляется дифференциация товаров.

Тест

задача

§10.4задание № 1 практикума


§10.5вопросы и задания № 9-10 на странице 317

51

Обобщение  темы «Конкуренция и рыночные структуры».

1

Урок обобщения и закрепления знаний и умений

Понятия и термины раздела.

Тестирование

Решение задач

Повторить понятия и термины раздела

52

Рынки факторов производства, производный спрос.

1

Урок изучения нового материала

Заработная плата прибыль, рента, процент, производный спрос. Производный спрос

Знать особенности рынков факторов производства

Уметь объяснять спрос на производственные факторы.

Объяснять общее предложение и мобильность факторов производства

Тест

Терминологический диктант

§9.1 выучить термины.

53




54



55

Рынок труда. Спрос фирмы на труд. Предложение труда для отдельной фирмы.

Минимальная оплата труда. Дискриминация на рынке труда. Роль профсоюзов.

Измерение неравенства доходов. Перераспределение доходов.

1




1



1


Комбинированные уроки

Производный спрос. Заработная плата. Предельный продукт труда. Профсоюзы. Дискриминация на рынке труда. Кривая Лоренца. Коэффициент  Джинни.

Знать правило максимизации прибыли при найме работников.

Строить кривые спроса и предложения на труд. Определять предельный продукт труда и предельные издержки на ресурс.    Объяснять равновесие на рынке труда, причины неравенства доходов, причины  различий в производительности и оплате труда, роль профсоюзов, роль минимальной оплаты труда и дискриминации на рынке труда.

Тестирование

Решение задач

 §9.2 вопросы  и задания № 1-3 на странице 277

страницы 260-264 вопросы и задания № 4-8 на странице 277


Решить задачу№2 практикума

56

Рынки земли. Экономическая рента.

1

Урок изучения нового матариала

Экономическая рента. Чистая экономическая рента.

 Знать особенности формирования земельной ренты.

Владеть приемами маржинального анализа в приложении к проблеме рынка земли

Тестирование.

 §9.3 выучить термины.

57

58

Рынок капитала.

Ценные бумаги и рынок ценных бумаг.

1


1

Комбинированные уроки

Человеческий капитал. Процент. Реальная и номинальная процентные ставки. Основной и оборотный капиталы. Реальный капитал. Акция, обыкновенная и привилегированная акция, облигация,

Знать элементы всех видов капиталов.

Определение цены капитала

Характеризовать роль рынка ценных бумаг.

Определять процентный доход, номинальную и реальную процентные ставки. Различать  акции и облигации.

Решение задач.

§ 9.4 вопросы и задания № 9-12  на странице 277

задача №1 практикума

59

Дисконтирование.

1

Комбинированный урок

Целесообразность инвестирования. Дисконтирование. Текущая дисконтированная стоимость, коэффициент дисконтирования.

Смысл ставки дисконтирования и ее выбор

Уметь делать расчеты будущей стоимости по формулам.

Тестирование

Решение задач

§9.5    выучить термины и формулы

60





61

Предпринимательство, его виды и мотивы. Основные источники финансирования бизнеса.


Организационно-правовые формы предприятий по российскому законодательству.

1






1

Урок изучения нового материала

Комбинированный урок

Бизнес, предпринимательство, предпринимательский риск, внутренние и внешние источники финансирования. АО, акция, обыкновенная и привилегированная акция, ЗАО, ОАО, облигация, дочернее общество. Производственный кооператив, унитарное предприятие

Знать права владельцев привилегированных и обыкновенных акций;  облигаций;

Основные организационно-правовые формы предпринимательства.

Определять кому принадлежит контрольный пакет акций.

Определять преимущества и недостатки различных видов предприятий.

Тестирование.

Задачи

 §7.1 вопросы и задания № 1-3 на странице212



 §7.2 составить схему.

62

Основные принципы менеджмента. Бизнес-план.

1

Комбинированный урок

Менеджмент, менеджер, планирование, мотивация, бизнес-план, авторитарный и  демократический стили руководства

Знать основные функции менеджмента.

Тестирование

§7.3  выучить термины.

63

 Основные элементы маркетинга.

1

Комбинированный урок

Маркетинг, сегмент рынка, сегментация рынка,

Знать особенности маркетинговых исследований

Уметь осуществлять сегментацию рынка по различным критериям

Тестирование

§ 7.4 Придумать рекламу товара.

64


65

Деньги. Функции и формы денег.


Денежные агрегаты.

1


1

Урок изучения нового материала

Комбинированный урок

Деньги. Бартер. Товарные и кредитные деньги. Депозит. Ликвидность. Денежные агрегаты.

Знать функции денег; виды денег; денежных стандартов; депозитов; денежных агрегатов.

Определять величину денежных агрегатов.

Тестирование

Решение задач

§8.1  выучить термины.

§8.2 выучить денежные агрегаты.

66


67

Банки и банковская система.

Центральный банк.


1


1

Комбинированные уроки

Банки и банковская система. Операции банков. Ссуда. Кредитная линия. Ипотечный кредит. Лизинг. Активы и пассивы банка. Баланс банка. Норма резервов банка. Учетная ставка ЦБ.Активы ЦБ.

Знать основные операции банков; элементы активов и пассивов банка.

Знать основные операции ЦБ; функции ЦБ РФ; способы влияния ЦБ на норму резервов КБ.

Находить процентные ставки по разным видам депозитов. Определять баланс банка. Уметь объяснять процесс регулирования ЦБРФ масштабов кредитной эмиссии. Уметь решать задачи

Тестирование

Решение задач

§ 8.3 вопросы и задания №1-4  на странице249

§ 8.5 выучить термины.

68

Административная контрольная работа.

1

Урок контроля и оценки знаний и умений

69

Потребительский кредит

1

Комбинированный урок

Потребительский кредит. Личная ссуда. Ипотечный кредит. Кредитные карточки. Дебетная карточка. Дебетная карточка с овердрафтом.

Знать особенности потребительского кредита и разновидности банковских карт. Называть их особенности.

Терминологический диктант.

§ 8.4  выучить основные понятия и термины.

70

Финансовые институты. Страховые услуги.

1

Комбинированный урок

Знать основные финансовые институты и страховые услуги.

Характеризовать банковскую систему и финансовые институты.

Устный опрос.