Представления опыта работы

Хоменко Светлана Александровна

выступления на конференциях, публикации, мастер класс для педагогов, конспекты занятий с детьми и многое другое

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_konferentsii_2017.docx30.6 КБ

Предварительный просмотр:

Социальное партнёрство - условие успешного развития

современного дошкольника

Актуальность

Сегодня в сфере дошкольного образования происходят большие перемены, направленные, прежде всего, на улучшение его качества. Стандарт дошкольного образования утверждает основные принципы:

- содействие и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития и их взаимодействия с людьми;

-приобщение детей к традициям семьи, общества и государства.

На современном этапе дошкольное образовательное учреждение должно стать открытой социальной системой, способной реагировать на изменения внутренней и внешней среды, осуществляющей взаимодействие с различными социальными группами, имеющими собственные интересы в сфере образования, реагирующей на меняющиеся индивидуальные и групповые образовательные потребности, предоставляющей широкий спектр образовательных услуг.

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО - (англ. partnership) -  особый тип совместной деятельности  между субъектами образовательного процесса, характеризующийся доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием взаимной ответственности сторон за результат их сотрудничества и развития. (И.А.Хоменко) 

Одним из путей повышения качества дошкольного образования состоит в установлении прочных связей с социумом, как главного акцентного направления дошкольного образования, от которого,  в первую очередь зависит его качество. Развитие социальных связей дошкольного образовательного учреждения с культурными и научными центрами дает дополнительный импульс для духовного развития и обогащения личности ребенка, совершенствует конструктивные взаимоотношения с родителями, строящиеся на идее социального партнерства.

Одним из самых важных и ближайших партнёров являются семьи  воспитанников.

В соответствии с Законом "Об образовании" одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является "взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка".

Работа в условиях социального партнерства  создаёт возможность расширять воспитательную и культурно-образовательную среду и влиять на широкий социум, получая определенные социальные эффекты образовательной деятельности детей с ОВЗ. Предметом взаимодействия и сотрудничества является ребенок, его интересы, заботы о том, чтобы каждое педагогическое воздействие, оказанное на него, было грамотным, профессиональным, эффективным и безопасным. Внешние связи и взаимоотношения  строятся с учетом интересов детей, родителей и педагогов.

В настоящее время авторами технологии «Развитие социального партнёрства в системе образования» является доктор педагогических и психологических наук Козлов И.И., а также « Технология развития социального партнёрства» Ничипоренко Л.П., Балабанова.А.В.

Изучив необходимую методическую литературу по теме « Развитие социального партнёрства». За основу работы взяла методы и приёмы  предлагаемые Ничипоренко Л.П., Балабановой.А.В.  «Технология развития социального партнёрства», определила тему своей предстоящей работы, выделила цель и задачи

Тема: «Социальное партнёрство - условие успешного развития современного дошкольника»

Цель:

Создание условий для формирования единого образовательного пространства «детский сад - семья», обеспечивающего целостное развитие личности дошкольника,  через организацию взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников на основе социального партнерства.

Задачи:

  1. Сбор и анализ сведений о родителях (законных представителей) и детях, изучение семей, их трудностей и запросов; выявление готовности семьи ответить на запросы дошкольного учреждения.
  2.  Формирования доверительных отношений родителей с педагогическим коллективом детского сада в процессе повседневного общения и специально-организованных мероприятий.
  3. Планирование и реализация психолого – педагогической поддержки важнейших социальных функций семьи: правовой, воспитательной, рекреативной (досуговой), влияющих на качество семейного воспитания.
  4. Внедрение эффективных форм и методов «Технологии развития социального партнёрства» с семьями в практику психолого-педагогического партнёрства, способствующих повышению потенциала взаимодоверительных и равноответственных отношений.

В связи с этим можно выделить принципы взаимодействия с родителями:

1.Открытость детского сада для семьи;

Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями не уместны категоричность. Требовательный тон. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошее проведённое мероприятие.

2. Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;

Современные родители воспитанников в большинстве своём люди грамотные, осведомлённые и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня, вряд ли,  принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будет создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях.

3.Создание единой развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;

4.Индивидуальный подход;

Он необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе придумать, как помочь ребёнку в той или иной ситуации.

5.Динамичность;

Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьёй.

Ожидаемые результаты:

*Достижение единых ценностных ориентаций у педагогов и родителей;

*Признание значимости социальной и педагогической роли семьи в жизни ребёнка;

*Повышение педагогической, психологической и правовой грамотности родителей в воспитании и обучении детей дошкольного возраста;

*Гармонизация детско-родительских отношений;

*Повышение уровня включённости родителей в деятельность дошкольного учреждения;

*Эмоциональная взаимоподдержка, атмосфера взаимопонимания, общность интересов.

Этапы реализации системы социального партнерства группы компенсирующей направленности:

1этап. Информационный

- анализ теоретических материалов и выделение наиболее  оптимальных методов для реализации темы

- создание информационно тематической базы;

2 этап. Организационный

- адаптирование изученных технологий и разработка своей системы работы по теме: «Социальное партнёрство - условие успешного развития современного дошкольника»

- разработка модели взаимодействия с социальными партнёрами

- циклограмма поэтапной работы с детьми;

- перспективное планирование

3 этап. Практический

Цель: Создание открытой системы сотрудничества ДОУ с микросоциумом (общественные и культурные организации); Создание условий для организации партнёрского взаимодействия  ДОУ с родительской общественностью; Создание условий для обеспечения всестороннего развития дошкольников и их успешной социализации.

- создание предметно - развивающей среды;

- анкетирование;

- совместная образовательная деятельность детей, родителей, педагогов;

- маршруты выходного дня;

- совместные творческие и исследовательские проекты;

-тематические встречи;

- сотрудничество с центральной детской библиотекой;

-сотрудничество с СОШ№ 32

- сотрудничество с ДТДиМ (зоопарк)

- конкурсы, досуги, акции;

4 этап. Результативный

Выявить эффективность сотрудничества ДОУ с семьями воспитанников в практике социального партнёрства, а так же повышение потенциала взаимодоверительных и равноответственных отношений.

 - подведение результатов опыта работы

- постановка линии развития

Организация воспитательно- образовательного процесса

Для успешной реализации поставленных задач, работа велась в трёх направлениях:

- Создание условий для развитие социального партнёрства

- Работа с детьми;

- Взаимодействие с родителями и другими социальными партнёрами

Создание условий

Серьезное внимание уделила созданию условий в группе, способствующих проявлению познавательной активности каждого ребенка. 

Создание условий для обеспечения развития дошкольников и их успешной социализации.

 Организовала  развивающие центры с интересными фактами и  сведениями о  мире

Центр « Всё обо всём »                                                           

- детская художественная литература познавательного характера;

- энциклопедии;

- альбомы с иллюстрациями по изучаемым лексическим темам;

- Создание  информационного  поля включало в себя: альбомы: «Растительный  и животный  мир  родного  края», Оформление  фотоальбома «Моя семья», «Музеи моего города»; «Я житель Ангарска»; Создание  уголка  «лечебное  лукошко»;

Оформление  альбомов  «Природа  в  разное  время  года», «деревья – четыре  времени  года»; «Разнообразие природы Земли»; «Любимые места моего города»; «Золотые руки»; «Живёт по всюду доброта»

Центр «Грамотейка» 

- Развивающие игры и упражнения; 

- Словесные игры;

- Дидактические и настольные игры; 

Центр «Юный экспериментатор» 

Созданы условия для детской исследовательской деятельности направленной на развитие познавательной активности. В детской исследовательской лаборатории дети самостоятельно воспроизводят простые и более сложные опыты. Опытническая  работа с детьми опирается на наблюдения в окружающей действительности. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же и более сложные опыты дома, учатся ставить проблемы, выдвигать гипотезы и самостоятельно решать их.  

Работа с детьми

Разработан перспективный план воспитательно- образовательного процесса работы  с учётом лексических тем,  используется технология проектирования наиболее удачно реализованы такие проекты  как: «Я и моя семья»; «Осень в природе»; «Птицы родного края»; «Красота зимы хрустальной»; «В гостях у сказки»; «Дикие животные родного края»; «Защитники отечества»; «Мой родной город»; «Золотые руки»; «Все профессии важны»; «Мой край жемчужина Сибири»;

Систему партнерства с родителями выстраиваю через применение традиционных и нетрадиционных форм взаимодействия

Традиционные формы подразделяются на:

коллективные (родительские собрания, конференции, круглые столы),

индивидуальные (беседы, консультации, посещение на дому)  

наглядно-информационные (выставки, стенды. ширмы, папки-передвижки)

Нетрадиционные формы организации общения

 Информационно-аналитические (Проведение социологических срезов, опросов, рубрика «Почтовый ящик», Педагогический мониторинг, позволяющий выявить возможности участия каждого родителя в педагогическом процессе

Досуговые (Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках)

Познавательные  

Педагогическая поддержка родителей (лекции, дискуссии, открытая непосредственная образовательная деятельность, маршруты выходного дня);

Педагогическое образование родителей (клубы интересных встреч, творческие и исследовательские проекты, тематические встречи, мастер-классы, педагогическая гостиная, библиотека для родителей);

Совместная деятельность детей и родителей (конкурсы, досуги, акции, выпуск газет и журналов) в соответствии с разработанной системой;

Заключены договора, составлены  перспективные планы взаимодействия с семьями воспитанников и другими социальными партнёрами.

Наши успехи

Много лет сотрудничаем с МБОУ СОШ № 32. Педагоги группы отмечены благодарственными письмами и отзывами. Педагоги школы отмечают эффективность работы ДОУ по созданию специальных условий, позволяющих выпускникам легко и успешно адаптироваться к условиям школы.

Многолетнее сотрудничество творческого коллектива Центральной детской школы искусств нашего ДОУ позволило выпускникам ДОУ становиться учащимися разных отделений музыкальной школы. Для наших детей организуются тематические концерты, в том числе с участием наших выпускников, что благоприятно влияет на становление их личности. Наши же дети имеют возможность слушать многоголосное хоровое пение, живой звук, знакомятся с музыкальными инструментами.  

Много лет сотрудничаем и с филиалом № 4 Ангарской центральной библиотечной системы. Заведующая библиотекой ежегодно выражает благодарность педагогам за взаимное плодотворное сотрудничество и помощь в проведении совместных мероприятий, акций по поддержке и продвижению детского чтения среди воспитанников.

Трехлетний опыт сотрудничества со Станцией юных техников позволяет нашим воспитанникам ежегодно занимать призовые места или становиться победителями муниципального шахматного турнира среди детей дошкольного возраста и продолжать занятия на базе СЮТ после выпуска из ДОУ.

Ангарский зоопарк при дворце творчества детей и молодежи благодарит педагогов за многолетнюю помощь в сборе кормов для животных, чуткое отношение «к братьям нашим меньшим» и экологическое воспитание детей.

Так же подтверждением признательности родителей мы считаем  периодические публикации благодарностей родителей в газете «Время» в рубрике «Письма без цензуры»:

2015г., газета «Время» № 93 от 03.09.2015г. статья в рубрике «Письма без цензуры» «23,5 из 25 баллов» - благодарность родителя «…за проявленное терпение, труд и профессионализм» педагогам группы компенсирующей направленности и всем специалистам и сотрудникам ДОУ.

Вывод:

Анализируя ситуацию социального партнёрства, можно сказать, что социальный диалог  развивается. Анализ накопленного опыта позволяет констатировать, что активными формами взаимодействия с родителями являются социально- педагогические проекты, совместные, коллективно - творческие, информационно- просветительские мероприятия.

Результатами совместной деятельности ДОУ и социальных партнёров является:

- появление новых, оригинальных, нестандартных форм взаимодействия всех участников образовательного процесса;

- повышении педагогической грамотности и активности родителей в  вопросах воспитания детей;

- обогащение познавательного и социального опыта воспитанников;

- улучшение подготовки детей к более легкой адаптации в новой социальной среде;

-  повышение престижа профессии воспитатель детского сада.

Одновременно процесс социального партнёрства способствует росту профессионального мастерства всех специалистов детского сада, работающих с детьми, поднимает статус учреждения на городском уровне, что в конечном итоге позволяет судить о качестве дошкольного образования в конкретном ДОУ.