Для будущих первоклассников

Майорова Наталья Юрьевна

Предварительный просмотр:

Какие знания должны быть сформированы у будущего первоклассника?

В области развития речи и готовности к овладению грамотой будущему первокласснику необходимо:
   • уметь чётко произносить все звуки речи;
   • уметь интонационно выделять звук в словах;
   • уметь выделять заданный звук в потоке речи;
   • уметь определять место звука в слове ( в начале, в середине, в конце);
   • уметь произносить слова по слогам;
   • уметь составлять предложения из 3-5 слов;
   • уметь называть в предложении только 2-е слово, только 3-е слово, только 4-е слово и т.д.;
   • уметь использовать обобщающие понятия (медведь, лиса, волк – это животные);
   • уметь составлять рассказ по картинке (например, «В зоопарке», «На детской площадке», «За грибами», «Отдых на море» и т. д.)
   • уметь составлять несколько предложений о предмете;
   • различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, басня);
   • уметь наизусть читать любимые стихотворения;
   • уметь последовательно передавать содержание сказки.

К началу обучения в школе у ребёнка должны быть развиты элементы математического представления:
   • знать цифры от 0 до 9;
   • уметь считать до 10 и обратно, от 6 до 10, от 7 до 2 и т. д;
   • уметь называть предыдущее и последующее число относительно любого числа в пределах первого десятка;
   • знать знаки +, - , =, <, >;
   • уметь сравнивать числа первого десятка (например, 7<8, 5>4, 6=6)
   • уметь соотносить цифру и число предметов;
   • уметь сравнивать две группы предметов;
   • уметь составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
   • уметь сравнивать предметы по цвету. Форме, размеру;
   • знать названия фигур: треугольник, квадрат, круг;
   • уметь оперировать понятиями: «налево», «направо», «вверх», «вниз», «раньше», «позже», «перед», «за», «между» и т. д.;
   • уметь группировать по определённому признаку предложенные предметы.

В области представлений об окружающем мире будущему первокласснику необходимо:
   • уметь различать по внешнему виду растения, распространённые в нашей местности (например, ель, сосна, берёза, дуб, подсолнух, ромашка) и называть их отличительные признаки;
   • уметь различать диких и домашних животных ( медведь, белка, корова, заяц, коза);
   • уметь различать по внешнему виду птиц (например, дятел, воробей, сорока);
   • иметь представление о сезонных признаках природы (например, осень – жёлтые и красные листья на деревьях, увядающая трава, сбор урожая…);
   • знать названия 1-3 комнатных растений;
   • знать названия 12 месяцев года;
   • знать названия всех дней недели.

Кроме того, ребёнок, поступающий в первый класс, должен знать:
   • в какой стране он живёт, в каком городе, на какой улице, в каком доме;
   • полные имена членов своей семьи, иметь общие понятия о различных видах их деятельности;
   • знать правила поведения в общественных местах и на улице.



Предварительный просмотр:

Десять заповедей для мам и пап будущих первоклассников

1. Начинайте «забывать» о том, что ваш ребенок маленький.

     Дайте ему посильную работу в доме, определите круг обязанностей. Сделайте это мягко: «Какой ты у нас большой, мы уже можем доверить тебе помыть посуду, вынести ведро» и т.д.

2. Определите общие интересы.

     Это могут быть как познавательные (любимые мультфильмы, сказки, игры), так и жизненные интересы (обсуждение семейных проблем). Участвуйте в любых занятиях ваших детей, проводите с ними свободное время не «рядом», а «вместе». Для этого достаточно посмотреть вместе фильм, поиграть в «солдатики», построить крепость из снега, поговорить на волнующие ребенка темы. Не отказывайте детям в общении, дефицит общения - один из самых главных пороков семейной педагогики. 

3. Приобщайте ребенка к экономическим проблемам семьи.

     Постепенно приучайте его сравнивать цены, ориентироваться в семейном бюджете (например, давайте ему деньги на мороженое, сравнив при этом денег в семье, приглашайте за покупками в магазин) 

4. Не ругайте, а тем более не оскорбляйте ребенка, особенно в присутствии посторонних.

      Уважайте чувства и мнение ребенка. 

5. Научите ребенка делиться своими проблемами.

     Обсуждайте с ним конфликтные ситуации, возникшие в общении ребенка со сверстниками или взрослыми. Искренне интересуйтесь его мнением, только так вы сможете сформировать у него правильную жизненную позицию.

6. Чаще разговаривайте с ребенком.

     Развитие речи - залог хорошей учебы. Были в театре (цирке, кино) - пусть расскажет, что ему больше всего понравилось. Слушайте внимательно, задавайте вопросы, чтобы ребенок чувствовал, что вам это действительно интересно. Вместе с ним придумайте самые разные фантастические истории - о предметах, вещах, явлениях природы. Ваш ребенок должен быть фантазером.

7. Отвечайте на каждый вопрос ребенка.

     Только в этом случае его познавательный интерес никогда не иссякнет. В то же время прибегайте чаще к справочной литературе, приучайте детей пользоваться самостоятельно справочниками и энциклопедиями, а не ждать всегда вашего ответа.

8. Постарайтесь хоть иногда смотреть на мир глазами вашего ребенка.

     Видеть мир глазами другого - основа взаимопонимания. А это означает - считаться с индивидуальностью ребенка, знать, что все люди разные и имеют право быть такими.

9. Чаще хвалите, восхищайтесь вашим ребенком.

     На жалобы о том, что что-то не получается, отвечайте: «Получится обязательно, только нужно еще несколько раз попробовать». Формируйте высокий уровень притязаний. И сами верьте, что ваш ребенок может все, нужно только чуть-чуть ему помочь. Хвалите словом, улыбкой, лаской и нежностью, а не отделывайтесь такого рода поощрениями, как покупка новой игрушки или сладостей.

10. Не стройте ваши взаимоотношения с ребенком на запретах.

     Согласитесь, что они не всегда разумны. Всегда объясняйте причины, обоснованность ваших требований, если возможно, предложите альтернативный вариант. Уважение!



Предварительный просмотр:

                      НАВЫКИ ПЕРВОКЛАССНИКА


К моменту поступления в школу, дети должны уметь самостоятельно:
мыть руки с мылом после игр (особенно с животными), после прогулок и посещения туалета, перед едой;
умываться утром после сна и утренней гимнастики, вечером перед сном;
причёсываться (своей расчёской);
мыть ноги перед сном тёплой водой;
утром и вечером чистить зубы;
при приёме пищи: сидеть правильно (прямо, не класть локти на стол, не болтать ногами), не разговаривать, пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом) и салфеткой, тщательно пережёвывать пищу;
пользоваться носовым платком;
быстро одеться, раздеться, убрать постель;
содержать в чистоте и порядке игрушки и книги;
содержать в чистоте и порядке одежду и обувь ;
при входе в помещение вытирать обувь;
переодеваться в домашнюю одежду и обувь;
при необходимости своевременно обращаться за медицинской помощью.



Предварительный просмотр:

Универсальные учебные действия в начальной школе

Основные блоки универсальных учебных действий

Основные виды универсальных учебных действий

Основные виды универсальных учебных действий обеспечивают:

Результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать

Требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:

  1. Личностные

1.1. Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение.

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей  многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.

1.2. Смыслообразование

Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? – и уметь на него отвечать.

1.3. Нравственно – этическая ориентация.

Оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

  1. Метапредметные

2.1. Регулятивные

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё не известно.

Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий.

Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик.

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата.

Оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

Саморегуляция – как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.

  1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
  2.  освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  3.  формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  4.  формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  5.  освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  6.   использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  7.  активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
  8.   использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки,  готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
  9.  овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
  10. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  11. готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  12.  определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  13. готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
  14. овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
  15. овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.

2.2. Познавательные:

Общеучебные универсальные действия: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

структурирование знаний;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально – делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта ( пространственно – графическая или знаково – символическая);

преоразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия: анализ объектов с целью выявления признаков (существенных, несущественных);

синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

подведение под понятие, выведение следствий;

установление причинно – следственных связей;

построение логической цепи рассуждений;

доказательство;

выдвижение гипотез и их обобснование.

Постановка и решение проблемы - формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

2.3. Коммуникативные:

Социальная компетентность.

Умение слушать и вступать в диалог.

Участие в коллективном обсуждении проблем.

Интегрироваться в группы, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество.

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия.

Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Решение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и  оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация.

Управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка его действий.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

  1. Предметные

ЗУНы по предметам (русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир и т.д.)

Включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области  деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.



Предварительный просмотр:

РОДИТЕЛЯМ ПЕРВОКЛАССНИКОВ



Поступление в школу - переломный момент в жизни каждого ребенка. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений: теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, заниматься на уроке тем, что определено школьной программой, прилежно выполнять домашние задания, добиваться хороших результатов в учебной работе и т.д.

В этот же период жизни, в 6-7 лет, меняется и весь психологический облик ребенка, преобразуется его личность, познавательные и умственные возможности, сфера эмоций и переживаний, круг общения.

Свое новое положение ребенок не всегда хорошо осознает, но обязательно чувствует и переживает его: он гордится тем, что стал взрослым, ему приятно его новое положение. Переживание ребенком своего нового социального статуса связано с появлением "внутренней позиции школьника".

Наличие "внутренней позиции школьника" имеет для первоклассника большое значение. Именно она помогает маленькому ученику преодолевать превратности школьной жизни, выполнять новые обязанности. Это особенно важно на первых этапах школьного обучения, когда осваиваемый ребенком учебный материал объективно однообразен и не слишком интересен.

Многие из сегодняшних первоклассников являются весьма искушенными в учебных занятиях еще до прихода в школу. Усиленная подготовка к школе, посещение дошкольных лицеев, гимназий и т.д. зачастую приводит к тому, что поступление в школу утрачивает для ребенка элемент новизны, мешает ему пережить значимость этого события.

В поддержании у первоклассника "внутренней позиции школьника" неоценимая роль принадлежит родителям. Их серьезное отношение к школьной жизни ребенка, внимание к его успехам и неудачам, терпение, обязательное поощрение стараний и усилий, эмоциональная поддержка помогают первокласснику почувствовать значимость своей деятельности, способствуют повышению самооценки ребенка, его уверенности в себе.



НОВЫЕ ПРАВИЛА

Многочисленные "можно", "нельзя", "надо", "положено", "правильно", "неправильно" лавиной обрушиваются на первоклассника. Эти правила связаны как с организацией самой школьной жизни, так и с включением ребенка в новую для него учебную деятельность.

Нормы и правила порой идут вразрез с непосредственными желаниями и побуждениями ребенка. К этим нормам нужно адаптироваться. Большинство учащихся первых классов достаточно успешно справляются с этой задачей.

Тем не менее начало школьного обучения является для каждого ребенка сильным стрессом. Все дети, наряду с переполняющими их чувствами радости, восторга или удивления по поводу всего происходящего в школе, испытывают тревогу, растерянность, напряжение. У первоклассников в первые дни (недели) посещения школы снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, повышаться температура, обостряться хронические заболевания. Дети, казалось бы, без повода капризничают, раздражаются, плачут.

Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к ее основным требованиям, существует у всех первоклассников. Только у одних он длится один месяц, у других - одну четверть, у третьих - растягивается на весь первый учебный год. Многое зависит здесь от индивидуальных особенностей самого ребенка, от имеющихся у него предпосылок овладения учебной деятельностью.



ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ЗРЕЛОСТЬ

Включение в новую социальную среду, начало освоения учебной деятельности требуют от ребенка качественно нового уровня развития и организации всех психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления), более высокой способности к управлению своим поведением.

Однако возможности первоклассников в этом плане пока еще достаточно ограниченны. Это во многом связано с особенностями психофизиологического развития детей 6-7 лет.

По данным физиологов, к 7 годам кора больших полушарий является уже в значительной степени зрелой (что и обеспечивает возможность перехода к систематическому обучению). Однако наиболее важные, специфически человеческие отделы головного мозга, отвечающие за программирование, регуляцию и контроль сложных форм психической деятельности. У детей этого возраста еще не завершили своего формирования (развитие лобных отделов мозга заканчивается лишь к 12-14 годам, а по некоторым данным - лишь к 21 году), вследствие чего регулирующее и тормозящее влияние коры оказывается недостаточным.

Несовершенство регулирующей функции коры проявляется в свойственных детям особенностях эмоциональной сферы и организации деятельности. Первоклассники легко отвлекаются, неспособны к длительному сосредоточению, обладают низкой работоспособностью и быстро утомляются, возбудимы, эмоциональны, впечатлительны.

Моторные навыки, мелкие движения рук еще очень несовершенны, что вызывает естественные трудности при овладении письмом, работе с бумагой и ножницами и пр.

Внимание учащихся 1-х классов еще слабо организовано, имеет небольшой объем, плохо распределяемо, неустойчиво.

У первоклассников (как и у дошкольников) хорошо развита непроизвольная память, фиксирующая яркие, эмоционально насыщенные для ребенка сведения и события его жизни. Произвольная память, опирающаяся на применение специальных приемов и средств запоминания, в том числе приемов логической и смысловой обработки материала, для первоклассников пока еще не характерна в силу слабости развития самих мыслительных операций.

Мышление первоклассников преимущественно наглядно-образное. Это значит, что для совершения мыслительных операций сравнения, обобщения, анализа, логического вывода детям необходимо опираться на наглядный материал. Действия "в уме" даются первоклассникам пока еще с трудом по причине недостаточно сформированного внутреннего плана действий.

Поведение первоклассников (в силу указанных выше возрастных ограничений в развитии произвольности, регуляции действий) также нередко отличается неорганизованностью, несобранностью, недисциплинированностью.

Став школьником и приступив к овладению премудростями учебной деятельности, ребенок лишь постепенно учится управлять собой, строить свою деятельность в соответствии с поставленными целями и намерениями.

Родители и учителя должны понимать, что поступление ребенка в школу само по себе еще не обеспечивает появления этих важных качеств. Они нуждаются в специальном развитии. И здесь необходимо избегать довольно распространенного противоречия: с порога школы от ребенка требуют того, что только еще должно быть сформировано.

Первоклассники, уже перешагнувшие семилетний рубеж, являются более зрелыми в плане психофизиологического, психического и социального развития, чем шестилетние школьники. Поэтому семилетние дети, при прочих равных условиях, как правило, легче включаются в учебную деятельность и быстрее осваивают требования массовой школы.

Первый год обучения определяет порой всю последующую школьную жизнь ребенка. Многое на этом пути зависит от родителей первоклассника.

Как оказать ребенку помощь в адаптации к школе.

Самое важное и необходимое для ребенка любого возраста, а для первоклассника особенно - это правильный режим дня. Большинство родителей знают это, но на практике довольно трудно убедить, что многие трудности обучения, ухудшение здоровья связаны именно с нарушениями режима. Очень важно иметь расписание дня, составленное вместе с ребенком, и ГЛАВНОЕ - его соблюдать. Нельзя требовать от ребенка организованности и самоконтроля, если сами родители не в состоянии соблюдать ими же установленные правила.



Пробуждение

Не нужно будить ребенка, он может испытывать чувство неприязни к матери, которая вечно тормошит его, стаскивая одеяло. Гораздо лучше научить его пользоваться будильником, пусть это будет его личный будильник.

Если ребенок встает с трудом, не нужно дразнить его "лежебокой", не вступать в спор по поводу "последних минуток". Можно решить вопрос по-другому: поставить стрелку на пять минут раньше: " Да, я понимаю, вставать сегодня почему-то не хочется. Полежи еще пять минут". Можно включить погромче радио.

Когда ребенка утром торопят, то часто он делает все еще медленнее. Это его естественная реакция, его мощное оружие в борьбе с распорядком, который его не устраивает.

Не надо лишний раз торопить, лучше сказать точное время и указать, когда он должен закончить то, что делает: " Через 10 минут тебе надо выходить в школу". "Уже 7 часов, через 30 минут садимся за стол".

...Итак, ребенок встал (за час-полтора до выхода в школу), сделал утреннюю зарядку, позавтракал (завтрак обязательно должен быть горячим, и не стоит надеяться, что ребенок поест в школе...).



Выход в школу

Если ребенок забыл положить в сумку учебник, завтрак, очки; лучше протянуть их молча, чем пускаться в напряженное рассуждение о его забывчивости и безответственности.

"Вот твои очки" - лучше, чем "Неужели я доживу до того времени, когда ты научишься сам класть очки".

Не ругать и не читать нотаций перед школой. На прощание лучше сказать: "Пусть все сегодня будет хорошо", чем "Смотри, веди себя хорошо, не балуйся". Ребенку приятнее услышать доверительную фразу: "Увидимся в два часа", чем "После школы нигде не шляйся, сразу домой".



Возвращение из школы

Не задавать вопросы, на которые дети дают привычные ответы.

- Как дела в школе?

- Нормально.

- А что сегодня делали?

- А ничего.



Вспомните себя, как порой раздражал этот вопрос, особенно когда оценки не соответствовали ожиданию со стороны родителей ("им нужны мои оценки, а не я"). Понаблюдайте за ребенком, какие эмоции "написаны" у него на лице. ("День был трудный? Ты, наверное, еле дождался конца. Ты рад, что пришел домой?").

Пришел из школы. Помните - на спаде работоспособности! Вот почему абсолютно необходимо ему сначала пообедать, отдохнуть - и ни в коем случае не садиться сразу же за уроки (а так, к сожалению, бывает часто). Отдохнуть надо бы не лежа, не у телевизора или видеомагнитофона, а на воздухе, в активных играх, в движении.

Гигиенисты считают: нормальное время прогулки для школьников младших классов - не меньше 3-3,5 часа.

А еще нередки случаи, когда родители лишают детей прогулки - в наказание за плохие оценки, плохое поведение и т. п. Худшего не придумаешь! Наказали не проступок, а самого ребенка, его завтрашнее настроение в школе!

Для детей ослабленных, часто болеющих, со слабой нервной системой лучшим отдыхом будет полуторачасовой дневной сон в хорошо проветренной комнате. Сон способствует еще и разгрузке опорно-двигательного аппарата и служит хорошей профилактикой нарушений осанки. Но это именно для детей ослабленных - есть и много таких, для кого лучшим отдыхом будет движение.

Лучшее время для приготовления уроков - 15-16 часов. Через каждые 25-30 минут - перерыв, физкультминутки под музыку (они восстанавливают работоспособность, отдаляют утомление). Начинать приготовление уроков нужно с менее сложных (помните о врабатывании!), затем переходить к самым трудным.

Больной вопрос - телевизор. Не стоит младшим школьникам сидеть у телевизора больше 40-45 минут в день! А детям возбудимым, ослабленным - лучше сократить и это время. Ни в коем случае не смотреть телевизор лежа.



Пора спать

Особенно важно для борьбы с утомлением соблюдение необходимой продолжительности ночного сна. Первокласснику необходимо спать 11,5 часа в сутки, включая 1,5 часа дневного сна. Чтобы сон был глубоким и спокойным, нужно соблюдать элементарные правила: перед сном не играть в шумные, "заводные" игры, не заниматься спортом, не смотреть страшные фильмы, не устраивать взбучку и т.д.

А это мало-помалу сказывается: ухудшаются память, внимание, работоспособность. Снижение работоспособности и повышенная утомляемость могут наблюдаться и при достаточном по времени, но беспокойном сне, частых пробуждениях, что нередко бывает, когда в комнате, где спит ребенок, включен телевизор, радио.

Дошкольников и младших школьников лучше укладывать спать самим родителям (мать и отец). Если перед сном доверительно поговорить с ним, внимательно выслушать, успокоить страхи, показать, что ты понимаешь ребенка, тогда он научится раскрывать душу и освободится от страхов, тревоги, спокойно заснет.



ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА

1) ни в коем случае не сравнивать его посредственные результаты с эталоном, то есть с требованиями школьной программы, достижениями других, более успешных, учеников. Лучше вообще никогда не сравнивать ребенка с другими детьми (вспомните свое детство).

2) Сравнивать ребенка можно только с ним самим и хвалить только за одно: улучшение его собственных результатов. Если во вчерашнем домашнем задании он сделал 3 ошибки, а в сегодняшнем - 2, это нужно отметить как реальный успех, который должен быть оценен искренне и без иронии родителями. Соблюдение правил безболезненного оценивания школьных успехов должно сочетаться с поисками такой деятельности, в которой ребенок может быть реализует себя и с поддержанием ценности этой деятельности. В чем бы ни был успешен ребенок, страдающий школьной неуспешностью, в спорте, домашних делах, в рисовании, конструировании и т.д., ему ни в коем случае нельзя ставить в вину неуспехи в других школьных делах. Напротив, следует подчеркнуть, что раз он что-то научился делать хорошо, то постепенно научится всему остальному.

Родители должны терпеливо ждать успехов, ибо на школьных делах чаще всего и происходит замыкание порочного круга тревожности. Школа должна очень долго оставаться сферой щадящего оценивания.

Болезненность школьной сферы должна быть снижена любыми средствами: снизить ценность школьных отметок, то есть показать ребенку, что его любят не за хорошую учебу, а любят, ценят, принимают вообще как собственное дитя, безусловно, не за что - то, а вопреки всему.



Как это можно сделать?

1. Не показывать ребенку свою озабоченность его школьными успехами.

2. Искренне интересоваться школьной жизнью ребенка и смещать фокус своего внимания с учебы на отношения ребенка с другими детьми, на подготовку и проведение школьных праздников, дежурства, экскурсий и т.п.

3. Подчеркивать, выделять в качестве чрезвычайно значимой ту сферу деятельности, где ребенок больше успешен, помогать тем самым обрести веру в себя.

1. Четкое распределение, регуляция родительского внимания к ребенку по формуле " уделять ребенку внимание не только когда он плохой, а когда он хороший и больше, когда он хороший". Здесь главное замечать ребенка, когда он незаметен, когда он не выкидывает фокусов, надеясь привлечь внимания.

Главная награда - это доброе, любящее, открытое, доверительное общение в те минуты, когда ребенок спокоен, уравновешен, что-либо делает. (Хвалите его деятельность, работу, а не самого ребенка, он все равно не поверит). Мне нравится твой рисунок. Мне приятно видеть, как ты занимаешься со своим конструктором и т.д.).

2. Ребенку надо найти сферу, где он мог бы реализовать свою демонстративность (кружки, танцы, спорт, рисование, изостудии и т.д.).

Никогда не отправляйте ребенка одновременно в первый класс и какую-то секцию или кружок. Само начало школьной жизни считается тяжелым стрессом для 6-7-летних детей. Если малыш не будет иметь возможности гулять, отдыхать, делать уроки без спешки, у него могут возникнуть проблемы со здоровьем, может начаться невроз. Поэтому, если занятия музыкой и спортом кажутся вам необходимой частью воспитания вашего ребенка, начните водить его туда за год до начала учебы или со второго класса.



УЧИТЕЛЬНИЦА

Учительница, даже самая строгая, даже не всегда справедливая, для ребенка, особенно в первое время,- "самая-самая", и ваше негативное отношение к ее требованиям только затруднит ребенку его собственное определение в статусе ученика. Критерии того, "что можно" и "что нельзя", чаще определяются учителем, поэтому не сердитесь, если в ответ на свое требование услышите: "А Софья Петровна сказала, что так нельзя". Софья Петровна - высший авторитет, перед которым меркнет даже родительский. Не огорчайтесь и запомните: парировать это замечание фразой: "Много знает твоя Софья Петровна..." или тому подобной - запрещенный прием. Если ваш малыш встанет ни свет, ни заря потому, что он сегодня дежурный, и говорит, что должен прийти раньше всех, отнеситесь к этому так же серьезно, как он. Если он попросил вас что-то подготовить к школе, а вы по какой-то причине не сделали этого, для вас не должна быть неожиданной бурная реакция и даже слезы. Вы же сами требуете серьезного отношения к школе, и ребенок не умеет разделить, что значимо, что нет, для него одинаково значимо все: чистая тетрадь и цветные карандаши, спортивная форма и цветок, который вы обещали принести в класс.

Более полувека назад известный педагог Я.Корчак писал: "Все современное воспитание направлено на то, чтобы ребенок был удобен, последовательно, шаг за шагом стремится усыпить все, что является волей и свободой ребенка, стойкостью его духа, силой его требований. Вежлив, послушен, хорош, удобен, а и мысли нет о том, что будет внутренне безволен и жизненно немощен".



Предварительный просмотр:

10 признаков функционального ранца

Использование ранцев ученических для переноски учебников, тетрадей, пеналов, письменных принадлежностей более целесообразно, чем портфелей. Переноска книг и ученических принадлежностей в ранце на спине способствует более равномерному распределению нагрузки и формированию правильной осанки.

При выборе ранца следует обращать внимание на следующие 10 признаков функционального ранца:

  • Вес ранца не должен превышать 700 г.
  • Конструкция ранца должна обеспечивать устойчивую его форму.
  • Спинка ранца должна быть  полужесткой и сохранять свою форму.
  • Рекомендуется использовать ранцы, спинка которых имеет специальные массажные профили.
  • Ширина плечевого ремня в верхнем отрезке на протяжении 400-450 мм должна быть не менее 35-40 мм; материал, из которого изготовлены плечевые ремни должен быть эластичным; при использовании жесткого материала рекомендуются специальные накладки.
  • Высота передней стенки ранца должна составлять 220-260 мм.
  • Ширина ранца не должна превышать 60-100 мм.
  • Длина ранца не должна превышать 300-360 мм.
  • Материал, из которого изготовлен ранец, должен быть прочным, с водоотталкивающими свойствами, удобным для чистки и ярким по цвету.
  • Материалы, из которых изготовлен ранец, должны иметь санитарно-эпидемиологическое заключение, подтверждающее их гигиеническую безопасность.

Примеры рекомендуемых образцов школьных ранцев



Предварительный просмотр:

ШКОЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ

Показатели низкого уровня

школьной зрелости ребенка

Проявления

1. Отклонения в соматическом и нервно-психическом здоровье

а) Наличие хронических соматических заболеваний уха, горла, носа; органов пищеварения; сердечнососудистой системы; дыхательных путей; нарушение опорно-двигательного аппарата.

  • Головные боли, головокружения;
  • плохой аппетит, тошнота;
  • беспричинный подъем температуры;
  • непереносимость резких звуков, жары, духоты, холода;
  • потливость, аллергические реакции;
  • недержание мочи, кала.

б) Наличие признаков детской нервности.

  • Высокая утомляемость ребенка;
  • пониженная активность;
  • тревожность, раздражительность;
  • чрезмерная невнимательность, неусидчивость, расторможенность или, напротив, заторможенность;
  • обидчивость, плаксивость, упрямство, драчливость;
  • нарушение сна;
  • страх темноты, одиночества.

в) Болезненность.

  • Частая заболеваемость (более четырех раз в год);
  • другие болезненные проявления.

2. Недостаточный уровень социальной и психолого-педагогической готовности к школе

а) Нежелание идти в школу, отсутствие учебной мотивации.

  • Нежелание идти в школу, отсутствие интереса к учебным занятиям;
  • предпочтение им игровых видов деятельности.

б) Недостаточная организованность и ответственность ребенка, неумение общаться, адекватно вести себя.

  • Нарушение принятых мер общения в основных его сферах: в общении со сверстниками и взрослыми;
  • Не получается нормального взаимодействия со сверстниками: ребенка постоянно обижают, он беззащитен, избегает ситуаций совместной деятельности, замкнут, чрезмерно застенчив;
  • или наоборот, сам является постоянным источником конфликтов, все делает наоборот и назло;
  • не способен к сотрудничеству, не понимает социальную позицию  взрослого, отношения с ним строятся по моделям общения со сверстниками или с родителями, близкими родственниками;
  • социальную позицию взрослого понимает, но избегает контактов с ним, застенчив, замкнут;
  • неорганизованность, безответственность;
  • ребенок не умеет вести себя в коллективе, соотносить свои действия с действиями других детей, легко забывает о поручениях, не переживает по поводу того, что не выполнил обещанного.

в) Низкая познавательная активность.

  • Низкий уровень или отсутствие любознательности, желания узнать как можно больше о том, что окружает, о чем слышал от взрослых, по радио, телевизору (ребенок мало задает вопросов, его ничего не интересует).

г) Ограниченность кругозора.

  • Бедность, отрывочность, бессистемность знаний и представлений об окружающем (о стране, городе, селе, в котором живет, о животных и растениях, временах года).

д) Низкий уровень развития речи.

  • Заметные затруднения в речевой деятельности (бедность языковых форм, ограниченность лексического запаса, наличие аграмматических фраз; ребенок почти не использует в своей речи предложения, произносит лишь отдельные слова, испытывает большие трудности при характеристике объекта, явления, при рассказе по картинке).

3. Несформированность психологических и психофизиологических предпосылок учебной деятельности:

а) Недостаточная сформированность интеллектуальных умений (умений смотреть и слушать, воспринимать и логически перерабатывать учебную информацию; анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи и закономерности, классифицировать).

  • Трудности при выполнении заданий, направленных на анализ, сравнение, выделение главного, установление причино-следственных связей и закономерностей, классификация;
  • ребенок самостоятельно не может дать адекватного названия прослушанному тексту или изображению, правильно ответить на вопросы, что изображено, о чем рассказывается;
  • передает содержание увиденного и услышанного с искажением существенных связей и зависимостей;
  • плохо разгадывает загадки, понимает смысл простых пословиц;
  • на низком уровне выполняет диагностические задания;
  • низкий уровень развития слуховой, зрительной памяти, механической памяти (при изучении иностранного языка).

б) Слабая произвольность деятельности, недоразвитие произвольного внимания.

  • Неумение сосредоточиться при выполнении учебных заданий;
  • удержать поставленную задачу;
  • довести решение до конца;
  • критически оценивать полученный результат;
  • самостоятельно найти и исправить ошибки.

в) Недостаточный уровень развития мелких мышц руки.

  • Трудности работы руками: карандашом, ножницами, пластилином, и как следствие этого, плохое качество рисунков, поделок ребенка.

г) Несформированность пространственной ориентации, зрительного восприятия.

  • Плохая ориентировка при восприятии наглядных изображений, схем;
  • трудности в определении пространственных взаимоотношений геометрических линий и фигур;
  • трудности в переносе зрительного образа, воспринятого на расстоянии.

д) Низкий уровень развития фонематического слуха.

  • Трудности в восприятии и воспроизведении прохлопанного ритма.



Предварительный просмотр:

Как выбрать школу

Итоги проверки развития ребенка и выделение факторов риска в развитии могут быть основанием для решения ряда вопросов (если обследование проводилось за несколько месяцев до школы):

  • стоит ли идти в школу в этом году;
  • какая школа в большей мере будет соответствовать возможностям ребенка;
  • какие трудности возможны в процессе обучения.

Попробуем ответить на эти вопросы, анализируя факторы риска в развитии детей.

Социальное развитие во многом определяет успешность и длительность социально-психологической адаптации ребенка в школе.

Несформированность навыков социального общения может затруднить адаптацию, но не станет препятствием, если учитель, зная эту особенность ребенка, учтет её, будет спокоен, доброжелателен и тактичен.

На первом этапе обучения (хотя бы первые полгода) не рекомендуется продленный день.

п/п

I. Социальное развитие

Баллы

1

Ребенок спокойно идет на контакт со сверстниками и взрослыми.

2

Общается со сверстниками, знает правила общения.

3

Управляет своим поведением, знает, что можно и чего нельзя, не агрессивен, не драчлив.

4

Умеет общаться с чужими взрослыми людьми, тактичен.

5

Хорошо адаптируется в новой обстановке (в гостях, в поездке и т.п.), не меняет своего поведения, не становится возбужденным.

6

Умеет различать (чувствует) отношение и настроение взрослых.

7

Не избегает общения.

Всего:

Организация деятельности, её особенности определяют эффективность работы ребенка в процессе учебных занятий, его способность выполнить все необходимые задания, возможность внимательно слушать учителя, усваивать новые знания и т.п. Несформированность организации деятельности встречается у детей 6-7 лет достаточно часто и способна серьезно осложнить процесс обучения.

Если у ребенка не сформированы все компоненты организации деятельности (сумма баллов ниже 14), возможно, это связано с неблагоприятным развитием нервной системы – неврозоподобными расстройствами (беспокойный сон, страхи, навязчивые движения, нарушения и темпа речи и т.п.).

Нельзя исключить влияние тяжелых и частых заболеваний.

Причиной может быть и неблагоприятная семейная обстановка (пьянство, конфликты в семье и т.п.).

При несформированности организации деятельности возможны комплексные трудности при обучении письму, чтению, математике. Такого ребенка часто считают не «неспособным», а не желающим учиться. В этих случаях часто упрекают: «Не старается». Действительно, такой ребенок может хорошо работать, но его внимание необходимо организовать, сложную инструкцию (задание) разбить на части и повторить несколько раз. Все действия при этом должны выполняться поэтапно.

Для таких детей не рекомендуется школа с интенсивной программой обучения, противопоказаны дополнительные нагрузки в первом классе.

Придется довольно много времени уделить приготовлению домашних заданий, так как многое из того, чему ребенка учили в классе, окажется незнакомым. Как правило, у таких детей снижены показатели памяти и внимания.

Предпочтительна индивидуальная работа.

п/п

II. Организация деятельности

Баллы

1

Воспринимает инструкцию (задание) и по ней выполняет действие в соответствии с поставленной целью и задачами; ему не нужно несколько раз повторять инструкцию.

2

Может планировать свою деятельность, не действует хаотично, методом проб и ошибок.

3

Выполняет задание до конца, умеет оценить качество своей работы.

4

Самостоятельно находит и исправляет ошибки в своей работе, не ждет конкретных указаний (сделай так, так и так).

5

Может сосредоточенно, не отвлекаясь, выполнить задание в течение 10-15 минут.

6

Не торопится, не суетится, не требует постоянного внимания взрослых.

7

При неудаче не сердится, принимает помощь взрослых, с подсказкой выполняет задание.

8

Не отказывается от заданий («Я это не могу»).

Всего:

Общее развитие ребенка – аспект подготовки, которому уделяется много внимания. Современные дети (за исключением тех, кто растет в неблагоприятных социальных условиях) много видят, слышат, им читают, с ними активно занимаются. Важно, чтобы ребенок не только имел определенный запас знаний, но и умел ими пользоваться – умел рассуждать, делать элементарные выводы, выделять общие и отличительные признаки предметов, явлений, событий. Ему следует чаще задавать вопросы типа: «А что, если…», «Как ты думаешь, почему…». Задания, предлагаемые в этом блоке, позволяют проверить, интеллектуальные способности ребенка, определяющие его общие развитие.

Высокий уровень общего развития порой бывает единственным критерием для выбора школы. Это может создать свои проблемы, особенно в тех случаях, когда выбирается «серьезная школа», с углубленным изучением предметов. Поэтому необходимо объективно оценить и другие стороны развития ребенка.

В тех случаях, когда общее развитие оценивается ниже 14 баллов (при наличии благоприятных условий жизни), необходима консультация специалиста – дефектолога. Возможно, у такого ребенка есть нарушения речевого развития. В тех случаях, когда с ребенком просто не занимались, он может не иметь хорошего запаса знаний, но способен рассуждать, анализировать, делать выводы, проблемы общего развития достаточно быстро компенсируются при обучении и внимательном отношении педагога.

п/п

III. Общее развитие

Баллы

1

Способен к систематизации и классификации (находит общие и отличительные признаки предметов, явлений, процессов).

2

Наблюдателен, анализирует простые причинно-следственные связи.

3

Активно воспринимает любую новую информацию, задает вопросы.

4

Понимает смысл и последовательность событий (на картинках, в простом рассказе, в быту).

5

Имеет элементарный запас сведений о себе, своей семье, быте, умеет ими пользоваться.

6

Имеет элементарный запас сведений об окружающем мире, умеет ими пользоваться.

7

Высказывает собственные элементарные суждения, делает простые логические выводы, может продолжить словесное рассуждение.

Всего:

Развитие внимания и памяти – необходимый компонент успешного обучения. Неустойчивое внимание, трудности переключения, или, наоборот, постоянное отвлечение, низкий объем и устойчивость памяти, трудности произвольного запоминания также могут осложнить процесс обучения. Однако достаточно часто это связано не с несформированностью внимания и памяти, а с состоянием ребенка (неудовлетворительным здоровьем, эмоциональным напряжением, утомлением), а нередко и с неадекватными жесткими требованиями родителей. Поэтому, оценивая внимание и память ребенка, следует учитывать, что необходима спокойная (лучше знакомая) обстановка. Неприемлема ситуация: «Я сейчас проверю, готов ли ты к школе…». Не стоит проводить оценку после болезни, нельзя устраивать соревнования для нескольких детей и т.п.

У детей с неустойчивым вниманием, низким объемом памяти возможны комплексные трудности в письме, чтении, математике. Они, как правило, становятся выраженными не в первом, а во втором классе.

У таких детей много «пробелов» в обучении, и лучшей тактикой работы с ними является постоянное повторение.

Программы интенсивного обучения и дополнительные нагрузки даже при очень высоком общем развитии могут быть сложны.

Предпочтительна индивидуальная работа.

п/п

IV. Развитие внимания и памяти

Баллы

1

Удерживает внимание в течение 10-15 минут, не отвлекается, даже если деятельность не очень интересна (или трудна).

2

Для концентрации внимания в течение 10-15 минут не требуется дополнительных инструкций, внешней организации.

3

Переключается с одного вида деятельности на другой, не отвлекается на внешние раздражители.

4

Может запомнить 10 не связанных между собой слов при 3-4-кратном повторении.

5

Произвольно запоминает 10-12 слов при подкреплении наглядными образами.

6

Может сгруппировать по смыслу слова и запомнить их.

7

После нескольких повторений запоминает стихотворение в 4-8 строк.

Всего:

Речевое развитие – ведущий компонент подготовки ребенка. Без определенного уровня развития речи обучение не просто затруднено, но практически невозможно. Однако несформированность речи встречается часто (почти у 60% первоклассников). Как правило, это – нарушение звукопроизношения, трудности звуко – буквенного анализа, бедный словарный запас, неумение вести диалог и составить связный рассказ по картинке.

При подобной несформированности речи (ниже 14 баллов) необходима консультация (возможно, и специальные занятия) с логопедом. Индивидуальные занятия с логопедом до школы и в процессе обучения в школе очень эффективны и могут предотвратить нарушения письма, чтения, которые характерны для таких детей.

Для детей с несформированностью речевого развития не рекомендуются программы интенсивного обучения и школы с углубленным изучением иностранных языков.

п/п

V. Речевое развитие

Баллы

1

Правильно произносит звуки родного языка.

2

Может выделить звук в начале, середине и конце слова.

3

Обладает словарным запасом, позволяющим выразить мысль, описать событие, задать вопрос и ответить на него.

4

Правильно использует предлоги, приставки, союзы, строит предложения.

5

Может самостоятельно рассказать сказку или составить рассказ по картинкам.

6

В речи нет незаконченных или не связанных между собой предложений.

7

Передает интонацией различные чувства, в речи нет нарушений темпа (запинок, растягиваний слов, пауз в середине слова и т.п.)

Всего:

Развитие движений и пространственная ориентация – важный показатель развития ребенка. Почти все движения, которым учат ребенка (или он учится сам), - произвольные, самые сложные по организации. К 6-7 годам должны быть сформированы элементарные двигательные действия (особенно бытовые). Однако формирование новых движений, особенно таких сложных, как письмо, может быть затруднено.

Несформированность (неловкость) моторных действий может быть основой трудностей обучения письму. Поэтому при определении готовности к школе важно иметь в виду не только развитие «больших» движений – бег, прыжки, спортивные движения, но и способность ребенка манипулировать мелкими предметами, умение правильно держать ручку и выполнять простые графические движения (рисовать вертикальные и горизонтальные линии, круг, квадрат, треугольник). При этом штрих должен быть четким, линии ровными, без разрывов, не должно быть сильного напряжения, дрожания руки.

Для детей с несформированностью этих движений необходима специальная подготовка к письму.

Особое внимание при обучении таких детей письму следует обратить на темп письма. Все задания дети должны выполнять в медленном темпе, получив четкую инструкцию.

Прописи с рабочей строкой 4 мм и программы интенсивного обучения не рекомендуются.

п/п

VI. Развитие движений и пространственная ориентация

Баллы

1

Уверенно действует в быту (ест вилкой, ложкой, расстегивает, застегивает пуговицы, чистит зубы, одевается, раздевается, шнурует ботинки).

2

Ходит, бегает, прыгает, катается на велосипеде, на лыжах, коньках, плавает, играет в теннис, прыгает через прыгалку и т.п.

3

В сохранении равновесия движения координированы и ловки.

4

Хорошо ориентируется в пространстве (способен выполнить движения руками, ногами, туловищем вперед, назад, вверх, вниз, направо, налево и т.д.).

5

Не испытывает затруднений при работе с конструктором, мозаикой, хорошо манипулирует мелкими деталями.

6

Стремится научиться лепить, выпиливать, вязать и т.д.

7

Не испытывает затруднений при рисовании, выполнении графических движений (умеет чертить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать круг, треугольник, квадрат)

Всего:

Дополнительный вопрос

Какой рукой ребенок работает более активно и ловко?

Зрительно-пространственное восприятие и зрительно-моторные координации – это те функции, которые можно с полным основанием считать школьнозначимыми. При недостаточной сформированности этих функций невозможно научить ребенка хорошо читать и правильно писать. Причем эти особенности развития ребенка могут быть не очень явными, заметными.

Трудности письма и чтения у таких детей выявляются с первых месяцев обучения. Необходимы специальная работа по комплексному развитию функций, фиксированное внимание к способу написания букв при обучении письму, медленный темп обучения, систематическая, но не длительная (10-15 минут) работа по формированию функций. В процессе обучения возможны оптические ошибки, зеркальное письмо. Темп чтения должен быть медленный, так как ребенок с трудом дифференцирует и различает близкие по конфигурации буквы, цифры.

Не рекомендуются программы интенсивного обучения, раннее (с 1 класса) изучение иностранного языка.

п/п

VII. Зрительно-пространственное восприятие

и зрительно-моторные координации

Баллы

1.

Дифференцирует различные фигуры, буквы, цифры, выделяя их характерные признаки.

2.

Классифицирует фигуры по форме, размерам, направлению штрихов и другим признакам.

3.

Различает расположение фигур и деталей в пространстве и на плоскости (над - под, на - за, перед - возле, сверху - снизу, справа - слева и т.п.).

4.

Срисовывает (копирует) простые геометрические фигуры, сочетания фигур, пересекающие линии, соблюдая размеры, соотношение и направление штрихов.

5.

Копирует буквы, цифры, соблюдая размерность и направление всех штрихов и элементов.

6.

Находит часть целой фигуры, конструирует фигуры из деталей по образцу (схеме).

7.

Дорисовывает элементы, детали, части фигур по образцу.

Всего:

Личностное развитие, так же как и развитие социальных навыков, определяет успешность психологической адаптации ребенка в школе. Однако недостаточная сформированность личностного развития может быть компенсирована условиями обучения, тактикой работы педагога и доброжелательным, понимающем отношением родителей. Для такого ребенка важно выбирать не столько школу, сколько педагога. Педагог жесткий, бескомпромиссный, у которого «все по струночке», не очень считающийся с ребенком, не щадящий его, способен создать ситуацию, при которой малыш просто не сможет учиться. Это совсем не означает, что нужно идти на поводу у ребенка. Но можно быть строгим, но не злым, требовательным и доброжелательным, можно постоянно указывать на ошибки, но лучше найти то, за что можно похвалить.

Личностное развитие – это результат взаимодействия ребенка и окружающих взрослых. Постарайтесь еще до школы сделать это взаимодействие более эффективным.

п/п

VIII. Личностное развитие

Баллы

1

Осознает, как вести себя со сверстниками и как со взрослыми.

2

Стремится установить и сохранить позитивные отношения со сверстниками и взрослыми в ходе общения.

3

Может заниматься, учиться, а не только играть. Может работать самостоятельно, не нуждаясь в присутствии взрослого.

4

Стремится к успеху в тех простых видах деятельности, которые выполняет, и способен достаточно объективно оценить результат.

5

Может дифференцировать, «что такое хорошо и что такое плохо», оценивать свои поступки, но сама оценка во многом зависит от мнения взрослых.

6

Проявляет активный познавательный интерес к новым видам деятельности, к миру взрослых и т.п.

7

Стремится к личным достижениям («Я уже знаю, умею…»), самоутверждению, признанию.

Всего:

Здоровье ребенка – главный фактор, определяющий успех и трудности обучения. К сожалению, сейчас почти 80% школьников имеют отклонения в состоянии психического и физического здоровья. Среди первоклассников почти 40% часто болеющих детей. Как правило, такие дети болеют раз в полтора-два месяца (по 7-10 дней), долго восстанавливаются после болезни, пропускают много занятий. Кроме того, у них низкая работоспособность, повышенная утомляемость. Для них характерны трудности с письмом, чтением, математикой. Однако в повседневной жизни больным считают лишь того, у кого температура, насморк, травма и т.п. Меньше всего и родители, и педагоги обращают внимание на нарушения психического здоровья (так называемые неврозоподобные расстройства), чаще всего расценивающиеся как нарушения поведения, с которыми ребенок «не хочет бороться», «не старается».

Дети с нарушениями психического здоровья могут быть чересчур активны, непоседливы или, наоборот, вялы, заторможены. Для них характерна резкая смена настроения, неусидчивость, они раздражительны, плохо спят. Нередки у таких детей страхи, навязчивые движения. Школьные проблемы у них комплексные (письмо, чтение, математика). Безусловно, таким детям необходима консультация врача – психоневролога. Им противопоказаны интенсивные программы обучения, дополнительные нагрузки.

Рекомендуется щадящий режим учебных занятий, с одним днем отдыха в течение недели (лучше в четверг), дневной сон, строгое соблюдение режима дня (сон, отдых, прогулки, время на выполнение домашних заданий – до 1 часа и т.п.).

п/п

IX. Здоровье (от года до 5 лет)

Баллы

1

Отсутствие частых простудных заболеваний (3-4 раза в год).

2

Отсутствие тяжелых и хронических заболеваний.

3

Спокоен (не криклив), усидчив, не раздражителен.

4

Хорошо засыпает и спокойно спит (не вскрикивает, не вертится, нет ночного недержания мочи).

5

Отсутствие страхов (темноты, одиночества и т.п.).

6

Отсутствие навязчивых движений (непроизвольные подергивания мышц лица, шеи, моргание, обкусывание ногтей и т.п.).

7

Отсутствие выраженных задержек в развитии (речевом и моторном).

Всего:

Определение ведущей руки – дополнительное обследование, позволяющее определить ведущую руку. Считаем необходимым напомнить, что леворукость сама по себе не является фактором риска, если у ребенка нет других несформированных показателей развития.

Леворукому ребенку не нужна специальная программа обучения или специальная школа. В том случае, если у леворукого ребенка есть несформированность каких – либо функций, отклонения в состоянии здоровья, ему можно рекомендовать то же, что рекомендуется подобным праворуким детям.

п/п

X. Определение ведущей руки

Ведущая рука

правая

левая

обе

1

Рисование одинаковых рисунков (дом, человек, машина) правой и левой рукой.

2

Рисование карандашом 10 крестиков правой и левой рукой.

3

Раскладывание карточек, лото (в одной руке стопка, другой раскладываются карточки).

4

Составление цепочки из 10 металлических скрепок.

5

Развязывание 3-4 узелков, предварительно завязанных на шнурке.

6

Нанизывание на шнурок 5-10 пуговиц с разными отверстиями.

7

Бросание теннисного мяча в цель на полу или стене (повторить несколько раз).

8

Откручивание и закручивание крышек на 3-4 баночках, флаконах.

9

Выкладывание из счетных палочек (зубочисток) фигур.

10

Отвинчивание и завинчивание гайки из детского конструктора (металлического или пластмассового) гаечным ключом.

11

Складывание рисунка (мозаики, разрезных картинок и т.п.)

12

Складывание фигуры из кубиков.

13

Метание дротика (можно использовать игру «Дартс») в цель.

14

Переливание воды из одного флакона с узким горлом в другой.

15

Извлечение нескольких бусинок ложкой из банки с водой.

16

Застегивание и расстегивание пуговицы, застежки молнии.

17

Складывание мелких деталей (пуговиц, бусин) в длинный цилиндр.

18

Наматывание нитки на катушку или сматывание ниток в клубок.

19

Чистка обуви щеткой.

20

Наличие в семье леворуких родственников (родителей, братьев, сестер, бабушек, дедушек и т.д.)

ПРИЛОЖЕНИЕ

п/п

I. Социальное развитие

Баллы

1

Ребенок спокойно идет на контакт со сверстниками и взрослыми.

2

Общается со сверстниками, знает правила общения.

3

Управляет своим поведением, знает, что можно и чего нельзя, не агрессивен, не драчлив.

4

Умеет общаться с чужими взрослыми людьми, тактичен.

5

Хорошо адаптируется в новой обстановке (в гостях, в поездке и т.п.), не меняет своего поведения, не становится возбужденным.

6

Умеет различать (чувствует) отношение и настроение взрослых.

7

Не избегает общения.

Всего:

п/п

II. Организация деятельности

Баллы

1

Воспринимает инструкцию (задание) и по ней выполняет действие в соответствии с поставленной целью и задачами; ему не нужно несколько раз повторять инструкцию.

2

Может планировать свою деятельность, не действует хаотично, методом проб и ошибок.

3

Выполняет задание до конца, умеет оценить качество своей работы.

4

Самостоятельно находит и исправляет ошибки в своей работе, не ждет конкретных указаний (сделай так, так и так).

5

Может сосредоточенно, не отвлекаясь, выполнить задание в течение 10-15 минут.

6

Не торопится, не суетится, не требует постоянного внимания взрослых.

7

При неудаче не сердится, принимает помощь взрослых, с подсказкой выполняет задание.

8

Не отказывается от заданий («Я это не могу»).

Всего:

п/п

III. Общее развитие

Баллы

1

Способен к систематизации и классификации (находит общие и отличительные признаки предметов, явлений, процессов).

2

Наблюдателен, анализирует простые причинно-следственные связи.

3

Активно воспринимает любую новую информацию, задает вопросы.

4

Понимает смысл и последовательность событий (на картинках, в простом рассказе, в быту).

5

Имеет элементарный запас сведений о себе, своей семье, быте, умеет ими пользоваться.

6

Имеет элементарный запас сведений об окружающем мире, умеет ими пользоваться.

7

Высказывает собственные элементарные суждения, делает простые логические выводы, может продолжить словесное рассуждение.

Всего:

п/п

IV. Развитие внимания и памяти

Баллы

1

Удерживает внимание в течение 10-15 минут, не отвлекается, даже если деятельность не очень интересна (или трудна).

2

Для концентрации внимания в течение 10-15 минут не требуется дополнительных инструкций, внешней организации.

3

Переключается с одного вида деятельности на другой, не отвлекается на внешние раздражители.

4

Может запомнить 10 не связанных между собой слов при 3-4-кратном повторении.

5

Произвольно запоминает 10-12 слов при подкреплении наглядными образами.

6

Может сгруппировать по смыслу слова и запомнить их.

7

После нескольких повторений запоминает стихотворение в 4-8 строк.

Всего:

п/п

V. Речевое развитие

Баллы

1

Правильно произносит звуки родного языка.

2

Может выделить звук в начале, середине и конце слова.

3

Обладает словарным запасом, позволяющим выразить мысль, описать событие, задать вопрос и ответить на него.

4

Правильно использует предлоги, приставки, союзы, строит предложения.

5

Может самостоятельно рассказать сказку или составить рассказ по картинкам.

6

В речи нет незаконченных или не связанных между собой предложений.

7

Передает интонацией различные чувства, в речи нет нарушений темпа (запинок, растягиваний слов, пауз в середине слова и т.п.)

Всего:

п/п

VI. Развитие движений и пространственная ориентация

Баллы

1

Уверенно действует в быту (ест вилкой, ложкой, расстегивает, застегивает пуговицы, чистит зубы, одевается, раздевается, шнурует ботинки).

2

Ходит, бегает, прыгает, катается на велосипеде, на лыжах, коньках, плавает, играет в теннис, прыгает через прыгалку и т.п.

3

В сохранении равновесия движения координированы и ловки.

4

Хорошо ориентируется в пространстве (способен выполнить движения руками, ногами, туловищем вперед, назад, вверх, вниз, направо, налево и т.д.).

5

Не испытывает затруднений при работе с конструктором, мозаикой, хорошо манипулирует мелкими деталями.

6

Стремится научиться лепить, выпиливать, вязать и т.д.

7

Не испытывает затруднений при рисовании, выполнении графических движений (умеет чертить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать круг, треугольник, квадрат)

Всего:

Дополнительный вопрос

Какой рукой ребенок работает более активно и ловко?

п/п

VII. Зрительно-пространственное восприятие

и зрительно-моторные координации

Баллы

1.

Дифференцирует различные фигуры, буквы, цифры, выделяя их характерные признаки.

2.

Классифицирует фигуры по форме, размерам, направлению штрихов и другим признакам.

3.

Различает расположение фигур и деталей в пространстве и на плоскости (над - под, на - за, перед - возле, сверху - снизу, справа - слева и т.п.).

4.

Срисовывает (копирует) простые геометрические фигуры, сочетания фигур, пересекающие линии, соблюдая размеры, соотношение и направление штрихов.

5.

Копирует буквы, цифры, соблюдая размерность и направление всех штрихов и элементов.

6.

Находит часть целой фигуры, конструирует фигуры из деталей по образцу (схеме).

7.

Дорисовывает элементы, детали, части фигур по образцу.

Всего:

п/п

VIII. Личностное развитие

Баллы

1

Осознает, как вести себя со сверстниками и как со взрослыми.

2

Стремится установить и сохранить позитивные отношения со сверстниками и взрослыми в ходе общения.

3

Может заниматься, учиться, а не только играть. Может работать самостоятельно, не нуждаясь в присутствии взрослого.

4

Стремится к успеху в тех простых видах деятельности, которые выполняет, и способен достаточно объективно оценить результат.

5

Может дифференцировать, «что такое хорошо и что такое плохо», оценивать свои поступки, но сама оценка во многом зависит от мнения взрослых.

6

Проявляет активный познавательный интерес к новым видам деятельности, к миру взрослых и т.п.

7

Стремится к личным достижениям («Я уже знаю, умею…»), самоутверждению, признанию.

Всего:

п/п

IX. Здоровье (от года до 5 лет)

Баллы

1

Отсутствие частых простудных заболеваний (3-4 раза в год).

2

Отсутствие тяжелых и хронических заболеваний.

3

Спокоен (не криклив), усидчив, не раздражителен.

4

Хорошо засыпает и спокойно спит (не вскрикивает, не вертится, нет ночного недержания мочи).

5

Отсутствие страхов (темноты, одиночества и т.п.).

6

Отсутствие навязчивых движений (непроизвольные подергивания мышц лица, шеи, моргание, обкусывание ногтей и т.п.).

7

Отсутствие выраженных задержек в развитии (речевом и моторном).

Всего:

п/п

X. Определение ведущей руки

Ведущая рука

правая

левая

обе

1

Рисование одинаковых рисунков (дом, человек, машина) правой и левой рукой.

2

Рисование карандашом 10 крестиков правой и левой рукой.

3

Раскладывание карточек, лото (в одной руке стопка, другой раскладываются карточки).

4

Составление цепочки из 10 металлических скрепок.

5

Развязывание 3-4 узелков, предварительно завязанных на шнурке.

6

Нанизывание на шнурок 5-10 пуговиц с разными отверстиями.

7

Бросание теннисного мяча в цель на полу или стене (повторить несколько раз).

8

Откручивание и закручивание крышек на 3-4 баночках, флаконах.

9

Выкладывание из счетных палочек (зубочисток) фигур.

10

Отвинчивание и завинчивание гайки из детского конструктора (металлического или пластмассового) гаечным ключом.

11

Складывание рисунка (мозаики, разрезных картинок и т.п.)

12

Складывание фигуры из кубиков.

13

Метание дротика (можно использовать игру «Дартс») в цель.

14

Переливание воды из одного флакона с узким горлом в другой.

15

Извлечение нескольких бусинок ложкой из банки с водой.

16

Застегивание и расстегивание пуговицы, застежки молнии.

17

Складывание мелких деталей (пуговиц, бусин) в длинный цилиндр.

18

Наматывание нитки на катушку или сматывание ниток в клубок.

19

Чистка обуви щеткой.

20

Наличие в семье леворуких родственников (родителей, братьев, сестер, бабушек, дедушек и т.д.)