Финансовая грамотность

Сивизьянова Нина Ивановна

«Если хочешь быть богатым, нужно быть финансово грамотным» Роберт Кийосаки.

Невозможно вырастить гармонично развитого человека, не подготовив его к главной реалии современного рынка – товарно–денежным отношениям. Ребенок – дошкольник практически ежедневно слышит в семье, в торговых центрах, магазинах, от своих сверстников и взрослых такие понятия, как деньги, продукты, товары, цены, дорого, дешево, экономить и т.д. Поэтому проблема финансового воспитания детей становится актуальной применительно уже к дошкольному возрасту, так как это время, когда закладываются азы будущего финансового «здоровья»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Диагностический материал авторской программы с региональным компонентом для детей дошкольного возраста «Финансовая академия Кота Матроскина»

ФГОС ДО (п.3.2.3) содержит требования к педагогической диагностике (мониторингу), который может «..проводиться педагогическим работником в рамках оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста..».

Материалом для проведения диагностики служат наблюдения, беседы, дидактические и сюжетно-ролевые игры. Для проведения процедуры педагогической диагностики использованы методические рекомендации Е.А. Курак, А.Д Шатовой, Е.Г. Юдиной.

Показатели формирования детьми основ финансово-экономической грамотности

(на основе педагогической диагностики Е.А.Курак, А.Д.Шатовой, Е.Г.Юдиной,Г.Б.Степановой, Е.Н.Денисовой.)

Фамилия, имя ребенка                  Возраст         

Возраст

Показатели

Совместная образовательная деятельность

Самостоятельная деятельность

НОД

1

2

1

2

4-5 лет

Знает виды денег и какими деньгами

пользуются в нашей стране

Устанавливает связи между сырьем и ассортиментом хлебобулочной и молочной

продукции

Объясняет понятия

"дороже", "дешевле"

Называет места

продажи товаров

Может объяснять взаимосвязь понятий "труд-

услуга-деньги"

Ориентируется в операциях, совершаемых при приобретении

продуктов, товаров в игре

Имеет представления о профессии людей в соответствии с содержанием модулей

программы

5-6 лет

Знает об истории

происхождения

денег и их

эволюции

Умеет отличать российские деньги

и валюту разных стран

Имеет представления о процессе изготовления и

хранения денег

Может оперировать понятиями "продукт", "товар",

"услуга"

Может назвать составляющие,

влияющие на ценообразование

Может объяснить зависимость качества производственного товара от каждого

работника

Объясняет

формирование семейного бюджета

Аргументирует выбор своих

покупок в игре

Имеет представление о профессии людей в соответствии с содержанием

модулей программы

6-7 лет

Различает наличные и

безналичные деньги

Владеет элементарными представлениями о ресурсосбережении,

переработке вторичного сырья

Применяет имеющиеся знания

о профессиях людей в детских

видах деятельности в соответствии с содержанием

модулей программы

Может соотнести свои желания с имеющимися

возможностями

Может планировать свои покупки в соответствии со своими желаниями и имеющимися

возможностями

Используем 3-бальную (3-обычно, 2-иногда, 1-очень редко). Положения, приведенные в таблице, носят ориентировочный характер. Исходя из данных показателей, воспитатели могут сами дополнить схему и трансформировать ее в более удобную для них форму



Предварительный просмотр:

Диагностика уровня знаний детей по теме

«Экономическое образование и воспитание детей»

Экономика

Владеет понятием «экономика»

Умеет выделять экономическое содержание из художественных произведений

Потребности

Умеет устанавливать взаимосвязь потребностей и возможностей

Труд. Профессии

Умеет выделять цепочку трудовых действий

Осознает взаимосвязь понятий «труд-продукт-деньги»

Бартер

Владеет понятием «бартер»

Умеет определять выгодность бартера

Самостоятельно совершает обменные операции

Выгода и убыток

Владеет понятиями «выгода» и «убыток»

Определяет выгодность сделки

Деньги

Владеет понятиями «купюра», «банк»

Умеет совершать покупки, назначать цену товара, правильно считать сдачу

Реклама

Владеет понятием «реклама»

Осознает взаимосвязь «реклама – продажа»

Бизнес и капитал

Владеет понятиями: «капитал», «бизнес», «купля», «продажа»

Умеет выделять деловые качества у героев художественных произведений

Методика оценивания:

По успешности выполнения заданий выявлялся  уровень экономических знаний  детей по трехбалльной шкале:

3 - высокий, 2 - средний, 1 - низкий.
Высокий уровень  (3 балла) – самостоятельно справляется с заданием.

Средний уровень (2 балла) – с заданием спарвляется с помощью педагога.

Низкий уровень (1 балл ) – с заданием не справляется.

Высокий уровень:  дети могут объяснить элементарный смысл экономических понятий, проявляют ярко выраженный и устойчивый интерес к труду родителей, имеют представление о работе родителей, употребляют экономические слова и словосочетания; находятся в позиции активных участников событий, способны отразить полученные знания в играх; готовы к общению с взрослыми и сверстниками, задают множество вопросов и самостоятельно пытаются найти ответы на них; своевременно выполняют поручения, способны контролировать свои действия, оценивать результаты деятельности; стремятся и умеют проявлять инициативу, энергично выполняют поручения, доводят начатое дело до конца.

Средний уровень: дети имеют представление об экономических понятиях, но не всегда могут объяснить их; у них наблюдается неустойчивый интерес к потребностям своей семьи, труду родителей; имеющиеся у них знания нечеткие, поверхностные; имеют достаточно представлений об окружающем мире, но не умеют использовать имеющиеся знания; под руководством взрослого умеют организовывать свою деятельность, своевременно выполняют поручения; добросовестно относятся к материальным ценностям, но большую заботу проявляют лишь к вещам личного пользования; порученную работу выполняют вовремя и добросовестно только под руководством взрослого; не всегда активны, но способны проявлять упорство в достижении цели.

Низкий уровень: дети не могут объяснить смысла экономических понятий, не проявляют интереса к потребностям своей семьи, труду родителей, окружающим явлениям современного общества, не употребляют в речи экономические слова; не проявляют интереса к продуктивной деятельности, ведут себя как посторонние наблюдатели; не доводят начатое дело до конца, быстро теряют интерес к труду и оставляют работу, возвращаясь к игре; не склонны к бережному отношению к личной и общественной собственности; при выполнении работы не проявляют какой-либо заинтересованности в ее результате; безответственны, безынициативны, не проявляют упорства в достижении цели. Уровень экономических знаний определяется с учетом успешности выполнения всех трех заданий, а также в процессе наблюдения за детьми в свободной игровой деятельности.

Тема

Цель

              Диагностические задания

Материал

Дидактические игры

Беседа

1.Экономика

Выявить знания детей об экономике, экономических категориях (товар, цена, деньги).

Дидактические игры «Экономическая рыбалка», «Задай вопрос»

Беседа по сказке

К.И. Чуковского «Муха – цокотуха»

Рыба, на обратной стороне которой написано экономическое понятие, разные предметы, игрушки.

 2.Потребности

Выявить знания детей о потребностях и возможностях человека

Дидактические игры «Потребности и возможности моей семьи», «Магазин»

Потребности «Хочу и надо»

Схемы, таблицы, иллюстрации с разными потребностями, карточки с возможностями.

3.Труд, профессии

Выявить знания детей о последовательности трудовых действий

Дидактические игры «Как сделать лучше и быстрее», «Маршрут труда».

Беседа по сказке «Петушок и бобовое зернышко»

Алгоритмы, схемы с изображением трудовых действий.

4.Бартер

Выявить знания детей о бартере, о выгодности бартера.

1.Игра – ситуация «Бартер»

2.Дидактическая игра «Интересный обмен»

3.Дидактическая игра

«В стране Обмении»

Беседа по сказке «Как Иван корову менял»

1. Схема, раскрывающая сущность данной экономической категории.

2.Комикс «Жила-была денежка», карточки с условным изображением предметов.

3.Карточки, фломастеры, карандаши.

5. Выгода и убыток

Выявить знания детей о выгоде и убытке

Дидактические игры «Удачная покупка», «рынок»

Беседа по сказке «Как мужик гусей делил»

Товары, деньги

6. Деньги

Выявить знания детей о купюрах, их достоинстве, банке.

1.Дидактические игры «Путешествие рубля», «Банк»

2.Дидактические игры «Магазин «Катюша»

Беседа по сказке «Как звери решили открыть свой бизнес»

1.Купюры, монеты разного достоинства, игровые деньги

2.Разнообразные предметы, игрушки, продукты питания и т.п.

7. Реклама

Выявить знания детей о рекламе

Дидактическая игра «Мир рекламы»

Беседа по сказке «Звериная реклама»

Различные рекламные материалы – газеты, шапочки-бейсболки, календарики, ручки, футболки, рекламные проспекты и т.п.

8. Бизнес и капитал

Цель: выявить знания детей о бизнесе, капитале, купле, продаже

Дидактические игры «Маленький бизнесмен», «Монополия»

Беседа по сказке «Как барин овцу купил

Различные карточки, схемы, изображения и иллюстрации экономического содержания.

Протокол диагностики уровня знаний детей по теме

«Экономическое образование и воспитание детей»

(подготовительная группа)

№ п/п

Фамилия, имя ребенка

Экономика

Потреб-

ности

Труд

Профессии

Бартер

Выгода

Убыток

Деньги

Реклама

Бизнес

Капитал

1

2

1

1

2

3

1

2

3

1

2

1

2

1

2

1

2

Всего детей с высоким уровнем -

Всего детей со средним уровнем -

Всего детей с низким уровнем -



Предварительный просмотр:

Финансовая грамотность дошкольников

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ

Формирование финансово-экономических знаний рассматривается как многоуровневое образование, и, соответственно, должны быть выявлены уровни сформированности этих знаний у детей. Диагностика элементарных финансово-экономических знаний детей является одной из необходимых составляющих процесса экономического образования детей.

I уровень – низкий. Находящиеся на данном уровне дети имеют неполные, ошибочные представления в области экономики и финансов. Затрудняются в характеристике понятия, явления, в распознавании его по содержанию, не могут установить причинно-следственные связи, после обозначения понятия, явления или объекта, частично выделяют его признаки, не  обобщают отдельные свойства явления в целое понятие, затрудняются в классификации по признаку. Не используют финансово-экономические знания в игровой и трудовой деятельности.

  II уровень – средний. Этот уровень характеризуется первичной систематизацией детьми полученных ими представлений. Дети имеют правильные, но недостаточно полные представления о явлениях и процессах, происходящих в экономической жизни. Воспроизведение их, тем не менее, характеризуются последовательностью с установлением отдельных причинно-следственных связей, отдельных признаков объекта, явления, процесса. Дети стремятся к обобщению свойств в одно целое понятие, пытаются осуществить классификацию по данному признаку. Они частично используют финансово-экономические представления в игре и труде.

III уровень – высокий. Для детей, находящихся на этом уровне, характерно выделение существенных признаков объектов, явлений и формирование целостной системы представлений. Их знания характеризуются обобщенностью представлений, которые позволяют выделить наиболее существенные признаки объектов и явлений экономической жизни. Дети на этом уровне имеют полные и правильные образы, легко устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, классифицируют по признакам, объясняя правильность своих действий. Применяют полученные экономические знания в игровой и трудовой деятельности.

Все 3 уровня связаны друг с другом, каждый предыдущий обуславливает последующий, включаясь в его состав.

Диагностика содержит 6 серий заданий, по 6 заданий в каждой. Ф о р м а   проведения диагностики – индивидуальная, педагог предлагает каждому ребенку ответить на поставленные вопрос или выполнить задание.

Задания предложенных серий направлены на выявление знаний в следующих наиболее существенных сферах экономики:

  1. знания в области социально-экономической сферы;
  2. знания в области товарно-денежных отношений;
  3. знания в области производства и связанных с ним вопросов;
  4. знания в области информационно-организаторской сферы;
  5. знания в области нравственно-этической сферы;
  6. знания в области государственно-юридической сферы.

Первая серия включает в себя шесть заданий, цель которых – выявить потребности в целом, создать классификацию потребностей на наглядной основе; выявить способность к обобщению отдельных свойств в единое понятие «потребности»; определить потребности, в которых ребенок нуждается сам, нуждается его семья, дети дошкольного учреждения.

П р и м е р ы  з а д а н и й первой серии.

Задание1. Вопрос ребенку: «Что необходимо человеку для жизни?»

Задание 2. Вопрос ребенку «Как можно назвать одним словом то, без чего человек не может обойтись в своей жизни?»

Задание 3. Из карточек, на которых изображены различные предметы и явления (вода, пища, одежда и игрушки и др.), педагог предлагает ребенку отобрать такие, без которых не могут жить люди, и разделить их на группы похожих друг на друга по определенному признаку предметов.

Задание 4. Рассказать о том, в чем нуждается ребенок.

Задание 5. Рассказать о том, в чем нуждается семья, в которой живет ребенок, и выслушать, что ребенок хочет для своей семьи.

Задание 6. Рассказать о том, в чем нуждаются дети дошкольного учреждения, и выслушать, что хочет ребенок для ребят из детского сада.

Вторая серия включает в себя задания, цель которых – выявить  знание способов удовлетворения людьми своих потребностей.

П р и м е р ы  з а д а н и й  второй серии.

Задание 1. Вопрос ребенку: «С помощью чего можно приобрести то, в чем нуждается человек?»

Задание 2. Вопрос ребенку: «Все ли можно купить за деньги?»

Задание 3. Вопрос ребенку: «Откуда берутся деньги для покупки того, что человеку нужно?».

Задание 4. Вопрос ребенку: Как можно назвать одним словом эти деньги?» (Банкноты, монеты).

Задание 5. Вопрос ребенку: «Какие деньги ты знаешь?»

Задание 6. Вопрос ребенку; «Знаешь ли ты, как появились деньги?».

Третья серия включает в себя задания, цель которых – определить уровень элементарных знаний о товарно- денежных отношениях, процессе купли-продажи.

П р и м е р ы  з а д а н и й  третьей серии.

Задание 1. Вопрос ребенку: «Как одним словом можно назвать то, что люди приобретают в магазине?»

Задание 2. Вопрос ребенку: «Где люди приобретают товары?»

Задание 3. Вопрос ребенку: «Как люди приобретают товары?»

Задание 4.  Педагог предлагает рассмотреть карточки, на которых изображены товары с указанием цены, и ответить на вопрос: «Что означают цифры рядом с изображенными предметами?»

Задание 5. Вопрос ребенку: «Почему одни и те же товары могут стоить по-разному: в одном месте дороже, в другом дешевле?»

Задание 6. Вопрос ребенку: «Как правильно выбирать товары?».

Четвертая серия включает в себя задания, цель которых – выявить представления у детей о технологии приготовления пищи, починке одежды, изготовлении простейших игрушек, материалах, необходимых для этого, и об их экономном использовании, т.е. о производстве и средствах производства на уровне представлений старших дошкольников.

П р и м е р ы  з а д а н и й  четвертой серии.

Задание 1. Вопрос ребенку: «Что такое материалы?» («Как одним словом назвать то, что лежит перед тобой»)

Задание 2. Вопрос ребенку: «Из каких материалов производят продукты, мебель, обувь, одежду?».

Задание 3. Вопрос ребенку: «Можно ли из одних материалов изготовить другие?»

Задание 4. Педагог предлагает ребенку выполнить классификацию карточек, на которых изображено оборудование для приготовления пищи, ремонта дома, пошива и ремонта одежды.

Задание 5. Педагог предлагает ребенку рассказать технологию приготовления пищи.

Задание 6. Педагог предлагает ребенку рассказать и показать, ка из полоски бумаги можно сделать много елочек (ребенку предлагается полоска зеленой бумаги, карандаши, ножницы).

Пятая серия включает в себя задания, цель которых – выявить знания детей об организации домашнего хозяйства, участии ребенка в ведении домашнего хозяйства, понимании значимости таких качеств, как экономность и бережливость.

П р и м е р ы  з а д а н и й пятой серии.

Задание 1. Вопрос ребенку: «Кем и где работают твои родители?».

Задание 2. Вопрос ребенку: «Какую домашнюю работу выполняют члены твоей семьи?».

Задание 3. Вопрос ребенку: «Знаешь ли ты, сколько денег получают твои родители за свой труд?».

Задание 4. Вопрос ребенку: «На что тратят деньги в вашей семье?».

Задание 5. Вопрос ребенку: «Какую помощь ты оказываешь родителям в домашнем хозяйстве?».

Задание 6. Вопрос ребенку: «Про кого можно сказать – экономный, а про кого – бережливый?».

Шестая серия включает в себя задания, цель которых – изучить представления детей в области государственно-юридической сферы.

Примеры заданий шестой серии.

Задание 1. Вопрос ребенку: «Что такое собственность?»

Задание 2.   Педагог предлагает ребенку разложить карточки на группы: то, что принадлежит ребенку; то, что принадлежит его семье; то, что, принадлежит всем.

Задание 3. Вопрос ребенку: «Что такое налоги?».

Задание 4. Вопрос ребенку: «Для чего нужно платить налоги?».

Задание 5. Вопрос ребенку: «Что потребовал почтальон Печкин, когда принес посылку дяде Федору?».

Задание 6. Вопрос ребенку: «Какие ты знаешь документы?».

Состояние сформированности экономических знаний у детей определяется следующим образом – каждому признаку – каждому признаку приводится в соответствие качественно описанный балл:

3 балла – при ярко выраженном признаке;

2 балла – при его устойчивом проявлении;

1 балл – в случае слабого проявления признака;

0 баллов – при его отсутствии.

В соответствии с этим количество  набранных детьми баллов соотносится с вышеупомянутыми уровнями знаний у детей:

I уровень (низкий) – количество баллов от3 до 8;

II уровень (средний) – количество баллов от 9 до 13;

III уровень (высокий) – количество баллов от 14 до 18.

Вариант 1. Диагностика для определения уровней сформированности экономических знаний старших дошкольников.

Диагностический лист

(темы: профессии, Орудия труда, Бюджет семьи, Доход семьи, Расход семьи, Товар и цена, Реклама)

Фамилия, имя ребенка_____________________________

Темы                   Уровень

Высокий

Средний

Низкий

Профессии

Орудия труда

Бюджет семьи

Доход семьи

Расход семьи

Товар и цена

Реклама

Освоение программы:

Низкий – ребенок не проявляет инициативы при планировании своей деятельности, не знает профессии, не имеет представления о содержании деятельности людей некоторых профессий; у ребенка отсутствует творческий потенциал. Ребенок не имеет представления, что такое доход, расход семьи;

не ориентируется в экономических понятиях; у ребенка отсутствует системное видение мира.

Средний – ребенок ориентируется и имеет представление с помощью педагога о профессиях и содержании их труда, о доходах и расходах семьи; с помощью педагога разбирается в экономических понятиях.

Высокий – ребенок самостоятельно оперирует знаниями о профессиях, их связях и отношениях, четко выделяет, что такое расход, доход семьи; имеет четкое представление о труде людей, о продукте и товаре; с уважением относится к труду людей; проявляет творческий потенциал.

Диагностический лист

(темы: Деньги, Сбережения, Денежная прибыль,

Валюта, Бартер)

Фамилия, имя ребенка

Темы                     Уровень

Высокий

Средний

Низкий

Деньги

Сбережения

Денежная прибыль

Валюта

Бартер

Освоение программы:

Низкий – ребенок не проявляет инициативы при планировании своей деятельности, не знает, как правильно потратить деньги; не имеет представление, что деньги оплачивают результат труда; у ребенка отсутствует творческий потенциал. Ребенок не ориентируется в экономических понятиях; у него отсутствует системное видение окружающего мира.

Средний – ребенок ориентируется и имеет представление (с помощью педагога), как правильно потратить деньги; имеет представление, что деньгами оплачивается результат труда; с помощью педагога разбирается в экономических понятиях; пытается подойти к проблемной ситуации творчески; с помощью педагога решает простейшие экономические задачи.

Высокий – ребенок самостоятельно оперирует знаниями; четко имеет четкое представление; с уважением относится к труду людей; проявляет творческий потенциал; самостоятельно находит выход.

Вариант 2. Диагностика для определения начального уровня финансово-экономических знаний.

Детям предлагается три задания, которые оцениваются по трем уровням. Задания носят проблемно-поисковый характер, раскрывают познавательные навыки и умения ребенка.

Диагностический лист

 

 1 балл

 2 балл

 3 балл

 Задание 1

 Задание 2

 Задание3

Задание 1 «Выбери верное предложение».

Материал: карточки, на которых написано по два предложения, и карточки с изображениями, соответствующими этим предложениям (деньги, игрушки, реклама и т.д.)

Инструкция: «Предлагаю тебе поиграть. Я прочитаю тебе два предложения. Выбери то предложение, которое тебе кажется правильным, и объясни, почему ты его выбрал».

  1. Чтобы жить, необходимы деньги. Чтобы жить, необходимы игрушки.
  2. Только взрослые должны трудиться. И дети, и взрослые должны трудиться.
  3. Реклама нужна человеку для развлечений. Реклама нужна для продажи товаров.
  4. Пенсию обычно получают мамы и папы. Пенсию обычно получают бабушки и дедушки.
  5. Бюджет семьи – это только доходы. Бюджет семьи – это доходы и расходы.
  6. Чем качественнее товар, тем выше цена товара. Чем качественнее товар, тем ниже его цена.

1 балл – правильно один или два ответа;

2 балла – правильно четыре ответа;

3 балла – правильно больше пяти ответов.

Задание 2 «Найди лишнее»

Материал:  6 карточек, на которых изображены:

- рубль, доллар, евро, кошелек (категории «деньги»)

- банкноты достоинством 10 рублей, 5 долларов, 10 евро, 5-копеечная монета (категория «деньги»);

- кондитерская фабрика, мебельная фабрика, магазин (категории «товар», производство»);

- человек копает землю, готовит еду, моет посуду, читает книгу (категория «труд»);

- игрушки, посуда, машина, солнышко (категория «товар»);

одежда, дом, продукты, книга (категория «потребность»).

Инструкция: «Посмотри на рисунки. Они разные. Какой предмет (действия) лишний? Почему? Как можно назвать одним словом остальные три?».

1 балл – все карточки отобраны правильно с помощью воспитателя;

2 балла – две карточки – с помощью воспитателя;

3 балла – все карточки отобраны правильно.

Задание 3 «Продолжи предложение».

Материал; предложения экономического содержания  и соответствующие им сюжетные картинки.

Инструкция: «Я предлагаю тебе поиграть в увлекательную игру. Я начну предложение, а ты закончи».

  1. Любой труд приносит …. (пользу).
  2. Моя мама получает за свой труд … , бабушка получает … , а брат учится в институте и получает … (зарплату, пенсию, стипендию).
  3. Доходы семьи можно увеличить, если… (вести дополнительное хозяйство; кто-то из членов семьи пойдет на работу и т.д.)
  4. Воспитатель, повар, швея, рекламодатель, банкир – это …  (профессии).
  5. Любой товар можно… (продать, купить, изготовить).
  6. Место хранения и накопления денег называется … (банк).
  7. Чтобы люди узнали о товаре, нужна … (реклама).

1 балл – правильно два ответа;

2 балла – правильно четыре-пять ответов;

3 балла – правильно больше пяти ответов.

Вариант 3. Диагностика для определения уровней экономической воспитанности у детей старшего дошкольного возраста.

Каждое из четырех заданий состоит из 3 более мелких заданий: первое – загадки по экономике, разделенные по областям; второе – вопросы определенной области экономических знаний; третье – проблемная ситуация.

С каждым ребенком работа проводится индивидуально, и по мере успешности ответов на задания определяется уровень экономической воспитанности.

Задание 1. Цель; определить уровень знаний о потребности человека, животных, растений.

Задание 2. Цель: определить уровень знаний о природных и капитальных ресурсах (транспорт, инструменты, оборудование); о о производителях товарах и услуг.

Задание 3 Цель: определить уровень   знаний о деньгах, рынке и цене.

Задание 4. Цель: определить уровень знаний о рекламе.

Диагностический лист

(темы: Потребности, Ресурсы, Деньги, Реклама)

Фамилия, имя ребенка__________________

Темы                     Уровень

Высокий

Средний

Низкий

 Потребности

 Ресурсы

Деньги

Реклама

 

Задание1.

  1. Люди ходят на базар:

Там дешевле весь … (товар).

  1. Мебель купили, одежду купили. У каждого из нас были разные желания, которые исполняла волшебная шкатулка. Но месте с желаниями у каждого ребенка и взрослого есть свои потребности. Что означает это слово? (То, что необходимо человеку в жизни, без чего ему будет плохо.)
  2. Проследи, какие изменения происходят с растением или животным без света, воды, тепла, воздуха. Какой можно сделать вывод? (Потребности есть не только у человека, но и у растений и животных.)

Задание 2.

  1. Он финансовый факир,

В банк к себе вас ждет … (банкир)

В море коварном товаров и цен

Бизнес-корабль ведет … (бизнесмен).

Мебель, хлеб и огурцы

Продают нам  … (продавцы).

  1. Как ты думаешь, откуда берутся продукты питания? (Из магазина)

- А откуда они появляются в магазине? (Из природы – лес, море, поле)

- Люди каких профессий, по-твоему, производят товары? (Садовод, швея, столяр, обувщик, пекарь.)

- А какими инструментами пользуются люди, производящие товары? (Тяпка, лопата, молоток, станок, печь.)

  1. Представь, что ты работаешь на заводе по изготовлению кукол/машинок. Какие материалы и оборудование тебе необходимы и для чего?

Задание 3.

  1. На товаре быть должна

Обязательно …(цена).

Говорят про меня –

Деревянный я.

Но неправда, я – железный,

я – тяжелый, полновесный. (Рубль)

И врачу, и акробату

Выдают за труд… (зарплату).

  1.  На что ты покупаешь товары в магазине? (На деньги)

- Как ты думаешь, зачем нужны деньги? (Покупать еду, красиво одеваться.)

- А как ты определяешь, сколько денег нужно дать продавцу? (У товара есть цена).

  1. Как ты думаешь: чем ниже цена, тем товар становится хуже или лучше по качеству? Подумай почему. (Хуже, потому что, чтобы производить хороший товар, нужны хорошие материалы и оборудование, которые дорого стоят.)

Задание 4.

  1. Как ребенка нет без мамы,

Сбыта нету без … (рекламы).

Яркой краской привлекает,

Покупать нас заставляет (Рекламный плакат).

Прохожу мимо витрины,

И стоит там человек,

Говорит он так красиво, Кто же этот человек? (Рекламный агент).

  1. Ты знаешь, что такое реклама? Ты видел рекламу? (Да)

- Как ты думаешь, зачем людям нужна реклама? (Чтобы люди узнавали, что появляются новые товары, какие они разные.)

- Как ты считаешь, кому больше нужна реклама: тому, кто ее дает, или кто ее смотрит? Почему? (Тому, кто ее дает, чтобы люди смотрели рекламу и товар покупали.)

  1. Представь любой товар. Попытайся его прорекламировать, чтобы мне захотелось его купить у тебя.

Тесты (Т.А. Шорыгина)

Вы хотите подарить маме на день рождения вышитую салфетку. Работа идет не быстро. Завтра у мамы праздник, а подарок еще не готов. Как Вы поступите?

  1. Не пойдете гулять с друзьями, отложите книжки, игрушки и весь вечер будете готовить подарок, пока не доведете дело до конца.
  2. Подарите маме что-нибудь другое. Например, купите подарок в магазине.
  3. Подарите маме не совсем законченную салфетку. («Закончу после дня рождения, ведь мама поймет»,)

Вас попросили собрать ягоды крыжовника для киселя, но день выдался жарким и душным. Собирать ягоды Вам не хочется. Как вы поступите?

  1. Несмотря на жару и духоту, соберете полную корзину ягод.
  2. Отложите дело до завтра, когда, может быть, станет прохладнее.
  3. Соберете немного ягод.

Если Вам понравилась какая-то вещь, а у вас не хватает денег, то как Вы поступите?

  1.  Пойду и попрошу денег у мамы.
  2. Буду немного копить карманные деньги, а потом куплю эту вещь.
  3. Откажусь от покупки этой вещи и куплю что-то другое.

Вы хотите купить подарок другу, но Вам в магазине понравилась игрушка, которую Вы хотели бы иметь сами. Как Вы поступите?

  1. Куплю подарок другу.
  2. Куплю игрушку себе.
  3. Куплю другу другой подарок, подешевле, а на оставшиеся деньги куплю игрушку себе.

Методика использования тестов:

  • Педагог проговаривает ребенку или группе детей ситуацию
  • Далее дает три варианта решения ситуации.
  • Дети отвечают.
  • По полученным ответам педагог делает вывод об уровне усвоения детьми экономических знаний.



Предварительный просмотр:

Формирование основ финансовой грамотности у детей 5-7 лет через разные виды деятельности.

Актуальность темы самообразования заключается в том, что в современной концепции образования подчеркивается особое значение дошкольного возраста в формировании и развитии уникальной личности ребенка, так как на этом этапе закладываются основы личностной культуры, обеспечивается усвоение первоначальных социокультурных правил и норм. Особенность этого периода состоит в том, что он является фундаментом для приобретения в будущем специальных знаний и навыков.  Так же актуальность обусловлена требованиями современного общества экономического образования относительно детей данной возрастной группы. Финансовое просвещение и экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних них свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности. Дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин участвуют в купле-продаже и других финансово-экономических отношениях.  

Цели:

  • Формирование первичных экономических представлений и компетенций;
  • Развитие экономического мышления дошкольников;
  • Воспитание социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики.

Задачи:

Предметные:

  • Способствовать осознанию роли денег в жизни людей;
  • Закрепить знания о внешнем виде современных банкнот и монет и научить сравнивать товары разной цены и качества;
  • Научить ориентироваться в семейном бюджете, рационально формулировать свои запросы как члена семьи;
  • Формировать первоначальные представления о различных способах сбережений и экономии бюджета семьи.

Мета предметные:

  • Развивать внимание, мыслительные операции, речь;
  • Возможность применения полученных знаний, умений и практического опыта в повседневной жизни.
  • Привлекать ребенка к решению семейных проблем, связанных с экономикой (распределение семейного бюджета, накопление и сохранение части денежных средств, для приобретения более дорогих вещей);
  • Походы с ребенком в магазин, на рынок могут стать хорошей площадкой для отработки понятий, с которыми ребенок познакомился в ходе изучения программы.

Личностные:

  • Воспитать понимание того, что в любой товар вложен труд человека, поэтому к нему нужно относиться бережно;
  • Формировать интерес детей к финансово-экономическим отношениям и правилам поведения в мире экономике и финансов;
  • Воспитать чувства товарищества, взаимопомощи и сотрудничества.

Предполагаемый результат:

Прогнозируемые результаты реализации проекта для воспитанников ДО

В результате реализации программы по самообразованию:

  • будут знать основные финансово-экономические понятия и категории, которым было уделено внимание на занятиях в кружковой деятельности;
  • приобретут опыт в определении своих потребностей, сформируются финансовые умения: определять разницу между «хочу» и «надо», регулировать потребности в соответствии с возможностями;
  • делать покупки; выбирать товар в соответствии с ценой качеством;
  • умение разумно расходовать деньги;
  • планировать семейный бюджет; сберегать средства семейного бюджета.
  • осознать свою значимость для семьи и общества; ответственность за свои поступки, которые могут положительно или отрицательно сказаться на экономическом положении семьи и его самого.
  • Таким образом, дети дошкольного возраста научатся правильно управлять своим поведением на основе первичных представлений о мире финансов.

Прогнозируемые        результаты        реализации        проекта                для        педагогов ДО:

  • повысится роль финансовой грамотности в образовательном пространстве ДО;
  • расширится социальное        партнерство        с        учреждениями занимающихся финансовой деятельностью;
  • повысится        профессиональная        компетентность        педагогов        в области финансовой грамотности.

Прогнозируемые        результаты        реализации        проекта        для        родителей        (законных представителей) ДО:

  • расширится осведомленность родителей о системе работы в ДОУ по финансовой грамотности;
  • повысится компетентность родителей в области финансовой грамотности.
  • повысится активность родителей в организации мероприятий по финансовой грамотности

РППС:

  • картотека игр по формированию предпосылок финансовой грамотности у старших дошкольников;
  • картотека пословиц;
  • картотека загадок;
  • развивающий альбом;
  • оформление уголка (стенда) «Школа гнома Эконома»;
  • приобретение художественной литературы на экономическую тематику;
    приобретение и изготовление дидактических игр.

Основные формы реализации плана по самообразованию:

• Беседы.

• Непосредственно – образовательная деятельность.

• Дидактические игры.

• Моделирование ситуаций – тренингов.

• Чтение художественной литературы.

•Работа с родителями: анкетирование, опросы, досуги, беседы и консультации.

Этапы самообразования:

1. Подбор и изучение методической литературы

2. Участие в мероприятиях, посвященных теме самообразования

3. Формирование опыта по теме. Внедрение в практику.

4. Представление опыта работы по теме.

Изучение методической литературы

  • Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания;
  • Изучение учебной и научно-методической литературы;
  • Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;
  • Изучение новых программ и педагогических технологий;
  • Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;
  • Повышение общекультурного уровня.

Основные принципы системы работы с детьми дошкольного возраста по воспитанию финансовой грамотности:

Программа самообразования составлена в соответствии с принципами, определенными федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования:

  1. Системность (педагогическое воздействие выстроено в систему специальных игр, упражнений и заданий).
  2. Преемственность (каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках и, в свою очередь, формирует «зону ближайшего развития»).
  3. Возрастное соответствие (предлагаемые игры и упражнения учитывают возможности детей данного возраста).
  4. Наглядность (использование наглядно-дидактического материала, информационно- коммуникативных технологий).
  5. Деятельностный принцип (задачи развития психических функций достигаются через использование видов деятельности, свойственной дошкольникам: игровой, практической).
  6. Здоровьесберегающий принцип (обеспечено сочетание статичного и динамичного положения детей, смена видов деятельности).

Учет возрастных особенностей:

В 5–6 лет актуализируются представления о товарно-денежных отношениях, краткой истории происхождения денег. Формируются представления детей о том, что деньги зарабатываются и ими оплачивают результаты труда людей. Совершенствуется умение детей составлять логическую цепочку происхождения денег. Актуализируются представления детей о том, какие бывают деньги (российские рубли, валюта других стран). В игровой деятельности развиваются умения детей отличать российские деньги от зарубежной валюты. Формируются представления детей о процессе изготовления денег. Также расширяются представления детей о хранении денег.

В 6–7 лет систематизируются, обогащаются представления детей о товарно- денежных отношениях, об истории и эволюции происхождения денег, к деньгам следует относиться как к предмету жизненной необходимости, средству и условию благополучия достатка. Совершенствуются умения детей различать и называть товары и услуги, опираясь на свой собственный опыт. Обогащаются представления детей о российских деньгах и деньгах дальнего и ближнего зарубежья. Продолжают формироваться представления детей о деньгах разного достоинства, разной ценности (покупательной способности). Дети различают деньги разного достоинства (1,2,5,10 усл. единиц). Знакомятся с предприятиями региона города Братска: формируются представления детей о процессе изготовления денежных знаков; дети знакомятся с профессиями людей, работающих на предприятиях города. Обогащаются представления детей о системе хранения денег. Знакомятся с понятием «безналичные» и электронные деньги. Совершенствуются умения детей различать наличные и безналичные деньги, применять данное умение в самостоятельной игровой деятельности.

Перспективно-тематическое планирование самообразования

На 2020 - 2021 учебный год.

2021-2022 учебный год.

Деятельность педагога

сроки

Теоретический этап -1 этап (1 год)

1

Изучение методической литературы

1. Шатова А.Д        Тропинки в экономику: программа, методические рекомендации, конспекты занятий с детьми 5-7 лет/А.Д Шатова.-М.: Вентана-Граф,2015.-С50-86.

2. Антонова Ю. Как и о чем говорить с детьми на уроках финансовой грамотности: пособие для начальных классов и работников системы дополнительного образования/ Юлия Антонова-М.: ВИТА-ПРЕСС,2017.С.38-52.

3. Смирнова Т.В белка и компания: Экономика для детей в сказках, играх и задачах/ иллюстрации и игровые задания Т.Н. Просняковой.-4-е издание.- Самара: издательство «Учебная литература»: Издательство «Федоров», 2013. С.-144.

В течение года

2

Ведение тетради по самообразованию с краткими конспектами

В течение года

3

Просмотреть полезные вебинары:

 1. Вебинар для воспитателей "Финансовая грамотность для дошкольников".

https://www.youtube.com/watch?v=tcgu3FkhWh0 

2.Курсы «Финансовая грамотность для дошкольников»

Программа повышения квалификации «Финансовая грамотность для дошкольников» составлена с учетом особенностей работы педагога-дошкольника в условиях реализации ФГОС ДО, с учетом современных тенденций и направлений на дошкольном уровне образования. В результате изучения основных положений программы вы узнаете, как познакомить детей с такими финансово-экономическими терминами, как труд и товар, деньги и цена, реклама, а также с этическими понятиями: честность, бережливость, экономность и трудолюбие и т.д. В программе содержатся теоретические материалы, учебная литература, также примеры игр и конкурсов по каждой теме. На основе рекомендаций вы сможете научиться планировать собственные занятия и игры с дошкольниками по формированию основ финансовой грамотности. Записаться на курс: https://clck.ru/S9EdM

2. Вебинар Включение основ финансовой грамотности в образовательный процесс дошкольников

Вебинар проводят: Стахович Людмила Валентиновна, Семенкова Екатерина Владимировна, авторы сборника "Занимательные финансы: азы для дошкольников" На вебинаре будут рассмотрены следующие вопросы: что представляет собой финансовая грамотность дошкольника?  Почему следует включать финансовую грамотность в образовательный процесс дошкольника?  Продукты, которые помогут воспитателю внедрить азы финансовой культуры в образовательный процесс.

https://www.youtube.com/watch?v=FxeW4wmbEk8 

3. Онлайн-семинар: «Формирование финансовой грамотности дошкольников в условиях ФГОС ДО» Эксперт: Марич Екатерина Михайловна Время начала: 15 июня 2021 года в 14:00 по МСК Сайт мероприятия: https://preschools.ru/online/web150621/ Ключевые вопросы: 1.Задачи экономического воспитания на основе ФГОС ДО (образовательная программа ДОО) 2.Принципы экономического воспитания дошкольников 3.Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования 4.Организация работы с семьями воспитанников в рамках экономического воспитания 5.Специфика педагогического мониторинга успешности реализации экономического воспитания дошкольников Видеозапись онлайн-семинара, а также презентации будут размещены в разделе «База знаний» на сайте https://preschools.ru/ и доступны членам Сообщества.

4.Открыты вебинар «Как проводить занятия по финансовой грамотности в ДОУ в соответствие с ФГОС»

Приобрести сертификат об участии в вебинаре: https://eduregion.ru/webinars/finanso...

Сентябрь, октябрь

Практический этап – 1 год

Работа с детьми 5-6 лет

Содержание работы

Срок

1

1. Диагностика первичная

2.Беседа по пословице (на выбор из картотеки)

3.Чтение рассказа П. Кошеля «Что такое деньги?»

4. Дидактическая игра «Кому что нужно?»

5.Настольно-печатная игра «Экономические паззлы»

6.ООД «Откуда пришли деньги?»

сентябрь

2

1.Дидактическая игра «Кому что нужно для работы?»

2.Беседа по пословице (на выбор из картотеки)

3.Чтение рассказа П. Кошеля «Первые деньги»

4.Работа с кроссвордом №1

5.Настольно-печатная игра «Товар-не товар»

6.ООД «Чем пахнут ремесла?»

октябрь

3

1.Дидактическая игра «Угадай, какая это профессия» или «Назови профессии»

2.Беседа по пословице (на выбор из картотеки)

3.Чтение рассказа П. Кошеля «Фальшивые деньги»

4.Работа с кроссвордом №2

5.Настольно-печатная игра по принципу кругов Луллия «Чья валюта?»

6.ООД «Что, где, почем?»

ноябрь

4

1.Дидактическая игра «Какие бывают доходы?»

2.Беседа по пословице (на выбор из картотеки)

3.Чтение рассказа П. Кошеля «Пятак самозванец»

4.Работа с кроссвордом №3

5.Настольно-печатная игра «Цветок- Экономика»

6.ООД «Как правильно делать покупки»

декабрь

5

1.Дидактическая игра «В какое время года»

2.Беседа по пословице (на выбор из картотеки)

3.Чтение рассказа П. Кошеля «Монеты раньше и теперь»

4.Работа с кроссвордом №4

5.Настольно-печатная игра. Лото «Товары»

6.ООД «Путешествие по улице финансов»

январь

6

1.Дидактическая игра «Угадай, где продаются»

2.Беседа по пословице (на выбор из картотеки)

3.Чтение рассказа П. Кошеля «Что такое банк?»

4.Работа с кроссвордом

5.Настольно-печатная игра «Что можно и что нельзя купить за деньги»

6.ООД «Юные финансисты»

февраль

7

1.Дидактическая игра «Заветные желания»

2.Беседа по пословице (на выбор из картотеки)

3.Чтение рассказа П. Кошеля «Бумажные деньги»

4.Работа с кроссвордом

5.Настольно-печатная игра. Кубики «Финансовая грамотность»

6.ООД  «Семейный бюджет и расходы семьи»

март

8

1.Дидактическая игра «Что мне нужно?»

2.Беседа по пословице (на выбор из картотеки)

3.Чтение рассказа П. Кошеля «Что такое инфляция?»

4.Работа с кроссвордом

5.Настольно-печатная игра Кубики «Финансовая грамотность»

6.ООД «Деньги. Монеты. Банкнота. Пластиковая карта»

апрель

9

1. Итоговая диагностика

2.Беседа по пословице (на выбор из картотеки)

3.Чтение рассказа П. Кошеля «Бумажные деньги»

4. Дидактическая игра «Кто что делает?»

5.Настольно-печатная игра «Викторина»

6.ООД «Творим добро»

май

Работа с родителями

1

Анкетирование родителей «Мой ребенок и финансовая грамота».

октябрь

2

Родительское собрание «Дети и деньги, или как воспитать предприимчивого ребёнка»

ноябрь

3

Консультация «Финансовая грамотность»

декабрь

4

Мастер класс по финансовой грамотности

февраль

5

Консультация «Система финансового обучения ребенка в семье»

апрель

6

Организация цикла экскурсий (совместно с родителями) для формирования знаний социально-экономических отношений в обществе

май

7

Информационно-просветительское работа с родителями, выпуск семейной газеты «Бюджет».

Каждый квартал

8

Совместное изготовление игр и дидактических пособий

в течение года

Практический этап-2 этап (2 год)

Работа с детьми 6-7 лет

Содержание работы

Срок

1

1.Просмотр мультфильма и беседа по нему

Что такое деньги? (Уроки тетушки Совы) серия 1
https://www.youtube.com/watch?v=5Lxa29rzthY

2. Работа с экономическими раскрасками + беседа

«Рубль трудовой-потому и дорогой»

3. Сюжетно-ролевая игра «Детский сад»

4.ООД «Азбука денег»

5.Работа по проблемным ситуациям: «Загадка бельчат», «Письмо Ослику»

6.Чтение сказки «Водяная крыса знает, что торговля – это расчет»

сентябрь

2

1.Просмотр мультфильма и беседа по нему

Потребности и возможности (Уроки тетушки Совы) серия 7
https://www.youtube.com/watch?v=jtwIdTFPIaM

2. Работа с экономическими раскрасками + беседа

«Кто долго спит, тот денег не копит»

3. Сюжетно-ролевая игра «Кафе»

4.ООД «Приключение девочки Настеньки»

5.Работа по проблемным ситуациям: «Заработанные деньги»

6.Чтение сказки «Сорока зарабатывает на посредничестве»

октябрь

3

1.Просмотр мультфильма и беседа по нему

Осторожно: деньги! (Уроки тетушки Совы) серия 8
https://www.youtube.com/watch?v=YAdNg_JZoZA

2. Работа с экономическими раскрасками + беседа

«Не легко деньги нажить, а легко прожить»

3. Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет»

4. 44. Командная игра «Доходы»

5.Работа по проблемным ситуациям: «Требуется звукорежиссер»

6.Чтение сказки «Как Барсук открыл гостиницу»

ноябрь

4

1.Просмотр мультфильма и беседа по нему

Семейный бюджет (Уроки тетушки Совы) серия 3
https://www.youtube.com/watch?v=U6U5XlKTO_w

2. Работа с экономическими раскрасками + беседа

«Копейка к копейке – проживет семейка»

3. Сюжетно-ролевая игра «Семья»

4.ООД «Путешествие с Монеткой по стране Экономике»

5.Работа по проблемным ситуациям: «Обязанности козлят»

6.Чтение сказки «Фукс становится владельцем ресторана»

декабрь

5

1.Просмотр мультфильма и беседа по нему

Умение экономить (Уроки тетушки Совы) серия 5
https://www.youtube.com/watch?v=PSc_HldwIwU

2. Работа с экономическими раскрасками + беседа

«Без нужды живет, кто деньги бережет»

3. Сюжетно-ролевая игра «Поликлиника»

4. Командная игра «Расходы. Как потратить деньги с пользой»

5.Работа по проблемным ситуациям: «Два жадных медвежонка»

6.Чтение сказки «Друзья помогают Фуксу вернуть его нору»

январь

6

1.Просмотр мультфильма и беседа по нему

Работа и зарплата (Уроки тетушки Совы) серия 6
https://www.youtube.com/watch?v=t6Z9jA42xXE

2. Работа с экономическими раскрасками + беседа

«Хлебу мера, а деньгам счет»

3. Сюжетно-ролевая игра «Строительная компания»

4.ООД «Почему взрослые работают»

5.Работа по проблемным ситуациям: «Богатство Буратино»

6.Чтение сказки «Фукс хочет стать банкиром»

февраль

7

1.Просмотр мультфильма и беседа по нему

Карманные деньги (Уроки тетушки Совы) серия 4
https://www.youtube.com/watch?v=Lf0s_lA5B_o

2. Работа с экономическими раскрасками + беседа

«Деньги счет любят»

3. Сюжетно-ролевая игра «Дом моды»

4.ООД «Открываем супермаркет»

5.Работа по проблемным ситуациям: «Удачная покупка»

6.Чтение сказки «Друзья затевают собственное производство»

март

8

1.Просмотр мультфильма и беседа по нему

Цена и ценные вещи (Уроки тетушки Совы) серия 2
https://www.youtube.com/watch?v=29TvunofYQk

2. Работа с экономическими раскрасками + беседа

«Без копейки рубль щербатый»

3. Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк»

4. Командная игра «Как проверить и посчитать деньги»

5.Работа по проблемным ситуациям: «Выгодное ли предложение?»

6.Чтение сказки «У белки появляется конкурент»

апрель

9

1.Просмотр мультфильма и беседа по нему

Кредиты и депозиты   (Уроки тетушки Совы) серия 11
https://www.youtube.com/watch?v=a0t1TUihPHw

2. Работа с экономическими раскрасками + беседа

«Дурак деньги напоказ носит», «В долг брать легко, да платить тяжело»

3. Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская»

4.ООД «Путешествие в страну Рублика»

5.Работа по проблемным ситуациям: «Как поступить?»

6.Чтение сказки «Водяная крыса запуталась в долгах и разорилась»

май

Работа с родителями

1

Папка-передвижка «Дети и деньги»

сентябрь

2

Рекомендовать список литературы для домашнего чтения

октябрь

3

Заседание детско-родительского клуба «Финансовый «крокодил»

ноябрь

4

Консультация «Практические советы родителям по экономическому воспитанию ребёнка»

декабрь

5

Родительское собрание «Как научить ребенка экономить?»

январь

6

Консультация для родителей «Принципы финансового воспитания в семье»

февраль

7

Деловая игра для родителей «Азбука финансов»

март

8

Заседание детско-родительского клуба «Вместе за покупками»

апрель

Рефлексия – 3 этап (2 год)

Работа по самоанализу, работа с педагогами

1

Рекомендовать методическую, справочную, энциклопедическую и художественную литературу по выбранной тематике.

декабрь

Рекомендовать к просмотру педагогами вебинаров, семинаров в СМИ, сети интернет

январь

2

Практикум для педагогов «По ступенькам финансовой грамотности»

февраль

3

Консультация «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

март

3

Мастер-класс для педагогов детского сада «О значимости родительского авторитета средствами квиз-игры «Дети и деньги»

Доклад + презентация

апрель

4

Отчет по теме самообразования

май