Педагогические условия профилактики агрессивности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Строганова Нина Валерьевна

«Педагогические условия профилактики агрессивности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения»

Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Нарастающая волна детской преступности и увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, выдвигают на первый план задачу изучения психологических условий, вызывающих эти опасные явления. Однако, несмотря на значительное количество исследований в этой области, ключевые вопросы, связанные с природой и истоками агрессивности, остаются открытыми. Исследования и многолетние наблюдения показывают: агрессивность, сложившаяся в детстве, остается устойчивой чертой и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека. Можно полагать, что уже в дошкольном возрасте складываются определенные внутренние предпосылки, способствующие ее проявлению. Дети, склонные к насилию, существенно отличаются от своих миролюбивых сверстников не только внешним поведением, но и психологической характеристикой. Изучить эти характеристики чрезвычайно важно, чтобы понять природу явления и своевременно преодолеть опасные тенденции. Многоплановое психолого-педагогическое исследование проблемы детской агрессивности в отечественной психологии и педагогике привлекло внимание многих авторов и нашло отражение в ряде работ (Г.М. Андреевой, Н.Д. Левитова,Н.П. Сазоновой, Н.В Новиковой); также вопрос изучения агрессии и агрессивного поведения привлекло внимание многих зарубежных авторов: К. Бютнер, Г. Парренс, М. Ратнер, Р. Кэмпбэл и др. Сам термин «агрессия» (aggression) происходит от слова adgradi (где ad— на, gradus— шаг), которое в буквальном смысле означает «двигаться на», «наступать». Под агрессией рассматривается:сильная активность, стремление к самоутверждению (Л.Бендер, 1963);внутренняя сила, дающая человеку возможность противостоять внешним силам (Ф.Аллан, 1964);физическое действие или угроза такого действия со стороны одной особи, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другой особи; действия человека, характеризующие демонстрацией превосходства в силе или применение силы к другим людям, нанесение им ущерба (В.А.Ситаров, В.Г.Маралов). В педагогическом словаре агрессия определяется как «целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и

правилам сосуществования людей в обществе, причиняющее физический вред или вызывающее отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленность». Не менее важно рассматривать агрессию не только как поведение, но и как психическое состояние и выделять в нем: познавательный, эмоциональный и волевой компоненты . Агрессия закладывается еще в раннем детстве. Родившись, ребенок начинает требовать внимания к себе со стороны окружающих. Агрессивное поведение уже в дошкольном возрасте принимает разнообразные формы. В психологии принято выделять вербальную и физическую агрессию, каждая из которых может иметь прямые и косвенные формы. Наблюдения показывают: все эти формы можно увидеть уже в группе детского сада. Наиболее часто у подавляющего большинства детей наблюдается прямая и косвенная вербальная агрессия – от жалоб и агрессивных фантазий («Позову бандитов, они тебя побьют и завяжут») до прямых оскорблений, у некоторых проявляется физическая агрессия, как в косвенной форме, так и в прямой форме. В дошкольный период детства в целях профилактики агрессивности еще не поздно предпринять своевременные меры. Дети иногда проявляют агрессивность лишь потому, что не знают других способов выражения чувств. Задача специалистов – научить детей выходить из конфликтных ситуаций приемлемыми способами. Но перед профилактической работой важно провести диагностику агрессии у дошкольников. Выделяют 3 уровня и показатели агрессии у детей старшего дошкольного возраста: высоко-агрессивный ребёнок проявляет неконструктивные формы общения и поведения в виде ссор, конфликтов, словесных выпадов, демонстративных выходок по отношению к сверстникам и взрослым, настороженность, подозрительность, недоброжелательность, что свидетельствует о низкой социализации ребёнка и неуспешной адаптации в обществе. Средне-агрессивный ребёнок показывает достаточно развитые коммуникативные способности, напористость, спортивную азартность, настойчивость, однако не всегда доброжелательны к окружающим, могут проявить обидчивость, если посчитают, что их права ущемлены, злословие, негодование, демонстративность, что говорит о средне-положительной социализации и адекватной адаптации в социуме. ребёнок с низкой агрессивностью или минимально-агрессивный дошкольник проявляет себя дружелюбно, доброжелательно, порой настороженно и застенчиво, он эмпатичен к окружающим, тактичен, эмоционально сдержан, внимателен на занятиях, любит свою семью, что свидетельствует о высокой социализации и успешной

адаптации в дошкольном периоде. Современная психология и педагогика предлагают достаточно широкий арсенал методов коррекции детской агрессивности. Наиболее широко применяются следующие методики.

Игротерапия. Среди существующих коррекционных программ, делающих акцент на игровой метод, можно отметить программы коррекции С.В.Лесиной, Г.П. Поповой и Т.Л. Снисаренко, Е.К. Лютовой и Г.Б. Мониной и А.В. Ухановой.

Тематическая беседа. Целью метода является обучение детей понимать свои чувства. Данный метод активно используется в программе коррекции Т.П.Смирновой.

Проигрывание ситуаций с последующим их анализом. Такая форма работы помогает научиться понимать не только свои чувства, но и чувства других.

Метод рисунка. Данный вид терапии направлен на снижение эмоционального напряжения, на развитие способности понимать и выражать свое эмоциональное состояние.

Сказкотерапия. Сказка или история – замечательный материал для работы с эмоционально-волевыми нарушениями.

Игры с водой, песком и мягким материалом (тестом, пряжей и т.д.).

Как и большинство авторов, мы считаем, что наиболее эффективным средством коррекции выступает специально организуемая игровая деятельность. Именно это может служить не только целям коррекции, но и дать ценный диагностический материал, позволяющий увидеть проблему глазами ребенка . В игре ребенка можно научить направлять свой гнев на безопасные предметы, распознавать свои и чужие эмоциональные состояния, контролировать их. В игре ребенок взаимодействует с другими детьми, что положительно сказывается на развитии его коммуникативных умений, обучает конструктивным выходам из конфликтных ситуаций. Профилактическая работа должна строиться по типу организации совместных игр, проигрывания сюжетов известных сказок, при этом агрессивному ребенку следует предлагать роли слабых, нуждающихся в защите персонажей, чтобы ребенок мог почувствовать себя на их месте, т.е. развивать эмпатию. Одним из приемов работы с агрессивными детьми – ролевая игра. Например, с детьми в кругу можно разыгрыграть такую ситуацию: в детский сад пришли два игрушечных медвежонка. На глазах у детей они поссорились, так как один из них хотел поиграть с новой большой машиной, с которой уже играл его товарищ. Пока медвежата ссорились, воспитатель позвал всех на прогулку. Так никто из драчунов и не успел поиграть с машинкой. Из-за этого они поссорились еще больше. Затем мы просим детей помирить медвежат. Также в данной работе целесообразно осуществлять профилактическую работу с семьёй агрессивного ребёнка, что предполагает восстановления доверительных отношений с родителями агрессивного ребёнка, формирование родительских просоциальных норм, установок, а также привлечение к активному взаимодействию семьи в предупреждении агрессии со стороны их ребёнка. Необходимо отметить, что недостаток ласки, внимания, доброты в раннем детстве ведёт к снижению эмпатии и усилению агрессивности, дефицит родительского тепла ребёнок испытывает на всех последующих этапах своего развития. Итак, целенаправленное использование игры показало свою эффективность в работе по профилактике и коррекции агрессивности детей старшего дошкольного возраста. Но, учитывая актуальность проблемы по профилактике агрессивного поведения дошкольников, ее изучение может быть продолжено, например, по такому направлению, как изучение причин агрессивности у детей дошкольного возраста.