Индивидуальные планы коррекционной работы с обучающимися с ЗПР

Борисова Наталья Борисовна

Предварительный просмотр:

Индивидуальный план работы учителя-дефектолога

на 2024-2025 учебный год

Обучающийся: Александр А.

Рекомендовано ПМПК:

  1. Формирование необходимых для усвоения программного материала умений и навыков.
  2. Развитие когнитивной сферы.
  3. Расширение запаса знаний об окружающей действительности.
  4. Развитие инициативы, стремления к активной деятельности.

Формы работы: Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия.

Расписание работы:

Индивидуальные коррекционные занятия

Понедельник 16.15-16.35

Четверг 16.15-16.35

Консультации (для родителей)

Понедельник 17.00-17.30

Консультации (для педагогов)

Четверг 12.00-12.30

ПП консилиум

согласно плану ППк ДОУ

Задачи работы

Показатели достижений

Сенсорное развитие

1.Развивать целостное зрительное восприятие и представление о различных объемных геометрических телах.

2.Развивать слуховое восприятие, способность дифференцировать звуки окружающей среды и звуки речи.

3.Развивать тактильное восприятие, способность на ощупь определять предметы, дифференцировать поверхности исследуемых предметов.

1.Знает, находит и называет геометрические тела (шар, куб, конус, цилиндр).

2.Различает речевые и неречевые звуки (звуки природы, звуки животных, звуки музыкальных инструментов).

3.Активно познает и называет свойства и качества предметов, может на ощупь определить (форму, величину, материал, фактуру поверхности).

Познавательная деятельность

1.Развивать навыки анализа, синтеза, сравнения, классификации.

2.Развивать когнитивную функцию речи.

1.Умеет анализировать -  раскладывает целое на части  (Из каких геометрических фигур составлен корабль?)

Умеет синтезировать целое из частей (Составь машинку из геометрических фигур).

Умеет сравнивать предметы, самостоятельно выделяет 5 сходств и 5 различий (Чем похожи стул и табуретка? Чем отличаются?)

Умеет классифицировать предметы по двум признакам с помощью взрослого. (Разложи предметы на две группы. По каким признакам ты это сделал?).

2.Проявляет познавательный интерес в процессе общения со взрослыми и сверстниками: задает вопросы поискового характера (Что это? Почему? Зачем?).

Элементарные математические представления

1.Учить определять соседей числа.

2.Учить считать (отсчитывать) в пределах 20.

3. Дифференцировать понятия «широкий-узкий», «толстый-тонкий», «тяжелый-легкий».

4.Учить размещать предметы различной величины (до 7) в порядке возрастания, убывания их длины, ширины, высоты, толщины.

5.Учить сравнивать количество предметов в группах на основе счёта (в пределах 20), а также путем составления пар.

6.Учить определять положение предметов в пространстве по отношению к себе, другим предметам (справа – слева); понимать и правильно употреблять предлоги.

1.Умеет определять соседей числа.

2.Умеет складывать и вычитать в пределах 20.

3. Дифференцирует понятия «широкий-узкий», «толстый-тонкий», «тяжелый-легкий».

4.Умеет размещать предметы различной величины (до 7) в порядке возрастания, убывания их длины, ширины, высоты, толщины.

5.Сравнивает количество предметов в группах на основе счёта (в пределах 20), а также путем составления пар.

6.Определяет положение предметов в пространстве по отношению к себе, другим предметам (справа – слева); понимает и правильно употребляет сложные предлоги из-за, из-под.

Ознакомление с окружающим

1.Развивать представления об объектах и явлениях неживой природы (солнце, небо, дождь, радуга и т. д.), о диких и домашних животных, птицах, некоторых особенностях их образа жизни.

2.Учить называть и различать растения (ягоды, грибы, цветы и деревья) ближайшего природного окружения.

3.Учить называть и показывать части растения –корень, стебель, лист, цветок.

4.Рассказать об элементарных потребностях растений и животных: пища, вода, тепло.

5.Формировать  представления о сезонных изменениях в природе, о характерных признаках времен года.

6.Формировать представления о себе, своих близких, улице,  городе, стране.

7.Развивать способность воспринимать и анализировать причинно-следственные связи

8.Развивать способности работать по сюжетной картине,  рассматривать ее, составлять самостоятельный рассказ по картине.

9.Учить отгадывать описательные загадки о предметах и объектах природы.

10.Учить понимать значение фразеологизмов (злая зима, золотые руки, колючий ветер и др.)

1.Развиты представления об объектах и явлениях неживой природы (солнце, небо, дождь, радуга и т. д.), о диких и домашних животных, некоторых особенностях их образа жизни, понимает, что животные живые. Понимает, что человек ухаживает за животными, а животные приносят человеку пользу.

2.Различает растения ближайшего природного окружения по единичным ярким признакам (цвет, размер), знает их названия.

3.Умеет выделять части растения (корень, стебель, лист, цветок).

4.Знает об элементарных потребностях растений и животных: пища, вода, тепло. Понимает, что человек ухаживает за растениями.

5.Знает 4 времени года, их последовательность, характерные признаки.

6.Сформированы представления о себе, своей семье, улице, городе, стране.

7.Умеет рассматривать картинки-нелепицы, благодаря которым более свободно рассуждает о признаках и явлениях окружающего мира, понимает некоторые причинно-следственные связи (снеговик растаял, потому что стало тепло).

8.Умеет рассматривать сюжетную картину, составляет самостоятельный рассказ по картине.

9.Умеет отгадывать загадки об овощах, фруктах, животных, явлениях природы, временах года.

10.Понимает и может объяснить значение фразеологизмов.

Графо-моторные навыки

1.Развивать координацию движений пальцев рук (статические и динамические упражнения, переключения, одновременное выполнение движений пальцами и кистями обеих рук)

2.Учить правильно сидеть при письме, правильно ставить руку.

3.Учить обводить клетки, пропуская 1-2 клетки.

4.Учить проводить прямые линии в клетке – вертикальные и горизонтальные.

5.Учить выполнять графические диктанты на листе в клеточку.

6. Учить обводить по контуру, закрашивать, не выходя за линии.

7.Развивать мелкую моторику (пальчиковая гимнастика, штриховка, обведение трафаретов)

1.Координирует движения пальцев в статических и динамических упражнениях, в упражнениях на переключение, умеет выполнять упражнения одновременно обеими руками.

2.Умеет правильно сидеть при письме, удерживает правильное положение руки.

3.Умеет обводить клетки.

4.Проводит прямые линии в клетке – вертикальные и горизонтальные.

5. Выполняет графические диктанты на листке в клеточку.

6.Умеет обводить по контуру, закрашивать, не выходя за линии.

7.Знает и выполняет пальчиковые игры, умеет штриховать предметы, обводит по трафарету.

 Развитие связной речи

1.Развивать коммуникативную функцию речи, потребность рассказывать о впечатлениях и событиях из личного опыта.

2.Учить отвечать на вопросы и задавать их.

3.Учить составлять рассказ по сюжетной картинке из 4-5-ти предложений; пересказывать хорошо знакомые сказки.

4.Учить составлять описательный рассказ (о знакомой игрушке, овоще, фрукте, животном) с опорой на схему и вопросы педагога.

1.Выражает свои потребности и интересы с помощью диалогической речи. Передает впечатления и события из личного опыта.

2.Участвует в беседе, понятно отвечает на вопросы и задает их.

3.По вопросам педагога составляет рассказ по картинке из 4-5-ти предложений; самостоятельно пересказывает хорошо знакомые сказки.

4.С опорой на схему и вопросы педагога составляет описательный рассказ о знакомой игрушке, овоще, фрукте, животном.

Коррекционно-развивающие программы и методические пособия, дидактические материалы

Коррекционно-развивающая программа:

1.Баряева Л.Б., Логинова К.А. Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития. — СПб.: ЦЦК, 2010

2. Стребелева Е.А., Мишина Г.А., Разенкова Ю.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод пособие с прил.альбома «Наглядный материал для обследования детей».- М: Просвещение, 2017, 182 с., прил. 248 с. : ил.

Методические пособия:

  1. Нищева Н.В. Занимаемся вместе. Подготовительная к школе группа Домашняя тетрадь в 2-х частях. – СПб.: Детство-Пресс, 2023. – 64 с.
  2. Колесникова Е.В. Я считаю до 20. Математика для детей 6-7 лет.- М.: ТЦ Сфера, 2023. – 64 с.
  3. Подготовка детей с задержкой психического развития (программы и методические материалы) под реакцией С. Г. Шевченко, Р.Д. Тригер, Г.М. Капустиной, И.Н. Волковой. – М.: Школьная Пресса, 2005.
  4. Стребелева Е.А Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр: пособие для учителя-дефектолога / Е.А Стребелева .-М.: Издательство ВЛАДОС, 2019.-256 с.
  5. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Книга для педагога-дефектолога / Е.А. Стребелева .- М.: Издательство ВЛАДОС, 2019.-180 с.
  6. Шевелев К.В. Прописи по математике. Часть 1. Рабочая тетрадь для дошкольников 6-7 лет. – М.: Ювента, 2016. – 32 с.
  7. Шевелев К.В. Прописи по математике. Часть 2. Рабочая тетрадь для дошкольников 6-7 лет. – М.: Ювента, 2016. – 32 с.
  8. Шевченко С.Г. Ознакомление с окружающим миром и развитие речи дошкольников с ЗПР. – М.: Школьная Пресса, 2005.



Предварительный просмотр:

Индивидуальный план работы учителя-дефектолога

на 2024-2025 учебный год

Обучающийся: Лилия Б.

Рекомендовано ПМПК:

  1. Формирование необходимых для усвоения программного материала умений и навыков.
  2. Развитие когнитивной сферы.
  3. Расширение запаса знаний об окружающей действительности.
  4. Развитие инициативы, стремления к активной деятельности.

Формы работы: Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия.

Расписание работы:

Индивидуальные коррекционные занятия

Понедельник 16.45-17.05

Четверг 16.45-17.05

Консультации (для родителей)

Понедельник 17.00-17.30

Консультации (для педагогов)

Четверг 12.00-12.30

ПП консилиум

согласно плану ППк ДОУ

Задачи работы

Показатели достижений

Сенсорное развитие

1.Развивать целостное зрительное восприятие и представление о различных объемных геометрических телах.

2.Развивать слуховое восприятие, способность дифференцировать звуки окружающей среды и звуки речи.

3.Развивать тактильное восприятие, способность на ощупь определять предметы, дифференцировать поверхности исследуемых предметов.

1.Знает, находит и называет геометрические тела (шар, куб, конус, цилиндр).

2.Различает речевые и неречевые звуки (звуки природы, звуки животных, звуки музыкальных инструментов).

3.Активно познает и называет свойства и качества предметов, может на ощупь определить (форму, величину, материал, фактуру поверхности).

Познавательная деятельность

1.Развивать навыки анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации.

2.Развивать когнитивную функцию речи.

1.Умеет анализировать -  раскладывает целое на части  (Из каких геометрических фигур составлена машина?)

Умеет синтезировать целое из частей (Составь машинку из геометрических фигур).

Умеет сравнивать предметы, самостоятельно выделяет 5 сходств и 5 различий (Чем похожи птица и самолет? Чем отличаются?).

Умеет обобщать, находить общее свойство. Владеет обобщающими понятиями животные, игрушки, овощи, фрукты, одежда, обувь, посуда, мебель, транспорт, инструменты, профессии.

Умеет классифицировать предметы по двум признакам с помощью взрослого. (Разложи предметы на две группы. По каким признакам ты это сделала?).

2.Проявляет познавательный интерес в процессе общения со взрослыми и сверстниками: задает вопросы поискового характера (Что это? Почему? Зачем?).

Элементарные математические представления

1.Учить определять соседей числа.

2.Учить считать (отсчитывать) в пределах 10.

3. Учить дифференцировать понятия «широкий-узкий», «толстый-тонкий», «тяжелый-легкий».

4.Учить размещать предметы различной величины (до 7) в порядке возрастания, убывания их длины, ширины, высоты, толщины.

5.Учить сравнивать количество предметов в группах на основе счёта (в пределах 20), а также путем составления пар.

6. Учить выделять характерные признаки геометрических фигур (круг – не имеет углов, у квадрата 4 угла и 4 стороны и все они одинаковые, у треугольника 3 угла и 3 стороны).

7.Учить определять положение предметов в пространстве по отношению к себе, другим предметам (справа – слева); понимать и правильно употреблять предлоги.

1.Умеет определять соседей числа.

2.Умеет складывать и вычитать в пределах 10.

3. Дифференцирует понятия «широкий-узкий», «толстый-тонкий», «тяжелый-легкий».

4.Умеет размещать предметы различной величины (до 7) в порядке возрастания, убывания их длины, ширины, высоты, толщины.

5.Сравнивает количество предметов в группах на основе счёта (в пределах 20), а также путем составления пар.

6. Различает и называет круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал; знает их характерные отличия.

7.Определяет положение предметов в пространстве по отношению к себе, другим предметам (справа – слева); понимает и правильно употребляет простые (над, под, перед, между, около) и сложные (из-за, из-под) предлоги.

Ознакомление с окружающим

1.Развивать представления об объектах и явлениях неживой природы (солнце, небо, дождь, радуга и т. д.), о диких и домашних животных, птицах, некоторых особенностях их образа жизни.

2.Учить называть и различать растения (ягоды, грибы, цветы и деревья) ближайшего природного окружения.

3.Учить называть и показывать части растения –корень, стебель, лист, цветок.

4.Рассказать об элементарных потребностях растений и животных: пища, вода, тепло.

5.Формировать  представления о сезонных изменениях в природе, о характерных признаках времен года.

6.Учить определять части суток, связывая их с режимными моментами (утром - завтракаем, днём - обедаем, вечером – смотрим мультфильмы, ночью - спим).

7. Учить названия дней недели (названия рабочих дней и выходных), их последовательность. Учить пониманию – вчера, сегодня, завтра.

8.Формировать представления о себе, своих близких, улице,  городе, стране.

9.Развивать способность воспринимать и анализировать причинно-следственные связи.

10.Учить отгадывать описательные загадки о предметах и объектах природы.

11.Учить понимать значение фразеологизмов (злая зима, золотые руки, колючий ветер и др.)

1.Развиты представления об объектах и явлениях неживой природы (солнце, небо, дождь, радуга и т. д.), о диких и домашних животных, некоторых особенностях их образа жизни, понимает, что животные живые. Понимает, что человек ухаживает за животными, а животные приносят человеку пользу.

2.Различает растения ближайшего природного окружения по единичным ярким признакам (цвет, размер), знает их названия.

3.Умеет выделять части растения (корень, стебель, лист, цветок).

4.Знает об элементарных потребностях растений и животных: пища, вода, тепло. Понимает, что человек ухаживает за растениями.

5.Знает 4 времени года, их последовательность, характерные признаки.

6.Называет части суток, связывая их с режимными моментами (утром - завтракаем, днём - обедаем, вечером – смотрим мультфильмы, ночью - спим).

7.Знает дни недели (названия рабочих дней и выходных), их последовательность. Понимает вчера, сегодня, завтра.

8.Сформированы представления о себе, своей семье, улице, городе, стране.

9.Умеет рассматривать картинки-нелепицы, благодаря которым более свободно рассуждает о признаках и явлениях окружающего мира, понимает некоторые причинно-следственные связи (снеговик растаял, потому что стало тепло).

10.Умеет отгадывать загадки об овощах, фруктах, животных, явлениях природы, временах года.

11.Понимает и может объяснить значение фразеологизмов.

Графо-моторные навыки

1.Развивать координацию движений пальцев рук (статические и динамические упражнения, переключения, одновременное выполнение движений пальцами и кистями обеих рук)

2.Учить правильно сидеть при письме, правильно ставить руку.

3.Учить обводить клетки, пропуская 1-2 клетки.

4.Учить проводить прямые линии в клетке – вертикальные и горизонтальные.

5.Учить выполнять графические диктанты на листе в клеточку.

6. Учить обводить по контуру, закрашивать, не выходя за линии.

7.Развивать мелкую моторику (пальчиковая гимнастика, штриховка, обведение трафаретов)

1.Координирует движения пальцев в статических и динамических упражнениях, в упражнениях на переключение, умеет выполнять упражнения одновременно обеими руками.

2.Умеет правильно сидеть при письме, удерживает правильное положение руки.

3.Умеет обводить клетки.

4.Проводит прямые линии в клетке – вертикальные и горизонтальные.

5. Выполняет графические диктанты на листке в клеточку.

6.Умеет обводить по контуру, закрашивать, не выходя за линии.

7.Знает и выполняет пальчиковые игры, умеет штриховать предметы, обводит по трафарету.

 Развитие связной речи

1.Развивать коммуникативную функцию речи, потребность рассказывать о впечатлениях и событиях из личного опыта.

2.Учить отвечать на вопросы и задавать их.

3. Учить составлять самостоятельный рассказ по серии сюжетных картинок.

4.Учить составлять описательный рассказ (о знакомой игрушке, овоще, фрукте, животном) с опорой на схему и вопросы педагога.

1.Выражает свои потребности и интересы с помощью диалогической речи. Передает впечатления и события из личного опыта.

2.Участвует в беседе, понятно отвечает на вопросы и задает их.

3.Самостоятельно составляет рассказ по серии сюжетных картинок.

4.С опорой на схему и вопросы педагога составляет описательный рассказ о знакомой игрушке, овоще, фрукте, животном.

Коррекционно-развивающие программы и методические пособия, дидактические материалы

Коррекционно-развивающая программа:

1.Баряева Л.Б., Логинова К.А. Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития. — СПб.: ЦЦК, 2010

2. Стребелева Е.А., Мишина Г.А., Разенкова Ю.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод пособие с прил.альбома «Наглядный материал для обследования детей».- М: Просвещение, 2017, 182 с., прил. 248 с. : ил.

Методические пособия:

  1. Нищева Н.В. Занимаемся вместе. Подготовительная к школе группа Домашняя тетрадь в 2-х частях. – СПб.: Детство-Пресс, 2023. – 64 с.
  2. Колесникова Е.В. Я считаю до 20. Математика для детей 6-7 лет.- М.: ТЦ Сфера, 2023. – 64 с.
  3. Подготовка детей с задержкой психического развития (программы и методические материалы) под реакцией С. Г. Шевченко, Р.Д. Тригер, Г.М. Капустиной, И.Н. Волковой. – М.: Школьная Пресса, 2005.
  4. Стребелева Е.А Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр: пособие для учителя-дефектолога / Е.А Стребелева .-М.: Издательство ВЛАДОС, 2019.-256 с.
  5. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Книга для педагога-дефектолога / Е.А. Стребелева .- М.: Издательство ВЛАДОС, 2019.-180 с.
  6. Шевелев К.В. Прописи по математике. Часть 1. Рабочая тетрадь для дошкольников 6-7 лет. – М.: Ювента, 2016. – 32 с.
  7. Шевелев К.В. Прописи по математике. Часть 2. Рабочая тетрадь для дошкольников 6-7 лет. – М.: Ювента, 2016. – 32 с.
  8. Шевченко С.Г. Ознакомление с окружающим миром и развитие речи дошкольников с ЗПР. – М.: Школьная Пресса, 2005.



Предварительный просмотр:

Индивидуальный план работы учителя-дефектолога

на 2024-2025 учебный год

Обучающийся: Богдан Б.

Рекомендовано ПМПК:

  1. Развитие речевой активности.
  2. Развитие когнитивной сферы.
  3. Расширение запаса знаний об окружающей действительности.

Формы работы: Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия.

Расписание работы:

Расписание работы:

Индивидуальные коррекционные занятия

Вторник 9.00-9.15

Четверг 9.00-9.15

Консультации (родителей)

Вторник 8.00-8.15 (по графику или запросу)

Консультации (педагогов)

Вторник 8.15-8.30

ПП консилиум

согласно плану ППк ДОУ

Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ)

Задачи работы

Показатели достижений

Формирование доречевых навыков и способности к обучению

1.Научить ребенка реагировать на команду взрослого «Стой!», используя жест – вытянутую вперед руку раскрытой ладонью к ребенку. Сформировать базовую способность к саморегуляции.

2.Научить ребенка реагировать на просьбу «Жди!», длительно удерживать внимание на взрослом и не начинать действие без его команды. Сформировать базовую способность к саморегуляции.

3.Научить ребенка удерживать внимание на лице говорящего (используем веселые рамки, маски, книгу, лист бумаги, шляпы, платки и др.).

4.Научить ребенка отвечать «да/нет» доступным способом (словом, жестом).

5.Научить ребенка социально обращенному взгляду, простимулировать развитие коммуникативной сферы – прячем желанную игрушку под один из двух стаканчиков и спрашиваем «Где?», затем переводим взгляд на нужный стаканчик и говорим «Тут!» и разрешаем ребенку поднять его. Можно прятать под платок, под стаканчик, под коробку, под миску, под ладошки, в мешочек.

6.Научить ребенка выделять указательный палец – толкаем машинки одним пальчиком, сбрасываем игрушки, нажимаем кнопочки, звоним в звонок, нажимаем на резиновые пищащие игрушки, надавливаем на сквиш-игрушки, нажимаем на pop-it, двигаем детали лего, вдавливаем пластилин, рисуем на песке.

7.Научить ребенка использованию указательного жеста – прячем игрушку на глазах ребенка и спрашиваем «Где?», показываем указательным пальцем и говорим «Тут!», после этого разрешаем ребенку достать спрятанную игрушку из-под стаканчика (коробки, платка и др.).

8.Научить ребенка соблюдать очередность действий – строим башню из кубиков, кидаем игрушки в воду, бьем в бубен, собираем пирамидку, хватаем игрушки, разбираем игрушки из большой миски, катаем мяч, кормим игрушку, кидаем кубик.

9.Научить ребенка соблюдать очередность: звук – действие и действие – слово:

- прыгаем по коврикам – «прыг!»;

- шагаем по кочкам – «топ!»;

- собираем игрушки – «опа!»;

- запускаем бумажные самолётики – «у-у-у!»;

- сдуваем пёрышки – «пу!»;

- достаем игрушечных насекомых из коробки – «ой!»;

- складываем кубики/детальки – «тут!»;

- кормим игрушку – «Ам!»;

- звоним в звонок – «Ого! А!»;

- ищем игрушку – «Там!», «Тут!», «Где?», «Нету!», «Ай-яй-яй!»;

- запускаем машину – «др-р-р»;

- прячем игрушку – «Нету!».

10.Мотивировать ребенка к активной деятельности – взрослый подает сигнал (звуком или жестом) и после этого активируется игрушка, которая нравится ребенку. После нескольких повторений такой сигнал подаёт ребенок, а взрослый активирует игрушку.

11.Формирование положительного эмоционального настроя на совместную деятельность.

1.Ребенок четко выполняет требование взрослого: «Стой!» (впереди опасность).

2.Ребенок четко выполняет требование взрослого «Жди!» (сейчас нельзя – потом можно).

3.Ребенок смотрит в лицо взрослого и удерживает своё внимание на нем.

4. Ребенок дает положительные или отрицательные ответы (доступным способом).

5.Ребенок пользуется взглядом для общения со взрослым.

6.Ребенок выделяет указательный палец.

7.Ребенок использует указательный жест.

8.Ребенок соблюдает очередность действий.

9.Ребенок умеет соблюдать очередность: звук – действие и действие – слово.

10.Ребенок понимает, что подаваемый им сигнал (звук или жест) приведет к определенным последствиям.

11.Ребенок с интересом и хорошим настроением приходит на занятия.

Сенсорное развитие

Активизировать непроизвольное внимание ребенка в ответ на различные раздражители. Насытить сенсорные системы входящей информацией – предъявляем ребенку стимул (тактильный, слуховой, зрительный), любую реакцию ребенка на стимул подкрепляем эмоциональным ответом.

Стимулы для тактильной системы:

- поглаживания и разминания рукой;

- прикосновения перышком;

- прикосновения мягкой игрушкой;

- прикосновения и протирания мокрой салфеткой;

- массаж мячиками разной фактуры (мягкие, твердые, гладкие, колючие, ребристые);

- слаймы;

- шишки;

- наклейки;

- сухие бассейны (песок, фасоль).

Стимулы для вестибулярной системы:

- балансир;

- подскоки на коленях у взрослого;

- прослеживание взглядом за подвижным предметом;

- наклоны, приседания.

Стимулы для проприоцептивной системы:

- заворачивать ребенка в одеяло, чтобы он выбирался;

- катить грузовик с игрушками;

- сжимать сквиши, поролоновые губки, разнообразные мячи;

- поднимать предметы разного веса;

- кидать камешки в таз с водой;

- кидать мячики в корзину, коробку;

- подниматься по ступенькам и спускаться;

- сгибать и разгибать бигуди, шланги и др.

Стимулы для зрительной системы:

- предлагаем рассмотреть и изучить предметы разного цвета, размера и формы;

- используем звучащие предметы и игрушки;

- привлекаем внимание ребенка движением, яркими предметами.

Стимулы для слуховой системы:

- настоящие и игрушечные музыкальные инструменты (маракасы, бубен, дудку и др.);

- звонки и колокольчики;

- Пищащие игрушки для ванны;

- кастрюли и крышки;

- игрушки для животных;

- свистки;

- бытовые звуки (молоток стучит, пылесос гудит, микроволновка подает звуковой сигнал, стиральная машина шумит и др.).

Развитие зрительного восприятия

1.Обучаем ребенка акцентировать внимание и находить определенные предметы (мячики, фигурки животных, макеты овощей и фруктов, колокольчики, кубики, камни, ракушки, карандаши, прищепки) среди других предметов – зёрна кофе, крупа, вода, шишки, нарезанная бумага, кусочки фольги, сухие листья, песок, фасоль, мячики для сухого бассейна, лего или конструктор, кусочки поролоновой губки, пуговицы, слайм и др.

2.Научить ребенка удерживать внимание на движущемся предмете (звучащие игрушки, светящиеся предметы, необычные и странные предметы, всё, что интересно ребенку). На первом этапе предмет должен быть максимально интересен ребенку. Далее предлагаем ребенку проследить, куда прячется игрушка (используем стакан, платок, коробку, домик). Задача ребенка – проследить траекторию движения предмета.

3.Научить ребенка координировать действия с тем, что он видит:

- ловим предмет рукой;

- «прихлопываем» назойливую муху;

- кидаем фишки в копилку;

- кормим игрушку;

- перешагиваем крупные и мелкие преграды;

- прыгаем по «кочкам»;

- ударяем кулаком по пластиковым стаканчикам;

- ловим мяч или машинки;

- сбиваем кегли;

- догоняем крупные и мелкие игрушки;

- пересыпаем песок (переливаем воду) в емкости с небольшими отверстиями;

- ловим рыбок в воде;

- бросаем мячи в движущуюся корзину.

4.Обучить ребенка операции сличения – поиска одинаковых образов, характеристик предметов: Дай такой же!

Используем предметы в двух экземплярах: любые игрушки, столовые приборы, посуда, пуговицы, губки для мытья посуды, карандаши, прищепки, носки, перчатки, елочные игрушки и др.

5.Усвоение ребенком эталонов цвета, формы и размера – используем блоки Дьенеша – раскладываем перед ребенком две группы предметов с ярко выраженными характеристиками (желтые и синие, большие и маленькие, круглые и треугольные) и две емкости. Количество групп предметов постепенно увеличиваем.

Развитие кинестетического восприятия и схемы тела

1.Научить ребенка определять, где было ощущение – дотрагиваемся игрушкой, массажным мячиком, влажной салфеткой до разных частей (руки, ноги, уха, носа) и говорим «Тут!».

2.Научить ребенка ощущать границы собственного тела – заворачиваем в одеяло, предлагаем выбраться, предлагаем проползти по тоннелю, проминаем руки, ноги, предлагаем проползти под стульчиком, крепко обнимаем, обматываем бинтом, играем в прятки.

3.Обучить ребенка предметной имитации – подбираем два одинаковых набора (3-4 игрушки): барабаним в барабан, стучим молотком, нажимаем кнопку, тянем шланг, кидаем камешки в воду или в корзинку, пересыпаем крупу, песок, кофе, дуем в воду через трубочку, трясём маракасом или бубном, катаем машинку или мяч, баюкаем куклу, кормим игрушку, закидываем фишки в копилку, ударяем кубиками друг об друга и др.

4.Обучаем ребенка крупномоторной, мелкомоторной и артикуляционной имитации:

- поднимаем/опускаем/отводим в сторону конечности (руку и ногу с одной половины тела, затем руку и ногу с разных половин тела);

- наклоняем/поднимаем/поворачиваем голову;

- наклоняем/поднимаем/поворачиваем туловище;

- садимся;

- подпрыгиваем на одной или двух ногах;

- дотрагиваемся до разных частей тела;

- машем одной или двумя руками;

- выставляем один или несколько пальчиков;

- стучим кулаком по столу;

- хлопаем ладонью по колену;

- переворачиваем ладошки вверх/вниз;

- открываем/закрываем рот;

- высовываем/прячем язык;

- дотрагиваемся языком до верхней/нижней губы;

- дотрагиваемся языком до уголков рта;

- облизываем губы и др.

Развитие тактильного восприятия

1.Обучить ребенка операции сличения – берем два набора предметов, один набор раскладываем перед ребенком, в торой прячем в мешочек. Указываем на предмет «Дай такой!» и показываем жестом, что надо ощупать предмет и нащупать такой же в мешочке. Используем: мячи, ложки, овощи, геометрические фигуры, сквиши, деревянные кубики, лего, машинки, губки для мытья посуды, прищепки, бигуди, пуговицы, шнурки, чашки, тарелки.

2. Научить ребенка опознавать предметы на ощупь и соотносить их с картинкой.

Развитие слухового восприятия

1.Научить ребенка выполнять действие по неречевому сигналу взрослого, показать причинно-следственную связь «звук-действие» - УДР (условно-двигательная реакция):

- звеним колокольчиком – бросаем мячик в корзину, катаем мячики, складываем фишки в копилку;

- нажимаем на кнопку звонка – запускаем машинку, запускаем бумажный самолетик, достаем игрушки из сухого бассейна и др.

2.Научить ребенка соотносить звуки – потребуется два набора звучащих предметов: маракасы, бубен, барабан, ксилофон, дудка, звонки и колокольчики, пищащие игрушки для ванны, игрушки для животных, свистки, шуршим бумагой, пакетом, сминаем пластиковую бутылку, насыпаем крупу в стакан, стучим молотком, стучим пальцем по столу и др.

3.Научить ребенка определять начало и окончание звучания – когда звучит музыка или бубен, ребенок двигается, когда музыка прекращается – нужно замереть (сесть на стул и др.)

4.Научить ребенка повторять последовательность звуков, расширять объем слуховой памяти и внимания – начинаем предъявлять два звука (стучим кубиками, звеним в колокольчик), затем постепенно увеличиваем цепочку звуков.

5.Научить ребенка повторять ритмический рисунок неречевых звуков:

- ТУК

- ТУК-ТУК

- ТУК-ТУК-ТУК и др.

6.Учить соотносить звукоподражание с фигуркой животного: «ав-ав» — собака; «мяу» — кошка; «ку-ка-ре-ку» — петух; «пи-пи-пи»— цыпленок (игра «Кто в домике живет?»).

7.Учить различать на слух слова: дом — барабан, рыба — машина, шар — самолет, дом — мишка, мяч — кукла.

Ребенок обращает внимание на различные стимулы – тактильные, вестибулярные, проприоцептивные, зрительные, слуховые.

1.Находит предметы из общего фона.

2.Удерживает внимание на движущемся предмете, игрушке; прослеживает взглядом траекторию движения предмета.

1.Ребенок координирует свои действия с тем, что он видит.

4.Ребенок умеет находить одинаковые предметы.

5.Ребенок умеет сортировать предметы по цвету, форме и размеру.

1.Ребенок ощущает и показывает до какой части тела дотронулись игрушкой, салфеткой и др.

2.Ребенок ощущает границы собственного тела.

3.Ребенок подражает действиям взрослого.

4.Ребенок имитирует движения взрослого.

1.Ребенок распознает предметы на ощупь.

2.Ребенок опознает предмет на ощупь и соотносит его с картинкой.

1.Ребенок выполняет действие по неречевому сигналу.

2. Ребенок сличает предъявляемые звуки.

3.Ребенок может определить начало и окончание звучания.

4.Ребенок может повторить последовательность звуков.

5.Ребенок повторяет ритмический рисунок неречевых звуков.

6.Соотносит звукоподражание с фигуркой животного: «ав-ав» — собака; «мяу» — кошка; «ку-ка-ре-ку» — петух; «пи-пи-пи»— цыпленок (игра «Кто в домике живет?»).

7.Различает на слух слова: дом — барабан, рыба — машина, шар — самолет, дом — мишка, мяч — кукла.

Познавательная деятельность

1.Знакомить  с назначением вспомогательных средств и орудий в жизни и деятельности человека (ложка нужна для еды, карандаш — для рисования, веревочка нужна, чтобы привязать воздушный шарик и его удерживать  и т. д.).

2.Учить выполнять действия с предметами: разбирать/собирать пирамидку, разбирать/собирать матрешку, строить башню из стаканчиков, строить башню из стаканчиков, сортировать игрушки, животных, геометрические формы и др.

3.Учить складывать разрезные картинки из 3-4-х частей.

4.Учить собирать коробку форм путем практического примеривания и зрительного соотнесения.

1.Знает назначение средств и орудий в жизни и деятельности человека (ложка нужна для еды, карандаш — для рисования, веревочка нужна, чтобы привязать воздушный шарик и его удерживать  и т. д.).

2.Выполняет действия с различными предметами.

3.Складывает разрезные картинки из 3-4 частей.

4.Собирает коробку форм путем практического примеривания и зрительного соотнесения.

Целостная картина мира

1. Уточнить представления ребенка о себе и родных людях, познакомить с фотографиями близких родственников, составив из них семейный альбом, знакомить с именами близких родственников.

2.Учить идентифицировать себя по полу (относить себя к мальчикам или девочкам).

3.Формировать представления о половой принадлежности ребенка (мальчик, девочка, сынок, дочка).

4.Знакомить с игрушками (мяч, машина, мишка, кукла, кубики, пирамидка, шар, самолет, барабан).

5.Знакомить с животными: кошкой и собакой (части тела — туловище, голова, уши, глаза, хвост, лапы; как голос подает).

6.Учить узнавать отдельные фрукты и овощи: яблоко, грушу, апельсин, морковь, огурец.

7.Знакомить с основными частями тела и лица (руки, ноги, голова, глаза, рот, уши).

8.Знакомить с предметами одежды и обуви (футболка, шорты, рубашка, ботинки, куртка, штаны, шапка).

9.Знакомить с птицами (ворона, воробей).

1. Сформированы представления ребенка о себе и родных людях, показывает на  фотографиях близких родственников, называет их имена.

2.Идентифицирует себя по полу (относит себя к  мальчикам).

3.Сформированы представления о половой принадлежности (девочка,  дочка).

4.Знает игрушки (мяч, машина, мишка, кукла, кубики, пирамидка, шар, самолет, барабан).

5.Знает животных (кошка и собака), их части тела — туловище, голова, уши, глаза, хвост, лапы; как голос подает.

6.Узнаёт отдельные фрукты и овощи: яблоко, грушу, апельсин, морковь, огурец.

7.Знает основные части тела и лица (руки, ноги, голова, глаза, рот, уши).

8.Знает предметы  одежды и обуви (футболка, шорты, рубашка, ботинки, куртка, штаны, шапка).

9.Знает птиц (ворона, воробей).

Коррекционно-развивающие программы и методические пособия, дидактические материалы

Коррекционно-развивающая программа:

1.Баряева Л.Б., Логинова К.А. Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития. — СПб.: ЦЦК, 2010

2. Стребелева Е.А., Мишина Г.А., Разенкова Ю.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод пособие с прил.альбома «Наглядный материал для обследования детей».- М: Просвещение, 2017, 182 с., прил. 248 с. : ил.

Методические пособия:

  1. Кулькова Н. Запускаем речь у неговорящих детей: диагностика и коррекция: от безречия до фразы. – Ростов н/Д: Феникс, 2025. – 118 с.
  2. Климонтович Е.Ю. Увлекательная логопедия. Учимся понимать речь. Для детей 2.5-4 лет. – М.: Теревинф, 2022. – 88 с.
  3. Подготовка детей с задержкой психического развития (программы и методические материалы) под реакцией С. Г. Шевченко, Р.Д. Тригер, Г.М. Капустиной, И.Н. Волковой. – М.: Школьная Пресса, 2005.
  4. Стребелева Е.А Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр: пособие для учителя-дефектолога / Е.А Стребелева .-М.:Издательство ВЛАДОС, 2019.-256с.
  5. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. – М.: ВЛАДОС, 2001.
  6. Трясорукова Т.П. Пальчиковые игры на снижения психоэмоционального напряжения у детей от 0 до 3 лет .- Ростов н/Д: Феникс, 2018.-60 с.
  7. Шевченко С.Г. Ознакомление с окружающим миром и развитие речи дошкольников с ЗПР. – М.: Школьная Пресса, 2005.


Предварительный просмотр:

Индивидуальный план работы учителя-дефектолога

на 2024-2025 учебный год

Обучающийся: Дима Г.

Рекомендовано ПМПК:

  1. Развитие речевой активности.
  2. Развитие когнитивной сферы.
  3. Расширение запаса знаний об окружающей действительности.

Формы работы: Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия.

Расписание работы:

Индивидуальные коррекционные занятия

Понедельник 15.25-15.45

Четверг 15.25-15.45

Консультации (для родителей)

Понедельник 17.00-17.30

Консультации (для педагогов)

Четверг 12.00-12.30

ПП консилиум

согласно плану ППк ДОУ

Основные направления и задачи коррекционно-развивающей работы

Показатели достижений

Эмоционально-коммуникативное развитие

1. Создавать ситуации для накопления разнообразных эмоциональных впечатлений (сюрпризные моменты, новые игрушки, персонажи).

2.Формировать понимание и воспроизведение указательного жеста рукой и указательным пальцем.

3.Учить выполнять 5-7 элементарных действий с игрушками по речевой инструкции: «Возьми...», «Дай...», «Держи...», «Кати...», «Лови...», «Брось...», «Принеси...».

1. На занятиях применялись коммуникативно-игровые ситуации для накопления разнообразных эмоциональных впечатлений (сюрпризные моменты, новые игрушки, персонажи).

2.Понимает и воспроизводит указательный жест рукой и указательным пальцем.

3.Выполняет действия с игрушками по речевой инструкции: берёт, даёт, держит, катит, ловит, бросает, приносит. 

Сенсорное развитие

1.Развивать целостное зрительное восприятие и представление о различных предметах и явлениях окружающей действительности.

2.Развивать слуховое восприятие, способность дифференцировать неречевые звуки, звуки животных, звуки музыкальных инструментов и звуки речи.

3.Учить выделять знакомые объекты из фона зрительно, по звучанию, на слух.

4.Учить приемам обследования - практического соотнесения с образцом-эталоном путем прикладывания и накладывания, совмещения элементов; совершенствуя зрительно-моторную координацию и тактильно-двигательное восприятие (обведение контуров пальчиком, примеривание с помощью наложения и приложения данного предмета к образцу-эталону).

5.Развивать анализирующее восприятие, постепенно подводить к пониманию словесного обозначения признаков и свойств, умению выделять заданный признак.

6.Формировать полноценные эталонные представления о цвете, форме, величине, закреплять их в слове: переводить ребенка с уровня выполнения инструкции «Дай такой же» к уровню «Покажи синий, красный, треугольник, квадрат и т. д.» и далее – к самостоятельному выделению и словесному обозначению признаков цвета, формы, величины, фактуры материалов.

7.Развивать способность узнавать и называть объемные геометрические тела (шар, куб, кирпич, треугольная пирамида) и соотносить их с плоскостными образцами (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) и с реальными предметами (мяч, кубик, вагон, пирамидка).

8.Учить собирать целостное изображение предмета из частей, складывать разрезные картинки, постепенно увеличивая количество частей (до 5-6) и конфигурацию разреза.

9.Учить определять на ощупь фактуру материалов, дифференцировать поверхности исследуемых предметов.

10.Развивать глазомерные функции и умение ориентироваться в сериационном ряду по величине, включать элементы в ряд, сравнивать элементы ряда по параметрам величины, употребляя степени сравнения прилагательных.

11.Развивать умение оперировать наглядно воспринимаемыми признаками при группировке предметов, исключении лишнего, обосновывать выбор принципа классификации.

12.Учить классифицировать предметы, геометрические фигуры по цвету, форме и величине.

1.Имеет зрительное представление о различных предметах и явлениях окружающей действительности.

2.Воспринимает на слух и дифференцирует неречевые звуки, звуки животных, звуки музыкальных инструментов и звуки речи.

3.Выделяет знакомые объекты из фона зрительно, по звучанию, на слух.

4.Умеет обследовать предмет, соотносит с образцом-эталоном путем прикладывания и накладывания, совмещения элементов; улучшилась зрительно-моторная координация и тактильно-двигательное восприятие (обведение контуров пальчиком, примеривание с помощью наложения и приложения данного предмета к образцу-эталону).

5.Анализирует признаки и свойства предметов, умеет выделять заданный признак.

6.Сформированы эталонные представления о цвете, форме, величине, закреплены в слове –  самостоятельно выделяет и обозначает словом признаки цвета, формы, величины, фактуры материалов.

7.Узнаёт и называет объемные геометрические тела (шар, куб, кирпич, треугольная пирамида) и соотносить их с плоскостными образцами (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) и с реальными предметами (мяч, кубик, вагон, пирамидка).

8.Собирает целостное изображение предмета из 5-6 и более частей.

9.Определяет на ощупь фактуру материалов, дифференцирует поверхности исследуемых предметов.

10.Ориентируется в сериационном ряду по величине, включает элементы в ряд, сравнивает элементы ряда по параметрам величины, употребляя степени сравнения прилагательных.

11.Умеет группировать предметы по наглядно воспринимаемым признакам, исключает лишний, объясняет свой выбор.

12.Классифицирует предметы, геометрические фигуры по цвету, форме и величине.

Познавательная деятельность

1.Формировать интерес к деятельности, поддерживать любознательность,  устойчивость внимания в течение 15-20 минут, способность удерживать инструкцию.

2.Развивать способность запоминать ряд игрушек, предметов окружающего мира, картинки.

3.Развивать образное мышление (постройки по схеме, лабиринты).

4.Учить устанавливать элементарные связи, зависимости между предметами, явлениями: Днем светло, потому что светит солнце. Надеваем варежки, чтобы руки не мерзли. и др.

5.Развивать умение сравнивать предметы, находить сходство и  различия.

6.Развивать умение находить целое по его части (чьи уши, чей хвост, чья крыша и др.).

7.Учить узнавать зашумленные, перечеркнутые, наложенные изображения.

8.Развивать способность понимать картинки-нелепицы, устанавливать простые аналогии на наглядном материале.

9.Учить определять эмоции человека, определять причину эмоции: Почему мальчик грустит? Почему смеется?

1.Проявляет интерес к деятельности, любознателен,  способен удерживать внимание в течение 15-20 минут, удерживает инструкцию.

2.Запоминает ряд игрушек, предметов окружающего мира, картинки.

 

3.Умеет строить по схеме, проходит лабиринты.

4.Устанавливает элементарные связи, зависимости между предметами, явлениями: Днем светло, потому что светит солнце. Надеваем варежки, чтобы руки не мерзли. и др.

5.Сравнивает предметы, находит сходство и  различия.

6.Умеет находит целое по его части (Это уши зайца. Это хвост волка. Это крыша дома.).

7.Узнаёт зашумленные, перечеркнутые, наложенные изображения.

8.Понимает картинки-нелепицы, устанавливает простые аналогии на наглядном материале.

9.Определяет эмоции человека, может назвать причину эмоции: Мальчик грустит, потому что машинка сломалась. Мальчик веселый, потому что у него день рождение.

Элементарные математические представления

1.Учить сравнивать две равные группы предметов, обозначать результаты сравнения словами: поровну, столько – сколько.

2.Закреплять умение сравнивать два предмета по величине, обозначать результаты сравнения словами: большой, маленький, больше, меньше.

3.Упражнять в определении пространственных направлений и назывании их словами: впереди, сзади, слева, справа, вверху, внизу.

4.Упражнять в умении двигаться вперед, назад, налево, направо.

5.Упражнять в сравнении двух групп предметов, разных по цвету и форме, определяя их равенство или неравенство на основе сопоставления пар, обозначать результаты сравнения словами: больше, меньше, поровну, столько - сколько.

6. Учить различать части суток (утро, день, вечер, ночь).

7.Упражнять в умении различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

8.Учить сравнивать два предмета по длине, ширине и высоте, обозначать результаты сравнения словами: длинный – короткий, широкий – узкий, высокий - низкий.

9.Учить сравнивать предметы по цвету, форме и величине.

10.Учить понимать значение итогового числа, полученного в результате счета предметов в пределах 5, отвечать на вопрос «Сколько?».

11.Познакомить с порядковым значением чисел (первый, второй, третий, четвертый, пятый). Учить правильно отвечать на вопрос «Который по счету?».

12.Упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 5 по образцу.

13.Познакомить с образованием числа 2, 3, 4, 5.

14.Познакомить на конкретных примерах с понятиями быстро – медленно, далеко - близко.

15.Учить сравнивать 3-4-5 предметов по величине, длине, ширине: большой, меньше, самый маленький; длинный, короче, самый короткий; широкий, уже, самый узкий. Учить раскладывать предметы в убывающей и возрастающей последовательности.

1.Сравнивает две равные группы предметов, обозначает результаты сравнения словами: поровну, столько – сколько.

2.Сравнивает два предмета по величине, обозначает результаты сравнения словами: большой, маленький, больше, меньше.

3.Умеет определять пространственные направления и называет их словами: впереди, сзади, слева, справа, вверху, внизу.

4.Умеет двигаться вперед, назад, налево, направо.

5.Сравнивает две группы предметов, разных по цвету и форме, определяя их равенство или неравенство на основе сопоставления пар, обозначает результаты сравнения словами: больше, меньше, поровну, столько - сколько.

6. Различает части суток (утро, день, вечер, ночь).

7.Умеет различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

8.Сравнивает два предмета по длине, ширине и высоте, обозначает результаты сравнения словами: длинный – короткий, широкий – узкий, высокий - низкий.

9.Умеет сравнивать предметы по цвету, форме и величине.

10.Понимает значение итогового числа, полученного в результате счета предметов в пределах 5, отвечает на вопрос «Сколько?».

11.Знает порядковые значения чисел (первый, второй, третий, четвертый, пятый). Правильно отвечает на вопрос «Который по счету?».

12.Присчитывает и отсчитывает предметы в пределах 5 по образцу.

13.Знает, как образуются числа 2, 3, 4, 5.

14.Знает понятия быстро – медленно, далеко - близко.

15.Умеет сравнивать 3-4-5 предметов по величине, длине, ширине: большой, меньше, самый маленький; длинный, короче, самый короткий; широкий, уже, самый узкий. Умеет раскладывать предметы в убывающей и возрастающей последовательности.

Расширение запаса знаний об окружающей действительности

1.Формировать представления о себе: имя, фамилия, возраст, домашний адрес.

2.Формировать представления о семье: как зовут маму, папу.

3.Формировать представления о предметах природы – фрукты, овощи, цветы, домашние и дикие животные.

4.Формировать представления о предметах, которые сделал человек – игрушки, посуда, мебель, одежда, транспорт.

5.Развивать представления об объектах и явлениях неживой природы (солнце, небо, дождь, радуга и т. д.).

6.Формировать  представления о сезонных изменениях в природе, о характерных признаках времен года.

 

1.Рассказывает о себе: называет имя, фамилию, возраст, домашний адрес (город и улицу).

2.Рассказывает о семье: как зовут маму, папу.

3.Знает и называет предметы природы – фрукты, овощи, цветы, домашние и дикие животные.

4.Знает и называет предметы, которые сделал человек – игрушки, посуда, мебель, одежда, транспорт.

5.Сформированы представления об объектах и явлениях неживой природы (солнце, небо, дождь, радуга и т. д.).

6.Сформированы  представления о сезонных изменениях в природе, о характерных признаках времен года.

Графо-моторные навыки

1.Формировать умение правильно держать карандаш, ручку.

2. Развивать мелкую моторику и координацию пальцев рук до уровня, соответствующего возрасту 4-5 лет (пальчиковая гимнастика, шнуровка, штриховка, различные виды мозаик, лепка из пластилина, вырезание и др.)

3.Научить приемам лепки из пластилина шарика, колбаски.

4.Научить обводить по контуру и закрашивать, не выходя за линии.

1.Правильно держит карандаш, регулирует силу нажима.

2.Знает понятия «конструктор», «мозаика», «шнуровка», «вырезание по контуру», «пластилин». Знает несколько пальчиковых игр в комплексе со стихами.

3.Знает некоторые приемы лепки (шарик, колбаска).

4.Умеет обводить по контуру, закрашивает, не выходя за линии.

Развитие связной речи

1.Развивать коммуникативную функцию речи, стимулировать речевые реакции.

2.Учить отвечать на вопросы простым предложением из 2-3-х слов.

3.Учить повторять за взрослым рассказ по картинке из 3-4-х предложений.

4.Учить повторять за взрослым чистоговорки и короткие стихи.

1.Вступает в диалог со взрослым и сверстниками.

2.Умеет отвечать на вопросы простым предложением из 2-3-х слов.

3.Повторяет за взрослым рассказ по картинке из 3-4-х предложений.

4.Повторяет за взрослым чистоговорки и короткие стихи.

Коррекционно-развивающие программы и методические пособия, дидактические материалы

Коррекционно-развивающая программа:

1.Баряева Л.Б., Логинова К.А. Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития. — СПб.: ЦЦК, 2010

2. Стребелева Е.А., Мишина Г.А., Разенкова Ю.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод пособие с прил.альбома «Наглядный материал для обследования детей».- М: Просвещение, 2017, 182 с., прил. 248 с. : ил.

Методические пособия:

1. Бортникова Е.Ф. Развиваем внимание и логическое мышление. 4-5 лет. – М.: Литур, 2017.

2. Бьянка Минте-Кениг, Ханс-Гюнтер Деринг. Осень. Зима. Весна. Лето. Находилки-развивалки. – СПб.: Питер, 2016. – 24 с.

3. Вохринцева С. Окружающий мир.Учебное пособие «Окружающий мир». Дидактический материал.- М.: Страна фантазий, 2006.

4. Колесникова Е.В. Я считаю до 5. Математика для детей 4-5 лет.- М.: ТЦ Сфера, 2023. – 64 с.

5. Морозова И.А., Пушкарева М.А. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий (для детей 4-5 лет). – М.: Мозаика-синтез, 2011.

6. Морозова И.А., Пушкарева М.А. Развитие элементарных математических представлений. Конспекты занятий с детьми с ЗПР (для детей 4-5 лет). – М.: Мозаика-синтез, 2009.

7. Подготовка детей с задержкой психического развития (программы и методические материалы) под реакцией С. Г. Шевченко, Р.Д. Тригер, Г.М. Капустиной, И.Н. Волковой. – М.: Школьная Пресса, 2005.

8. Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений: Средняя группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 64 с.

9. Стребелева Е.А Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр: пособие для учителя-дефектолога.- М.: ВЛАДОС, 2019.- 256 с.

10. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Книга для педагога-дефектолога.- М.: ВЛАДОС, 2019.- 180 с.

11. Ушакова О.С.. Рабочая тетрадь по развитию речи для детей 4-5 лет.- М.: ТЦ Сфера, 2019. – 32 с.

12. Шевченко С.Г. Ознакомление с окружающим миром и развитие речи дошкольников с ЗПР. – М.: Школьная Пресса, 2005.



Предварительный просмотр:

Индивидуальный план работы учителя-дефектолога

на 2024-2025 учебный год

Обучающийся: Евгения М.

Рекомендовано ПМПК:

  1. Формирование необходимых для усвоения программного материала умений и навыков.
  2. Развитие когнитивной сферы.
  3. Расширение запаса знаний об окружающей действительности.
  4. Развитие инициативы, стремления к активной деятельности.

Формы работы: Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия.

Расписание работы:

Индивидуальные коррекционные занятия

Понедельник 17.10-17.30

Четверг 17.10-17.30

Консультации (для родителей)

Понедельник 17.00-17.30

Консультации (для педагогов)

Четверг 12.00-12.30

ПП консилиум

согласно плану ППк ДОУ

Задачи работы

Показатели достижений

Сенсорное развитие

1.Развивать целостное зрительное восприятие и представление о различных объемных геометрических телах.

2.Развивать слуховое восприятие, способность дифференцировать звуки окружающей среды и звуки речи.

3.Развивать тактильное восприятие, способность на ощупь определять предметы, дифференцировать поверхности исследуемых предметов.

1.Знает, находит и называет геометрические тела (шар, куб, конус, цилиндр).

2.Различает речевые и неречевые звуки (звуки природы, звуки животных, звуки музыкальных инструментов).

3.Активно познает и называет свойства и качества предметов, может на ощупь определить (форму, величину, материал, фактуру поверхности).

Познавательная деятельность

1.Развивать навыки анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации.

2.Развивать когнитивную функцию речи. Развивать стремление обсуждать увиденное, рассказывать о переживаниях, впечатлениях.

1.Умеет анализировать -  раскладывает целое на части  (Из каких геометрических фигур составлена машина?)

Умеет синтезировать целое из частей (Составь машинку из геометрических фигур).

Умеет сравнивать предметы, самостоятельно выделяет 5 сходств и 5 различий (Чем похожи птица и самолет? Чем отличаются?).

Умеет обобщать, находить общее свойство. Владеет обобщающими понятиями животные, птицы, игрушки, овощи, фрукты, одежда, обувь, посуда, мебель, транспорт, инструменты, профессии.

Умеет классифицировать предметы по двум признакам с помощью взрослого. (Разложи предметы на две группы. По каким признакам ты это сделала?).

2.Проявляет познавательный интерес в процессе общения со взрослыми и сверстниками: задает вопросы поискового характера (Что это? Почему? Зачем?). Обсуждает увиденное, рассказывает о переживаниях, впечатлениях.

Элементарные математические представления

1.Учить определять соседей числа.

2.Учить считать (отсчитывать) в пределах 10.

3. Учить дифференцировать понятия  «высокий-низкий», «длинный-короткий», «широкий-узкий», «толстый-тонкий», «тяжелый-легкий».

4.Учить размещать предметы различной величины (до 7) в порядке возрастания, убывания их длины, ширины, высоты, толщины.

5.Учить сравнивать количество предметов в группах на основе счёта (в пределах 20), а также путем составления пар.

6.Учить понимать и правильно употреблять предлоги с, перед, между, из-за.

1.Умеет определять соседей числа.

2.Умеет складывать и вычитать в пределах 10.

3. Дифференцирует понятия «высокий-низкий», «длинный-короткий», «широкий-узкий», «толстый-тонкий», «тяжелый-легкий».

4.Умеет размещать предметы различной величины (до 7) в порядке возрастания, убывания их длины, ширины, высоты, толщины.

5.Сравнивает количество предметов в группах на основе счёта (в пределах 20), а также путем составления пар.

6.Понимает и правильно употребляет простые (с, перед, между) и сложные (из-за) предлоги.

Ознакомление с окружающим

1.Развивать представления об объектах и явлениях неживой природы (солнце, небо, дождь, радуга и т. д.), о диких и домашних животных, птицах, некоторых особенностях их образа жизни.

2.Учить называть и различать растения (ягоды, грибы, цветы и деревья) ближайшего природного окружения.

3.Учить называть и показывать части растения – корень, стебель, лист, цветок.

4.Учить пониманию потребностей растений и животных: пища, вода, тепло.

5.Формировать  представления о сезонных изменениях в природе, о характерных признаках времен года, названия месяцев.

6.Формировать представления о себе, своих близких, улице,  городе, стране.

7.Развивать способность воспринимать и анализировать причинно-следственные связи.

8.Учить отгадывать описательные загадки о предметах и объектах природы.

9.Учить понимать значение фразеологизмов (золотые руки, колючий ветер и др.)

1.Развиты представления об объектах и явлениях неживой природы (солнце, небо, дождь, радуга и т. д.), о диких и домашних животных, некоторых особенностях их образа жизни, понимает, что животные живые. Понимает, что человек ухаживает за животными, а животные приносят человеку пользу.

2.Различает растения ближайшего природного окружения по единичным ярким признакам (цвет, размер), знает их названия.

3.Умеет выделять части растения (корень, стебель, лист, цветок).

4.Знает об элементарных потребностях растений и животных: пища, вода, тепло. Понимает, что человек ухаживает за растениями.

5.Знает 4 времени года, их последовательность, характерные признаки, названия месяцев.

6.Сформированы представления о себе, своей семье, улице, городе, стране.

7.Умеет рассматривать картинки-нелепицы, благодаря которым более свободно рассуждает о признаках и явлениях окружающего мира, понимает некоторые причинно-следственные связи (снеговик растаял, потому что стало тепло).

8.Умеет отгадывать загадки об овощах, фруктах, животных, явлениях природы, временах года.

9.Понимает и может объяснить значение фразеологизмов.

Графо-моторные навыки

1.Развивать координацию движений пальцев рук (статические и динамические упражнения, переключения, одновременное выполнение движений пальцами и кистями обеих рук)

2.Учить правильно сидеть при письме, правильно ставить руку.

3.Учить выполнять графические диктанты на листе в клеточку.

4. Совершенствовать умение обводить по контуру, закрашивать, не выходя за линии.

5.Развивать мелкую моторику (пальчиковая гимнастика, штриховка, обведение трафаретов)

1.Координирует движения пальцев в статических и динамических упражнениях, в упражнениях на переключение, умеет выполнять упражнения одновременно обеими руками.

2.Умеет правильно сидеть при письме, удерживает правильное положение руки.

3. Выполняет графические диктанты на листке в клеточку.

4.Умеет обводить по контуру, закрашивать, не выходя за линии.

5.Знает и выполняет пальчиковые игры, умеет штриховать предметы, обводит по трафарету.

 Развитие связной речи

1.Развивать коммуникативную функцию речи, потребность рассказывать о впечатлениях и событиях из личного опыта.

2.Учить отвечать на вопросы и задавать их.

3. Учить составлять самостоятельный рассказ по сюжетной картинке.

4.Учить составлять описательный рассказ (о знакомой игрушке, овоще, фрукте, животном) с опорой на схему и вопросы педагога.

1.Выражает свои потребности и интересы с помощью диалогической речи. Передает впечатления и события из личного опыта.

2.Участвует в беседе, понятно отвечает на вопросы и задает их.

3.Самостоятельно составляет рассказ по сюжетной картинке.

4.С опорой на схему и вопросы педагога составляет описательный рассказ о знакомой игрушке, овоще, фрукте, животном.

Коррекционно-развивающие программы и методические пособия, дидактические материалы

Коррекционно-развивающая программа:

1.Баряева Л.Б., Логинова К.А. Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития. — СПб.: ЦЦК, 2010

2. Стребелева Е.А., Мишина Г.А., Разенкова Ю.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод пособие с прил.альбома «Наглядный материал для обследования детей».- М: Просвещение, 2017, 182 с., прил. 248 с. : ил.

Методические пособия:

  1. Нищева Н.В. Занимаемся вместе. Подготовительная к школе группа Домашняя тетрадь в 2-х частях. – СПб.: Детство-Пресс, 2023. – 64 с.
  2. Колесникова Е.В. Я считаю до 20. Математика для детей 6-7 лет.- М.: ТЦ Сфера, 2023. – 64 с.
  3. Подготовка детей с задержкой психического развития (программы и методические материалы) под реакцией С. Г. Шевченко, Р.Д. Тригер, Г.М. Капустиной, И.Н. Волковой. – М.: Школьная Пресса, 2005.
  4. Стребелева Е.А Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр: пособие для учителя-дефектолога / Е.А Стребелева .-М.: Издательство ВЛАДОС, 2019.-256 с.
  5. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Книга для педагога-дефектолога / Е.А. Стребелева .- М.: Издательство ВЛАДОС, 2019.-180 с.
  6. Шевелев К.В. Прописи по математике. Часть 1. Рабочая тетрадь для дошкольников 6-7 лет. – М.: Ювента, 2016. – 32 с.
  7. Шевелев К.В. Прописи по математике. Часть 2. Рабочая тетрадь для дошкольников 6-7 лет. – М.: Ювента, 2016. – 32 с.
  8. Шевченко С.Г. Ознакомление с окружающим миром и развитие речи дошкольников с ЗПР. – М.: Школьная Пресса, 2005.



Предварительный просмотр:

Индивидуальный план работы учителя-дефектолога

на 2024-2025 учебный год

Обучающийся: Борис П.

Рекомендовано ПМПК:

  1. Формирование необходимых для усвоения программного материала умений и навыков.
  2. Развитие когнитивной сферы.
  3. Расширение запаса знаний об окружающей действительности.
  4. Развитие инициативы, стремления к активной деятельности.

Формы работы: Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия.

Расписание работы:

Индивидуальные коррекционные занятия

Понедельник 15.00-15.20

Четверг 15.00-15.20

Консультации (для родителей)

Понедельник 17.00-17.30

Консультации (для педагогов)

Четверг 12.00-12.30

ПП консилиум

согласно плану ППк ДОУ

Основные направления и задачи коррекционно-развивающей работы

Показатели достижений

Сенсорное развитие

1.Развивать целостное зрительное восприятие и представление о различных предметах и явлениях окружающей действительности.

2.Развивать слуховое восприятие, способность дифференцировать неречевые звуки, звуки животных, звуки музыкальных инструментов и звуки речи.

3.Учить выделять знакомые объекты из фона зрительно, по звучанию, на слух.

4.Учить приемам обследования - практического соотнесения с образцом-эталоном путем прикладывания и накладывания, совмещения элементов; совершенствуя зрительно-моторную координацию и тактильно-двигательное восприятие (обведение контуров пальчиком, примеривание с помощью наложения и приложения данного предмета к образцу-эталону).

5.Развивать анализирующее восприятие, постепенно подводить к пониманию словесного обозначения признаков и свойств, умению выделять заданный признак.

6.Формировать полноценные эталонные представления о цвете, форме, величине, закреплять их в слове: переводить ребенка с уровня выполнения инструкции «Дай такой же» к уровню «Покажи синий, красный, треугольник, квадрат и т. д.» и далее – к самостоятельному выделению и словесному обозначению признаков цвета, формы, величины, фактуры материалов.

7.Развивать способность узнавать и называть объемные геометрические тела (шар, куб, кирпич, треугольная пирамида) и соотносить их с плоскостными образцами (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) и с реальными предметами (мяч, кубик, вагон, пирамидка).

8.Учить собирать целостное изображение предмета из частей, складывать разрезные картинки, постепенно увеличивая количество частей (до 5-6) и конфигурацию разреза.

9.Учить определять на ощупь фактуру материалов, дифференцировать поверхности исследуемых предметов.

10.Развивать глазомерные функции и умение ориентироваться в сериационном ряду по величине, включать элементы в ряд, сравнивать элементы ряда по параметрам величины, употребляя степени сравнения прилагательных.

11.Развивать умение оперировать наглядно воспринимаемыми признаками при группировке предметов, исключении лишнего, обосновывать выбор принципа классификации.

12.Учить классифицировать предметы, геометрические фигуры по цвету, форме и величине.

1.Имеет зрительное представление о различных предметах и явлениях окружающей действительности.

2.Воспринимает на слух и дифференцирует неречевые звуки, звуки животных, звуки музыкальных инструментов и звуки речи.

3.Выделяет знакомые объекты из фона зрительно, по звучанию, на слух.

4.Умеет обследовать предмет, соотносит с образцом-эталоном путем прикладывания и накладывания, совмещения элементов; улучшилась зрительно-моторная координация и тактильно-двигательное восприятие (обведение контуров пальчиком, примеривание с помощью наложения и приложения данного предмета к образцу-эталону).

5.Анализирует признаки и свойства предметов, умеет выделять заданный признак.

6.Сформированы эталонные представления о цвете, форме, величине, закреплены в слове –  самостоятельно выделяет и обозначает словом признаки цвета, формы, величины, фактуры материалов.

7.Узнаёт и называет объемные геометрические тела (шар, куб, кирпич, треугольная пирамида) и соотносить их с плоскостными образцами (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) и с реальными предметами (мяч, кубик, вагон, пирамидка).

8.Собирает целостное изображение предмета из 5-6 и более частей.

9.Определяет на ощупь фактуру материалов, дифференцирует поверхности исследуемых предметов.

10.Ориентируется в сериационном ряду по величине, включает элементы в ряд, сравнивает элементы ряда по параметрам величины, употребляя степени сравнения прилагательных.

11.Умеет группировать предметы по наглядно воспринимаемым признакам, исключает лишний, объясняет свой выбор.

12.Классифицирует предметы, геометрические фигуры по цвету, форме и величине.

Познавательная деятельность

1.Формировать интерес к деятельности, поддерживать любознательность,  устойчивость внимания в течение 15-20 минут, способность удерживать инструкцию.

2.Развивать способность запоминать ряд игрушек, предметов окружающего мира, картинки.

3.Развивать образное мышление (постройки по схеме, лабиринты).

4.Учить устанавливать элементарные связи, зависимости между предметами, явлениями: Днем светло, потому что светит солнце. Надеваем варежки, чтобы руки не мерзли. и др.

5.Развивать умение сравнивать предметы, находить сходство и  различия.

6.Развивать умение находить целое по его части (чьи уши, чей хвост, чья крыша и др.).

7.Учить узнавать зашумленные, перечеркнутые, наложенные изображения.

8.Развивать способность понимать картинки-нелепицы, устанавливать простые аналогии на наглядном материале.

9.Учить определять эмоции человека, определять причину эмоции: Почему мальчик грустит? Почему смеется?

10.Формировать познавательный интерес в процессе общения со взрослыми и сверстниками: задает вопросы поискового характера (Что это? Почему? Зачем?).

1.Проявляет интерес к деятельности, любознателен,  способен удерживать внимание в течение 15-20 минут, удерживает инструкцию.

2.Запоминает ряд игрушек, предметов окружающего мира, картинки.

 

3.Умеет строить по схеме, проходит лабиринты.

4.Устанавливает элементарные связи, зависимости между предметами, явлениями: Днем светло, потому что светит солнце. Надеваем варежки, чтобы руки не мерзли. и др.

5.Сравнивает предметы, находит сходство и  различия.

6.Умеет находит целое по его части (Это уши зайца. Это хвост волка. Это крыша дома.).

7.Узнаёт зашумленные, перечеркнутые, наложенные изображения.

8.Понимает картинки-нелепицы, устанавливает простые аналогии на наглядном материале.

9.Определяет эмоции человека, может назвать причину эмоции: Мальчик грустит, потому что машинка сломалась. Мальчик веселый, потому что у него день рождение.

10.Проявляет познавательный интерес в процессе общения со взрослыми и сверстниками: задает вопросы поискового характера (Что это? Почему? Зачем?).

Элементарные математические представления

1.Учить сравнивать две равные группы предметов, обозначать результаты сравнения словами: поровну, столько – сколько.

2.Закреплять умение сравнивать два предмета по величине, обозначать результаты сравнения словами: большой, маленький, больше, меньше.

3.Упражнять в определении пространственных направлений и назывании их словами: впереди, сзади, слева, справа, вверху, внизу.

4.Упражнять в умении двигаться вперед, назад, налево, направо.

5.Упражнять в сравнении двух групп предметов, разных по цвету и форме, определяя их равенство или неравенство на основе сопоставления пар, обозначать результаты сравнения словами: больше, меньше, поровну, столько - сколько.

6. Учить различать части суток (утро, день, вечер, ночь).

7.Упражнять в умении различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

8.Учить сравнивать два предмета по длине, ширине и высоте, обозначать результаты сравнения словами: длинный – короткий, широкий – узкий, высокий - низкий.

9.Учить сравнивать предметы по цвету, форме и величине.

10.Учить понимать значение итогового числа, полученного в результате счета предметов в пределах 5, отвечать на вопрос «Сколько?».

11.Познакомить с порядковым значением чисел (первый, второй, третий, четвертый, пятый). Учить правильно отвечать на вопрос «Который по счету?».

12.Упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 5 по образцу.

13.Познакомить с образованием числа 2, 3, 4, 5.

14.Познакомить на конкретных примерах с понятиями быстро – медленно, далеко - близко.

15.Учить сравнивать 3-4-5 предметов по величине, длине, ширине: большой, меньше, самый маленький; длинный, короче, самый короткий; широкий, уже, самый узкий. Учить раскладывать предметы в убывающей и возрастающей последовательности.

1.Сравнивает две равные группы предметов, обозначает результаты сравнения словами: поровну, столько – сколько.

2.Сравнивает два предмета по величине, обозначает результаты сравнения словами: большой, маленький, больше, меньше.

3.Умеет определять пространственные направления и называет их словами: впереди, сзади, слева, справа, вверху, внизу.

4.Умеет двигаться вперед, назад, налево, направо.

5.Сравнивает две группы предметов, разных по цвету и форме, определяя их равенство или неравенство на основе сопоставления пар, обозначает результаты сравнения словами: больше, меньше, поровну, столько - сколько.

6. Различает части суток (утро, день, вечер, ночь).

7.Умеет различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

8.Сравнивает два предмета по длине, ширине и высоте, обозначает результаты сравнения словами: длинный – короткий, широкий – узкий, высокий - низкий.

9.Умеет сравнивать предметы по цвету, форме и величине.

10.Понимает значение итогового числа, полученного в результате счета предметов в пределах 5, отвечает на вопрос «Сколько?».

11.Знает порядковые значения чисел (первый, второй, третий, четвертый, пятый). Правильно отвечает на вопрос «Который по счету?».

12.Присчитывает и отсчитывает предметы в пределах 5 по образцу.

13.Знает, как образуются числа 2, 3, 4, 5.

14.Знает понятия быстро – медленно, далеко - близко.

15.Умеет сравнивать 3-4-5 предметов по величине, длине, ширине: большой, меньше, самый маленький; длинный, короче, самый короткий; широкий, уже, самый узкий. Умеет раскладывать предметы в убывающей и возрастающей последовательности.

Расширение запаса знаний об окружающей действительности

1.Формировать представления о себе: имя, фамилия, возраст, домашний адрес.

2.Формировать представления о семье: как зовут маму, папу, брата.

3.Формировать представления о предметах природы – фрукты, овощи, цветы, домашние и дикие животные.

4.Формировать представления о предметах, которые сделал человек – игрушки, посуда, мебель, одежда, транспорт.

5.Развивать представления об объектах и явлениях неживой природы (солнце, небо, дождь, радуга и т. д.).

6.Формировать  представления о сезонных изменениях в природе, о характерных признаках времен года.

 

1.Рассказывает о себе: называет имя, фамилию, возраст, домашний адрес (город и улицу).

2.Рассказывает о семье: как зовут маму, папу, брата.

3.Знает и называет предметы природы – фрукты, овощи, цветы, домашние и дикие животные.

4.Знает и называет предметы, которые сделал человек – игрушки, посуда, мебель, одежда, транспорт.

5.Сформированы представления об объектах и явлениях неживой природы (солнце, небо, дождь, радуга и т. д.).

6.Сформированы  представления о сезонных изменениях в природе, о характерных признаках времен года.

Графо-моторные навыки

1.Формировать умение правильно держать карандаш, ручку.

2. Развивать мелкую моторику и координацию пальцев рук до уровня, соответствующего возрасту 4-5 лет (пальчиковая гимнастика, шнуровка, штриховка, различные виды мозаик, лепка из пластилина, вырезание и др.)

3.Научить приемам лепки из пластилина шарика, колбаски.

4.Научить обводить по контуру и закрашивать, не выходя за линии.

1.Правильно держит карандаш, регулирует силу нажима.

2.Знает понятия «конструктор», «мозаика», «шнуровка», «вырезание по контуру», «пластилин». Знает несколько пальчиковых игр в комплексе со стихами.

3.Знает некоторые приемы лепки (шарик, колбаска).

4.Умеет обводить по контуру, закрашивает, не выходя за линии.

Развитие связной речи

1.Развивать коммуникативную функцию речи, стимулировать речевые реакции.

2.Учить отвечать на вопросы простым предложением из 2-3-х слов.

3.Учить составлять рассказ по картинке из 3-4-х предложений.

4.Учить пересказывать хорошо знакомые сказки.

1.Вступает в диалог со взрослым и сверстниками.

2.Умеет отвечать на вопросы простым предложением из 2-3-х слов.

3.Составляет рассказ по картинке из 3-4-х предложений.

4.Пересказывает хорошо знакомые сказки.

Коррекционно-развивающие программы и методические пособия, дидактические материалы

Коррекционно-развивающая программа:

1.Баряева Л.Б., Логинова К.А. Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития. — СПб.: ЦЦК, 2010

2. Стребелева Е.А., Мишина Г.А., Разенкова Ю.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод пособие с прил.альбома «Наглядный материал для обследования детей».- М: Просвещение, 2017, 182 с., прил. 248 с. : ил.

Методические пособия:

1. Бортникова Е.Ф. Развиваем внимание и логическое мышление. 4-5 лет. – М.: Литур, 2017.

2. Бьянка Минте-Кениг, Ханс-Гюнтер Деринг. Осень. Зима. Весна. Лето. Находилки-развивалки. – СПб.: Питер, 2016. – 24 с.

3. Вохринцева С. Окружающий мир.Учебное пособие «Окружающий мир». Дидактический материал.- М.: Страна фантазий, 2006.

4. Колесникова Е.В. Я считаю до 5. Математика для детей 4-5 лет.- М.: ТЦ Сфера, 2023. – 64 с.

5. Морозова И.А., Пушкарева М.А. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий (для детей 4-5 лет). – М.: Мозаика-синтез, 2011.

6. Морозова И.А., Пушкарева М.А. Развитие элементарных математических представлений. Конспекты занятий с детьми с ЗПР (для детей 4-5 лет). – М.: Мозаика-синтез, 2009.

7. Подготовка детей с задержкой психического развития (программы и методические материалы) под реакцией С. Г. Шевченко, Р.Д. Тригер, Г.М. Капустиной, И.Н. Волковой. – М.: Школьная Пресса, 2005.

8. Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений: Средняя группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 64 с.

9. Стребелева Е.А Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр: пособие для учителя-дефектолога.- М.: ВЛАДОС, 2019.- 256 с.

10. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Книга для педагога-дефектолога.- М.: ВЛАДОС, 2019.- 180 с.

11. Ушакова О.С.. Рабочая тетрадь по развитию речи для детей 4-5 лет.- М.: ТЦ Сфера, 2019. – 32 с.

12. Шевченко С.Г. Ознакомление с окружающим миром и развитие речи дошкольников с ЗПР. – М.: Школьная Пресса, 2005.