Социокультурные истоки.

Сивизьянова Нина Ивановна

Одно из основных направлений отечественной педагогики сегодня обращено к духовно-нравственным ценностям Российского образования и воспитания. Это направление в настоящее время наиболее перспективно, поскольку связано с восстановлением традиций, уклада жизни, исторической преемственности поколений, сохранением, распространением и развитием национальных культур, и воспитанием бережного отношения к историческому наследию российского народа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному  развитию (по программе «Социокультурные истоки»). Старшая группа.

Тема: «Доброе согласие».

Цель: Расширять представления детей о любви и согласии.

Задачи:

Образовательные:

Развивать стремление выражать свою любовь к близким;

Формировать у детей отношение к семье, как одной из главных социокультурных ценностей;

Формировать мотивацию на добрые дела, жить в мире, дружбе и согласии.

Формировать умение договариваться, приходить к единому мнению.

Развивающие:

 Развивать общие речевые навыки.

Продолжать знакомство с  формы работы с художественной литературой: закрепить,  что значит пословица.

Учить высказываться, выражать свое мнение.

Воспитательные: 

Воспитывать доброжелательное отношение к своему дому, к своей семье;

Воспитывать  умение слушать     друг  друга, работать в паре, высказываться в ресурсном круге.

Словарная работа: Активизировать речь детей, умение самостоятельно рассказывать про свою семью по образцу воспитателя. Уточнение словаря: похрупывает, доброта, взаимопонимание, согласие.

Методы и приемы: Словесные: постановка цели, беседа по содержанию произведения, вопросы, дискуссия, использование пословиц. Наглядный рассматривание силуэтов игрушек. Игровой:  сюрпризный момент, дидактические игры. Практические: Работа в паре: «Построим дом».

Материалы и оборудование: книга для развития детей 5-6-ти лет «Светлая надежда».

Ход занятия:

Предварительная работа: чтение произведения И.С.Шмелёва «Счастье моё миндальное» (стр.17),чтение пословиц(стр16). Игры по выбору детей.

Ход НОД.

-  Воспитатель: Встаньте дети, встаньте в круг,

Ты мой друг, и я твой друг.

Крепко за руки возьмѐмся, и друг другу улыбнѐмся.

Посмотрю на ваши лица, с кем бы здесь мне подружиться.

   Очень всех я вас люблю, и со всеми я дружу.

- Сегодня на занятии мы с вами поговорим о том, что важно  в нашей группе, в каждой семье, на работе - о согласии.

- Как вы думаете, что такое согласие? (Умение выполнять дела сообща, умение приходить к единому мнению, умение договариваться, прислушиваться к мнению другого).

-А у нас в группе, есть согласие?

 -В чем оно проявляется? Приведите примеры.

-Молодцы, дети! Вы всё сказали правильно, потому что когда мы вместе всё делаем дружно, не ссоримся, умеем прислушиваться к мнению другого,  у нас всё получается. Ведь недаром, говорится в пословице «Миром и горы сдвинем» (Всем миром, что не может сделать один, легко выполнить сообща).

- Особенно важно жить в мире и согласии друг с другом в семье. Мы с вами читали произведение «Счастье моё миндальное».

    -  Как мальчик проявил заботу к своему папе? («В кабинете лампа с зелёным колпаком. Отец спит на диване. Я подхожу на цыпочках. Боюсь разбудить его»).

 -  Что мальчик делал в папином кабинете? (Прочитал название книги, съел миндалик, разглядывал гусиное перо, дедушкино ещё…и заснул).

 -  Что мальчик увидел и почувствовал, когда папа взял его на руки? («Вижу лицо отца. Я на руках у него…он меня тискает, я обнимаю его шею…- какая она горячая!..)

-  Что у мальчика было в ладошке? («Я разжимаю ладошку, показываю миндалики. Он вбирает губами с моей ладошки, весело так похрупывает, Теперь и он миндальный».)

- Почему мальчику не хотелось уходить? («Ему было очень радостно после того, как папа ему сказал: «Счастье моё миндальное!..»).

 - Что можно сказать об отношениях папы и сына? (Добрые, тёплые, сердечные»).

- А как вы думаете, кто учит нас согласию, любви, доброте? (Мама, папа, бабушка, дедушка, воспитатели).

    - А как проявляется согласие в вашей семье? (Рассказы детей из личного опыта).

     - Всегда ли легко прийти к согласию?  (Надо проявить терпение, уважение, любовь, доброту, взаимопонимание, согласие)

- Да, вы правильно сказали: доброе согласие необходимо семье, в отношениях между друзьями, с окружающими людьми. Оно дарит надежду на доброе завершение дела.

Физминутка

-Какие пословицы о согласии вы знаете?

 -Порознь, поодиночке не сделать того, что можно сделать вместе.

 -Миром и горе сдвинем.

-Доброе слово два века живет – людей радует.

-Мир и согласие добрую надежду рождают.

 -Один посадил дерево, а вместе сад.

 -Один положил только один кирпич, а у тех кто взялся за дело вместе, целый дом готов.

  - В семье согласно, так и дело идёт прекрасно.

Активное занятие. Работа в паре: « Построим дом».

1. Подготовительный этап.

Присоединительное слово педагога.

- Порознь, по одиночке, не сделать того, что можно сделать вместе. Один посадит дерево, а вместе – сад. Один успел положить только один кирпич, а у тех, кто взялся за дело вместе – целый дом готов. Людей соединяет дружба, доброе согласие, и вместе они живут счастливо.

(Дети садятся за столы)

2. Индивидуальный этап

- Откройте книгу на странице 2 и 6, рассмотрите иллюстрации и расскажите, что на них изображено (последовательность постройки дома).

Активное занятие работа в паре «Построим дом»

Задание: Самостоятельно определите последовательность строительства дома и отметьте знаками: «+»«++»«+++»«++++».

Время работы 3 мин.

-По завершении индивидуального этапа прошу всех одновременно закончить работу и внимательно выслушать следующее задание.

3. Работа в паре.

-Давайте объединимся в пары. Ещё раз внимательно рассмотрите эти иллюстрации. Выберите те, на которых изображена последовательность этапов строительства дома. Внимательно выслушайте  друг друга и придите  к совместному решению. Отметьте знаками: «+»«++»«+++»«++++»«+++++» - в соответствии с последовательностью его строительства.

 Время работы – 3 минуты.

-А теперь договоритесь, кто из вас от каждой пары будет представлять совместное решение.

4. Обсуждение в группе и экспертная оценка.

Воспитатель предлагает одной из пар показать выбранные иллюстрации и объяснить свое решение.

Ответ начинать со слов: «Мы решили…», «Мы думаем…», «Мы отметили», «Мы выбрали». Предлагаю детям, кто согласен с данным решением, поднять руку.

 - А теперь поднимите руку кто выполнил эту работу по - другому?

Воспитатель даёт экспертную оценку: показывает иллюстрации и объясняет правильность выбора.

  - А теперь послушайте, пожалуйста, внимательно, как правильно нужно было выполнить это задание

«+» - изображение освящения дома;

«++» - изображение бревенчатого сруба;

«+++» - изображение крыши;

«++++» - изображение печи.

- Когда-то давно на Руси у наших предков любое доброе дело, а в том числе и строительство дома начиналось с благословения – читались молитвы на то, чтобы всё получилось с божьей помощью. Батюшка освящал дом, окроплял святой водой, и тогда все вместе, дружно, помогая, поддерживая друг друга всем миром, строили дом: возводили стены, строили крышу и обустраивали жилище. Все у них спорилось, и было согласие.

Обобщает результаты работы, отмечает детей, которые внимательно слушали друг друга, вежливо общались, вовремя справились с заданием.

Экспертная оценка звучит мотивация о выборе всех 4 иллюстраций.

Рефлексия

- Легко ли было прийти к согласию? - ответы детей.

     - Интересно ли было выполнять задание? Почему? А почему кто-то не выполнил задание и не построил дом? (потому что они не договорились и не пришли к согласию).



Предварительный просмотр:

Конспект НОД по программе «Социокультурные истоки» в старшей группе

Тема: «Светлая надежда»

Цель: Познакомить детей с социокультурной категорией «Надежда»

Задачи:

Образовательные:

 Познакомить детей с социокультурной категорией «Надежда».

Развивающие:

Развивать умение слушать друг друга;

Развитие целостного восприятия.

Воспитательные:

 Воспитывать уважительное отношение друг к другу

Словарная работа: рождественская ёлка   

Методы и приемы: Словесный: Вопросы воспитателя, объяснения, рассказ, беседа по прочитанным произведениям, чтение произведения, вопросы, дискуссия. Наглядный: рассматривание открыток, иллюстраций («Предание о первой рождественской елке»). Игровой- физкультминутка.

 Игровой  сюрпризный момент, дидактические игры. Практические: выполнение заданий.

Материалы и оборудование: музей открыток посвященных «Рождеству Христово». альбом «Рождественское чудо». Книга «Светлая надежда».

Предварительная работа: Чтение произведений: И.С.Шмелев «Лето господне» («Рождество»), Е.Ивановская «Предание о первой Рождественской елке», Ф.М.Достоевский «Божий дар», пословицы.

Ход занятия:

1. Присоединение к теме: (дети стоят полукругом около выставки открыток посвященных рождественскому празднику) в группе оформлен музей открыток посвященных «Рождеству Христово».

Воспитатель: - Добрый день, дети! Мне очень приятно видеть ваши добрые улыбки и ласковые глазки. Я вас очень люблю! Давайте возьмемся за руки и пожелает друг другу самого желанного, здоровья, что б в ваши глаза всегда сверкали счастьем.

Воспитатель обращает внимание детей на выставку рождественских открыток:

Воспитатель: Что изображено на Рождественских открытках?

Дети:  На поздравительных христианских открытках изображены:  Иисус Христос в яслях, летящий ангел со звездой в руках, рождественская ёлка.

Воспитатель:  Да, ребята, очень часто на открытках присутствовали рождественская елка или еловые ветки. Зелень этого дерева – символ Рождества, вечно обновляющейся жизни.  Открытки отражали обычай славления Христа в день Его Рождества.

Воспитатель:  Ребята,  как вы думаете, почему на рождественских открытках  так много звезд?

Дети: Произошло рождественское чудо, звезды упали с неба и рассыпались.

Воспитатель: Сегодня на занятии мы с вами поговорим о светлой надежде. Надежда – это уверенность в добром исходе. А так как исход добрый, то и надежда добрая. Со светлой надеждой человек начинал добрые дела и совершал добрые поступки. Со светлой надеждой люди посещали Храмы. Душа очищалась, становилось легче, верилось в чудо. Одним из самых любимых и чудесных праздников в России является Рождество. Сейчас мы с вами сядем рядком, да поговорим ладком.

(Воспитатель и дети садятся в круг).

Беседа по прочитанным произведениям.

Воспитатель:  Что вам особенно запомнилось из произведения «Рождество». (Необычная ночь, елочные базары, очень холодно, люди идут в Храм).

Воспитатель:  Что пожелали бы вы на Рождество своим близким и друзьям?

Воспитатель:  Что чувствует человек накануне Рождества? (Радость, ожидание чуда, надежда на лучшее).

- А какие подарки вы ждете на Рождество?

- Откройте книгу на странице 9. К какому произведению эта иллюстрация? («Предание о первой рождественской елке»)

- Что за чудо произошло в рождественскую ночь? (Родился Христос)

- Где он родился? (в пещере)

- Чем украсили пещеру ангелы? (Цветами и елочкой)

- О чем грустила маленькая елочка? (О том, что она некрасивая и простенькая).

- Какое еще произошло чудо? (Звезды упали с неба и украсили елочку). Физкультминутка

- Сейчас вы превратитесь в рождественские елочки. Сначала елочка была грустная, покажите какая? После того, как ее украсили звезды, она стала счастлива, покажите. (Повторить 2 раза).

2. Ресурсный круг «Рождественское чудо» Основной этап.

Воспитатель рассказывает о празднике Рождества Христова и читает «Предание о первой рождественской елке» (автор Е. Ивановская).

«Когда родился маленький Христос, и Дева Мария, спеленавши, положила Его в простые ясли на сено, слетели с неба Ангелы, чтобы посмотреть на Него. Увидевши, как проста и убога пещера и ясли, они тихонько шептали друг другу:

- Он спит в пещере в простых яслях. Нет, так нельзя! Нужно украсить пещеру: пусть она будет как можно красивее и наряднее - ведь в ней спит, Сам Христос!

И вот один Ангел полетел искать, чем украсить пещеру, на юг. На юге всегда тепло, и всегда цветут цветы. И вот Ангел набрал много алых роз, лилий, белых, как снег, веселых гиацинтов, азалий; набрал нежных мимоз, магнолий, камелий, сорвал и несколько крупных желтых лотосов.… И все цветы принес в пещеру.

Другой Ангел полетел на север. Но там как раз в это время была зима. Поля и леса были устланы тяжелым покровом снега. И Ангел, не найдя никаких цветов, хотел лететь назад. Вдруг он увидел печально зеленевшую среди снега елку, задумался и прошептал:

- Пожалуй, ничего, что это деревцо такое простенькое. Пусть и оно, единственное из растений севера, посмотрит на маленького Христа.

И он унес с собой скромную северную елочку. Как красиво и нарядно стало в пещере, когда стены, пол и ясли украсились цветами! Цветы с любопытством заглядывали в ясли, где спал Христос, и шептали друг другу:

-  Тс! Тише! Он уснул!

Маленькая елочка видела такие прекрасные цветы в первый раз и опечалилась.

- О, - сказала она грустно, - зачем я такая некрасивая и простенькая. Как счастливы должны быть все эти чудесные цветы! А мне нечем и самой обрядиться в такой праздник, нечем и пещеру украсить…

И она горько заплакала.

Когда Дева Мария увидела это, Ей сделалось жаль елку. И она подумала:

-  Надо, чтобы все радовались в этот день, не надо, чтобы была грустна эта елочка.

И она улыбнулась и сделала знак рукой. И тогда произошло чудо: тихо с неба спустилась яркая звездочка и украсила собой вершину елки. А за нею сошли и другие звезды и разукрасили остальные ветки. Как вдруг светло и весело стало в пещере! Проснулся от яркого света маленький Христос, спавший в яслях, и, улыбаясь, потянулся к сверкающей огоньками елке.

А цветы с удивлением смотрели на нее и перешептывались друг с другом:

- Ах, какая же она стала хорошенькая! Не правда ли, она красивее нас всех?

И елочка чувствовала себя вполне счастливо. С тех пор люди украшают каждый год на Рождество елки для маленьких детей в память первой елки - той, которая была украшена настоящими звездами с неба.

Воспитатель акцентирует внимание детей на том чуде, которое произошло в Рождественскую ночь и предлагает ответить на вопрос:

«А какое чудо вы ждете на Рождество?»

Далее разговор ведется по кругу. Первым на вопрос отвечает ребенок, сидящий слева от воспитателя.

Воспитатель подводит итог разговора: «Люди любят праздник Рождества потому, что считают: именно в это время чудеса сбываются»

3. Выполнение задания раскрашивание страницы альбома «Рождественское чудо»

(работа в парах)

Воспитатель: - Ребята, сейчас рассмотрите страницы альбома «Рождественское чудо», определитесь кто что будет раскрашивать и приступайте к работе.

4.Рефлексия.

Рождество Христово – это светлый прекрасный праздник детства, милый и дорогой для каждого человека. На Рождество происходят чудеса и если пожелать чудо не только для себя, но и для близких, родных людей, то чудо обязательно сбудется.

- Спасибо вам за работу, надеюсь, все что вы пожелали, сбудется. Давайте встанем, возьмемся за руки и пожелаем друг другу всего самого доброго.

 

 



Предварительный просмотр:

Сценарий развлечения в подготовительной группе «Легенды народов Севера».

Цель:

Воспитывать уважение к самобытной культуре коренных народов Ханты-Мансийского автономного округа

Задачи:

Обучающие:

 Формировать знания детей Малой Родине;

Расширять знания детей о жизни, быте и культуре народов ХМАО через национальные игры, песни;

Приобщать к богатому литературному наследию поэтов ханты и манси, к устному

народному творчеству народов Югры.

Развивающие:

Развивать  коммуникативные умения,  связную речь, активизировать словарь детей; Развивать мелкую моторику пальцев рук, художественное восприятие и воображение детей.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любовь к малой Родине; чувство гордости за свою Родину, чувство патриотизма.

Обогащение словаря:

малица,  чум,  коренные жители Севера, стойбище, оленевод, Малая Родина, ханты, манси, орнамент, дикоросы.

Предварительная работа: Слушание хантыйской музыки. Разучивание песни «Моя Россия». Просмотр презентации на тему «Моя Югра». Подготовка слайдовой презентации мастер- класс по изготовлению куклы клюквинки. Разучивание национальных игр. Разучивание стихов о Югре. Чтение сказок, легенд народов ханты и манси. Отгадывание загадок. Беседы на тему: «Югра, мой край родной», «Национальная одежда ханты и манси», «Северный олень», «Символы округа»,  «Орнамент», «Праздники народов ханты и манси». Раскрашивание орнаментов.

Материалы и оборудование: картинки животных, птиц, небесных светил; разрезные  карточки с изображение орнаментов народов ханты и манси: «глухарь сна», «заячьи уши»,

«Оленьи рога», «изображение медведя»; 4 конверта; 6 шишек с вопросами; уздечки;

бубен; маска Солнца; лоскут ткани желтого или коричневого цвета, лоскут зелёного

цвета, треугольный лоскут красного цвета, кусочек ватки, нить (на каждого ребенка); большая ветвь березы, ленточки для каждого ребенка; хантыйский костюм.

Ход развлечения:

Дети заходят в зал, садятся на стульчики. На экране карта России.

Ведущая: Здравствуйте, дорогие ребята! Мы с вами живем в огромной стране. Как она называется?

Дети: Россия.

Ведущая: Среди просторов нашей страны есть край, где вы живете, где ваш дом

родной, а называется он

Дети: Ханты-Мансийский Автономный Округ.

Ведущая: А какое  старинное название нашего округа

Дети: Югра.

Ведущая: Правильно, это наша Малая Родина. Ребята, давайте послушаем стихи о земле Югорской..

Ребенок:

Моя Югра –

заветный край России,

Земля легенд и сказок старины.

Твои просторы, зори молодые

Мы с детских лет всем сердцем влюблены.

Ребенок:

Можно сколько хочешь восхищаться,

Знаю, каждый славит край родной,

Но не перестану восторгаться,

Воспевать любимый Север свой!

Ребенок:

Живу в краю чудесном я -

он под названием Югра.

Бывает он красив зимой, когда снежинок белых рой

Летит как бабочки на свет, кругом искрится белый снег.

Еще красив мой край весной, когда небесной синевой

Освободившись ото сна, сияет речка под слоем льда.

Ребенок:

А летом, хоть и мошек тьма, люблю сидеть я у пруда

И наблюдать за красотой, и отдыхать со всей душой!

И осенью, когда надежды вновь уйдут,

угаснут без следа,

Я вспоминаю зиму, весну, лето -

мои любимые места!

Ведущая: На территории округа проживает много национальностей. Но название

округ получил благодаря коренным народам... Каким?

Дети: Ханты и манси.

Ведущая: Правильно ребята! Живут ханты и манси в лесу, растят детей,

занимаются рыболовством, оленеводством, собирают ягоды, охотятся. Ханты и

манси - мудрые народы. Мудрости они учатся у природы. Их так и называют

«Дети природы». Они никогда не берут лишнего: ловят столько рыбы, сколько

смогут съесть, собирают столько ягоды, сколько смогут унести, не губят даже и

травинку попросту. А теперь давайте посмотрим презентацию про край, в котором

живет этот удивительный народ!

Ведущая:Культура народов Севера очень разнообразна, очень много мифов и легенд есть у народов ханты и манси. И все они неразрывно связаны с природой. Сегодня мы отправимся путешествовать по легендам народов севера. А для этого нам надо ударить в Волшебный бубен и отправиться в дорогу на оленьих упряжках.

Ведущий ударяет в бубен.

Игра «Оленьи упряжки»

Детям раздаются уздечки, через 1 чел. Идут по кругу.

Рассаживаются на стульчики.

Девочки выходят из чума.

Открывается занавес, у чума сидит Хозяйка Тайги.

Хозяйка тайги: Здравствуйте ребята! Я, Хозяйка Тайги,

Охраняю лес волшебный,

От рассвета до зари.

Много сказочных легенд я знаю, к себе в гости приглашаю!

Хозяйка тайги:Ребята, Вы хотите со мной поиграть?

Дети: Да.

Хозяйка тайги: Ну, что ж давайте поиграем. Перед вами шишки, но не простые, в

её орешках, вопросы. Они помогут проверить ваше внимание и наблюдательность.

Дети по одному выходят, выбирают шишку и отвечают на вопросы.

1.Какое животное кормило, одевало и возило северного человека? (олень).

2. Как называется традиционное жилище народа ханты? (чум)

3.Как называется зимняя верхняя одежда народов ханты, которая шилась мехом

внутрь? (малица).

4. Как называется зимняя обувь народов ханты, которая шилась из оленей шкуры

мехом наружу? (кисы).

5. Шишка, какого хвойного дерева изображена?

Дети:

кедр, сосна, ель.

6. Назови традиционные праздники народов ханты и манси.(Вороний день, медвежий праздник).

Хозяйка тайги: Молодцы, на все мои вопросы ответили. Живут на нашем Севере

Сказки и Легенды, смелые и героические, затейливые и мечтательные, светлые и улыбчивые. Великое множество их, волшебниц. Весело и вольготно живут они в наших сердцах.

Сейчас я вам поведаю о некоторых из них...

Слайд 1 «Реки и озера»

Легенда:

Озёра и реки

Озёра без края

Ковши голубые,

Вода голубая.

Давным-давно жила Красивая девушка Анне. И не только красива она была внешне,

но добрая, и честная, и внимательная. И любили её все в округ. Проезжал, как-то по

небу великий и грозный бог, Торум, увидал он её и решил забрать с собой. Не хотела

она покидать края родные, но ничего не поделаешь, пришлось ей уехать с ним. Три

года рыдала красавица Анне, а с неба на землю капали её слезы и наполняя реки и

озера. Вот так по легенде образовались в Югорской земле все водоемы. А как только, дождь пойдет, жители Севера знают, что Анне и до сих пор скучает по родным краям.

Хозяйка тайги: Ребята, а какие крупные реки нашего края вы знаете?

Дети: Иртыш, Обь.

Хозяйка тайги: А теперь давайте поиграем в национальную игру, которая так и называется «Ручейки и озера»

Игра «Ручейки и озера».

Звучит быстрая музыка «ручейки» – дети бегают цепочкой друг за другом,

медленная музыка «озера» - становятся в круг. Затем повторяется 3-4 раза.

Хозяйка тайги: А вы любите отгадывать загадки?

Дети: Да.

Хозяйка тайги: Ребята, вы, отвечая на предложенные загадки должны выбрать картинку с изображение правильного ответа. Дети, отгадывая загадку, находят картинку.

Загадки:

1. Трав копытами касаясь, ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко, рога

раскинув широко. (Лось)

2. Хозяин леса, хозяин бога.

(Медведь)

3.На вершине дерева длинная вязаная рукавица.(Шишка)

4. В чаще леса, посреди болота, сидит женщина в алом платке. (Морошка)

5.Живёт волшебник, пока лежит, когда умрёт, тогда побежит. (Снег)

6. Водяные мастера строят дом без топора,

Дом из хвороста и тины – называется плотина. (Бобр)

7.Остренькие зубки, рыженькая шубка.

Хитрый, маленький зверек по деревьям прыг да скок. (Белка)

Хозяйка тайги:

Молодцы, ребята. А за это я расскажу вам другую легенду

«Солнце и луна».

Слайд 2 «Солнце и луна»

Легенда:

В очень далекие времена, жили-были брат и сестра. Брата звали Хейро, что означает

Солнце, а сестру - Иде, что означает Луна. Попросил как-то Хейро, свою сестру за огнем в чуме посмотреть, чтоб он не погас, и отправился на охоту. Осталась Иде одна дома,  уснула, а когда проснулась, огонь уже истлел. Испугалась бедная Иде, и побежала огонь просить у великого бога огня Сингэ. Но не любил он ленивых людей, и решил наказать Иде, сказав, что она вечно будет искать своего брата Хейро, а он будет искать её – Иде. С тех давних пор, только Херо (Солнце) взойдет на небо, как Иде (Луна) спускается на землю, чтобы брата искать, а как только Иде (Луна) восходит на небосклон, так Хейро (Солнце) спускается на землю, чтоб искать сестру. С тех давних пор, не могут они встретиться.

Ведущая: Ребята, а давайте поиграем с Хейро, чтобы немного стало веселее. А что означает слово, Хейро?

Дети: Солнце.

Игра  «Солнце».

Один ребенок стоит в центре, расставив руки в стороны, остальные идут по кругу, как только музыка останавливается, водящий ловит лучиком.

Хозяйка тайги: А теперь я хочу с вами поиграть в игру «Хантыйские узоры».

Перед вами хантыйские и мансийские орнаменты. Ими украшались национальная одежда, обувь, домашняя утварь. Считалось, что орнамент не только украшает, но и защищает человека от болезней, злых духов и завистливых людей. Какие животные изображены в орнаментах?

Дети:зайцы, олени, медведь, глухари, солнце.

Хозяйка тайги: У меня в конвертах есть разрезные картинки, по моей команде

нужно быстро собрать орнамент.

Выходят дети и по команде собирают орнамент.

Хозяйка тайги:У меня есть для вас еще одна легенда, называется она «Тайга».

Слайд 3 «Тайга».

Легенда: Эта история произошла давным-давно. Жил был один очень жадный человек, звали его Пим. Был он очень жадный. Рыбы в сетях -мало, грибов и ягод –мало, чум ему самый большой хотелось. Как-то раз, пошел Пим на охоту, и поймал небывалой красоты лисицу, а она ему человеческим голосом и говорит: «Отпусти меня, добрый человек, я тебя, чем хочешь, одарю!» Обрадовался жадный Пим и пожелал всего много, чтобы рыба, в озерах принадлежа лишь ему, и все что растет в лесу, и на охоте, чтоб ему только

зверь попадался. И вообще все Тайга лишь ему одному принадлежала. И как только

он это сказал, как обернулась Лисица в Хозяйку Леса по имени Унт, что означает

Тайга. И сказала ему: « Не бывать этому никогда! Ведь Тайга принадлежит всем, от

маленького паучка, до большого медведя. А человек здесь только гость, и

хозяйничать ему здесь не положено». Но желание Унт исполнила, превратила жадного Пима в Медведя, с тех пор ходит Медведь и как человек на двух ногах, и как зверь на четырех.

Ведущая:

Вот так, ребята нельзя быть жадным. Во всем надо знать меру. А, что

означает слово дикоросы?

Дети: Это растения, которые растут в лесу: ягоды, грибы, шишки.

Ведущая: Молодцы. А сейчас мы с вами поиграем в  игру, которая связана с дарами

природы, она называется «Собери ягоды».

Игра «Собери ягоды».

Хозяйка тайги называет ягоду, а дети

показывают, как её надо собирать.

Черемуха – на носочках, морошка – вниз наклон, голубика – на корточках.

Хозяйка тайги:

А вы знаете сказку Еремея Айпина про нашу северную ягоду? Как она называется?

Дети: «Клюквинка и травяная косичка». Молодцы! В подарок от нашей встречи, я хочу вас научить делать клюквинку,  из ткани. Давайте пройдемте за столы. Чтобы сделать куклу - клюквинку, нам потребуется: Лоскут ткани желтого или коричневого цвета. Как вы думаете, что  будет символизировать этот цвет?

Дети: цвет почвы севера (там песка много)

Хозяйка тайги: Лоскут зелёного цвета.

Дети: это болото

Хозяйка тайги: Правильно, это болото, на котором растёт клюква.

Треугольный лоскут красного цвета?

Дети: цвета спелой ягодки.

Хозяйка тайги: А еще нам понадобится кусочек ватки для головы куклы и нить.

Показ презентации мастер-класса

Берём зелёный лоскут и кладём его перед собой как квадрат, а на него кладём желтый, но уже ромбом. Кладём в серединку кусочек ваты, и плотно обжав, вложенную вату, затягиваем нитью, фиксируя ее двойным узлом, концы нити не убираются, на них в конце, можно будет повесить бусинки. Теперь берём красный треугольник, кладём его на головку клюковки и завязываем, полностью закрывая «лицо». Обкручиваем длинные концы треугольника вокруг головки, «сзади», с той стороны, где торчит задний краешек косынки. И наконец, завязываем концы косынки на 2 узла со стороны «переда», то есть «лица» закрытого тканью. Затем расправляем зелёные и жёлтые края ягоды, что бы посадить её на «болото». Вот такая куколка – клюквинка, у нас получилась.

Спасибо вам ребята за ваши знания, о нашей прекрасной Югре. До свидания!



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Березка»

Конспект   непосредственной образовательной деятельности

По познавательному развитию

Программа  «Истоки»

средняя   группа №26                                                                                      

Тема: « Любимая сказка ».

.

Когалым 2020

Социокультурные истоки.

Конспект НОД в средней группе по теме «Любимая сказка».

Цель: создание условий для осмысления  русских народных сказок

Задачи: 

Обучающие:

Формировать умение  понимать смысл  русских народных сказок ;

Способствовать постижению духовного опыта нашего народа, его верованиям  и обычаям;

Формировать коммуникативные навыки, интерес и потребность детей в восприятии сказки.

Развивающие:

Закреплять умение детей узнавать знакомые сказки, сказочных героев; 

Развивать способность осмысливать ценность семьи ,отношения в семье, роль доброго слова и доброго дела в жизни человека

Воспитательные:

  Воспитывать дружбу, взаимопомощь, согласие и единение в общем деле.

Предварительная работа: Психогимнастика «Утром солнышко встает», чтение русских народных сказок, игры-драматизации по сказкам, домашнее чтение, создание альбома сказок ( работа с родителями).

Методы и приемы: Психогимнастика, художественное слово, игровой прием: волшебный сундучок, загадывание загадок, вопросы воспитателя, игра-драматизация : «Теремок», с участием мам, ресурсный круг «Любимая сказка».

Материалы и оборудование: «Волшебный сундучок», иллюстрации к сказкам, шапочка медведя альбом сказок.

Словарная работа: Активизация словаря: Мышка-норушка, Лягушка-квакушка, Зайка- попрыгайка, Лисичка-сестричка, Волчок-серый бочок, Мишка-топтыжка, уточнение слова тужили.

ХОД образовательной деятельности:
I этап. Организационный
Воспитатель:
 Ребята, давайте поприветствуем друг друга.
Психогимнастика

Дети сидят на ковре в кругу.

Утром Солнышко встает, (Руки поднять вверх).

Всех на улицу зовет (Сгибать руки в локтях к груди).

Выхожу из дома я: (Показать рукой на себя).

«Здравствуй, улица моя!» (Выпрямить руки в стороны).

Отвечаю Солнцу я (Поднять руки над головой).

Отвечаю Травам я (Опустить руки на ковер).

Отвечаю Ветру я (Поднять руки над головой и покачать ими).

Здравствуй, Родина моя! (Взять друг друга за руки).

Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по сказкам.

В мире много сказок, грустных и смешных,

И прожить на свете нам нельзя без них.

В сказке может все случится, наша сказка впереди.

Сказка в двери к нам стучится, скажем, гостю: «Заходи»! (О. Высотская)

II этап. Мотивационный 

Посмотрите ребята, у меня есть волшебный сундучок. А в нем спрятались сказки. Попробуйте их отгадать.

Унесла его лиса, аж за темные леса. (Кот, петух и лиса)

Сдобный, пышный, круглощекий у него румяный бок. (колобок)

Нет ни речки, ни пруда, где воды напиться? (Аленушка и братец Иванушка)

Красна девица, грустна, ей не нравится весна. (Снегурочка)

Молодцы много сказок знаете.

III этап. Практический 

Воспитатель: Отгадайте загадку:

Стоит домик расписной,

Он красивый такой.

По полю зверюшки шли,

Остались в доме жить они.

Дружно жили, не тужили,

Печку в домике топили.

Мишка домик развалил,

Чуть друзей не раздавил.

- О какой сказке идёт речь?

Дети: Теремок

Воспитатель: Назовите персонажей этой сказки.

Дети: Мышка-норушка, Лягушка-квакушка, Зайка- попрыгайка, Лисичка-сестричка, Волчок-серый бочок, Мишка-топтыжка.

Проводится игра-драматизация.

Воспитатель с детьми встают в круг.

Центр круга – теремок.

Воспитатель с детьми идут по кругу, при этом произнося слова:

«Стоит в поле теремок – теремок. Он не низок – не высок. Вот по полю мышка (лягушка, зайчик, лисичка, волк, медведь)бежит, у ворот остановилась и стучит…». Все герои по очереди выходят в середину круга со словами: «Тук, тук, кто в теремочке живёт…» 

Воспитатель: Стали звери вместе жить, Стали жить и не тужить. Дружно, весело живут, О дружбе песенку поют. Стоит в поле теремок, теремок, Очень-очень он высок. Без веселья здесь нельзя, В теремке живут друзья!

Воспитатель: Что побеждает во всех сказках?

Дети: Дружба и доброта.

Воспитатель: Будем такими же дружными и добрыми как персонажи сказок, всегда приходить на помощь друг другу.

- Ну а теперь настало время вернуться нам на наши стульчики.

Садятся в круг. Ресурсный круг «Любимая сказка»

- У каждого из нас есть своя любимая сказка. Может вам её рассказали ваши родители, бабушка или дедушка, а может вы познакомились с ней здесь, в детском саду. Когда вы слушаете сказку, то представляете любимых героев и мечтаете стать как они, такими же храбрыми и добрыми. Подумайте и скажите, какая сказка у вас самая любимая ?

Воспитатель из сундучка достает клубочек.

Первым отвечает ребенок слева от воспитателя. Завершает ресурсный круг воспитатель.

Недаром дети любят сказку.

Мама читает стихотворение:

Ведь сказка тем и хороша,

Что с ней счастливую развязку

Уже предчувствует душа.

И на любые испытанья

Согласны храбрые сердца

В нетерпеливом ожиданье

Благополучного конца

Мама вносит альбом сказок и дарит детям.


Предварительный просмотр: