Новостная лента

Новостная лента

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИНСТРУКЦИЯ

 по охране труда для учащихся во время работы в школьном кабинете (лаборатории) биологии

  1. На лабораторных ученических столах находятся только учебные пособия, инструменты и приборы, относящиеся к занятиям по биологии.
  2. При пользовании спиртовкой не задувай пламени, а гаси его, покрывая специальным колпачком: никогда не извлекай из спиртовки после ее зажигания горелку с фитилем; не зажигай одну спиртовку от другой: все это грозит пожаром. При работе со спиртовкой береги одежду и волосы от воспламенения.

Во время работы береги волосы и одежду от воспламенения. Не допускай заливания пламени кипящей жидкостью.

  1. Когда пользуешься скальпелем, лезвием безопасной бритвы, препаровальной иглой, никогда не направляй режущей или колющей части этих инструментов на себя, на своих товарищей, чтобы избежать ранений.
  2. Нагревая жидкости в пробирке, пользуйся только специальным держателем для нее, а не бумажной полоской, не направляй отверстие пробирки на себя и на своих товарищей. Все это предупредит возможность ожогов.
  3. Пользуясь кислотами или щелочами, наливай их только в стеклянную посуду. Не приливай воду к кислоте, а наоборот, кислоту - в воду.
  4. При использовании порошкообразных химических веществ набирай их только с помощью специальной ложечки (не металлической!), не прикасаясь к порошкам руками. Помни, что многие из этих веществ ядовиты. То же относится и к удобрениям, которые используешь для подкормки комнатных растений.
  5. Все жидкости, которые остаются после проведения лабораторных занятий с использованием химических веществ, сливай не в водопроводную раковину, а в стеклянные чашки или склянки, специально выставленные для этой цели.
  6. Осторожно обращайся со стеклянной посудой. В случае если она все же разбивается, не собирай осколки руками, а сметай их с помощью щеточки в предназначенный для этого совок.
  7. Изготавливая препараты для рассматривания их под микроскопом, очень осторожно бери покровное стеклышко большим и указательным пальцами правой руки за края, расположи его параллельно предметному стеклу, которое ты держишь в левой руке, в непосредственной близости к нему, а затем выпусти покровное стеклышко из пальцев, чтобы оно свободно легло на препарат.
  1. Не мойте стеклянную посуду мылом: она становится скользкой и ее легко уронить и расколоть.
  2. По окончании лабораторной работы обязательно тщательно вымой руки с мылом.
  3. В случае травмы или ожога сразу же обратись к учителю, он окажет тебе помощь.

ИНСТРУКЦИЯ

по охране труда при работе в кабинете биологии

1.        Общие требования безопасности

  1. К работе в кабинете биологии допускаются лица, достигшие 16- летнего возраста, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по охране труда.
  2. Опасные производственные факторы:
  • химические ожоги при попадании на кожу и в глаза растворов кислот, щелочей и других едких веществ;
  • термические ожоги при неаккуратном обращении со спиртовками;
  • порезы и уколы рук при небрежном обращении с лабораторной посудой, режущим и колющим инструментом,
  • отравление ядовитыми растениями и ядовитыми веществами грибов.
  1. Для тушения очага возгорания кабинет биологии должен быть обеспечен первичными средствами пожаротушения: огнетушителем пенным и углекислотным, ящиком с песком.
  2. При получении травмы оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации учреждения, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.
  3. После окончания работы тщательно вымыть руки с мылом.

2.Требования безопасности перед началом работы

  1. Подготовить к работе необходимое оборудование, инструменты, препараты, проверить их исправность, целостность лабораторной посуды и приборов из стекла.
  2. Убедиться в наличии и исправности первичных средств пожаротушения, а также укомплектованности медаптечки необходимыми медикаментами и перевязочными средствами.

3.Требования безопасности во время работы

3.1.Обеспечить безопасное состояние рабочих мест для учащихся, приборов, оборудования, инструментов, хранение химрективов.

3.2.В кабинете биологии не должно быть растений, содержащих ядовитые вещества (олеандр, молочай и др.), а также колючих растений.

3.3.Пребывание учащихся в помещении кабинета биологии и в лаборантской допускается только в присутствии учителя (преподавателя) биологии.

3.4.Стеклянная посуда, колющие и режущие инструменты, химреактивы  должны храниться в лаборантской в закрывающихся на замки шкафах глухими дверными створками без стекол.

3.5.В кабинете на видном месте должны быть вывешены инструкции по охране труда для учащихся при выполнении лабораторных и практически работ, во время работы на учебно-опытном участке и при проведении экскурсий по биологии.

3.6.Запрещается иметь и использовать в работе электронагревательные приборы с открытой спиралью.

3.7.При работе с лаборантской посудой, приборами из стекла соблюдать особую осторожность, не нажимать сильно пальцами на хрупкие стеннки  пробирок, колб, брать предметные и покровные стекла за края легко в( избежание порезов пальцев).

3.8При работе с твердыми химреактивами набирать их из баночек специальными пластмассовыми или фарфоровыми ложечками, не допускать попадания растворов кислот и щелочей на кожу, глаза и одежду.

3.9.Запрещается использование инсектицидов для борьбы с насекомыми - вредителями комнатных растений.

3.10.Не сливать отработанные растворы химреактивов в канализацию, использовать для их сбора стеклянную тару с крышкой вместимостью не менее 3 л.

3.11.Не мыть лабораторную посуду мылом, так как она становится скользкой и ее легко уронить и разбить.

4.Требования безопасности в аварийных ситуациях

4.1.При разливе легковоспламеняющейся жидкости и ее воспламенении эвакуировать учащихся из кабинета биологии, сообщить о пожаре в ближайшую пожарную часть и приступить к тушению очага возгорания с помощью первичных средств пожаротушения.

4.2.В случае если разбилась лабораторная посуда или приборы из стекла, не собирать их осколки незащищенными руками, а использовать для этой цели щетки и совок.

4.3.При получении травмы оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации учреждения, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.

5.Требования безопасности по окончании работы

5.1.Привести в порядок рабочее место, убрать в лаборантскую в шкаф оборудование, приборы, инструменты, препараты.

5.2Отработанные водные растворы реактивов слить в закрывающийся стеклянный сосуд вместимостью не менее 3 л. для их последующего уничтожения.

5.3.Тщательно вымыть руки с мылом.

ИНСТРУКЦИЯ

по охране труда при проведении демонстрацией опытов по биологии

ИОТ-010-0

_ 1.        ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

  1. К проведению демонстрационных опытов допускаются педагогические работники, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по охране труда. Учащиеся к проведению демонстрационных опытов не допускаются.
  2. Лица, допущенные к проведению демонстрационных опытов по биологии, должны соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, расписание учебных занятий, установленные режимы и отдыха.
  3. Опасные производственные факторы:

-химические ожоги при неаккуратном обращении со спиртовками;

  • порезы и уколы рук при небрежном обращении с лабораторной посудой, режущим и колющим инструментом;

-отравления ядовитыми растениями и ядовитыми веществами грибов.

  1. Кабинет биологии должен быть укомплектован медаптечкой с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств.
  2. Для тушения очага возгорания кабинет биологии должен быть обеспечен первичными средствами пожаротушения: огнетушитель пенный и углекислотный, ящик с песком, а также аптечкой для оказания первой помощи пострадавшим.
  3. О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить администрации учреждения. При неисправности оборудования, приспособлений и инструмента прекратить работу и сообщить об этом администрации учреждения.
  4. В процессе работы соблюдать правила личной гигиены, держать в чистоте рабочее место.
  5. Лица, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к дисциплинарной ответственности в соответствии с правилами внутреннего распорядка и, при необходимости, подвергаются внеочередной проверке знаний норм и правил охраны труда.

2.ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

  1. Подготовить к работе необходимое оборудование, инструменты, препараты, проверить их исправность, целостность лабораторной посуды и приборов из стекла.
  2. Убедиться в наличии и исправности первичных средств пожаротушения, а также укомплектованности медаптечки необходимыми медикаментами и перевязочными средствами.
  3. Тщательно проветрить помещение кабинета биологии.

3.ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

3.1.При использовании режущих и колющих инструментов (скальпелей, ножниц, препаровальных игл и пр.) соблюдать осторожность, брать инструменты только за ручки, не направлять их заостренные части на себя и на учащихся.

3.2.Соблюдать осторожность при работе с лабораторной посудой и приборами из стекла. Тонкостенную лабораторную посуду следует укреплять в зажимах штативов осторожно, слегка поворачивая вокруг вертикальной оси или перемещая вверх-вниз. Брать предметные стекла за края легко во избежание порезов пальцев.

3.3.При пользовании спиртовкой для нагревания жидкостей беречь руки от ожогов. Нагревание жидкостей следует производить только в тонкостенных сосудах (пробирках, колбах и пр.). Отверстие пробирки или горлышко колбы при их нагревании направлять на себя и на учащихся. При нагревании жидкостей не наклоняться над сосудами и не заглядывать в них.

3.4.При нагревании стеклянных пластинок необходимо сначала равномерно прогреть всю пластинку, а затем вести местный нагрев.

3.5.Кипячение горючих жидкостей на открытом огне запрещается.

3.6.Соблюдать осторожность при работе с влажными и сухими препаратами, не давать учащимся трогать руками и нюхать ядовитые растения, грибы и колючие растения.

3.7.При работе с химреактивами не брать их руками, твердые реактивы из склянок набирать специальными ложечками, шпателями.

3.8.Поддерживать порядок на рабочем месте, не загромождать демонстрационный стол посторонними предметами.

4.ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

4.1.При разливе легковоспламеняющихся жидкостей и их воспламенении удалить учащихся из кабинета, сообщить о пожаре в ближайшую пожарную часть и приступить к тушению очага возгорания с помощью первичных средств пожаротушения.

4.2.В случае, если разбилась лабораторная посуда или приборы из стекла, не собирать их осколки незащищенными руками, а использовать для этой цели щетку и совок.

4.3.При получении травмы оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации учреждения, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.

5.ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

5.1.Привести        в порядок рабочее место, убрать в лаборантскую в шкафы оборудование, приборы, инструменты, препараты.

5.2.Отработанные водные растворы реактивов слить в закрывающийся стеклянный сосуд вместимостью не менее 3 л. для их последующего уничтожения.

5.3.Проветрить помещение кабинета и тщательно вымыть руки с мылом.

ИНСТРУКЦИЯ

 по охране труда при проведении лабораторных и практических работ по биологии

ИОТ-011-0_

1.ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

1.1.К проведению лабораторных и практических работ по биологии допускаются учащиеся с 6-го класса, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по охране труда.

1.2.Учащиеся должны соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, расписание учебных занятий, установленные режимы и отдыха.

1.3.Опасные производственные факторы:

  • химические ожоги при работе с химреактивами;
  • термические ожоги при неаккуратном обращении со спиртовками и нагревании жидкостей;
  • порезы и уколы рук при небрежном обращении с лабораторной посудой, режущим и колющим инструментом;

-отравления ядовитыми растениями и ядовитыми веществами грибов.

1.4.Кабинет биологии должен быть укомплектован медаптечкой с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств.

1.5.Учащиеся должны соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения. Кабинет биологии должен быть оснащен первичными средствами пожаротушения: огнетушителями химическим пенным и углекислотным, ящиком с песком.

1.6.О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить администрации учреждения. При неисправности оборудования, приспособлений и инструмента прекратить работу и сообщить об этом администрации учреждения.

1.7.В процессе работы соблюдать правила личной гигиены, держать в чистоте рабочее место.

1.8.Лица, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к дисциплинарной ответственности в соответствии с правилами внутреннего распорядка и, при необходимости, подвергаются внеочередной проверке знаний норм и правил охраны труда.

2.ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

2.1.Внимательно изучить содержание и порядок выполнения работы, а также безопасные приемы ее выполнения.

2.2.Подготовить к работе рабочее место, убрать посторонние предметы.

2.3.Проверить исправность оборудования, инвентаря, целостность лабораторной посуды.

3.ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

3.1.Точно выполнять указания учителя (преподавателя) при проведении работ и без его разрешения не выполнять самостоятельно никаких работ.

3.2.При использовании режущих и колющих инструментов (скальпелей, ножниц препаровальных игл и др.) брать их только за ручки, не направлять их заостренные части на себя и на своих товарищей, класть их на рабочее место заостренными конца ми от себя.

3.3.При работе со спиртовкой беречь одежду и волосы от воспламенения, не зажигать одну спиртовку от другой, не извлекать из горящей спиртовки горелку с фитилем не задувать пламя спиртовки ртом, а гасить его, накрывая специальным колпачком.

3.4.При нагревании жидкости в пробирке или колбе использовать специальные держатели (штативы), отверстие пробирки или горлышко колбы не направлять на себя и на своих товарищей, не наклоняться над сосудами и не заглядывать в них.

3.5.Соблюдать осторожность при обращении с лабораторной посудой  и приборами из стекла, не бросать, не ронять и не ударять их.

3.6.Изготавливая препараты для рассматривания их под микроскопом, осторожно брать покровное стекло большим и указательным пальцами за края и аккуратно опускать на предметное стекло, чтобы оно свободно легло на препарат.

3.7.При использовании растворов кислот и щелочей, наливать их только в посуду из стекла, не допускать попадания их на кожу и одежду.

3.8.При работе с твердыми химреактивами не брать их незащищенными руками, ни в коем случае не пробовать на вкус, набирать для опыта специальными ложечками (не металлическими).

3.9.Во избежание отравлений и аллергических реакций, не нюхать растения и грибы, не пробовать их на вкус.

4.ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

4.1.При разливе легковоспламеняющихся жидкостей или органических веществ, немедленно погасить открытый огонь спиртовки и сообщить об этом учителю (преподавателю), не убирать самостоятельные вещества.

4.2.В случае, если разбилась лабораторная посуда или приборы из стекла, не собирать их осколки незащищенными руками, а использовать для этой цели щетку и совок.

4.3.При получении травмы сообщить об этом учителю (преподавателю) которому оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации учреждения, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.

5.ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

5.1.Привести в порядок рабочее место, сдать учителю (преподавателю) оборудование, приборы, инструменты, препараты.

5.2.Отработанные водные растворы реактивов не сливать в канализацию, а в закрывающийся стеклянный сосуд вместимостью не менее 3 л. для их последующего уничтожения.

5.4.Проветрить помещение кабинета и тщательно вымыть руки с мылом.

ИНСТРУКЦИЯ

по охране труда при проведении экскурсий по биологии

И0Т-013-0_

 1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

1.1.К участию в экскурсиях по биологии допускаются учащиеся с 6-го класса прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по охране труда.

1.2.Опасные факторы:

  • травмирование ног при передвижении без обуви, а также без брюк и чулок;
  • укусы ядовитыми животными и пресмыкающимися (змеи, паукообразные, многоногие и пр.);
  • заражение инфекционными болезнями при укусе их переносчиками (грызуны, клещи, насекомые и пр.);

-отравления ядовитыми растениями, плодами и грибами;

  • заражение желудочно-кишечными болезнями при употреблении воды из открытых водоемов.

1.3.При проведении экскурсии по биологии обязательно иметь аптечку с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств  для оказания первой помощи при травмах.

1.4.Учащиеся обязаны во время экскурсии соблюдать правила пожарной безопасности.

1.5.При проведении экскурсии по биологии группу учащихся должны сопровождать двое взрослых.

1.6.О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить руководителю экскурсии, который обязан организовать оказание первой помощи и при необходимости отправить его в ближайшее лечебное учреждение, сообщить администрации учреждения.

1.7.Во время экскурсии учащиеся должны соблюдать правила поведения, не нарушать установленный порядок проведения экскурсии, соблюдать правила личной гигиены.

1.8.Учащиеся, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к ответственности и со всеми учащимися проводится внеплановый инструктаж по охране труда.

2.ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД ПРОВЕДЕНИЕМ ЭКСКУРСИИ

2.1.Перед проведением экскурсии ее руководитель обязан тщательно обследовать тот участок местности, куда будут выведены учащиеся, выбирая места, где отсутствуют опасности для детей, а также безопасные маршруты передвижения.

2.2.Ознакомиться по плакатам с местными ядовитыми и опасными пресмыкающимися, насекомыми, растениями, плодами и грибами.

2.3. Надеть соответствующую сезону и погоде одежду и обувь. Для предотвращения  травм и укусов ног надеть брюки или чулки. Чтобы избежать натирания ног обувь должна быть подобрана по размеру.

2.4.Убедиться в наличии аптечки и ее укомплектованности необходимыми медикаментами и перевязочными средствами.

3.ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ ЭКСКУРСИИ

3.1.При изучении флоры и фауны водоема избегать глубоких мест, не входить в воду. Для ознакомления с живыми объектами водоема использовать сачки на длинных ручках. Использование лодок или мостков категорически запрещается.

3.2.При передвижении не снимать обувь и не ходить босиком.

3.3.Во избежание лесных пожаров и ожогов не разводить костры.

3.4.Запрещается использовать ядовитые вещества (хлороформ, серный эфир и др.) для замаривания насекомых.

3.5.Не пробовать на вкус какие-либо растения, плоды и грибы.

3.6.Не трогать руками ядовитых и опасных животных, пресмыкающихся, насекомых, растений и грибов, а также колючих растений кустарников.

3.7.Не выкапывать растения из грунта незащищенными руками, использовать для этой цели лопатки, рыхлители и др.

3.8.Во избежание заражения желудочно-кишечными болезнями не пить воду из открытых водоемов, для этого использовать питьевую воду из фляжки, которую необходимо брать с собой.

4.ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

4.1.При укусе ядовитыми животными, пресмыкающимися, насекомыми немедленно отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение и сообщить об этом администрации учреждения.

4.2.При получении учащимся травмы оказать первую помощь пострадавшем, сообщить об этом администрации учреждения и родителям пострадавшего, при необходимости отправить его в ближайшее лечебное учреждение.

5.ТРЕБОВАНИЯ        БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ ЭКСКУРСИИ

  1. Проверить по списку наличие всех учащихся.

5.2.Сдать руководителю экскурсии инвентарь и собранные образцы.

5.3.Тщательно вымыть руки с мылом.