Литература по хореографии

Габелок Елена Юрьевна

Предварительный просмотр:

История развития джаз-танца

Соединенные Штаты Америки привнесли в мировую хореографическую эволюцию два художественных элемента: свободный танец Айседоры Дункан и афро-американский джазовый танец. Последний был привезен неграми - рабами из Африки, исторически сложился и эволюционировал именно в США. Художественная особенность джазового танца - совершенная свобода движений всего тела танцора и отдельных частей тела как по горизонтали, так и по вертикали сценического пространства. Джазовый танец - это прежде всего воплощение эмоции танцора, это танец ощущений, а не формы или идеи, как это происходит в танце-модерн.

Джаз как художественное явление - это результат столетней эволюции игры на ударных инструментах негритянских племен Африки. Каждой негритянское племя имеет свой собственный набор танцев с определенными ритмами для каждого конкретного случая. Ритмы меняются даже в зависимости от времени года и четко дифференцированы. Чтобы полностью исполнить многие из них, требуется более четырех часов.

В течение трехсот лет с XVI до XIX века черных рабов везли из Африки в страны Латинской Америки и США. Попав в Америку, они достаточно быстро восстанавливали свои праздники и обычаи. Но, приспосабливаясь, вместо барабанов черное население Америки использовало хлопки в ладоши и выбивание ритма ногами. Если в Африке обычаи, праздники, танцевальные и песенные ритмы были свои у каждого племени, в Америке они смешались в единое целое.

Одновременно шел и другой процесс. Поскольку основной контингент населения США состоял из ирландских, шотландских и английских переселенцев, то танцы именно этих национальных культур были важной составной частью искусства и повседневной жизни. Эти танцы можно разделить на две большие группы. К первой принадлежали так называемые кантри данс, т.е. сельские танцы, носившие фольклорный характер и исполняемые группой или дуэтом. Ирландские танцы джиг и клог исполнялись в специальной деревянной обуви, с помощью которой выстукивался ритм. Ко второй группе танцев, популярных в это время, относились бальные танцы - менуэт в XVIII веке, котильон, контрданс, кадриль и галоп в XIX в.

Эти два направления культуры - европейское и негритянское - в Новом Свете оказывали влияние друг на друга и в конце концов ассимилировались. Таким образом, можно сделать вывод, что процесс зарождения джазового танца как направления происходил на основе африканской культуры, т.е. ритмов и танцев фольклорного характера, на которые накладывались различные наслоения: этнические, религиозные, эстетические, геополитические.

В 1830 году в театре города Луисвиль Томас Дартмунд Райс поставил спектакль, в котором принял участие знаменитый черный танцор того времени - Уильям Хенри Лейн. Это был первый чернокожий исполнитель, чье имя сохранила история джазового танца.

Черных актеров стали допускать на сцену только после окончания в 1865 году Гражданской войны в США. Однако черных трупп было очень мало, и, чтобы завоевать симпатии белых зрителей, они должны были показывать себя только в отрицательно-ироническом стиле, поэтому в основном получили развитие такие жанры сценического искусства, как скетч, водевиль и комедия. Именно в этих жанрах стал развиваться джазовый танец как танец театральный, составляющий единое целое с пением и музыкой. Этот путь развития привел в XX веке к появлению такого типично американского жанра как мюзикл.

Единственной для черного исполнителя возможностью попасть на сцену было участие в танцевальных конкурсах, которые имели огромную популярность в то время. Излюбленными конкурсными танцами являлись «Джиг» и Кейкуок». Первый был сольным танцем, второй - парным. Зачастую танцоры держали на голове стакан с водой, а белые зрители заключали пари, у кого из танцующих в конце соревнования останется большее количество воды.

Хотя черные исполнители получили доступ на профессиональную сцену, однако существовало мнение, что «черный» танец - это от-дельные нелогичные и неумелые движения. С течением времени и белые танцоры стали понимать очарование и сложность танца этого направления. Одним из первых исполнителей негритянского танца стал Джордж Примроуз, творческая карьера которого началась в 1867 году.

.В промежутке между 1890 и 1916 годами происходит настоящий взрыв популярности «черных» танцев и в области бытового танца. Их танцует весь Новый и Старый Свет. К этому же времени относится появление слова «джаз» и «джазовый танец». Это слово происходит от многих корней, но исследователи склоняются к тому, что оно употреблялось неграми и как существительное и как глагол. В качестве существительного оно переводится как «сила, порывистость, экстаз». А в качестве глагола - «возбуждать, активизировать, восхищать».

1917-1930 годы - вершина развития джазового танца. «Черный» танец и музыка становились неотъемлемой частью музыкальных спектаклей на Бродвее и в Гарлеме.

Джазовый танец, пройдя путь от бытового, фольклорного танца через сценический, театральный танец, постепенно становился особым видом танцевального искусства.

В 30-е годы интерес к джазовому танцу несколько угасает. Это вызвано тем, что «черное» искусство было чисто развлекательным.

В 1931 году Хемсли Уинфилд основал «Негритянский театр искусств», прима-балериной которого была Эдна Гэй. Она создала новый стиль танца, объединивший африканскую пластику и достижения танца-модерн.

В 1933 Дорис Хамфри создала хореографию негритянской оперы «Бегите маленькие дети». Это была первая попытка создать серьезное произведение на основе негритянского искусства.

Но наиболее известным хореографом, танцовщицей, писателем, этнографом и антропологом была Кэтрин Данхэм - человек, которому джазовый танец обязан теорией и методикой. Глубоко изучив историю и конкретно африканские народные танцы, она включила их элементы в свою хореографию. Можно с уверенностью назвать точную дату превращения «черного» танца в сценическое искусство. Это 18 апреля 1940 года, когда Кэтрин Данхэм представила в Нью-Йорке свою первую джазовую постановку «Тропики и горячий Джаз» с подзаголовком «От Гаити до Гарлема». Затем работа Данхэм в Голливуде, и в 1943 году вновь бродвейская постановка - «Тропическое ревю». В 1945 году в Нью-Йорке Данхэм открыла школу, где экспериментировала в области методики и теории преподавания джазового танца.

Огромную роль джазовый танец сыграл в истории развития мюзикла. В 30-40-е годы происходит процесс художественной эволюции мюзикла. Его тематика становится разнообразной, возрастает хореографическое богатство его выразительных средств. Постановщиками спектаклей становятся известные и талантливые балетмейстеры Дж Баланчин, X Хольм, А де Милль, Дж Роббннс.

К концу 60-х годов джаз-танец прочно занял свое место в ряду направлений современной хореографии. Его применение было достаточно широко: бытовой танец, танец театральный, танец кино, и, наконец, чисто хореографические спектакли, созданные языком джазового танца. Будучи «открытой» системой, джазовый танец в своих исканиях обращается к средствам выразительности других систем и направлений танца, вбирая в себя достижения, открытые танцем-модерн, классическим танцем, народной хореографией и другими направлениями танцевального искусства.

Вопросы:

  1. Откуда берет свое начало джаз-танец? На основе слияния каких танцев возникают первые джазовые танцы?
  2. В каком году «негритянский» танец переродился в «сценическое» искусство?
  3. В какой период времени происходит бурное развите и эволюция мюзикла? Назовите известных постановщиков мюзиклов того времени.



Предварительный просмотр:

Выразительные средства и художественные особенности джазового танца.

Джазовый танец – это, прежде всего, воплощение эмоций танцора, это танец ощущений, а не формы или идеи. Джаз-танец очень энергичен и завораживает зрителей своей силой и активностью.

Художественная особенность джазового танца – совершенная свобода движений всего тела танцора и отдельных частей тела, как по горизонтали, так и по вертикали сценического пространства.

Джазовый танец как художественное явление, результат столетней эволюции игры на ударных инструментах племен Африки.

В течение трехсот лет, с 16 до 19 века, черных рабов везли из Африки в страны Латинской Америки и США. Попав в Америку, они достаточно быстро восстанавливали свои праздники и обычаи.

Одновременно шел и другой процесс. Поскольку основной контингент населения США состоял из ирландских, шотландских и английских переселенцев, то танцы именно этих национальных культур были важной составной частью искусства и повседневной жизни. Эти танцы можно разделить на две большие группы. К первой принадлежали так называемые "кантри данс", т. е. сельские танцы, носившие фольклорный характер и исполняемые группой или дуэтом. Ирландские танцы "Джиг" и "Клог" исполнялись в специальной деревянной обуви, с помощью которой выстукивался ритм. Ко второй группе танцев, популярных в это время, относились бальные танцы - менуэт в XVIII веке, котильон, контрданс, кадриль и галоп в XIX веке.

Эти два направления культуры - европейское и негритянское - в Новом Свете оказывали влияние друг на друга, и в конце концов ассимилировались. Таким образом, можно сделать вывод, что процесс зарождения джазового танца как направления происходил на основе африканской культуры, т. е. ритмов и танцев фольклорного характера, на которые накладывались различные наслоения; этнические, религиозные, эстетические, геополитические.

Огромную роль джазовый танец сыграл в развитии мюзиклов. В 30-40 годы происходит процесс художественной эволюции мюзикла (разновидность тематики, хореографическое богатство его выразительных средств).

К концу 60-х годов джаз-танец прочно занял свое место в ряду направлений современной хореографии. Его применение было достаточно широко: бытовой танец, танец театральный, танец кино, и, наконец, чисто хореографические спектакли, созданные языком джазового танца. Будучи "открытой" системой, джазовый танец в своих исканиях обращается к средствам выразительности других систем и направлений танца, вбирая в себя достижения, открытые танцем-модерн, классическим танцем, народной хореографией и другими направлениями танцевального искусства. В результате начался процесс слияния основных школ современной хореографии и возникло новое художественное явление - модерн-джаз танец.

В последствии появляются такие стили современные направления как: бродвей, лирикал–джаз, бдюз, хип-хоп и др.

Бродвей – Бродвейский джаз предполагает исполнение танцевальных номеров из известных мюзиклов. Это очень энергичный, завораживающий и эмоциональный стиль.

Лирикал-джаз этот стиль обычно ориентирован на плавные открытые линии тела, он сходен с балетом своим потоком грациозных движений, в них можно угадать мягкую, но уверенную точности и изящество кошки. Исполняться может дуэтом. Движения полны резкости и плавности одновременно, что является характерной чертой данного стиля.

Блюз отличается медленным течением языка движений, это ощущение глубокого падения, змеиная пластика то вьется, то спускается, эмоционально оплакивая угнетенное настроение религиозных негритянских песен.

Хип-хоп - переводится как «мелко прыгать», соответственно и сам танец характеризуется большим количеством разнообразных прыжков. В хип-хоп танцах движения тела полностью подчинены музыкальному биту, поэтому они могут быть мягкими и расслабленными или же наоборот резкими и агрессивными. Отличительным моментом хип-хоп танцев является то, что большинство используемых движений обращено в пол, поэтому ноги всегда немного расслаблены, а корпус посажен достаточно низко.

Но наиболее известным хореографом, танцовщицей, писателем, этнографом и антропологом была Кэтрин Данхэм - человек, которому джазовый танец обязан теорией и методикой. Можно с уверенностью назвать точную дату превращения "черного" танца в сценическое искусство. Это 18 апреля 1940 года, когда Кэтрин Данхэм представила в Нью-Йорке свою первую джазовую постановку "Тропики и горячий Джаз" с подзаголовком "От Гаити до Гарлема".

Позиции рук:- 1ая;- 1ая развернутая;-c 2 по 8

- L-position;

- S-position;

- V-position;

- египетские позиции  (позиции рук ЛестераХортона).

Положения кистей и рук:

- подготовительное положение;

- baseuallbat – бейсбольная бита

- bird - птичка

- bow and arrow – лукистрелы

- cap - чашечка

- finger fan – щелчок

- flex – сокращенное

- jazzhand – растопыренные пальцы

- jerkposition – на бедрах

- locomotor – вращение в локтях

- point - натянутое

- press-position – локтями в живот

- shampoo – от уха до уха

- windmill – вращение плеч

- wistpon – вращение кистей

Позиции ног:

- выворотные;

- параллельные;

- prance (9);

- bruch (9);

- wide position.

Положения:

- flex-сокращ;

- in position-закрытый;

- point-натянут;

- out position-открытый.

Основные шаги:

- camel walk-верблюд;

- catch step-со сменой позиции;

- chicken walk-цыплят;

- grape wine-виноградная лоза;

- flat step-на всю стопу;

- point step-сноска;

- rill step-с пятки;

- square-по квадрату;

- step ball change-шаг с киком;

- touch step-шаг приставка;

- triplet-3шага.

Вращения:

- подготовка к jazz turn;

- подготовка к stretch turn;

- attitude turn;

- compass turn-циркуль;

- corkscrew turn-штопор;

- jazz turn-перуэт в плие;

- knee turn-на коленях;

- pencil turn-карандаш;

- stretch turn-перуэт;

- tour chaine’s- шене.

Прыжки:

- frog jump-по 1;

- hitch kick-па де ша;

- hop-на одной;

- jump-на двух;

- leap 1 на 2;

- stag-олень;

- pas chasse.

Наклоны и изгибы торса:

- body roll-волна;

- contraction (curve-contraction-от лопаток,deep contraction-от копчика)-сжатие;

- deep body bend-диагональ в пол 45;

- flat back-90;

- jack knife-собака;

- low back-округленная спина;

- release (high release-высокое,release, arch-арка)-раскрытие;

- roll down-скручивание вниз;

- roll up-наверх;

- side stretch-сжатие боковых мышц;

- scoop-кошка.

Основные движения, положения, стойки:

- airplane-вращение в плече;

- battement tendu (КТ);

- battement tendu jete (КТ);

- bounce-раскачивание;

- bridge-мост;

- bruch- расеска;

- developpe (КТ);

- drake-оттяжка

- drop-сброс;

- finger fan-щелчок;

- fan kick-гранд ронд по воздуху;

- grand battement jete (КТ);

- hinge-наклон назад от колена;

- hip foll-падение бедра;

- hip lift-подъем бедра;

- horse show-лошадиный хвост;

- jelly roll-тряска бедер;

- kick-пинок;

- layout-нога на 90,нога и тело на одной линии;

- locomotor;

- pas degage (КТ);

- passé (КТ);

- plie (demi/grand) (КТ);

- prance-переход с пятки на носок;

- releve (КТ);

- shimmy-восьмерка таза;

- shampoo-обвиваем голову;

- shoulder stand-стойка на лопатках;

- spiral-скручивание в одну сторону;

- sundari-движение головой;

- suri le cou-de-pied (КТ);

- swivel-круговое движение бедер;

- thrust-резкий рывок груд клетки;

- tilt-угол, торс откланяется;

- twist-скручивание торса;

- windmill- ветряная мельница;

- wist pon-вращение кисти.

Понятия:

- across the floor-кросс;

- swing ((9):flat back swing, roll swing, release swing)-раскачивание любой части тела;

- stretching-растягивание;

- warming up-разогрев.

Вопросы:

  1. Что такое лирикал джаз? Какие его особенности?
  2. Перечислите основные (базовые) вращения джаз-танца.
  3. Кто является основателем первой методики по джаз-модерн танцу?


Предварительный просмотр:

Хореографическая культура Молдавии. Классификация молдавских народных танцев.

Танцевальное искусство Молдавского народа – одна из ярких страниц молдавской хореографии. Танцы, как правило, исполняются в быстром темпе и по тому свободное владений движениями – обязательное условие, без которого нельзя передать характер танца этого темпераментного народа. Бытовые танцы – своеобразное явление хореографической культуры Молдавии. Бытовые танцы можно разделить на бессюжетные и сюжетные. В бессюжетных танцах, (хора, сырба, молдовеняска, бетута) сильно выражена эмоциональная энергия молдавского народа. Сюжетные танцы подразделяются на тематические группы: трудовые (поама, коаса), героические, посвященные женщине(параскица), явлениям природы (вынтул – ветер), цветам и растениям, животным и птицам, сатирические. Устойчивость рисунка Молдавских танцев позволяет разделить их на 4 группы: 1. Типа хоры (круговые танцы), танцующие держатся друг за друга за кисти рук или за плечи. 2. Типа бреул - основным рисунком является линия или полукруг, танцующие держат друг друга за пояса или плечи. 3. Ынвыртиты - исполняется парами или небольшими группами. 4. Танцы смешанного типа, которым свойственны рисунки 3- х предыдущих групп. Основные движения: шаг через каблук на встречу друг другу, ход трясучка, дорожка, подбивка в сторону, ножницы, голубцы.

Жок - танец солнца, движения танца обращены к солнцу (подскоки, подбивки, галоп, вращения в парах, ронды в припадании, дорожка, па де буре, молдавский ключ, соскоки с каблука и полупальцев).

Жок, народные гуляния с танцами (от лат.jocus-игра, забава) употребляют со вторым словом «жокбэтренск» - старинный танец, «жок де глумэ» -шуточный танец. Жок - народное гуляние, по традиции происходило в каждом селе на определенном месте - на площади, в поле, у мельницы. Жок устраивала группа парней, они собирали деньги и нанимали музыкантов. В праздничные дни жок обычно длился с утра, до позднего вечера. Путешественникам, посещавшим Молдавию в разное время, жок напоминал своеобразный сельский бал. Нередко жок начинался общим танцем типа хоры, причем в каждом районе и даже селе, исполняли свои, неповторимые по стилю и манере танцы.

Существую такие танцы как: Коаса - коса, построенная на движениях косарей, Поама - виноград, отображен процесс приготовления вина, Чебеняска - танец чабанов-пастухов, имеет две части: 1. Грустная, передает горе пастуха, потерявшего своих овец, исполняется под звуки протяжной, печальной песни (дойны), которую пастух играет на флуере (свирель). 2. Радостная, изображает ликование пастуха нашедшего овец. Сырбатрийчоконе - танец в три молотка, с периодически повторяющимися тремя притопами. Любое движение заимствованное у другого народа, приобретает национальную окраску. Своебразный характер имеют танцы исполняемые во время народной свадьбы. Заводят медленный, торжественный  танец хоровод типа (хора, оляндра). Повседневные танцы (малдовеняска, букурея). Молдовеняска - танцующие становятся в круг и кладут руки друг другу на плечи, под живую темпераментную музыку, круг продвигается то вправо, то влево. Один из участников руководит танцем, неожиданно сменяет ходы, движения, иногда придумывает новые замысловатые коленца. Национальные черты танца - задор, стремления, жизнерадостность, характерны неожиданные повороты наклоны корпуса, прыжки, общий выкрик -у-ха-ха. Сырба - отличается быстрым темпом, синкопированным ритмом, резкими акцентами. Положения рук - на поясе, в 3-ей позиции, кисти вовнутрь, одна рука на поясе, вторая рука в 3-ей позиции или на затылке. В паре- за талию, крест накрест впереди и сзади, на плечи, лицами друг к другу, под рукой в третье позиции шаг с каблука, парное вращение, бег с одной ноги, шаги с подскоком.

  1. На основе чего возникали рисунки, лексика и образы молдавских народных танцев?
  2.  Перечислите основные народные танци Молдавии
  3. Какие существуют женские народные молдавские танцы? Что характерно длоя женского молдавского танца?


Предварительный просмотр:

Хореографическая культура Украины. Общая характеристика. Основные украинские танцы.

Истоки Украинских танцев в древних восточных славянских трудовых песнях, играх, обрядах. В танцах отражается героизм народа, его творческий труд. Поражают своей жизнерадостностью и красочностью. В Украинских танцах встречается много общего с хореографией других славянских народов. Это проявляется в схожести лексики положений рук в танце, в деталях костюма, в музыке. Условно украинские танцы можно разделить на три основных вида: хороводы, бытовые, сюжетные. К хороводам относятся танцы и игры, зависящие от времен года (веснянки, метелицы, зеленый шум, ходит гарбуз по городу).

Основные этнографические зоны:

- Карпатские горы (гуцулы)

- Запорожская сечь («Казак», «поединок»)

 Хоровод, обычно построенный на медленных плавных движениях. В хороводе девушки то образовывают общий круг, то разбиваются на отделные маленькие кружки, то идут змейкой. Часто в хороводы вводятся цветы, венки, ветки хмеля, рушники, клубочки. «Метелица» - в песнях сопровождавших хоровод, - быстрых вихревых, со стремительным и четким ритмом, играющие или дразнят зиму или провожают ее. Хоровод Метелицы построен на 1,2 не сложных движениях. Ведущая пара увлекает за собой всю вереницу танцующих, то по кругу, то восьмеркой, то улиткой, а иногда закручивает всех в сугроб, скученный в центре.

Такие танцы как гонте, гопак и казачек раньше являлись демонстрацией мужества, ловкости, умения владеть оружием. В наше время чисто мужской гопак исполняют вместе юноши и девушки.

К бытовым танцам относятся польки, кадрили, казачки, гуцулки, коломийки. Среди сюжетных много трудовых – бондарь, лесорубы, рукодельница. В зависимости от содержания танца, в нем не редко используются венки ленты, воинские сабли, топорики. В обрядовых используют рушники, хлеб – соль, подарочные платки.

Основные танцы: шевчик, кравчик, аркан (закарпатская украина) Перепилко, заинька, лисонька.

Вопросы:

  1. Перечислите основные этнографические зоны Украины.
  2. Какие украинские танцы являются демонстрацией мужества, мужской силы? (Перечислите названия)
  3. Какие реквизиты часто используются в женских украинских народных танцах?


Предварительный просмотр:

Болгарские танцы

Консультанты: Евгения Горанова-Тодорова, Иван Тодоров, Дмитрий Ценов

Болгары по праву гордятся своими народными плясками. Они так же красивы и ярки, как и природа этой страны. Их энергичные и быстрые движения и ритмы словно пронизаны горячим южным солнцем, ароматом садов и розовых плантаций. Болгарский народ бережно хранит свое танцевальное искусство, совершенствует его формы, придает старинным пляскам новое содержание, близкое современному человеку. Пятьсот лет Болгария была под турецким игом. Оккупанты всячески стремились приостановить духовное развитие болгарского народа, разрушали памятники национальной культуры. В суровую эпоху турецкого владычества танец особенно способствовал сближению людей; вероятно, поэтому в болгарской народной хореографии преобладают формы массового танца. В песнях и плясках болгары выражали свои сокровенные чаяния, мечты, запечатлевали в художественной форме важнейшие жизненные события. Не счесть танцевальных мелодий и ритмов болгарского народа. В каждой области, в каждом селе есть свои самобытные мелодии, являющиеся душой танцев. Во времена седой старины возникли танцы, сопровождающиеся пением. До сих пор многие болгарские танцы исполняются под двухголосое или хоровое пение. На югозападе страны женские танцы иногда сопровождает вокальное трио. Одна из участниц ведет основную мелодию, две другие вторят ей засурдиненным звуком. Болгарские танцы отличаются сложностью и прихотливостью ритмо-метрического рисунка. Для многих из них характерно несовпадение музыкальной и танцевальной фразы. Рядом с такими музыкальными размерами, как 2/4 и 4/4, существуют и так называемые несимметричные— 5/s, 7/8, 9/8 и т. д. Эти особенности болгарской танцевальной музыки свидетельствуют о ее связи с древней фракийской музыкальной культурой. Если взять как пример размер 7/8, то мы увидим, что такт имеет три доли: в одном случае может быть удлиненной первая доля J ] ] п Г ~ 1 раз два три раз два раз два в другом случае может быть удлиненной третья доля раз два раз два раз два три. Сложные ритмы способствовали обогащению пластики болгарского танца. Танец в Болгарии — самый распространенный и любимый вид народного творчества. В обрядовых, карнавальных, календарно-праздничных и трудовых танцах выражены темперамент, вкус, изобретательность болгарского народа. Танцы эти не сложны по композиционно-пространственному рисунку, но у них удивительно красивы, 9 разнообразны и технически сложны движения ног. Наиболее распространенными плясками издавна считаются «хора» и «рыченицы». «Хора» — массовые танцы. Они могут исполняться любым количеством участников. «Хора» могут быть мужскими, женскими и смешанными. Для них характерны ходы по кругу, линиями, зигзагами, движения вперед и назад, из стороны в сторону. Исполнители держатся за руки, опущенные вниз, или за руки, поднятые от локтя вверх. За плечи могут держаться только мужчины. Иногда исполнители держатся за руки, скрещенные спереди или сзади, или за пояса, причем, как правило, правая рука находится снизу. «Рыченицы» — импровизационные танцы. Их исполняют как мужчины, так и женщины. «Рыченицы» так же, как и «хора», распространены по всей стране, но в каждой области их исполняют по-разному, со своими характерными особенностями. «Рыченицы» могут танцевать девушка и юноша или двое юношей, или две девушки, друг перед другом, не держась за руки. Танцуют их почти всегда с платком, который может быть то в руках у девушки, то у юноши, или оба исполнителя берут платок за концы, и юноша, привлекая к себе девушку, пытается ее поцеловать и т. д. Во всех областях страны имеются свои наиболее характерные танцы. Особенно славятся ими Северная, Шопская, Фракийская, Добруджанская и Родопская области. Надо отметить и удивительное разнообразие национальных костюмов, отличающих одну область от другой. Для Северной области Болгарии особенно типичен смешанный танец «пайдушко-хоро». В нем может принимать участие любое количество танцоров. Исполнители, все время держась за руки, двигаются по кругу, линией или змейкой. Один из вариантов «пайдушко-хоро» исполняется под песню «топтан-топтан». В нем танцоры также держатся за руки и все время слегка покачивают ими вперед и назад в довольно быстром темпе. Танцы «дайчово», «дунавско» технически не очень сложны. Они характерны для Северной Болгарии, но исполняются и в других районах страны. В гористой Шопской области живет сильный, волевой и в то же время веселый, остроумный народ. Эти черты характера отразились и в танцах. Танцам Шопской области свойственны трамплинные движения (исполнители как бы отрываются от земли, затем пристукивают всей ступней об пол). Почти все движения выполняются на всей ступне или на низких полупальцах. Движения корпуса и плеч соответствуют движениям ног, то есть трамплинят в вертикальном положении. Танцы здесь темпераментные. Особой экспрессией и энергичностью отличаются мужские пляски с выкриками. Рисунок шопских танцев строится по кругу, полукругу, спирали и прямым линиям. Ведущим и замыкающим в танце обычно являются самые лучшие танцоры. Иногда кто-нибудь из них отделяется от остальных исполнителей, затем вновь присоединяется к ним. Наиболее характерны для Шопской области танцы: «шопско-хоро», «граовско-хоро», «трынско-хоро», «четворно», «бистришка-копаница», «самоковско-хоро» и др. «Трынско-хоро» — танец мужской, технически очень сложный. Исполнители держатся за пояса и, сохраняя линию, двигаются вперед, назад, из стороны в сторону. Вожак выкрикивает последовательность движений, а все исполнители стройным хором отвечают ему выкриком «хопа». Например: вожак выкрикивает «хана-пред», ему отвечают «хопа». -Вожак выкрикивает «свий колени», все отвечают «хопа» и т. д. Танец «четворно» — женский, но иногда его танцуют и мужчины. Композиционный рисунок — круг, прямые линии. Движения острые, отрывистые. Музыкальный размер — 7/8. Первая доля удлиненная. m п п ■ раз Два три раз два раз два Долго складывалась и формировалась танцевальная культура Фракийской области. Она испытывала влияние кельтов, македонцев, турок. Слагая самобытную пластику, народ очищал ее от чужеродных наслоений. Фракиец по характеру спокойный, с широкой душой. Двигается крупным шагом, высоко подняв голову и подтянув корпус. На площадь он выходит нарядный. Головной убор украшен маленьким букетиком цветов. Молодые парни танцуют подтянуто, а взрослые мужчины чуть-чуть приседая. Девушки танцуют сдержанно, даже в самых вихревых танцах сохраняя достоинство. Замужние женщины танцуют более свободно. Для фракийских танцев очень характерна хороводная форма сложной структуры. В старину хоровод иногда состоял из нескольких кругов. Обычно хоровод начинали юноши, за ними шли взрослые и затем старики. По такому возрастному принципу строились и женские хороводные танцы. Позже стали появляться смешанные танцы, исполняемые женщинами и мужчинами вместе. Ведущего во фракийских хороводах называют «баш», замыкающего «куйрук». Обычно это лучшие танцоры. Исполнители двигаются по кругу против хода часовой стрелки. Иногда движение по кругу останавливается и участни10 ки хоровода, не разъединяясь, выполняют различные движения на месте, затем снова продолжают ход по кругу и т. д .,в некоторых танцах двигаются зигзагами. Танцы исполняются под пение или оркестр народных инструментов. Для Фракийской области характерны танцы: «сэлскота» (музыкальный размер а/4), «седи 7 + 7 + 1 1 ч донка» (музыкальный размер ---------- ), «камишица» (музыкальный размер 7/8), «пловдивская копаница» «сливенско-хоро» (2/4), «водено-хоро» (2/4), «кокиче» (и /16) и др. Линии и рисунок танца прекрасно оттеняются национальными костюмами. У женщин — сукман (казакин) темно-зеленый или черный, длинный, с богатой кружевной отделкой около воротника и понизу. Фартук у молодых светлый, с богатой вышивкой. Кофта белая, без вышивки, с кружевами. На голове — платок темно-зеленый с небольшим орнаментом. У мужчин — рубашка тюникообразная, белая, иногда вышитая. Рукава у кисти собраны. Потури (штаны) бежевого цвета или черные с гайтани (шнур, которым выкладывается орнамент). На рубашку надевается элек (безрукавка) из того же материала, что и штаны. Полы элека запахиваются, и сверху повязывается шерстяной красный или черный пояс. На голове-— меховая шапка, черная или коричневая. Добруджанская область расположена на равнине, от которой и произошло ее название. Жителей этих мест называют добруджанцами или гребенцами. Название «гребенцы» произошло от головного убора девушек, похожего на гребешок петуха. Добруджу называют житницей Болгарии, население здесь в основном занимается земледелием и скотоводством. Самые популярные танцы этой области — «сборенка», «опас», «сзй баба боб» и др. В пластике этих танцев ярко выявляется характер добруджанцев. Корпус у исполнителей здесь более свободный, движения плеч легкие. Самые характерные движения — специфические добруджанские выбивания и тройные переступы. Темп танцев обычно вначале медленный, затем убыстряется и снова возвращается к медленному. Бывает так, что танец начинается медленно, как бы нехотя, затем постепенно оживляется и вдруг переходит в быстрый, со стремительными сложными движениями ног. Характерно, что ноги у танцоров присогнуты в коленях, то есть танец исполняется на небольшом приседании. Другая характерная особенность добруджанских танцев — покачивание корпусом вправо и влево. Название танцев часто происходит от положения рук. Например: «рыката» •— исполнители держатся за руки, «опас» — за пояс и т. д. «Рыката» — смешанный круговой танец. Иногда мужчины входят в круг и исполняют присядку по б-й позиции. В зло время женщины, сохраняя круг, выполняют ногами другие движения. «Данец» — женский танец. Для него характерно движение исполнителей змейкой. «Сборенка» — мужской танец. Участники держатся за руки, скрещенные спереди. Периодически более сложные движения ног чередуются с более легкими. Исполнители линией двигаются вперед, назад, вправо, влево. Характерно выкрикивание «ЛЮ, ЛЮ, ЛЮ». «Опас» -— смешанный танец. Участники держатся за пояса. Характерны движения на пятках, это как бы отдых для танцоров, после чего они снова выполняют сложные движения. В танце «рыченик» прославляется тяжелый и благородный труд крестьянина. Музыкальный размер — 7/8. п п г ~ п - раз два раз два раз два три третья доля удлиненная. Движения рук очень образны и свободны. В настоящее время болгарские танцы исполняются под аккомпанемент народного оркестра, который состоит из гайды (инструмент из бараньей кожи), кавала (дудочка), тамбура (инструмент типа балалайки), тыпана (барабан). Музыканты обычно стоят на одном месте, но иногда двигаются, подчиняясь команде вожака танца. Помолодело и расцвело танцевальное искусство социалистической Болгарии. Профессиональные ансамбли народного танца, среди которых ведущее место занимают Государственный ансамбль народной песни и танца (хореограф Маргарита Дикова), Ансамбль песни и танца Болгарской народной армии (хореограф Методи Кутев), Молодежный ансамбль имени Маяковского (хореограф Кирилл Харалампиев), тысячи самодеятельных танцевальных кружков бережно сохраняют танцевальный фольклор и создают на его основе новые танцы. II Пайдушко-хоро («северняшка») — один из популярных танцев северной области Болгарии. Танец смешанный, исполняется любым количеством участников. Для него характерны движения по кругу, в линию, по спирали. У первого исполнителя—вожака в правой руке платок, которым он взмахивает, как бы акцентируя движения. В танце пять фигур, все они за исключением первой могут исполняться по два или три раза, после чего следует уход. Исходное положение. Исполнители стоят линией в первой правой кулисе и держатся за руки, соединенные руки подняты до уровня плеча. Ноги — по 6-й позиции. Музыкальный размер: 5/ 18, но счет ведется на «раз», «два». «Раз» — короткая доля П .«Два» — удлиненная доля J J J . Темп средний. 1-я фигура. 32 такта. Музыка А и Б. 1-й—32-й Исполнители цепью выходят из первой правой кулисы, двигаются по авансцене, затем такты по кругу по ходу часовой стрелки и в конце 32-го такта выстраиваются в прямую линию от правых кулис к левым лицом к зрителю. Движение 1 выполняется с правой ноги, то есть исполнители подскакивают на левой ноге, отделяя правую ногу от пола, c o iH y - тую в колене, колено направлено вперед, и т. д. 2-я фигура. 16 тактов. Музыка А. 1-й—16-й Исполнители линией, держась за руки, выполняют движение № 2, начиная с правой ноги. такты 12 3- я фигура. 16 тактов. Музыка Б. 1-й—16-й Исполнители линией, держась за руки, выполняют движение № 3, начиная с правой ноги. такты 'Корпус прямой, свободный. 4- я фигура. 16 тактов. Музыка А. 1-й—8-й Исполнители линией, держась за руки, выполняют движение № 4. Корпус то слегка такты наклоняется вперед, то выпрямляется. Первый исполнитель произвольно взмахивает платком. 9-й—16-й Повторение 1—8-го тактов. такты Исполнители выполняют движение № 4. 5- я фигура. Уход. 16 тактов. Музыка Б. 1-й—16-й Первый исполнитель — вожак — заводит остальных исполнителей, двигаясь по кругу такты против хода часовой стрелки движением № 1 . Затем этим же движением уводит всех от правых кулис в первую левую кулису или может увести всех и в любую другую левую кулису. Для того чтобы танец был длиннее, можно после 4-й фигуры повторить 2-ю, 3-ю и 4-ю фигуры, а затем 5-й фигурой увести всех за кулисы. При повторении фигур темп танца можно убыстрить.

Вопросы:

  1. Перечислите основные формы и виды болгарских народных танцев.
  2. Какие исторические события отложили существенный отпечаток на формирование особенностей болгарских народных танцев?
  3. Женский болгарский народный танец: какой он? (кратко описать)


Предварительный просмотр:

Основные формы русского народного танца

1. Особенности форм народной хореографии

2. Характерные отличительные черты форм русского народного танца. 

Для народного танца органическое содержание, характера движения, музыки и костюма является непременным условием.

        Сегодня и старые и новые танцы не только уживаются рядом, но и взаимовлияют друг на друга, творчески обогащая и развивая тем самым русский народный танец. Изучение и запись русских народных танцев начались сравнительно недавно, а ведь любая наука начинается именно с описания различных сторон изучаемого предмета, а главное - со сбора материала, на основе которого и можно создать полное представление об изучаемом предмете. И чем тщательней изучен предмет, тем глубже, правдивей и художественней получится произведение. Таков извечный закон искусства. Следовательно, необходимо как можно больше записывать, снимать и фотографировать танцы, особенно манеры их исполнения, зарисовывать костюмы и т.д. Другими словами, собрать факты, которые можно было бы систематизировать и положить в основу изучения русского народного танца. Для этого мы сделаем сравнительный анализ существующих форм танцевального русского народного творчества.

        Классифицируя русский народный танец, определяя его виды, мы берем за основу не исполнение танца по определенным праздникам или временам года, а их хореографическую структуру, их устойчивые признаки. Русский народный танец делится на три основных жанра - хоровод, пляска и кадриль которые в свою очередь состоят из различных видов.

                                Характерные отличительные черты форм русского народного танца

Хоровод

Пляска

Кадриль

Хоровод – это массовое народное действо, где пляска, или просто ходьба, или игра неразрывно связаны с песней. Хороводы имеют культово-обрядовую, социальную и бытовую темы.

Участники хоровода держатся, как правило, за руки, иногда за платок, шаль, пояс, венок. В некоторых хороводах участники не держатся за руки, а движутся друг за другом или рядом, сохраняя строгий интервал, иногда идут парами.

Хоровод распространен по всей России, и каждая область вносит что-то новое, создавая разнообразие в стиле, композиции, характере и манере исполнения.

Но в различных районах России существуют свои местные особенности исполнения хороводов, связанных с природными и климатическими условиями, со спецификой бытового уклада и труда, человеческими взаимоотношениями, формировавшимися в различных жизненных условиях.

Эти особенности проявляются и в составе исполнителей,  в ритме, и в содержании песен, под которые идет хоровод, и в манере исполнения, присущей только данной местности. На исполнение хороводов сказывается и разнообразие в костюмах, которые в разных областях значительно отличаются друг от друга и подчас весьма далеки от общепринятого «русского сарафана», к которому мы так привыкли на сцене.

Большое значение при постановке хороводов отводится фигурам. Фигуры могут образовываться одними девушками, или юношами, или юношами и девушками вместе, которые могут быть разнообразно выстроены.

В древности пляски носили обрядовый, культовый характер, но со временем приобрели бытовой. Пляска - это наиболее распространенный и любимый жанр русского народного танца. Пляска родилась в хороводе и вышла из нее, разорвав хороводную цепь, усложнив техническую основу, создав свои формы и рисунки, заменив хороводную песню плясовой и различным музыкальным сопровождением. Пляской можно выражать различные состояния человека: радость, мольбу, страх, скорбь, гнев, торжество и веселье. Всё это, как и желание подражать природе  формировало своеобразную копилку танцевальных движений. Народ перенимал характерные движения птиц и животных и вносил их в свой быт. Таким образом, сформировались  отдельные движения - элементы, которых отличаются характерной манерой исполнения, и имеют русский национальный колорит. Каждые движения в пляске наполнены смыслом. Разнообразные движения, число которых во много раз увеличивается за счет импровизации исполнителей,  - характерная особенность русской пляски. У исполнителя русской пляски очень выразительны руки, голова, плечи, лицо, кисти рук и т.д. Пляска дает возможность раскрыть личные, индивидуальные черты характера. В пляске могут участвовать юноши  и девушки, мужчины и женщины, подростки и пожилые люди. Для мужской пляски характерны широта, размах, удаль, сила, внимание и уважение к партнерше. Для женской пляски характерны величавость, плавность, благородство и задушевность, однако часто она исполняется живо, с задором.В каждой пляске есть свое содержание, сюжет. Одной из отличительных особенностей пляски является индивидуальная импровизация. Пляска отличается от хоровода  более богатой и сложной лексикой танцевальных движений. Помимо обогащения лексики пляска дает возможность и для усложнения и разнообразия пространственного рисунка: лихие выходы юношей, задорные проходки девушек, перебежки, разнообразные по рисунку переходы пар -все это создает новые рисунки и построения, присущие только пляске. Отличает пляску от хоровода и музыкальное сопровождение. Пляски идут не только под песни, а под аккомпанемент различных музыкальных инструментов. Песни, под которые исполняется пляски, в основном быстрые, мелодии их ярко расцвечены акцентами и резко выраженной активной ритмикой. Такие песни называют плясовыми.  Исполнители и зрители плясок подчеркивают ее ритмические акценты с помощью подголосков, покрикиваний, хлопков и различных музыкальных инструментов.

По количеству исполнителей кадриль можно отнести к групповым пляскам, но ее более позднее возникновение и появление в быту русского человека, своеобразное построение, четкое деление на пары и фигуры и ряд других признаков отличают кадриль от традиционных плясок. Поэтому кадриль выделяется в самостоятельную форму. Кадриль ведет свое происхождение от салонного французского танца. Французская кадриль начала распространятся в русском народе в начале XIX столетия.

В народе кадриль десятилетиями видоизменялась, совершенствовалась и создавалась заново.  Она приобрела своеобразные движения, рисунки, манеру исполнения, взяв от салонного танца лишь некоторые особенности построений, да название. Русский народ сделал кадриль разнообразной по рисунку, введя в нее многие фигуры русских хороводов и плясок. Богаче стала и форма кадрили, она стала исполняться и линиями, и квадратом, и в круговом построении. В кадрили стали принимать участие различное количество пар: 2, 4, 6, 8 и больше, но обязательно четное. В некоторых местностях, где было мало мужчин, появляются кадрили, исполняемые одними девушками. Если французская кадриль состояла из 5 - 6 фигур, то в русской народной кадрили встречается, от 3 до 14 и даже более фигур. Названия фигур французской кадрили почти не имели отношения к существу танца. В русской же кадрили фигуры получили разнообразные названия исходя из местных особенностей, а самое главное - названия эти ярко характеризуют каждую фигуру с точки зрения хореографии или ее содержания. В некоторые фигуры кадрили вошли элементы таких видов русской пляски, как одиночная и перепляс. Каждая фигура кадрили исполняется отдельную распространенную плясовую песню или мелодию. Каждая фигура отделяется от другой паузами - остановками, как в музыке, так и в пляске. Перед началом каждой фигуры ведущей, обычно юноша первой пары, объявляет название или порядковый номер фигуры. Каждая фигура почти всегда заканчивается кружением, которое чаще всего происходит по движению часовой стрелки. Кадриль можно было плясать и богатых, праздничных и в будничных народных костюмах.

2.1.Б.Виды форм русского народного танца

Виды хоровода

Виды пляски

Виды кадрили

Орнаментальные.

Если в тексте песни, сопровождающей хоровод нет конкретного действия, ярко выраженного сюжета, действующих лиц, то это орнаментальный хоровод. Участники хоровода ходят кругами, рядами, заплетают из хороводной цепи различные фигуры, согласую свой шаг с ритмом песни, являющейся лишь музыкальным сопровождением. Иногда орнаментальные хороводы своим рисунком, построением раскрывают и передают содержание песни. Содержание песен, сопровождающих орнаментальные хороводы, чаще всего  связанно с образами русской природы, с поэтическими обобщениями, коллективным трудом народа, его бытом. Эти песни отличаются более четким ритмическим построением, объединяющим участников хоровода в плавном или быстром плясовом движении.

Орнаментальные хороводы в различных областях России носят название фигурные, узорные, кружевные и т.д. Этот хоровод отличается строгостью форм и малым количеством фигур. Весь хоровод состоит лишь из нескольких фигур, которые органично переходят, переливаются, перестраиваются из одной в другую.

Игровые.

Хоровод, в песне которого имеются действующие лица, игровой сюжет, конкретное действие, то содержание песни разыгрывается всеми участниками хоровода одновременно. Исполнители с помощью пляски, мимики, жестов создают различные образы и характеры героев. Часто персонажами песни являются животные, птицы, и тогда участники хоровода подражают их движениям, повадкам. В игровых хороводах главным является - раскрытие сюжета, столкновение характеров и интересов действующих лиц. Больше всего тем для игровых хороводов содержится в песнях, отражающих жизнь и быт народа. В действие хоровода органично входят платочек, лента, венок, палка и т.д. Эти предметы иногда служат и символами. Так венок символизирует брачный союз, платочек заменяет подушку, перину и т.д. В таких хороводах может выделяться исполнитель, играющий роль, а иногда две или три, но чаще всего выделяется несколько действующих лиц. В игровых хороводах рисунок построения проще, чем в орнаментальных. Композиционно эти хороводы строятся по кругу, или линиями, или парами. В центре круга происходит действие, разыгрывается сюжет. В линейном построении хороводов участники поделены на две группы, которые ведут своеобразный диалог. Существуют определенные группы песен, требующие обязательного линейного построения или именно кругового. В игровых хороводах большое значение приобретают артистические способности участников.

Одиночная

Бывает мужской и женской. В ней наиболее полно отражается индивидуальность, мастерство, изобретательность исполнителя. Одиночная пляска основана на импровизации исполнителя. Исполнители пляски своими движениями могут передавать радость и веселье, глубокое любовное чувство и юмор, также исполнители привносят движения, связанные с трудовыми процессами, образами птиц, зверей и т.д. Одиночная пляска имеет свои устоявшиеся традиции исполнения, определенную форму построения. Она начинается с движения по кругу - проходки - или с выхода в круг и исполнения какого-либо движения на месте - с выходки. Это начало пляски, затем следует ее развитие и пляска достигает кульминации, и следует финал.

Парная .

Ее исполняют в основном парень и девушка, реже мужчина и женщина, но пожилые люди в ней участия не принимают. Содержание парной пляски - как бы сердечный разговор, диалог влюбленных. Чаще всего это свадебные пляски. Но иногда в парных плясках содержание и настроение бывает несколько иным: передается равность или легкая обида любящих. В основном парные пляски очень лиричны. Они не имеют строго установленного рисунка, бурного нарастания и энергии исполнения. Она ровная по темпу.

Перепляс.

Это соревнование в силе, ловкости, изобретательности. Это показ индивидуальности исполнителя. В старинном русском переплясе участвовали два парня или двое мужчин, девушки участия не принимали.

Исполнялся под сопровождение музыкальных инструментов, реже под песню. Перепляс начинался медленно, а заканчивался в быстром темпе. С изменением бытового уклада перепляс стали исполнять все желающие (женщины, мужчины, пожилые люди), но участвуют всего двое. Перепляс исполняется под общеизвестные распространенные мелодии, иногда под частушки. В настоящее время на сцене пляшут несколько человек с одной стороны,  несколько с другой, но при этом задача и характер исполнения парного перепляса сохраняется.

Массовый пляс.

В этой пляске нет ограничения ни в возрасте, ни в количестве участников. Массовый пляс чаще всего исполняют в парах - один против другого. Пляшут по одному, по трое, по четверо, но у каждого исполнителя пляса есть своя задача - не только показать себя, но и сплясать лучше, чем стоящий рядом.На сцене массовый пляс встречается редко.

Групповая пляска.

В групповой пляске может участвовать много народа, но чаще ее состав ограничивается небольшой группой исполнителей. Групповая пляска имеет установленное построение. Она вобрала в себя многие фигуры хороводов, в некоторые групповые пляски вошли одиночная или парная пляска, используется импровизация. Групповые пляски исполняют не только юноши и девушки, но и мужчины и женщины среднего возраста. Чаще всего они исполняются по парам или по тройкам. Групповые пляски очень разнообразны по рисункам, сюжету и содержанию. Все фигуры пляса круговые: исполняются против часовой стрелки. Групповая пляска продолжает жить и сейчас как в народе, так и на сцене.  

Квадратная.

Она исполняется четырьмя парами, стоящими друг напротив друга по углам квадрата. Движение и переходы пар происходят по диагонали или крест - накрест. Квадратные кадрили пляшут по всей России. Основные построения и переходы пар:

а) Все пары одновременно сходятся к центру и затем возвращаются на места;

б) две противоположные пары идут на встречу, друг другу и меняются местами;

в) две противоположные пары идут на встречу, друг другу и образуют кружок, после поворота по кругу рапы расходятся обратно на места или же меняются местами;

г) две противоположные пары сходятся к центру, и парень одной пары передает другому свою девушку, а сам пляшет перед ними.

Линейная.

Может участвовать от 2 до 16 пар. Пары располагаются в таком порядке: слева от зрителя первая пара, в другой линии, напротив нее, вторая пара и т.д. Каждая пара пляшет почти всегда только с противостоящей парой. Линейным кадрилям присущи свои построения и переходы пар:

а) линии одновременно сходятся друг с другом и вновь расходятся, или же одна линия стоит на месте, а другая подходит к ней и отходит;

б) девушки образуют круг между двух линий парней; круг может состоять из парней, тогда девушки находятся в линиях;

в) две линии идут навстречу друг другу; одна линия проходит под «воротиками» другой.

Круговая.

Участвует четное количество пар, чаще всего 4 или 6, реже 8 пар. Но иногда в круговых кадрилях может плясать нечетное количество пар, но не менее 4 пар. Пары располагаются по кругу, их отсчет ведется по движению часовой стрелки. Первая пара находится слева от зрителя. В круговых кадрилях движения пар и одиночные переходы происходят по кругу, против часовой стрелки, а так же к центру круга и обратно:

а) парни стоят на своих местах, а девушки переходят по кругу, пока вновь не дойдут до своих партнеров;

б) парни и девушки одновременно идут по кругу в противоположных направлениях, пока не дойдут до своих партнеров;

в) девушки или парни сходятся к центру круга и образуют «звездочку» или круг; совершив в этом построении полный поворот, возвращаются к своим парам;

г) парни или девушки образуют внутренний круг, повернувшись лицом к внешнему кругу; исполнители совершают обход со своими партнершами правым или левым плечом вперед.

Существует также ряд других переходов. Круговая кадриль исполняется простым, шаркающим и переменным шагом.

0046.jpg

Одиночная женская пляска

b_56_6_1671_5.jpg

Мужской перепляс

poteha_3.jpg

Кадриль(квадратная)

x_6fcd994b.jpg

орнаментальный.jpg

                                       

         Хоровод (Орнаментальный)

игровой.jpg

Хоровод (Игровой)

массовый.jpg

Пляс (Массовый)

парный.jpg

Пляс (парный)

                                               Вывод.

            Русский народный танец является одним из наиболее распространенных видов народного творчества. Многие балетмейстеры, хореографы, искусствоведы   изучали русский народный танец, пытаясь проследить всю его историю развития. В результате этого в настоящее время существует большое количество учебников, методических пособий и художественной литературы о русском народном танце.

           Как мне кажется, в этой работе мне удалось проследить становление, развитие и географию русского народного танца.

Русский музыкальный и танцевальный фольклор принято условно делить на несколько стилевых зон, каждая из которых имеет свои географические, климатические, жизненные и бытовые условия, свой исполнительский стиль, костюмы, манеру исполнения песен, хороводов, плясок и даже отдельных движений. В результате всего этого русский народный танец делится на отдельные формы, каждая из них имеет свои особенности. Я думаю, что я довольно тщательно и скрупулезно описала отличительные черты форм русского народного танца, хотя, конечно, это только самые яркие и основные. Так как, каждый танец, исполняемый в разных областях, имеет между собой много отличий.

Вопросы:

  1. Перечислите основные формы русского народного танца.
  2.  Что такое орнаментальный хоровод? Какие еще бывают хороводы?
  3. Перечислите виды плясок. Чем отличается женский русский народный танец от мужского?


Предварительный просмотр:

Основные требования классического танца. Принципы построения урока.

Путь построения урока классического танца идет от простого к сложному от отдельных элементов движений к самому движению, от движений к танцевальным комбинациям, от танцевальной комбинациии к цельному законченному танцу. Изучение основ по классическому танцу происходит в строгой последовательности. Каждый урок опирается на закономерности его развития и строится от простого к сложному. Урок состоит из 4 частей: 1 -экзерсис а) у станка б) на середине 2 -  Adagio 3 - Allegro 4 -  Port de brass. В экзерсисе развивается мускулатура, выворотность, танцевальный шаг, координация движения, апломб. Эксерсис у станка и на середине складывается из одних и тех же движений: 1. Demi grand plie, 2. Battement tendus, 3. Battements tendus jete, 4 rond de jamb par terre, 5. Battement foundu, 6. battement frappe, 7.  rond de jambe en'lair, 8. Petit battement, 9. Adagio, 10. Grand battement jete. Движения могут варьироваться и усложняться, комбиноироваться. Движения у станка распределены в зависимости от степени сложности и логического сочетания. Экзерсис на середине строится компактнее, короче и технически подготавливает к следующей части урока. Адажио - это работа над овладением позой классического танца и разной их связью, оно складывается из пройденных поз и движений, постепенно усложняясь. В адажио усваивается характер, выразительность. По мере усложнения вводится в урок 1 Маленькое, учебное адажио 2 Большое танцевальное адажио. Аллегро - в этой части урока изучаются прыжки. 1 маленькие 2 средние 3 большие прыжки 4 большие прыжки с подходами 5 прыжки на технику или виртуозные прыжки, заноски. Завершающая часть урока - Port de brass. Каждая часть урока идет по нарастанию, сложные движения чередуются с более простыми, чтобы восстановить силы. Для правильного построения урока необходимо грамотно распределить время урока. Как правило это 2 академических часа, на первую часть урока уходит больше времени. Основные требования: Осанка, Гибкость, Выворотность, Апломб, Плие, Танц. шаг, Прыжок, Музыкальность. Осанка - положение тела во всех проекциях пространства. Осанка зависит не только от анатомо-физического, но и от психологического состояния, от деятельности центральной нервной системы. Для правильной осанки основную роль играет не сила мышц, а равномерная нагрузка на все мышцы. Стержнем осанки является позвоночник, а фундаментом таз. Гибкость - во многом зависит от природных данных, которые следует развивать, укреплять и совершенствовать. Гибкость в классическом танце -  это средство музыкально-актерской выразительности. Необходимо постоянно работать над ней. Выворотность - ей уделяется особое внимание. Лишь в выворотном положении ног танцовщик может создать наиболее законченный рисунок в классическом танце Выворотность -  Это способность к свободному развертыванию ног наружу от бедра до кончиков пальцев. Выворотность может быть врожденной и приобретенной. Вывортность делится на активную - возможность развернуть бедро, колено и стопу за счет силы внутренних мышц и пассивную - дополнительно к активной, приложив внешние усилия. Плие - присядание. Деми - полуприсядание. Гранд - глубокое присядание. Плие вырабатывает пластичность, развивает крепость спины, выворотность, устойчивость и координацию. Апломб - способность танцовщика двигаться на сцене уверенно и точно, не теряя равновесие. В танце это устойчивость, которая позволяет танцовщику двигаться уверенно и музыкально. Основа устойчивости заключается в сохранении вертикальной оси, которая проходит посреди головы, корпуса и заканчивается на подушечке опорной ноги или пятки. Танцевальный шаг - располагает разнообразными приемами перехода с одной ноги на другую в виде различных шагов. Танцевальный шаг вливается в понятие апломб, т.к потеря устойчивоти вносит неуверенность. Прыжок - в этой части урока отрабатывается все, что освоено у станка, на середине и в адажио. Прыжок состоит из 2х составляющих - Элевация (сам прыжок) и Баллон - способность задержаться в воздухе. Мужские прыжки более техничные, высокие и сильные. Используют силовые подходы, большие разножки, заноски. Женские более мягкие, трамплинные. Музыкальность - настоящему танцору необходимо не только уметь слушать, но и любить ее понимать, чувствовать. Музыкальность - это способность к музыке, полное ее понимание. Без музыки нельзя овладеть подлинной техникой.

Вопросы:

  1. Какие основные требования классического танца вы знаете? Что такое апломб? Какое значение он имеет в классическом танце?
  2. Из каких составляющих состоит прыжок?
  3. Какие есть основные составные части урока в классическом танце? Какую роль в экзерсисе на середине зала имеет большое adagio?