Работа с неуспевающими учениками

Лукашук Алена Викторовна

Проблема неуспеваемости беспокоит всех: и взрослых, и детей. Очевидно, что на свете нет ни одного психически здорового ребенка, который хотел бы плохо учиться. Когда же мечты об успешных школьных годах разбиваются о первые "двойки", у ребенка сначала пропадает желание учиться, а потом он просто прогуливает уроки или становится "трудным" учеником, что чаще всего приводит к новым негативным проявлениям и в поведении. Неуспевающие учащиеся начинают искать людей, в кругу которых они не будут чувствовать себя ничтожными. Так они оказываются в дворовых компаниях, пополняя армию хулиганов, наркоманов.

Что же такое неуспеваемость?

Неуспеваемость - это отставание в учении, при котором за отведенное время учащийся не овладевает на удовлетворительном уровне знаниями, предусмотренными учебной программой, а также весь комплекс проблем, который может сложиться у ребенка в связи с систематическим обучением (как в группе, так и индивидуально).

 

Для таких ребят особенно необходим индивидуальный подход в обучении и воспитании. На этой странице, вы можете познакомиться с моим опытом работы с неуспевающими детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перечень материалов, предоставляемых Лукащук А. В. учителем биологии и географии по профилактике и преодолению не успешности ____________ в изучении предмета география.

   

1.1

Календарно-тематическое планирование по географии 7 класс. География материков и океанов

Учебник   -  Душина И.В , Коринская В.А. География , Изд-во «Дрофа», г.Москва, 2014.

                                                         (авторы программы Душина И.В, Коринская В.А.: 2 часа  в  неделю:  всего по учебному плану 70 часов )

№ п/п

Тема

Часы

Сроки

факт

Практические  работы

Требования к уровню  подготовки обучающихся

Организация деятельности.

                                  Д/З

Введение -3 часа

1

  Что изучает география материков и океанов

 

1

 

Обозначение  на контурной  карте  материков  и  океанов.

Называть: предмет изучения курса, особенности построения учебника, основные группы карт и их свойства.

 Показывать: материки, части света, океаны, острова;

 

Совмесная работа.

Д/з §1 атлас

2

Как люди открывали и изучали свою Землю

 

Представление о мире в древности

Индивидуальная работа с дополнительным материалом

Д/з §2 зад. в р.т. контурная карта

3

Карты материков и океанов

1

 

Решение  задач  по  географической  карте.

определять: роль карт в науке и жизни людей;

 описывать: способы изображения, применяемые на картах; объяснять: построение градусной сетки

Работа в парах

Д/з §3

зад. в р.т. контурная карта, алас

Литосфера и рельеф Земли - 2 часа

4

Происхождение материков и океанов Происхождение Земли. Плиты литосферы. Сейсмические пояса Земли

1

 

Определение  по  карте  направления передвижения  литосферных  плит  и  прогнозирование  их  положения  в  далёком  будущемсейсмические пояса, области вулканизма;

Называть: отличия Земли от других планет, геологический возраст Земли, отличия материковой коры от океанической; показывать: крупные литосферные плиты, платформы, складчатые области,

объяснять: существенные признаки понятий «платформа», «рельеф», образование и размещение крупных форм рельефа Земли как результат взаимодействия внутрен-них и внешних рельефо-образующих процессов; прогнозировать: изменение очертаний суши в результате движения литосферных плит

Совместная работа

Д/з §4 зад. в р.т. контурная карта, атлас

5

Рельеф Земли. Сейсмические пояса земли. . Карта строения земной коры. ПР № 1

1

 

Диалогическое общение.

Совместная работа

Д/з §5 зад. стр.31
Контурные карты

Атмосфера и климаты Земли - 2 часа

6

Роль атмосферы в жизни Земли. Климатические карты

1

 

Называть и показывать:

климатообразующие факторы, климатические пояса, основные типы воздушных масс, области пассатов, муссонов, запад-ного переноса воздуха; определять по климати-ческим картам распреде-ление на поверхности Земли температур и осадков; описывать: общую циркуляцию атмосферы; объяснять понятия «воздушная масса», «пассаты», влияние климата на жизнь, быт и хозяйственную деятель-ность человека, свойства основных типов воздуш-ных масс, причины возникновения областей повышенного и пониженного давления воздуха, причины неравномер-ного распределения осадков на Земле

Совместная работа

Д/з §6. атлас

7

Распределение температуры и осадков, поясов атмосферного давления на Земле.

Климатические пояса Земли - различные условия жизни людей. ПР № 2

1

 

 Описание климатических поясов по картам атласа

Диалогическое общение.

Совместная работа

Фронтальный опрос

Д/з §7,8 оформление контурной карты. Атлас.

Мировой океан - главная часть гидросферы - 3 часа

8

Воды Мирового океана. 

1

 

Обозначение  на карте  крупнейших  море,  заливов,  проливов,  островов,  полуостровов  мира  и  обозначение  шельфовой  зоны.

Называть и показывать:

океаны, моря, заливы, проливы, течения, ресурсы океана и их использование, меры по охране вод океана;

 приводить примеры: антропогенных изменений природы океана в результате хозяйственной деятельности человека, примеры взаимодействия с атмосферой и сушей; объяснять роль океана в жизни Земли, свойства вод, образование течений, различия свойств водных масс океана, различия в природе отдельных частей Мирового океана

Совместная работа

Фронтальный опрос

Д/з §9

Оформление контурной карты. Атлас.

9

Схема поверхностных течений. 

1

 

Совместная работа

Д/з §10. Атлас.

10

Океан как среда жизни. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей.

1

 

Анализ  схем  круговорота  веществ  и  энергии.

Групповая работа

Фронтальный опрос

Д/з §11. Атлас.

Географическая оболочка - 2 часа

11

Строение и свойства географической оболочки. Этапы развития географической оболочки.

1

 

Называть: границы распространения живого вещества, источники энергии процессов, происходящих на Земле, свойства географической оболочки; описывать по схемам круговороты (воды, биологический, геологический, круговорот веществ в сообществе живых организмов), схему строения природного комплекса; объяснять: влияние освещенности на природные ритмы, причины зональной и азональной дифференциации природного комплекса, природной зоны, широтной зональности, высотной поясности;

прогнозировать: изменения природных комплексов под воздействием природных факторов и человеческой деятельности

Диалогическое общение

Совместная работа

Д/з §12. Атлас.

12

Общие географические закономерности - целостность, зональность, ритмичность, их значение для жизни и хозяйственной деятельности людей.

1

 

Совместная работа

Групповая работа

Д/з §13. Атлас.

13

Тихий океан ПР№ 3

1

 

Характеристика географического положения океана

Называть и показывать

важнейшие географические объекты каждого из океанов

Фронтальный опрос

Д/з §14

Оформление контурной карты. Атлас.

14

Атлантический океан

1

 

Характеристика ГП  океана Изображение  на  контурной  карте  географических  объектов  одного  из  океанов  и  видов  ХДЧ

Называть и показывать

важнейшие географические объекты каждого из океанов

Фронтальный опрос

Оформление контурной карты

Д/з §15 Атлас.

15

Индийский океан

1

Характеристика ГП океана

Называть и показывать

важнейшие географические объекты каждого из океанов

Фронтальный опрос

Д/з §16 Атлас.

16

Северный Ледовитый океан

1

Характеристика ГП океана

Называть и показывать

важнейшие географические объекты каждого из океанов

Фронтальный опрос

Д/з §17 Атлас.

17

Задания для повторения по теме "Океаны"

1

Сравнительная  характеристика  природы  двух  океанов.

Индивидуально-групповая работа

18

Материки южного полушария

1

§

1.2. Индивидуальная работа с учащимся ________проводилась в первой четверти в виде бесед. Я объясняла ______, как выполнять учебные задания на уроках географии, а так же поясняла  правила выполнения домашнего задания. Но всю первую четверть у _______ не было рабочей тетради с контурными картами и атласа. Поэтому он не мог выполнить практические работы и работы по контурным картам.

Когда ___________ приходил без учебных принадлежностей он получал индивидуальные задания по учебнику, но не выполнял их.

 

Нужно сказать, что во второй четверти у ______ до сих пор нет рабочей тетради с контурными картами, но индивидуальные работы, которые я ему предлагаю, он стал выполнять.

2. Дидактический материал, разделенный по уровню обученности учащихся, на уроках географии представлен в виде заданий различного уровня сложности. Ребятам предлагаются творческие вопросы, творческие работы (составление собственных карт), а так же фронтальные опросы, отличающиеся по сложности учебного материала пройденного на уроке.

3. __________ за первую четверть не выполнил ни одной практической работы, что является неотъемлемой частью успеваемости по предмету география. На фронтальных опросах на уроках _________ не работал, не проявлял интереса и нарушал дисциплину на уроке.  Так же домашние задание по географии не выполнялось. Поэтому был составлен план по преодолению его неуспеваемости.

          - На уроках проводить постоянный контроль работы _____ над выполнением заданий;

          - В начале каждого урока проверять готовность к уроку (наличие учебника, тетрадей по географии, атласа, дневника);

          - В начале урока проверять выполнение домашнего задания;

          - На каждом уроке дополнительно напоминать и обговаривать домашние задание;

          -. Рекомендовать посещать при подготовке к урокам школьную библиотеку, спрашивать учителя, если возникают вопросы при выполнении заданий на уроке или при выполнении домашнего задания.  Так же при подготовке использовать  интернет-ресурсы (Например: интернет-портал ИНФОУРОК; интернет-портал СОЛНЫШКО).

4. Индивидуально-групповые занятия с неуспевающим  _______ не проводились, так как все необходимые условия для усвоения учебного материала по предмету география были созданы на уроках.

5. Информация о психолого-педагогических особенностях слабоуспевающего _______.

_____________ слабо владеет умением пересказывать прочитанную информацию из учебника, не понимает поставленных вопросов при проверке домашнего задания и поэтому не может сформулировать ответ на вопрос. Очень медленно записывает учебную  информацию по изучаемой теме и читает текст в учебнике, в результате не успевает за работой класса.

6. Работа с родителями проводилась через классного руководителя. О проблеме поведении на уроках и о слабой работе на уроках, проблемах невыполнения домашнего задания я проводила беседы с классным руководителем  Еленой Николаевной. Она в свою очередь доводила до сведения родителей о проблемах ___________ на уроках географии.

Так же я приглашала родителей для беседы в первой четверти через записи в дневнике ___________, но родители на беседу не пришли.

7. При опросе учащегося _____________я ставлю перед ним четкий, конкретный вопрос, который отражает простые сведения о географических объектах, расположения их на карте, описание географических объектов по плану.

 

При проведении работ по контурным картам с классом, я очень подробно объясняю, как необходимо выполнить каждое задание. Индивидуально отвечаю на вопросы каждого ученика. После оформления работ по контурным картам индивидуально с каждым разбираю его ошибки. Но так как у ___________нет рабочей тетради, он получал индивидуальные задания, но в первой четверти их не выполнял.

Во второй четверти ________ начал работать. На уроке записывает информацию которую я даю на уроке. Отвечает на уроках, выполняет задания.

 

Домашнее задание по предмету не является сложным для всех учащихся общеобразовательного класса 7В. Поэтому мои дифференцированные задания направленны в основном, на учащихся, которые проявляют больший интерес к предмету и хотят улучшить свой результат. Эти задания являются дополнительными в форме исследований,  творческих работ, игр, олимпиадных заданий.

Учитель биологии и географии Лукашук А.В.



Предварительный просмотр:

Перечень материалов, предоставляемых Лукащук А. В. учителем биологии по профилактике и преодолению не успешности _________ в изучении предмета биологии.

1.1.

Календарно-тематическое планирование

по биологии 7 класс

(авторы программы: В.Б. Захаров, Н.И Сонин, Е.Т. Захарова; 2 часа в неделю; всего 68 часов)

№ урока

№ урока в теме

Дата проведения урока

Тема урока

Домашнее задание

Организация деятельности учащихся на уроках

1

1

Введение. Мир живых организмов. Уровни организации жизни. Основные положения эволюционного учения Ч. Дарвина. Систематика – наука о разнообразии и классификации живых организмов.

РК: История ботанических исследований на Северо-Востоке России

стр. 5-10

р.т.. №3,4

Изучение новой темы

Тема 1. Царство прокариоты

2

1

Общая характеристика. Происхождение. Классификация.

стр. 10-11

р.т. № 6

Изучение новой темы

3

2

Особенности строения бактериальной клетки.

стр. 12-13

р.т. № 5

Составление кроссвордов, ребусов, рисунков

4

3

Роль бактерий в природе и жизни человека.

Экологический модуль: Положительное и отр ицательное влияние бактерий на жизнедеятельность человека.

стр. 14-15

р.т. №7

Подготовка рассказа о «Значении бактерий на планете Земля». Тема: «Если бы я был бактерией»

Объяснение  как выполнить задание по составлению рассказа.

Подготовка к проверочной работе (Подготовительный тест).

Тема 2. Царство грибов

5

1

Общая характеристика царства грибов. Происхождение. Классификация. РК: Многообразие грибов тундры лиственничных лесов и редколесий, тополево-чозениевых лесов.

стр. 20-21

р.т. №11,12

Изучение новой темы

Р.т. № 8-10.

Составление тезисного плана характеристики царство грибов.

Подготовка к Л.Р. (Постановка опыта: выращивание плесневого гриба рода Мукор)

6

2

Особенности строения, питания, размножения на примере мукора. Практическое значение.

Лабораторная работа № 1.

«Строение плесневого гриба мукора»

стр. 22-24

оформление Л.Р. в тетрадях для Л.Р.

Выполнение Л.Р. Обучение работы с микроскопом. Обучение изготовлению микропрепаратов для рассматривания под микроскопом

7

3

Грибы-паразиты растений и животных. Роль в природе.

Экологический модуль: Влияние паразитических грибов на жизнедеятельность животных и растений.

стр. 25

Урок с использованием презентации и видеофрагментов о роли грибов в природе.

8

4

Отдел лишайники. Общая характеристика. Многообразие видов. Особенности строения, питания, как симбиотических организмов. Роль в природе. 

РК: Многообразие лишайников тундры лиственничных лесов и редколесий, тополево-чозениевых лесов.

стр. 28-31

р.т. №19-23

Подготовка к проверочной работе р.т. Тест,

с. 18

Урок с использованием презентации

Составление таблиц о строении грибов разных отделов и лишайников.

Тема 3. Царство растения.

Подцарство Низшие растения

9

1

Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика. Многообразие видов, особенности распространения, среды обитания.

РК: Общая характеристика растительного мира Северо-Востока России и Магаданской области

стр. 36-40

р.т. №»27-29

Изучение новой темы

Составление словаря новых терминов

10

2

Отдел Зеленые водоросли. Особенности строения и жизнедеятельности одноклеточных и многоклеточных форм. РК: Важнейшие сельскохозяйственные культуры и региональные особенности их возделывания

стр. 41-42

р.т. с.23. оформление л.р.

Составление таблицы и рисунков о жизни водорослей. Выполнение Л.Р. в рабочей тетради с использованием видеофрагментов и презентации

11

3

Отделы Красные (Багрянки) и Бурые водоросли. Особенности строения и жизнедеятельности.

РК: Растения Охотского моря

стр. 43-45

оформление таблицы и рисунков

Составление таблицы и рисунков о жизни водорослей

с использованием видеофрагментов и презентации.

12

4

Роль в природе и практическое значение водорослей. 

РК: Приспособленность растений к факторам неживой природы.

конспект

Урок-презентация.

Составление тестов по теме «Водоросли»

Подцарство Высшие растения.

Споровые растения.

13

1

Моховидные. Особенности строения жизнедеятельности на примере мха кукушкин лен.

Лабораторная работа № 2. «Строение мха кукушкин лен». Экологический модуль: Приспособления мхов к условиям окружающей среды.

стр. 48-52

р.т. с.27. Оформление Л.Р.

Выполнение Л.Р. в рабочей тетради с использованием видеофрагментов и презентации

14

2

Моховидные. Особенности строения жизнедеятельности сфагновых мхов. Роль в природе и значение в жизни человека. РК: Растения в жизни коренного населения Северо-Востока

стр. 53

составление схемы о значении мхов в природе

Урок-презентация.

15

3

Плауновидные. Особенности организации, роль в природе, практическое значение.

стр. 56

р.т.№35

Урок-презентация

16

4

Хвощевидные.Особенности строения жизнедеятельности, распространения, роль в природе.

стр. 57-58

р.т. № 36

Урок-презентация

17

5

Папоротниковидные. Особенности строения жизнедеятельности, распространения, происхождения, их практическое значение. Экологический модуль: Историческое развитие споровых растений.

Лабораторная работа № 3. «Строение папоротника».

стр. 62-65

р.т. № 38-40

Урок-презентация

Выполнение Л.Р.т. с.32.

1.2. Индивидуальная работа с учащимся _______ проводилась в первой четверти в виде бесед. Я объясняла __________, как выполнять учебные задания на уроках, а так же поясняла  правила выполнения домашнего задания.

2. Дидактический материал, разделенный по уровню обученности учащихся, на уроках биологии представлен в контрольных и проверочных работах. В данных работах представлены разные уровни сложности. При выполнении в проверочной работе уровня А и В ученик получает отметку  «3» с условием правильного выполнения всех вопросов. При выполнении уровня С, ученик может получить отметку «4»  или «5» в зависимости от правильного выполнения предыдущих заданий и заданий части С. Ученик может выбрать уровень сложности и соответствующую отметку.

Проверочная работа

Тема: Царство прокариоты

Вариант №1

Уровень А

1. Бактерии являются организмами:

а) многоклеточными;

б) одноклеточными.

2. Бактериальная клетка включает в себя:

а) оболочку;

б) ядро;

в) пластиды;

г) цитоплазму;

д) рассеянное по цитоплазме ядерное вещество.

3.Палочковидные бактерии называются:

а) спириллами;

б) бациллами;

в) кокками.

4. Шарообразные бактерии называются;

а) вибрионами;    б) кокками;     в) спириллами.

5) Состояние бактерий при неблагоприятных условиях называют:

а) спорой             б) цианобактерией  

в) цитоплазмой   г) спириллой

6) Организмы, использующие для питания органические вещества:      

а) гетеротрофы;  б) автотрофы.

7. Организмы, для жизнедеятельности которых не нужен кислород:      

 а) анаэробы;       б) автотрофы

8. Установите последовательность процессов при спорообразовании.

а) Прекращение обмена веществ в клетке

б) Отделение части цитоплазмы, содержащей наследственный материал

в) Образование толстой многослойной капсулы

г) Клетка становится меньших размеров

Уровень В

Закончите предложения, вставив необходимые по смыслу слова.

1. Все бактерии объединяют в царство ............

2. Изучением строения и жизнедеятельности микроорганизмов занимается наука – ...........

3. Цианобактерии нередко называют ………

4. Архебактерии метанообразующие существуют строго в ............. условиях

Уровень С

Найдите соответствие.

1. Подберите соответствующую характеристику бактериям различного типа питания:

      I. Гетеротрофы

     II. Автотрофы хемосинтеза

    III. Автотрофы фотосинтеза

A. Образование органических веществ из неорганических за счет энергии солнечного света

Б. Питаются готовыми органическими веществами

B. Образование органических веществ из неорганических за счет энергии окисления неорганических веществ

2. Выберите верное утверждение.

1. На поверхности бактерий часто развиты жгутики и ворсинки.

2. Клеточная стенка бактерий образована целлюлозой.

3. У бактерий отсутствуют мембранные органоиды, например митохондрии, пластиды.

4. Большинство бактерий автотрофы.

5. Бактерии разрушают отмершие растительные и животные организмы

3. С учетом выполнения всех проверочных работ Штаку Т. на отметку «2», нежеланием отвечать и работать на уроках, а так же выполнять домашние задание по биологии, был составлен план по преодолению его неуспеваемости.

          - На уроках проводить постоянный контроль работы Штаку Т. над выполнением заданий;

          - В начале каждого урока проверять готовность к уроку (наличие учебника, тетрадей по биологии, дневника);

          - В начале урока проверять выполнение домашнего задания;

          - На каждом уроке дополнительно напоминать и обговаривать домашние задание;

          -. Рекомендовать посещать при подготовке к урокам школьную библиотеку, спрашивать учителя если возникают вопросы при выполнении заданий на уроке или при выполнении домашнего задания.  Так же при подготовке использовать  интернет-ресурсы (Например: интернет-портал ИНФОУРОК; интернет-портал СОЛНЫШКО).

4. Индивидуально-групповые занятия с неуспевающим  __________не проводились, так как все необходимые условия для усвоения учебного материала по предмету биология были созданы на уроках.

5. Информация о психолого-педагогических особенностях слабоуспевающего ____________

___________ слабо владеет умением пересказывать прочитанную информацию из учебника, не понимает поставленных вопросов при проверке домашнего задания и поэтому не может сформулировать ответ на вопрос. Очень медленно записывает учебную  информацию по изучаемой теме и читает текст в учебнике, в результате не успевает за работой класса.

6. Работа с родителями проводилась через классного руководителя. О проблеме поведении на уроках и о слабой работе на уроках, проблемах невыполнения домашнего задания проводила беседы с классным руководителем  Еленой Николаевной. Она в свою очередь доводила до сведения родителей о проблемах _____________ на уроках биологии.

Так же я приглашала родителей для беседы в первой четверти через записи в дневнике______________, но родители на беседу не пришли.

7. При опросе учащегося ________ я ставлю перед ним четкий, конкретный вопрос, который отражает простые сведения о строении, развитии, значении биологических объектов.

 

После проверочных работ, я провожу работу над ошибками, разбирая часто встречаемые ошибки на поставленные вопросы. Все работы и правильные ответы записываем в тетрадь. Но нужно сказать, что _____________ не выполнял задания из-за нежелания вообще работать на уроках биологии.

Домашнее задание по предмету не является сложным для всех учащихся общеобразовательного класса 7В. Поэтому мои дифференцированные задания направленны в основном, на учащихся, которые проявляют больший интерес к предмету и хотят улучшить свой результат. Эти задания дифференцированы, они являются дополнительными в форме исследований,  творческих работ, игр, олимпиадных заданий.

Учитель биологии Лукашук А.В.



Предварительный просмотр:

Перечень материалов, предоставляемых Лукащук А. В. учителем биологии и географии по профилактике и преодолению не успешности ____________,________________,_____________в изучении предмета география.

1.1

Календарно-тематическое планирование по географии 9 класс.

География России. Население и хозяйство.

Учебник   -  В.П. Дронов, В.Я. Ром. География России. Население и хозяйство.  Изд-во «Дрофа», 2013.

(авторы программы авторы В.П. Дронов, В. Я. Ром: 2 часа  в  неделю:  всего по учебному плану 68 часов )

Дата

Тема

урока

Тип

Урока.

Организация дея-ти уч-ся на уроке

Элементы

содержания

Формы

контроля

Домашнее

задание

План

Факт

Общая часть курса (33 ч)

Место России в мире (4 ч.)

1

Место России в мире. Политико-государственное устройство Российской федерации

Урок-практикум

Совместная работа

Географический взгляд на Россию: её место в мире по площади территории, числу жителей, запасам и разнообразию ресурсов, политической роли в мировом сообществе, оборонному потенциалу. Функции административно-территориального деления страны. Федерация и субъекты федерации. Государственно-территориальные и национально-территориальные образования. .Федеральные округа

Практическая работа №1 «Анализ административно-территориального деления России».

П.1.

2

Географическое положение и границы России

Урок-практикум

Совместная работа

Понятие «географическое положение» (ГП). Оценка северного ГП России. ГП как фактор развития хозяйства. Государственные границы, их виды, значение. Особенности границ России. Государственная территория России. Страны – соседи России.

Практическая работа № 2: «Сравнение ГП РФ с другими странами».

П. 2.

3

Экономико- и транспортно-географическое, геополитическое и эколого-географическое положение России

Урок изучения нового материала

Индивидуально-групповая работа

Особенности экономико-географического положения России, роль соседей 1 порядка. Различия транспортно-географического положения отдельных частей страны. Роль Центральной и Западной Европы в формировании геоэкологического положения Росссии. Сложность геополитического положения страны.

Рабочая тетрадь

П. 3.111

4

Государственная территория России

Комбинированный урок.

Совместная работа

Понятие о государственной территории страны, её составляющие. Параметры оценки государственной территории. Российская зона Севера. Оценка запасов природных ресурсов на территории России.

Рабочая тетрадь

П. 4.

Население Российской Федерации (5 ч.)

5

Исторические особенности заселения и освоения территории России

Урок изучения нового материала.

Индивидуальная работа

Главные ареалы расселения восточных славян. Основные направления колонизации Московского государства. Формирование и заселение территории Русского и Российского государства в 16-19 вв.

Сообщения и презентации об основных этапах формирования Российского государства.

П. 5.

6

Численность и естественный прирост населения

Комбинированный урок.

Совместная работа

Численность населения России. Переписи населения. Динамика численности населения. Демографические кризисы. Особенности естественного движения населения в России. Половозрастная структура населения. Своеобразие в соотношении мужчин и женщин. Прогноз численности населения

Практическая работа № 3 «Составление сравнительной характеристики половозрастного состава населения регионов России»

П. 6

7

Национальный состав населения России

Изучение нового материала.

Совместная работа

Россия- многонациональное государство. Языковые семьи народов России. Наиболее многонациональные районы страны. Религии, исповедуемые в России. Районы распространения разных религий

Рабочая тетрадь

П. 7.

8

Миграции населения

Комбинированный урок.

Индивидуально-групповая работа.

Понятие о миграциях. Виды миграций. Внутренние и внешние миграции. Направления миграций в России, их влияние на жизнь страны.

Практическая работа № 4 «Характеристика особенностей миграционного движения населения России»

П. 8.

9

Городское и сельское население Расселение населения.

Изучение нового материала.

Совместная работа

Городские поселения. Соотношение городского и сельского населения. Размещение городов на территории страны. Различия городов по численности населения и функциям. Городские агломерации. Урбанизация. Сельские поселения. Средняя плотность населения в России. Особенности размещения населения.

Рабочая тетрадь

П. 9.

Географические особенности экономики России (3 ч)

10

География основных типов экономики на территории России

Изучение нового материала.

Совместная работа

Классификация историко-экономических систем, регионы России с преобладанием их различных типов. Особенности функциональной и отраслевой структуры хозяйства РФ

Рабочая тетрадь

П. 10.

11

Проблемы природно-ресурсной основы экономики страны

Комбинированный урок

Совместная работа

Состав добывающей промышленности и её роль в хозяйстве страны. Назначение и виды природных ресурсов. Экологические ситуации и экологические проблемы России

Рабочая тетрадь

П. 11.

12

Россия в современной мировой экономике. Перспективы развития России

Комбинированный урок.

Индивидуально-групповая работа.

Особенности постиндустриальной стадии развития. Понятия центра и полупериферии мирового хозяйства. Пути развития России в обозримой перспективе

Рабочая тетрадь

П. 12

Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география (1 ч)

13

Научный комплекс

Изучение нового материала.

Индивидуально-групповая работа.

Межотраслевые комплексы и их хозяйственные функции. Роль науки в современном обществе и России. Состав научного комплекса. География науки и образования. Перспективы развития науки и образования.

Рабочая тетрадь

П. 13.

Машиностроительный комплекс (3 ч)

14

Роль, значение и проблемы развития машиностроения

Изучение нового материала

Индивидуально-групповая работа.

Ведущая роль машиностроительного комплекса в хозяйстве. Главная задача машиностроения. Состав машиностроения, группировка отраслей по роль и назначению. Проблемы российского машиностроения.

Рабочая тетрадь

П. 14

15

Факторы размещения машиностроения

Комбинированный урок

Совместная работа

Факторы размещения машиностроения. Ведущая роль наукоёмкости как фактора размещения. Влияние специализации и кооперирования на организацию производства и географию машиностроения.

Рабочая тетрадь

П. 15

16

География машиностроения

Урок обобщения и систематизации знаний.

Индивидуально-групповая работа.

Особенности географии российского машиностроения. Причины неравномерности размещения машиностроительных предприятий.

Практическая работа № 5 «Определение главных районов размещения предприятий трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения»

П. 16

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) (3 ч)

17

Роль, значение и проблемы ТЭК

Изучение нового материала.

Совместная работа

Состав, структура и значение ТЭК в хозяйстве. Топливно-энергетический баланс. Основные проблемы российского ТЭК

Рабочая тетрадь

П. 17, 18.

18

Топливная промышленность

Комбинированный урок

Совместная работа

Нефтяная и газовая промышленность: запасы, добыча, использование и транспортировка нефти и природного газа. Система нефте- и газопроводов. География переработки нефти и газа. Влияние нефте-газовой промышленности на окружающую среду. Перспективы развития нефтяной и газовой промышленности. Угольная промышленность. Запасы и добыча угля. Использование угля и его хозяйственное значение. Способы добычи и стоимость угля. Воздействие угольной промышленности на окружающую среду. Перспективы развития угольной промышленности

Практическая работа № 6 «Характеристика угольного бассейна России»

П. 19.

19

Электроэнергетика

Изучение нового материала.

Совместная работа

Объёмы производства электроэнергии. Типы электростанций, их особенности и доля в производстве электроэнергии. Нетрадиционные источники энергии. Энергетические системы. Влияние отрасли на окружающую среду. Перспективы развития электроэнергетики.

Рабочая тетрадь

П. 20

1.2. Индивидуальная работа с учащимся ___________________________________  проводилась в первой четверти, и проводятся во второй четверти в виде бесед. С ребятами неоднократно разговаривала о проблемах, возникающих у них на уроках в первую очередь с дисциплиной. Проводила беседы о наличии на уроках учебника, рабочей тетради и атласа, необходимых для выполнения заданий на уроках и дома. Но рабочие тетради и атласы до сих пор (на 13.11.15) не были куплены. Поэтому практические работы, работы по контурным картам не были выполнены. На уроках ребятам давала индивидуальные задания в виде ответов на вопросы, составление плана по изучаемому учебному материалу, но задания они не выполняли, нарушая дисциплину на уроках.

2. Дидактический материал, разделенный по уровню обученности учащихся, на уроках географии представлен в виде заданий различного уровня сложности. Ребятам предлагаются индивидуальные работы по учебнику, составление плана ответа на вопросы.

3. Так как ________________________________________ за первую четверть не выполнили ни одной практической работы, что является неотъемлемой частью успеваемости по предмету география. На фронтальных опросах, на уроках ученики не работали, не проявляли интереса и нарушали дисциплину на уроке.  Так же домашние задание по географии не выполняли. Поэтому был составлен план по преодолению их неуспеваемости по географии.

          - На уроках проводить постоянный контроль по выполнению  работы _________________________ над выполнением заданий;

          - В начале каждого урока проверять готовность к уроку (наличие учебника, тетрадей по географии, атласа, дневника);

          - В начале урока проверять выполнение домашнего задания;

          - На каждом уроке дополнительно напоминать и обговаривать домашние задание;

          -. Рекомендовать посещать при подготовке к урокам школьную библиотеку, спрашивать учителя, если возникают вопросы при выполнении заданий на уроке или при выполнении домашнего задания.  Так же при подготовке использовать  интернет-ресурсы (Например: интернет-портал ИНФОУРОК).

4. Индивидуально-групповые занятия с неуспевающими  ___________________________________________  не проводились, так как все необходимые условия для усвоения учебного материала по предмету география были созданы на уроках.

5. Информация о психолого-педагогических особенностях слабоуспевающего _____________________________________.

__________________________________________ слабо владеет умением давать характеристику географических объектов, не владеет умением оформления контурных карт, не может составлять планы по тексту, составлять характеристики изучаемых отраслей промышленности РФ. При опросе не отвечает на вопросы из-за постоянной не подготовки и больших пробелов в знаниях по географии.

____________________ слабо владеет перечисленными выше умениями и навыками. Так же отказывается выполнять задания на уроках и не выполняет домашние задание. Иногда работает всего половину урока, записывая термины и определения, затем отвлекается, нарушая дисциплину на уроке. 

6. Работа с родителями проводилась через классного руководителя Ирину Владимировну. О проблеме поведении на уроках и о слабой работе на уроках, проблемах невыполнения домашнего задания я проводила беседы с классным руководителем. Ирина Владимировна в свою очередь доводила до сведения родителей о проблемах на уроках географии через личные беседы и телефонные звонки.

Так же я приглашала родителей для беседы в первой четверти через записи в дневнике __________________________, но родители на беседу не пришли.

7. _______________________ при опросах на уроках географии предъявляю те же требования, что и ко всем учащимся общеобразовательного 9 «В» класса. При опросах по домашнему заданию учащиеся отказываются отвечать на поставленные вопросы.

Самостоятельные, практические работы данные учащиеся выполняют с большим трудом или вообще не выполняют, даже если эта работа индивидуальная и дана по учебнику или карте.

Учитель биологии и географии Лукашук А.В.



Предварительный просмотр:

Перечень материалов, предоставляемых Лукащук А. В. учителем биологии по профилактике и преодолению не успешности _______, ______, _______  в изучении предмета биологии.

1.1.

Календарно-тематическое планирование по биологии 9 (лицейский) класс

(авторы программы: В.Б. Захаров, Е.Т. Захарова, Н.И. Сонин; всего 64 часа, 2 часа в неделю)

№ урока

№ урока в теме

Дата проведения урока

Тема урока

Домашнее задание

Организация деятельности учащихся на уроках

1

1

Введение. Место курса «Общая биология» в системе естественнонаучных дисциплин. Цели, задачи и значение курса.

стр. 3-5

задания в р.т.

Изучение нового материала. Совместная работа

Раздел 1. Эволюция живого мира на Земле

Тема 1.1. Многообразие живого мира

2

1

Основные свойства живых организмов.

стр. 8-11

задания в р.т.

Устный опрос.

Совместная работа

3

2

Царства живой природы; краткая характеристика естественной системы классификации живых организмов.

Экологический модуль: Значение разнообразия живых организмов в природе.

Конспект

задания в р.т.

Работа с учебником. Наглядное обучение (презентация)

Тема 1.2. Развитие биологии в додарвиновский период

4

1

Развитие биологии в додарвиновский период. Работы К. Линнея по систематике растений и животных.

стр. 12-14

задания в р.т.

Беседа. Работа с учебником. Индивидуальные д/з

2

Эволюционная теория Ж. – Б. Ламарка.

стр. 15-17

задания в р.т.

Составление таблицы. Индивидуальный опрос

Тема 1.3. Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора

5

1

Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе.

Лабораторная работа № 1. «Изучение результатов искусственного отбора на сортах культурных растений»

стр. 18-24

задания в р.т.

Совместная работа с использованием текста учебника и справочных материалов

6

2

Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Борьба за существование и естественный отбор.

стр. 24-28

задания в р.т.

Составление таблиц. Метод «Мозговой штурм»

7

3

Формы естественного отбора.

 Экологический модуль: Значение естественного отбора для видов живых организмов.

стр. 29-34

задания в р.т.

Совмесная работа.

Работа со справочниками

Тема 1.4. Приспособленность организмов к условиям внешней среды

как результат действия естественного обора

8

1

Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора.

Лабораторная работа № 2. «Изучение приспособленности организмов к среде обитания»

стр. 35-44

задания в р.т.

Составление таблицы, презентации. Индивидуальная работа.

9

2

Забота о потомстве. Физиологические адаптации.

Экологический модуль: приспособленность –результат естественного отбора.

стр.  45-52

задания в р.т.

Индивидуальная работа

Тема 1.5 Микроэволюция

10

1

Вид как генетически изолированная система

Лабораторная работа № 3. «Изучение критериев вида»

Экологический модуль: Вид – единица эволюции?

стр. 53-55

задания в р.т.

Беседа Фронтальный опрос

11

2

Популяция – элементарная эволюционная единица. Пути и скорости видообразования. Экологический модуль: Значение видообразования для эволюции.

стр. 55-58

задания в р.т.

Устный опрос.

Совместная работа

Тема 1.6. Биологические последствия адаптаций. Макроэволюция

12

1

Главные направления эволюции. Биологический прогресс и регресс. Экологический модуль: Значение биопрогресса и регресса при образовании новых видов.

стр. 59-66

задания в р.т.

Работа с учебником. Наглядное обучение (презентация)

13

2

Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм, правила эволюции групп организмов

стр. 66-70

задания в р.т.

Работа с учебником. Наглядное обучение (презентация)

14

3

Результаты эволюции

конспект

Индивидуальная работа

Тема 1.7. Возникновение жизни на Земле.

15

1

Органический мир как результат эволюции

конспект

Наглядное обучение (презентация)

16

2

Возникновение и развитие жизни на Земле. Химический, предбиологический (теория А.И. Опарина), биологический и социальный этапы развития живой природы. Экологический модуль: Значение теорий о развитии жизни для человека.

стр. 74-77

задания в р.т.

Работа с учебником. Наглядное обучение (презентация)

Тема 1.8. Развитие жизни на Земле

17

1

Развитие жизни на Земле. Жизнь в архейскую и протерозойскую эры. Жизнь в палеозойскую эру.

стр. 78-88

задания в р.т.

Работа с учебником. Наглядное обучение (презентация)

18

2

Жизнь в мезозойскую и кайнозойскую эры

стр. 89-94

19

3

Происхождение человека. Стадии эволюции человека.

Экологический модуль: Место человека в живой природе.

стр. 94-99

задания в р.т.

Индивидуальная работа

20

4

 Движущие силы антропогенеза. Человеческие расы.

Экологический модуль: Свойства человека как биологического вида

стр. 99-101, конспект

задания в р.т.

Совместная работа с использованием текста учебника и справочных материалов

1.2. Индивидуальная работа с учащимся ___________  проводилась в первой четверти, и проводятся во второй четверти в виде бесед. С ребятами неоднократно разговаривала о проблемах, возникающих у них на уроках в первую очередь с дисциплиной. Проводила беседы о наличии на уроках учебника, рабочей тетради по биологии, необходимых для выполнения заданий на уроках и дома. Но рабочие тетради  до сих пор (на 13.11.15) не были куплены. На уроках ребятам давала индивидуальные задания в виде ответов на вопросы, составление плана по изучаемому учебному материалу, но задания они не выполняли, нарушая дисциплину на уроках.

2. Дидактический материал, разделенный по уровню обученности учащихся, на уроках биологии представлен в виде заданий различного уровня сложности. Ребятам предлагаются индивидуальные работы по учебнику, составление плана ответа на вопросы.

3. Так как ________________ за первую четверть не выполнили большую часть работ по рабочим тетрадям, что является неотъемлемой частью успеваемости по предмету биология. На фронтальных опросах, на уроках ученики не работали, не проявляли интереса и нарушали дисциплину на уроках.  Так же домашние задание по биологии не выполняли. Поэтому был составлен план по преодолению их неуспеваемости по изучаемому предмету биология.

          - На уроках проводить постоянный контроль по выполнению  работы ___________ над выполнением заданий;

          - В начале каждого урока проверять готовность к уроку (наличие учебника, тетрадей по биологии,  дневника);

          - В начале урока проверять выполнение домашнего задания;

          - На каждом уроке дополнительно напоминать и обговаривать домашние задание;

          -. Рекомендовать посещать при подготовке к урокам школьную библиотеку, спрашивать учителя, если возникают вопросы при выполнении заданий на уроке или при выполнении домашнего задания.  Так же при подготовке использовать  интернет-ресурсы (Например: интернет-портал ИНФОУРОК).

4. Индивидуально-групповые занятия с неуспевающими  ______________________________________  не проводились, так как все необходимые условия для усвоения учебного материала по предмету биологии были созданы на уроках.

5. Информация о психолого-педагогических особенностях слабоуспевающего _______________________________.

_____________ слабо владеет умением давать характеристику биологическим объектам и процессам, не владеет умением оформлять таблицы, не может составлять планы по тексту, составлять краткие сообщения, презентации, работать со справочным материалом. При опросе не отвечают на вопросы из-за постоянной не подготовки и больших пробелов в знаниях по биологии.

_____________ слабо владеет перечисленными выше умениями и навыками. Так же отказывается выполнять задания на уроках и не выполняет домашние задание. Иногда работает всего половину урока, записывая термины и определения, затем отвлекается, нарушая дисциплину на уроке. 

6. Работа с родителями проводилась через классного руководителя Ирину Владимировну. О проблеме поведении на уроках и о слабой подготовке к урокам, проблемах невыполнения домашнего задания я проводила беседы с классным руководителем. Ирина Владимировна в свою очередь доводила до сведения родителей о проблемах на уроках биологии через личные беседы и телефонные звонки.

Так же я приглашала родителей для беседы в первой четверти через записи в _______________________, но родители на беседу не пришли.

7. _______________________________________ при опросах на уроках биологии предъявляю те же требования, что и ко всем учащимся общеобразовательного 9 «В» класса. При опросах по домашнему заданию учащиеся отказываются отвечать на поставленные вопросы.

Самостоятельные, практические работы данные учащиеся выполняют с большим трудом или вообще не выполняют, даже если эта работа индивидуальная и дана по учебнику или по рабочей тетради.

Учитель биологии Лукашук А.В.