«КАК ПРОДУКТИВНО, НО БЕЗ ПЕРЕГРУЗОК ЗАНИМАТЬСЯ ДОМА»

Габелок Елена Юрьевна

«КАК ПРОДУКТИВНО, НО БЕЗ

 ПЕРЕГРУЗОК ЗАНИМАТЬСЯ ДОМА»

(советы учащимся и родителям)

 

Начать хочу с того, что домашние занятия на фортепиано, как и всякий труд, должны быть регулярными, ежедневными. Именно система в домашней работе приведет в дальнейшем к хорошим результатам, к достижению поставленной цели.

Но как добиться результата, не перегружая при этом детский организм? Как сделать домашние занятия продуктивными при небольших физических и психических затратах?

 Допустим, что нужно сделать для того, чтобы выучить заданный на дом отрывок из музыкального произведения за минимальное время и с минимальными усилиями? Прежде всего, необходимо с полной концентрацией внимания, очень вдумчиво  прорабатывать небольшие элементы, представляющие сложность в течение 20 минут, а затем отложить это произведение до следующего дня. На следующий день – повторить эту процедуру в таком же объеме и опять отложить произведение до завтра. И так несколько дней подряд, пока трудные места не будут выучены абсолютно безошибочно. Все это потребует от вас регулярности и невероятной дисциплины.

Например, вы решили заниматься по 3 часа в день. Вот эти 3 часа и надо разбить на несколько подходов по 20 минут. Будет неверным, если вы скажете себе: « Сегодня я буду работать только над тактами 1-24 нового произведения» и сделаете 10 подходов к инструменту, разучивая один и тот же фрагмент. К сожалению, это будет пустая трата времени. Здесь данный метод результата не даст. Самое лучшее, что можно сделать в данной ситуации – в каждый из подходов разучивать разные отрывки. И здесь совершенно не важно, - работаете ли вы над частью произведения в течение 20 минут, или в течение 5 часов. Так, как то, что получилось за 20 минут, - это лучшее, что может быть сделано сегодня. И обязательно нужен ночной сон, перед тем, как повторить репетицию снова.

    Конечно, для того, чтобы заниматься подобным образом, нужно держать в голове план. Надо быть уверенным в том, что все, чем вы занимаетесь при каждом подходе, к концу недели сложится в какой-то результат. Это и есть тот самый простой секрет всех пианистов, которые способны наработать огромный репертуар в небольшие сроки.

    Хочу сказать отдельно несколько слов об этом 20-минутном подходе. Здесь важно понимать, что за эти 20 минут необходимо полностью овладеть разучиваемым материалом. Если вы не успеваете это сделать за отведенное время, значит, разучиваемый отрывок, выбранный для работы, слишком велик для вас. Следует уменьшить его вдвое.

  Большинство людей выбирают отрывки, которые больше, чем они могут выучить. Это приводит к многочасовым упражнениям, в конце которых нет заметных улучшений. Появляется усталость, а то и боли в руках или спине, что плохо.

  Могу предложить другой вариант домашних занятий, который можно комбинировать с 20-минутными подходами.

  Выберите для разучивания музыкальный отрывок и повторите его 7-10 раз. Если после 7-10 раз вы его еще не выучили, то это значит, что отрывок слишком большой. Вместо того, чтобы повторять его бесконечно большое количество раз, как делают многие,  поступите умнее – уменьшите его. Проиграйте еще 7-10 раз. Не запомнили? Еще уменьшите. Некоторые пассажи требуют того, чтобы вы укоротили их лишь до 2-3 нот. Любой ребенок выучит 2-3 ноты после 7-кратного повторения. А после того, как все получилось, можно переходить к следующему отрывку.

     При разучивании нового произведения можно выделить 3 основных этапа:

  1. Исследование.

Посмотрите на произведение, проанализируйте его, выделив сложные места. Если есть возможность – прослушайте его в чьем-либо исполнении. Разберите произведение на отрывки, которые будете изучать за один подход. Определите для каждого отрывка наиболее удобную на ваш взгляд аппликатуру, используя простейшие аппликатурные принципы.

  1. Овладение техникой.

Разучивайте отрывки, на которые разбили произведение. Занимайтесь осознанно, а не автоматически. Главная цель этапа – выработать правильные движения, запомнить правильную расстановку пальцев и перенести это в подсознание, а затем выработать автоматизм, чтобы движения стали плавными и естественными.

На этом этапе вы упражняетесь на небольших отрывках, сначала отдельно каждой рукой, затем соединяете руки, при этом используете различные приемы для облегчения и ускорения процесса.

К концу этапа вы должны знать произведение так, чтобы играть правильные ноты в правильном ритме. Счет вслух на этапе усвоения ритма для каждого учащегося обязателен!

  1. Работа над музыкальностью и выразительностью исполнен

К этому этапу относится работа над фразировкой, интонацией и динамикой. Что такое фразировка?

Музыкальное произведение, как и человеческая речь, делится на части, предложения, фразы. На уроке педагог обязательно объясняет строение изучаемого произведения, разбирая его форму. Ясное понимание фразировки важно  при его изучении.

Музыка, как и человеческая речь, имеет разные интонации. Каждая фраза в произведении задумана композитором так, чтобы передать иногда вопрос, иногда утверждение, иногда восклицание. Работа над верной интонацией предельно важна.А что такое динамика? И так ли уж необходимо играть с динамическими оттенками? Конечно, необходимо! Музыка, как и окружающий мир, имеет различные краски. Передать их – наша с вами задача. Без динамических оттенков исполняемая музыка прозвучит скучно и серо, даже если будет сыграна предельно технично.

  Эти 3 этапа разучивания нового произведения неотделимы друг от друга. Один этап готовит базу для следующего. Хотя, может получиться так, что на 2-м этапе выяснится, что расстановка пальцев и движения, которые вы предполагали на 1-м этапе, недостаточно верны. Придется заняться их корректировкой. Второй этап – технический. Но и здесь не следует полностью забывать о выразительности исполнения, не дожидаясь 3-го этапа.

От души желаю вам успехов в освоении нового!

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«КАК ПРОДУКТИВНО, НО БЕЗ

 ПЕРЕГРУЗОК ЗАНИМАТЬСЯ ДОМА»

(советы учащимся и родителям)

  Начать хочу с того, что домашние занятия на фортепиано, как и всякий труд, должны быть регулярными, ежедневными. Именно система в домашней работе приведет в дальнейшем к хорошим результатам, к достижению поставленной цели.

    Но как добиться результата, не перегружая при этом детский организм? Как сделать домашние занятия продуктивными при небольших физических и психических затратах?

     Допустим, что нужно сделать для того, чтобы выучить заданный на дом отрывок из музыкального произведения за минимальное время и с минимальными усилиями? Прежде всего, необходимо с полной концентрацией внимания, очень вдумчиво  прорабатывать небольшие элементы, представляющие сложность в течение 20 минут, а затем отложить это произведение до следующего дня. На следующий день – повторить эту процедуру в таком же объеме и опять отложить произведение до завтра. И так несколько дней подряд, пока трудные места не будут выучены абсолютно безошибочно. Все это потребует от вас регулярности и невероятной дисциплины.

Например, вы решили заниматься по 3 часа в день. Вот эти 3 часа и надо разбить на несколько подходов по 20 минут. Будет неверным, если вы скажете себе: « Сегодня я буду работать только над тактами 1-24 нового произведения» и сделаете 10 подходов к инструменту, разучивая один и тот же фрагмент. К сожалению, это будет пустая трата времени. Здесь данный метод результата не даст. Самое лучшее, что можно сделать в данной ситуации – в каждый из подходов разучивать разные отрывки. И здесь совершенно не важно, - работаете ли вы над частью произведения в течение 20 минут, или в течение 5 часов. Так, как то, что получилось за 20 минут, - это лучшее, что может быть сделано сегодня. И обязательно нужен ночной сон, перед тем, как повторить репетицию снова.

    Конечно, для того, чтобы заниматься подобным образом, нужно держать в голове план. Надо быть уверенным в том, что все, чем вы занимаетесь при каждом подходе, к концу недели сложится в какой-то результат. Это и есть тот самый простой секрет всех пианистов, которые способны наработать огромный репертуар в небольшие сроки.

    Хочу сказать отдельно несколько слов об этом 20-минутном подходе. Здесь важно понимать, что за эти 20 минут необходимо полностью овладеть разучиваемым материалом. Если вы не успеваете это сделать за отведенное время, значит, разучиваемый отрывок, выбранный для работы, слишком велик для вас. Следует уменьшить его вдвое.

    Большинство людей выбирают отрывки, которые больше, чем они могут выучить. Это приводит к многочасовым упражнениям, в конце которых нет заметных улучшений. Появляется усталость, а то и боли в руках или спине, что плохо.

    Могу предложить другой вариант домашних занятий, который можно комбинировать с 20-минутными подходами.

    Выберите для разучивания музыкальный отрывок и повторите его 7-10 раз. Если после 7-10 раз вы его еще не выучили, то это значит, что отрывок слишком большой. Вместо того, чтобы повторять его бесконечно большое количество раз, как делают многие,  поступите умнее – уменьшите его. Проиграйте еще 7-10 раз. Не запомнили? Еще уменьшите. Некоторые пассажи требуют того, чтобы вы укоротили их лишь до 2-3 нот. Любой ребенок выучит 2-3 ноты после 7-кратного повторения. А после того, как все получилось, можно переходить к следующему отрывку.

     При разучивании нового произведения можно выделить 3 основных этапа:

  1. Исследование.

Посмотрите на произведение, проанализируйте его, выделив сложные места. Если есть возможность – прослушайте его в чьем-либо исполнении. Разберите произведение на отрывки, которые будете изучать за один подход. Определите для каждого отрывка наиболее удобную на ваш взгляд аппликатуру, используя простейшие аппликатурные принципы.

  1. Овладение техникой.

Разучивайте отрывки, на которые разбили произведение. Занимайтесь осознанно, а не автоматически. Главная цель этапа – выработать правильные движения, запомнить правильную расстановку пальцев и перенести это в подсознание, а затем выработать автоматизм, чтобы движения стали плавными и естественными.

На этом этапе вы упражняетесь на небольших отрывках, сначала отдельно каждой рукой, затем соединяете руки, при этом используете различные приемы для облегчения и ускорения процесса.

К концу этапа вы должны знать произведение так, чтобы играть правильные ноты в правильном ритме. Счет вслух на этапе усвоения ритма для каждого учащегося обязателен!

  1. Работа над музыкальностью и выразительностью исполнения.

     К этому этапу относится работа над фразировкой, интонацией и динамикой. Что такое фразировка?

Музыкальное произведение, как и человеческая речь, делится на части, предложения, фразы. На уроке педагог обязательно объясняет строение изучаемого произведения, разбирая его форму. Ясное понимание фразировки важно  при его изучении.

Музыка, как и человеческая речь, имеет разные интонации. Каждая фраза в произведении задумана композитором так, чтобы передать иногда вопрос, иногда утверждение, иногда восклицание. Работа над верной интонацией предельно важна.

А что такое динамика? И так ли уж необходимо играть с динамическими оттенками? Конечно, необходимо! Музыка, как и окружающий мир, имеет различные краски. Передать их – наша с вами задача. Без динамических оттенков исполняемая музыка прозвучит скучно и серо, даже если будет сыграна предельно технично.

    Эти 3 этапа разучивания нового произведения неотделимы друг от друга. Один этап готовит базу для следующего. Хотя, может получиться так, что на 2-м этапе выяснится, что расстановка пальцев и движения, которые вы предполагали на 1-м этапе, недостаточно верны. Придется заняться их корректировкой. Второй этап – технический. Но и здесь не следует полностью забывать о выразительности исполнения, не дожидаясь 3-го этапа.

От души желаю вам успехов в освоении нового!