Программа саморазвития

Роганова Галина Владимировна

Представлена программа саморазвития по теме самообразования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа саморазвития43.78 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА  САМОРАЗВИТИЯ

воспитателя высшей квалификационной категории

МБДОУ «Детский сад №47 «Ладушки»

Рогановой Галины Владимировны

на 2014 - 2019гг.

г. Заволжье

ЦЕЛЬ:

Повышение уровня профессиональной компетенции, результативности воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста, посещающими группу общеразвивающей направленности.

ЗАДАЧИ:

  1. Выявить уровень профессиональной компетентности, используя различные методики.
  2. Развивать творческий потенциал в профессиональной деятельности.
  3. Осуществлять поиск способов для самореализации и самоутверждения себя как личности.
  4. Способствовать достижению высоких результатов в педагогической деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» (ознакомление с миром природы).

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

  1. Повышение творческой самооценки, уровня профессиональной квалификации.
  2. Совершенствование педагогического мастерства.
  3. Применение инноваций в сфере дошкольного образования.
  4. Обобщение педагогического опыта на тему: «Нравственно-экологическое воспитание детей дошкольного возраста»

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ САМОРРАЗВИТИЯ:

1 этап – самосознание

Цель: выявить уровень развития профессиональной деятельности по ОО «Познавательное развитие» (ознакомление с миром природы), личностных качеств и затруднений педагога.

2 этап – планирование

Цель: планирование собственной деятельности по теме самообразования.

3 этап – реализация

Цель: поиск способов реализации темы самообразования, достижение высоких результатов в воспитательно-образовательной работе.

4 этап -  самоконтроль

Цель: осознание и оценка собственных действий, результаты продвижения в саморазвитии

Индивидуальный план самообразования

Воспитатель    

Роганова Галина Владимировна

Группа            

дошкольная группа общеразвивающей направленности МБДОУ «Детский сад №47 «Ладушки»

Тема        

«Нравственно-экологическое воспитание детей дошкольного возраста через приобщение к природе»

Цель

Создавать условия для  развития нравственно-экологического воспитания детей дошкольного возраста.

Раздел плана

Сроки

Форма работы

Практический выход

I этап

2014/2015 уч.г.

Подбор и анализ методической литературы, статей в периодической печати на данную тему.

Библиография

II этап

2015/2016

уч. г.

Изучение литературы, составление краткого обзора.

Тезисы

III этап

2016/2017

уч. г.

Разработка перспективных планов работы с детьми старшего, подготовительного возраста.

Перспективные планы работы с детьми старшего, подготовительного возраста на тему «Нравственно-экологическое воспитание детей дошкольного возраста через приобщение к природе»

IV этап

2017/2018 уч. г.

Написание конспектов,

статей по теме самообразования.

Внесение изменений в РППС:

  1. Составление картотеки загадок, пословиц, поговорок на экологическую тематику,
  2. Изготовление  дидактических пособий.

Педагогическая копилка

V этап

2018/2019 уч. г.

Написание  статей по теме самообразования, докладов, участие в конференциях, чтениях.

Публикации статей, доклады, аттестационная работа.

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ САМОРАЗВИТИЯ

Этапы

реализации

программы саморазвития

Основные мероприятия программы

Сроки выполнения


самосознание

  1. Оценка деятельности, самоизучение, осознание своих успехов и неудач, анализ своих переживаний, оценка своих поступков с помощью тестирования.
  2. Анализ своей педагогической деятельности в целом по итогам тестирования.

Август – декабрь

2014 г.

планирование

  1. Выбор темы самообразования.
  2. Постановка целей и задач, прогнозирование результатов своей работы.
  3. Разработка плана самообразования.

Январь – август

2015г.

реализация

  1. Подбор и анализ литературы, изучение передового педагогического опыта по теме «Нравственно-экологическое воспитание детей дошкольного возраста»
  2. Составление библиографии и тезисов, изучаемой литературы.
  3. Педагогический анализ знаний и умений детей по ОО «Познание» (ознакомление с миром природы).
  4. Составление перспективного плана работы по нравственно-экологическому воспитанию детей  дошкольного возраста.
  5. Реконструирование и пополнение предметно-развивающей среды.
  6. Разработка конспектов мероприятий по данной теме.
  7. Осуществление практической работы по теме самообразования.
  8. Посещение РМО.
  9. Подготовка сообщений и методических материалов.
  10. Работа в школе «Молодого педагога».
  11. Сопровождение педагогической практики студентов Городецкого Губернского Колледжа.
  12. Работа в творческой группе.
  13. Обобщение и распространение собственного педагогического опыта: участие в конкурсе по обобщению опыта, публикация статей по теме самообразования.
  14. Самостоятельное изучение материалов по теме самообразования, на педагогических сайтах, в интернет-сообществах.

2015 – 2016 уч. г.

2 раза в год

(сентябрь, май)

2016 – 2017 уч. г.

В течение года

Постоянно

2017 – 2018 уч. г.

Постоянно

самоконтроль

 

  1. Осознание и оценка результатов продвижения в саморазвитии.
  2. Сравнение достигнутых результатов с ожидаемыми (повторный итоговый педагогический анализ уровня развития детей по ОО «Познание» (ознакомление с миром природы)).
  3. Корректирование дальнейшей программы саморазвития.

2018 – 2019 уч. г.

БИБЛИОГРАФИЯ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ

с краткой аннотацией

№п

Название, автор,

 издательство

Аннотация

1

«Юный эколог».

Программа экологического

воспитания в детском саду.

Николаева С. Н.

Издательство: «Мозаика-Синтез»; 2010 г.

Данное пособие посвящено экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Оно включает в себя программу «Юный эколог» и подробные методические разработки по ее реализации в работе ДОУ. В основе книги лежат теоретические и практические исследования в области экологического воспитания дошкольников,

проводимые автором на протяжении многих лет.

Пособие адресовано практикам дошкольного воспитания, преподавателям и студентам педвузов и педучилищ.

2

«Экологическое воспитание дошкольников через подвижные игры»

Прошкина И. В.

Издательство: «Содействие»,

2009 г.

В издании содержится материал по организации и проведению подвижных игр с экологической направленностью для детей 3-5 лет, представленный в виде картотеки (54 карточки).

Адресуется специалистам различной квалификации, занятым в сфере практической деятельности в системе дошкольного образования.

3

«Пространство детского сада: познание, экология»

Букина О.В., Головина М. Ф., Л. Журавлева и др.

Издательство: «Сфера», 2016 г.

Пространственная организация детского сада связана с отказом от линейного планирования и жестко регламентированной организации жизни. Она реализуется через совокупность образовательных пространств, в которых ребенок свободно действует, создает и поддерживает вместе с другими нормы и правила этих пространств. В книге раскрыты особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик; способы и направления поддержки детской инициативы; особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников — через представления об этих сторонах дела ФГОС дошкольного образования предлагает рассматривать образовательную деятельность по созданию условий развития ребенка. Книга рассказывает о том, как это может быть организовано относительно познания природы и взаимодействия детей с природными явлениями.

4

«Добро пожаловать в экологию!»

Воронкевич О.

Издательство:  «Детство-Пресс», 2016 г.

В сборник вошли перспективный план работы воспитателя по формированию экологической культуры у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста, конспекты занятий, экологические игры и фольклорный материал.

Методическое пособие предназначено для воспитателей, методистов дошкольных учреждений.

5

«Экологическое воспитание дошкольников»

Лопатина А.А.,

Скребцова М.В.

Издательство: «Амрита-Русь», 2010

Цель пособия - помочь педагогам дошкольных учреждений решить некоторые проблемы в экологическом воспитании детей. Данное пособие содержит изложенный в сжатой и доступной форме основной материал методики ознакомления дошкольников с природой. Оформление в виде таблиц и схем обеспечивает оптимальное усвоение материала. Представлены примерные конспекты занятий, их структуры, развлечения для детей и взрослых. Предназначено для преподавателей, учащихся педучилищ, колледжей и воспитателей дошкольных учреждений.

6

«Юный эколог». Система работы в подготовительной к школе группе детского сада (6-7 лет). ФГОС

Николаева С. Н.

Издательство: «Мозаика-Синтез», 2016 г.

Пособие «Система работы в подготовительной к школе группе детского сада» издано в рамках учебно-методического комплекта к парциальной программе «Юный эколог». В пособии представлена система экологического воспитания детей подготовительной к школе группы детского сада (6–7 лет): конспекты занятий, наблюдения, прогулки, экскурсии.

Пособие адресовано педагогам дошкольных образовательных организаций, студентам и преподавателям педагогических колледжей и вузов.

7

«Фольклорно-экологические занятия с детьми старшего дошкольного возраста»

Лапшина

Издательство: «Учитель»,  2016 г

Предлагаемое пособие содержит план-программу и развернутые сценарии циклов музыкальных, инсценированных, развлекательных и познавательных занятий и праздников экологической направленности на основе русского народного творчества с детьми старшего дошкольного возраста. Используемый в играх, хороводах и детских забавах музыкальный материал: оркестровки, народные песни, попевки и заклички - оказывает эмоциональное воздействие на детей и воспитывает гуманное отношение к окружающему миру.

8

«Экологические проекты в детском саду»

Масленникова О.М., Филиппенко А.А.

Издательство: «Учитель», 2015 г.  

В пособии представлена авторская программа работы с дошкольниками разных возрастных групп по различным экологическим проектам с привлечением родителей. Содержание программы, конспектов занятий, наблюдений и экспериментально-исследовательских лабораторий в рамках совместной проектной деятельности детей и взрослых способствует развитию личности ребёнка в целом, воспитанию его экологического поведения в природе, правильного отношения к ней. Предназначено для педагогов дошкольных образовательных учреждений, рекомендовано студентам педагогических училищ, колледжей и вузов.

9

«Войди в природу другом». Экологическое воспитание дошкольников

Аксенова З.

Издательство: «Сфера»,  2011 г.  

Методическое пособие раскрывает основные аспекты экологического воспитания и образования дошкольников по авторской программе "Войди в природу другом". Представлены подробный тематический план работы, четкая последовательность целей и задач, разнообразные формы и методы работы. Одним из достоинств программы является то, что она предполагает не только экологическое воспитание детей, но и повышение квалификации педагогов, а также организацию работы с родителями и пропаганду экологических знаний среди них.

Адресовано педагогам, воспитателям ДОУ, студентам педагогических ВУЗов и колледжей, родителям.

10

«Экологический марафон». Игры, фестивали, программы для дошкольников и начальной школы.

Турыгина С.В.

Издательство: «Феникс», 2010 г.

Природа — дом человечества, поэтому относиться к ней нужно бережно и уважительно. И отношение это нужно воспитывать с детства. Книга «Экологический марафон» поможет вам в этом. Ее авторы разработали план досуговой деятельности экологической направленности. В книге приводятся различные мероприятия для дошкольников и младших школьников, которые помогут педагогам в воспитании у детей уважения к природе.

11

«Экологическая работа в ДОУ». Методическое пособие

Чернякова В.Н.

Издательство: «Сфера», 2010 г.

В пособии предложена система работы по экологическому воспитанию и образованию старших дошкольников. Представленные конспекты занятий помогают решать конкретные цели и задачи, главная из которых — формирование экологической культуры детей, бережного отношения к окружающему миру. Система работы включает два блока: «Уроки нравственности с элементами экологии» и «Основы экологии». Структура допускает достаточно широкую вариативность использования. Материал изложен образно, содержит отрывки из детских художественных произведений познавательного характера, предусматривает активную позицию детей на занятиях.

Книга адресована воспитателям и педагогам ДОУ, родителям, а также студентам педагогических вузов и колледжей.

12

«Развитие элементарных естественнонаучных представлений и экологической культуры детей».

Обзор программ дошкольного образования

Зебзеева В.А.

Издательство: «Сфера», 2009 г.

Пособие призвано помочь специалистам ДОУ сориентироваться в многообразии вариативных образовательных программ по экологическому развитию ребенка, представить в систематизированном виде материалы, позволяющие делать осознанный выбор программ в соответствии с основными линиями развития ребенка-дошкольника.

В нем представлены анализ комплексных, специализированных и дополнительных дошкольных образовательных программ, реализующих экологическое направление развития ребенка и результаты их апробации.

Предназначено для заведующих, старших воспитателей и специалистов ДОУ (воспитателей, педагогов-экологов, педагогов дополнительного образования), преподавателей и студентов учреждений среднего и высшего педагогического образования, руководителей методических служб, слушателей учреждений дополнительного профессионального образования.

13

«Воспитание любви к природе у дошкольников». Экологические праздники, викторины, занятия и игры.

Вакуленко Ю.А.

Издательство: «Учитель», 2008 г

Видеть красоту за порогом собственного дома - величайшее умение, которому нужно учить с раннего детства. Данное пособие содержит разработки праздников, викторин, игр, познавательных занятий для дошкольников, направленных на формирование уважительного и бережного отношения к природе.

Богатый материал, доступная форма его подачи, интересные методические находки помогут воспитателю научить дошкольников видеть прекрасное и превратить их путь к природе в увлекательное и познавательное путешествие.

Предназначено педагогам детских дошкольных учреждений и дополнительного образования.

14

«Познаем природу - готовимся к школе (6-7 лет)»

Николаева С. Н.

Издательство: «Просвещение»,

2011 г.

Предлагаемое пособие предназначено для экологического воспитания детей шести лет. Выполняя интересные наглядные и игровые задания, дошкольники смогут легко усвоить учебный материал и подготовиться к обучению в школе. Книга окажет помощь как педагогам, так и родителям, занимающимся воспитанием и развитием детей дома.

Роль семьи в экологическом воспитании детей дошкольного возраста.

Роганова Г.В., воспитатель высшей квалификационной категории,

МБДОУ «Детский сад № 47 «Ладушки»

«Давайте будем к тому стремиться,

  Чтоб нас любили и зверь, и птица,

   И доверяли повсюду нам,

   Как самым верным своим друзьям»                               

И. Мазнин

          Одной из самых актуальных проблем нашего современного технически развитого мира является взаимодействие человека с природой. Важным направлением в решении вопроса сохранения природы является экологическое воспитание всего населения. Когда мы научим людей понимать законы природы, тогда научим сохранять и беречь природу. Важно научить людей понять, что человек не является властелином природы, как это прививали в нём раньше, а лишь является её малой частью. Это означает, что экологическая проблема встаёт не только, как проблема загрязнения нашей окружающей среды, как наличие экологических катастроф, а, как наличие преобразования такого воздействия людей на природу в созидательное, развивающееся взаимодействие человека с природой. Такое взаимодействие можно осуществлять только в том случае, если в каждом человеке будет развит высокий уровень экологической культуры, экологического сознания, которые надо формировать с раннего детства и продолжать на протяжении всей жизни. Чем раньше будет осуществляться целенаправленное общение ребёнка с природой, тем более глубокий след оставит она в душе ребёнка, определяя его гуманистическую направленность и духовное развитие.

     Главный метод экологического воспитания детей – личный пример родителей. В.А. Сухомлинский сказал: «Семья с существующими в ней взаимоотношениями между детьми и родителями – первая школа интеллектуального, нравственного, эстетического и физического воспитания. Отец и мать, старшие братья и сёстры, дедушка и бабушка являются первыми воспитателями детей в дошкольном возрасте и остаются ими, когда их питомцы пошли в школу». Не согласиться с этим нельзя, так как ни один ребёнок не будет любить природу и бережно к ней относиться, если нет примера в семье. И как бы воспитатели не приучали ребёнка: не ломать ветки, не давить, мучить червячка, он этому не научиться, если родитель на его глазах давит ногой жучка или просто ломает понравившуюся ветку. Поэтому воспитатели ставят в своей работе с родителями по данному направлению следующие задачи:

  • Установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника, для того, чтобы объединить общие усилия для экологического воспитания детей;
  • Создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга.

Так какую работу можно провести  с родителями на первоначальном этапе? Лучше всего начать с консультации «Любите природу с детства».  На ней рассказать родителям, что истинная красота заложена в природе и задача взрослых состоит в том, чтобы помочь ребёнку увидеть её, научить ценить её. Помочь понять родителям, что дети уже в раннем возрасте должны получать достоверные знания и приобретать практические навыки доброжелательного общения с природой.

     А практические навыки можно приобрести только в исследовательской деятельности. Поэтому следующим этапом работы с родителями можно организовать  обучение на мастер-классе «Как правильно и интересно провести опыты дома». Предварительно, перед практической частью необходимо объяснить родителям, что ребёнок познаёт объекты в ходе практической деятельности и знания, которые он получит во время опытов, запомнятся ребёнку надолго, т.к. ребёнку предоставляется возможность самому найти ответы на вопросы «Как?», «Почему?». Необходимо помочь родителям понять, что любой опыт ребёнок должен делать сам, а не быть в роли наблюдателя, и какими бы интересными ни были действия взрослого, ребёнок быстро устанет наблюдать за ними и потеряет интерес к проводимому опыту. Далее, с целью обучения родителей, как правильно и интересно организовать опыт, можно провести опытническую деятельность «Как очистить воду без фильтра», «Как увидеть воздух».

     Следующим этапом можно провести родительское собрание с использованием мультимедийной установки «Земля – наш общий дом». На нём, опираясь на красочную презентацию, можно научить родителей самим увидеть красоту и разнообразие природы и на мгновенье погрузиться в неё. Раскрыть перед родителями понимание законов Природы и их соблюдение. На следующей презентации раскрыть экологические катастрофы, которые происходят на планете Земля, если человек их нарушает.

     На всех родительских собраниях и консультациях необходимо раскрывать нравственный аспект в экологическом воспитании. Важно помочь родителям научить детей наблюдать за природой, воспитывать нравственное к ней отношение, т.к. бездумное, а иногда жестокое отношение к природе бывает чаще всего результатом нравственной невоспитанности детей, такие дети не умеют сопереживать, не способны понять чужую боль. Наиболее распространённая  причина негативного отношения к природе – это отсутствие знаний о растениях и животных, их потребностях и особенностях развития. Поэтому очень важно, чтобы родители давали ребёнку правильные знания, а в этом может помочь только тесная взаимосвязь воспитателей и родителей. Необходимо организовать заседание круглого стола с изучением специальной и художественной литературы, привлекать родителей к участию в конкурсах и написании проектов с презентациями для дальнейшего использования  в работе с детьми по экологическому воспитанию.

     Если научить родителей, а они на своём примере будут учить своих детей, тогда дети поймут, что Человек – друг Природы. Они поймут, что у всех есть своя «Родина», свой дом: у лягушки и рыбы – озеро с чистой водой, у ландыша – густой тенистый лес, у птички и бабочки – цветущий луг и голубое небо, у человека – дом, в котором он живёт, а для всех вместе – голубая планета Земля.

     Детей, с помощью родителей, можно научить понимать, что в природе всё важно и всё связано в одну биологическую цепь, которая является основой жизни и основой биосферы планеты.