Методы, формы, средства организации деятельности воспитанников
Методы - упорядоченные способы взаимодействия взрослого и детей, направленные на достижение целей и решение задач дошкольного образования.
Для обеспечения эффективного взаимодействия педагога и детей в ходе реализации образовательной программы используются следующие методы:
Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа, разъяснение, поручение, анализ ситуаций, обсуждение, работа с книгой.
Основным средством выступает устное или печатное слово: фольклор: песни, потешки, заклички, сказки, пословицы, былины; поэтические и прозаические произведения (стихотворения, литературные сказки, рассказы, повести и др.).
Методы практического обучения: упражнения, приучение, технические и творческие действия.
Основные средства: скороговорки, стихотворения; музыкально-ритмические движения; дидактические, музыкально-дидактические и подвижные игры; различный материал для продуктивной и творческой деятельности.
Методы эстетического восприятия: побуждение к самостоятельному творчеству, побуждение к сопереживанию, культурный пример, драматизация.
Средства:
- разнообразные продукты и атрибуты различных видов искусства (в том числе и этнического) - сказки, рассказы, загадки, песни, картины, музыкальные произведения и другие;
- личный пример взрослых, единство их внешней и внутренней культуры поведения;
- эстетика окружающей обстановки (целесообразность, её практическая оправданность, чистота, простота, красота, правильное сочетание цвета и света, наличие единой композиции, уместных аксессуаров).
Методы проблемного обучения: проблемная ситуация, проблемное изложение, экспериментирование.
Эвристический или частично-поисковый метод: дети экспериментальным путем знакомятся с различными явлениями или свойствами; проблема ставится или до, или после эксперимента.
Средства проблемного обучения: рассказы, содержащие проблемный компонент; картотека логических задач и проблемных ситуаций; объекты и явления окружающего мира; различный дидактический материал; оборудование для опытно-экспериментальной деятельности с водой, светотенью и иными свойствами материалов, явлениями; технические средства обучения (интерактивная доска, мультимедийное оборудование и др.).
Методы поддержки эмоциональной активности игровые и воображаемые ситуации, похвала, придумывание сказок, рассказов, стихотворений, загадок и т.д., сюрпризные моменты, забавы, фокусы, элементы творчества и новизны, юмор и шутка.
Средства поддержки эмоциональной активности: картотека возможных игровых и проблемных ситуаций; картотека стихотворений, загадок, закличек, в том числе предполагающих додумывание концовки воспитанников; шаблоны, полуготовые и промежуточные варианты раздаточного материала, разрезные картинки, пазлы, нелепицы, шутейные изображения и др., инвентарь для элементарных фокусов, игрушки-персонажи, ростовые куклы, костюмы для ряженья; юморески, комиксы и др.
Формы реализации программы отличаются по количественному составу участников, характеру взаимодействия между ними (степенью активности и самостоятельности), способам деятельности, месту проведения. Выделяются общие формы обучения (индивидуальная, групповая, коллективная), конкретные формы обучения дошкольников (занятия, экскурсии, дидактические игры, индивидуальная работа с ребенком).
Технология "Мягкая среда Тафи" с использованием сенсорно-тактильных предметов игрового обихода из текстиля, которые включают в себя пособия: «Вязанная графика»; «Шифоновая радуга»; «Пальчиковый фитнес»; «Меховой театр»; «Ритмические скакалки «Прыг-скок» и другие. Все материалы исползуются для сенсорного развития — первой ступени развития интеллектуальных и умственных способностей ребенка. Ребенок получает первый опыт встречи с разными материалами и накапливает сенсорные впечатления.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.5 КБ | |
| 19.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по пособию мягкая среда ТАФИ,
номинация «ТАФИ-перспектива»
Ситникова Ирина Викторовна, МАДОУ детский сад № 56 «Теремок» комбинированного вида г. Улан-Удэ
Возраст детей: первая младшая группа
Цель: развитие коммуникативно-речевых навыков
Задачи:
Развивающие:
- развитие крупной и мелкой моторики;
- развитие речевых навыков;
- развивать коммуникативные навыки взаимодействия;
- развитие памяти и внимания.
Воспитывающие:
- воспитывать привычку быть активным, внимательным при взаимодействии с педагогом и друг с другом.
Обучающие:
- формировать активный и пассивный словарь детей;
- научить целенаправленным действиям с предметами и взаимодействию в социуме, подражать новым действиям;
- побуждать детей к активным действиям с игровым пособием «ТАФИ».
Материалы и оборудование: игровые пособия «ТАФИ»: меховой театр, шифоновая радуга, палочки-игралочки, мнушки, вязаная графика, корзинка, шаблоны бабочек, цветные бабочки, музыкальный центр, фонограмма музыки, стол.
Планируемые результаты: пополнение и развитие коммуникативно-речевых навыков.
- Организационно-мотивационный этап
(звучит веселая музыка)
В группу заходит Лягушка с корзинкой:
Я – зеленая лягушка.
Я – веселая квакушка.
Все мои подружки
Квакушки веселушки.
На болоте я живу
Громко песенки пою.
- Здравствуйте ребята, ква-ква.
Я пришла к вам в гости, но давайте сначала мы поздороваемся. Смотрите какие у меня зеленые лапки. Они теплые и мягкие. А здороваться мы будем как лягушата.
«Меховой театр» (дети одевают зеленые и коричневые варежки).
Милые лягушки
Начинают потягушки
С ними вместе потянулись (вытягивают руки вверх, поднимаются на носочки)
Ручки вверх, ручки вниз. (руки отпускают вниз, поднимают вверх)
Раз- два, раз – два (хлопки)
Ква- ква, ква-ква. (сжимают пальцы имитируя кваканье)
- Основная часть
Ребята, а я пришла к вам не с пустыми руками, а с волшебной корзинкой. У меня в корзинке спрятались мои подружки, веселые гусеницы.
«Палочки – игралочки»
Гусеница, гусеница, бабочкина дочка, (палочка «ползёт», как гусеница, по внутренней стороне руки, от предплечья к запястью, а потом на другой руке — от запястья к предплечью)
По травинкам ползает (те же самые действия повторяют на внешней стороне руки)
Кушает листочки: Ам! Ам! Ам! Ам! (одной рукой постукивают по ладошке — сначала по одной руке, а затем по другой)
Поела — спать захотела. (палочку кладут на ладонь и накрывают другой ладошкой).
Кладут гусениц в корзинку.
Мои подружки спать захотели, давайте споем им колыбельную песенку.
«Шифоновая радуга» (колыбельная музыка)
Детям раздаются шифоновые платочки и под колыбельную песенку ребята повторяют движения. Опускают платочки на гусениц.
«Мнушки»
-Пока наши гусеницы отдыхают мы с вами поиграем веселыми мячиками «Мнушками». (дети выполняют движения по показу педагога)
Я мячом круги катаю,
Взад - вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку,
Будто я сметаю крошку.
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка.
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
Пока мы с вами играли наши гусеницы отдохнули, поспали. Давайте мы их достанем.
Дети достают из корзинки вместо гусениц, белых бабочек.
Наши гусеницы пока спали превратились в бабочек, но они почему-то белые. А давайте мы с вами их раскрасим нашими волшебными мягкими карандашами.
«Вязаная графика» дети с помощью карандашей раскрашивают бабочек.
- Заключительная часть
Ребята, я так рада, что теперь у меня появились еще друзья – бабочки. Спасибо, что вы помогли мне раскрасить моих подружек.
Какого цвета наши бабочки?
Как наши гусеницы превратились в красивые бабочки? А теперь мне пора домой. До свидания.
Предварительный просмотр:
«Применение технологии «Мягкая среда ТАФИ» в работе с детьми раннего возраста»
(1 слайд)
Раннее детство — основа общего развития ребенка, период развития фундаментальных жизненных функций. Именно в этот период закладываются основы здоровья и интеллекта ребенка, в этом возрасте умственное и нравственное развитие особенно зависит от физического и эмоционального состояния малыша.
Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе, формирование положительной установки на детский сад, положительное отношение ребенка к нему зависит, прежде всего, от педагогов, от их умения создать атмосферу тепла, доброты, внимания. Именно поэтому, работая в этом году в группе раннего возраста, я решила применить в работе с детьми технологию «Мягкая среда ТАФИ» (СЛАЙД 2) разработанную доцентом кафедры дошкольного образования института детства и артпедагогики Томского государственного педагогического университета, кандидатом психологических наук Еленой Дмитриевной Файзуллаевой и магистром педагогики, директором компании ТАФИ Татьяной Дмитриевной Фицнер.
В раннем детстве (от 1 до 3 лет) ведущая деятельность – предметно-манипулятивная, а мышление носит наглядно-действенный характер. Это значит, что ребенок лучше всего развивается, осваивая манипуляции с интересующими его предметами и формирование как психических, так и физических качеств происходит через практический опыт ребенка.
(СЛАЙД 3)
Развивающие игры «Мягкой ТАФИ среды» - это сенсорно-тактильные предметы игрового обихода из текстиля, которые включают в себя пособия:
«Вязанная графика»;
«Шифоновая радуга»;
«Пальчиковый фитнес»;
«Меховой театр»;
«Ритмические скакалки «Прыг-скок»
Все эти материалы нужны для сенсорного развития — первой ступени развития интеллектуальных и умственных способностей ребенка. Ребенок получает первый опыт встречи с разными материалами и накапливает сенсорные впечатления.
Сегодня я хочу познакомить Вас с несколькими пособиями, сделанными своими руками на основе пособий ТАФИ, которые я использую в работе с детьми раннего возраста и дать вам возможность практически применить эти материалы.
«Вязанная графика»
(Слайд 4)
«Вязаная графика» – это творческий набор, состоящий из холста-основы и вязаных веревочек («текстильных карандашей») разного цвета и длины, которые можно использовать для игровой деятельности, в изобразительном творчестве, на психолого-коррекционных и развивающих занятиях.
В процессе использования «текстильных карандашей» решаются задачи:
• развития мелкой моторики;
• развития координированности движения рук;
• обогащается чувственный опыт;
• развиваются мыслительные процессы и творческая активность;
• развивается речь ребенка;
• развивается воображение;
• формируется у ребенка представлений о цвете, форме, величине;
• развивается умение действовать по образцу.
Этот набор можно использовать как для индивидуальных занятий, так и в групповой работе обыгрывая с детьми какой-то сюжет (сказку, потешку или стишок) и изображая на большом холсте элементы сюжета (дождик, травку, солнышко и т.д.) С этой целью мною разработана картотека сказок и стихотворений, к которой подобрана система упражнений с пособиями ТАФИ.
Давайте и мы сейчас попробуем «нарисовать» стихотворение текстильными карандашами.
Нарядились все тюльпаны
В ярко-красные кафтаны
И у каждого наряд
Очень ярок и богат!
Чтобы вам было легче изобразить тюльпан для вас есть схемы подсказки.
(Слайд 5)
Используя набор «Вязаная графика» можно создавать целые картины или текстильные открытки. Так, работая над проектом «Семья на ладошке», мы с ребятами сделали вот такую текстильную открытку для наших мам и бабушек. (Слайд 6)
Как видите, текстильные карандаши можно использовать и для изучения цифр и букв.
«Пальчиковый фитнес» (Слайд 7)
«Пальчиковый фитнес» – набор сенсорных мини-тренажеров-массажеров (вязаные шарики разных цветов; палочки-игралочки; дорожки, колпачки). В своей работе я использую «Пальчиковый фитнес» в играх и занятиях для развития мелкой моторики пальцев рук, кистевого праксиса, ручной умелости, как тактильный конструктор.
Предлагаю вам выполнить несложную пальчиковую гимнастику, используя пособие колпачки:
1,2,3,4,5 – пошли пальчики гулять,
Чтоб не мёрзли, не болели,
Пальцы шапочки надели:
Красную шапку большой брат надел,
Всё, не замёрзнет пальчик теперь.
Синюю шапку – брат указательный,
Будет тепло ему в ней обязательно!
Средний гуляет в шапке зелёной,
А безымянный- забыл шапочку дома,
Скорее за шапкой домой поспеши,
Белую шапку себе отыщи!
Серую шапку мизинчик надел,
Весело стало пальчикам всем!
(Слайд 8)
«Шифоновая радуга»
Тканевый конструктор «Шифоновая радуга» - набор лоскутков семи цветов радуги и разного размера. Я использую этот набор как форму адаптационного вхождения ребенка в сообщество и в ритм дня. Игры с платочками направлены на создание благоприятного эмоционального климата в группе, сближение детей друг с другом и воспитателем, снятие психоэмоционального напряжения, тревоги и агрессии, совершенствование коммуникативных, игровых и двигательных навыков.
Ткань мягкий, пластичный материал, хорошо подходящий для любой детской деятельности, обладает такими характеристиками, как многофункциональность, открытость, комфортность, что позволяет создавать множество игровых и дидактических ситуаций.
(Слайд 9)
Игровой набор "Меховой театр" я использую, для:
· организации развивающих, театрализованных занятий;
· разучивания и обыгрывания сказок, рассказов, стихотворений;
· для проведения самомассажа
(Слайд 10)
Ритмическая скакалка «Прыг-скок» - это текстильный тренажер, который помогает детям:
развивать крупную моторику
тренировать концентрацию внимания, координацию движений
развивать наблюдательность, ловкость
расширять активный словарь
ориентироваться в пространстве
развивать умения действовать по заданному условию.
А сейчас, я хочу показать вам как можно использовать все эти пособия вместе и предлагаю обыграть всем известную сказку «Колобок» средствами ТАФИ среды.
На лесной опушке, в маленькой избушке, («Домик»- «Шифоновая радуга»)
Жили-были старик и старушка.
Вот однажды старик говорит:
- Ты, старуха, не сиди,
Колобок мне испеки!
Вот старуха и пошла, («Шарики-мнушки»)
Колобок она пекла.
Тесто в руку клала,
Пальцами сжимала.
Положила колобка,
На окошко, и ушла.
Колобок с окошка- прыг! («Пальчиковый фитнес» - «Зелёные дорожки»)
Укатился в тот же миг.
По дорожке побежал
И немножечко устал.
На пенёчек он присел
И по сторонам смотрел.
Видит, лес вокруг растёт, («Вязаная графика» - «Ёлочка»)
Ёлки водят хоровод.
Из-за ёлки в тот же миг,
На дорожку зайчик: «Прыг!» («Меховой театр»)
- Колобок-колобок!
Съем тебя сейчас, дружок!
-Ты, зайчишка, не шути, (Скакалка «Прыг-скок»)
Меня попробуй догони!
Вот от зайца убежал, («Меховой театр»)
К волку в лапы он попал
- Колобок, колобок,
Съем тебя сейчас, дружок!
- Ты, волчище, не пугай, (Фитнес-вишенки – упр. «Качели», «Круг»)
Попробуй-ка сперва поймай!
И от волка убежал,
Но медведя увидал. («Меховой театр»)
-Колобок-колобок,
Съем тебя сейчас, дружок!
Ты, косолапый, не рычи,
Меня попробуй отыщи! («Шифоновая радуга»)
Косолапый не нашёл,
Потоптался и ушёл.
Ох! Устал наш колобок, (Усадить колобка на пенёк)
Сел опять он на пенёк.
Видит он, Лиса идёт,
Речи сладкие ведёт:
-Здравствуй, здравствуй, колобок! («Меховой театр» - самомассаж)
Здравствуй, маленький дружок!
Ты такой румяный,
Пахнешь ты сметаной!
Ты такой хороший, ты такой пригожий!
Как услышал колобок,
Что ему лиса поёт
К ней он тут же покатился,
В её лапках очутился,
А лисичка не зевала, («Палочки-игралочки»)
-Ам! И колобка поймала!
Тут и сказочке конец,
А кто слушал, молодец!
Выполняя такие игровые задания дети, сами этого не замечая, легко овладевают различными навыками, у них развивается внимание, повышается интерес к совместной деятельности со взрослым, развивается воображение, формируются предпосылки к творческой деятельности.
Как видите, наборы ТАФИ прекрасно дополняют друг друга, они многофункциональны и доступны каждому.
А самое главное, что их применение не ограничивается ранним возрастом, а легко адаптируется под любые развивающие и воспитательные задачи.\Сейчас я разрабатываю долгосрочный проект поп патриотическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста средствами ТАФИ среды.
А в среднем и старшем возрасте планирую активно внедрять в работу с детьми создание текстильной анимации.
