1. ЭССЕ "Всегда в пути. Заметки на полях дневника"

Лукашук Алена Викторовна
Заочный этап областного конкурса "Педагог года - 2018

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_lukashuk_oblast_3.docx92.94 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ

Магаданской области

Картинки по запросу учитель года

КОНКУРС

«Учитель года Магаданской области -2018»

ЭССЕ

Всегда в пути. Заметки на полях дневника.

Автор: Лукашук А.В.

учитель биологии

МАОУ «Лицей (эколого-биологический)»

Магадан

2018

 

Заметка первая. Я современный учитель.

Однажды, войдя в кабинет, на урок в любимый 8 класс, где мы изучали анатомию человека, один из самых интересных курсов для учеников, в ожидании увидеть горящие глаза и желание задавать вопросы, я вдруг обнаружила, а вопросов-то нет и в глазах нет искры. Да, конечно, мои ученики хорошо работают на уроках, выполняют домашнее задание, но знания биологии, которые я им даю, они не хотят брать или даже не понимают, зачем они им нужны в их практической жизни. Это состояние похоже на то, когда у вас связаны руки за спиной, а вам предлагают вкусное  яблоко. И вот оно перед вами сладкое, сочное, а попробовать вы его не можете.

Размышляя над тем, что же всё-таки происходит в сознании современных подростков, начала задавать себе вопросы, почему они не хотят выйти за рамки урока и применить то, чему их научила на практике? Где я ошибаюсь? Ответа не было. В итоге я оказалась в тупике.

А, может быть, это  вовсе не тупик, ведь на ошибках учатся. Ведь ошибки помогают развернуться на 3600, посмотреть на ситуацию со всех сторон, увидеть новые горизонты в своей работе с детьми.  

Пройдя почти 15-ний путь в профессии педагога, имея победителей олимпиад различного уровня, победителей исследовательских конференций, выпускников, поступивших в высшие учебные заведения и окончивших их с красными дипломами, успешно работающих в медицинских учреждениях и повышающих свои квалификации, поняла, что это огромный успех. Успех, конечно же, мой и моих учеников, и этот факт вызывает у меня за свою работу гордость. Но этот успех уже состоялся, а новое поколение детей растёт совсем в иной среде, чем та, которая была пять, десять лет назад. Это современная среда, насыщенная клиповой информацией, различными гаджетами, из которых вырывается поток ещё более разнообразной информации. Дети с очень раннего возраста находятся в условиях, требующих выполнения множества задач, выполняя их практически одновременно, а это не всегда получается даже у взрослого человека.

В итоге моя остановка по требованию, позволила мне увидеть множество путей, каждый из которых может быть удачным. Необходимо иметь огромное желание, чтобы на своих уроках биологии, вновь зажечь в глазах детей искру и желание постигать науку.

Сейчас я ощущаю себя современным педагогом, находящимся всегда в пути, всегда готовым к переменам, способным к нестандартным трудовым действиям, обладающим ответственностью и самостоятельностью в принятии решений. За плечами большой опыт, который помогает воодушевлять учеников и создавать вместе с ними необычные уроки, где сами ребята раскрывают свой огромный потенциал. В это же время меня переполняет чувство радости, потому что удалось научить моих учеников самостоятельно добывать знания на моих уроках и применять их в своей жизни.

Используя новаторские идеи в методике преподавания биологии, я воспитываю характер в своих учениках, развиваю личность, патриотизм, понимаю своих детей, их устремления и мечты, поэтому считаю себя современным учителем, находящегося всегда в пути.

Заметка вторая. Любимый учитель, любимый урок.

Когда я училась в пятом классе, жизнь подарила мне встречу с одним незабываемым человеком-учителем. Знакомство с моим преподавателем биологии длилось всего один год. Но именно обучение биологии, вера взрослого в мои успехи позволили мне мечтать о будущей профессии педагога. Учительница биологии в класс не заходила, а как-будто бы влетала, несмотря на то, что ей было около 60 лет. Находясь за высоким столом, а она была очень маленького роста, рассказывая о строении цветка, о котором помню до сих пор благодаря её уроку, несла в себе фейерверк знаний, которые заботливо и творчески упаковывала в наше сознание. Благодаря этому необычному для меня человеку и учителю сегодня на своих уроках использую её методические секреты – инструменты, при  помощи, которых уже своим ученикам закладываю такие навыки, как самостоятельность, ответственность за кропотливую работу над закреплением знаний, которые они постигают каждый индивидуально.

Мои ученики удивляются, задавая вопрос, о том, когда я решила что хочу стать учителем. Когда слышат ответ ребята из 5 класса, их охватывает сначала недоверие, потом некое восхищение. Удивляются ещё и потому, что, будучи в 9 и 11 классах, ребята не могут выбрать направление будущей профессии. Поэтому к каждому моему ученику стараюсь находить индивидуальный подход через уроки, через личное общение, помогаю определить траекторию их собственного пути и не останавливаться на достигнутых успехах, и всё это получается благодаря моему первому учителю биологии.

Заметка третья. Мой университет.

В университете завораживала биологическая практика, которая сейчас отражается творчеством в проектной, исследовательской деятельности с моими учениками. Каждое лето на протяжении пятилетнего обучения наши педагоги знакомили с флорой и фауной Магаданской области, показывали на экскурсиях и в походах эволюцию живого мира нашей планеты и нашего северного края. В результате - огромный профессиональный опыт, переданный моими педагогами, воплощается на моих уроках. А ежегодная летняя работа с ребятами экологического отряда приумножает тот опыт практической деятельности, который вынесла из университета.

Увлечённость наукой биологией способствовала моему движению вперёд в развитии научного знания, а также передачи накопленного опыта моим ученикам.

Заметка четвертая. Первые шаги в школе.

Вооружившись знанием методических приёмов, спроектировав учебные задачи, продумав задания на социализацию обучения и сконцентрировавшись на биологии, я зашла впервые в класс…..  Страшно, сложно, захватывало дух – да, но никогда не давала себе возможности отступить, да и отступать было некуда. Дверь закрылась, прозвенел звонок, начался урок и 12 пар глаз с неподдельным интересом наблюдали за мной. Эти ощущения можно сравнить с полётом на самолёте, когда попадаешь в зону турбулентности и тебя охватывает чувство невесомости. Мои ученики заражали своей непосредственностью, давали свободу, что позволяло и позволяет до сих пор находиться в той самой научной и креативной невесомости. Участие в многочисленных урочных и внеурочных мероприятиях вместе с учениками, помогло приобрести огромный опыт  для  проведения интереснейших уроков, увлекательных классных часов ,запоминающихся  на всю жизнь. В 7 классах при изучении темы «Строение костных рыб» я провожу практическую работу. Ребята на урок приносят рыбу и изучают внешнее и внутреннее её строение, при этом они вскрывают рыбу, изучают каждый орган, зарисовывают, описывают, делают вывод и создают отчёт о проделанной работе. Восторг ребят при  рассмотрении сердца рыбы, спинного мозга, головного мозга не передать вам словами. Казалось бы, что тут заслуживает восхищение? А восхищает и запоминается на всю жизнь то, что увидел и сделал своими руками, тот результат, к которому пришёл сам при помощи задач, правильно поставленных учителем. Встречаю своих выпускников, практически каждый из них вспоминает, как узнал о строении зародыша фасоли, впервые увидел споры одноклеточного гриба мукора, выращенного на белом кусочке хлеба в блюдце на подоконнике, определил, что прививки ставят не только людям, но и растениям, а ещё, как пытались провести исследования в подтверждение теории Дарвина, что человек произошёл от обезьяны, доказывая её научными и юмористическими фактами.

Мои первые шаги в профессию педагога отличались яркостью, выразительностью, артистизмом, открытостью и огромным желанием искать новые пути подачи и усвоения материала.

Заметка пятая. Педагог новатор или как учить реальной жизни.

Я никогда не сомневалась в выборе любимой профессии, я училась и учусь на своих ошибках, которые помогают раскрыть мой собственный потенциал учителя, учителя осваивающего новаторские идеи методики преподавания биологии. Современный мир и социум меняется слишком быстро, темп жизни, требования к выпускникам школ, а в будущем к сотрудникам предприятий растут с пугающей быстротой. Гибкость, изобретательность, творческий подход к решению проблем, умение применять сумму профессиональных знаний в быстро меняющихся условиях в будущем, уже необходимость в настоящем. Но эти умения не появляются ниоткуда, их нужно формировать и развивать. Как современный педагог я осознаю и признаю необходимость обеспечить условия для социализации учеников и эту идею закладываю в задачи урока.

В этом помогает мне новаторская технология в образовании КОУЧИНГ – искусство задавать сильные вопросы. Коучинг раскрывает потенциал каждого человека, помогает самостоятельно прийти к высоким результатам, через правильно поставленные вопросы, коучинг – это путь к успеху, движение вперёд.

«А завтра снова в бой» - так говорила актриса из известного кинофильма «Большая перемена». Завтра я вновь буду вести урок, заходя в класс, я забываю обо всех авторитетах, отбрасываю сомнения, ставлю цели вместе с моими учениками, достигаю их и закрепляю в их сознании мысль, о том, что каждый из них обладает невероятными способностями, о том, что обучение с увлечением приносит чувства радости, свободы, создаёт их успех в будущем.