"Трансформируемость пространства в детском саду"

кобзева ирина сергеевна

      Трансформирование ― это процесс действия.

     Трансформировать ― это значит превращать, преобразовывать, изменять вид, модифицировать, свойства чего-либо или кого-либо. В дошкольном учреждении процесс воспитания и обучения тесно связан с процессом трансформирования окружающего пространства

     Федеральные государственные образовательные стандарты предъявляют требования к развивающей предметно-пространственной среде: Трансформируемость пространства - возможность изменений предметно–пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. При организации непосредственно-образовательной деятельности нужно использовать мобильный материал, который постоянно варьируется, видоизменяется, что позволяет обогатить сюжеты игр, разнообразить образовательное пространство группы. Предметы и игрушки, которыми действует ребёнок, не просто объекты его внимания, а средства общения с взрослыми и детьми. Принцип трансформируемости среды в группах реализуется с помощью изменяемости в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, реализуемой образовательной программы Развивающая среда группового помещения детского сада выступает значимым фактором для развития личности ребенка. Многие исследователи справедливо отмечают, что пространство группы должно стать полифункциональным, трансформируемым и динамичным.

     Отправив малыша в сад, он первое время будет испытывать дискомфорт. Это объясняется тем, что он привык к определенной окружающей среде. Главная задача воспитателей – это создать все условия для быстрой адаптации в дошкольном учреждении. Это осуществляется с помощью зонирования помещений, их грамотного обустройства. Мы укажем, по каким принципам действуют воспитатели, чтобы создать хорошие условия для развития, воспитания дошкольников:

     Группы – это небольшие помещения. Нужно рационально использовать каждый метр. При оформлении чаще всего применяется кассетная система. Суть ее в том, что создаются отдельные блоки для развлечения и развития детей. Их оборудования, материалы могут легко трансформироваться, создавать новые условия. Таким образом, зоны в группе детского сада будут время от времени объединяться или же отделяться. Это позволит воспитанникам заниматься интересными им делами; по принципу соответствия возрасту – важный момент.

--- Каждая возрастная категория имеет свои особенности. Их нужно учитывать. Самым маленьким будет сложно адаптироваться в новой среде, поэтому, оформления помещений не должны часто сменяться. Такие места должны быть снабжены только развивающими материалами и оборудованием. Лишние детали следует убрать, чтобы они не отвлекали внимание детей. К тому же, обстановка должна помогать развивать сенсорные способности.

--- Для ребят от 4 до 5 лет нужно подготовить пространство, наделенное самыми разнообразными играми и развлечениями.

--- Для дошкольников старшего возраста нужно создать условия, в которых они смогут самовыразиться, утвердиться. Оформление обязано ориентироваться на интересы этого возраста; по гендерному принципу. Мальчики и девочки по-разному воспринимают окружающий мир. Это нужно учитывать при обустройстве групп. К тому же между детьми разного пола есть физические различия, поэтому гендерный принцип разделения особо уместен при делении детских спален, душевых, туалетных зон; по принципу эстетичности – созданные воспитателем уголки должны притягивать внимание детей, вызывать у них интерес. Дошкольники должны чувствовать удобство, комфорт, эстетическое наслаждение. Любая проведенная воспитателем работа позволит каждый раз по новому трансформировать (разнообразить)  предметно-развивающую среду группы.

     Также, реализация проектирования предметно – развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС помогает сделать вашу группу привлекательной для детей, они станут более инициативными, самостоятельными. Дети станут более коммуникативны как в игровой, так и в познавательной  деятельности, у них не будет затруднений в выборе рода занятий. Подобная организация пространства создаёт возможность для реализации права детей на свободный выбор вида деятельности. Лучшей оценкой работы воспитателя является фраза ребенка: «Мама, зачем ты так рано пришла за мной, я еще не хочу идти домой! ».

     Развивающая среда не может быть построена окончательно. При организации предметно-пространственной среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность всех участников образовательного процесса. Дальнейшая работа предполагает осуществление поиска инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды в ДОУ, а так же развитие интереса родителей к указанной проблеме и мотивирование стремления к взаимодействию.