«Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников (5-7 лет) посредством дидактических игр»

Сивизьянова Нина Ивановна

«Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они — часть великого русского народа».

О.Л. Князева.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Уважаемые родители!

В новом учебном году мы планируем проводить мероприятия патриотической направленности. Чтобы выстроить эту работу,  просим Вас принять участие в опросе.

1. ФИО ребенка, количество детей семье_____________________________

________________________________________________________________

2. Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?

□  воспитание любви к Родине;

□ воспитание уважения к старшему поколению;

□ воспитание уважения к традициям и обычаям своего народа;

□ знание истории своей страны.

3. Считаете ли вы важным воспитание у детей дошкольного возраста нравственно-патриотических чувств?

да

нет

затрудняюсь ответить

4. Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста?

  Прививать детям уважение к людям своей страны.

Познакомить с обычаями и традициями своего народа.

Расширять представления о родной земле, её столице, городах.

Ознакомление с историческим прошлым России.

Воспитание эстетически нравственных норм поведения и моральных качеств  ребёнка.

5. Есть ли в Вашем доме семейные традиции? Если да, то какие

____________________________________________________________________________________________________________________________________

6. В каких местах нашего города вы любите бывать со своим ребенком?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Что лично вы делаете для воспитания у своего ребенка любви к родному городу?______________________________________________________________________________________________________________________________

8. Какой помощи в этом направлении ждете от детского сада? ____________________________________________________________________________________________________________________________________

9. В какой форме Вы хотели бы получать методические рекомендации по вопросам патриотического воспитания ребенка?

консультации, папки-передвижки, буклеты

□ мастер-класс по созданию игр и использованию игр

□ родительское собрание, семинар-практикум

Спасибо за участие в опросе!



Предварительный просмотр:

Основные направления.

 Работа по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой, традициями народов Севера ханты и манси осуществляется  по четырем направлениям, каждое из которых нацелено на решение определенных задач:

1. Работа с воспитанниками.

 2. Работа с родителями.

 3. Работа с воспитателями.

4. Работа над развитием предметно-развивающей среды

Формы работы

 Специалисты                Воспитанники           Родители      

Анализ работы специалистов .

      Диагностика.

       Анкетирование.

 Составление плана работы .

      Определение основных форм работы.

 Определение проблем.

         Составление плана работы.

        Подготовка теоретического и практического материала .

      Консультации.

     Открытые просмотры.

       Рекомендации.

       Обмен опытом.

     Организация Минимузея.

Участие в акциях, конкурсах.

 Занятия познавательного цикла.

 Чтение художественной литературы.

 Проектно- исследовательская деятельность.

 Экскурсии.

 Беседы.

 Рассматривание картин, иллюстраций.

 Праздники, развлечения.

 Продуктивная деятельность

 Участие в акциях, творческих конкурсах.

 Проектная деятельность.

 Участие в фотовыставках.

 Беседы.

 Посещение занятий.

 Участие в праздниках, викторинах.

 Накопление теоретического материала.

 Накопление практического материала.

 Оформление материала.

 Перспективный план работы.

 Сценарии праздников, развлечений, викторин.

 Конспекты занятий.

 Оформление Мини-музея: «МОЯ ЮГРА».

 Работа с воспитанниками Проекты Для решения поставленных задач я использовала разнообразные методы работы, способствующие развитию и обогащение знаний каждого ребенка. При этом немаловажную роль играет эмоциональное отношение детей к тому или иному виду деятельности. Поэтому наиболее оптимальной формой работы, сочетающей в себе все методическое разнообразие работы с дошкольниками, я считаю проектную деятельность. Так как именно она позволяет интегрировать самые различные виды детской деятельности. Цель создания проекта «Праздники народов ханты связанные с животными»– познакомить воспитанников с праздниками народов Севера. Для работы с детьми был изготовлен иллюстративный и поделочный материал по темам проекта. Собрала традиционные игры, книги, сказки, пословицы и поговорки. Дети очень любят рассматривать красочные книги, иллюстрации и фотографии. Особенность северных народов – их близость к природе, бережное отношение к каждой травинке, цветку, боязнь разрушить красоту природы, так как она – неотъемлемая часть их жизни. Так же бережно они относятся и к животным: только жизненная необходимость заставляет их убивать. Часто в их праздниках животные выступают в роли наставника или учителя: видимо, суровые условия жизни вынуждают человека не побеждать животное, а жить с ним в мире, заимствуя его опыт. Собирая материал, невозможно полностью воспроизвести ту картинку праздника, которая была в те далекие времена, так как уходит время, а с ними люди, уносящие с собой секреты праздников. Чтобы восстановить картинку, нужно подробно изучить, с чем тот или иной праздник связан, по какому случаю его проводили и как можно меньше вносить новшеств, чтобы не нарушить последовательность действий. Праздники ханты и манси всегда очень красочны, театрализованы, уникальны и неповторимы. В основном праздники ханты и манси связаны с религиозными обрядами. Они наполнены определенным мировоззренческим смыслом и сопровождаются ритуальными действами, будь то рождение ребенка, свадебный 20 обряд, встреча или проводы перелетных птиц и т. д. Даты праздников заранее не оговариваются, а подстраиваются под определенное событие. Наиболее известным празднеством у хантов является «Медвежий праздник». Медведь почитается у народов Сибири с глубокой древности. Он послан богом хранить справедливость на земле. В древней легенде рассказывается, что от медведя люди получали огонь, стрелы и лук. Праздник « Вороний день» приурочен к прилету ворон и проводится в марте – апреле. Ворона считается птицей, приносящей весну и весть о пробуждении природы и жизни. На одном из праздников побывала я и моя семья. 2 апреля 2010 года в поселке Сартым отмечали хантыйский праздник «вороний день». Ханты съезжались со всего Нефтеюганского района. Они приезжали со своими семьями на этот праздник, а добирались они на буранах. У каждой семьи есть буран и не один. На этом празднике я увидела коренных жителей Севера, настоящих оленей. Сначала у хантов проходили соревнование «Гонки на оленях» участвовали не только мужчины, но и женщины. После соревнований на площади состоялся концерт. На празднике пели, танцевали, проводили подвижные игры народов Севера для детей и конкурсы, соревнования для взрослых. Проходила ярмарка: женщины продавали рыбу, шкуры оленей, обувь которую они сами шили, украшения вышитые из бисера. Победитель в «гонках на оленях» получил приз «Буран». Мне очень понравился и запомнился этот праздник «Вороний день». После «Вороньего праздника» идет детский традиционный « Праздник трясогузки». Это весенний детский праздник проводится тогда, когда прилетает маленькая подвижная птичка трясогузка. Вся северная земля наполняется птичьими голосами, звенят ручьи, распускаются на деревьях почки и солнечные лучи заглядывают в окна домов. Праздник проводится на природе. В этот день пекут из теста золотистых трясогузок, звучат поздравления, дети читают стихи о весне, поют песни. Все девочки вольными движениями изображают птиц. «День оленеводства»- это традиционный, ежегодный национальный праздник ненцев, связанный с их хозяйственной деятельностью Он устраивается в масштабах района или округа, проходит обычно весной. Этот праздник празднуется в феврале. 21 «Проводы лебедя»- этот праздник посвящен встрече и проводам священной птицы – лебедя. «День рыбака»- этот праздник отмечают в конце мая – начале июня. На этом празднике проводят соревнования на лодках, разжигание костра, жертвоприношения. «День обласа» празднуется в начале лета – в июле, когда в реке появляется первая благородная рыба - Нельма. Облас - это лодка, сделанная из цельного дерева осины. Своим проектом «Праздники народов ханты связанные с животными» я хотела зажечь желание в детях узнать как можно больше о своем крае, о своем народе, о его прошлом, настоящем и подумать о будущем; желание активно участвовать в развитии своей культуры, ведь без прошлого нет будущего. Беседы Для активизации мыслительной деятельности, наблюдательности, памяти и речи у детей в своей работе я планирую беседы. Беседа является основной формой речевого общения ребенка с взрослыми и своими сверстниками. Беседу я использую, как активный метод умственного воспитания. Общение в форме вопросов и ответов побуждает детей воспроизводить наиболее значимые, существенные факты: сравнивать, обобщать, рассуждать. В единстве с мыслительной деятельностью в беседе формируется речь: связные логические высказывания, образные выражения. Закрепляется умение отвечать кратко, точно, следуя содержанию вопроса, внимательно слушать других, дополнять и поправлять ответы друзей. Чтобы вызвать у детей интерес и желание больше узнать о своем крае и о народностях Севера, на занятия приходит кукла Акань в национальном костюме. Дети с интересом рассматривают ее костюм и украшения. Кукла рассказывает о себе и о своем наряде. «Я девочка- хантеечка –Акань». Я живу на Севере. На мне хантыйский костюм: платье – малица с орнаментом. На голове у меня украшение, а на ногах - кисы. Я буду знакомить вас с родным краем и коренными жителями Севера; их трудом, обычаями, традициями и праздниками». 22 Знакомство детей с культурой я начинаю со старшей группы. В начале года знакомлю детей с коренными жителями округа их традиционными занятиями. Занятия организую в форме беседы на темы: «Коренные народы Севера», «Север - Мой край родной», «Жители Севера», «О природе и жизни людей на Севере». Для того, чтобы вызвать у детей еще больший интерес к занятиям и беседам, на которых я знакомлю их с коренными жителями, я обязательно включаю игровой момент – приход куклы Акань с предметами быта, сувенирами, фотографиями, книгами. Я заметила, что использование в беседе игровых приемов помогает детям стать наиболее наблюдательными, сообразительными, любознательными. Беседуя с детьми о коренных жителях Севера, вношу конверт с фотографиями людей разных национальностей, среди которых есть фотографии коренных народов Севера. Предлагаю отобрать только те фотографии, на которых изображены северяне. Задаю вопросы: «Почему вы считаете, что это коренные жители Севера?», «Назовите различия в одежде», «Почему люди так одеваются?», «Какие основные занятий жителей Севера?» и т.д. В ходе последующих бесед дети уже сами рассказывают о северянах. Вот пример рассказа Лизы Щ.: «Основные занятия коренных жителей Севера ханты и манси – это охота, оленеводство и рыболовство. Мясом диких животных люди питаются. Из меха шьют себе одежду и обувь, теплую и легкую, такую, что и в мороз не замерзнешь, даже если целый день за оленями идти будешь. Украшают одежду очень красивым орнаментом». Целью бесед по ознакомлению детей с народами Севера является обогащение знаний и представлений детей о быте и своеобразии уклада жизни коренных представителей народов ханты и манси, умение устанавливать закономерности между климатическими условиями и образом жизни людей, воспитание уважения к людям другой культуры. В подготовительной группе, учитывая возросшие возможности детей, ввела новые беседы: «Одежды народов Севера», «Северный олень», «Декоративноприкладное искусство», «Символы округа», «Праздники хантов и манси». 23 На всех возрастных этапах, в своей работе я использую иллюстрации. Наличие иллюстративного материала делают рассказы детей связными, четкими и последовательными. Беседы с использованием картин позволяют мне развивать у детей внимание, память и речь. Беседа о труде и жизни оленевода: - Кто такие оленеводы? Дети: «Люди, которые заботятся об оленях». - Из чего оленевод мастерит свое жилище? Дети: «Из оленьего меха». - Из чего шьют одежду и почему? Дети: «Из меха оленей и диких животных, чтобы не замерзнуть». Отвечая на поставленные вопросы, у детей развивается диалогическая речь, обогащается словарь. Затем предлагала детям составить рассказ о труде оленеводов и об олене. Приведу в пример рассказы детей подготовительной группы:  Лера А. – об олене: «Олени живут в тайге и тундре. У оленя красивые рога. У него сильные длинные ноги. Самый сильный олень – вожак в стае. Они питаются ягелем и лишайником. Олень – сильное и красивое животное».  Вадим Ж. – о труде взрослых: «На Сервере живут ханты и манси. Они заботятся об оленях, пасут их, охраняют и защищают от волков». Роль наглядности в беседе трудно переоценить при знакомстве детей с трудом и бытом коренных народов Севера: оленеводов, охотников, рыбаков. Детям неместного населения в дошкольном возрасте и в городских условиях очень трудно понять культуру другого народа. На занятиях по обучению рассказыванию вношу устное народное творчество: сказки, пословицы, загадки, что повышает у детей эмоциональный интерес и делает рассказы детей более выразительными. Сочетание рассказов, бесед, устного народного творчества позволило решить в комплексе познавательные и воспитательные задачи. У детей появился устойчивый интерес, они научились устанавливать простейшие связи между трудом и бытом северных народов. Дети называют птиц и животных, особо почитаемых на Севере, приобретают навыки поведения в природе через заповеди и народные обычаи. 24 Дидактические игры Для обобщения и систематизации знаний детей после бесед и занятий я использую дидактические игры. Дидактическая игра – универсальный метод закрепления знаний и умений. Дидактические игры позволяют детям в живой непосредственной форме:  накапливать сенсорный опыт, уточнять представления и знания о свойствах предметов (цвет, форма, величина, строение), развивать умение выделять сходство и различие между предметами;  развивать глазомер, координацию движений рук и глаз, мелкую моторику. Дидактические игры представляют большие возможности для умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. В подготовительной группе предлагаю детям игры: «Выложи орнамент», «Укрась урасу», на закрепление знаний о геометрических фигурах и цветах. «Кто первый приведет оленей к стойбищу?» (закрепление знаний о жизни детей оленеводов), магазин «Северные ягоды», «Магазин игрушек». Например, в игре «Магазин игрушек» дети учатся описывать предмет, находить его существенные признаки, узнавать предмет по описанию. В магазине на полке стоят разные игрушки, среди которых игрушки северных ребятишек (лук, олешки из тальника, кукла). В начале игры, обращаясь к детям: - У нас открылся новый магазин. Посмотрите, сколько в нем красивых игрушек! Вы их можете купить. Но, чтобы купить игрушку, нужно выполнить одно условие: не называть ее, а описать. По вашему описанию продавец узнает игрушку и продаст ее вам. В ходе игры я заметила, дети с интересом «покупают» игрушки, сделанные из природного материала (дерева, бересты). С «купленными» игрушками дети потом играют. Для развития мыслительных процессов и закрепления знаний о профессиях предлагаю игру «Кому что нужно?». Дети подбирают предметы необходимые охотнику, рыбаку, оленеводу. Так же использую дидактические игры «Путешествие в страну вещей», «Узнаем из чего сшита одежда», «Чудо-вещи вокруг нас», «Рыбацкая угадай-ка». 25 Для закрепления знаний детей о предметах быта, орудиях труда предлагаю игру «Для чего нужны предметы?» Вместе с детьми уточняем, где эти предметы используются, какую пользу они приносят людям в жизни, труде и о бережном отношении к ним. На прогулках провожу индивидуально с детьми словесные игры: «Рыба, птица, зверь», «Угадай по описанию», «С какого дерева ветка» и другие. Благодаря использованию дидактических игр у детей значительно возрастает интерес к культуре северных народов. Живой интерес у детей вызывает разгадывание кроссвордов, загадок, ребусов, викторины «Угадай орнамент», «Предметы природы». Подобные занятия развивают сообразительность и наблюдательность. В подготовительной группе дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные признаки; отгадывают по описанию. Сама игра вызывает у детей большой интерес, а, играя, ребенок запоминает многое из окружающей действительности. В результате я отметила, что в игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребенок преодолевает с легкостью, не замечая, что его обучают. Продуктивная деятельность В продуктивной деятельности дети изготавливали аппликации из цветной бумаги: рисовали народный костюм хантов, украшали его узором. Воспитанникам было интересно узнать, что обозначает каждый символ, приклеенный на костюме. После занятий мы с детьми устраивали выставку своих работ, сделанных своими руками. Дети рисовали животных, придумывали рассказы к ним. Вылепив из пластилина животного, дети придумывали сюжет небольшой сказки и действовали в парах. Чтение художественной литературы При знакомстве детей с народами Севера я показала детям множество картин и иллюстраций, открыток, использовала в работе занятия и беседы. Познакомила детей с художественными произведениями народов Севера: «Айога», «Сампо – лопаренок» Топелиуса, Владимира Санги «Как бурундук искал себе друзей», Г. 26 Снегирева «Тунгус и Верный», «След оленя». По прочитанным произведениям детям предлагала задание – нарисовать сказку или отдельные иллюстрации к ним. Впоследствии мы с детьми составляли книжки из этих рисунков, делились с другими детьми из соседних групп. Дети проявляли находчивость и творчество. Вместе с детьми читали и заучивали стихи. Знакомя с народами Севера, старалась прививать у детей любовь и уважение к людям, живущим в суровых условиях; уважение к сильным, мужественным и выносливым людям; отличным оленеводам, отважным рыбакам, бесстрашным охотникам. Народные игры Залогом гармоничного развития личности является воспитание детей, сочетающее в себе духовное богатство, моральную чистоту, физическое совершенство и крепкое здоровье. Основным средством такого воспитания может стать народная игра. Ушинский К.Д. писал: «Обратите внимание на народные игры, разработать этот богатый источник, организовать их и создать у них превосходное и могущественное воспитательное средство – задача педагогики». Философия гласит: «Устойчивость в суставах, гибкость в спинном хребте – главные признаки здоровья, долговечности организма, в приобретении которых большое значение имеют народные игры». Народные игры включаются в разные виды деятельности детей. Они оказывают существенное влияние на формирование умственных, нравственных и эстетических качеств личности. На игровой площадке в летний период я предлагала детям разучить и поиграть в народные игры. Эти игры вызывают наибольший интерес у детей, ведь в них требуется не только исполнять движения, но и проговаривать интересный и необычный по звучанию текст. Суть этих игр – выполняя – учить. Участвуя в играх, дети подражают взрослым, учатся жизни, совершенствуются, взаимодействуют друг с другом. На участке в зимний период мы организовали «уголок Севера», где были выполнены из снега фигуры белых медведей; рисовали краской на снегу узоры северных народов. Дети были познакомлены с подвижными играми народов Севера: «Смелые охотники», «Удачные рыболовы», «Олени в упряжках». 27 Большое внимание было уделено играм обских угров, в которые дети в конце подготовительной группы играли уже самостоятельно. Дети узнали о животном мире Севера. Дошкольники принимали участие в изготовлении макета «Животные Севера». В уголке познания, в группе, я подготовила выставку иллюстраций: «О Севере» (природа и животный мир), внесла куклу в национальной одежде; выставку «Фигурки из кости» - рассказала детям, как изготавливаются данные фигурки. Далее использовала игры на воспитание чувства коллективизма, такие как «Невод» – бег парами, «Сокол и лиса» – бег, действие по сигналу, «Волк и жеребята» – бег и ловкость, «Ловкий оленевод» – меткость, глазомер, «Полярная сова и овражки» – реакция и выносливость. В подготовительной группе, учитывая то, что дети стали старше, движения детей более точными, а так же значительно увеличились волевые усилия при выполнении заданий, я предлагаю игры – состязания, среди которых особое место занимает «хапсагай» (борьба на ловкость), «куобах» (прыжки на двух ногах), «кылыы» (прыжки с разбега на одной ноге), перетягивание палки, прыжки через нарты, бег на разные дистанции, «Соколиный бой», «Отара». Эти игры развивают в мальчиках силу, ловкость, глазомер, расчетливость, волю и лучшие черты характера. Народные игры влияют не только на физическое развитие детей, но и нравственно их воспитывают. Таким образом, я сделала вывод о том, что приобщение детей к национальной культуре народов Севера не должно ограничиваться элементарными географическими сведениями, названиями некоторых предметов быта и национальных праздников. Введение детей в особый, самобытный мир национальной культуры должно осуществляться путем действенного познания, через многообразие форм и методов работы с детьми и воздействие на эмоциональную сферу ребенка. Именно такой подход поможет подвести детей к убеждению в том, что изучение национальной культуры не просто учебная обязанность, а обращение к духовности, без которой не может жить современный человек, и что это есть приобщение к красоте, которая одинаково облагораживает и 28 эвенка, и якута, и русского и приводит в конечном итоге к взаимовлиянию культуры. Народное творчество – источник чистый и вечный. В чем бы не высказал себя народ – в танце, песне, искусной вышивке или забавной игрушке, ясно – это идет от души, а душа народная добра и красива. Полученные знания я старалась закреплять у детей с помощью викторин, игр, развлечений, открытых занятий: «Зов тайги» спортивно- музыкальное развлечение, «Путешествие в Юганский заповедник», Спортивный досуг «Игры народов Севера», «Путешествие по природным зонам Севера», «Папа, мама я - спортивная семья». Были показаны игры, обряды, одежды в национальных традициях. Я старалась дать ту информацию, которой владею и старалась преподнести ее так, чтобы детям было интересно, и чтобы им в дальнейшем хотелось еще узнать что – то новое. На занятиях я давала детям часто «домашнее задание», чтобы, придя домой, он мог еще узнать какую – то информацию, а потом сообщить ее своим сверстникам в группе. Ребята подходили к «домашнему заданию» с ответственностью. Одни расспрашивали родителей, бабушек, дедушек; другие черпали информацию из других источников (книг, журналов, телепередач, серии познавательных фильмов на дисках). Эта форма работы так же нравится детям, воспитывает чувство ответственности, стремление узнать новое, поделиться со



Предварительный просмотр:

Квест-игра по патриотическому воспитанию «Родина моя – Россия»

Цель: создание условий для формирования у детей чувства патриотизма и любви к своей Родине.

Задачи:

- обобщить и систематизировать знания детей о России;

- формировать уважительное отношение к государственным символам;

- воспитывать любовь к Родине, гражданско-патриотические чувства, чувства гражданского долга и чувства благодарности;

- развивать познавательные интересы;

- воспитание чувства патриотизма и гражданственности.

Интеграция областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие».

Оборудование: проектор, доска, ноутбук, карта, лепестки ромашки с написанными на них буквами, картинки с изображением городов России, гербы, флаги разных стран.

Предварительная работа:

- беседы о родной стране, о российской символике;

- беседы о героях и защитниках Родины, таких их качествах, как смелость, отвага, воля к победе, мужество, храбрость, преодоление страха, любовь к родным местам;

- прослушивание гимна России, песен о России, русских народных песен;

- рассматривание флага и герба России;

- рассматривание дидактических картин и хрестоматий с изображением пейзажей и достопримечательностей России; 

- рассматривание иллюстраций «Битва Богатырей за Землю Русскую» Афанасьева, фотографий «Моя Россия – пейзажи;

- рассматривание энциклопедии «Моя Родина – Россия» (ее богатства);

- рассматривание карты и глобуса, определение местонахождения России.

- заучивание стихов русских поэтов о Родине, природе;

- разучивание народных игр, хороводов.

Ход игры

Воспитатель:
Для умной игры собралась детвора,

Игру начинать нам настала пора!

Сегодня у нас игра в форме квеста. Знаете, что такое квест? Напомню всем, что квест – это такая игра, в которой участники находят и выполняют не одно задание, а целый ряд заданий для того, чтобы выполнить главную задачу.
А о чём наша игра, мы узнаем из загадки:

Здесь родился, живешь,

Уезжаешь — скучаешь,

Как зовут это место, знаешь? (Родина)

Правильно, ребята, наша игра называется «Родина моя – Россия».

Скажите, ребята, какой полевой цветок растет на всей территории России? Даю маленькую подсказку, этот цветок является символом российского праздника Дня семьи, любви и верности.

 (ответы детей).

Воспитатель: Правильно, ребята, это ромашка. Вот и сегодня во время игры мы будем собирать лепестки ромашки. Задача нашей игры – узнать важное слово в жизни каждого человека. А какое это слово вы узнаете, когда соберете 6 лепестков от ромашки. Для этого нужно выполнить 6 заданий. После правильного выполнения задания вы получите лепесток ромашки с буквой. Только когда вы пройдете все задания, и у вас будут все лепестки, вы сможете узнать главное слово.

А сейчас, давайте посмотрим маршрут и определим, куда нам идти сначала. Дети рассматривают маршрут. На карте-маршруте находят место под цифрой 1, приходят к обозначенному месту  и находят конверт, отдают его воспитателю.
Воспитатель: Первое задание: «Я спрошу, а ты ответь!»

(игра в кругу с мячом)

Вопросы:
1. Как называется страна, в которой мы живём?

2. А как называется столица нашей Родины?

3. Как называются люди, живущие в России?

4. Что мы называем малой родиной?

5. Как называется город нашей малой родины?

4. Кто является президентом России?

5. Как называется река в нашем городе?

6. Как называется область, в которой мы живем?

7. Как называется самая большая река в нашей области?

8. Как называется главная река в столице России?

Воспитатель: Молоды, ребята, вы справились с первым заданием. Получайте первый лепесток от ромашки.

Давайте посмотрим наш маршрут, где нас ожидает следующее задание.

Дети находят в обозначенном месте следующий конверт, отдают воспитателю, тот зачитывает задание.

Воспитатель: Следующее задание «Назови государственные символы России». Давайте вспомним, что является государственным символом России?
Дети: Герб, флаг, гимн, (показ на слайдах).

Воспитатель: Свой флаг есть в каждой стране. Ребята, а все флаги разных стран одинаковые?

Дети: Флаги разных стран отличаются друг от друга, они могут быть похожи, но двух одинаковых мы никогда не найдем.
Воспитатель: Ребята, а кто может мне ответить, какой у России флаг?
Дети: трехцветный. Три полосы - белая, синяя, красная.

(На экране слайд с российским флагом)

Воспитатель: Что обозначают эти цвета? (ответы детей)

Дети: Белый цвет означает мир, чистоту;

Синий цвет символ веры и верности;

Красный цвет символизирует силу, кровь, пролитую за Отечество.

Воспитатель: Ребята, а давайте вспомним пословицы про Родину.

(дети рассказывают пословицы)

Нет в мире краше Родины нашей.

Кто за Родину горой, тот защитник и герой.

Если дружба велика, будет Родина крепка.

Родину-мать учись защищать.

Береги Землю любимую как маму.

Где родился, там и пригодился.

Одна у человека мать - одна и Родина.

Человек без Родины, что соловей без песни.

Воспитатель: Ребята, а где мы можем увидеть символы России? (почетные грамоты, документы, деньги, печати). А где мы можем услышать гимн РФ, как его нужно слушать? (на торжественных мероприятиях, на государственных праздниках, его слушают стоя).

Воспитатель: Молодцы, вот вам ещё один лепесток. Давайте посмотрим на наш маршрут и определим, куда идти дальше.

Дети определяют, что следующее задание спрятано в книжном уголке находят там 2 конверта и отдают их воспитателю.

Воспитатель: Здесь лежат 2 конверта, значит, 2 задания и мы можем заработать сразу 2 лепестка, но для этого нам нужно поделиться на две команды. Кто знает, как можно разделиться? (по считалке, на мальчиков и девочек, по счёту и т.д.). Воспитатель предлагает поделиться на 2 группы по желанию детей.

Воспитатель: Задание для 1-ой команды: убрать в конверт все государственные флаги и оставить только флаг России (выполняется за столом). Задание для 2-ой команды: аналогичное, только убрать нужно государственные гербы, оставив герб России (выполняется за столом).
Дети выполняют, воспитатель проверяет, правильно ли дети выполнили задания.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы справились и с этим заданием. Получайте 3 и 4 лепесток от ромашки.

Давайте посмотрим, где следующее задание. Дети ищут на карте следующее место, находят конверт с заданием и отдают воспитателю.

Воспитатель:  Следующее задание называется Защитники Отечества, а кто же такие защитники Отечества?

Дети: Защитники Отечества — это солдаты, которые защищают свой народ, свою Родину, Отечество. Это армия. У каждого народа, в каждой стране есть армия. В России тоже есть армия, она защищает границы своей Родины.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как передаются команды и сообщения в армии в наше время? (ответы детей). А когда не было телефонов и интернета, как передавали сообщения? (ответы детей). В армии была такая профессия как военный почтальон. Какие обязанности он выполнял? (ответы детей). Какими качествами должен был обладать военный почтальон? (ответы детей). А давайте мы с вами поиграем в игру «Военный почтальон» и проверим, какие мы с вами ловкие, быстрые, смелые и отважные. И если мы справимся, то мы получим еще один лепесток.

Подвижная игра «Военный почтальон»

Ход игры: Дети стоят в кругу, ведущий-ребенок ходит по кругу с конвертом, дети проговаривают слова: «По границе я хожу, и письмо в руках держу, кто письмо скорей возьмет, тот его и донесет! Раз, два, три, беги!» После этих слов ведущий разделяет двух детей конвертом. Дети бегут в разные стороны наперегонки. Тот, кто первый возьмет конверт, тот становится ведущим.
Воспитатель: Молодцы, вы справились с этим заданием. Получайте 5 лепесток от ромашки. И давайте посмотрим, где искать последний 6 лепесток? Дети определяют, где спрятан последний конверт.

Воспитатель: Последнее задание называется «Малая родина».  Кто ответит, что такое малая родина?

Дети: Малая Родина – уголок, где мы родились, место, где мы живем, где находится наш дом, где живут близкие и дорогие нам люди.
Воспитатель: Правильно. Это наш родной город – город … А кто знает, почему его так назвали? (ответы детей)

Воспитатель: Вам необходимо выбрать из картинок только достопримечательность нашего города и назвать ее.

(На слайде 4 картинки с достопримечательностями с разных городов, дети должны выбрать правильный ответ).

Воспитатель: Молодцы, вы справились с этим заданием. Получайте 6 лепесток от ромашки. Присаживайтесь на подушки, игра наша подошла к концу, вам она понравилась? Какие задания вам понравились больше всего? Что вам показалось сложным? А зачем мы их выполняли? Кто помнит, какая главная задача стояла перед нами? (узнать важное слово для каждого человека) Ребята, посмотрите, на лепестках написаны буквы, давайте попробуем сложить из них слово.
Дети собирают слово.

Воспитатель: Какое у нас получилось слово?

Дети: Р-о-д-и-н-а

Воспитатель:  Правильно, Что такое Родина? Это главное слова для любого человека на нашей планете, родиной мы зовём нашу страну – это … (Россия), и нашу малую родину – город…? Что ещё мы Родиной зовем?
1 ребёнок: Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой живем,

И березки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идем.

2 ребёнок: Что мы Родиной зовем?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Теплый вечер за окном.

3 ребёнок: Что мы Родиной зовём?

Солнце в небе голубом,

И душистый, золотистый,

Хлеб за праздничным столом.

4 ребёнок: Что мы Родиной зовем?

Все, что в сердце бережем,

И под небом синим – синим

Флаг России над Кремлем.

Воспитатель: Ребята, вы все большие молодцы! Справились со всеми заданиями. На этом наша игра заканчивается.



Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР  ПО НРАВСТВЕННО –

ПАТРИОТИЧЕСКОМУ

ВОСПИТАНИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

https://storage.pruffme.com/user/a086bc0b3a2f465edc8cf42b54a1dc2f/photos/3d6ee9c7b612c9a6cc394087d19f6428.jpg

Гармоничное развитие ребенка – основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих задач, среди которых особое место занимают вопросы нравственного и патриотического воспитания.

Нравственное воспитание подразумевает воспитание дружеских взаимоотношений между детьми, привычку играть, трудиться, заниматься сообща; формирование умений договариваться, помогать друг другу; стремления радовать старших хорошими поступками. Сюда же мы относим воспитание уважительного отношения к окружающим людям; заботливого отношения к малышам, пожилым людям; умения помогать им.

Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим. Любовь маленького ребенка – дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу и матери, любви к своему дому, улице, детскому саду, городу.

Дети должны понять, что их город, лес, река, поле - частица Родины. Дошкольникам надо знать, какие заводы есть в родном городе; о лучших людях родного края. Знакомя детей с родным городом нужно обратить внимание на достопримечательности, памятники, музеи; следует подчеркнуть, что и в родном городе можно побывать в музее, увидеть исторические места. Мысль, что родной край интересен всем, кто сюда приезжает, побуждает гордость и уважение.

Важным средством патриотического воспитания является приобщение детей к традициям народа.

С младенчества ребенок слышит родную речь. Песни матери, сказки открывают ему окно в мир, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют надежду и веру в добро. Слушая сказку, ребенок начинает любить то, что любит его народ, и ненавидеть то, что ненавидит народ. Сказки, пословицы, поговорки, народные игры формируют начало любви к своему народу, к своей стране.

Игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Поэтому в своей работе мы, воспитатели, всегда обращаемся к дидактической игре.

В игре ребенок активно переосмысливает накопленный нравственный опыт, в игре каждому приходится добровольно отказаться от своих желаний, согласовывать свои замыслы, договариваться о совместных действиях, подчиняться правилам игры, сдерживать свои эмоции, преодолевать трудности. Игра учит справедливо оценивать собственные результаты и результаты товарищей.

Обучающие задачи:

-        обогащать словарный запас и образный строй речи;

-        формировать и расширять представление детей о нравственных категориях: добро/зло, согласие/вражда, трудолюбие/лень и т.п.;

-        формировать чувство бережного отношения к родной природе и всему живому.

Развивающие задачи:

-        развивать интерес к русским традициям и промыслам;

-        развивать навык связной речи детей и навыков речевого общения в деятельности.

Воспитательные задачи:

-        воспитывать у ребенка чувства любви и привязанности к родной улице, городу, родной стране;

-        воспитывать чувство целостности, сопричастности к живому миру.


 «Иностранец»

Цель игры: в игровой форме закрепить знания детей о России, о Москве.

Ход игры. Воспитатель        предупреждает        детей,        что        сейчас        к ним в        гости        придет иностранец, который ничего не знает о нашей стране (столице). Дети должны рассказать иностранцу самое главное. В роли иностранца выступает приглашенное лицо, незнакомое детям (например, воспитатель из другой группы с соответствующими атрибутами: фотоаппарат, очки, яркая одежда туриста, дорожная сумка).

«Иностранец» с помощью наводящих вопросов побуждает детей рассказывать:

- о России: название нашей страны, столицы, особенности климата, растительного и животного мира, символическое значение цветов флага и герба, знаменитые россияне.

- о Москве: что такое столица, как называется столица России, чем она знаменита?

В конце игры «иностранец» благодарит детей за рассказ и приглашает в гости в свою страну.

https://img.29palms.ru/photo/hotels/russia/moscow/red-square/resized/038_Klub_puteshestviy_Pavla_Aksenova_Rossiya_Moskva_Turisty_na_Krasnoy_ploschadi_Tourists_visiting_the_Red_Square_in_Moscow_Russia_Foto_scaliger-Depositphotos.jpg

«Узнай наш флаг (герб)»

Цель игры: закрепить знания детей о государственном флаге (гербе), научить узнавать флаг (герб) России среди флагов (гербов) других стран.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям рассмотреть государственный флаг РФ, назвать, из полотен каких цветов он состоит. Затем на наборное полотно выставляются крупные изображения флагов разных стран (около 10). Воспитатель предлагает детям найти российский флаг. Затем воспитатель предлагает детям закрыть глаза; в это время меняет расположение флага РФ. Открыв глаза, дети снова пытаются найти наш флаг среди других. Игра повторяется несколько раз.

«Кто в какой стране живет»

Цель игры: закрепить названия стран, населения этих стран, формировать понимание, что на свете много разных стран.

Ход игры. Воспитатель задает вопрос, дети отвечают.

Воспитатель: Давайте вспомним жителей разных стран.

Кто живет в Америке? — Американцы.

Кто живет в России? — Россияне.

Кто живет в Японии? — Японцы.

Кто живет в Китае? — Китайцы.

Кто живет в Украине? — Украинцы.

Кто живет в Грузии?— Грузины.

Кто живет в Англии? — Англичане.

Кто живет в Испании? — Испанцы.

Кто живет в Литве? — Литовцы.

Кто живет в Бразилии? — Бразильцы.

«Скажи красиво о России»

Цель: упражнение в умении дополнять предложения; упражнение в установлении причинно-следственных связей; составление предложения с использованием двух разных картинок.

Материал: иллюстрации с изображениями различных городов страны, красивых  пейзажей.

Вариант 1. Игровые действия: дополнить предложения, подобрать слова-определения.

Воспитатель: Ребята, наша страна очень красивая, в ней много озер, рек. Я люблю нашу страну. А теперь расскажите мне, как вы любите свою страну. Помогут вам в этом предложения, которые нужно дополнить.

Я рад, что живу в России, потому что….

Я люблю свою страну за то, что…

Города страны становятся красивее, потому что…

Мне нравится отдыхать в России, потому что…

Я люблю свой народ за то, что. Я горжусь тем, что Россия…

Я уверен, что Россия…

Вариант 2. Игровые действия: подобрать две картинки, составить на их основе предложения.

Воспитатель: Я приготовила для вас необычное задание: вам нужно рассказать о нашей стране, опираясь на картинки, иллюстрации.

«Оденем куклу в русский народный костюм»

Цель: совершенствовать знания о народных костюмах. Развивать у детей связную речь путем сравнения и обобщения.

Игровые действия. Одеть куклу.

Материал: бумажная кукла, одежда для неё в народных мотивах (сарафаны и кокошники различных цветов).

Ход игры. В игре могут участвовать от 1 до 5 человек. Играющие выбирают силуэты вырезных кукол, находят понравившийся бумажный костюм, «одевают» куклу, и рассказывают, почему именно этот костюм выбран, описывают части костюма, вышивку, цвет.

«Сложи картинку»

Цель: формировать представления о народных промыслах и символах России. Развивать зрительное восприятие, внимание, логическое мышление, память.

Игровое задание. Составить разрезную картинку.

Ход игры. В игре могут участвовать от 1 до 5 человек. Детям предлагается разрезанные на части изображения матрёшек, официальных и неофициальных символов России. Ребенок должен составить полное изображение из частей (по типу математического пазла). Выигрывает тот, кто закончит сбор первым.

«Какие праздники ты знаешь?»

Цель: развивать у детей сообразительность, память, закрепить знания о праздниках, (народные, государственные, религиозные) закреплять правила поведения в общественных местах.

Материал: открытки к разным праздникам, почтовые или распечатанные из сети Интернет.

Ход игры. Воспитатель начинает рассказ о том, что праздники бывают разные, показывает открытки и предлагает подумать, к какому празднику может подойти тематическая открытка.

«Служу России»

Цель: учить подбирать воинскую должность к виду войск (например: танк - танкист), воспитывать любовь и уважение к Российской армии.

Ход игры. 

Вариант 1. Разложить карточки на столе, изображением вниз. Ребенок (или группа детей) выбирает карточку. Рассказывает, что на ней изображено, и подбирает к изображению военную профессию.

Вариант 2. Перед детьми располагают картинки или фотографии с изображением оружия, техники, предметов и атрибутов, используемых военными. Нужно распределить все картинки по группам по венным специальностям, например – танкист, танк, шлем танкиста, пограничник, пограничный столб, овчарка, корабль, моряк, бескозырка и т.д.

«Кто защищает наши границы»

Цель: закрепить знания детей о военном воздушном, сухопутном, морском транспорте; развивать познавательную активность; воспитывать патриотов своей страны.

Материалы: распечатанные картинки с изображением военных разных специальностей, различного военного транспорта, предметов, необходимых военным различных специальностей.

Ход игры. На карте воспитатель показывает границы нашей страны. Обращает внимание детей на то, что границы проходят не только по суше, но и по воде. Уточняет, что по воздуху пересекать границу тоже нельзя. Дети отвечают на вопросы воспитателя относительно того, на каком виде военного транспорта охраняют границы, обосновывают свой ответ, например, если враг нападёт с моря, границу защитят военные корабли, катера. Если угроза на суше, то на страже стоят танки, пушки, военная техника.

«Отгадай военную профессию»

Цель: закрепить знания детей о военных профессиях (танкист, военный лётчик, артиллерист, пограничник и др.); развивать наблюдательность, память; воспитывать любовь к Родине.

Ход игры. Ведущий (воспитатель) описывает представителя одной из военных профессий. Дети должны определить по характерным особенностям, кого загадал ведущий. Кто отгадал первым, становится ведущим.

«Такие разные военные»

Цель: закрепить понятия: водный, наземный, воздушный военный транспорт; развивать зрительное и слуховое внимание; воспитывать чувство гордости за наших прадедов, которые отстояли мир для нас.

Материалы: распечатанные картинки с изображением военных разных специальностей, различного военного транспорта.

Ход игры. Ребёнок выбирает картинку с изображением военной профессии. В соответствии с выбранной профессией подбирает военный транспорт. Далее в соответствии с выбранным военным транспортом «встаёт» на границе нашей страны. Например, профессия – военный моряк, транспорт – военный катер, граница – морская акватория.

«Где я живу?»

Цель: учить детей свободно использовать свои знания о родном городе, его своеобразии, достопримечательностях. Формировать желание как можно больше узнать о своей Родине, воспитывать чувство любви к ней и гордости за нее.

Материалы: художественные открытки, распечатанные картинки с изображением города, где живут дети, картинки или открытки с изображением достопримечательностей.

Ход игры. Воспитатель показывает детям картинки с изображением родного города. Просит вспомнить все, что они знают о родном городе (селе). Предлагает им взять по одной картинке и рассказать о достопримечательности так, чтобы всем захотелось там побывать, заинтересовать других рассказом о родном городе.

Игровое правило: Не повторять предыдущий ответ. Рассказывать увлекательно.

«Где находится памятник?»

Цель: знакомить детей с памятниками, учить ориентироваться в родном городе.

Материал: изображения памятников родного города.

Ход игры. Воспитатель демонстрирует детям изображения памятников, просит рассказать, где установлен этот памятник, в честь кого или какого события его установили.

«Найди пару»

Цель: закреплять умение устанавливать отношения между объектами и людьми, работающими на этих объектах; развивать умение анализировать свой ответ.

Материалы: карточки с изображением учреждений города и с изображением людей разных профессий. В комплект игры входит 10 карточек с изображением наиболее значимых учреждений города (музей, больница, школа, церковь, вокзал, и т.д.) и 10 карточек с изображением людей разных профессий, работающих в этих учреждениях.

Ход игры. Карточки с изображением учреждений города педагог раздает детям, другие оставляет у себя. Ведущий берет по одной карточке с изображением людей, показывает ее игрокам и просит внимательно посмотреть на карточки, которые находятся у них. Тот, к кому относится эта карточка, называет, что изображено на ней.

«Угадай, о ком я говорю»

Цель: активизировать в речи детей слова, обозначающие членов семьи; совершенствовать умения детей подбирать определения, характеризующие членов семьи, отвечая на поставленные вопросы (Какой? Какая?)

Ход игры. 

Вариант 1. Педагог открывает окошко и предлагает:

1.        По цветному изображению угадать и правильно назвать члена семьи (мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра и т.д.), объяснить по каким признакам догадался.

2.        Подобрать определения: какая, какой (заботливая, добрая, трудолюбивая, нежная, ласковая или работящий, сильный, смелый, любимый, заботливый).

3.        Рассказать, какую работу выполняет по дому этот член семьи.

Вариант 2. Педагог перечисляет определения, характеризующие членов семьи, а ребенок должен отгадать, кто это.

Любимая, заботливая, нежная – мама;

Добрая, ласковая, милая – бабушка;

Младший, непоседливый, драчливый – брат;

Серьезный, сильный, трудолюбивый – папа;

Весёлая, умная, красивая, старательная – сестра;

Добрый, серьезный, умный – дедушка.

«Моя семья-самая…»

Цель: пополнить словарь детей определениями, характеризующие семью; продолжать учить детей проводить аналитико-синтезирующую работу.

Ход игры. Дети поочередно на полотне выкладывают картинки, условно обозначающие членов своей семьи и отвечают на вопросы:

- Какая у тебя семья?

- Моя семья самая веселая (дружная, трудолюбивая, читающая, любит путешествовать, спортивная), потому, что…



Предварительный просмотр:

                                                                       

План работы по самообразованию

по теме:

«Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников (5-7 лет) посредством дидактических игр»

Составила: Сивизьянова Н.И.

                                                      г. Когалым.  

2019-2020 учебный год

«Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они — часть великого русского народа».

О.Л. Князева.

Актуальность

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одной из актуальных проблем является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребенке постепенно, в ходе воспитания любви к своим близким, к детскому саду, к родным местам, родной стране.

Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. Противоречия, сложившиеся в настоящее время, в условиях ломки нравственных идеалов российского общества, приобретают особую актуальность в формировании патриотизма у дошкольников. Приоритет материальных интересов над духовными и нравственными резко снижает воспитательное воздействие семьи в сфере воспитания. Выход из противоречия – приоритет комплексного подхода в воспитании и развитии дошкольника на основе обращения к истокам, к традициям большой и малой родины.

Идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретает все большее значение и стала задачей государственной важности. В свою очередь нравственно-патриотическое воспитание можно разделить на отдельные две части объединенных принципами и задачами.

Нравственное воспитание подразумевает воспитание дружеских взаимоотношений между самими детьми, привычку играть и трудиться, заниматься сообща; умение договариваться и помогать друг другу; стремление радовать старших хорошими поступками. Сюда же мы относим воспитание уважительного отношения к окружающему миру и людям; заботливое отношение к малышам и пожилым людям, умения помогать им; а так же развитие самостоятельности и волевых качеств, таких как, умение ограничивать свои желания и расширять возможности самостоятельности, преодолевать препятствия, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные правила и нормы поведения в обществе, в своих поступках следовать положительному примеру.

Патриотическое воспитание подразумевает формирование самооценки своих действий и поступков, доброжелательная оценка поступков других людей, умение спокойно отстаивать свое мнение, обогащение словаря формулами словесной вежливости, желание познавать культуру своего народа и страны, а так же бережное отношение к традициям и жизни своей малой и большой Родины. У России тысячелетняя история, богатые традиции, огромный духовный потенциал. Необходимо воспитывать детское самосознание через знакомство с народной культурой, приобщать к фольклору, знакомить с национальными игрушками, праздниками, творениями художников, архитекторов, композиторов, значимыми событиями в истории страны, в том числе с государственными символами, которые являются частью культуры и истории страны.

С младенчества ребенок слышит родную речь, песни матери, сказки открывают ему окно в мир, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют надежду и веру в добро. Слушая сказку, ребенок начинает любить то, что любит его народ. Сказки, пословицы, поговорки, народные подвижные игры формируют начало любви к своему народу, к своей Родине. Народное искусство, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости.

Мир детства не может быть без игры. Игра в жизни ребёнка – это минуты радости, забавы, соревнования, она ведёт ребёнка по жизни. Детские игры многообразны. Одни развивают сообразительность, другие — смекалку,

третьи — воображение и творчество, но объединяет их общая задача —воспитание у ребенка потребности в движении и эмоциональном восприятии жизни.

У каждого народа сложилась своя кладовая подвижных и словесных игр. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей. Их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости и мужестве. Народные игры актуальны и интересны и в настоящее время. Человек, незнакомый с традициями, историей и культурой своего народа – человек без прошлого, а значит, и без полноценного настоящего. Народные подвижные игры оказывают благотворное влияние развитие речи, которая становится красивой, образной и мелодичной; а также формируют у детей умения действовать в коллективе, выполнять действия в соответствии с правилами или текстом игры.

Эффективным средством и методом нравственно-патриотического воспитания дошкольников являются и все виды дидактических игр (предметные, настольно-печатные, словесные и др.). Используя   разнообразные   дидактические игры, благодаря обучающей задаче, ребенок непреднамеренно усваивает определенную «порцию» познавательного содержания. В настоящее время разработана система так называемых обучающих игр, они позволяют формировать у детей принципиально новые знания. Таким образом, дидактические игры играют огромную роль в воспитании и обучении ребенка-дошкольника. 

При нравственно-патриотическом воспитании игра выступает как метод воспитания и может быть отнесена к практическим методам. Немаловажно, что игра – это не только способ и средство воспитания, это ещё и радость, и удовольствие для ребёнка. Все дети любят играть, и от взрослого зависит, насколько эти игры будут содержательными и полезными.

Я считаю, что выбранная мною тема самообразования актуальна, т. к. предоставляет мне необходимую информацию по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников.

Работая по данной теме, я поставила перед собой цель: повышение своего теоретического уровня, профессиональной компетентности и систематизирование знаний по вопросам нравственно-патриотического
воспитания старших дошкольников через дидактические игры.

Для достижения поставленной цели я обозначила следующие задачи:

Задачи для педагога:

  • изучить нормативные документы, современные методические ресурсы по проблеме;
  • повысить свой теоретический и научно-методический уровень через подборку и изучение методической литературы;
  • внедрить новые формы взаимодействия с семьей, обеспечивающие партнерскую позицию в нравственно-патриотическом воспитании старших дошкольников;
  • разработать консультации и папки-передвижки для родителей;
  • разработать план работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников;
  • пополнить предметно-развивающую среду;
  • создать картотеку игр по данной теме;
  • провести самоанализ и подготовить отчет о проделанной работе;
  • обобщить и распространить педагогический опыт на мероприятиях различного уровня.

Задачи для детей:

  • формировать чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким;
  • формировать чувство любви к своему родному краю, своей малой родине  на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;
  • формировать представления о России как о родной стране;
  • воспитывать патриотизм, гражданско-патриотические чувства посредством изучения государственной символики.

Задачи для родителей:

  • создать в семье благоприятные условия для гражданско-патриотического развития ребёнка, учитывая опыт детей, приобретённый в детском саду.

Ожидаемый результат.

Предполагается, что по итогу работы дети будут знать:

  • домашний адрес (испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; дорожить своей семьей, домом; с удовольствием идти в детский сад);
  • место работы родителей (иметь представление о значимости их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых; иметь посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение);
  • место проживания: город/село; достопримечательности; климатические условия;
  • свою нацию, язык, традиции (будут гордиться своим народом, его достижениями);
  • столицу нашей Родины — Москву (знать историю, достопримечательности несколько крупных городов;
  • государственные символы (флаг, герб, гимн России), а также неофициальные символы нашей страны;
  • представителей других национальностей, населяющих нашу республику (уважать их культуру и традиции);
  • природу родных мест, флору и фауну (необходимо научиться любоваться природой, бережно относиться к ней);
  • название планеты, на которой мы живем.

Ожидаемый результат у педагога:

  • систематизация материала по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников средствами дидактических игр в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями воспитанников;
  • пополнение методической копилки дидактическими играми и пособиями;
  • обогащение опыта по проблемной тематике;
  • сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме нравственно-патриотического воспитания детей;
  • у родителей сформируется понимание необходимости использования дидактических игр в процессе нравственно-патриотического воспитания детей.

Формы работы с родителями и детьми:

- Родители:

  • сотрудничество через консультации,
  • родительские собрания,
  • беседы,
  • совместное изготовление и приобретение дидактического материала для нравственно-патриотического уголка группы.

- Дети:

  • беседы;
  • создание проблемной ситуации;
  • рассматривание дидактических альбомов, дидактических картин, иллюстраций, открыток и т.д.;
  • совместная деятельность родителей и детей по изготовлению поделок;
  • конкурсы рисунков и поделок;
  • выставки и экспозиции поделок и рисунков;
  • дидактические игры на закрепление государственных и неофициальных символов России;
  • дидактические игры на закрепление народных промыслов России;
  • дидактические игры на закрепление народного костюма;
  • дидактические игры на закрепление предметов и обустройства быта, жилья на Руси;
  • дидактические игры на закрепление достопримечательностей России и малой родины;
  • народные подвижные игры;
  • организация экскурсий по достопримечательностям родного края, посещение музеев, выставок;
  • чтение произведений художественной литературы, народных сказок, потешек, заучивание стихотворений;
  • просмотр мультфильмов, передач, мультимедийных презентаций.

Методы работы:

  • словесные;
  • наглядные;
  • практические;
  • игровые.

Принципы:

  • принцип дифференцированного подхода;
  • принцип учета интересов всех участников педагогического процесса;
  • принцип сотрудничества между воспитателями, детьми и родителями;
  • принцип комплексного подхода к организации коррекционно- педагогического процесса.

Этапы работы:

1 этап. Организационно-диагностический

Мониторинг по образовательным областям «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Анкетирование родителей воспитанников.

2 этап. Теоретический

Цель:

 - изучение особенностей развития детей старшего дошкольного возраста;  

- изучение и обобщение психолого-педагогической и методической литературы по нравственно-патриотическому в старшем дошкольном возрасте;  

- формирование и оформление методической копилки (составление плана по самообразованию, картотеки игр, консультаций для родителей);

3 этап. Обобщающий

Цель: нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста путем использования разнообразных дидактических игр.

Систематичность работы над планом самообразования обеспечивается ежедневным проведением разнообразных дидактических игр: на занятиях, построенных в игровой форме, и в свободной самостоятельной деятельности.

Систематическое проведение дидактических игр помогает в решении вопросов нравственно-патриотического воспитания детей.


Помесячный план методической работы воспитателя

по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников (5-7 лет) посредством дидактических игр»

Работа воспитателя

Работа с детьми

Работа с родителями

Сентябрь

Подбор материала, необходимого для работы с детьми и родителями на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников (5-7 лет) посредством дидактических игр». Постановка цели и задач по теме.

Проведение первичного мониторинга по областям «Познавательное развитие детей», «Художественно-эстетическое развитие детей».

Анкетирование родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста».

Октябрь

Изучение темы «Этапы, формы и методы патриотического воспитания дошкольников».

Подбор дидактических игр по возрасту и уровню познавательного развития (с учетом результатов диагностики) воспитанников.

Обработка анкет, индивидуальное консультирование родителей по результатам анкетирования.

Ноябрь

Изучение темы «Дидактические игры как средство

нравственно-патриотического воспитания детей». Создание картотеки игр на закрепление государственных и неофициальных символов России.

Дидактические игры «Математические пазлы», «Разрезные картинки».

Оформление уголка с государственной символикой.

Консультация «Что такое государственная символика?»

Декабрь

Подбор дидактических альбомов по теме «Народные промыслы России». Подбор игр на закрепление народных промыслов России. Создание картотеки загадок о народных промыслах.

Рассматривание дидактических альбомов «Народные промыслы», «Гжельская роспись».

Дидактические игры «Найди пару», «Подбери заплатку: русские узоры».

Консультация «Как воспитать патриота?»

Январь

Подбор дидактических альбомов по теме «Народный костюм». Подбор дидактических игр на ознакомление и закрепление народного костюма.

Рассматривание дидактического альбома по теме «Русский народный костюм». Дидактические игры «Конусные куклы: костюмы народов мира», «Бумажные куклы: костюмы народов мира».

Консультация «Наша Родина – Россия».

Февраль

Подбор дидактических альбомов по теме «Как люди в старину на Руси жили». Подбор дидактических игр на закрепление предметов и обустройства быта, жилья на Руси.

Рассматривание дидактического альбома по теме «Как люди на Руси жили». Дидактические игры «Раньше и теперь», «Русская изба / современный дом», лото «Русская изба».

Консультация «Роль семейных традиций в воспитании детей».

Март

Составление картотеки русских народных подвижных игр.

Составление картотеки дидактических игр по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников.

Подвижные игры по картотеке.

Дидактические игры по картотеке.

Совместное изготовление и приобретение дидактического материала для нравственно-патриотического уголка группы.

Апрель

Составление картотеки дидактических игр по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников.

Дидактическое лото «Страны мира».

Просмотр мультимедийной презентации «Моя Родина – Россия». Дидактические игры по картотеке.

Совместное изготовление и приобретение дидактического материала для нравственно-патриотического уголка группы.

Май

Обобщение опыта.

Консультация для воспитателей «Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников через

дидактические игры». Выступление на заседании Педагогического совета.

Проведение итогового мероприятия (игра-викторина, квест-игра).

Проведение итогового мониторинга по области «Познавательное развитие детей».

Родительское собрание «Особенности нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников». Ознакомление с результатами первичного и итогового мониторинга.


Используемая литература:

  1. Бондаренко А.К. Дидактические и игры в детском саду. М., Просвещение, 1991 г.
  2. Ветохина А. Я., Дмитренко «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».- Детство-Пресс, 2013 г.
  3. Жучкова Г. Н. «Нравственные беседы с детьми 4-6 лет». 2008г.
  4. Зацепина М. Б. Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Для работы с детьми 5-7 лет. М., Мозаика-Синтез, 2010 г.
  5. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений.  М.: Издательский центр «Академия», 1998г.
  6. Тимошкина Н. А. Методика использования народных игр в ДОУ. Педагогическое образование 2008г.

Интернет-ресурсы:

- Материалы из социальных сетей педагогов дошкольного образования.

- Международный русскоязычный социальный образовательный Интернет-проект «Социальная сеть работников дошкольного образования» http://smonews.ru/social-network-preschool-education

- Сайт работников дошкольного образования «Мой детский сад» http://www.ivalex.vistcom.ru/zanatia.htm 

- Сайт для педагогов дошкольного образования «Воспитатель» http://vospitatel.com.ua/ 

- Сеть творческих учителей (Дошкольное воспитание и образование) http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2211&tmpl=com