Из опыта работы. «Особенности подготовки танцоров к конкурсным выступлениям»
В настоящее время в сфере бальных танцев существует целая система соревнований, включающая городские, региональные, всероссийские и международные турниры. В Смоленской области ежегодно проводятся турниры различного уровня под эгидой Союза танцевального спорта России: открытый чемпионат Смоленской области, кубок города-героя Смоленска, кубок «Кристалла», «Зимняя сказка» и другие.
Участие в танцевальных конкурсах является хорошей мотивацией для детей к занятию бальными танцами, что благотворно влияет на желание учащихся тренироваться, развивать свои творческие и физические способности.
Учащиеся моего танцевально-спортивного клуба «Радуга» принимают активное участие в соревнованиях, проводимых как в Смоленской области, так и за ее пределами.
Конкурсная программа делится на 2 вида: «массовый спорт» и «спорт высоких достижений». В «массовом спорте» участвуют дети 1-4 годов обучения. Здесь учащиеся знакомятся с основными правилами конкурсного танцевания. Для них существует своя система оценки, поощряются все участники. После подготовительного периода в массовом спорте, танцоры могут перейти в «спорт высоких достижений», получив спортивные книжки и начальный танцевальный разряд.
Для успешного выступления учащихся в соревнованиях по спортивным бальным танцам мной проводится тщательная, планомерная подготовка юных танцоров. В связи с участием детей в соревнованиях различного уровня, мной применяется индивидуальный подход к подготовке каждого ребенка. Тем не менее, существуют общие правила подготовки танцоров и критерии их оценки на конкурсах, которые учитываются мной на занятиях.
Для начинающих танцоров 1-2 года обучения необходимо делать акцент на музыкальность исполнения движений, ровное положение корпуса и правильные линии рук.
Для учащихся 3-4 года обучения можно выделить более четкое, техничное исполнение различных движений танцев; на данном этапе появляется взаимодействие в паре, работа корпуса и рук.
Для танцоров, которые принимают участие в «спорте высоких достижений», появляются более сложные фигуры, различные музыкальные ритмы. Появляется необходимость показывать эмоциональный окрас и характер каждого танца европейской и латиноамериканской программы.
Существует множество критериев оценки конкурсной программы, на которые я обращаю внимание при подготовке танцоров к соревнованиям:
- Музыкальный ритм для каждого танца латиноамериканской программы: Самба, Ча-Ча-Ча, Румба, Джайв, Пасодобль; и западноевропейской программы: Медленный вальс, Квикстеп, Венский вальс, Танго, Медленный фокстрот.
- Позиции и линии ног и рук, правильность постановки корпуса и стойка в паре.
- Техничное исполнение различных движений, правильная работа корпуса и бедер, правильная постановка стопы, ведение в паре и многие другие нюансы. К примеру, если это Румба, особенно заметной становится правильная работа колен, а натяжение носков продолжает линию шага и придает ему дух променда в полном смысле этого слова. В Европейской программе бальных танцев скользящее движение стопы по паркету придает легкость и плавность во время выполнения шагов в медленном фокстроте или медленном вальсе. Каким бы не был исполняемый танец, технически правильная работа стопы и ног – это залог сильного, подчеркивающего, быстрого или же наоборот плавного и скользящего шага.
- Умение двигаться по площадке, выбирать правильную траекторию движения. Партнер должен уметь избежать столкновения, он должен еще и обеспечить продолжение выполнения фигур и исполнения танца в целом, не останавливаясь.
- Артистичность и умение выражать характер каждого исполняемого танца, т.к. в эмоциональном плане все танцы очень разные.
Учет этих особенностей и критериев, добросовестное отношение к занятиям танцами, трудолюбие и самоотдача юных танцоров моего танцевального коллектива дают возможность успешно выступать им на соревнованиях различного уровня, о чем свидетельствуют занятые ими призовые места и полученные медали, кубки и грамоты различных степеней и достоинств.

