История бальных танцев и тенденции развития танцевальных программ
История бальных танцев и тенденции развития танцевальных программ
В настоящее время спортивные бальные танцы являются одним из самых красивых и зрелищных видов спорта.
Спортивный бальный танец — активно развивающийся вид танцевального искусства, который, с одной стороны, представляет собой хореографическое искусство, а с другой — результат своеобразного синтеза искусства и спорта. В последние годы вопрос о соотношении спортивной составляющей и искусства в бальных танцах приобрел особую остроту. В связи с этим актуальна проблема разработки спортивных технологий и методик тренировки танцоров, а также критериев оценки их спортивного мастерства. Решение данной проблемы должно основываться на исследовании исторических аспектов и тенденций развития бальных танцев, анализе научной литературы по вопросам подготовки спортсменов-танцоров.
Слово «бал» пришло в русский язык из французского и происходит от латинского глагола ballare, который означает «танцевать». Бальные танцы — группа различных парных танцев, возникшим в средневековой Европе, некоторые из которых имеют народные истоки.
Бальные танцы имеют уникальную историю, которая во многом определила их популярность в качестве способа отдыха, а также соревновательного вида спорта.
Из анализа литературных источников установлено, что бальные танцы появились в XV в. в Италии и Франции в связи с увлечением балами светского общества. В то время бальные танцы представляли собой видоизмененные нормами этикета и уклада жизни бытовые народные танцы. Изменяясь и приобретая новые грани, к XIX в. бальные танцы стали модными во многих странах Старого Света, причем ведущее место занял вальс - благодаря отсутствию сложных фигур и красоте мелодий.
Уже в XVII веке умение танцевать считалось хорошим тоном. А в 1661 году в Париже была основана первая Королевская академия танца, которая запретила импровизации, ввела регламент костюмов и обязательный порядок исполнения танцев. В этот же период проводятся первые балы, посещать которые имели право только представители голубых кровей. Таким образом, танцы, исполнявшиеся на этих балах, больше не считались народными, они носили светский характер и теперь именовались бальными.
Еще через столетие стали устраивать публичные балы. На них могли попасть все желающие, чей dress code соответствовал установленным правилам и чьи финансовые возможности позволяли оплатить входной билет. Наиболее популярными танцами тогда считались жига, гавот, буре, стремительно развивались, и обретали всеобщую любовь такие танцы, как канкан, полька, галоп.
В конце XIX - начале XX века бальные танцы стали популярны и среди низших слоев общества, которые посещали публичные танцевальные залы или «общественные ассамблеи».
К началу XX в. в связи с появлением различных видов бальных танцев возникла необходимость их систематизации и стандартизации. В 20-х годах XX в. некоторые европейские государства предприняли первые шаги в возникновении и развитии танцевального спорта. В 1924 г. в Англии специальный комитет Имперского общества учителей танца (Imperial Society of Teachers of Dancing — ISTD) начал работу по стандартизации известных в то время танцы (медленный вальс, танго, венский вальс, медленный фокстрот, квикстеп.
В начале 20-х годов прошлого столетия получили развитие соревнования по бальным танцам. В 1924 году в Англии при Имперском Обществе Учителей Танца было создано Отделение бальных танцев. Его задачей была выработка стандартов на музыку, шаги и технику исполнения бальных танцев, а термин «бальные танцы» стал применятся по отношению только к 5-ти европейским танцам: Вальс, Танго, Медленный Фокстрот, Квикстеп и Венский Вальс.
Постепенно спортивные танцы распространились по всей Европе, достигли Азии и Америки. В 1935 г. в Праге создано первое танцевальное объединение — Международная федерация танцоров любителей, которая просуществовала до 1956 года. Первый чемпионат мира среди любителей прошел в Германии в г. Бад Нойхейме в 1936 году, в котором приняли участие танцоры из пятнадцати стран трех континентов.
В начале XX столетия в течение нескольких десятилетий на культуру Европы огромное влияние стала оказывать латиноамериканская и африканская музыка.
В результате, в 1930—1950-е годы количество бальных танцев в конкурсных программах было постепенно увеличено до десяти за счет включения латиноамериканских танцев: румба, самба, джайв, пасодобль, ча-ча-ча
В конечном итоге были сформированы современные программы: европейская и латиноамериканская.
Лидером конкурсного бального танца становится Англия, где была образована и сохраняет свое значение до настоящего времени английская школа бальной хореографии. В ней сформулированы первые правила международного стандарта бальных танцев и создана система техники их исполнения.
В 1957 г. был создан Международный союз танцоров любителей (1САБ), который в 1990 г. переименован в Международную федерацию танцевального спорта (IDSF), ныне это Всемирная организация танцевального спорта (WDSF), образованная в 2011 г.
Термин «танцевальный спорт» появился в начале 80-х годов XX в. и был введен IDSF для обозначения соревновательной формы бальных танцев.
К 1992 г. IDSF получила полноправное членство в международной конвенции «Спорт-Аккорд», которая объединяет более 100 международных федераций по видам спорта. Вскоре танцевальный спорт был признан Международным олимпийским комитетом.
В результате расширения соревновательных программ и увеличения количества категорий участников спортивный танец охватывает все большее количество спортсменов. В настоящее время на соревнованиях исполняются три программы спортивных танцев: европейская, латиноамериканская и так называемая десятка, куда входят все десять танцев. В спортивных танцах существует множество разнообразных фигур, движений, связок, линий, поддержек, которые могут быть использованы для составления программы. Постоянно улучшается техника спортсменов, впитывая в себя наиболее значимые технические аспекты исполнения лучших танцоров прошлого и современности. Формируются различные школы со своим индивидуальным стилем, образуемые выдающимися танцорами и их последователями.
В настоящее время основными тенденциями развития танцевальных программ являются:
· увеличение зрелищности выступлений танцоров, прежде всего в латиноамериканской программе, которая становится все более атлетичной, насыщается элементами шоу, некоторыми игровыми моментами, превращающими спортивные танцы в красивое эстетическое зрелище;
· увеличивается число разнообразных поддержек, поз, основные фигуры изменяются благодаря необычным соединениям, движениям корпуса и позициям рук;
· развитие скорости и динамичности танца;
· повышение сложности и разнообразия программ за счет включения в танцевальные программы новых комбинаций из основных фигур, выполненных по частям, использования партнером (или партнершей) партии партнерши (или партнера), включение оригинальных элементов и находок, синкопированных ритмов, разнообразия фигур-линий, уменьшения количества несложных фигур в танце и др.;
· увеличение амплитуды шейпов в европейской программе;
· улучшение технической подготовленности спортсменов.
Таким образом, очевидно, что спортивный танец как часть не только спорта, но и искусства тесно связан с модой, с социальными изменениями, что в разные периоды накладывало свои отпечатки на развитие танцевального спорта. Из года в год происходит повышение технического мастерства спортсменов. Изменяется система оценки в спортивных танцах — внедряется абсолютная система оценки, направленная на объективизацию системы судейства и более доступное понимание оценки для зрителя. Происходит расширение программы международных соревнований, которые теперь включают соревнования среди ансамблей, шоу-программ, фристайла, чемпионаты по европейскому и латиноамериканскому секвею. Разработана и постоянно расширяется единая программа соревнований, которые проходят уже более чем в ста странах мира. Задачами Всемирной федерации на ближайшие пятьдесят лет являются включение танцевального спорта в программу Олимпийских игр, Паралимпийских игр, молодежных Олимпийских игр. Увеличение спортивной составляющей и зрелищности бального танца как прогрессивной тенденции его дальнейшего развития способствует повышению качества исполнительского мастерства танцоров, успешному привлечению зрителей на соревнования по танцевальному спорту, осознания обществом спортивных танцев как вида спорта. Они нуждаются в разработке научных основ организации тренировочного процесса, переосмыслении средств, форм и методов обучения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Безикова, А. А. Гармонизация взаимодействия партнеров в спортивных бальных танцах: На материале подростковых групп: дис. кандидата педагогических наук / Анна Александровна Безикова. - Тюмень, 2006
2. Васильева-Рождественская М. В. Историко-бытовой танец. М.: Искусство. Москва, 1987.
3. Регаццони Г. Бальные танцы: Пер.с фр. / Г. Регаццони, А. М. Росси, А.Маджони. – М.: БММ АО, 2001.
4. Терехова, М. А. Методика физической подготовки танцоров 10-11 лет на этапе начальной спортивной специализации: дис. канд. пед. наук. Волгоград, 2008.
5. Бредихин А.Ю. Вехи истории спортивных бальных танцев и тенденции развития танцевальных программ / Знание. Понимание. Умение. Выпуск № 3 / 2012.
6. Е.Ю. Дегтярева. Популяризация бальных танцев и перспективы их дальнейшего развития /Вестник МГУКИ 2012 , № 3 (47).
