Материалы для воспитателей

Ситникова Ирина Викторовна

На странице представлены методические материалы педсоветов, семинаров, мастер-классов, открытых занятий и т.д.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Администрация г. Улан – Удэ МУ Комитет по образованию Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №56 «Теремок» комбинированного вида Консультация для педагогов Инновационные формы работы в детском саду - ЛЭПБУК Подготовила и провела: воспитатель первой категории Ситникова И.В.

Слайд 2

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов через применении пособия лэпбук в совместной деятельности с детьми. Задачи: 1. Познакомить педагогов с лепбкуингом - как новой образовательной методикой в индивидуальном образовании дошкольника. 2. Представить и закрепить с педагогами этапы изготовления лэпбука . 3. Повысить уровень мастерства педагогов с помощью мастер –класса.

Слайд 3

Согласно новым требованиям и целям обучения, которые обозначены в ФГОС ДО, воспитателям детского сада необходимо искать и внедрять в практику своей работы новые интерактивные и более эффективные методические средства и приемы, которые способствуют повышению познавательной активности дошкольников. К ним смело можно отнести лэпбук . Что это такое ? Автором пособия считают американку Тэмми Дюби . Она придумала наполнить небольшую папку разнообразными картинками, кармашками, стишками и бумажными поделками для закрепления и сохранения информации, которую освоила со своими детьми . Лэпбук ( lapbook ), в дословном переводе с английского значит «наколенная книга» ( lap — колени, book — книга) — это одна из форм совместной деятельности детей и взрослых.

Слайд 4

Лэпбук отвечает всем требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде. Лэпбук : - информативен ; - полифункционален : способствует развитию творчества, воображения. -пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера); -обладает дидактическими свойствами, несет в себе способы ознакомления с цветом, формой и т.д.; -является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства; - вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части); -его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста; -обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

Слайд 5

Лэпбуки имеют небольшие размеры (обычно формата А4 в сложенном виде) и ребёнку удобно рассматривать их, держа на коленях. Кроме того, эти чудо-книжки полны загадок и секретов, они раскладываются и имеют множество кармашков, вкладышей, блокнотов, которые в свою очередь раскрываются, что очень по вкусу маленьким исследователям и любителям тайн .

Слайд 6

Следует отметить две существенных особенности лэпбука : * Интерактивность . Ребёнок взаимодействует с папкой, а не просто рассматривает её. Действенное участие намного увеличивает как интерес к пособию. Особенно важно это для детей- кинестетиков (с преобладанием осязания как средства познания окружающего мира), ведь не секрет, что в современном образовательном процессе преобладают наглядные методы (демонстрация иллюстраций, видео и слайдов), а также использование музыки, аудиозаписей. * Тематичность . Собрать в небольшой папке информацию по разным темам сложно, детям будет трудно усвоить и понять её, поэтому лэпбуки обычно посвящают одной теме, к примеру, «Осень», «Птицы», «Семья». В старшей группе, предполагающей более глубокое изучение некоторых тем, возможно освещение в лэпбуке более конкретной под темы: «Дары осени», «Зимующие птицы», «Семейные праздники». Таким образом, современный лэпбук представляет собой тематическую интерактивную папку (книгу), содержащую систематизированную и разнообразно оформленную информацию.

Слайд 7

Цели использования лэпбуков также очень разноплановые. Это и закрепление всего, что дети узнали в ходе осуществления проекта, и обучение сбору и систематизации информации, и развитие творчества и креативности, и воспитание бережного отношения к продукту, изготовленного коллективно, уважения к общему труду. Одной из важнейших задач пособия считают стимуляцию у детей познавательной активности, стремления узнавать и запоминать новое, а в старшем дошкольном возрасте — пробуждения желания учиться.

Слайд 8

Чем привлекательна данная форма работы? * Лэпбук помогает ребенку лучше понять и запомнить материал. * Это отличный способ для повторения пройденного материала в любое удобное время. * Ребенок может самостоятельно собирать и организовывать информацию. * При создании лэпбука можно выбрать задания под силу каждому ребенку. * Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей. * Лэпбук может быть формой представления итогов проекта или тематической недели. * Активизирует у детей интерес к познавательной деятельности. * Помогает разнообразить занятия, совместную деятельность со взрослым. * Позволяет сохранить собранный материал. * Объединяет педагогов, детей и родителей. * Дети учатся находить информацию самостоятельно – учатся учиться. * Развивается творческое мышление, любознательность, находчивость, воображение, мелкая моторика, пространственная ориентировка, развивается речь.

Слайд 9

Разновидности лэпбуков Тематические папки бывают нескольких видов. В основном их различают по способу применения . Принято выделять такие виды лэпбуков по назначению: Игровой . Эта папка предусмотрена для игры, вместе с педагогом или самостоятельной детской, поэтому главный акцент в ней необходимо сделать на развлекательность, лёгкость восприятия информации. В неё можно, кроме игровых подвижных элементов (окошки, круги, раздвижные кармашки-лепестки), вложить популярные сейчас игры- ходилки , карточки для логических игр наподобие «Кто я?», «Что я загадал?», мелкие предметы для игры «Что у меня в руке?», «Отгадай на ощупь» в небольшом тканевом мешочке. Учебный (энциклопедический) . Прекрасное подспорье для организованной образовательной деятельности и индивидуально работы по закреплению определённой темы. В такой лэпбук можно поместить не только обучающие игры, карточки для развития памяти, пословицы, но и интересные факты, народные приметы, вопросы для викторины. Естественно, использовать такое пособие дети смогут при помощи воспитателя .

Слайд 10

Поздравительный . Будет оригинальным и очень приятным подарком для близкого человека, вкусы и увлечения которого вам хорошо известны. Лучшей подружке дочери подойдёт изготовленный совместно с мамой лэпбук , в котором найдётся место общим фотографиям подружек, бумажной кукле с набором платьев и аксессуаров, собственноручно сшитой тряпичной кукле, небольшой плоской шкатулочке с детской бижутерией. Лэпбук в подарок мальчику можно наполнить магнитами с изображением динозавров, героев мультфильмов, деревянным конструктором (его детали плоские и уместятся в конверте), фотографиями любимых спортсменов, автомобилей. Автобиографические . Это может быть как история одного ребёнка (материалы и оформление помогают сделать малышу родители дома), так и история жизни одной группы детского сада, в которой будут собраны фото, поделки и забавные высказывания малышей. При изготовлении лэпбука «Наша группа» важно распределить материал так, чтобы каждому ребёнку было уделено внимание, каждый присутствовал в каком-либо разделе и хотя бы на одной из фотографий .

Слайд 11

Не менее важным является разделение лэпбуков по возрасту детей . Тематические папки для младшего дошкольного возраста отличаются меньшим количеством страниц, интерактивных элементов, более общим освещением информации, крупными деталями. Специалисты, углублённо использующие лэпбуки , рекомендуют их применение в работе с детьми от пяти лет и старше, но и в младшем возрасте под контролем педагога ребятишки могут и заниматься с лэпбуком , и учиться наводить в нём порядок (складывать по конвертам картинки, сворачивать и закрывать лепестки « секретиков » и т. д.). Полезны в этом возрасте будут папки на развитие цветового восприятия в сочетании с тактильным (с элементами из разноцветного войлока, ткани, меха, мешковины ).

Слайд 12

Материалы и форма интерактивной папки Материал, из которого делают лэпбуки , может быть самым разнообразным, главное, чтобы он был разрешён для использования в дошкольных учреждениях. По этой причине некоторые виды строительных материалов (потолочные плитки, отделочный пластик), лучше не брать в работу, ведь недорогие их виды могут быть некачественными, а те, что соответствуют стандартам, «кусаются» в цене. Поэтому лучше остановить внимание на привычных, безопасных материалах: картон, ватман, цветная бумага. Подойдут для основы и картонные ящики из-под конфет, печенья, готовые папки А4, папки для ручного труда, куда вклеивают дополнительные листы.

Слайд 13

Формы лэпбуков зависят от фантазии их создателей : *Классическая прямоугольная; *Квадратная, овальная, в виде других геометрических фигур; *Отражающая тему папки, то есть и в виде матрёшки, чашки, птицы, цветка, облака. Выбирая фигурный вариант, следует помнить, что лэпбук будет использоваться часто, и слишком мелкие, тонкие детали, например, носик чайника или стебелёк цветка, могут просто отвалиться.

Слайд 14

Лэпбук можно использовать : *При изучении новой темы *При закреплении полученных знаний *В свободной деятельности детей *Как итог проекта *В работе с родителями

Слайд 15

Лэпбук – вид совместной деятельности взрослого и ребенка Создание лэпбука - эффективное средство для привлечения родителей к сотрудничеству. Родители обеспечивают поддержку: * организационную (экскурсии, походы) * техническую (фото, видео) * информационную (сбор информации для лэпбука ) * мотивационную (поддерживание интереса, уверенности в успехе)

Слайд 16

Творческих Вам успехов! Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детские сад №56 «Теремок» (комбинированного вида)

Г.Улан-Удэ

Конспект ООД

 по формированию целостной картины мира «Наш дом»

в группе раннего возраста (2-3 года)

на основе программы Н. А. Горловой, О. А. Горловой «Речевой фитнес»

Подготовила и провела:

воспитатель 1 квалификационной категории

Ситникова И.В.

Улан-Удэ, 2022

Цель педагога: формирование у детей ценностных представлений о зданиях; совершенствовать коммуникативные навыки; воспитание доброжелательных отношений друг к другу; желание и умение работать сообща; оказывать взаимопомощь; приобщение детей к социокультурным нормам.

Цель детей: рассказать Лисичке, что такое дом.

Задачи:

1.Учить детей четко понимать и различать понятия «высокий», «низкий».
2.Закрепить умение считать до двух, сравнивать совокупности «один-много».
3.Формировать пространственно - образное мышление.
4.Закреплять названия геометрических фигур «квадрат», «прямоугольник», «треугольник».
5.Упражнять в звукоподражании.
6.Развивать у детей понимание и использования в речи предлогов на, под.
7.Продолжать учить рисовать пальчиками, оставляя отпечаток в нужном месте; лепить из пластилина приемом «круговое скатывание»; наклеивать детали изображения в нужное место.
8.Развивать речевое внимание, тонкие движения мелкой моторики.

Материалы и оборудование:

*Картинка-фон «небо и земля», фигурки солнца, облаков, домиков, цветов.
*Построенные из конструктора одно-, и двухэтажный домики. Платочки.
*Шаблоны травы. Разноцветные прищепки.
*Крупный строительный материал, ребристые доски. Картинка-схема домика.
*Рисунок домика с пустыми окнами, желтая пальчиковая краска, желтый пластилин, влажные салфетки.

Подготовительная работа: беседа «Что такое дом?», рассматривание иллюстраций домов разной высоты,

Ход ООД:

1.Мотивационный этап

Приходит в гости Лисичка, плачет:

-Здравствуйте, ребята! (Здравствуй, Лисичка!)

-Да, вы узнали меня, я Лисичка. Я шла и заблудилась.

Воспитатель: Лисичка, где ты живешь?

Лисичка: У меня есть своя норка, я в ней живу.

Воспитатель: Лисичка, а в твоей норке есть дверь? (нет). Но без двери холодно.

Лисичка: А я хвостиком укрываюсь и мне тепло.

Воспитатель: Лисичка, мы тебе покажем, как согреваются ребята.

2.Ориентировочный этап

Приветствие

Мы топаем ногами.
Мы хлопаем руками,
Качаем головой,
Качаем головой.
Мы ручки поднимаем,
Мы ручки опускаем.
Раз-два, раз-два.
Заниматься нам пора!

Лисичка: Я теперь то же буду так согреваться, мне очень понравилось.

Воспитатель: А где мы ребята живем (в доме). Есть «дом» в котором Вы живете с мамой, папой, братьями и сестрами. Наш детский сад то же ДОМ, в нем живут ребята. Давайте покажем Лисичке наш дом. Приглашайте Лисичку (проходи Лисичка к нам в гости).

3.Исполнительский этап

Воспитатель: Ребята, давайте покажем Лисичке, как строят дом.

Пальчиковая игра «Строим дом»

Целый день — тук да тук,
Раздается звонкий стук.                           Движения по тексту
Молоточки стучат.
Строим дом для зверят.
Этот дом для белочек,
Этот дом для зайчиков,
Этот дом для лисят,
Этот дом для волчат,

Этот домик для ежат.
Вот какой хороший дом.
В нем мы славно заживем.
Будем песни распевать,
Веселиться и плясать.

Дидактическая игра «Домик на горе»

Воспитатель:

- На картинке нарисовано небо и земля. Покажите небо. Покажите землю. Возьмите в руки домик и приложите его к картинке. В какую част картинки вы приложили домик, к небу или к земле? Почему?
-А теперь выложите на картинку солнышко и облака. Куда вы выложите солнышко и облака? (На небо).
-А вокруг дома выросли цветы. Где вы разложите цветы? (На земле вокруг дома).
Сколько у вас домов? (Один дом). Сколько цветов? (Много цветов). Сколько солнышек? (Одно солнышко). Сколько облаков? (Два облака).

Лисичка: Какие красивые у вас получились домики. Я около своей норки то же посажу цветочки.

http://vospitatel.com.ua/images/d/dom-podborka-igr-i-uprajneniy-2.jpg

Материал для вырезания к занятию «Дом»

Лисичка: Ребята, я в лесу нашла картинки и хочу вам показать. Посмотрим?

Дидактическое упражнение «Высокий-низкий домик»

- Ребята, что это? (домики). Давайте их сосчитаем. (Один, два, три). Сколько домиков? Три домика. Какой из домиков самый высокий? Какой самый низкий? В этих домиках живут медведи. Сосчитайте, сколько медведей? Как вы думаете, в каком домике живет каждый медведь?

Воспитатель: Обычно вокруг дома выстраивают забор.

Лисичка: А как его строить?

Воспитатель: Мы сейчас тебя научим.

Игра с прищепками «Красивый забор»

Воспитатель:

- Вот дощечки, а вот тут приготовлены наши прищепки. Сейчас мы в вами сделаем из них красивый забор для наших домов.

(Лисичка выполняет задание вместе с детьми)

Динамическая пауза «На стройке»

Воспитатель:

- Нам нужно перенести на стройку строительный материал. Поможете? (Дети переносят крупный строительный материал из одного места в другое, преодолевая препятствия. В качестве препятствий используются пеньки, «лужи» и т. п.).

Конструирование «Построй домик»

Воспитатель:

- На картинках нарисована схема домика, который вы сами выложите-построите. Берите детали и постройте из них дом по схеме. Дом какой формы? (квадрат, прямоугольник), а крыша какой формы? (треугольная).

-Лисичка, красивые у ребят получились домики?

Лисичка:

-Красивые, только я не запомнила из какой фигуры построен дом (квадрат, прямоугольник), а из какой фигуры крыша (треугольник). Вот спасибо, теперь я все запомнила.

http://vospitatel.com.ua/images/d/dom-podborka-igr-i-uprajneniy-12.jpgОдноэтажный домик

Воспитатель:

-В каждом доме есть разные приборы, предметы которые издают звуки.

Упражнение «Какие звуки вы слышите дома?»

Как свистит чайник? С-с-с.
Как капает вода из крана? Кап-кап-кап.
Как папа работает дрелью? Ж-ж-ж.
Как гудит пылесос? У-у-у.
Как гости стучат в дверь? Тук-тук-тук.

Рисование пальчиками «Зажги огни в окнах домов»

- Вот и наступил вечер, стало темно. Давайте включим свет, пусть загорятся ярким светом окна в домах. Окунайте пальчик в желтую краску и закрашивайте окошки на доме.

http://vospitatel.com.ua/images/d/dom-podborka-igr-i-uprajneniy-9.jpg

Лепка «Взошла луна»

Воспитатель:

- А вот и луна взошла на небе. (На том же листе, где рисовали огоньки в окнах домов). Давайте слепим ее из желтого пластилина. Сначала скатаем шар. Затем расплющим его и приложим к ночному небу. Придавите пластилин. Луна готова!

Динамическая пауза «У медведя дом большой»

У медведя дом большой,
(Руки поднять вверх, встать на носки)
А у зайца — маленький.
(Присесть на корточки, руки опустить вниз)
Наш медведь пошел домой,
(Переступание с ноги на ногу)
А за ним и заинька.
(Прыжки)
Мы лисичку провожаем
(Прощальные махи рукой)
И здоровья ей желаем.

Лисичка: Как интересно у вас и весело. Но я устала и хочу к себе в норку.

Воспитатель: Ребята, давайте подарим ей игры. Лисичка , если ты пойдешь по этой дорожке то попадешь в лес. Прощайтесь с Лисичкой: До свидания, Лисичка! Приходи к нам в гости!

Лисичка: Спасибо ребята. До свидания!

4.Рефлексивный этап

Воспитатель: Дети, кто приходил сегодня к нам в гости? О чем мы рассказывали Лисичке?

(ответы детей)

5.Перспективный этап

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, лисята любят играть? (ответы детей) Какими игрушками они любят играть? (ответы детей). Давайте приготовим лисятам игрушки и подарим лисятам. (да)



Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение

Детский сад №56 «Теремок»

(комбинированного вида)

Города Улан-Удэ

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ

С ДЕТЬМИ РАННЕГО И МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА»

Подготовила: воспитатель

первой квалификационной категории

Ситникова И.В.

       Занятие – основная форма учебной работы по физическому воспитанию в детском саду. Они проводятся круглый год с детьми определенной возрастной группы по твердому расписанию. Занятия может проводить как инструктор по физ. подготовке так и воспитатель.

Основными задачами образовательной области « Физическое развитие» являются:

- Сохранение  и укрепление физического и психического здоровья детей.

- Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и    координации)

- Накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение ОВД)

- Формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенстве.

Охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребенка и его полноценное физическое развитие являются неотъемлемой частью педагогической работы в дошкольных учреждениях.

      Большое внимание с раннего возраста уделяется формированию правильной осанки, двигательных навыков, координации движений, пространственного ориентирования, развитию физических качеств, а также привитию культурно- гигиенических навыков и интереса к физическим упражнениям, что способствует формированию моральных качеств, волевых черт личности, ведению здорового образа жизни.

       Методически правильно организованные физкультурные занятия призваны удовлетворять естественную потребность детей в движении и способствовать своевременному овладению ими двигательными навыками и умениями.

По требованиям СанПиН 2.4.1. 3049-13 к организации физического воспитания: 

п.12.4. С детьми второго и третьего года жизни занятия по физическому развитию основной образовательной программы осуществляют по подгруппам 2-3 раза в неделю. С детьми второго года жизни занятия по физическому развитию основной образовательной программы проводят в групповом помещении, с детьми третьего года жизни - в групповом помещении или в физкультурном зале.

п.12.5. Занятия по физическому развитию основной образовательной программы для детей в возрасте от 3 до 7 лет организуются не менее 3 раз в неделю. Длительность занятий по физическому развитию зависит от возраста детей и составляет:

- в младшей группе - 15 мин.,

- в средней группе - 20 мин.,

- в старшей группе - 25 мин.,

- в подготовительной группе - 30 мин.

        Занятия по физической культуре во второй младшей группе проводятся 3 раза в неделю продолжительностью 15 мин. (2 в зале, одно на улице); построены они по обычной структурной схеме, т. е состоят из вводной (2-3 мин., основной (10 мин.) и заключительной (2-3 мин) частей, для каждой из которой характерны свои задачи.

На занятиях по физическому воспитанию используются следующие виды:

-Традиционные

-Игровые занятия

-Сюжетные

Для проведения занятий в раннем и младшем возрасте целесообразно проводить занятия в сюжетной форме.

Сюжетные занятия позволяют нам формировать у детей правильное отношение к физкультурным занятиям,  учитывая возрастные особенности детей.

Такие занятия являются одной из организационных форм проведения занятий по физической культуре, способствующей воспитанию у  детей интереса к процессу выполнения физических упражнений. В отличие от занятий, проводимых по традиционной форме, все средства физического воспитания, используемые в сюжетном занятии, подчинены определенному сюжету. Сюжетные занятия содержат целостную сюжетно – игровую ситуацию, отражающую окружающий мир ребенка; они состоят из разнообразных имитационных движений и упражнений общеразвивающего воздействия.

 Сюжетное занятие включает в себя элементы ходьбы и бега во вводной части занятия, общеразвивающие упражнения с предметами и без предметов, основные движения, подвижные и спортивные игры в основной части, дыхательные упражнения, пальчиковые игры и игры малой интенсивности в заключительной части. Занятия такого характера отличает интересное содержание, игры, радостная атмосфера, положительные детские эмоции и красивая образная речь взрослого.

Использование сюжетных занятий помогает в  решении следующих задач:

  • - закреплять и совершенствовать двигательные умения и  навыки детей в игровой форме;
  • -  развитие психических способностей и эмоциональной сферы;
  • - развитие музыкально-ритмических способностей,
  • - воспитание интереса и потребности в систематических занятиях    

  физическими  упражнениями.

  • -  воспитывать  и развивать у детей творческие способности, воображение
  • - способствовать появлению интереса к импровизации различных действий в процессе занятия.

Все сюжетные занятия можно разделить:

 1. Сюжетно-образные физкультурные занятия.

Цель: через знакомый подражательный образ привлечь детей к выполнению разнообразных движений, приобретение разнообразных двигательных навыков

     На протяжении всего занятия разные движения имеют разные образы или один

образ воплощается в разных движениях.

Это могут быть «Котята», «Мышата», «Птички»

2. Сюжетно-игровые физкультурные занятия.

Цель: Учить детей ставить перед собой цель и достигать ее, преодолевая различные проблемные ситуации, воспитывая в себе необходимые для этого психологические и физические качества.

а)Через игру дети учатся преодолевать игровые препятствия в выполнении движений, ориентировке в пространстве и т. д.

б)Через сюжетную игру с определенным назначением, уже вначале перед  детьми  ставится цель, для достижения которой необходимо преодолевать двигательные трудности, уметь разрешать проблемную ситуацию.

3.Сюжетно-тематические физкультурные занятия.

Сюжетно-тематические занятия в свою очередь можно разделить на три вида:

  • Сюжетно-тематическое физкультурное занятие по сказкам и литературным произведениям.

Цель  таких занятий  - учить преодолевать двигательные трудности, ориентироваться в проблемных ситуациях, развивать у детей  творчество, фантазию и воображение;

 а) Занятие может быть построено на сюжете одной сказки, литературного произведения

 б) Занятие построено на встрече с героями из разных сказок

 в) На  протяжении   всего   занятия присутствует один  сказочный  герой, например.

  • Сюжетно-тематические физкультурные занятия, связанные с сезонными явлениями в природе, общественной жизнью.

Эти занятия создают благоприятные условия для совершенствования основных движений;

способствуют умственному и физическому развитию дошкольника;

стимулируют двигательную активность, регулируют ее, обеспечивая, таким образом, гармоническое развитие ребенка.

Познавательное развитие дошкольников осуществляется ненавязчиво, в игре. Так, на занятии «Прогулка в осенний лес» дети узнают, что белка делает запасы на зиму (орехи, грибы), что у нее не одна кладовая, а несколько. На занятиях «Мишке холодное лесу, стужа детки на носу», «Пришла весна, разбудим мишку ото сна» дети узнают, что медведь — лесной зверь. Он осенью ложится спать в берлогу до весны. На занятии «Мишка-Топтыжка» -что медведь сильный, может лазать по деревьям, бегать, плавать.

А на таких занятиях, как «Приключение снежинок», «Путешествие на север» дошкольники узнают об особенностях  явлений природы.

Такие занятия, как «Матросы на корабле», «Летчики-пилоты» , «Мы -спортсмены», «Цирк» помогают детям закрепить знания о труде взрослых, явлениях общественной жизни.

  • Сюжетно-тематические физкультурные занятия с одним пособием.

    На таких занятиях есть  возможность продемонстрировать детям многообразие способов использования какого-либо спортивного пособия в различных видах двигательной деятельности (прыжках, метании, равновесии, беге).

Целью таких занятий является:

-Развитие физических качеств, двигательных умений и навыков; оказывает положительное влияние на все группы мышц;  

-способствует развитию воображения, самовыражения, творческой деятельности: дети фантазируют, придумывают различные упражнения, учатся использовать один и тот же предмет в разных ситуациях.  

   Занятия с одним пособием используются во всех возрастных группах, они направлены на обучение и закрепление движений.

Очень интересно проходят занятия с  нестандартными палочками, которые  включают в себя следующие виды деятельности:

строевые упражнения (разные виды ходьбы с палкой; ходьба и бег с перешагиванием через палки;  бег с перепрыгиванием через палку); общеразвивающие   упражнения; выкладывание дорожки из палочек и ходьба и бег по этой дорожке, прыжки через нее; подвижная игра с палочками, упражнения для развития мелкой моторики рук –массаж, выкладывание из палочек  разнообразных предметов (круг, домик, солнце, машину и т.д.)       

    Использование приемов имитации и подражания, образных сравнений соответствует психологическим особенностям дошкольников, облегчает процесс запоминания, освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятия, способствует развитию мышления, воображения, творческих способностей, познавательной активности.

Движения, связанные с каким-либо образом или сюжетом, увлекают детей, образ подталкивает к исполнению подражательных движений, которые очень любят дошкольники. Разные роли для детей - это и разные двигательные задачи. Например, дети - «мышки» - выглядывают из норок, ходят мелким шагом, дети - «котята» - выгибают спинку, ловят свой хвостик, играют с клубком, пока «мышки», испугавшись, наблюдают за ними. Дети в роли зайчишек учатся прыгать, в роли физкультурников - осваивают упражнение с палкой, в роли моряков учатся «ходить и ползать по высокой и скользкой палубе.

   Это является одной из причин проведения сюжетных физкультурных занятий. Такие занятия развивают у детей творчество, фантазию, воображение. Литературные герои учат детей преодолевать двигательные трудности в достижении цели, ориентироваться в проблемных ситуациях. Этот тип занятий ценен тем, что на них дети раскрываются с неожиданной стороны, например: проявляется артистичность, музыкальность, самостоятельность.

       Занятия по физической культуре в сюжетной форме надо начинать с эмоционального рассказа, в котором задается воображаемая ситуация, перед детьми раскрываются условия принятия роли, сообщается последовательность выполнения упражнений и их содержание. В каждой возрастной группе стараюсь применять разнообразные приемы создания игровой мотивации, которые способствуют увлеченному выполнению детьми физических упражнений: это и загадки про животных, про явления природы, художественное слово, и волшебные превращения в разных героев; использование игрушек, масок. При подборе упражнений учитываются возрастные особенности детей, принимается во внимание и уровень их физической подготовленности.

       Разнообразие на занятии стандартного и нестандартного оборудования, шапочек, наличие и использование природного материала способствует лучшей организованности, повышению двигательной активности детей

        Для традиционного занятия основой построения является его структура: ориентировочный план подбора и распределения упражнений и подвижных игр. Структура занятия разработана в соответствии с требованиями физиологии и гигиены физических упражнений и обусловлена закономерностями работоспособности и утомляемости организма ребенка при физических нагрузках.

        В схематическом плане занятия по физической культуре рассматривают 3 части:

вводную, основную и заключительную.

       Ι. В первой (вводной) части занятия ставится задача организовать детей, возбудить интерес и привлечь внимание к предстоящим двигательным заданиям, создать необходимую эмоциональную настроенность, а также подготовить организм ребенка к выполнению более сложных и интенсивных упражнений в основной части занятия.

       В содержание вводной части входят: ходьба (широким шагом, с высоким подниманием колен, змейкой, со сменой направления, с препятствиями), бег (в колонне по 1, врассыпную); прыжки (на 2-х, на одной ноге, на месте, с продвижением), подскоки, перестроения, повороты, упражнения на осанку и упражнения, укрепляющие стопу, танцевальные шаги. Завершается вводная часть построением в шеренгу, в колонну по одному, в круг, врассыпную, игры на внимание («Найди себе пару», «Найди свое место», «Сделай фигуру», «За высоким и низким»). Бег дается в среднем темпе, а подвижные игры – средней подвижности, чтобы не перевозбудить детей. На эти упражнения отводится 2-4 мин в зависимости от организованности группы, сосудистой и дыхательной систем. Обычно бег и прыжки чередуются с ходьбой. Упражнения вводной части занятия выполняют все дети одновременно.

       

         ΙΙ. Во второй (основной) части занятия решаются следующие задачи: обучение детей новым упражнениям, повторение и закрепление ранее пройденного, совершенствование умений и навыков детей в движениях, воспитание физических качеств.

       В младших группах даются 2-3 основных вида движений (1-2 – в виде упражнения, 1-2 – в подвижной игре). Количеств основных движений может быть увеличено при высокой физической подготовленности детей и проведении упражнений по круговой системе.

        Бег, прыжки нужно чередовать с успокаивающими движениями (ходьба). За упражнениями, требующими сосредоточенного внимания, должны следовать более динамичные движения, благотворно влияющие на развитие всех мышц и всех систем организма. Чтобы обеспечить высокую моторную плотность основной части занятия, упражнения рекомендуется проводить со всеми детьми одновременно. В основную часть занятия входит подвижная игра, усиливающая физиологическое и эмоциональное воздействие занятия на детей.

         ΙΙΙ.В третьей (заключительной) части занятия решаются задачи постепенного перехода от возбужденного состояния организма ребенка к более спокойному, подводятся итоги занятия. В заключительной части проводятся спокойная ходьба, дыхательные упражнения, малоподвижные игры, хороводы. Заканчивается занятие организованным уходом детей из зала.

 

СПОСОБЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТЕЙ НА ЗАНЯТИИ

- Фронтальный

- Групповой

- Индивидуальный

       1.При фронтальном способе организации все дети одновременно выполняют одно и то же упражнение или делают одновременно разные движения. Фронтальный способ организации обеспечивает постоянное взаимодействие воспитателя и детей.

       2. При групповом способе группу делят на (2-4) и каждая получает отдельное задание. После того как дети выполнят задание несколько раз, подгруппы меняются местами.

       3. При индивидуальном способе, каждый ребенок делает упражнение по очереди, а воспитатель проверяет качество выполнения и дает соответствующие указания.

На одном занятии можно чередовать способы организации детей.

   

 В разных возрастных группах соотношение приемов обучения физическим упражнениям изменяется. В раннем возрасте дети выполняют упражнения с небольшой помощью взрослого или придерживаясь за предметы. В этом возрасте большое место занимают зрительные ориентиры, которые стимулируют детей к выполнению движений. Слово применяется главным образом для создания у детей положительного отношения к выполнению упражнений.

      В младшем дошкольном возрасте при обучении физическим упражнениям в большей мере используют показ, имитации, зрительные, слуховые ориентиры. Словесные приемы сочетаются с показом и помогают уточнить технику упражнений.

Содержание работы

На что обратить внимание

ПОДГОТОВКА К ЗАНЯТИЮ - продумать содержание, подготовить оборудование, пособия, наметить конечные результаты

Учесть этапы обучения; Предусмотреть достаточную площадь, гигиену, одежду, обувь, удобно разместить пособия

РАЗМИНКА - подготовить организм к нагрузке, вызвать интерес к занятию: продумать целесообразность движений, их разнообразие по построению, направлению, темпу, способу выполнения, нагрузке

Не допустить длительных бесцельных движений; дать четкие, краткие организационно-методические указания; продумать ритмическое сопровождение (счет, бубен, грамзапись, музыкальное сопровождение)

ОБЩРАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ - научить выполнять с наибольшей пользой для организма (правильная осанка, дыхание, и.п., темп, и т.п.)

Предусмотреть название упражнений, смену н.п. для каждого, их разнообразную подачу (по показу воспитателя, ребенка, по названию, проговариванию и т.д), различное ритмическое сопровождение (счет, слово, звук, музыка, выполнение в свободном тенте); выделить 1-2 наиболее важных элемента, объяснить детям

ОСНОВНЫЕ ДВИЖЕНИЯ - на I этапе - научить выполнять в целом, на II этапе - элементам техники, на III этапе - творческому исполнению

Создать условия для многократного творческого повторения движений, продумать методы обучения, опенку; каждое обращение к детям должно быть четким, кратким, образным, вызывать у детей желание к выполнению движений

ПОДВИЖНАЯ ИГРА - совершенствовать движения, обеспечивать пик нагрузки, формировать нравственно-волевое поведение

Объяснить игру (с учетом возраста детей, новизны игры, для старших - выделить правила); распределить роли (на каждом занятии по-разному); использовать всю возможную площадь; добиваться соблюдения правил, качественного творческого выполнения движений; регулировать нагрузку

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ - восстановить пульс и дыхание

Не допустить резкой остановки после бега и других нагрузочных упражнений; восстановить дыхание, начиная с ускоренной ходьбы с постепенным замедленней темпа, включением дыхательных упражнений, игры малой подвижности

Физкультурный досуг  составляют знакомые детям подвижные игры и физические упражнения. Главными  задачами  при проведении физкультурного досуга являются  создание бодрого, радостного настроения, стимулирование активности каждого ребенка с учетом  его индивидуальных  возможностей. По содержанию  и композиции физкультурные досуги могут быть разными: строиться на знакомых играх и игровых упражнениях, с использованием музыки (музыкальные игры, упражнения под музыку), тематические. Досуги отличаются от НОД  всевозможными сюрпризными моментами (введение персонажа, вручение маленьких подарков, призов). Подбирая материал для детей младшего возраста, необходимо предусмотреть фронтальное выполнение, когда все дети вовлечены в игры и упражнения.

День здоровья  проводится со второй младшей группы. Цель – оздоровление нервной системы и организма в целом и поддержание эмоционально положительного состояния психики ребенка.

Рекомендуемые интернет ресурсы:

1. http://edu.mari.ru/mouo-sov/dou2/15/Старший%20воспитатель%20Виногорова%20Татьяна%20Дмитриевна/Консультация.%20Организация%20и%20методика%20проведения%20физкультурных%20занятий.pdf   

2.https://nsportal.ru/detskiy-sad/fizkultura/2022/05/27/organizatsiya-zanyatiy-po-fizicheskoy-kulture-s-detmi-mladshego 

3.https://multiurok.ru/index.php/files/metodika-provedeniia-fizkulturnykh-zaniatii-vo-2-o.html