Сюжетно-ролевая игра, как средство формирования связной речи.

кобзева ирина сергеевна

                     «Игра — это огромное светлое окно,

                    через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений,

                    понятий об окружающем мире.

                   Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

                                                                                                                                   В. А. Сухомлинский

     Дошкольное детство – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической.

     Речь — чудесный дар природы — не дается человеку от рождения. Должно пройти время. Чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Именно в дошкольном учреждении педагоги прикладывают массу усилий для того чтобы дети научились правильно строить предложения, высказывать свои мысли в слух и просто общаться со сверстниками и взрослыми.

     Сюжетно-ролевая игра — это основной вид игры ребёнка дошкольного возраста. Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребёнка - это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей. На воспитателя детского сада возложена ответственная работа научить детей играть коллективно, выстраивать сюжет и проста разговаривать (общаться) между собой. Воспитатель не заметно увлекает детей в мир ролевой игры, предлагает определённый сюжет, корректно направляет (вопросом, советом) любую ситуацию в русло положительных эмоций, взаимопонимания, взаимоуважения, нацеливает на приобретение положительного жизненного опыта.

     Роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры. Чаще всего ребёнок принимает на себя роль взрослого. Наличие роли в игре, означает, что в своём сознании ребёнок отождествляет себя с тем или иным человеком и действует в игре от его имени. В этих играх дети осваивают процесс созидания, они учатся планировать свою работу, свою роль, словесно договариваются о сюжете, распределяют роли, подбирают атрибуты, вступают в спор, используя при этом свой активны и пассивный словарь. Роль выражается в действиях, речи, мимике, пантомиме.

     В сюжетно - ролевой игре решается множество воспитательных, образовательных и коррекционных задач. В частности в игре происходит развитие связной речи ребёнка: обогащения и развития словаря, формирования грамматического строя речи. Так, в процессе проведения сюжетно-ролевых игр ребёнок накапливает необходимый запас слов, постепенно овладевает способами выражения в слове определённого содержания и в конечном итоге приобретает умение выражать свои мысли наиболее точно и полно. Формирование грамматического строя речи в игре направлено на развитие умения правильно выражать свои мысли простыми и распространёнными предложениями, правильно использовать грамматические формы рода, числа, падежа. Через игру активно развивается связная речь ребенка.

      Результаты работы свидетельствуют об эффективности использования сюжетно – ролевой игры в развитии связной речи детей. Наполняется словарный запас, рассказывание детей становится самостоятельным и целенаправленным, речь носит активный характер и т. д.