Педагогическая гостинная для родителей воспитанников

Хоменко Светлана Александровна

Консультации, рекамендации, мастер-классы и многое другое для родителей воспитанников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Организация исследовательской деятельности дошкольников

 

Любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. В основе их лежит механизм поисковой активности, функционирование которого необходимо, для того чтобы организм сохранял устойчивость в динамичном, непрерывно меняющемся мире.

Исследовательская деятельность – особый вид деятельности, порождаемый в результате функционирования механизма поисковой активности,  она включает в себя  анализ получаемых результатов,  оценку на их основе развития ситуации,  прогнозирование (построение гипотез) дальнейшее  моделирование своих будущих, предполагаемых действий.  

      Существует множество путей развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка. Предлагаемая  программа развития исследовательских способностей ребенка является одним из шагов на пути создания психолого-педагогических технологий исследовательского обучения.

       Умения и навыки исследователя, полученные на специальных занятиях, легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности, в том числе – учебную, тем самым способствуют успешному вхождению ребенка в школьную жизнь.  

      Целью организации исследовательской практики дошкольников является создание условий для развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка и его трансформации в процесс саморазвития путем совершенствования исследовательских способностей.  

Задачи:  

Развитие познавательных мотивов дошкольников.

Развитие познавательных способностей дошкольников.

Обучение дошкольников специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований и проектирования.

Формирование и развитие у дошкольников умений и навыков исследовательского поиска и творческого проектирования.

Формирование у дошкольников, родителей представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.

Формирование социальных компетенций: толерантности, способности к сотрудничеству, повышение адаптивных способностей детей.

        Главное содержание работы — проведение детьми исследований и выполнение творческих проектов под руководством взрослого. Тренировочные занятия по данной программе носят обучающий характер и предполагают постепенное усвоение детьми методики проведения самостоятельного исследования.  

Структура учебного исследования ребенка включает следующие основные этапы:  

выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);  

выдвижение гипотез;  

поиск и предложение возможных вариантов решения;  

сбор материала;  

обобщение полученных данных;  

подготовка проекта (сообщение, доклад, макет и др.);  

защита проекта.  

Занятие 1. Занятие с родителями.

Цели:  

формирование у родителей мотивации участия в работе по данной программе;

ознакомление родителей с задачами программы и формами работы;

ознакомление с методами организации и проведения исследования.  

Содержание занятия.

1. Воспитатель проводит беседу с родителями, в ходе которой знакомит родителей с задачами программы и предполагаемыми результатами работы.

2. Далее проводит ознакомление с методами организации и проведения детского исследования, оговаривает возможные варианты и объем помощи, оказываемой родителями ребенку.  

3. Для того, чтобы систематизировать процесс домашних учебных исследований, родителям предлагается примерная классификация направлений детских работ:  

- «Живое и неживое

-«Растения и животные

- «Основные факторы неживой природы»( воздух; вода; свет;)

- «Разнообразие природы Земли»

-«Животные жарких стран»

- «Животные севера»

 

- «Дикие животные родного края»

- «Растительный мир родного края»( части растений; этажи леса; плоды и семена;)

- «Насекомые»

- «Цветы»( комнатные растения; садовые цветы;)

4.Педагог знакомит родителей с ―Памяткой‖, в которой даны рекомендации по оказанию помощи ребенку, выполняющему исследовательскую работу.  

Оговариваются сроки выполнения домашнего исследования  

Материал:  

Памятка взрослому.

подходите к проведению работы творчески;  

не сдерживайте инициативы детей;  

поощряйте самостоятельность, избегайте прямых инструкций, учите детей действовать независимо;  

помните о главном ―педагогическом‖ результате – не делайте за ребенка то, что он может сделать (или может научиться делать) самостоятельно;  

не спешите с вынесением оценочных суждений;  

оценивая, помните: лучше десять раз похвалить ни за что, чем один раз ни за что раскритиковать;  

обратите внимание на основные составляющие процесса усвоения знаний:  

а) учите прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями;

 б) старайтесь формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;

в) старайтесь обучать ребенка умениям анализировать, синтезировать, классифицировать информацию.    

Занятие 2. ―Что такое исследование‖.

Цели:  

формирование у дошкольников мотивации участия в работе по данной программе;

создание в группе доброжелательной психологической атмосферы;

знакомство с понятиями ―наука‖, ―ученый‖, ―исследование‖;

корректировка детских представлений о содержании понятий ―наука‖, ―ученый‖, ―исследование‖.

Содержание занятия.  

1. Коллективное обсуждение вопросов:  

– кто такие ученые-исследователи?  

– что такое наука?  

– что такое исследование?  

– где и как человек проводит исследования?  

– как люди используют результаты научных исследований?  

– что такое научное открытие?  

Далее ведущий сообщает детям, что на занятиях они будут учиться проводить исследования так, как это делают взрослые ученые

2. Знакомство с основными методами исследования.

Вопросы для обсуждения:  

Как вы думаете, с чего начинает исследование ученый?  

Что ученые делают, чтобы получить информацию, узнать что-то новое?

В ходе коллективного обсуждения называются основные исследовательские методы:  

Подумать самостоятельно.

Спросить у другого человека.

Посмотреть в книгах

Посмотреть по телевизору (познакомиться с кино– и телефильмами по теме своего исследования).

Получить информацию у компьютера.

Понаблюдать.

Провести эксперимент.

Каждому методу соответствует определенная карточка с символическим изображением, которая выкладывается перед детьми по мере называния методов.

      После того, как все методы названы, необходимо упорядочить и привести в определенную последовательность методы исследования. Для этого задаем детям вопрос: ―С чего нужно начать исследование? Что делать потом?‖ В процессе обсуждения важно подвести детей к мысли о том, что сначала надо подумать самостоятельно.  

Набор карточек может быть дополнен в зависимости от количества методов, которые предполагается использовать.  

3. Обобщение информации.

Материал: Набор карточек.  

Занятие 3. Как делать записи. Обучение навыкам пиктографического письма.

Цели:  

развитие гибкости мышления при работе с образной информацией;

развитие умения работать с метафорой;

формирование умения структурировать материал.

Содержание занятия.

Проведение исследовательской работы предполагает фиксацию как промежуточных, так и конечных результатов исследования. Учитывая то обстоятельство, что дошкольники в основном не владеют навыками письменной речи, необходимо обучить их альтернативным способам фиксации информации. Одним из возможных способов является пиктографическое письмо.

1. Вступительное слово ведущего: чтобы материалы, собранные исследователем, не забылись и не потерялись, исследователь их обычно записывает. Записи можно делать с использованием значков. Такие записи называют пиктограммами. Пиктограммами люди научились пользоваться гораздо раньше, чем изобрели буквы.  

2. Воспитатель читает сказку Р. Киплинга ―Как было написано первое письмо‖.

3. Задание для детей: ―Напишите письмо в картинках‖. Затем детям предлагается поменяться письмами и догадаться, о чем идет речь в полученном письме.

Материал: текст сказки Р.Киплинга ―Как было написано первое письмо‖.

 

Занятие 4. Тренировочное исследование.

Цели:  

развитие познавательной мотивации дошкольников

формирование навыков проведения исследования.

Содержание занятия.

1. Выбор темы исследования. Детям предлагаются карточки с различными изображениями – темами будущих исследований. При выборе темы следует соблюдать несколько важных правил:  

Тема должна быть интересна детям.

Предмет исследования должен позволять применить большую часть методов.

Лучше начать исследование с изучения реального предмета, взаимодействие с которым возможно в условиях помещения, в котором проводятся занятия.

В качестве примера приведем занятие по теме ―Пальма‖. Объектом исследования в данном случае являлась пальма, находящаяся в зеленом уголке класса.

2. Необходимо выбрать одного-двух энергичных, активных детей с хорошо развитой речью, которые будут помогать взрослому проводить исследование, фиксировать полученные результаты (выполнять рисунки – пиктограммы) и выступать с итоговым докладом.

3. Необходимо повторить методы исследования, выделенные на первом занятии; карточки с их символическим изображением разместить на видном месте.

4. Сбор информации.  

Например, в результате использования метода ―Подумать самостоятельно‖, делаем вывод, что наша пальма – ―комнатное растение‖, хотя чаще пальмы растут в природных условиях с теплым климатом. Дети, выполняющие роль

помощников, делают две пиктографические записи: на первой картинке изображают пальму в цветочном горшке, на второй – несколько пальм на солнечном морском берегу.

―Спросить у другого человека‖. Детям была предоставлена возможность задать интересующие их вопросы присутствующим родителям. В результате была получена информация о том, что на пальмах растут плоды, которые использует в пищу человек– бананы и кокосы. (Выполняются соответствующие пиктографические записи).

―Узнать из книг‖. В ходе проведения занятия использовались детские справочники энциклопедии, содержащие большое количество иллюстраций и краткие информативные тексты. Таким образом получена информация о различных видах пальм и их видовых отличиях (размер, форма листьев, интенсивность окраски листьев).

―Наблюдение и эксперимент‖. В ходе наблюдения и эксперимента было установлено, что ствол и листья пальмы достаточно жесткие, горшок с пальмой расположен в достаточно освещенном месте, а почва в нем сухая, т.е. в домашних условия человек пытается создать для растения привычную среду обитания.

4. Обобщение полученных данных.

На этом этапе необходимо помочь детям обобщить собранную информацию, выделить главные и второстепенные идеи.

5. Доклад.

Дети, выполняющие роль помощника педагога, выступают с сообщениями, в которых излагают полученную информацию (с опорой на пиктографические картинки).

6. В заключении педагог подводит итог занятия, повторят основные этапы исследовательской деятельности и предлагает в качестве домашнего задания родителям вместе совместно с детьми выполнить исследование на любую интересную для них тему.

Материал: бумага для записи.  

Литература:  

Савенков А.И. Методика исследовательского обучения старших  дошкольников. Самара: Учебная литература, 2005.

Савенков А.И. Психологические основы использования исследовательского метода обучения. М.: Ось – 89, 2005.

Савенков А.И. Путь в неизведанное: Развитие исследовательских способностей дошкольников. М.: Генезис, 2005.

Консультация для родителей

«Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка»

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. И родители должны осознавать, что они воспитывают своих детей собственным примером.

Каждая минута общения с ребенком обогащает его, формирует его личность.

В индивидуальных беседах, консультациях через различные виды наглядной агитации мы убеждаем родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям. Насколько правы те, кто строит свое общение с ребенком как с «равным», поддерживает познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.

Чтобы родители следовали мудрому совету В.А.Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открывать так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги.

Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».

Вот несколько советов для родителей по развитию посково-исследовательской активности детей.

Чего нельзя и что нужно делать для поддерживания интереса детей к познавательному экспериментированию.

Не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность.

Поощрять любознательность, которая порождает потребность в новых впечатлениях: она порождает потребность в исследовании.

Нельзя отказывать от совместных действий с ребенком, игр и т.п. – ребенок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.

Предоставлять возможность ребенку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своем участием.

Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка.

Если у вас возникают необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно.

Не следуйте бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребенка. Осознание своей не успешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.

С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.

Импульсивное поведение дошкольника в сочетании с познавательной активностью, а также неумение его предвидеть последствия своих действий часто приводит к поступкам, которые мы, взрослые, считаем нарушением правил, требований. Так ли это?

Если поступок сопровождается положительными эмоциями ребенка, инициативностью и изобретательностью и при этом не преследуется цель навредить кому-либо, то это не проступок, а шалость.

Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним о его намерениях, целях (это научит его целеполаганию), о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности). Расспросите о результатах деятельности, о том, как ребенок их достиг (он приобретает умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя).

«Самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам!» Ральф У. Эмерсон

Консультация «Научите ребенка любить живую природу»

В мире природы ребенок начинает свое путешествие в познание. Этот мир волнует его, будит интересы, воображение, фантазию.

Много конкретных и доступных знаний приобретает ребенок, наблюдая работу старших на участке и принимая в ней посильное участие. Так в процессе наблюдений, бесед со взрослыми, активного общения с природой ребенку становится понятно, например, что вредители уничтожают растения, что животные нуждаются в тепле и уходе. Это – активно добытые и прочувствованные знания о живой природе. Именно такой путь познания окружающего и является основой умственного развития дошкольника.

Природа, которую наблюдает ребенок, оставляет в нем неизгладимое впечатление формирует эстетические чувства. Очень важно учить ребенка с самого раннего детства понимать красоту живой природы: любоваться пестрым оперением птиц, радоваться их пению, удивляться догадливости собаки.

В общении с живой природой воспитывается у детей любовь к родному краю. Еще одна важная задача: воспитание доброты, человечности. Ребенок должен жалеть живое существо, если ему больно. Мы взрослые, отвечаем за любые слова, произнесенные в присутствии детей, и за все поступки, совершенные при них в отношении живых существ.

Нам надо научить малыша любить и уважать все живое: цветок, птицу, щенка и лягушку, защищать их. Прежде всего, мы должны научиться любить животных. Ребенок должен получить первоначальные знания о живых существах.

Источники этих знаний - художественная литература, рисунки, диафильмы, а самое главное непосредственное общение с живыми существами. Детям рассказывают о животных, беседуют с ними. И умом и сердцем учатся малыши понимать животных, общаясь с ними. С ребенком можно пойти на прогулку. Сначала посетить двор, ближайший сквер или парк, затем побывать на берегу речки, в лесу, в поле. Понаблюдать за паутинкой – блестящей нежной ниточкой, за муравьями, лягушкой, птицей с птенцами, за ежом, бабочками и т.д.

Любовь к природе воспитывается в деятельности – можно завести дома кошку или собаку, чтобы и ребенок участвовал в уходе за животными.

Несомненно, общение с живой природой играет важную роль в становлении личности ребенка.

Анкета для родителей

Уважаемые родители! Ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты. Это поможет воспитателям определить уровень организации развивающей среды в семье.

Спасибо за сотрудничество!

1. Подчеркните предметы развивающей среды, которые есть у Вас дома.

а. книги о живой природе

б. книги с волшебными сказками

в. журналы по интересам

г. цифры, буквы

2. Проводите ли с ребенком совместные наблюдения за животными и растениями? (да нет)

3. Читаете вместе познавательные книги, журналы? (да нет)

4. Приносите домой интересные вещи, книги? (да нет)

5. Знакомите ребенка со своими увлечениями? (да нет)

6. Заботитесь вместе о домашнем животном или комнатном растении? (да нет)

7. Какие формы помощи педагогов по развитию познавательной активности ребенка хотели бы получить? (лекции, памятки)

Анкета для родителей

«ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ В СЕМЬЕ»

Уважаемые родители! Экспериментирование - это один из ведущих видов деятельности детей дошкольного возраста, оказывающий большое влияние на их всесторонне развитие. Для организации этой работы нам важно знать ваше отношение к познавательно-исследовательской деятельности детей. Подчеркните один из вариантов ответов или ответьте на предложенный вопрос. Благодарим Вас за сотрудничество!

 1.Часто ли Ваш ребенок задает вопросы? (Да / Нет / Никогда)

 2.Как Вы на них реагируете?

  а) стараюсь доступно рассказать ребенку все, что знаю по этому вопросу;

б) отвечаю первое, что приходит в голову;

в) говорю, что у меня нет времени.

3.В чем проявляется исследовательская активность Вашего ребенка?

 а) предпочитает самостоятельно исследовать окружающие его предметы;

  б) любит узнавать новое из разных источников (просмотр телевизионных передач, чтение детских энциклопедий, рассказы взрослых).

в) редко проявляет исследовательскую активность.

4. С какими предметами и материалами любит экспериментировать Ваш ребенок? __________________________________________________________

5. Повторяет ли дома эксперименты, проведённые в детском саду? (часто / редко / никогда)

 Если да, то какие? __________________________________________________________

 6.  Как вы поддерживаете интерес  ребенка к экспериментированию (нужное подчеркнуть):

 а) сотрудничаю, т.е. включаюсь в деятельность;

 б) одобряю, проявляю интерес, задаю вопросы;

в) никак, считаю эту деятельность бесполезной.

 7. Какие из наиболее ярких открытий, по Вашему мнению, за последнее время сделал Ваш ребенок?_____________________________

  9. Нужна ли Вам консультационная помощь по организации детского экспериментирования в домашних условиях? (Да / Нет)  

10. Как Вы думаете, нужно ли поддерживать в ребёнке желание экспериментировать? Почему?________________________________________ _________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Готовность ребенка к школе

1. Физиологическая

2.Психологическая:

  • Мотивационная
  • Коммуникативная
  • Волевая
  • Интеллектуальная
  • Речевая.

Физиологическая готовность

1. Рост, вес, общее состояние здоровья;

2.Анатомо-физиологическая перестройка организма;

3.Качественные и структурные изменения головного мозга;

4.Изменения в протекании нервных процессов;

        формирование волевых качеств, необходимых  будущему школьнику  

Слабые стороны в
физиологической готовности

  1. Быстрое истощение запаса энергии;

Опасность искривления позвоночника

  1. Искривление костей руки;

1.Строгое соблюдение режима дня;

2.Дозированные нагрузки;

3.Профилактика  сколиоза

Мотивационная (личностная) готовность

внутренняя

ребёнок хочет идти в школу, потому что там интересно (он хочет много узнать)

внешняя

у ребёнка появится  ранец, тетради, учебники и т.д.

.

 социальная позиция школьника

Коммуникативная готовность

общение с взрослыми      

-уметь общаться с          взрослым собеседником (осознание контекста                  общения)                    

общение со сверстниками

- уметь договариваться;

уметь кооперироваться;

спокойно чувствовать себя в  условиях конкуренции

 Эмоционально- волевая готовность.

  • ребенок способен поставить цель;
  •  принять решение;
  •  наметить план действия, исполнить его;
  •  проявить определенные усилия в случае преодоления препятствия;
  •  оценить результат своего действия

формируются поступки

Интеллектуальная готовность ребенка к школе

*запас конкретных знаний,

* понимание основных закономерностей.

К 6-7 годам ребенок должен знать свой адрес, название города, где он живет; знать имена и отчества своих родных и близких, кем и где они работают; хорошо ориентироваться во временах года, их последовательности и основных признаках; знать месяцы, дни недели; различать основные виды деревьев, цветов, животных. Он должен ориентироваться во времени, пространстве и ближайшем социальном окружении.

Готовность родителей

-все время поддерживать ребенка;

  - научиться сопереживать с ребёнком

тяжёлые моменты;

- удержаться   от замечаний и претензий;

  -относится  к ребёнку крайне деликатно;

  -много разговаривать, искренне интересоваться  мыслями маленького школьника, его чувствами, а не только тем, сделал ли он уроки и что ел на обед;

  - относится с уважением к педагогу

все сложности ребенок сможет преодолеть   достаточно быстро и легко

Памятка  родителям

Как строить отношения с учителем

  •   Относитесь всегда к учителю уважительно, особенно проявляйте это в присутствии своих детей, не говорите резко об ошибках педагогов, хотя они склонны ошибаться, как и все люди. Цените желание учителя сообщить Вам что-то новое и важное о ребенке.
  • Не забывайте, что до 95% педагогов - женщины, а они требуют деликатности, сдержанности и внимания.
  • Постарайтесь увидеть в учителе своего союзника, понять его озабоченность делами Вашего ребенка, разделяйте степень высокой ответственности, которую он несет на себе.
  • Терпеливо выслушивайте педагога, не стесняйтесь и не бойтесь задавать любые вопросы, чтобы исключить недомолвки и неясности

  • Не сердитесь, если в речи педагога уловите поучительный тон: это профессиональная привычка многих людей, работающих с детьми.
  • Не избегайте общения с педагогом, даже если он Вам не очень нравится, чаще пользуйтесь телефоном, проявляйте инициативу в установлении контакта.
  • Конструктивно принимайте критику в свой адрес: в ней всегда есть моменты, которые обязательно нужно принять к сведению. Если содержание критических замечаний остается прежним, задумайтесь, почему нет изменений.
  •  Не давайте воли эмоциям: когда чувствуете, что их трудно контролировать, представьте себя на месте учителя.

Памятка родителям от  ребёнка

  • Любите меня и не забывайте выражать свою любовь (взглядом, улыбкой, прикосновением).
  • Любите меня просто за то, что я есть, и я стану еще лучше.    
  • Не бойтесь проявлять твердость по отношению ко мне, особенно это

касается ваших родительских требований. Я должен знать границы дозволенного.    

  •  Не сравнивайте меня с другими. Я имею право быть другим, и я единственный такой на всей земле.    
  •  Я очень вас люблю и всегда хочу быть любимым вами. Поэтому не огорчайтесь, когда я раздражаюсь и злюсь на вас, когда капризничаю или кричу. Это пройдет. Мои чувства, как и ваши, не вечны. Возможно, я хочу, чтобы вы больше обращали на меня внимания.    
  •  Никогда не обзывайте меня. Это больно ранит меня, тогда рушатся все мои надежды, и я не верю в себя.    
  • Представляйте требования, которые соответствуют моему возрасту.    
  •  Не делайте мне замечаний в присутствии других людей.    

Заботьтесь обо мне!