Результаты распространения опыта педагога

Ситникова Ирина Викторовна

Результаты распространения опыта педагога

 

Форма представленного опыта работы

Уровень с указанием названия мероприятия

Тема представленного опыта работы

Дата представления

Доклад

ДОУ, педсовет

«Календарь событий в детском саду»

ноябрь 2016

Доклад

ДОУ, педсовет (zoom)

«Детский совет или утренний круг»

ноябрь 2020

Статья (отправлена в декабрьский Вестник БРИОП)

Республиканский

Экспериментальная деятельность дошкольников в рамках реализации ФГОС ДО

декабрь 2020

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kalendar_sobytiy_10.2016.pptx1.56 МБ
Файл detskiy_sovet_15.10.20.docx25.76 КБ
Файл statya.docx26.31 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №56 «Теремок» г. Улан-Удэ Консультация для педагогов АДВЕНТ – КАЛЕНДАРЬ В ДЕТСКОМ САДУ Подготовила: воспитатель 1 категории Ситникова И.В. 2016 год

Слайд 2

История возникновения адвент -календаря Адвент (от лат. Adventus ) — приход, пришествие. Придумали календарь в конце 19-го века, в Германии. И без ребёнка-почемучки тут не обошлось. Фрау Ланг просто замучил сын Герхард, который каждый день спрашивал маму, когда же уже наступит Рождество?! Она не выдержала и сделала ему из картона с окошечками календарь – по количеству дней перед Рождеством. Герхард мог открыть только одно окошко в день, за ним пряталось маленькое печенье. Так он видел сам, сколько печенья ещё нужно съесть до главного праздника, сколько осталось дней. Став взрослым, Герхард Ланг устроился работать в типографию в Мюнхене, и в 1908 году его фирма впервые представила адвент -календарь с 24 разноцветными картинками, которые можно было прикрепить к картонному основанию.

Слайд 3

Цели и задачи адвент -календаря Цель : создать для детей атмосферу волшебства, упорядочить подготовку к Новому году Задачи : •Расширить представления дошкольников о новогоднем празднике. • Закрепить знания о порядке следования дней недели, повторить (научить) счет до 30. • Развивать творческие способности. • Сформировать умение работать в коллективе, доводить начатое дело до конца. • Побудить детей принимать активное участие в подготовке и проведении новогоднего утренника.

Слайд 4

Алгоритм работы с адвент -календарём Задания для детей •Определите сроки работы с календарём (дату начала и окончания заданий). • Придумайте и оформите календарь и коробку –почту Деда Мороза. • Распечатайте письма, задания, украшения от Деда Мороза. • Составьте примерный план заданий-мероприятий. • Подберите материалы и оборудование для выполнения заданий. Задания для детей следует подбирать с учетом возраста детей и основных видов деятельности, которые предусматривает ФГОС ДО. Чтобы поддерживать интерес детей на протяжении всего периода работы с календарём, задания необходимо чередовать. Это могут быть наблюдения на прогулке, опыты и эксперименты, игровая, изобразительная, музыкальная деятельность и т.д . ВАЖНО ! Все задания дети выполняют в первой половине дня, а после дневного сна получают украшение на елку. Каждое украшение они приклеивают самостоятельно снизу вверх, закрывая по порядку кружочки с цифрами. Для этого календарь необходимо повесить на уровне роста дошкольников. .

Слайд 5

Начать работу следует с подготовки ящика для писем и заданий от Деда Мороза. Ящик должен быть большим, чтобы в нем помещались не только письма, но и материалы которые помогут детям выполнять задания. Если такой возможности нет, то материалы можно оформить в виде посылки, которую дети найдут рядом с почтовым ящиком. Воспитателю необходимо рассказать детям о календаре ожидания праздника и для чего он нужен. Важно сразу договориться о том, как дети будут с ним работать. В первый день они получают лист с зашифрованным посланием от Деда Мороза и первое задание. Далее каждый день в почтовом ящике вместе с заданиями они находят украшения на елку – элементы календаря, каждый из которых ведет к разгадке. В последний день дети получают лист-ключ, с его помощью вписывают буквы в послание и узнают, где спрятан подарок от Деда Мороза. Варианты зашифрованных посланий: подарок (сюрприз) лежит (находится, спрятан) в спальне (на улице, в спортивном зале, под елкой). Таким подарком-сюрпризом может стать книга, игрушка и т.д.

Слайд 6

Каждый день можно посвятить какой-то теме. Например: * День новогодних угощений (беседа о традиционных новогодних блюдах, изготовление магнитов) *День подарков для Снегурочки (рассказ о Снегурочке, чтение литературы, художественное творчество) *День зимних экспериментов (познавательно-исследовательская деятельность на прогулке) *День диких животных и животных Севера (беседа о северных животных; художественное творчество; конструирование из снега – берлога медведя) *День снега и снежков (изобразительная деятельность: нетр . техника (рисование солью), двигательная деятельность на прогулке: «Пронеси снежок», «Кто дальше» и т.д .) *Задания на выходные дни (предложить детям вместе с родителями изготовить поделки для выставки в детском саду. *День новогодней елочки (рассказать почему именно елка символ новогоднего праздника, чтение стихов и рассказов о ёлке, нарядить ёлку в группе и т.д.)

Слайд 7

*День Снеговика и Снежной бабы (рассказ о Снеговике и снежной бабе, чтение стихов, просмотр м/ф «Снеговик почтовик», изобразительное творчество «Снеговик», слепить снеговика на прогулке) * День новогодней сказки (кукольный спектакль новогодней тематики – артисты дети, чтение сказок новогодней тематики) *День зимних загадок и стихов (разгадывание зимних загадок, рассказ о зимних месяцах, приметы зимы по месяцам, различия и сходства зимних месяцев) *День фейерверка (рассказ о появлении праздничного салюта, изобразительная деятельность: аппликация «Салют», нетрадиционное рисование «Праздничный салют» - граттаж ) *День Задания на выходные дни (предложите детям вместе с родителями составить список самых интересных событий уходящего года; изготовить снежный шар с блестками; вместе покататься на санках, коньках, лыжах) *День новогодней раскраски (цифровые или буквенные раскраски новогодней тематики; раскраски с заданиями)

Слайд 8

* День теплых валенок (беседа почему на Руси носят валенки; поделка «Валенки», выучить стихи о валенках; подвижные игры с валенками на прогулке и т.д.) *День Новогодние утренники (встреча Деда мороза и Снегурочки) * День Задания на выходные дни (рекомендации родителям проводить больше времени с детьми, гулять, играть в подвижные игры, читать детям, смотреть вместе мультфильмы и познавательные передачи) Кульминация Заключительный этап, кульминация в работе с адвент -календарем в детском саду – новогодний утренник. В этот день дети получают письмо от Деда Мороза с ключом к посланию. По ключу они определяют, какой букве соответствует каждое украшение на елке-календаре, вписывают буквы в зашифрованное сообщение, разгадывают его и отправляются за подарками. Рефлексия В конце работы с календарем воспитатели подводят с детьми итоги года: вспоминают, что важного у них произошло в уходящем году, чему они научились, что узнали, на каких экскурсиях побывали.

Слайд 9

Взаимодействие с родителями Кроме заданий в детском саду по адвент -календарю, воспитатель предлагает родителям выполнить с детьми небольшие задания дома. Например, сделать своими руками елочную игрушку, новогоднюю открытку, испечь печенье. В подтверждение того, что они выполнили задание, родители приносят в группу продукты совместной с детьми деятельности. Продукт совместного детско-родительского творчества оформляется в выставку. По результатам выставки каждый участник получает памятный диплом от Деда Мороза.

Слайд 11

Продолжительность работы с календарём отличается в разных возрастных группах: Младший возраст – внимание детей еще не устойчиво, поэтому предложите им задания на 5 дней. Средний возраст – 10 дней. Старший возраст – задания распределяются на 2-3 недели и более, в зависимости от особенностей детей конкретной группы.

Слайд 12

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №56 «Теремок»г.Улан-Удэ

Детский совет или утренний круг?

Консультация для педагогов дошкольного образования

Подготовила:

воспитатель 1 категории

Ситникова И.В.

2020 год


Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации» одним из условий организации образовательной деятельности определяют создание условия для взаимопонимания и сотрудничества между людьми.

Содержание образования должно учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.(Статья 12 «Образовательные программы»)

Конвенция о правах ребенка

«Участвовать» – значит вносить свой вклад в совместную работу, выражать свое мнение по поводу происходящего, делиться своими планами и решениями по вопросам, затрагивающим твою жизнь и жизнь группы, совместно находить решения вопросов и задач, возникающих в процессе совместного жизнетворчества.
(Ст. 12–13 «Участие»)

Детский совет - принятая в мировой практике форма работы, позволяющая достигнуть баланса инициатив взрослых и детей, развить у детей способность управлять своей свободой и выбирать содержание своего обучения поддержка разнообразия детей и детства.

Участие возможно для детей любого возраста. Дети обладают значительно большим потенциалом, чем предполагают взрослые. При соответствующей поддержке они могут осознанно и целенаправленно принимать участие в определении дневных дел, могут четко сказать, что им нравится / не нравится, рассказать о своих идеях и представлениях, дать оценку своим идеям, делам и действиям и действиям других.

Культура участия (соучастия) может быть сформирована только постоянной ежедневной практикой, причем возраст ребенка, уровень владения речью играет роль только для формы участия, но не для участия как такового.

Задачи детского совета

-Создать эмоциональный настрой на весь день – «задать тон».
-Создать условия для межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых.

-Развивать эмпатию (сопереживание)

-Учить выбирать из личного опыта наиболее значимые, интересные события, рассказывать о них кратко, но последовательно и логично.

-Учить формулировать суждения, аргументировать высказывания, отстаивать свою точку зрения.

-Выбрать тему нового проекта / подвести итоги проекта.

-Разработать план действий.

-Учить детей делать осознанный ответственный выбор.

-Развивать умение договариваться о совместной деятельности, распределять роли и обязанности и др.

Длительность проведения детского совета

В целом детский совет может длиться, в зависимости от возрастной группы и ситуации, от 5 до 20 минут. Жесткой рамки нет. Все будет зависеть от того, насколько всем хорошо вместе, насколько детский совет идет живо и весело, насколько обсуждаемая тема интересна и важна и что составляет главную задачу: выбор темы планирование или текущее самоопределение детей в делах и действиях дня.

Структура детского совета…

Единственно верной структурыНЕТ.

-Детский совет НЕ занятие.

-Участие в нем НЕ может быть принуждением.

Что есть?

-Приветствие (инвариант: пожелания, комплименты, подарки).

-Игра (инвариант: тренинг, пение, слушание).
-Обмен новостями.

-Планирование дня (инвариант: выбор темы проекта, презентация центров, формулирование идей, выбор деятельности).

-Подведение итогов (работы в центре, проекта, дня).


1.Приветствия (комплименты, подарки и пр.)

-Прежде чем включать эту часть в структуру детского совета, стоит сделать анализ ситуации. Если дети без напоминания утром приветствуют взрослых и друг друга, если у воспитателя нет специально поставленной цели значительно разнообразить формы приветствий или «окультурить» их, то эту часть можно пропустить, ограничиваясь улыбкой и короткой приветливой фразой «Я рада вас видеть», «Я рада, что мы снова все вместе».

-Особое внимание может быть уделено тому ребенку (детям), который, например, вернулся после болезни или отпуска («Как здорово, что Артем снова с нами.Мы очень ждали тебя»).

Иное дело, когда культуре приветствий нужно учить…



2.Игра (пение, чтение/слушание, элементы тренинга)

-Игры используются как игры, для общей радости и удовольствия, а не учебно-тренировочных действий.

-Что это может быть? Любые игры, не требующие большой подвижности.

3.Обмен новостями или философствование с детьми
Обмен новостями во время детского совета – место легитимного высказывания всего, что переполняет душу и просится на язык.

Новости:
-не регламентируются (только по одной короткой новости);

-не селекционируются (только хорошие новости);

-не вытягиваются насильно («Сережа, мы еще не слышали твоих новостей»);

-не запрещаются («Нет-нет, об этом мы не говорим, это стыдно, маленькие дети не должны об этом думать и говорить»).

Новости принимаются как факт.

Как помочь ребенку заговорить

Как правило, проблема не в том, как «разговорить», а в том, как удержать разговоры в приемлемых рамках.

-Внимание к повседневным разговорам (наблюдения).

-Волшебный сундучок (от каждого молчуна по 1 вещице).

-«Секретик» (взрослый кооперируется с ребенком).

-Договаривание за ребенка, формулирование идеи от лица ребенка.
Стоит ли всеми силами «побуждать» молчащих детей

к «публичным выступлениям»? Нет.

Понимание индивидуальных особенностей ребенка и внимание к ним, терпение и терпеливость подскажут, когда не следует торопить и торопиться.


4.Планирование

Выбор темы проекта, образовательного события.

Планирование – одна из ведущих и одна из самых сложных составляющих детского совета. Прилагая максимум усилий для того, чтобы вовлечь детей в активное выдвижение идей, обсуждение возможных вариантов действий и в итоге к выбору темы образовательного проекта, акции, праздника или иного события, взрослые поддерживают их инициативу и креатив-ность, демонстрируют партнерский стиль взаимоотношений, позитивный эмоциональный настрой, предвкушение успеха, основанного на ценности совместных действий

-Ориентация на образовательную программу ДОУ, ситуацию в развитии и интересы детей, культуросообразность, потенциал местного сообщества.

-Баланс инициатив взрослых и детей.

-Интеракция как условие планирования.


Еще о планировании…

-Первое направление – выбор темы образовательного проекта (события, акции).

-Второе направление – разработка плана проекта, плана образовательного события).

-Третье направление – планирование дел и действий на текущий день.

Все идеи детей вносятся в общий план наравне с идеями взрослых.



Планируя работу вместе с детьми, взрослые получают самостоятельно, а значит, осознанно и ответственно, выбранные ими дела и действия, и теперь не нужно придумывать мотивацию – мотивация уже есть, причем внутренняя, самая важная и устойчивая.
Дети до начала действия уже знают, чем они могут заняться сами и чем планируют заняться другие. Это придает образованию в целом и конкретному дню определенность и продуманность.

-И взрослые, и дети, всегда могут обратиться к записям и посмотреть насколько реальны те дела и планы, о которых договорились. Что выполнено, что осталось нереализованным. Это придает осмысленность всей жизни группы.

-Иногда дети р. в. и, безусловно, трехлетки понимают, что взрослые записывают «их идеи, их мысли», т. е. придают им значение. Это воспитывает чувство собственного достоинства.

-Записанные печатными буквами слова побуждают детей учиться читать, что взрослые и увидят, если будут это делать вместе с ними постоянно.

-У педагогов накапливается содержание, подтверждающее индивидуализацию образовательной работы с детьми, и примеры «индивидуальной работы».


И последнее

Совместное планирование, вовлечение детей в планирование свидетельствуют о профессиональной состоятельности воспитателей – умении вести диалог со своими воспитанниками, следовать за их инициативой, учитывать их интересы, раскрывать содержание образовательной работы, используя необходимый комплекс форм и методов, индивидуализировать работу.

Выбор Предоставление права выбора – это не единичная акция, не специально запрограммированная взрослыми ситуация. Право выбора – естественное ежедневное состояние образовательной деятельности в дошкольной организации.

-Взрослый* (воспитатель, специалист, кто-то из родителей воспитанников) направляет выбор детей лишь тем, что создает необходимые предметно-пространственные условия и обсуждает с детьми (с некоторыми, с изъявившими желание) их планы.

Выбор не подразумевает того, что, выбрав сегодня центр математики, завтра ребенок обязан будет «выбрать» центр искусства, а послезавтра – центр движения.

-Выбор – это не награда, которая выдается детям после окончания «настоящей (учебной) работы».

-Выбор – это добровольно принятая ответственность, добровольное ограничение.


Баланс инициатив
Реализация модели обучения на примере культуросообразного поведения взрослых.

-Каждый день у ребенка должна быть возможность: самостоятельно выбрать дело для себя, включиться в кооперативную деятельность с другими детьми или работать под руководством воспитателя (в малой подгруппе, в индивидуальном партнерстве со взрослым).

5.Подведение итогов, или что у нас получилось?

-Использование этой формы позволяет подвести итоги и наметить перспективы, поддерживать стремление детей поделиться своими достижениями и неудачами, обеспечивает место и время формирования сложных и очень важных навыков рефлексивности.

-Итоговый сбор проводится ежедневно после того, как дети выполнят задуманное – реализуют свой план в центре искусства или кулинарии (математики, строительства, игры, песка и воды, науки и т. п.).

-Его основная задача – анализ деятельности: что получилось, насколько полученный результат соответствует задуманному, что помогало и что мешало в достижении цели. И еще одна задача, не менее важная, но скрытая от детей, – заразить энтузиазмом («Смотри, какие интересные работы получились у Ани, Юры»), вселить в детей чувство уверенности, что они тоже смогут, если захотят.

Роль взрослых

-При ведении детского совета взрослый – модератор.
-Взрослые основывают свою деятельность на понимании и признании потенциальных способностей, возможностей и прав ребенка на свободу, самостоятельное познание окружающего мира во всем его многообразии; предоставляют детям достаточную свободу для реализации их собственных замыслов, очерчивая ее рамками принятой культуры и формируя у воспитанников понимание ответственности за свой выбор, действия и результаты.
-Как ресурсная личность, воспитатель вместе с другими участниками образовательного процесса создает в группе необходимые условия, помогает детям найти и использовать разнообразные источники информации.

Вне зависимости от названия, детский совет – это место
и время делового и духовного общения взрослых с детьми, задающего смысл и стиль всей жизни группы – маленького уникального сообщества со своей историей, культурой, интересами, потребностями и возможностями.

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Ситникова И.В., воспитатель

МБДОУ Детский сад №56 "Теремок" г. Улан-Удэ

Экспериментальная деятельность дошкольников в рамках реализации ФГОС ДО

Наступила эпоха массового спроса на индивидуальности  - это эпоха персонализации и самоактуализации личности, которая предложена в нашей стране на президентском уровне. Чтобы ответить на вызовы разнообразия, нужно вариативное образование и расширение возможности личности через индивидуализацию, разработку индивидуальных вариативных программ развития.

Сегодня время предикативной дидактики, связанной с системой преадаптации (предвосхищающей адаптации). Преадаптация (от лат. prae — впереди, перед и adaptatio — приспособление) — наличие скрытых адаптивных потенций, позволяющих приспосабливаться к новым измененным условиям. Преадаптация - это норма институтов персонализации, в то время, как адаптация - это норма институтов социализации. Одно невозможно без другого. Но если бы мы были только в логике социализации, мы бы ходили по кругу, воспроизводились, приспосабливались, улучшали все в заранее заданном диапазоне и тогда мы оставались бы в ситуации стабильности, а потом делали шаг назад. Но в любой адаптации появляются странные, избыточные возможности, которые подготавливают нас к прыжку в новую реальность, к движению через барьеры. В каждой адаптации просыпается преадаптация. Это необходимость нашего времени и мы не можем этого не учитывать. в том числе и в образовании.

Мы не можем предугадать развитие общества, так как скорость развития общества увеличивается в геометрической прогрессии. Появление нового во всех областях настолько быстро, что мы не представляет к чему необходимо готовить детей. Преадаптация есть ответ на вызовы растущей неопределенности, сложности и разнообразия. В стабильном мире, где можно прогнозировать, опираясь на опыт, в достаточной мере, преадаптация не выходит на первый план. Там где скорость изменений в обществе маленькая и общество успевает передавать опыт поколений следующему поколению и новое поколение может этим опытом воспользоваться, преадаптация не носит актуальный характер, она как бы спит. Но стоит миру измениться и эти резервы и эти избытки, которые у нас всегда есть, которые кажутся на сегодняшний день нелепыми, ненужными и странными, завтра вдруг оказываются самыми главными. Иными словами, во всех областях есть рост изменчивости, когда неопределенность бросает вызов, появляются эти опережающие изменения возможности, то есть преадаптация В этих условиях прямые директивные модели управления, в том числе в дошкольном образовании, не приводят к выигрышу и действуют только для решения сиюминутных задач и методики дошкольного образования "делай как я" в современном образовании неприменимы.

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования сформулировано следующие принципы дошкольного образования:

- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее — индивидуализация дошкольного образования);

- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

-  поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. То есть особый акцент делается на формировании процессов, предшествующих решению задач и реализации деятельности и обеспечивающих их успешность с учетом индивидуализации. В дошкольном возрасте это становится возможным благодаря проявляемой ребенком познавательной активности, которая может проявляться в разных формах и разных сферах. Познавательная активность в данном случае рассматривается, как стремление ребенка к познавательной деятельности, стремление выявить возможности действия с новыми объектами и в новых ситуациях самостоятельно.

Успешность образовательной работы с детьми во многом зависит от правильно подобранных форм и методов, которые, в первую очередь, определяются возрастными особенностями проявления той или иной характеристики.

В ходе исследования развития познавательной активности, проводимых Клопотовой Е.Е., Самковой И.А., были полученные результаты, которые выявили следующую возрастную специфику:

 1) динамический компонент познавательной активности выражается в способности детей продуцировать разные варианты действий в ситуации, он имеет плавную позитивную динамику на протяжении всего дошкольного возраста;

2) показатели содержательного компонента познавательной активности совершают наибольший количественный скачок у детей пятого года жизни, а своего пика достигают в начале старшего дошкольного возраста;

3) к концу дошкольного возраста познавательная активность проявляется в большей степени в вербальной форме, чем в продуктивной деятельности.

Таким образом необходимо обеспечить условия развития познавательной активности в продуктивной деятельности детей до 5 лет, при этом учитывая и развивая индивидуальность каждого воспитанника.  [2]

Исходной формой экспериментирования, по мнению Л.С. Выготского, из которой развились все остальные, является единственная доступная ребенку форма экспериментирования манипулирование предметами, которая возникает в раннем возрасте. В процессе манипулирования предметами идет и природоведческий и социальный эксперимент. В последующие два-три года манипулирование предметами и людьми усложняется. Ребенок все больше совершает обследовательские действия, усваивая сведения об объективных свойствах предметов и людей, с которыми он сталкивается. В это время происходит становление отдельных фрагментов экспериментаторской деятельности, пока еще не связанных между собой в какую-то систему.

После трех лет постепенно начинается их интегрирование. Ребенок переходит в следующий период - любопытства, который при условии правильного воспитания ребенка – переходит в период любознательности (после 5 лет).

Дети четвертого года жизни начинают задавать взрослым многочисленные вопросы, что свидетельствует о важных достижениях:

•у детей накопились определенные знания;

•появилось понимание, что знание можно получить вербально от взрослого человека;

•сформировалась способность сопоставлять факты, устанавливать между ними хотя бы простейшие отношения.

Далее экспериментаторская деятельность начнет приобретать типичные черты, экспериментирование становится самостоятельным видом деятельности. Приобретение данных навыков требует систематичной, целенаправленной работы педагога направленной на развитие деятельности экспериментирования детей. 

Теоретической базой экспериментирования детей являются исследования Н.Н. Поддьякова, который в качестве основного вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности детей выделяет деятельность экспериментирования, эту истинно детскую деятельность, которая является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста: «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка» (Н.Н. Поддъяков, 1995).

Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Поисковая деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам еще не сформирован и характеризуется неопределенностью, неустойчивостью. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это накладывает особый отпечаток на вес действия, входящие в поисковую деятельность: они чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробный характер.

Н.Н. Поддьяков выделяет два основных вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности у дошкольников.

Первый характеризуется тем, что активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребенка. Он выступает как ее полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит ее цели, ищет пути и способы их достижения и т.д. В этом случае ребенок в деятельности экспериментирования удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю.

Второй вид ориентировочно-исследовательской деятельности организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребенка определенному алгоритму действий. Таким образом, ребенок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым.

В дошкольном экспериментировании ранее вся работа строилась на втором виде ориентировочно-исследовательской деятельности. Однако в современных условиях необходимо перейти на первый вид, где вся инициатива постепенно передается ребенку. Полностью перейти к самостоятельным опытам и экспериментам возможно к концу учебного года в основном из соображений безопасности.

Таким образом экспериментальная деятельность для детей младшего дошкольного возраста является важнейшим фактором развития при условии правильной организации. Разработанная программа "Любопытные почемучки" детей младшего дошкольного возраста значительно отличается методикой организации и проведения от привычных опытов и экспериментов.

Дети младшего возраста еще не способны работать самостоятельно, но охотно делают это вместе с взрослым, поэтому участие педагога на начальном этапе в совершении любых действий обязательно. Очень важно не сообщать знания в готовом виде, а помочь ребенку совершить небольшое открытие.

Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена от природы. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Наша задача – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать детям. В течение дня дети задают множество вопросов. Ответами на некоторые вопросы могут быть эксперименты. Например, «Куда делось мыло?», «Почему горит фонарик?», «Куда девается вода, когда поливаем?» и т.д. На такие вопросы ответить сложно, но если провести эксперимент ребенок все поймет и сам ответит на свой вопрос. Помимо предложенных детьми тем, еженедельно детям организуется среда таким образом, чтобы можно было изучить определенные явления и процессы, научиться анализировать, классифицировать. Педагогу необходимо лишь слегка направить ребенка, задавая наводящие вопросы, мотивируя к действию организацией в уголке экспериментирования соответствующей среды.

Как лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к серьёзным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на развитии ребёнка, на способности обучаться в дальнейшем. Очень жаль, что долгое время это не учитывалось системой дошкольного образования. Единственный выход здесь, как считают педагоги и психологи - это широкое внедрение метода детского экспериментирования в младшем дошкольном возрасте с дальнейшим развитием в самостоятельную исследовательскую деятельность дома и в детском саду.

.

Использованная литература:

  1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М., 2016. – 112 с.
  2. Клопотова Е.Е., Самкова И.А. Возрастные особенности развития познавательной активности в дошкольном возрасте [Электронный ресурс] URL: https://psyjournals.ru/files/88308/psyedu_2017_n2_Klopotova_Samkova.pdf (дата обращения: 12.11.2020)
  3. Поддьяков А.Н. Развитие исследовательской инициативности в детском возрасте: дис. на соиск. учен. степени д-ра психол. наук. – М.: МГУ, 2001 // [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://textarchive.ru/c-1853417-pall.html (дата обращения: 12.11.2020)
  4. Поддьяков Н.Н. Детское экспериментирование и эвристическая структура опыта ребенка-дошкольника // Исследователь / Researcher. – 2009. – № 2. – С. 68–75.
  5. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. – М., 2006.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. Приказом Минобрнауки №1155 от 17.10.2013 года) [Электронный ресурс]: URL: https://docs.edu.gov.ru/document/a72db92c851c9f9c33d52d482420b477/download/1253/  (дата обращения: 12.11.2020).

.