Коллегам. Проверочные работы по биологии.

Лукашук Алена Викторовна

На различных этапах обучения используются различные виды контроля: предварительный, текущий, тематический и итоговый.

Предварительный контроль направлен на выявление знаний, умений и навыков учащихся по предмету или разделу, который будет изучаться. В V и Х классы приходят учащиеся с различным уровнем подготовленности.

Текущий контроль осуществляется в повседневной работе с целью проверки усвоения предыдущего материала и выявления про­белов в знаниях учащихся.

Тематический контроль осуществляется периодически по мере прохождения новой темы, раздела и имеет целью систематизацию знаний учащихся.

Итоговый контроль проводится в конце четверти, полугодия, всего учебного года, а также по окончании обучения в началь­ной, неполной средней и полной средней школе.

 На своих уроках биологии я часто использую тематический контроль.

Особенность проверочных вопросов и заданий в тематическом контроле заключается в том, что они рассчитаны на выявление знаний всей темы, на установление связей со знанием предыдущих тем, межпредметных связей, на умение переноса знаний на другой материал, на поиск выводов обобщающего характера.   

На своей страничке представляю составленные по биологии тесты, контрольные, проверочные работы, лабораторные работы по различным темам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5 класс687.97 КБ
Файл 6 класс62.27 КБ
Файл 7 класс33.42 КБ
Файл 8 класс150.79 КБ
Файл 9 класс87.94 КБ
Файл 10 класс32.53 КБ
Файл 11 класс33.88 КБ

Предварительный просмотр:

 Контрольная работа

Тема: Вселенная

Вариант №1.

Задание №1. Выберите из предложенных вариантов ответов только один правильный ответ.

1. Какая наука изучает строение небесных тел их состав, движение в космическом пространстве и происхождение?

   А) география                                             В) геология

   Б) экология                                                Г) астрономия

2. Вселенная – это:

    А) скопление звезд;

    Б) космическое пространство и все что его окружает;

    В) движущиеся вокруг солнца небесные тела;

    Г) скопление галактик.

3. В какой стране древние ученые считали, что Земля плоская, лежит на спинах слонов, стоящих на гигантской черепахи, черепаха на змее, символизирующая небо.

А) Древняя Индия                                    В) Древняя Греция

Б) Древний Египет                                     Г) Месопотамия

4. Кому принадлежит учение о том, что Земля движется вокруг Солнца, центром Вселенной является Солнце, а звезды неподвижны? Это учение впервые было принято в науке.

А) Галилео Галилей                                     В) Клавдий Птолемей

В) Николай Коперник                               Г) Джордано Бруно

5. Астероиды – это:

    А) хвостатые звезды;

    Б) небесное тело, которое светит отраженным светом;

    В) «падающая звезда»;

    Г) небольшое космическое тело неправильной формы; планеты-крошки.

6. Солнце и движущиеся вокруг него небесные тела – это:

А) галактика                                         В) вселенная

Б) солнечная система                           Г) галактика

7. Укажите планеты гиганты:

А) Меркурий, Юпитер, Венера, Уран;

Б) Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун;

В) Меркурий, Венера, Земля, Марс;

Г) Нептун, Земля, Венера, Меркурий.

8. Звезды-сверхгиганты больше Солнца:

А) в сотни раз                                         В) в тысячу раз;

Б) в десятки раз                                        Г) в десять тысяч раз.

9. Созвездие – это:

  А) группы звезд выделенных условно, представляют фигуры животных, героев, мифологии, предметы человека;

    Б) огромные раскаленные газовые шары;

    В) движущиеся вокруг солнца небесные тела.

10. Подпишите название изображенных планет.

                                           

Задание №2

Ответьте на вопросы.

  1. Назовите отличительные особенности планет-гигантов.
  2. Как называется наша галактика?
  3. Звезды, какого цвета являются самыми горячими?

Задание №3

1. Расскажите, что вы узнали о своем созвездии при подготовке вашего доклада или при изучении учебника.

Контрольная работа

Тема: Вселенная

Вариант №2.

Задание №1. Выберите из предложенных вариантов ответов только один правильный ответ.

1. Что изучает наука астрономия?

   А) строение простейших организмов;

   Б) строение растительных организмов;

   В) строение планеты Земля;                                              

   Г) строение небесных тел их состав, движение в космическом пространстве и происхождение.

2. Как называется космическое пространство и все что его окружает?

   А) солнечная система                                  В) вселенная

   Б) скопление звезд                                       Г) галактика

3. Кто из древних ученых впервые высказал идею о том, что центром Вселенной является Солнце, но кго учение тогда так и не было признано.

А) Аристарх Самосский                        В) Клавдий Птолемей

В) Аристотель                                          Г) Джордано Бруно

4. Как звали первого человека, который увидел небо в телескоп, с помощью него обследовал Луну, доказал что Солнце вращается вокруг своей оси и открыл еще много явлений в астрономии.

А) Николай Коперник                        В) Галилео Галилей

В) Аристотель                                     Г) Джордано Бруно

5. Планеты - это:

    А) «падающая звезда»;

    Б) небесное тело, которое светит отраженным светом;

    В) небесные тела, которые светят собственным светом;

    Г) «хвостатые звезды».

6. Укажите планеты земной группы:

А) Меркурий, Юпитер, Венера, Уран;

Б) Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун;

В) Меркурий, Венера, Земля, Марс;

Г) Нептун, Земля, Венера, Меркурий.

7. Солнечная система- это:                          

   А) скопление галактик;

    Б) космическое пространство и все что его окружает;

    В) Солнце и движущиеся вокруг него небесные тела;

    Г) Вселенная.

8. Звезды-гиганты больше Солнца:

А) в сотни раз                                         В) в тысячу раз;

Б) в десятки раз                                    Г) в десять тысяч раз.

9. Галактика – это:

А) межзвездное вещество;

Б) самые яркие звезды на небе;

В) единая звездная система, которая связана общими гравитационными силами.

10. Напишите название планет Солнечной системы в порядке удаления от Солнца.

 

Задание №2

Ответьте на вопросы.

  1. Назовите отличительные особенности планет земных групп.
  2. Сколько звезд входит в нашу Галактику?
  3. Звезда Солнце каким обладает цветом и является теплой или холодной?

Задание №3

1. Расскажите, что вы узнали о своем созвездии при подготовке вашего доклада или при изучении учебника.

ОТВЕТЫ

Вариант №1

Задание №1

1. Г) астрономия

2. Б) космическое пространство и все что его окружает;

3. А) Древняя Индия        

4. В) Николай Коперник      

5. Г) небольшое космическое тело неправильной формы; планеты-крошки.

6. Б) солнечная система                      

7. Б) Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун;

8. А) в сотни раз                                

9. А) группы звезд выделенных условно, представляют фигуры животных, героев, мифологии, предметы человека;

10.  Г) 1500 тыс км/с

Задание №2

Ответьте на вопросы.

  1. Большое расстояние от Солнца;

Гигантские размеры;

Много спутников

  1. Млечный путь
  2. Белые звезды

Оценивание работы.

Задание №1 Каждый вопрос по 1 балу – 10 баллов.

Задание №2

Вопрос 1. по 3 балла

Вопрос 2. по 1 баллу

Вопрос 3. по 1 баллу  

   Всего  5 баллов

Всего - 15 баллов.

«5» - 15 б – 13 б.

«4» - 12 б – 10 б.

«3» - 9 б – 8 б.

«2» - 7б

Задание №3 (по выбору)

ОТВЕТЫ

Вариант №2

Задание №1

1. Г) строение небесных тел их состав, движение в космическом пространстве и происхождение.

2. В) вселенная

3. А) Аристарх Самосский                  

4. В) Галилео Галилей

5. Б) небесное тело, которое светит отраженным светом  

6. В) Меркурий, Венера, Земля, Марс

7. В) Солнце и движущиеся вокруг него небесные тела

8. Б) в десятки раз                                  

9. В) единая звездная система, которая связана общими гравитационными силами.

10. Б) зо тыс км/с                                              

Задание №2

  1. Небольшие размеры;

Небольшое расстояние от Солнца;

Мало или нет спутников.

  1. 6000 звезд
  2. Солнце желтая звезда, холодная.

Оценивание работы.

Задание №1 Каждый вопрос по 1 балу – 10 баллов.

Задание №2

Вопрос 1. по 3 балла

Вопрос 2. по 1 баллу

Вопрос 3. по 1 баллу  

  Всего  5 баллов

Всего - 15 баллов.

«5» - 15 б – 13 б.

«4» - 12 б – 10 б.

«3» - 9 б – 8 б.

«2» - 7б

Задание №3 (по выбору)



Предварительный просмотр:

Тема: Строение цветка.

Цель: Изучить строение цветка, выяснить роль цветка в жизни растения.

Оборудование: гербарный материал или карточки.

Ход работы:

  1. Рассмотрите данный вам цветок. Какое   это растение? Сравните его с рисунком. Рассмотрите изображение цветка. Подпишите части цветка.

  1. Найдите на объекте цветоножку и ее   расширенную часть — цветоложе.

  1. Рассмотрите чашечку, состоящую из чашелистиков. Сколько их? Какого они цвета? Каково их значение?

  1. Найдите венчик. Сколько лепестков его образуют? Какого они цвета? Срослись лепестки или нет? Какова функция венчика?

  1. Рассмотрите тычинки. Сосчитайте их количество. Найдите пыльник и тычиночную нить. Что образуется в тычинках?

  1. Рассмотрите пестик. Найдите его составные части. Из какой части пестика образуется плод?  Сколько пестиков у рассматриваемого цветка?

  1. Зарисуйте цветок. Сделайте обозначения. Укажите в скобках рядом с названием каждой части цветка их количество у того цветка, который вы изучали.

Вывод.  Лепестки  и  чашелистики  образуют  околоцветник. Запишите функции околоцветника.

Главные части цветка__________________________________

Тычинка состоит из____________________________________

Пестик состоит из____________________________________

Цветок считают репродуктивным органом растения, потому что_____________________________

Тема: Строение цветка.

Цель: Изучить строение цветка, выяснить роль цветка в жизни растения.

Оборудование: гербарный материал или карточки.

Ход работы:

  1. Рассмотрите данный вам цветок. Какое   это растение? Сравните его с рисунком. Рассмотрите изображение цветка. Подпишите части цветка.

  1. Найдите на объекте цветоножку и ее   расширенную часть — цветоложе.

  1. Рассмотрите чашечку, состоящую из чашелистиков. Сколько их? Какого они цвета? Каково их значение?

  1. Найдите венчик. Сколько лепестков его образуют? Какого они цвета? Срослись лепестки или нет? Какова функция венчика?

  1. Рассмотрите тычинки. Сосчитайте их количество. Найдите пыльник и тычиночную нить. Что образуется в тычинках?

  1. Рассмотрите пестик. Найдите его составные части. Из какой части пестика образуется плод?  Сколько пестиков у рассматриваемого цветка?

  1. Зарисуйте цветок. Сделайте обозначения. Укажите в скобках рядом с названием каждой части цветка их количество у того цветка, который вы изучали.

Вывод.  Лепестки  и  чашелистики  образуют  околоцветник. Запишите функции околоцветника.

Главные части цветка__________________________________

Тычинка состоит из____________________________________

Пестик состоит из____________________________________

Цветок считают репродуктивным органом растения, потому что_____________________________

Ход работы,

"

  1. Рассмотрите данный вам
    цветок.    Какое   это   растение?
    Сравните его с рисунком. Рас
    смотрите изображение цветка.
    Назовите части цветка.
  2. Найдите на объекте цве
    тоножку    и    ее    расширенную
    часть — цветоложе.
  3. Рассмотрите чашечку, со
    стоящую     из     чашелистиков.
    Сколько их? Какого они цвета?
    Каково их значение?
  4. Найдите венчик. Сколько лепестков его образуют?
    Какого они цвета? Срослись лепестки или нет? Какова
    функция венчика?
  5. Рассмотрите тычинки. Сосчитайте их количество.
    Найдите пыльник и тычиночную нить. Что образуется в
    тычинках?
  6. Рассмотрите пестик. Найдите его составные части
    Из какой части пестика образуется плод? Сколько пести
    ков у рассматриваемого цветка?
  7. Зарисуйте цветок. Сделайте обозначения. Укажите
    в скобках рядом с названием каждой части цветка их ко
    личество у того цветка, который вы изучали.

Вывод.  Лепестки  и  чашелистики  образуют  около-
цветник.
Функции околоцветника —           

I'лавные части цветка

Тычинка состоит из
пестик состоит из           

Цветок считают репродуктивным органом растения,

потому что           

Это интересно...

  • Диаметр цветка раффлезии достигает 1 м, а вес цветка — 7 кг.
  • У вольфии бескорневой самые мелкие цветки диаметром
    всего 0,1 мм.
  • Гигантская глициния, растущая в США, за 5 недель цветения
    образует до 1,5 млн цветков.

Строение цветка (название растения)




Предварительный просмотр:

Креативные задания по теме «Птицы»

Вариант №1.

  1. Напишите ответ на вопрос: кто такие птицы?

     с помощью символов, которые придумайте сами.

метод символического видения

  1. Напишите мини-сочинение от имени кукушки.

метод эмпатии (вживания)

  1. Найдите в стихах биологические неточности:

А) С. Я. Маршак.

              А эта весёлая птица-синица,

              Которая часто ворует пшеницу,

              Которая в тёмном чулане хранится

              В доме, который построил Джек.

В) А. Н. Плещеев:

              Травка зеленеет.

                   солнышко блестит,

              Ласточка с весною

                   в сени к нам летит.

              Дам тебе я зёрен,

                   а ты песню спой,

              Что из стран далёких

                   принесла с собой.

метод ошибок

  1. Почему мы так говорим

           - как с гуся вода

           - лучше синица в руках, чем журавль в небе

        Верно ли это с биологической точки зрения?

метод эвристического исследования

  1. Представьте себя птенцом, который вот-вот вылупится из яйца. Опишите свои ощущения.

метод эмпатии (вживания)

Креативные задания по теме «Птицы»

Вариант №2.

  1. Напишите ответ на вопрос: кто такие птицы?

     с помощью символов, которые придумайте сами.

метод символического видения

  1. Напишите мини-сочинение от имени голубя.

метод эмпатии (вживания)

  1. Найдите в стихах биологические неточности:

А) С. Есенин:

              Выткался над озером

                             алый цвет зари,

              На бору со звоном

                             плачут глухари.

              Где-то плачет иволга,

                              схоронясь в дупло,

              Только мне не плачется-

                              на душе светло.

Б) В. А. Жуковский:

              Где же ты, птаха?

              Где ж ты, певичка?

              В дальнем краю

              Гнёздышко вьёшь ты,

              Там и поёшь ты

              Песню свою.

метод ошибок

  1. Почему мы так говорим

- чёрный, как ворон

- слово не воробей – вылетит, не поймаешь.

        Верно ли это с биологической точки зрения

метод эвристического исследования

  1. Представьте себя птенцом, который вот-вот вылупится из яйца. Опишите свои ощущения.

метод эмпатии (вживания)

Примеры ответов учащихся:

  • на вопрос №22 – ответ Ирины Корчагиной: «Я – кукушка. Каждую весну я откладываю яйца и подкладываю их в гнёзда к другим птицам и не забочусь о своих детях, я их даже не знаю – у меня нет родственников: я всегда одна. Но всё-таки быть кукушкой мне очень нравится: я красиво выгляжу, моё «ку-ку» самое прелестное в лесу. А у какой ещё птицы, кроме меня, вы можете спросить: сколько мне жить осталось?

 

  • на вопрос №25 – ответ Саши Целищевой: «Как же было тепло, но неуютно внутри яйца: была сплошная мгла, негде было развернуться. А теперь я готов к тому, чтобы выйти из своего домика на белый свет – я уже достаточно вырос, я слышу голос мамы, что уже пора. Страшновато, конечно, покидать это тёплое убежище, но надо…Ой!»



Предварительный просмотр:

Проверочная работа

Тема: Строение органов дыхания. Дыхание.

Вариант №1.

 Задание №1. Выберите один правильный ответ.

   1. Сущность процесса дыхания состоит в:

   A. Обмене газами между организмом и внешней средой

   Б. Окислительных процессах в клетках, в результате которых выделяется энергия

   B. Транспорте газов кровью

 

   2. В носовой полости воздух:

   A. Очищается от пыли и микроорганизмов

   Б. Увлажняется и согревается

   B. Происходят все вышеперечисленные процессы

 

   3. Гортань образована:

   A. Поперечно-полосатыми мышцами, хрящами, слизистой оболочкой

   Б. Гладкими мышцами и хрящами

   B. Костной тканью, поперечно-полосатыми мышцами и слизистой оболочкой

 

   4. Голосовые связки у человека расположены:

   А. В трахее

   Б. В гортани

   В. В носоглотке

   5. Голосовые связки раскрыты наиболее широко, когда человек:

   А. Молчит

   Б. Говорит шепотом

   В. Говорит громко

   6. Закрывает вход в гортань при глотании пищи:

   A. Щитовидный хрящ

   Б. Зерновидный хрящ

   B. Надгортанник

 

   7. Длина трахеи человека составляет:

   А. 20-21см

   Б. 24–26 см

   В. 10–11 см

 

   8. Трахея разделяется на главные бронхи на уровне:

   A. 3-го шейного позвонка

   Б. 5-го грудного позвонка

   B. 1-го поясничного позвонка

 

   9. Ткань легких состоит из:

   А. Альвеол

   Б. Бронхиол

   В. Легочной плевры

 

   10. Содержание кислорода во вдыхаемом воздухе составляет:

   А. 10%

   Б. 30%

   В. 21%

 

   11. Соединение гемоглобина с кислородом называется:

   A. Карбоксигемоглобин

   Б. Оксигемоглобин

   B. Миоглобин

 

   12. При вдохе диафрагма становится:

   A. Плоской

   Б. Выпуклой

   B. Не изменяет свою форму

 

   13. Жизненная емкость легких – это:

   A. Максимальный объем воздуха, выдыхаемый после спокойного вдоха

   Б. Объем воздуха, выдыхаемый после спокойного вдоха

   B. Максимальный объем воздуха, выдыхаемый после сильного вдоха

 

   14. Дыхательный центр расположен:

   A. В среднем мозге

   Б. В спинном мозге

   B. В продолговатом мозге

 

   Задание №2. Вставьте пропущенное слово.

 

   1. Дыхательные пути человека начинаются… полостью, в которой воздух…, увлажняется, очищается от пыли и…

 

   2. После носоглотки воздух поступает в…, состоящую из нескольких…, в которой расположены голосовые…

 

   3. Гортань переходит в…, скелет которой состоит из… полуколец, выполняющих… функцию и позволяющих пище свободно проходить по…

 

   4. Трахея делится на два…, стенки которого выстланы… эпителием, удаляющим частицы… из дыхательных путей.

 

   5. В грудной полости расположены…, покрытые… и состоящие из мельчайших тонкостенных пузырьков – …

 

  6. Заболевания дыхательной системы возникают при воздействии… и вирусов, экологическом загрязнении… и частом.

Проверочная работа

Тема: Строение органов дыхания. Дыхание.

Вариант №2.

Задание №1. Выберите один правильный ответ.

   1. Содержание кислорода во вдыхаемом воздухе составляет:

   А. 10%

   Б. 30%

   В. 21%

 

   2. Соединение гемоглобина с кислородом называется:

   A. Карбоксигемоглобин

   Б. Оксигемоглобин

   B. Миоглобин

 

   3. При вдохе диафрагма становится:

   A. Плоской

   Б. Выпуклой

   B. Не изменяет свою форму

 

   4. Жизненная емкость легких – это:

   A. Максимальный объем воздуха, выдыхаемый после спокойного вдоха

   Б. Объем воздуха, выдыхаемый после спокойного вдоха

   B. Максимальный объем воздуха, выдыхаемый после сильного вдоха

 

   5. Дыхательный центр расположен:

   A. В среднем мозге

   Б. В спинном мозге

   B. В продолговатом мозге

    6. Сущность процесса дыхания состоит в:

   A. Обмене газами между организмом и внешней средой

   Б. Окислительных процессах в клетках, в результате которых выделяется энергия

   B. Транспорте газов кровью

 

   7. В носовой полости воздух:

   A. Очищается от пыли и микроорганизмов

   Б. Увлажняется и согревается

   B. Происходят все вышеперечисленные процессы

 

   8. Гортань образована:

   A. Поперечно-полосатыми мышцами, хрящами, слизистой оболочкой

   Б. Гладкими мышцами и хрящами

   B. Костной тканью, поперечно-полосатыми мышцами и слизистой оболочкой

 

   9. Голосовые связки у человека расположены:

   А. В трахее

   Б. В гортани

   В. В носоглотке

   10. Голосовые связки раскрыты наиболее широко, когда человек:

   А. Молчит

   Б. Говорит шепотом

   В. Говорит громко

   11. Закрывает вход в гортань при глотании пищи:

   A. Щитовидный хрящ

   Б. Зерновидный хрящ

   B. Надгортанник

 

   12. Длина трахеи человека составляет:

   А. 20-21см

   Б. 24–26 см

   В. 10–11 см

 

   13. Трахея разделяется на главные бронхи на уровне:

   A. 3-го шейного позвонка

   Б. 5-го грудного позвонка

   B. 1-го поясничного позвонка

 

   14. Ткань легких состоит из:

   А. Альвеол

   Б. Бронхиол

   В. Легочной плевры

   Задание №2. Вставьте пропущенное слово.

   1. Альвеолы легких пронизаны густой сетью…, в которые при вдохе поступает… и кровь становится…

 

   2. Из артериальной крови кислород поступает в…, где расходуется на… процессы и выработку…

 

   3. При вдохе активно участвуют… мышцы и…, выдох является… процессом.

 

   4. ЖЕЛ – это… объем воздуха, который человек может выдохнуть после глубокого…; измеряется с помощью…

 

   5. Дыхание регулируется с помощью… центра, расположенного в… мозге.

 

   6. Раздражение слизистых оболочек дыхательных путей вызывает… рефлексы:… и…

 



Предварительный просмотр:

Проверочная работа по общей биологии

Вариант № 1

Задание № 1.

Задание включает 10 тестовых вопросов, к каждому из которых предложено несколько вариантов ответов. Вам необходимо выбрать ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным.

1. Процесс, при котором сложные органические вещества распадаются на простые, при этом утрачивается их сходство с веществами организма и выделяется энергия, называется …

а) диссимиляция;                                        б) ассимиляция;

в) пластическим обменом;                        г) анаболизм.

2. В мышцах в результате анаэробного дыхания молекула глюкозы распадается на две молекулы молочной кислоты. Этот процесс называется:

а) метаболизмом;                                        б) гликолизом;

в) окислением;                                        г) горением.

3. Каждая аминокислота кодируется …нуклеотидами:

а) 1;                                б) 2;                        в) 3;                        г) 4.

4. Одним из свойств генетического кода является «универсальность». Это означает, что:

а) все живые организмы состоят из нуклеиновых кислот и белков;

б) законы кода применимы ко всем группам живых организмов;

в) одна аминокислота может кодироваться несколькими триплетами;

г) один и тот же нуклеотид не может одновременно входить в состав нескольких триплетов.

5. Тимидиловый нуклеотид цепи ДНК комплиментарен:

а) уридиловому;                                        б) цитидиловому;

в) гуаниловому;                                        г) адениловому.

6. Одна из цепей ДНК имеет последовательность нуклеотидов АТГ - ГТА - ЦЦГ. Какой вид будет иметь и-РНК, строящаяся на этой матрице?

а) УАЦ - ЦАУ - ГГЦ;

б) ТАЦ - ЦАТ - ЦЦГ;

в) ГУА - УГЦ - ААЦ;

г) АТГ - ГТА - ЦЦГ.

7. Суммарно при окислении одной молекулы глюкозы в процессе энергетического обмена (катаболизма) синтезируется …молекул АТФ:

а) 2;                                б) 36;                        в) 38;                        г) 42.

8. Все белковые молекулы, входящие в состав клеток живых организмов, выстроены из :

а) только 10 типов аминокислот;                б) только 20 типов аминокислот;

в) только 100 типов аминокислот;                г) бесчисленного количества типов аминокислот.

9. Третий этап энергетического обмена называется :

а) стадия анаэробного дыхания;

б) стадия брожения;

в) стадия аэробного дыхания;

г) стадия расщепления макромолекул на более мелкие вещества.

10. Наименьшей единицей генетической информации после нуклеотида являются три последовательно расположенных нуклеотида. Как называется данная генетическая единица?

а) триплекс;                                        б) генетический код;

в) триплет;                                                г) код.

Задание № 2.

Внимательно причитайте определение и вставьте пропущенные слова.

1. Неизменность химического состава и строения всех частей организма и, как следствие, постоянство их функционирования в непрерывно меняющихся условиях окружающей среды называется _____________________.

2. Во время подготовительного этапа энергетического обмена органические соединения распадаются на более мелкие молекулы, например белки на __________________, ди- и полисахариды - _____________, нуклеиновые кислоты - ______________, жиры на ______________________. На этом этапе выделяется небольшое количество энергии, которая рассеивается в виде теплоты.

3. Определенные сочетания нуклеотидов и последовательность их расположения в молекуле ДНК называется _______________________________, несущим информацию о структуре белка.

Задание № 3.

Дайте характеристику нуклеиновой кислоте (ДНК) согласно следующему плану:

  • название и определение (расшифровка ДНК);
  • особенности химического строения (строение нуклеотида ДНК);
  • функции ДНК.

Подведение результатов проверочной работы по общей биологии

№ задания

Задание № 1.

Задание № 2.

Задание № 3.

Итог

мах баллов

10 баллов

6 баллов

5 баллов

21 балл

Отметка «5» - от 21 до 20 баллов;

Отметка «4» - от 19 до 15 баллов;

Отметка «3» - от 14 баллов до 10 баллов;

Отметка «2» - от 09 баллов и меньше.



Предварительный просмотр:

Проверочная работа по общей биологии

Вариант № 1

Задание включает 22 тестовых вопроса, к каждому из которых предложено несколько вариантов ответов. Вам необходимо выбрать ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным.

1. Микроорганизмы, которым для жизнедеятельности необходим кислород, называются:

а) факультативные анаэробы;                б) аэробные бактерии;        в) анаэробные бактерии.

2. Недоразвитые органы, в ходе эволюции утратившие функции, но оставшиеся у организма называются …

а) атавистические;                                                б) рудиментарные;

в) аналогичные;                                                        г) гомологичные.

3. Кто из учёных в основу своей классификации живых организмов положил принцип иерархичности, закрепил использование в науке бинарной номенклатуры для обозначения видов …

а) Ж. Б. Ламарк;                б) Ч. Дарвин;                        в) К. Линней;                        г) Ж. Кювье.

4. Организмы, способные жить в широком диапазоне изменчивости величины фактора, называются:

а) стенобионты;                б) эврибионты;                в) реликтами;                г) доминанты.

5. Упрощение внутреннего и внешнего строения организмов называют …

а) регенерацией;                                                        б) ароморфозом;

в) идиоадаптацией;                                                г) общей дегенерацией.

6. Форма естественного отбора, которая способствует сдвигу среднего значения признака или свойства и приводит к появлению новой средней нормы вместо старой, переставшей соответствовать новым условиям называется …

а) половой отбор;                        б) стабилизирующий отбор;                        в) движущий отбор.

7. Процесс, расхождения признаков в пределах популяции, вида, возникающие под действием изменчивости, закрепленные наследственно и сохраненные естественным отбором, в результате приспособления особей к различным условиям существования, называется …

а) конвергенция;                                                        б) дивергенция;

в) параллелизм;                                                        г) градация.

8. Какие из перечисленных ниже органов относятся к аналогичным:

а) клубень картофеля и корневище ландыша;

б) роющие конечности крота и медведки;

в) колючки кактуса и иглы барбариса;

г) крыло птицы, конечность волка, ласты тюленя.

9. Совокупность особей, обладающих наследственными сходствами морфологических, физиологических и биохимических особенностей, свободно скрещивающихся и дающих плодовитое потомство, приспособленных к определенным условиям жизни и занимающих в природе определенную область – ареал, называют …

а) популяцией;                                                        б) группой особей;

в) видом;                                                                г) родом.

10. Совокупность многообразных и сложных взаимоотношений, существующих между организмами и условиями среды, называются …

а) конкуренцией;                                                        б) борьбой за существование;

в) естественным отбором;                                        г) экологическими.

11. Вид, который находится в состоянии биологического прогресса, характеризуется:

а) повышение уровня организации;                                б) снижение уровня организации;

в) расширением ареала, увеличением численности, большим количеством подчиненных систематических групп;

г) снижением численности и сокращением ареала.

12. Убедиться в относительном характере приспособлений можно, если:

а) наблюдать за зелеными кузнечиками в зеленой траве;

б) переселить зеленых кузнечиков в желтую, выгоревшую траву;

в) наблюдать за жуком-плавунцом в водоеме;

г) наблюдать за серыми кузнечиками в выгоревшей траве.

13. Организмы, в клетках которых имеется оформленное ядро, называются …

а) эукариоты;                б) простейшие;        в) прокариоты;        г) доядерные организмы.

14. Длинный язык, сильные ноги с когтями и узкая морда у муравьеда – это результат:

а) ароморфоза;                б) идиоадаптация;                в) дегенерация;        г) конвергенция.

15. Ароморфозом является из перечисленных ниже эволюционных событий:

а) растения-паразиты не имеют в листьях хлорофилла;

б) двойное оплодотворение у цветковых растений;

в) плоская форма тела у скатов и камбалы;

г) переход к сидячему образу жизни и пассивному питанию.

16. Эволюцией называется:

а) индивидуальное развитие организмов;

б) историческое направленное необратимое развитие органического мира;

в) изменения в жизни растений и животных;                г) изменение особей в течение жизни.

17. Основным результатом эволюции по Ч.Дарвину являются:

а) совершенствование приспособленности организмов к среде обитания;

б) многообразие видов;

в) постепенное усложнение и повышение организации живых существ;

г) а+б+в.

18. Процесс образования из видов новых родов, из родов – новых семейств, а, в общем эволюция крупных систематических групп называется:

а) микроэволюция;                                        б) макроэволюция.

19. Не является примером действия естественного отбора:

а) устойчивость бактерий к антибиотикам;

б) невосприимчивость мух к ядохимикатам;

в) изменение окраски насекомых в результате загрязнения окружающей среды человеком;

г) родословная французского бульдога.

20. Образование новых видов в природе происходит в результате:

а) методического отбора;                                б) искусственного отбора;

в) деятельности человека;                        г) взаимодействия движущих сил эволюции.

21. К гомологичным органам относятся:

а) усики у гороха и усики у винограда;

б) рука человека и ласт моржа;

в) крыло летучей мыши и крыло мухи;

г) глаз осьминога и глаз лошади.

22. Элементарной единицей эволюции с позиции синтетической теории эволюции (современный дарвинизм) является:

а) вид;                б) подвид;                в) популяция;                        г) отдельные особи.



Предварительный просмотр:

Тест по биологии по теме «Эволюционное учение»

Вариант № 1.

Задание включает 30 тестовых заданий, к каждому из которых предложено несколько вариантов ответов. Вам необходимо выбрать ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным.

1. Недоразвитые органы, в ходе эволюции утратившие функции, но оставшиеся у организма называются …

а) атавистические;                б) рудиментарные;                в) аналогичные;                        г) гомологичные.

2. Что представляет собой сорт или порода?

а) искусственную популяцию;                б) естественную популяцию;                в) вид;                г) род.

3. Способность живых организмов передавать свои признаки, свойства и особенности развития из поколения в поколение, называется …

а) изменчивость;                б) репродукция;                в) наследственность

4. Элементарной единицей эволюции с позиции синтетической теории эволюции (современный дарвинизм) является:        а) вид;                б) подвид;        в) популяция;                г) отдельные особи.

5. Кто из учёных в основу своей классификации живых организмов положил принцип иерархичности, закрепил использование в науке бинарной номенклатуры для обозначения видов:

а) Ж. Б. Ламарк;                б) Ч. Дарвин;                в) К. Линней;                г) Ж. Кювье.

6. Примеры реликтовых форм:

а) гаттерия, латимерия;        б) археоптерикс, динозавры;        в) гинго, лиственница;        г) опоссум, коала.

7. Упрощение внутреннего и внешнего строения организмов называют:

а) регенерацией;         б) ароморфозом;         в) идиоадаптацией;         г) общей дегенерацией.

8. Форма естественного отбора, которая способствует сдвигу среднего значения признака или свойства и приводит к появлению новой средней нормы вместо старой, переставшей соответствовать новым условиям называется …

а) половой отбор;                б) стабилизирующий отбор;                        в) движущий отбор.

9. Происходит ли эволюция хищных животных, которые живут в настоящее время:

а) происходит эволюция всех видов;         б) происходит только эволюция видов, ведущих древесный образ жизни;

в) происходит эволюция мелких хищников;         г) ни один из ныне живущих видов хищников не эволюционируют.

10. Длинный язык, сильные ноги с когтями и узкая морда у муравьеда – это результат:

а) ароморфоза;                б) идиоадаптация;        в) дегенерация;                г) конвергенция.

11. В состоянии биологического прогресса находится вид:

а) розовая чайка;        б) бархатный кот;        в) чёрный журавль;        г) саранча.

12. Процесс, расхождения признаков в пределах популяции, вида, возникающие под действием изменчивости, закрепленные наследственно и сохраненные естественным отбором, в результате приспособления особей к различным условиям существования:

а) конвергенция;                б) дивергенция;                в) параллелизм;                г) градация.

13. Примером покровительственной окраски служит:

а) окраска оперения выпи;        б) окраска осы;        в) окраска оперения фламинго;        г) окраска божьей коровки.

14. Какие из перечисленных ниже органов относятся к аналогичным:

а) крылья птиц, летучих мышей и насекомых;                б) роющие конечности крота и медведки;        

в) усики винограда и усики гороха;                        г) а+б;

д) крыло птицы, конечность волка, ласты тюленя;                е) а+б+в;        ж) а+б+в+д.

15. Ароморфозом является из перечисленных ниже эволюционных событий:

а) растения-паразиты не имеют в листьях хлорофилла;

б) двойное оплодотворение у цветковых растений;

в) плоская форма тела у скатов и камбалы;

г) переход к сидячему образу жизни и пассивному питанию.

16. Усложнение организации, которая сохраняется при дальнейшей эволюции и приводит к возникновению новых крупных систематических групп, называется …

а) идиоадаптация;                б) ароморфоз;                в) конвергенция;                        г) дивергенция.

17. Основным результатом эволюции по Ч.Дарвину являются:

а) совершенствование приспособленности организмов к среде обитания;        б) многообразие видов;

в) постепенное усложнение и повышение организации живых существ;                г) а+б+в.

18. Вид, который находится в состоянии биологического регресса, характеризуется:

а) повышением уровня организации;                б) снижением уровня организации;

в) расширением ареала, увеличением численности, большое количество подчиненных систематических групп;

г) уменьшением численности, сокращением ареала, снижением числа систематических групп более низкого ранга.

19. Эволюцией называется:

а) индивидуальное развитие организмов;        б) историческое направленное необратимое развитие органического мира;

в) изменения в жизни растений и животных;                г) изменение особей в течение жизни.

20. Не является примером действия естественного отбора:

а) устойчивость бактерий к антибиотикам;        б) невосприимчивость мух к ядохимикатам;

в) изменение окраски насекомых в результате загрязнения окружающей среды человеком;

г) родословная французского бульдога.

21. В состоянии биологического регресса находится вид:

а) крыса серая;                б) коала;                в) колорадский жук;                г) таракан.

22. Половой отбор это:

а) естественный отбор, происходящий между особями одного пола в период размножения;

б) естественный отбор, обусловленный конкуренцией особей разного пола одного вида за пищу;

в) форма искусственного отбора, направленная на уничтожение особей мужского пола.

23. Физиологический критерий вида проявляется в том, что у всех особей:

а) наблюдается сходство всех процессов жизнедеятельности;        б) определенный набор и форма хромосом;

в) наблюдается сходство химического состава;                г) имеется сходство внешнего и внутреннего строения.

24. Наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор проявляются в популяции, поэтому ее считают:

а) компонентом биосферы;  б) единицей экосистемы;  в) структурной единицей вида;  г) единицей эволюции.

25. Результат борьбы за существование, выражающийся в преимущественном выживании и оставлении потомства наиболее приспособленными особями каждого вида и гибели менее приспособленных, называется …

а) половой отбор;                б) искусственный отбор;                в) естественный отбор.

26. Образование новых видов в природе происходит в результате:

а) методического отбора;                б) искусственного отбора;

в) деятельности человека;        г) взаимодействия движущих сил эволюции.

27. Главная причина биологического регресса многих видов в настоящее время –  …

а) изменение климата;                б) хозяйственная деятельность человека;

в) изменение рельефа;                г) увеличение численности хищников.

28. Укажите неверное утверждение: «Ароморфоз ведет к …»

а) общему подъему организации;                                б) повышению интенсивности жизнедеятельности;

в) формированию приспособлений широкого значения;        г) формированию частных приспособлений.

29. Из перечисленных животных не способны эволюционировать:

а) крысы, живущие в городских канализациях;        б) тараканы, живущие в домах;

в) одичавшие собаки;                                г) породистые собаки, содержащиеся в питомниках.

30. Совокупность особей, обладающих наследственными сходствами морфологических, физиологических и биохимических особенностей, свободно скрещивающихся и дающих плодовитое потомство, приспособленных к определенным условиям жизни и занимающих в природе определенную область – ареал называют:         а) популяцией;                б) группой особей;                в) видом;                г) родом.

Задание №2.

Вариант № 1.                        Вариант № 2.                        Вариант № 3.

№ теста

ответ

№ теста

ответ

№ теста

ответ